наложение судебным приставом-исполнителем ареста на тоже самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей;
·заключение договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса <#"justify">Решение об отмене ареста принимается не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа, постановления судебного пристава-исполнителя или вступления в законную силу решения суда.
Решение об отмене ареста оформляется постановлением. Данное постановление в течение трех рабочих дней рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.
Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 77 Кодекса <#"justify">Глава 2. Порядок взыскания недоимки на примере организации
.1 Экономическая характеристика предприятия
налог просрочка недоимка
Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано 05 августа 1998 года и, по настоящее время, успешно работает на рынке. ООО «Титан» создано на основе учредительного договора, о добровольном объединении вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом организации.
Фирма осуществляет установку роллетных систем (роль-ставней), автоматических гаражных ворот, промышленных ворот, электроприводов для всех видов ворот, автоматических дверей с фотоэлементами, автоматических шлагбаумов, турникетов, парковочных систем, систем поверхностного водоотвода.
С 2001 года ООО «Титан» является членом Торгово-промышленной Палаты и действует на основании лицензии № Д 776551 от 28.08.2006 г.
Основными показателями деятельности ООО «Титан» являются: доход от реализации услуг; себестоимость реализованной продукции (работ или услуг); балансовая прибыль; фонд заработной платы; численность; среднемесячная заработная плата. Показатели деятельности организации отражены в Таблице 1.
Таблица 1.
Основные показатели деятельности ООО «ТИТАН» (в рублях).
№ Показатели2011201220131Выручка от реализации2107960231570025219502Чистая прибыль730615750420810740
Предприятие развивается достаточно динамично, о чем свидетельствует рост показателей.
ООО «ТИТАН» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы за минусом расходов по ставке 15 %.
Для налогового учета предприятия составляются налоговые декларации по УСН, заполняется Книга учета доходов и расходов, расчеты и декларации по страховым взносам в пенсионный фонд. Также ежеквартально заполняется расчетная ведомость по средствам социального страхования.
К основным доходам организации относятся поступления на расчетный счет или в кассу организации от юридических и физических лиц за оказанные услуги.
К основным постоянным расходам предприятия можно отнести:
заработную плату работников и отчисления с нее,
арендные и коммунальные платежи,
оплата услуг банка,
расходы на услуги связи,
расходы на рекламу,
расходы на выплату процентов за пользование заемными средствами,
расходы на канцелярские принадлежности,
расходы на обслуживание кассового аппарата.
Упрощённая система налогообложения удобна для ООО «Титан» которые работают в сфере малого бизнеса, преимущественно с физическими лицами.
Отчетность готовится каждый квартал. До 25-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом, нужно сдавать расчет авансовых платежей, а не позднее 31 марта - декларацию за расчетный период.
На примере данных за 1 квартал 2013 года произведем расчёт налогооблагаемой базы и расчёт налога. Налогооблагаемая база рассчитана как Доходы - Расходы.
За налоговый период (2013 год) ООО «Титан» получило следующие доходы:
Таблица 2.
Доходы организации за отчетный период
№Дата Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.)1I квартал580950,002полугодие1171900,0039 месяцев1755850,004год 2521950,00
Также в таблице 3 имеются данные о произведенных расходах в I квартале 2013 года:
Таблица 3.
Расходы предприятия за отчетный период.
№Название операцииСумма, руб.1I квартал3782652полугодие75953039 месяцев11407954год1711210
За I квартал, полугодие и 9 месяцев налог был уплачен в срок и в полном объеме, налоговую декларацию организация представила в налоговый орган 28 марта.
Используя имеющиеся данные организации, произведем расчет налоговой нагрузки за налоговый период на предприятие при УСН.
Рассчитаем единый налог за налоговый период.
Единый налог = (2521950-1711210)*15%=121611 рублей
ООО «Титан» 17 марта уплатило налог за налоговый период в размере 116000 рублей.
.2 Взыскание недоимки на примере организации
После предоставления налоговой декларации в налоговый орган в отношении ООО «Титан» началась камеральная налоговая проверка, в ходе которой была выявлена недоимка. Акт камеральной проверки был составлен 20.06.2014
При выявлении недоимки у налогоплательщика налоговый орган не позднее 10 календарных дней со дня наступления срока уплаты налога формирует программными средствами документ о выявлении недоимки, который хранится в электронном виде в налоговом органе. Данный документ представлен в Приложении 1.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган обязан принять меры по взысканию возникшей задолженности в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Пунктом 1 статьи 70 Кодекса <#"justify">Срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направляемого налогоплательщику, устанавливается не менее 8 рабочих дней с даты получения данного требования налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа указан срок его исполнения 24.07.2014. Организация уплатила недоимку 20.07.2014, следовательно, на данную дату необходимо исчислить пени по единому налогу. Пени исчисляются исходя из 1\300 действующей ставки рефинансирования, суммы неуплаченного налога и количества дней, на которое платеж был задержан.
Пени = 5611*1\300*0,0825*115=177,45 рублей
Таким образом, 20.07.2014 организация должна уплатить 5611+177.45 = 5788.45 рублей.
Глава 3. Пути развития механизма взыскания недоимок в РФ
Согласно Налоговому кодексу РФ в обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Из этого следует, что налоговые органы целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля и проводят систематическую работу по взысканию недоимок.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.
Анализ экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:
наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России.
Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана центральным аппаратом ИМНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.
Первоочередной задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.
Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.
Как показывает практика, значительно увеличивает результативность контроля применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговых органов вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.
Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике.
Наиболее показательным является опыт применения таких методов в Германии. Действующее германское законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
а) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
б) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.
метод, основанный на анализе производственных запасов.
Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.
Кроме этих методов применяются и некоторые другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. Налоговые органы с учетом мирового опыта, вынесли соответствующее предложение в законодательный орган решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.
Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в частности налоговых проверок. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.
Сущность бальной оценки, широко применяемой в Германии, состоит в следующем.
В зависимости от категории каждого проверенного предприятия - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору учитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии.
Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Для совершенствования форм налогового контроля требуется повышение правовой грамотности и информированности налогоплательщиков, включая повышение качества обслуживания, в том числе за счёт создания более комфортных условий налогоплательщикам при их обращении в налоговый орган.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие направления развития контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации:
создание автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств с целью решения контрольных и аналитических задач налоговыми органами;
развитие и внедрение системы автоматизированной камеральной проверки в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначислений;
внедрение прогрессивных методов проведения выездных налоговых проверок, разработка и внедрение автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок в целях анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер совершения налоговых правонарушений;
совершенствование системы учета налоговых платежей, системы информационного взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства по обмену электронными сводными реестрами с электронными платежными документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней;
совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий;
повышение эффективности работы по взысканию недоимки;
совершенствование структуры и ведения единого государственного реестра налогоплательщиков с целью обеспечения полноты и точности содержащейся в нем информации, оперативного доступа к соответствии с установленным порядком;
развитие системы досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции;
обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами, развитие, внедрение и сопровождение технических систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования;
совершенствование организационных структур налоговых органов России;
разработка типовых технологических процессов при осуществлении налогового администрирования на всех уровнях, проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности;
обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки налоговых работников различных возрастных групп и должностных категорий работников налоговых органов;
внедрение в процесс подготовки работников налоговых органов новых информационных и образовательных технологий.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России.
Заключение
В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно подп.9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Законодательство о налогах и сборах устанавливает определенную процедуру принудительного взыскания налога (пени), сбора, штрафа. Нарушение налоговым органом установленного порядка может исключить возможность принудительного взыскания налога, пени, сбора или штрафа.
По общему правилу налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, во внесудебном порядке независимо от размера суммы в порядке, установленном ст.46, 47 НК РФ.
Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей и организаций Налоговым кодексом установлен свой порядок взыскания недоимки.
Первоочередной задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.
Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Нормативные акты и литература
1)Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2. М.: Эксмо, 2012. 784с.
2)Приказ от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»
Специальная литература
3)Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.
)Парыгина В.А. Российская система налогообложения. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Статус - Кво_97, 2005. - 336 с.
)Горшнев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правоваяформа деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 291 с.
)Дубровская В.П. Вопросы урегулирования задолженности физических лиц: выход есть// Налоговая политика и практика 2010г.,с.-14-17.
)Уварова С.П. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок// Налоговая политика и практика 2009г.,с.-14-17.
)47. Шаповалов С. Налоговая отчетность и камеральная проверка //Налоговый вестник. - 2006. - №7. - с. 31-37
Интернет-ресурсы
9)Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/
10)Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
)Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/