Тема: Факторы брачного выбора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    18,57 Кб
Факторы брачного выбора
Факторы брачного выбора
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом

Социально-гуманитарный факультет











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы социологии

на тему: Факторы брачного выбора

Выполнила студентка группы Гб-СЦ4

Иванова Надежда Георгиевна

Реферат

Объект исследования - факторы брачного выбора.

Цель исследования - проведение вторичный анализ эмпирической информации, а так же, на основе полученных данных, рассмотрение основных факторов, влияющих на брачный выбор.

Методы исследования - анализ документов.

В процессе работы был выполнен анализ первоисточников, а также проведен вторичный анализ эмпирических данных, в результате чего было определено понятие и выделены основные характеристики института семьи и брака; выделены функции института семьи и брака в современном обществе; определены понятия брачного выбора и брака, а также выделены основные типы брачных отношений; выделены основные факторы брачного выбора, а также на основании вторичного анализа эмпирических данных были рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на заключение брака в современном обществе.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основании полученных данных возможна разработка практических рекомендаций по совершенствованию института семьи и брака и повышению количества заключенных браков.

Новизна работы заключается в получении результатов анализа эмпирической информации. А также в том, что в процессе выполнения работы была предпринята попытка определения основных факторов брачного выбора.

Введение

Актуальность темы исследования.

Исследование факторов брачного выбора имеет в данный момент высокую актуальность. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современном мире намечаются кризисные тенденции функционирования современной семьи, затрагивающие все сферы ее жизнедеятельности.

Под кризисом здесь можно понимать неспособность института семьи выполнять свои основные, первостепенные функции, с которыми она успешно справлялась ранее. Наблюдающееся усложнение брачного отбора и факторов, которые на него влияют, делают тему изучения брачного поведения высоко актуальной.

Семья - это начальная структурная единица общества, успешное функционирование которой зависит от успешности ее адаптации к меняющимся жизненным условиям и обстоятельствам. Трансформации в обществе привели к изменению понятия классической семьи в целом.

Современная семья все больше акцентирует внимание на своей внутренней жизни, повышается роль супружеских отношений в обеспечении ее стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю семью, увеличивает нагрузку на морально-нравственную сферу.

В последние десятилетия все больше фактов говорят о кризисе института создания семьи и брака: обесцениваются моральные устои, семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижается престиж семьи, потребности иметь детей.

Несмотря на это, общественность все еще заинтересована в стабильном функционировании семьи и ее социальной эффективности, в повышении уровня рождаемости и социализации новых поколений. Это связано, в первую очередь, с тем, что именно семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад человека.

Именно поэтому проблема исследований факторов брачного выбора имеет в данный момент высокую актуальность.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследованием института семьи и брака, а также факторов и мотивов, влияющих на вступление в брак, занимались многие ученые как в России, так и за рубежом.

Так, исследованиями семьи, ее места, роли в жизни современного общества занимались такие ученые, как Л. Б. Шнейдер [1], В. Г. Крысько, А. Я. Варга, Т. В. Андреева [2].

Социально-психологические аспекты общения и взаимодействия в семье и ее роли в процессе формирования личности изучали А. В. Петровский, Л. И. Божович, А. А. Бодалев, Б. П. Парыгин и др.

Изучением распределения супружеских ролей занимались Е. М. Дубовская, Л. Я. Гозман, А. С. Волович, Г. А. Гурко, Т. М. Панкратова.

Свои научные взгляды на проблему развития отношений внутри семьи, влияния родительской семьи на молодых супругов освещали в своих трудах А. Н. Обозова, И. С. Кон, С. В. Ковалев, А. Н. Волкова, Р. В. Овчарова.

Исследованием брачного поведения в своих трудах занимались З.Х. Саралиева, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, Морозовой Т. С, А.Р. Михеева и др.

Таким образом, исследование семьи и брака имеет большую популярность среди ученых и вследствие этого, по данному вопросу разработана широкая теоретическая и эмпирическая база.

Объектом работы брачное поведение партнеров.

Предметом работы факторы, влияющие на брачный выбор.

Целью работы является определение факторов, которые оказывают влияние на выбор партнера для заключения брака.

Задачи исследования:

. Определить понятие института семьи и брака, а также выделить его основные характеристики;

. Выделить функции института семьи и брака в современном обществе;

. Определить понятия брачного выбора и брака, а также выделить основные типы брачных отношений;

. Выделить основные факторы брачного выбора.

Гипотеза исследования - основным мотивом вступления в брак у женщин и мужчин является решение о заключении брака, принятое ими совместно и на добровольном основании.

Теоретическую основу работы составили научные труды, статьи и публикации, посвященные теме брачного выбора, а также факторов, влияющих на него. Среди использованных источников можно выделить работы А. И. Антонов, В. М. Медков [9], В. В. Вербець, О. А. Субот, Т. А. Христюк [10].

Методологическую базу работы составили теоретическая литература, а также различные эмпирические исследования, в которых затрагивается тема заключения брака и факторов, влияющих на брачный выбор.

В работе использовались такие методы как анализ документов, статей и научных публикаций, а также вторичный анализ эмпирических данных.

Эмпирическая база.

В работе в качестве эмпирической базы рассматривается исследование особенностей мужского и женского брачного поведения, проведенного в 2011 г. в г. Н. Новгороде и г. Богородске. Общая выборка составила 275 молодых людей, имеющих опыт семейной жизни. Целью исследования являлось выявление мотивов вступления в брак представителей женского и мужского полов [11].

Новизна работы заключается в анализе теоретических источников, а также во вторичном исследовании эмпирических данных и формулировке выводов на их основании.

Практическая значимость работы заключается в получении новых результатов анализа эмпирической информации по вопросам брака и факторов брачного выбора.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

. Институт семьи и брака

брачный выбор партнер семейный

1.1 Понятие и основные характеристики института семьи и брака

Семья как социальный институт был сформирован вместе с формированием общества. Основанием любой семьи является брак. Под институтом брака понимаются социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Семья - это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью [3, с. 129].

Существование семьи как социального института обуславливается общественными потребностями, семья представляет собой систему действий и отношений, которые необходимы для существования и развития общества.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу [4, с. 75].

Существование института брака свидетельствует, что общество специально разделило все виды половых отношений между людьми на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак.

Как и всякая система, институт семьи характеризуется рядом специфических признаков:

А) Взаимозависимость - взаимовлияние отдельных элементов системы;

Б) Холизм - отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличающиеся от изначальных индивидуальных характеристик;

В) Структурная организация, основными параметрами которой являются: иерархичность, или соподчиненность элементов структуры; наличие границ, которые описывают внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды; сплоченность; ролевая структура семьи;

Г) Специфичность внутрисистемных процессов;

Д) Динамичность, способность к развитию;

Е) Способность к самоорганизации - наличие внутрисемейных сил, позволяющих семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не разрушаться.

Существует множество различных характеристик семьи. Основными из них являются:

А) Семья - ячейка (малая социальная группа общества);

Б) Семья - важнейшая форма организации личного быта;

В) Семья - супружеский союз;

Г) Семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками и т.д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья - это начальная структурная единица общества, выживание которой зависит от успешности её адаптации к меняющимся жизненным условиям и обстоятельствам, поэтому семью необходимо рассматривать как социальную систему [5, с. 14]

Семья как целостная система характеризуется не только присутствием в ней связей и отношений (брачные, кровнородственные) между образующими её элементами (членами семьи), но и единством с окружающей средой, то есть. с социумом, во взаимодействии с которым семья проявляет свою целостность.


.2 Функции института семьи и брака в современном обществе

Социальные функции семьи имеют два основных источника своего возникновения: первый - потребности общества и второй - это потребности самой семейной организации. Как первый, так и второй фактор претерпевают изменяются с течением истории, поэтому каждый из них в рамках развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности.

Содержание существования семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована [7].

Анализируя основные функции семьи, А.Н. Елизаров выделил следующие основные:

А) Рождение и воспитание детей;

Б) Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирования и реализация социально-воспитательного потенциала;

В) Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

Г) Создание условий для развития личности всех членов семьи;

Д) Удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

Е) Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

Ж) Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

З) Удовлетворение потребностей человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними;

И) Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях;

К) Социальный контроль над поведением отдельных членов семьи;

Л) Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

М) Рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т.д. [8].

Каждый фрагмент семейной жизни обладает определённой значимостью для того или иного члена семьи, поэтому некоторые функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнёров уже в период, которые предшествуют заключению брака. Поэтому можно говорить о том, что приоритетные функции семьи определяют в дальнейшем мотивацию супружеского союза [7].

Таким образом, в наиболее общем виде функции семьи можно представить следующим образом:

А) Репродуктивная функция.

С помощью нее выполняются две основные задачи: общественная, связанная с биологическим воспроизводством населения, и индивидуальная, связанная с удовлетворением потребностей в потомстве. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений;

Б) Воспитательная функция.

В семье воспитываются как взрослые, так и дети. Особенно важным в процессе социализации является влияние, оказываемое взрослыми на подрастающее поколение. Вследствие этого, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект связан с тем, что семья оказывает значительное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Третий аспект - непрерывное влияние младшего на старшее поколение, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием;

В) Хозяйственно-экономическая функция.

В процессе выполнения этой функции, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально-несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности;

Г) Восстановительная функция.

Эта функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня;

Д) Регулятивная функция.

Ее назначение состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семью в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм ее функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни;

Е) Функция социализации личности.

Эта функция способствует выполнению младшим поколением определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Она тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как способа воспроизводства человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними;

Ж) Коммуникативная функция.

Компонентами этой функции являются: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения;

З) Досуговая функция.

Эта функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Она ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил и т.д.;

И) Социально-статусная функция.

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как придает определенный социальный статус членам семьи;

К) Эмоциональная функция.

Она предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

Л) Функция духовного общения.

Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

М) Сексуальная функция.

Эта функция осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

В процессе существования семьи, все эти функции органически переплетаются, сливаясь воедино, и тем самым создают фундамент для благополучной жизнедеятельности партнеров.

Таким образом, семья - это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью, а брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу.

Существование семьи как социального института обуславливается общественными потребностями, семья представляет собой систему действий и отношений, которые необходимы для существования и развития общества. В связи с этим, семья как социальный институт выполняет ряд специфических функций: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-экономическая; восстановительная; регулятивная; функция социализации личности; коммуникативная; досуговая; социально-статусная; эмоциональная; функция духовного общения; сексуальная функция.

. Брачный выбор

.1 Понятия брачного выбора и брака. Типы брачных отношений

Брачное поведение - это поведение, цель которого заключается в удовлетворении потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным выбором).

Брачный выбор - это процесс, в результате которого из всей совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера тем или иным способом отбирается единственно-верный партнер в каждом конкретном случае, который и становится брачным партнером.

Процесс брачного отбора исторически сложился, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, которые существуют в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора [9].

Брак - это добровольный, равноправный союз, заключенный между женщиной и мужчиной, который направлен на создание семьи. Брак является общественно признанным, а также юридически санкционированным. Цель - создание семьи, ее легализации в обществе. Через брак люди в социуме упорядочивают и санкционируют их половую жизнь, устанавливают супружеские и родительские права и обязанности. Отношения между супругами регулируются через совокупность норм и санкций института семьи и брака. Принуждение женщины и мужчины к браку запрещено.

В исторической перспективе существуют следующие типы брачных отношений:

А) Полигамия - брачный союз более двух партнеров. Полигамия подразделяется на такие виды брака, как: полигиния, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрия - одна женщина находится в браке более чем с одним мужчиной одновременно;

Б) Групповой брак - присущ первоначальному обществу и предполагает одновременное сожительство как членов семьи нескольких мужчин и женщин, которые не создают обособленных супружеских пар;

В) Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной;

Г) По выбору брачного партнера брак может быть: эндогамный (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп);

Д) По мотивации партнеров в брачных отношениях брак разделяется на: брак по любви, по расчету и по шаблону (необходимость соответствия социуму);

Е) По экономическому критерию брак может быть: равный и неравный (разница в возрасте, доходах между партнерами);

Ж) Гостевой - супруги живут отдельно друг от друга, периодически посещая своего брачного партнера;

З) Повторный брак - вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака;

И) Гражданский брак - брак, который оформлен в органах государственной власти без участия церкви;

К) Ранний брак - брак, который заключается между лицами, не достигшими возраста 17-18 лет;

Л) Конкубинат - связь женатого мужчины с незамужней женщиной, которая имеет от него детей;

М) Свингерство - брачные образования, в которых предусматривается обмен женами и мужьями.

Таким образом, брак - это своеобразный контракт, заключающийся между тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством [10].

2.2 Факторы, определяющие брачный выбор

Предбрачный период - это период взаимоотношений с выбранным партнером до фактического заключения брака. Психологическая задача этого периода, которую решается каждым человеком, заключается в необходимости отделить себя от родительской семьи и вместе с этим продолжать оставаться связанным с ней.

Согласно исследованиям Е.М. Черняк, основными мотивами вступления в брак являются:

А) Среди мужчин - любовь, желание создать семейный очаг и иметь детей, беременность партнерши, независимость от родителей, расчет;

Б) Среди женщин - любовь, расчет, беременность, желание создать очаг и иметь детей, независимость от родителей [12, с. 207].

Готовность к браку - это система социально-психологических установок личности, которая определяет эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества и создания семьи [13, с. 68].

А. Адлер отмечал, что готовность к заключению брака включает в себя «обучение, помогающее привнести чувство общности в отношения, основывающиеся на сексуальном инстинкте и сексуальной привлекательности» [1, с. 165].

По его мнению, отношение к любви и браку формируется с раннего детства, и может носить как положительный, так и отрицательный характер. Все качества, которые проявляются в детстве, становятся все более явными тогда, когда индивид сталкивается с проблемой любви. Для того, чтобы брак был гармоничным необходимо наличие эмоционально-положительного отношения с установкой на эгалитарные отношения и на взаимную любовь партнеров.

Готовностью к браку - это система социально-психологических установок индивидуума, которая в целом определяет эмоционально-положительное отношение его к семейному образу жизни, ценностям супружества. Особое место в этой системе отводится нравственной и психологической подготовке.

Нравственная подготовка к браку - это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственностью перед семьей. Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения [15, с. 20].

Выбор брачного партнера является многоаспектным процессом. Каждый шаг на пути к выбору спутника жизни имеет определенный «фильтр», который наделен жизненным опытом и личным предпочтением, а также теми моральными, этическими, политическими и другими нормами, характерными для того или иного общества [16].

В современной науке выделяются позитивные факторы, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные, а также добрачные факторы риска, оказывающие влияние на негативный опыт брачных отношений.

К факторам успеха относятся:

А) Высшее образование у мужчины;

Б) Социальное положение семьи в целом (успешнее будет тот брак, в котором муж и жена являются представителями одной и той же социальной группы);

В) Взаимное положительное первое впечатление партнеров друг о друге;

Г) Положительная оценка брачных партнеров семейной жизни своих родителей;

Д) Оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

Е) «Теплые» отношения до заключения брака;

Ж) Наличие сходных положительных черт характера (кроме доминирования и соперничества);

З) Наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

И) Наличие общих друзей будущей семейной пары;

К) Инициатива заключения брака со стороны мужчины;

Л) Принятие брачного предложения после непродолжительного обдумывания;

М) Согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

К факторам риска относятся:

А) Ранний возраст брачующихся (в Росс такой возраст негласно считают для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), так как он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

Б) Поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины - 40-45 лет, для женщины - 30-35 лет, для России: для мужчины - 30-32 года, для женщины - 25-27 лет);

В) Превышение возраста жены относительно возраста мужа;

Г) Наличие у жены более высокого образования;

Д) Гетерогенность статуса;

Е) Социально-демографическая разница в происхождении;

Ж) Воспитание в неполной семье;

З) Отсутствие братьев и сестер у будущих супругов;

И) Неустойчивость отношений до брака;

К) Добрачная беременность;

Л) Отрицательное отношение родителей к браку;

М) Слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

Н) Наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов;

О) Неосознанные мотивы вступления в брак [17].

Факторы брачного выбора играют роль некоего «ограничителя» в выборе брачного партнера. Эти факторы можно разделить на две группы:

А) Культурологические факторы брачного выбора - правило эндогамии-экзогамии.

Правило эндогамии - предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). В современном мире правило эндогамии практически не действует. Его действие также сильно ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

Правило экзогамии - запрещает заключать брак внутри одной культурной группы, то есть направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, которые прямо запрещают брак внутри одного клана [9, с.152].

Б) Социологические факторы брачного выбора - гомогамия и близость (соседство).

Гомогамия - тенденция заключения браков между людьми, которые обладают некоторыми общими или сходными характеристиками - социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположная тенденция называется гетерогамией.

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:

1. Возраст;

. Этническая принадлежность;

. Социальный статус;

. Образование;

. Уровень интеллекта;

. Внешность;

. Совместимость внутренних часов.

Правило гомогамии действует и в отношении ряда других личностных характеристик. Среди них можно выделить интеллектуальный уровень развития, физическую привлекательность, а также брачный статус и ценностные ориентации, включая политические взгляды, религиозные убеждения и т. д.

Близость (соседство) - пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении.

Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.

.3 Исследование факторов брачного выбора

В 2011 г. в г. Н. Новгороде и г. Богородске было проведено исследование особенностей мужского и женского брачного поведения. Общая выборка составила 275 молодых людей, имеющих опыт семейной жизни. Целью исследования являлось выявление мотивов вступления в брак представителей женского и мужского полов.

По данным опроса можно сделать вывод о том, что обладание полной и достоверной информацией об особенностях предполагаемого брачного партнера оказывает влияние на правильность выбора, на психологическую и нравственную совместимость будущих супругов, а также на благополучие молодой семьи в целом.

Результаты исследования свидетельствуют о разной степени информированности партнеров друг о друге по признаку пола. Так, 66 % мужчин и 57 % женщин считают, что «хорошо» или «отлично» знали потенциального спутника жизни на момент принятия решения создать с ним семью. Разведенные женщины в три раза чаще разведенных мужчин отмечали ответ «знали плохо», оценивая свою информированность о значимых чертах характера будущего мужа, его биографии, родственных связей, жизненных принципах. Это может свидетельствовать о лучшем знании лицами мужского пола основных черт и качеств будущей жены и их уверенности в принятом решении.

Вопрос о рациональности выбора брачного партнера подтверждает эту точку зрения: «Не теряли головы», делая предложение большинство представителей сильного пола, в то время, как женщины в два раза чаще говоря о предбрачной эйфории, где рациональное мышление отходит на второй план.

Данные исследования также говорят о том, что чаще женщины более эмоциональны и некритичны в выборе брачного партнера, следствием чего является то, что они не замечают или не хотят замечать слабые стороны потенциального спутника жизни.

В ходе исследования также была предпринята попытка выяснить, являлся ли брак результатом свободного выбора партнера или принудительным (вынужденным) актом.

Так, мужская часть респондентов в добрачный период мало испытывала давление и принуждение к браку - не более 10 % опрошенных. У тех, чей брак вскоре закончился разводом, свободный выбор партнера был сделан менее чем в половине случаев. Что касается женской части, то желанный брак (зарегистрированный) состоялся у 80%, тогда как пребывающие в повторном браке, сожительствующие и разведенные лишь в 40 % случаев из 100 % сделали свободный выбор.

Таким образом, можно утверждать, что современный брак характеризуются, в большинстве случаев, добровольным и желанным браком (60 %).

В это же время, создание семьи не всегда является делом только двоих партнеров. Примерно трети мужчин и более чем половине женщин в предбрачный период приходится выслушивать большое количество нелицеприятной информации об их избранниках.

Действия респондентов в связи с такой информацией и дезинформацией имеют следующий вид: 18% мужчин и 28% женщин не верили. Вместе с этим, 8% юношей и 16 % девушек чему-то верили, чему-то нет, возможно, колебались, но, тем не менее, принимали решение вступить в брак.

Меньшая часть опрошенных, подвергавшихся информационному воздействию, соглашалась с информантом, но оставалась непреклонной в выборе, считая, что у избранника в любом случае достоинств больше, чем недостатков.

Итак, в ситуации выбора брачного партнера женщины чаще проявляют меньшую решительность и рациональность, чем представители сильного пола. В то время как знание особенностей потенциального спутника жизни, учет мнения заинтересованных лиц может способствовать снижению количества неверных решений и разводов.

Таким образом, брачный выбор - это процесс, в результате которого из всей совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера тем или иным способом отбирается единственно-верный партнер в каждом конкретном случае, который и становится брачным партнером. Брак - это добровольный, равноправный союз, заключенный между женщиной и мужчиной, который направлен на создание семьи.

Основными типами брачных отношений являются: полигамия; групповой брак; моногамия; по выбору брачного партнера: эндогамный и экзогамный; по мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону; по экономическому критерию: равный и неравный; гостевой; повторный брак; гражданский брак; ранний брак; конкубинат; свингерство.

Факторы брачного можно разделить на две группы: культурологические факторы брачного выбора - правило эндогамии-экзогамии и социологические факторы брачного выбора - гомогамия и близость (соседство).

Современный брак характеризуются, в большинстве случаев, добровольным и желанным браком. Вместе с этим, женщины при выборе партнера менее рациональны, чем мужчины и основываются на чувство эйфории перед браком, недели на рациональное мышление.

Заключение

. Определено понятие и выделены основные характеристики института семьи и брака.

Под институтом семьи и брака понимаются социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Как и всякая система, институт семьи характеризуется рядом специфических признаков: взаимозависимость; холизм; структурная организация; специфичность внутрисистемных процессов; динамичность, способность к развитию; способность к самоорганизации.

. Выделены функции института семьи и брака в современном обществе.

В наиболее общем виде функции семьи разделяются на такие функции, как: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-экономическая; восстановительная; регулятивная; функция социализации личности; коммуникативная; досуговая; социально-статусная; эмоциональная; функция духовного общения; сексуальная функция.

. Определены понятия брачного выбора и брака, а также выделены основные типы брачных отношений.

Брачный выбор - это процесс, в результате которого из всей совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера тем или иным способом отбирается единственно-верный партнер в каждом конкретном случае, который и становится брачным партнером. Брак - это добровольный, равноправный союз, заключенный между женщиной и мужчиной, который направлен на создание семьи.

Основными типами брачных отношений являются: полигамия; групповой брак; моногамия; по выбору брачного партнера: эндогамный и экзогамный; по мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону; по экономическому критерию: равный и неравный; гостевой; повторный брак; гражданский брак; ранний брак; конкубинат; свингерство.

. Выделены основные факторы брачного выбора.

Факторы брачного можно разделить на две группы:

А) Культурологические факторы брачного выбора - правило эндогамии-экзогамии;

Б) Социологические факторы брачного выбора - гомогамия и близость (соседство).

Также в процессе исследовательской работы была подтверждена гипотеза исследования - основным мотивом вступления в брак у женщин и мужчин является решение о заключении брака, принятое ими совместно и на добровольном основании. По результатам эмпирической информации было выяснено, что современный брак характеризуются, в большинстве случаев, добровольным и желанным браком (60 %).

Список использованной литературы

1. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2010. 512 с.

. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб. : Речь. 2011. 436с.

. Прокопьев М. В. Основы социологии: Учебное пособие. М. : Издательство РДЛ. 2011. 192 с.

. Буева Л. П. Энциклопедический социологический словарь. // Общая редакция академика РАН Осипова Г.В. М. : ИСПИ РАН. 2011. 939 с.

. Зритнева Е. И. Социально-психологические основы и педагогические условия формирования готовности молодёжи к браку и семейной жизни // Семейная психология 2012. №3 С. 13-28.

. Волкова А. Н., Штильбанс В.И. На пороге семьи. СПб.: Знание. 2009 201 с.

. Посысоев Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие. М. : Изд-во Владос-пресс. 2014. 328 с.

. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург : Деловая книга. 2010. 208 с.

. Антонов А. И., Медков В. М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления. 2009. 304 с.

. Вербець В.В., Субот О.А., Христюк Т.А. Социология: Учебное пособие . К. : КОНДОР. 2009. 550.

. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.М. Черняк. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 240 с.

. Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптации: Учеб. пособие / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина. 2009. 351 с.

. Адлер А. Наука жить: Пер. с англ. и нем. / А. Адлер. К. : Port-Royal. 2009. 288 с.

. Александрова В. В. Книга молодой семье. М. : ИНФРА-М. 2012. 254 с.

. Гаврилова Е. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера - основа для развития гармоничных отношений в браке // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск : Два комсомольца. 2011. С. 17.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!