Правоохранительная функция государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правоохранительная функция государства

Содержание

Введение

. Понятие правоохранительной функции государства

. Законодательное закрепление правоохранительных функций

. Формы и методы осуществления правоохранительной функции государства

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос о функциях государства на любом этапе его развития является одним из важнейших в общей теории государства, поскольку именно в них проявляется сущность и социальное назначение государства. Провозглашение Беларуси правовым государством свидетельствует не только об изменении способа организации политической власти, но и о трансформации государственных функций: некоторые из них отпадают вообще, у других существенно меняется объем и содержание, а, следовательно, изменяется и сама значимость функции. Изменяется также соотношение функций в единой системе, которую они образуют. Главной задачей современного правового государства, определяющей эту систему, является защита прав и свобод человека и гражданина.

Государство призвано защищать права граждан, обеспечивать их благополучие, но также следить за законностью всех действий, при том, как граждан, так и государственных органов. Для этого на государство возложена правоохранительная функция, целью которой является следить за соблюдением законности. Охранять право в целом. Так как Республика Беларусь является правовым государством. Для осуществления этой функции создана система специальных органов, целью которых является охрана права. Такие органы названы правоохранительными.

В Республике Беларусь создана эффективно действующая система правоохранительных органов. По своей сути вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур: правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком.

Все направления деятельности правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или peaлизовываться одновременно. Так, последовательное осуществление характерно для расследования и правосудия, а одновременное - для обвинения, защиты и правосудия.

Объектом данной работы являются совокупность отношений связанных с реализацией правоохранительной функции государства.

Предмет исследования - субъекты правоотношений.

Цель настоящей работы - раскрыть понятие и значение правоохранительной функции государства.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: раскрыть понятие правоохранительной функции государства; рассмотреть законодательное закрепление правоохранительных функций; выделить формы и методы осуществления правоохранительной функции государства.

Методология настоящей работы заключается в использовании при написании работы общенаучных методов, таких как диалектического, методологического, эмпиризма и других.

Задачи настоящего исследовании - это раскрытие понятия и признаков нормы права, их классификации, значение.

Степень разработанности данной темы определяется исследованиями таких авторов как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.Е. Недбайло и ряда других.


1. Понятие правоохранительной функции государства

Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности, того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Таким образом, функции государства - это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации. Содержание таких задач определяется внешними и внутренними факторами.

В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели, государства, а, следовательно, и различные его функции.

По мнению Ю.А. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, самоорганизация, самодеятельность. Он считает, что государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом регулирование некоторых общественных процессов осуществляется жесткими императивными методами (налоговой политикой, установлением правил конкуренции и др.) [3, c. 241].

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному государству присущи следующие внутренние функции:

обеспечение народовластия;

экономическая;

социальная функция;

налогообложения;

экологическая функция;

функция охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Последнюю функцию некоторые ученые называют правоохранительной.

Безусловно, само правовое государство невозможно рассматривать в отрыве от социальной сущности государства, от характеристики демократической направленности современных государств, а также вне вопросов развития гражданского общества. Достичь идеала правового государства можно лишь при реализации всех названных аспектов.

Исследование правоохранительной функции правового государства позволит определить место и роль государства в вопросах обеспечения безопасности интересов общества и личности, приблизить теоретические знания о нем к практике, ибо действующая Конституция лишь задает параметры правовой государственности в Республике Беларусь.

Выделение правоохранительной функции правового государства и понимание ее во всем многообразии своего содержания позволяет по-иному посмотреть на сущность правового государства, реализацию тех его принципов, которые отражены в Основном законе нашего государства [8, c. 152].

Правоохранительную функцию можно классифицировать по следующим основаниям:

) в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач - внутренняя функция;

) по продолжительности их существования - постоянная функция;

) по важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности - основная функция;

) исходя из принципа разделения властей - её осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обеспечение прав и свобод человека, по мнению Т.Н. Радько, - главный критерий демократического государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и всем мировым сообществом.

Во всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, (в том числе и Республика Беларусь) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Конституция, признав человека, его права и свободы, высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства [15, c. 30].

Новое содержание данной функции состоит также в том, что согласно статье 13 Конституции, «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности» [5].

Сообразно с этим, прежде всего, должна осуществляться равная правовая защита всех форм собственности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, представляющей угрозу национальной безопасности Беларуси, главным образом в охране правопорядка сегодня - это обуздание преступности.

Особое место в правовом обеспечении борьбы с преступностью призван занять Уголовный кодекс Республики Беларусь. Важная роль в этом также принадлежит законам «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

В числе наиболее важных мер, проводимых государством по осуществлению функции охраны правопорядка и укрепления законности, наиболее важными являются следующие.

Во-первых, создание органов внутренних дел и прокуратуры, основные задачи которых сводятся к охране общественного и правового порядка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. Конечные цели деятельности этих органов в обеспечении правового режима, при котором бы ни один правонарушитель не уходил от ответственности, не остался безнаказанным.

Во-вторых, укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью или служебными полномочиями. Ибо ничто не сказывается негативно на состоянии законности, как преступления и иные правонарушения, чинимые государственными служащими. Поэтому государство должно осознавать и реально проводить в жизнь принцип, согласно которому необходимым условием соблюдения законности со стороны народа является деятельность органов государства в строгих рамках закона.

В-третьих, предоставление гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым, не запрещенным законом способом. Обеспечение независимости судебных органов от иных органов государства и создание необходимых условий для их эффективной деятельности в рамках законности.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы [10, c. 325].

Правоохранительную функцию государство осуществляет с помощью правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельностей.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание законов и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функции государства. Нередко бытует представление, что достаточно издать нормативно-правовой акт и цель будет достигнута. Однако правовое регулирование предполагает не только движение в одном направлении (от государства к субъектам права), но и обратную связь. Поэтому при отсутствии добровольной (сознательной) реализации норм права, возможно, применение государственным органом принуждения.

В процессе саморегулирования гражданами своего поведения на страже эффективного использования, исполнения задуманных ими решений стоит собственный интерес. Если интерес оказывается недостижимым, то решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в случае причинения ему ущерба возможно обращение за защитой в соответствующие государственные органы. Иными словами, правовое регулирование есть, прежде всего, юридическое воздействие. Оно дополняется воздействием, которое охватывает другие, помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения. К ним можно отнести:

ориентационное воздействие, т.е. выработка у членов общества таких направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом развития общественной жизни;

превентивное воздействие, связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия;

психологическое воздействие, которое с одной стороны подавляет агрессивное поведение личности, а с другой - дает ей уверенность в защите её интересов со стороны государства [12, c. 362].

Правоисполнительная деятельность - это деятельность государства, направленная на исполнение законов и других нормативно-правовых актов государства. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительные органы), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по решению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие правовые акты, контролируют их исполнение и др.

Правоохранительная деятельность - форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности органов государства по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае правонарушения, разрешение в установленном законом порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической ответственности.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры решения и определения судов и т.п.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов заключается в том, что они служат цели восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всех случаях - защите интересов граждан и всего общества целом.

В правоохранительной деятельности органов государства наиболее выпукло проявляется государственное принуждение, применяемое к тем, кто не исполняет добровольно предписания и требования права. Вместе с тем все возрастающее значение в ней приобретают профилактика правонарушений, воспитание и убеждение.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы, что правоохранительная функция государства - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства, потому данная функция является внутренней, постоянной, основной [17, c. 228].

2. Законодательное закрепление правоохранительных функций

Исходя из результатов проведенного в предыдущей главе следует отметить, что достаточно обоснованной является мысль, что при формировании белорусского правового государства объективно приоритетное значение приобретает охранительная функция.

Указанная функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирование общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе. Она также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, охрану всех видов собственности.

Таким образом, данная функция в правовом государстве приобретает иное звучание, трансформируется в правоохранительную, основная форма реализации которой - правоохранительная деятельность.

Государство призвано охранять и защищать права граждан. Законодательное закрепление правоохранительной функции можно найти во многих нормативных правовых актах, но самым основным будет являться Конституция.

Правоохранительная функция изначально закрепляется в основном законе страны - в Конституции [16, c. 25].

Статья 1 часть 3: Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2 гласит: человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Охрана прав и свобод высшая цель государства.

Второй раздел Конституции всецело посвящён правам и обязанностям граждан. В нём присутствую неотъемлемые права граждан и гарантии их обеспечения со стороны государства, что в свою очередь и является основой правоохранительной функции.

Одним из самых значимых правоохранительных органов в любой стане является суд.

В 6 главе 4 раздела Конституции указаны основные принципы осуществления судебной власти, её независимость и защищенность.

Как известно, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Функции прокуратуры как правоохранительного органа закреплены в 7 главе 6 раздела, которая так и называется «Прокуратура». Прокуратура следит за выполнением закона, охраняет его, тем самым непосредственно выполняет правоохранительную функцию.

Функции Комитета Государственного Контроля как правоохранительного органа закреплены в 8 главе 6 раздел Конституции [5].

Правоохранительная функция состоит в охране действующего права (законодательства) и правового порядка. Право (законодательство) есть проводник воли государства, средство проведения государственной политики. Нарушение законов и правопорядка ведет к подрыву авторитета государственной власти и, в конечном счете, к ее полной парализации.

Главный стимул, заставляющий государство защищать право и правопорядок, состоит в стремлении обеспечить свой суверенитет на территории всей страны. Исходя из этого, правоохранительная функция предполагает: защиту права и правопорядка, борьбу с преступностью и ее профилактику; строительство правоохранительных органов; осуществление правосудия; защиту прав и свобод граждан в той мере, в какой это понимается применительно к конкретному политическому режиму. Поскольку каждое из означенных направлений обладает присущей ему спецификой, целесообразно вести речь о подфункциях в рамках правоохранительной функции.

Функция охраны правопорядка - это деятельность, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по-своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. За все виды правонарушений, посягающих на общественный порядок, установлены различные виды наказаний [1, c. 455].

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Республики Беларусь и другими нормативно-правовыми актами. Так, в частности, в ст. 21

Конституции сказано, что в «государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства», а основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 21-63.

В соответствии Конституцией, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом. Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания. Поддержание стабильного порядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. Государство посредством правоохранительной функции не только обеспечивает охрану и восстановление нарушенного права, но и создает гарантии для осуществления гражданами своих прав и свобод.

Таким образом, правоохранительную функцию (она включает подфункцию охраны прав и свобод личности) современного Белорусского государства можно отнести с полным основанием к главным, основным его функциям [7, c. 289].

Такое мнение разделяют и видные ученые. Так, например, профессор Н.Л. Гранат считает, что «главным направлением деятельности или функции постепенно становится или должна стать правоохранительная, то есть все более на первое место выходит социальное назначение государства, заключающееся в создании в рамках правового закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого»[6, c. 362].

Е.А. Лукашева утверждает, что «права человека должны обрести ведущее место и в современном государстве... каждому поколению нужно защищать права личности, человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для поддержания и защиты прав и свобод индивида».

Законодательное закрепление правоохранительной функции государства так же можно найти не только во внутригосударственных законах, но и в международных договорах, декларациях и конвенциях. Хорошим примером может служить «Всеобщая декларация прав человека». Она принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Так как Республика Беларусь является членом ООН, она взяла на себя обязательства выполнять положения данной декларации. Ещё в преамбуле сказано: принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.

Полномочия и функции правоохранительных органов так же закреплены в законодательных актах и кодексах, которые действуют внутри страны [4, c. 214].

законодательный исполнительный судебный надзорный

3. Формы и методы осуществления правоохранительной функции государства

Государство осуществляет свои правоохранительные функции в характерных для него формах и специфическими методами.

К ним относятся законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная формы реализации функций государства.

Законодательная деятельность осуществляется представительными и законодательными органами и направлена на издание законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами.

Управленческая (исполнительская) деятельность - это основанное на законах оперативное, повседневное осуществление органами исполнительной власти функций государства в различных сферах жизни общества.

Судебная деятельность состоит в реализации функций государства через осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы.

Контрольно-надзорная деятельность представляет собой выполнение функций государства с помощью системы средств государственного надзора и контроля за законностью.

Во-вторых, под формой осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по реализации его функций. Эта деятельность может быть правовой и неправовой или организационной. Правовые формы всегда являются организационными, так как обусловливают характер, направленность, упорядоченность действий государственных органов и должностных лиц на основе права и в рамках закона. Организационные формы могут носить и неправовой характер.

Правовые формы осуществления функций государства - это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых форм выделяют правотворческую и правоприменительную деятельность [11, c. 296].

Правотворческая деятельность выражается в подготовке и издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых государство реализует свои функции, а также в изменении и отмене старых юридических норм.

Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер по исполнению нормативно-правовых актов. Правоприменительная деятельность осуществляется в форме:

оперативно-исполнительной и правоохранительной.

Оперативно-исполнительная деятельность - это деятельность исполнительных органов власти, направленная на решение повседневных вопросов развития общества путем издания указов, постановлений, приказов и других правоприменительных актов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность как форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране норм права от нарушений; применении к нарушителю принудительных мер. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов), которые необходимы для профилактики правонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных граждан и всего общества в целом.

Организационные (неправовые) формы реализации функций государства воздействуют на условия деятельности населения, не влекут за собой юридических последствий и могут обретать различные виды:

организационно-регламентирующая деятельность, представляющая собой оперативную повседневную организационную работу, направленную на решение конкретно-политических задач;

организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно в экономическом обосновании, контрольно-ревизионной деятельности, бухгалтерском учете, организации снабжения и сбыта и т.п., направленная на материальное обеспечение выполнения различных государственных функций;

организационно-идеологическая деятельность является повседневной оперативно-разъяснительной, воспитательной работой, необходимой для осуществления разнообразных функций государства. Другими словами, государство для реализации своих функций использует пропаганду и идеологию в целях формирования общественного мнения, разъяснения важности поставленных задач [9, c. 263].

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. В отличие от негосударственных организаций государство прибегает к методам властного воздействия, что оказывается возможным благодаря наличию у государства особых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения. Для реализации экономической функции применяются экономические методы: прогнозирование, планирование, государственные субсидии и др.

Следует более подробно остановиться на правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

В деятельности правоохранительных органов закрепились определенные идеи правовой политики, концептуальные подходы, которые с определенными различиями присущи практически каждому субъекту (органу), осуществляющему правовую охрану личности, общества и государства. Принципы правоохранительной деятельности должны воплощать в себе принципы права, правовой культуры с учетом целей, задач, средств, форм и методов правовой охраны соответствующих общественных отношений. Внутренние идеи, духовные начала, а не только правовые нормы и своды законов воплощают принципы правоохранительной деятельности. Чем меньше нарушений в деятельности правоохранительных органов, чем честнее его сотрудники и работники, тем больше доверия и помощи им со стороны населения, и наоборот. Корысть, коррумпированность, личная выгода, духовная нечистоплотность и т.п. в работе отдаляют население от правоохранительных органов и исполнительной власти.

Основными принципами, наиболее типичными для деятельности всех или большинства правоохранительных органов, являются:

То, что не запрещено явно, дозволено - означает дозволенность любых незапрещенных действий и решений, которые следует рассматривать как правомерное поведение. С позиции государства в лице его правоохранительных органов, реализующих общественные интересы действие данного принципа несколько сужено, когда утверждается, что в правоохранительной деятельности «дозволено то, что разрешено». Естественно, что правоохранительная деятельность осуществляется строго во исполнение правовых норм, и потому некоторое сужение свободы действий имеет место [13, c. 299].

Согласованность личных, общественных и государственных интересов прослеживается, прежде всего, при снятии необоснованных ограничений, при приоритете защиты интересов личности, общества и затем государства.

Соблюдение человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства признается в качестве принципа общечеловеческих ценностей. Чем мягче санкции и меры ответственности в отрасли права, тем полнее раскрывается рассматриваемый принцип, и наоборот. Самые тяжкие нарушения конституционных прав имеют место в сфере уголовно-правовой борьбы с правонарушениями и преступностью.

Правоохранительная деятельность имеет свои характерные черты, свою специфику, отличающую ее от других видов государственной деятельности:

. правоохранительная деятельность осуществляется не любыми, а лишь юридическими способами воздействия. К ним относятся меры государственного принуждения;

. применяемые в правоохранительной деятельности меры должны строго соответствовать требованиям законодательства;

. правоохранительная деятельность реализуется не в произвольной форме, а в установленном законом порядке и с соблюдением определенных процедур;

. осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально созданные государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами. Организация и деятельность правоохранительных органов регламентируется законодательными актами;

. правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность. Согласно Закону от 10.11.2008 г. №453-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», эта деятельность включает профилактику, использование превентивных мер в целях предупреждения правонарушений.

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор; расследование преступлений; защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи; охрана общественного порядка и другие [14, c. 88].

Основные направления деятельности правоохранительных органов определяют, прежде всего, те функции, которые на них возложены. Среди них:

конституционный контроль - это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом - это судебный орган самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

осуществление правосудия - это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т.д.

прокурорский надзор - это действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности;

расследование преступлений - это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами - следователями и дознавателями, с целью решения слоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности;

обеспечение безопасности - это обеспечение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

исполнение судебных решений - принудительное исполнение наступает после вступления решения в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, предусмотренных законом. Принудительному исполнению подлежат решения суда, вынесенные по искам о присуждении, что означает право истца требовать принудительного исполнения судебного решения в случае удовлетворении иска о присуждении.

оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий:

охрана общественного порядка;

оказание юридической помощи;

профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений [2, c. 187].

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, органами налоговой полиции и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими.

Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или peaлизовываться одновременно. Так, последовательное осуществление характерно для расследования и правосудия, а одновременное - для обвинения, защиты и правосудия.

В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший.

Функция отправления правосудия является важнейшей для деятельности правоохранительных органов. Поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется рядом отличительных черт.

. правоохранительная деятельность может осуществляться только лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах;

. результаты правоохранительной деятельности достигаются реализацией следующих функций: конституционного контроля, отправления правосудия, прокурорского надзора, расследования преступлений, оперативно-розыскной деятельности, исполнения судебных решений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, предупреждения преступлений и иных правонарушений. Перечисленные функции выполняются правоохранительными органами в соответствии с основополагающими принципами разделения властей. При этом одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности;

. решения правоохранительных органов представляют собой меры юридического воздействия, принимаемые на основе закона и с учетом конкретных обстоятельств, в связи с которыми было осуществлено вмешательство правоохранительных органов;

. правоохранительные органы действуют только при наличии конкретного повода - факта правонарушения или необходимости предупреждения его совершения.

. законные решения и обоснованные требования правоохранительных органов подлежат обязательному выполнению всеми гражданами и должностными лицами;

. решения правоохранительных органов, затрагивающие права и интересы граждан, а также интересы государства, различных организаций (государственных, частных, общественных), могут быть обжалованы в установленном порядке.

По своей сути правоохранительная функция государства направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Этим предназначением определяется и основное отличие правоохранительных органов от иных государственных структур: правоохранительные институты наделены государством специальной функцией и соответствующими полномочиями осуществлять деятельность по охране права от нарушений в соответствии с установленным законом порядком [15, c. 296].


Заключение

В заключение необходимо отметить, что под правоохранительной функцией государства понимается деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

В основе выделения правоохранительной функции лежит обязанность государства обеспечить безопасность общества путем предотвращения возможных и пресечения совершаемых правонарушений. Рассмотрение сущности и содержания правоохранительной функции позволяет говорить о широком и узком подходах к ее пониманию. В широком смысле правоохранительная функция представляет собой направление деятельности государства, осуществляемой всеми ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Понятие правоохранительной функции в узком смысле рассматривается с точки зрения целенаправленной деятельности специализированных государственных органов и управомоченных лиц, осуществляющих охрану права на профессиональной основе.

Реализация правоохранительной функции аппарата государственной власти осуществляется в форме его правоприменительной деятельности. Юридическая природа применения права обусловливается, во-первых, целью правового регулирования, потребностями реализации материально-правовых норм, разрешения конкретных дел и, в конечном счете, упорядочения общественных отношений; во-вторых, особенностями нормативно-правовой основы правоприменительной деятельности; в-третьих, двойственной структурой правоприменительного отношения - его материально-правовым содержанием и процессуальной формой осуществления.

Правоохранительные органы государства в процессе своей деятельности обеспечивают защиту публичных, корпоративных и частных прав и законных интересов субъектов от противоправных посягательств. В зависимости от характера охраняемых интересов следует различать органы, охраняющие публично-правовые интересы государства (фискальные органы: таможенные, налоговые и т.п.), и органы, которые, наряду с государственными интересами, охраняют частные и корпоративные интересы субъектов права (органы внутренних дел, прокуратура, судебные органы и т.п.).


Список использованных источников

1.Алексеев, С.С. «Государство и право». Москва. Юристъ. 2006. - 711 с.

2.Бибило, В.Н. Судоустройство: Учебник / В.Н. Бибило. - Минск: Право и экономика, 2001. - 328 с.

.Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.

4.Комаров, С.А., Малько, А.В. Теория государства и права /УМП/. - М. Юристъ, 2007. - 478 с.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2013. - 48 с.

.Лившиц, Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2004. - 567 с.

.Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, Москва, 2008. - 552 с.

.Нерсесянц, В.С. Философия права: Учеб. для вузов - М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1997. - 378 с.

9.Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общей ред. А.В. Вишневского.- Мн.: Тесей, 1998. - 567 с.

10.Общая теория государства и права: Учеб. Пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002. - 611 с.

.Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.- 520 с.

12.Проблемы общей теории права и государства/ Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. Новый век. - 648 с.

.Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристь, 2001. - 656 с.

.Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. - 240 с.

15.Рыжаков, А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / А.П. Рыжаков. - 2-е изд. - М.: Контракт, 2004. - 432 с.

16.Судоустройство: учебник/ под. ред. А.А. Данилевич, И.И. Мартинович, 2-е изд., Минск: Амалфея, 2010 г. - 477 c.

17.Теория государства и права / Под. ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М. Юристъ, 2000. - 521 с.

Похожие работы на - Правоохранительная функция государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!