Успех как социальный феномен

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,77 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Успех как социальный феномен

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы исследования понятия успеха

.1 Понятие успеха

.2 Понятие социального успеха

1.3 Концепции социального успеха

1.4 Формирование понятия социального успеха в историческом контексте

Глава 2. Успех как социальный феномен

.1 Характеристики, определяющие социальный успех

.2 Модели успеха в современном обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Что представляет собой успех и успешность? На обывательском уровне при упоминании данного понятия любой человек сможет дать какие-то субъективные характеристики, которые могут совпадать или не совпадать с характеристиками, выделяемыми другим индивидом. Но при всех расхождениях среди них, скорее всего, будет масса совпадений, поскольку современное представление об успехе все же в некоторой степени стандартизировано и культивируется через воспитание и средства массовой информации.

Личность неотделима от общества и оценка ее успешности диктуется ее социальным окружением. Но кроме объективной оценки влияние на осознание собственной успешности оказывает и субъективное признание достижения личных целей, баланс между собственными представлениями об успехе и их практической реализацией.

В данном исследовании освещается вопрос успеха как социального феномена, каким образом успешность определяется обществом, какие факторы приводят к успеху и как функционирует личность в социокультурном контексте успешности.

Таким образом, объектом данного исследования является феномен успешности, а предметом исследования стал успех как социальное явление.

При проведении исследования была поставлена цель выявить характеристики и критерии успеха как социального феномена, в связи с чем были решены следующие задачи:

.Рассмотреть понятие успеха в семантическом, социокультурном и историческом контексте.

2.Выявить характеристики, определяющие социальный успех.

.Выявить модели социальной успешности.

Во время исследования использовался метод анализа и синтеза информации в научной литературе.

Актуальность темы данного исследования обусловлена отсутствием обширной теоретической проработки успеха как научного понятия.


Глава 1. Теоретические основы исследования понятия успеха

.1 Понятие успеха

Успех не является строго научным понятием, и в литературе трудно найти однозначное определение успеха как социального феномена.

Если обратиться к словарям, то само значение слова «успех» предстает достаточно многогранным. Так, словарь Ушакова предлагает такие значения слова «успех» как «удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели», «признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-н., чьих-н. достижений», «внимание общества к кому-н., признание чьих-н. достоинств, а также удача в ухаживании, флирте и т.п.» [8]

Таким образом, понятие успеха включает в себя не только фактический положительный результат какой-либо деятельности, но и признание окружающими этого результата в качестве положительного, что дает феномену успеха вполне прозрачный социальный контекст.

Понятием, сопряженным с понятием успех, являются такие понятия как «удача», «достижение», «победа», «счастье», «фурор», «авантюра», «триумф», каждое из которых фиксирует отдельные стороны такого многомерного явления как успех.

Подтверждением данного утверждения является анализ часто употребляемого вместе со словом успех глаголов «успевать», который означает «успеть в чем-либо, иметь успех, удачу, достигать желаемого», и «преуспевать», который обозначает «хороший и скорый успех, работу, идущую успешнее, чем у других». [2] В последнем случае появляется еще один аспект успеха, указание на его сравнительный характер.

Близким по значению является значение слова «успех» в английском языке. «Success» обозначает

) успех, удачу;

) процветание, благосостояние;

) тот, кто или то, что пользуется успехом, признанием.

Как видим, здесь уже появляется новый аспект в понимании смысла данного понятия: успех начинает отождествляться с процветанием, благосостоянием, что требует наличия определенных вещественных доказательств достижения успеха.

Немецкий язык демонстрирует в данном вопросе большую гибкость, оперируя несколькими терминами, каждый из которых раскрывает отдельные стороны данного явления. Erfolg означает успех, результат (немецко-русский словарь под ред. К. Лейна), Fortschritt - успех, прогресс, Gelingen - удачу, успех, удачный исход, Leistnng - успехи, достижения, результат, показатели (успеваемость), Errungenschatt ачает и достижение (результат), завоевание, и приобретение (разгов. «обновка»).

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «успех» многозначно, контекстуально, а сам успех представляет собой сложную многоплановую и целостную систему, требующую детального рассмотрения. На данный момент представляется возможным выделить следующие грани успеха:

) характеристика деятельности человека, показатель достижения поставленных целей деятельности;

) форма удачи, дарованная свыше и не требующая усилий со стороны социального субъекта;

) успех как счастье, состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, как удовлетворенность достигнутым;

) успех как самореализация личности;

) общественное одобрение чьих-либо достижений, высокая оценка человека обществом, его социальный статус, материальный уровень жизни, внимание со стороны общества.

1.2 Понятие социального успеха

Такое многоаспектное разделение понятия не означает отсутствия в нем целостности. Анализ явления социального успеха, представлений об успехе в обыденном сознании и научной литературе позволяет характеризовать сущность успеха как сложного многопланового явления социальной действительности.

В настоящее время в социологии существует множество различных концепций, посвященных понятию «социальный успех». Однако, при всем многообразии подходов к исследованию этого вопроса, все концепции признают, что жизненный успех любого человека детерминирован социальной средой и его природной предрасположенностью, т. е. имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех или безуспешность деятельности фиксируется в обществе как признание или отсутствие достижений у личности.

Сущность социального успеха личности определяется осознанным или неосознанным принятием ею социальной группы или сообщества, в котором она намерена себя утвердить. Выбор группы, как правило, не случаен. Он осуществляется по сходству личностных и групповых ценностей и представлений о способах достижения успеха. Ценности и стандарты поведения - это своеобразный культурный код моделей жизненного успеха, на основе которого и происходит признание или осуждение достижений личности группой или сообществом. Процесс самоутверждения личности в социальной группе носит преимущественно односторонний характер, т.е. достигается в какой-либо одной сфере ее жизнедеятельности. Выбор личностью сферы, в которой она намерена себя утвердить, обусловлен тем, какие природные задатки и способности у нее выражены сильнее.

Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием социальных практик современного общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха. Не учитывается, что успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, имеет как объективную, так и субъективную стороны, а также предполагает многовариантные способы его достижения.

Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках.

1.3 Концепции социального успеха

В качестве основы концепции социального успеха исследователи используют объективные и субъективные факторы, показатели материального благосостояния, степень рациональности выбора способа достижения целей, динамику деятельности, социальный код доступа и другие показатели.

Концепция успеха как демонстративного потребления [1] имеет в своем основании материальный фактор. Т. Веблен выделяет в истории цивилизации особый общественный класс, для которого, по его мнению, занятие трудовой деятельностью является социально и этически табуированной сферой. Этот класс сформировал свою идеологию «достижения» и «правила игры» - норму денежного соперничества и социальные установки на денежный успех, денежный стандарт уровня жизни, денежные каноны вкуса и моды, т. е. - демонстративное потребление.

В концепции успеха как рационального выбора, разработанной Д. Фридманом и М. Хетчером [7, с. 318-319], основополагающим тезисом является утверждение, что формирование целей достижения успеха личностью предопределено её предпочтениями. Социальное действие исследователи рассматривают как достижение целей, ограниченное, с одной стороны, иерархией предпочтений личности, с другой стороны, социальными институтами, поскольку они навязывают правила, законы, предписания и «правила игры».

В теории обмена Дж. Хоманса [7, с. 321-328] процесс достижения успеха личностью рассматривается как деятельность, состоящая из трех фаз: действие, вознаграждение за результат действия, повторение первоначального действия или действия аналогичного ему. Он утверждает: чем чаще какое - либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же.

Понятие "успех" рассматривается и в теории рисков (3. Гидденс, У. Бек). Основу этой теории составляет представление о том, что современность есть переход от классического индустриального общества к обществу риска. Модернизация, глобализация, технология порождают новое общество, а значит, и новую среду, в которой главным вопросом является вопрос о рисках и их предотвращении. Следовательно, можно говорить о новой социальной среде, о новой социальной структуре, а также о новых «правилах продвижения» в этой структуре, механизмах достижения успеха. Поэтому успешный человек в обществе риска - это человек, усвоивший новые модели поведения, а, значит, умеющий управлять рисками.

Основой символической концепции успеха является положение о том, что взаимодействие между людьми осуществляется посредством обмена символами, выработанными в ходе общественной жизни. Фундаментальной предпосылкой этой концепции является то, что «любая предметность, любое положение дел является или может явиться в сознании личности в качестве определенной смысловой конфигурации. Исследователи делают вывод о том, что социальная реальность - это феномен сознания множества субъектов: мир таков, каким он является в сознании личности. Поэтому реальность есть не что иное, как совокупность ее индивидуальных смысловых конструкций, которые образуются в сознании человека по мере поступления жизненного опыта. Главным вопросом здесь является вопрос об интерпретации человеком этих символов. Поэтому ключевыми категориями анализа в этой теории выступает символ (определенный социальный код) и значение этого символа (индивидуальное значение в рамках одного кода, являющееся результатом интерпретации человеком этого кода). Таким образом, в основе взаимодействия между людьми лежит обмен индивидуальными смысловыми конструкциями. Инструментом выражения индивидуальных смыслов является язык. Целедостижение - это продукт взаимодействия субъективных факторов (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов успеха).

1.4 Формирование концепции социального успеха в истории

Если посмотреть в историческом разрезе, то становится очевидно, что понятие социального успеха формировалось под влиянием философских концепций, характерных для своего времени.

Античные авторы связывают успешность человека с его способностью быть счастливым. Поскольку античная философия (особенно эпикурейцы, стоики, Аристотель) отдавала предпочтение созерцательной деятельности как наименее зависящей от внешних обстоятельств и более полно реализующей идеал счастья, успех воспринимался скорее в качестве побочного эффекта, но не главной цели деятельности.

Применительно к средневековью можно говорить о «духовном успехе» христианина, который понимался как обуздание греховности и приобщение к божественной истине и сопровождался трансформацией социальной структуры благодаря появлению в ней добродетельной личности Реформация, а затем протестантская этика явились духовным фундаментом для возникновения капиталистических отношений и перехода к индустриальной эпохе, в которую и сложились социокультурные условия, обусловившие появление понятия «успех» в его эксплицитном виде.

Для Нового времени характерны представления об успехе, которые тесно связанны с проблемами познавательного плана. Становление буржуазного общества, ускорившееся после революционных событий в Нидерландах, Англии, Франции, порождает утилитаристский подход, рассматривающий успех как результат адаптации личности к общественным нормам и извлечения максимальной выгоды для себя, невзирая на интересы других людей.

В XX веке наступает эксплицитный этап осмысления понятия успеха, связанный, с одной стороны, с философией прагматизма, а с другой - с появлением психологии как отдельной отрасли знания. С точки зрения прагматизма, непременным условием успеха является умение влиять на действительность, преобразуя ее согласно собственным потребностям.

Психология же ориентирована на исследование того, какие качества способствуют достижению успеха Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм) обращали внимание на личностный аспект успеха Для них успех - это, прежде всего, самореализация человека посредством удовлетворения его разнообразных потребностей Э. Фромм ввел понятие «социальный характер», позволяющее раскрыть социокультурные механизмы обретения успеха, понимание которого во многом зависит от социокультурных же условий, которые, в свою очередь, легитимируют тот или иной способ достижения успеха. Представители бизнес-психологии рассматривают успех как способность человека достигать личных внешних целей, что иллюстрирует понимание успеха в нейролингвистическом программировании (НЛП), связывающем успешность человека с владением им психотехнологиями общения.

В российской культуре в досоветский период была характерна православная этика, порицающая земное преуспеяние, отдаляющее человека от Царства Божия. Чем больше человек уничижает себя в мире земном, тем выше он поднимается в духе - такая причинно-следственная связь признавалась очевидной. Перенос религиозных понятий на мирскую жизнь во многом вошел в плоть и кровь российского народа. Возможно, поэтому в России не сложилось развитой гармоничной теории успешности, но имели место глубинные комплексы отрицания личного успеха и почти архетипическое его неприятие. В современной России проблема успеха разрабатывается преимущественно психологами, которые следуют в русле западных разработок, осваивая и адаптируя их к российской реальности.

семантический социокультурный исторический успех

Глава 2. Успех как социальный феномен

.1 Характеристики, определяющие социальный успех

Само понятие успеха, наполненное современным его содержанием, появляется как следствие определенных социокультурных условий. Требуются критерии, «показатели» реализации усилий личности, маркеры значительности достигнутых на этом пути результатов. О критериях успешности можно говорить как о стратификационных критериях или факторах, определяющих неравенство людей в обществе. М. Вебер как факторы социального неравенства рассматривал богатство, власть и социальный престиж. П. Бурдье относил к ним символический, экономический, культурный и социальный виды капитала. К взаимосвязанным показателям успешности в современном западном мире можно отнести материальный уровень жизни человека, объем его собственности, степень его политического, культурного влияния, уровень образования, профессиональную компетентность и престижность профессии

Однако цивилизационный подход к проблеме успеха позволяет учитывать и иные типы ценностных ориентаций. В частности, П.А. Сорокин выделяет идеациональный (религиозный), чувственный (материалистический) и идеалистический (комбинированный) социокультурный типы. Естественно, что понимание успеха в религиозной социокультурной системе будет отличаться от его трактовки в системе материалистической и комбинированной.

Еще более объемную картину предоставляет стадиальный подход (Р. Арон). Выделение на основе ряда параметров примитивного, традиционного, индустриального и постиндустриального общества позволяет выявить динамику становления представлений об успехе. Примитивное общество было лишено представлений об успехе, так как социальная структура находилась еще в самом начале своего формирования и имела родоплеменную форму, а человек был носителем не индивидуального, но социального «Я». В традиционном обществе социальные связи динамизируются, появляется механизм общественного признания, меняется структура личности. Складывается представление о том, что благодаря выдающимся личностным качествам человек может изменять социальную реальность и добиваться успеха, который, впрочем, не относился к основным общественным ценностям. Понятие успешности, более или менее близкое современному, возникает в пострадиционную эпоху - эпоху индустриального общества, которая характеризуется всплеском индивидуализма, формированием либеральной идеологии, бурным развитием капиталистического типа экономики и тенденциями к демократизации политического устройства общества. Изменение экономической ситуации привело к усилению вертикальной мобильности благодаря разрушению сословной иерархии и преобразованию ее в классовую. При этом показателем успеха является не просто вертикальная мобильность, но существенная вертикальная мобильность. Достижение успеха облегчается в силу того, что существующие в индустриальном обществе различия между экономическими статусами распределяются по шкале неравенства все более равномерно и плавно в сравнении с традиционным обществом. В то же время, в индустриальном обществе успешность определяется скорее внешними параметрами, нивелируя внутренний, психологический фактор деятельности В этическом аспекте благо, достижением которого меряется успех, отождествляется с утилитарной пригодностью и пользой. Товарно-денежные отношения проникают во все сферы, ставя экономический фактор во главу угла, возникает понятие успеха, и успех, понимаемый как максимальная производительность и вследствие этого максимальная «товарность», становится одной из главных ценностей индустриального общества.

В постиндустриальном (информационном обществе) характеристикой успешности является возрастание значения такого стратификационного фактора, как символический капитал, означающий обладание информацией и умение ею пользоваться. Увеличивается значение инициативности, умения брать ответственность на себя и адаптироваться к быстро меняющимся социальным реалиям. Успех в постиндустриальную эпоху отличается от успеха в обществе модерна, частично напоминая представления об успехе, свойственные периоду расцвета античной демократии, но осложненные современными процессами информатизации, глобализации, интенсификации инновационной деятельности

Следует отметить, что тема успеха неизменно присутствует в работах по социальной мобильности, социальным ценностям, социальной психологии личности и психологии мотивации. Практически всегда тема успеха является темой изучения в исследованиях, рефлексирующих взаимодействие культуры и социальной структуры.

Успех можно рассматривать как по объективному критерию, так и по субъективным показателям. Успех с позиции объективного критерия - это, прежде всего социальный успех, измеряемый в категориях общественного признания соответствующих результатов. Успех в субъективном измерении - это личностный, индивидуальный успех, который проявляется в чувственном переживании субъекта успеха. Два этих измерений могут сосуществовать как отдельно, так и в интеграционном положении.

Анализ научной литературы показал, что существуют объективные маркеры социального успеха. К ним, прежде всего, относят профессиональный статус, наличие качественного (престижного) образования и материальное благополучие. Анализируя данные критерии, мы исходим из того, какое социальное положение занимает личность в социальном пространстве. В этом случае понятие успешности в определенной мере отождествляется с социально-статусным положением индивида в обществе.

Но есть еще несколько критериев оценки социального успеха. Каждый индивид либо интегрируется в общество, либо нет. Интеграция личности в общество в значительной мере связана с процессом адаптации. Суть адаптации, как установлено многочисленными исследованиями, заключается во взаимном приспособлении индивида, его норм, ценностей, представлений, стандартов поведения с другими членами общества, их нормами, ценностями, представлениями, стандартами поведения. Адаптацию можно считать завершенной, когда найден устойчивый баланс этих показателей личности и общества. Социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую посредством активности, проявляемой личностью.

Социальный успех по своему содержанию предполагает общественное признание личных заслуг индивида. Поэтому одним из необходимых условий социального успеха является наличие определенного количества социальных интеракций, которые выступают как критерий общественного признания. Ясно, что существует прямая связь этих двух категорий: чем больше социально значимых контактов, тем выше степень социального успеха личности. В этом и заключается механизм формирования общественного признания: через определенное количество социальных связей социально успешная личность оказывает влияние на других, которые в силу значимости этого влияния определяют личность как социально успешную.

Следующим не менее важным критерием социального успеха является степень влияния социально успешной личности на общество. В этом случае более свободная личность получает преимущества в сравнении с менее свободным индивидом, чье поведение предсказуемо и определено социальными нормами. Более свободная личность расширяет количество социальных интеракций, тем самым, расширяя ареал воздействия на других. Количество социальных связей, предполагает качественный аспект успеха - оценивание личности как социально успешной в определенной социальной группе. Несоответствие критерию успешности приводит к маргинализации (частичной или полной), то есть промежуточности, «пограничности» положения человека между какими-либо социальными группами.

Успех невозможен без изменения субъектом в ходе деятельности социальных отношений, социального пространства и времени. Современные концепции социальности показывают, что для изменения мира необходимо изменить способы, по которым он формируется, то есть видение мира и практические операции, посредством которых конструируются и воспроизводятся группы. Для этого необходима символическая власть, позволяющая субъекту воздействовать на социальное пространство, меняя его структуру. «Успешный» субъект социальных отношений изменяет социальную реальность и тем, что продвигается вверх по иерархической лестнице, повышая свой статус или приобретая новые, таким образом задавая новую сеть взаимодействий и социальных связей относительно своего места в системе социума, и тем, что создает пространство социальных координат под свои собственные потребности для их удовлетворения и достижения желаемой цели.

Помимо этого, успешный человек должен уметь создавать альтернативы существующей реальности, осуществлять отклонение в «разумных пределах», поскольку вертикальная мобильность подразумевает неизбежную маргинализацию субъекта, выход за границы свой страты для вхождения в более высокую. Поэтому в объем понятия «успех», кроме перечисленных выше характеристик, должно быть включено и создание перспектив для дальнейшего роста. В социальном плане это означает актуализацию своей способности оказывать влияние на социальную реальность, в том числе создавая новые социальные связи, альтернативные символические универсумы. Успешная личность становится своего рода «значимым другим» для ряда социальных субъектов, формируя для них новую, привлекающую их реальность, концентрируя на себе векторы социальной направленности и задавая новую конфигурацию социального пространства.

Современная ситуация успеха также обусловлена динамической социальной реальностью, предполагающей постоянное становление, воспроизводство и проектирование. В этой связи успех представляется не только как получение максимального результата при наименьших затратах энергии, времени и сил, отвечающее внутренним глубинным потребностям человека и сопровождающееся переживанием удовлетворения, поскольку достижением или недостижением цели деятельность не заканчивается, и, соответственно, успех не может быть полным и окончательным. Нельзя представить себе успех и просто как существенную вертикальную мобильность, важность которой значительно уменьшилась в постиндустриальном обществе. Сегодня материальный уровень жизни в экономически развитых странах настолько высок, что снижает значимость материального стимула к развитию, сравнивая с ним по значимости другие факторы, в частности, поиск смысла. Последний сигнализирует о возрастающей роли символической власти, символического критерия успешности.

Отношение к успеху и успешным людям в России и на Западе весьма различается. Отличительной особенностью коллективистического общества, которое сопровождало большую часть российской истории, является подчиненность личных интересов общей идее, устремление к идеальному, совершенному состоянию, приложение усилий всех членов социума для реализации этой цели В коллективистическом обществе совершенствование индивида зависит от совершенства общества. Соответственно, успешность первого зависит от степени реализации общей цели второго.

Признаками успешности являются обретение материального благосостояния, слава или известность, достигнутый социальный статус. Но если для капиталистического общества наличие этих маркеров индексировало персональную значимость, то в Советском Союзе, например, эти признаки говорили о включенности в общее дело построения справедливого общества будущего, о причастности главным ценностям. Эти «знаками» отмечали «растворенность» успешного человека в том будущем, которое создавалось общими усилиями.

Другими социокультурными условиями специфического отношения к успеху в современной России являются как рудименты православной традиции, так и отсутствие уважения к труду, исторически обусловленное подневольностью основной массы населения. После начала перестроечных реформ, направивших страну по пути формирования рыночной экономики западного типа, последствия укорененности коллективистического сознания стали очевидны дух предпринимательства в нашей стране развит еще достаточно слабо, многие или не могут, или боятся проявлять инициативу, полагаясь на помощь «сверху», на внешний источник успеха. Такую стратегию достижения цели можно назвать «полаганием на удачу».

У современных россиян нет единства в понимании успеха. Для одной группы населения успех - это только духовные устремления и отрицание мирского, для других важно и мирское начало, но они неудачливы, и это есть источник их протеста против успешности как таковой. Третьи добились успеха, но неправедными путями, совершенно не думая о благе других людей и занимаясь демонстрацией собственного богатства.

После распада старой политической и экономической системы значительная часть населения оказалась не соответствующей новым ценностным ориентирам, требовавшим других качеств и способностей. Многие из этих людей были вполне успешны «в координатах» старой системы, но оказались «неудачниками» в новой. Построение рыночной экономики, основанной на принципе конкуренции и приоритете товарно-денежных отношений, сделало актуальным такое качество, как профессионализм. При этом рыночная экономика предъявляет повышенный спрос на одни умения (инициативность, предприимчивость, умение рисковать и т.л.) и значительно меньше нуждается в ряде других.

В рамках «рыночных» ценностей человек, чей успех измеряется размером счета в банке и количеством предметов роскоши, вызывает как стремление подражать, так и чувство зависти, основанное на предубеждении в неправедности путей достижения этого статуса. Но подобный стереотип успешности уже теряет свою актуальность. Информационное общество выдвигает новый образ успешной личности, связанный с глубиной и практичностью знаний, умением добывать, анализировать и реализовывать информацию, преобразовывать ее в новые знания и технологии.

.2 Модели успеха в современном обществе

Анализ литературы позволил выявить несколько оснований для типологизации успеха. Например, характер соотношения интересов личности и общества, поскольку лишь при условии их совпадения/пересечения допустимо говорить об успешности деятельности. Здесь выделяются:

конформный успех, при котором личность достигает успеха за счет включения, подчинения своих личных интересов интересам общества;

- адаптационный успех, при котором интересы личности и общества совпадают после процесса незначительной «притирки». О таких людях говорят, что они родились в «свое время», поскольку их способности актуальны в сложившейся социальной реальности;

- трансформационный успех, основой которого является встречная активность личности по отношению к обществу, изменение общественных ценностей в результате индивидуальных усилий по утверждению своей ценностной системы.

Возможно выделение моделей успеха на основании другого критерия, а именно - времени его достижения. Сюда можно отнести:

- поступательный успех, достижение которого происходит в несколько этапов, постепенно и планомерно;

- стремительный успех, приходящий моментально, без видимых усилий, когда человек, как иногда говорят, «просыпается знаменитым»;

- отложенный успех, который возникает, как правило, спустя значительный промежуток времени после окончания деятельности и получения результатов. Так, например, признание заслуг и достижений часто к гениальным людям приходит после их смерти, когда опыт социума оказывается адекватен уровню опережающих свое время умов.

Наиболее эвристичным является выделение моделей успеха на основе соотнесения внешних и внутренних обстоятельств, приводящих к успеху. Здесь возможны три модели:

- успех-удача возникает в результате благоприятного стечения различного рода обстоятельств, когда затруднительно определил, решающий фактор, обусловивший успех;

- успех-содействие возможен, когда личность достигает результата, имея поддержку со стороны социального окружения, социальной группы;

- успех-преодоление достигается благодаря персональным усилиям личности, вопреки неблагоприятным обстоятельствам, затрудняющим реализацию намеченных целей.

Последняя типологизация представляется оптимальной, поскольку позволяет равно учитывать личностное и социальное измерения успеха, отражает соотношение интересов личности и общества и является гендерно нейтральной.

Современным социокультурным условиям в наибольшей степени отвечает модель «успех-преодоление». Подлинный успех может быть осуществлен тогда, когда субъект может создать для себя благоприятные условия, влияя на свое социальное окружение, становясь центром и движущей социальность силой. Успешный человек преобразует социальную реальность, преодолевает противостоящие ему условия, организуя вокруг себя нужную ему социальную среду, таким образом, привлекает на свою сторону и удачу, создавая ощущение, что результаты ему даются легко и непринужденно. Здесь органично сочетаются индивидуальное и социальное, поскольку индивидуальная активность невозможна без социального поля, в котором бы реализовывались ее личностные характеристики, а социальное окружение не способно изменяться без наличия таких полюсов активности.

Для понимания успеха важен и стратификационной критерий. Так, для представителя высшего социального слоя характерна хорошая «стартовая позиция», помогающая осуществлять персональные планы, кроме того, немаловажную роль играет и удача. Следовательно, здесь наиболее распространены модели «успех-содействие» и «успех-удача»

Представитель низшего социального слоя вряд ли может рассчитывать на поддержку со стороны своего окружения, не обладающего достаточными ресурсами, ему приходится полагаться лишь на свои способности. Кроме того, существенная вертикальная мобильность может быть достигнута в результате одного из вариантов «социального лифта» - удачного мезальянса с представителем высшего и среднего класса. Соответственно, для низшего класса наиболее свойственны модели «успех-преодоление» и «успех-удача».

Средний класс наиболее сбалансирован в плане обладания ресурсами, поддержкой социального окружения и наличием возможности проявить свои таланты. В этой среде есть потенциал для реализации всех трех моделей и их комбинаций.

Успешность часто связывается с карьерным ростом. В обществе с рыночной экономикой успех невозможен без финансовой состоятельности, которая появляется у тех, кто сделал хорошую карьеру. Мужчины имеют гораздо больше возможностей формировать свою трудовую карьеру, чем женщины, у которых профессиональная деятельность по-прежнему определяется вынужденными факторами, в том числе не связанными напрямую со структурой рынка труда. Однако женщины продолжают наступать в сфере занятости, к тому же подчас в самых интеллектуальных и престижных ее секторах и, прежде всего, в предпринимательстве и управлении.

В настоящее время исследователи постепенно уходят от идеи маскулинных и феминных черт и их влияния на модели лидерского поведения и принимают новую системную модель, которая получила название «андрогинной» теории. Согласно ей, андрогинными являются индивиды, имеющие высокие показатели и по шкале феминности, и по шкале маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, проявлять гибкость, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и т.п. В этом случае при выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно вариативные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

.Успех является многогранным понятием, в объем которого включаются как объективные, так и субъективные компоненты. При этом представление об успехе может в большей или меньшей степени разниться в зависимости от культуры и исторического периода. Можно сделать вывод о существующем противоречии между многообразием социальных практик современного общества и универсализацией содержания и способов достижения социального успеха, которые включены в предлагаемую обществу доктрину успеха.

2.Успех многоаспектен, индивидуален, ситуативен, интерсубъективен, относителен, а также предполагает многовариантные способы его достижения, что становится очевидным из многообразия концепций и моделей успешности.

.Социальный успех предполагает успех личности, который признается таковым в обществе. Существуют объективные маркеры социального успеха. К ним, прежде всего, относят - профессиональный статус, наличие качественного (престижного) образования и материальное благополучие, количество социальных интеракций и степень влияния на общество.

.Учитывая связь понятия «успех» с категориями активности, воли, деятельности, личности, целеполагания, его можно определить как получение максимального результата при наименьших затратах энергии, времени и сил, отвечающее внутренним глубинным потребностям человека и сопровождающееся переживанием удовлетворения. В социальном плане успех связан с положительной социальной мобильностью и достижением желаемого социального статуса.

Список использованных источников:

1.Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984

2.Гудзенко О.З. Современные технологии социологических опросов. Статья. Днепропетровский национальный университет. Психология и социология

.Караханян Е.В., Социально-философская концепция успеха. Автореферат. Диссертации по гуманитарным наукам

.Корниенко О.Ю. Социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе. Диссертация. Ростов-на-Дону, 2008 - 210 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов

.Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции / РАН ИНИОН; Пер. с англ. Е.Я. Додина; Отв. ред. Л.В. Скворцов. - М.: ИНИОН, 2008.

.Мирцхулава Р.Л. Воздействие эмоциогенной ситуации оценки на эффект функциональной установки: Дис. канд. психол. наук: - Тбилиси, 1986. - 126

.Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

.Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка

.Якутина О.И. Социальные практики успеха: дискурс повседневности и социально-философское понятие. Дис., доктор философ. наук: ФГАОУ ВДО «Южный федеральный университет». Краснодар, - 2011

.Якутина О.И. Социальный успех: основные направления исследования феномена и понятия. Статья. Ростов-на-Дону

Похожие работы на - Успех как социальный феномен

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!