Тема: Труды и теории П.А. Сорокина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    25,5 Кб
Труды и теории П.А. Сорокина
Труды и теории П.А. Сорокина
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

социология сорокин научный

Актуальность темы. П.А. Сорокин (1889-1968) - яркая фигура в отечественном и зарубежном обществоведении XX века. В научной литературе существует довольно много работ о жизни и творчестве ученого, в основном о его деятельности в США. Однако слабо изученным и противоречивым остается так называемый русский период творчества П.А. Сорокина, до его отъезда в эмиграцию в 1922 году. Между тем, хотя «русский» период был в три раза короче американского, именно он являлся основополагающим, определив многие темы и направления научной работы поздних лет. Кроме того, тематика исследований П.А. Сорокина обусловила интерес к молодому ученому в эмиграции, обеспечив относительную легкость его адаптации и успешной легитимации в зарубежном научном сообществе.

Несмотря на то, что пик творческого интеллектуального расцвета П. Сорокина пришелся на 30-50-е гг. XX века, и с тех пор прошло более полувека, именно сегодня вновь пробудился интерес к работам нашего известного соотечественника.

В сложившихся обстоятельствах обращение к трудам гигантов социологической мысли может стать мощным стимулом социологического воображения, ключом к пониманию перспектив развития общества и обществоведения в XXI веке. Знаковой фигурой в этом смысле является

П. Сорокин, оставивший после себя огромное количество работ по теории и методологии социологии.

Объектом работы является научное наследие П.А. Сорокина.

Предметом работы являются основные социологические концепции П.А. Сорокина.

Целью настоящей работы является исследование социологических взглядов и наследия П.А. Сорокина.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:

  • отметить вклад в российский период творчества П.А. Сорокина.
  • проанализировать научные работы П.А. Сорокина в предэмигрантский период.
  • рассмотреть теорию флуктуации социально-культурных систем
  • П. Сорокина.
  • проанализировать социокультурную динамику П.А. Сорокина.

Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Российский период творчества П.А. Сорокина

социология сорокин научный

1.1 Значение российского периода творчества П.А. Сорокина

Поступив в Психоневрологический институт па единственную км да в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился и всегда с теплотой и признательностью вспоминал своих норных педагогов. Затем он специализировался в области права у еще одного своего любимого преподавателя - Л.И. Петражицкого в Петербургском университете, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г.

После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных паук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 1922 г., как уже говорилось выше, его выдворили, вместе с группой деятелей науки и культуры, ил России за границу. Небезынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это было с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим объемом почт в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикациями, по существу продолжившими многие основные положения работ российского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учебник социологии» (1920), «Система социологии» (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была «Система социологии», задуманная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован - ни в России, ни в США. Опубликовано было лишь два тома. Как он писал впоследствии в своем автобиографическом романе, от дальнейшей работы над «Системой социологии» его отвлекла тема голода как реального повседневного явления (голодали очень многие, в том числе и он сам, от голода умерли многие знакомые и коллеги Сорокина, о чем он также писал в этом романе). Moнография о голоде была уже напечатана, но весь тираж уничтожили. Читатель книгу так и не увидел. Молодая советская власть очень быстро поняла опасность для нового общества резкой критики ее действий. Однако тема голода волновала Сорокина и после его депортации, в США, где он писал о нем как об одной из главных бед человечества, наряду с войной.

В названных выше работах российского ученого оказалось много теоретических проблем, которые волновали Сорокина на протяжении всей сто «дальней дороги» по социологии. В первую очередь это касается «Системы социологии», в которой четко была поставлена проблема интегральной социологии - сквозная для всего творчества ученого. В книге оказались сформулированными темы, которые в разное время привлекали его исследовательское внимание: формы межличностного взаимодействия людей, биопсихосоциальные различия между ними, механизмы социального контроля, классовая, групповая, территориальная, языковая, культурная, профессиональная, возрастная и иные структуры общества и многие другие аспекты анализа социальной жизни и социальных процессов.

Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум - наиболее совершенная форма космической энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявлении и анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обеспечивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Системе социологии» наиболее ярко отразился неопозитивизм раннего Сорокина, особенно в основном постулате, сформулированном им в афористичной форме: «Пора бы покончить с поэзией в социологии: от нее страдает и поэзия, и социология».

Он много сделал для становления социологического образования России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели и популяризации социологии он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».

В феврале 1922 г., выступая на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета, Сорокин советовал студенческой молодежи не только обрести «новую веру», по и «взять с собой в дорогу» знание, чистую науку, совесть, моральные богатства, любовь и волю к производительному труду - тяжелому, упорному, умственному и физическому. Только знание и труд, взятые вместе, говорил он молодежи, помогут достойно пройти бесконечно сложный жизненный путь. Ценности, названные в этом выступлении и предложенные социологом молодым людям в качестве их основного путеводителя, были для него самого главными в его долгом и чрезвычайно плодотворном путешествии по жизни.

В предисловии к книге Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» его любимый педагог М.М. Ковалевский предсказал молодому ученому большое научное будущее и высказал уверенность в том, что еще не один том его трудов пополнит российскую социологическую библиотеку. Пророчество одного из крупнейших отечественных социологов второй половины XIX - начала XX в. полностью сбылось.

1.2 Научные работы П.А. Сорокина в предэмигрантский период

Наиболее важными в этом отношении были последние годы П.А. Сорокина перед эмиграцией (1919-1922). В этот период молодой ученый работал в лаборатории коллективной рефлексологии Института мозга и психической деятельности В.М. Бехтерева. Влияние его учения о рефлексологии прослеживается в работах П.А. Сорокина, избранных векторах его экспериментальных исследований.

История лаборатории, в которой работал П.А. Сорокин, иллюстрирует неоднозначную картину развития отечественной науки в постреволю- ционный период. Хотя 1920-е годы характеризовались ростом научных учреждений, среди небольших институтов, комиссий, бюро и лабораторий преобладали, прежде всего, учреждения, ориентированные на прикладные исследования: в условиях военного коммунизма и системы централизованного экономического распределения они получали дополнительные источники финансирования и материального обеспечения (прежде всего, продовольственные пайки) .

Стремление придать научным исследованиям в сфере гуманитарных наук облик прикладных встречало определенные сложности и порой вело к довольно неожиданным попыткам поиска «пользы» гуманитарных наук - например, попыткам объяснить общественные явления в терминах биологии и физиологии, в отождествлении закономерностей общественного развития с биологическими законами (социал-дарвинизм), в выработке методов применения законов генетики для совершенствования человека (евгеника), а также в поисках физиологических путей для решения проблем общественного поведения (социальная рефлексология). Последнее направление и оказалось успешно воспринято в Институте по изучению мозга и психической деятельности В.М. Бехтерева.Наибольший импульс практическим разработкам в этой области был придан именно в 1920-е годы, когда, по словам А. Омельченко, «нигде как у нас для экспериментальной социологии» не было «более благоприятной почвы» .

По словам В.М. Бехтерева, в определенных условиях «коллективная деятельность имела несомненное преимущество над индивидуальной».

Подвергая критике возможность применения психологического метода (аналогии, вчувствования, интуиции), В.М. Бехтерев настаивал на актуализации объективного биосоциального, иначе рефлексологического, метода исследования. В основу концепции было положено понятие сложных сочетательных рефлексов - механической реакции на воздействие социальной среды и формируемых ею биологических условий жизни (внешних раздражителей). Исследование приобретенных рефлексов производилось бы с помощью систематического наблюдения внешних проявлений личности в связи с внешними условиями и раздражениями окружающей среды по выработанной заранее программе, а также путем специально применяемого «естественного эксперимента», то есть специально вводимого внешнего раздражителя в обычных условиях с целью вызывания соответствующих, сразу же регистрируемых реакций. Делая вывод о том, что рефлексология индивида является в достаточной мере изученной благодаря многочисленным экспериментальным лабораторным исследованиям, В.М. Бехтерев указывал на то, что в именно в 1920-е годы возникла необходимость и появились объективные условия для изучения коллективной, социальной личности с позиции рефлексологического подхода.

Лабораторию коллективной рефлексологии возглавил В.М. Бехтерев, единственным сотрудником стала А.С. Звоницкая. Однако в 1920 году она в связи с болезнью родителей уехала из Петрограда в Киев. Именно в это время Институт по изучению мозга и психической деятельности обогатился новым сотрудником - им стал молодой социолог П.А. Сорокин. С В.М. Бехтеревым его связывало длительное знакомство: свой творческий путь в Санкт-Петербурге П.А. Сорокин начинал в Психоневрологическом институте В.М. Бехтерева, на единственной в Российской империи кафедре социологии (спустя год студент перешел в Санкт- Петербургский императорский университет из-за отсутствия отсрочки от прохождения воинской повинности у негосударственного института В.М. Бехтерева). Более того, в свой русский период деятельности П.А. Сорокин находился под сильным влиянием работ В.М. Бехтерева, находя в них созвучие модному в то время американскому бихевиоризму. Эти неформальные связи способствовали приглашению В.М. Бехтеревым в свой институт молодого социолога, несмотря на его политически неоднозначную биографию (секретарь А.С. Керенского) и левоэсеровские убеждения.

мая 1919 года на ученой конференции института совместно с Обществом психологии, рефлексологии, неврологии и педологии был сделан доклад П.А. Сорокина «Предмет рефлексологии социальных групп, ее методика и задачи». По итогам доклада конференцией признано желательным организовать в составе Института под руководством докладчика специальную лабораторию по изучению рефлексологии социальных групп: кроме

П.А. Сорокина, ее сотрудником стал П.Ф. Куразов. 10 октября 1919 года

П.А. Сорокиным был предложен исследовательский проект лаборатории «Программа исследования профессиональных групп и профессиональных деформаций».

В качестве предмета исследования было выбрано изучение социальной мобильности и профессиональной стратификации в послереволюционном Петрограде с позиции рефлексологии. Основными критериями анализа служили: 1) явления отбора, производимого профессией, и определение физических, психических и социальных черт у членов исследуемой профессии, стоящих в связи с профессиональным отбором; 2) явления деформации, вызываемой профессиональной работой: а) физической (анатомо-физиологической); б) психической; в) социальной; 3) явления быстроты циркуляции (обновления состава, прилива и отлива) в данной профессиональной группе в связи с профессиональной наследственностью; 4) экономическое положение данной профессии; 5) причинная связь между профессиональным положением индивида и анатомо-физиологическими, психологическими и социальными особенностями; его имущественным положением, моралью, религией, партийностью, степенью умственного развития, семейным положением и особенностями поведения. Конечным результатом этого исследования виделось выяснение вопроса: в какой мере профессиональное бытие человека определяет его особенности и поведение, с одной стороны, с другой - как и в какой мере профессиональное строение общества определяет собой ход общественных процессов в нем. В этом плане исследования лаборатории П.А. Сорокина сопрягались с разработками лаборатории по рефлексологии труда Института мозга и психической деятельности, обеспечивавшей «увязку производственного плана института с практическими государственными задачами». Однако выводы, полученные в результате исследований, были неожиданными: в профессиональном разделении труда был обнаружен источник социального неравенства, появившийся на почве биологической гетерогенности и неизбежный даже при установлении бесклассового, социалистического строя.

Под руководством В.М. Бехтерева П.А. Сорокин предложил еще одно направление исследований лаборатории: изучение влияния войны и голода на социальную организацию общества. Говоря о количественных (потеря человеческого капитала) и качественных (возрастных, гендерных, психологических) изменениях общества, ученый делал вывод о том, что в целом милитаризм сформировал общество с установкой на рефлекс подчинения. Последствия войны были усугублены ситуацией массового голода: чисто биологическое явление пищетаксиса имело своим следствием изменение социально-экономической организации голодающего общества в сторону приближения его к очерченному принудительно-государственному или государственно-социалистическому типу.

Презентация результатов исследования в печати (издании «Экономист») наряду с резкими аполитичными выступлениями самого П.А. Сорокина привели к ожидаемому результату: в сентябре 1922 года ученый (и до того момента готовивший свой отъезд за границу) был выслан из страны. Практическим итогом этих лет работы лаборатории стали монографические исследования П.А. Сорокина «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» и В.М. Бехтерева «Коллективная рефлексология» .

После отъезда П.А. Сорокина работы лаборатории продолжались. Вектор их исследований - изучение рефлексологии профессиональных групп - не изменился. В отчете Института мозга за 1923-1924 годы среди 36 научных сотрудников на 32 штатные единицы со специализацией «коллективная рефлексология» числился 1 сотрудник - М.В. Ланге. В отчете указывалось, что в области коллективной рефлексологии были поставлены опыты, которые показали преимущественное влияние в некоторых соотношениях коллективной, а не индивидуальной деятельности, и начаты работы по изучению коллективных реакций различных профессиональных групп.

Таким образом, можно сделать вывод, что российский период творчества П.А. Сорокина стал пиком классического этапа отечественной социологии, наиболее значимые достижения в котором были сделаны непосредственно в предэмигрантский период.

Глава 2. Эмигрантский период творчества П.А. Сорокина

.1 Теория флуктуации социально-культурных систем П. Сорокина

Судьба П. Сорокина во многом типична для представителей русской интеллигенции, которые не приняли большевистский переворот 1917 г. Будучи близким к политике как лидер партии эсеров, секретарь А. Керенского, Питирим Сорокин неоднократно выступал с лекциями и статьями (журнал «Воля народа») против свершившейся революции и тех людей, которые явились носителями новой идеологии. Он говорил: «По глубокому убеждению, при внимательном изучении культуры и духовного роста своего народа совершенно ясно, что ничего путного не будет, если у власти станут большевики,... наш народ еще не прошел тот этап развития человеческого духа, этап патриотизма, сознания единства нации и мощи своего народа, без которого нельзя войти в двери социализма» .

В 1922 г. по указанию В. И. Ленина началась подготовка к высылке (без суда) старой русской интеллигенции.

По существу, это была первая расправа над инакомыслием, попытка власти установить жесточайший контроль, удалив из страны интеллектуальную элиту - тех людей, которые могли мыслить свободно и высказывать свои идеи, а зачастую критиковать существующий режим. В 1918-1922 гг. более 2,5 млн образованных и культурных людей покинули Родину. Многие уезжали добровольно, понимая что в революционной России они вряд ли найдут применение своим знаниям и талантам. Другие опасались за свою жизнь, будучи уверенными в том, что новая власть не простит аристократическое происхождение и близости к свергнутой власти. Это была утечка умов, эмиграция первой волны, которая привела к понижению духовного потенциала России. О судьбе русской эмиграции того времени написано много научной и художественной литературы.

Эмиграцией всегда было принято считать самостоятельное решение о переселении лица или семьи, депортацией - насильственную высылку.

В 1922 г. депортации подвергнуты такие выдающиеся ученые философы, как Н. Бердяев, С. Франк, Л. Карсавин, социолог П. Сорокин и многие другие.

Судьба эмигрантов в дальних странах различна, часто трагическая, полная лишений. Но жизнь П. Сорокина - это пример яркой и успешной карьеры, признания в обществе, счастливого и материально благополучного личного существования. Удачно сложилась преподавательская деятельность: в 1923 г. он работал на должности профессора в Миннесоте, затем в 1929-1959 гг. возглавил социологический факультет Гарвардского университета. Последние годы жизни, вплоть до кончины в 1968 году, Питирим Сорокин жил и работал в г. Винчестере, штат Массачусетс. Именно тогда созданы основные труды ученого: «Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ» (1937-1941), «Кризис нашего времени» (1941), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм - моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Человек, цивилизация, общество» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

Творческое наследие Питирима Сорокина интересно тем, что он, будучи американским гражданином, принявшим ценности иной культуры, никогда не прекращал интересоваться европейской и российской историей и политикой, мечтал побывать в России. Это был взгляд издалека, взгляд человека, который чувствовал и предвидел многие социальный потрясения, но никогда не был сторонним наблюдателем. Напротив, научная миссия Сорокина состояла в том, чтобы открыть законы функционирования культуры и цивилизации, объяснить причины социальных кризисов и определить пути выхода на новый уровень развития.

В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликалась с учением О. Шпенглера и А. Тойнби. Но, в отличие от этих ученых, Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии, не считал, что локальные культуры погибают безвозвратно. Признавая глубокий кризис западной культуры, он оценивал его не как «Закат Европы» (название книги

О. Шпенглера, вышедшей в 1923 г.), а как необходимую фазу в становлении новой, формирующейся культуры и цивилизации, объединяющей все человечество.

Есть еще одно существенное различие сорокинской концепции от предшествующих теорий. П. Гуревич считает, что «морфологическом учении о культурах можно выделить два направления. К одному из них можно отнести Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби. К другому - американского антрополога Ф. Нортропа, А. Кребе- ра и П. Сорокина. Отличие второго направления заключается в том, что его сторонники стремятся найти в океане мировых феноменов не отдельные строго очерченные системы, а объединяющие их «культурные суперсистемы» (термин П. Сорокина) и именно их считают культурными целостностями, являющимися определенными символами» .

В конце 1980-начале 1990-х гг. в России возродился интерес к творчеству Сорокина, произошла переоценка социологической концепции ученого.

Будучи профессором факультета социологии в Гарварде, Сорокин организовал международный сравнительный междисциплинарный проект, призванный проанализировать все исторические перемены в истории Европы, России. Исследования на базе большого статистического материала имело целью определение места радикальных перемен в историческом процессе. Были выдвинуты различные гипотезы для объяснения причин развития и изменения общества.

Эта концепция принципиально отличалась от уже существующих учений в социологии, например, марксистской. В марксизме история представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, в основе которых лежит способ производства. Движение общества рассматривалось как восхождение от простой организации материальной и духовной жизни к более высокому уровню организации; это был прямолинейный процесс, характеризующийся совершенствованием производительных сил и, соответственно, изменением производственных отношений. Механизмом подобного перехода являлась социальная революция.

Для П.Сорокина «история человечества - это повторение одних и тех же типов, основанных на определенной системе ценностей, имеющих лишь различное конкретно-историческое содержательное направление».

Опираясь на собственное видение исторического процесса, Сорокин обосновал, как ему представлялось, «основной закон истории». Согласно этому закону, происходит перманентная флуктуация как социокультурных систем, так и обществ, равно как их конкретных сфер: типы политики, экономики, морали, религии не являются постоянными и не развиваются по непрерывно восходящей линии, а непрерывно качаются между полюсами тоталитаризма и свободы.

По Сорокину, процесс флуктуации социокультурной системы проходит через ряд этапов: дезинтергация - кризис - мобилизация сил - новый социокультурный порядок.

В своих работах «Социальная и культурная динамика» и «Человек, цивилизация, общество» П. Сорокин размышляет о типологии и динамике культуры. Для того чтобы выделить культуру в историческом процессе как целостность, своеобразную реальность, ученый вводит понятия «культурный менталитет», «менталитет культуры». Эти понятия означают «ценности и значения, определенные образы и желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах» .

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы, и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию. Каждая культура индивидуальна: она имеет собственный менталитет, свою систему познания, собственные философию и мировоззрение, тип религии и образцы «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. Все ценности, сколь различными они бы ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества.

В соответствии с характером доминирующей ценности, Сорокин выделяет три типа культур: идеациональная, чувственная и идеалистическая культуры.

За исходные основания выделения и описания типов культур Сорокин предлагает принимать четыре признака: природа реальности и способ ее восприятия людьми, природа потребностей и целей, требующих удовлетворения, степень и формы удовлетворения потребностей, способы удовлетворения потребностей.

В это время реальность делится на две противоборствующие части: мир телесный и мир духовный. Этот раздел проходит по самому человеку, он как бы распадается на две части, тело и душу, соединить которые возможно только одним способом - систематически угнетая плоть, высвобождать духовное начало. Идеалом человеческой личности становится аскет, монах-отшельник, презирающий мирские удовольствия.

Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую культуру. В этой культуре, по его словам, «господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям».

Вся жизнь была пропитана религиозными смыслами и символами. Это относилось ко всем сферам духовной культуры - морали, искусству, праву. Человек, по меткому высказыванию С. Аверницева, читал библию, как европеец читает утреннюю газету. Образование было отдано в руки церковнослужителей. В стенах монастырей изучались такие предметы, как риторика, логика, теология, арифметика, музыка. Первые европейские университеты возникли на базе монастырских школ - это Кембриджийский и Оксфордовский университеты в Англии, Болонский университет в Италии.

В основании средневековой философии лежали принципы креационизма (онтология) и провиденциализма (гносеология), призванные обосновать и доказать существование божественной реальности.

Чувственный мир, реальность воспринималась как неподлинное бытие, а человек считал себя временным странником, который пришел в этот мир, чтобы страдать. Страдания специфическим образом обожествлялись: чем больше человек страдал, тем вероятнее было его приближение к вратам рая, за которыми и начиналась, в сущности, истинная, подлинная реальность. Все испытания, выпадающие на долю человека, надлежало принимать спокойно и достойно, не усомнившись в необходимости их присутствия на жизненном пути (книга Иова). «Короче говоря, - заключает П. А. Сорокин, - интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность и сверхчувственность божества - Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека» (там же).

На смену средневековой культуре приходит новая культура. Это период начался в Европе с конца Х11 в. с выдвижения новых ценностей и утверждения чувственного типа культуры.

Чувственный (сенситивный) тип культуры.

Чистая возвышенная духовность отходит на второй план, возникает новый менталитет и новый тип личности. Главными ценностями становятся чувственный удовольствия, стремление к наслаждению, интерес к практической пользе. Концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждение. Наука и искусство обслуживают потребности широких масс людей. Но эти потребности связаны с реализацией физиологических желаний. Поэтому в приоритетных направлениях науки преобладают отрасли, которые занимаются проблемами экономики, косметологии, фармацевтики, геронтологии, психологии и медицины. Вся производственная машина запрограммирована на удовлетворение потребностей, сформированных чувственной культурой.

П. А. Сорокин выделяет различные варианты крайностей чувственной культуры: эпикуреизм активный, пассивный эпикуреизм и цинический.

В первом варианте преобладает культура активного чувственного менталитета. Этот тип связан с преобразовательной деятельностью человека, результатом которой становятся открытия новых технологий получения приятных, комфортных ощущений от жизни. Субъектами данного процесса являются артисты, мореплаватели, композиторы, ученые.

Во втором варианте менталитет меняется, здесь не требуется активная работа по изменению реальной жизни. Человек паразитирует и утилизирует внешнюю реальность. Жизнь становится большим приключением, цель которого - наслаждение жизнью во всех ее проявления. Человек не утруждает себя вопросами о смысле жизни и не желает нести бремя ответственности за свои деяния. Этот вид эпикуреизма напоминает эстетическую стадию в триаде развития личности С. Кьеркегора, датского философа-экзистенциалиста.

Третий вариант - это менталитет, который характеризуется распространением лицемерия, комедией масок, приспособленчеством ради наживы и выгоды. Ядром этого менталитета является массовое искусство, которое призвано развлекать и снимать усталость, давать отдых и расслабление. Это искусство вызывает к жизни самые низменные инстинкты, оно свободно от моральных запретов и религиозных догматов. Персонажи такого искусства - простые люди, среда обитания которых - повседневная реальность, хорошо знакомая каждому. «Чувственное общество живет в настоящем и ценит только настоящее. Так как прошлое необратимо и уже более не неясно, то только настоящий момент реален и желанен. Отсюда: ухвати сегодняшний поцелуй; быстро обогащайся; захвати власть; цени популярность, славу и возможности текущего момента, так как осознаются ценности только настоящего».

Отрицание общезначимых ценностей, базирующихся на традициях, опыте и мудрости прошлого, приводят к культурному нигилизму. Когда грань между добром и злом становится призрачной, все ценности переворачиваются с ног на голову. История переосмысливается, переписывается, друзья и враги меняются местами, трагическое становится комическим, а прекрасное отдает свои права безобразному. Такое состояние не может длиться долго, и хаос приводит общество или к гибели, или к новой системе ценностей.

Идеалистическую систему культуры П. Сорокин считает промежуточной между идеациональной и чувственной.

Эта культура всеми своими основными подразделениями утверждает основные положения идеализма как философского направления. Да, существует мир чувственных вещей, но этот мир лишь тень мира иного, идеального, где есть эталоны-идеалы всех материальных объектов, человека и человеческой души. Более того, в этом идеальном мире есть образцы чистой Красоты, Добра, Блага. В реальности могут попираться только материальные заместители идей, но сами идеи вечны и неизменны.

В данном типе культуры существует некий баланс между ценностями предыдущих типов культур, но этот баланс достигается не равным присутствием той или иной культуры на чаше исторических весов. Баланс достигается гармонией между материальными и духовными ценностями. В идеалистической культуре материальное начало представлено как набор необходимых и достаточных для выживания средств.

Духовное начало, напротив, приподнимает человека над жизнью и дает ему надежду на существование в самых критических условиях.

Можно сделать вывод, что если идеалистический тип культуры есть синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, то, по выражению Сорокина, человеческими умами будет руководить истина разума.

2.2 Социокультурная динамика П.А. Сорокина

В работах «Социальная и культурная динамика», «Кризис нашего времени» ученый пишет о механизмах смены культурно-исторических систем: «Периоды перехода от одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультур - ные ценности становятся почти полностью «атомизированными» и конфликт между ценностями различных людей и групп становится особенно непримиримым, неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей вариативностью форм. В рамках общества она принимает в дополнение к другим конфликтам форму роста преступности и жестокости наказаний, особенно «взрыва бунтов, восстаний и революций».

В работе «Социальная и культурная динамика» ученый изучил 967 войн и 1629 смуты. Ввел индекс - соотношение между количеством военных конфликтов и количеством жертв на миллион населения. Затем сопоставил данные по войнам с показателями развития общества в Западной Европе и установил закон возрастания индекса в определенные периоды, сопровождающиеся повышенной степенью конфликтности либо в обществе (гражданские войны), либо между государствами (межгосударственные войны). Именно эти периоды отражали флуктуационную динамику смены социокультурной системы.

Радикальные перемены в истории человечества: первая мировая война, разделившая мир на две противоборствующие стороны, ее катастрофические последствия для народов Европы, затем возникновение нацизма стали не только всемирной катастрофой, но и личной трагедией ученого. В своей книге «От войны к миру, у истоков сознательного альтруизма Питирима Сорокина» П. Кротов и А. Долгов обращаются к биографии ученого и отмечают тот факт, что Сорокин стоял у истоков антигитлеровской коалиции в США. В 1941 г. был образован фонд помощи воюющему СССР, в организации которого активную роль играла семья Сорокиных. Супруга ученого, Е. Сорокина, возглавляла Винчестерский филиал данного фонда.

Какие признаки переходного периода выделяет автор? Это, во-первых, международные войны, во-вторых, рост душевных болезней и самоубийств, в-третьих, рост дезинтергации и дезорганизации общества, в-четвертых, разрушение существующей системы ценностей и, как следствие, заполнение культурного пространства чуждыми культурными идеалами и нормами.

Сорокин называет период первой четверти ХХ столетия переходным и считает, что с этого времени в культуре начинается время столкновения различных политических систем, а значит, время войн, революций и конфликтов. Основной причиной кризиса этого времени является противоречие внутри общества, основанного на чувственной культуре. В своей работе «Кризис нашего времени», которая является популярной версией «Социальной и культурной динамики», Сорокин констатирует кризис западной культуры. Ученый выражается образно: «... за три-четыре десятилетия умирающая чувственная культура смела все материальное богатство и другие ценности, созданные за предыдущие столетия. Человек сидит среди руин своего былого прекрасного общественного здания, в окружении - в буквальном и переносном смысле - устрашающей массой трупов». Согласно логике автора, данный кризис будет сопровождаться войнами, смутами и политическими переворотами. Можно ли избежать этого? И почему в мире нет устойчивого движения к исчезновению войн? Сорокин отвечает, что диалектика войны и мира существует и имеет примерно равные шансы на доминирование. Нет универсальной тенденции в динамике войн. И на вопрос - будут ли войны продолжаться или постепенно уходить с политической арены? - ответ ученого будет скорее всего: «Не знаю». Очевидно лишь то, что период войн будет сменяться периодом мира. Но ожидать голубя с оливковой ветвью в ближайшее историческое время - это лишь благое намерение. «Великая трагедия с ее forte и piano будет продолжаться». Эти взгляды ученого вряд ли можно назвать пессимистическими - все великие культуры подвергались подобным изменениям. В истории человечества не было культуры с бесконечным потенциалом возможностей. Все культуры рано или поздно становились непродуктивными. Но разрушение старой культуры не означает исчезновения культуры вообще. Какая культура приходит на смену чувственной? Если следовать логике Сорокина, то это будет идеациональная культура. «Такие переходы, особенно когда перезревшая чувственная культура заменяется идиациональной, сопровождаются колоссальной и часто неожиданной экономической катастрофой и понижением уровня жизни».

Внутри каждой культурной системы существуют возможности, которые обеспечивают жизнедеятельность системы, считает Сорокин. Эти возможности столь значительны, что они выбраковывают, выбрасывают чуждые элементы. Это помогает системе сохранять свои уникальные индивидуальные свойства и не менять качество развития, не прерывать судьбоносный исторический ход. Это отличает концепцию Сорокина от взглядов Шпенглера, который приписывал каждой культурной системе историческую безысходность. Нельзя назвать теорию социокультурных систем П. Сорокина мейнстримовским учением. Но ценность и актуальность взглядов мыслителя не вызывает сомнения. В создании своей теории ученый опирался на большой социологический материал, который помог выстроить логику развития культуры и цивилизации, а значит, дал возможность прогнозировать будущее. Мы живем во времени распада чувственной социокультурной системы, в анамнезе этого периода лежат процессы драматического, а, нередко, катастрофического свойства. Но культура, с точки зрения Питирима Сорокина, носит созидательный характер. Связь времен не прерывается, идет закономерный процесс рождения новой социокультурной системы. Она обладает творческой энергией, большим духовным потенциалом. Это вселяет надежду, что время войны обязательно сменится временем мира, и этот период будет продолжительным и плодоносящим для человечества. □

Заключение

Питирим Александрович Сорокин - российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого во многом определили характер и основные направления развития современной социологии. Уделил пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки - ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам.

После высылки из России интересы учёного сосредоточились главным образом на общих процессах социальной организации и широком обозрении истории человечества с позиций теоретико-социологического подхода. Сорокин рассматривал социальную жизнь как сложную систему, состоящую из подсистем, относящихся к сфере религии, этики, экономики, политики, права, науки, искусства и т. д. В главной книге «Социальная и культурная динамика» на основе эмпирико-статистического изучения этих подсистем общей «социокультурной системы» учёный пришёл к выводу, что в истории человечества существует три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется соответствующим только ей пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способами их удовлетворения. «Всякая великая культура, писал Сорокин,- есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность». Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя то есть существующая в науке, искусстве, философии, праве и т. д. и даже в быту ориентация на трансцедентные (потусторонние, сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа, напротив преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен как правило, для эпохи упадка. Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста.

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения.

Возродившийся в последнее время интерес к трудам П. Сорокина - доказательство познавательных возможностей, заложенных в интегральной науке, но, к сожалению, еще не полностью открытых и реализованных. Актуализация методологической функции интегрализма по отношению к современной социологической науке позволит продемонстрировать его уникальные возможности в исследовательской практике.

Список использованной литературы

  1. Баширова, Л.С. «Социология революции» Питирима Сорокина. Научный труд и автор: судьба в эмиграции / Л.С. Баширова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 2. - С. 97-100.
  2. Баширова, Л.С. Социальная норма и девиация / Л.С. Баширова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 2. - С. 97-100.
  3. Бессчетнова, О.В. Социологическая концепция П.А. Сорокина / О.В. Бессчетнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 10. - С. 86-90.
  4. Воронцов, А.В. История социологии. XIX - начало XX века / А.В. Воронцов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 423с.
  5. Добрин, К.Ю. Взгляды П.А. Сорокина на русскую революцию / К.Ю. Добрин // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2011. - № 1. - С. 116-121.
  6. Добрин, К.Ю. Социальная норма в традиционном и современном обществе / К.Ю. Добрин // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2011. - № 1. - С. 116-121.
  7. Зиятдинова, Ю.Е. Социологическое творчество П.А. Сорокина / Ю.Е. Зиятдинова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 2. - С. 122-129.
  8. Кобжицкая, Н.З. П.А. Сорокин в истории социологии / Н.З. Кобжицкая // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - Т. 27. - № 3. - С. 194-195.
  9. Козырьков, В.П. Природа девиации и структура социальных норм / В.П. Козырьков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 164-175.
  10. Козырьков, В.П. Теория революции П.А. Сорокина и российский политический процесс / В.П. Козырьков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 164-175.
  11. Козырьков, В.П. Теория революции П.А. Сорокина и российский политический процесс / В.П. Козырьков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 164-175.
  12. Кравченко, А.И. История отечественной социологии / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2011. - 620с.
  13. Мирдиянова, Б.М. Значение творчества П.А. Сорокина для социологической мысли / Б.М. Мирдиянова // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 3. - С. 47-58.
  14. Усова, Л.П. П.А. Сорокин о социально-психологических последствиях революции / Л.П. Усова // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2010. - № 4. - С. 183-187.
  15. Усова, Л.П. Теоретический анализ нормативной регуляции поведения / Л.П. Усова // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2010. - № 4. - С. 183-185.
  16. Фирсов, Б.М. История отечественной социологии. Курс лекций / Б.М. Фирсов. - СПб., 2010. - 294с.
  17. Шахманова, А.Ш. Нормативная регуляция человеческого поведения и ее проблемы в творчестве П.А. Сорокина / А.Ш. Шахманова // Известия Южного федерального университета.- 2010. - № 12. - С. 93-99.
  18. Шахманова, А.Ш. Русская революция в социологической концепции П.А. Сорокина / А.Ш. Шахманова // Известия Южного федерального университета.- 2012. - № 12. - С. 93-99.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!