Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет»









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Предпринимательское право»

на тему: «Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством»


Исполнитель: студент Колесников О.О.

Направление: Юриспруденция 

Профиль: Гражданско-правовой 

Группа: ЮР-13КП 


г. Екатеринбург 2015 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия предпринимателя с государством

1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2 Модели взаимодействия государства и предпринимательства

1.3 Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и предпринимательства и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение

Совершенствование и развитие современных рыночных отношений в Российской Федерации способствует увеличению предпринимательского движения, что в свою очередь не осуществимо без разработки и усовершенствования методов и форм государственного регулирования данной сферы. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность подтверждают необходимость регулирования государством отдельных вопросов функционирования рыночной системы. Растут споры о возможности и необходимости, а также уровне влияния и вмешательства государства в рыночные отношения. Различия во мнениях исследователей заключаются преимущественно в вопросах применения методов и инструментов, форм регулирования и масштабов влияния государства на определенные сферы предпринимательской деятельности.

В различных странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, реализует активную бюджетную, налоговую политику, осуществляет решение социальных проблем, привлекая в решения этих проблем и предпринимательскую сферу.

Регулирование государством состояния и развития рыночных отношений осуществляется на основе применения определенных инструментов на производственно-хозяйственную деятельность предпринимателей. Ввод действие на протяжении последних лет утвержденных законов и иных правовых актов серьезно усилили позиции государства в регулировании развития рыночных отношений. Однако модернизация экономики требует иного подхода к их разработке и реализации. В настоящее время, прежде всего, следует принять во внимание качество применения нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что рыночные механизмы не обеспечивают условия стабильного и устойчивого развития экономики, привлекательного социально-экономического климата, охраны частной собственности справедливую конкуренцию, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного вмешательства.

Целью данной работы является: изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

)        рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;

)        изучить модели взаимодействия государства и предпринимательства;

)        выделить основные формы и методы государственного регулирования предпринимательства;

)        проанализировать основные проблемы и выделить пути их решения в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия предпринимателя с государством


1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности


С момента формирования государства как института оно реализует экономическую деятельность, осуществляя регулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, что способствует устойчивости политической власти. Однако уровень вмешательства государства в различные временные периоды существенно различался. Государство является орудием политической власти экономически господствующего класса. Степень воздействия этого класса, его экономическая сила определяет уровень воздействия государства в хозяйственную деятельность: слабый в экономическом плане господствующий класс вынужден применять силу и мощь государства для укрепления своего господства, а сильный уже не нуждается в его явной помощи.

В классической эволюции деятельность государства в области регулирования предпринимательской деятельности рассматривается от широкого вмешательства до роли арбитра в разрешении конфликтов между предпринимателями и обществом [23, с. 89].

В экономиках различных стран и в разные периоды времени всегда существовали проблемы, для решения которых требовалось применение не только рыночных методов, но и их синтеза с государственным вмешательством в различных формах. Ни одну из рыночных систем нельзя определить как чисто рыночную - на каждом из этапов ее развития рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью государственная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах - весьма значительным.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения вмешательства государства и содействия развитию предпринимательства, развиваются организационные формы взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательства, происходят существенные изменения целей, механизмов, аппарата управления, в сочетании рыночного и государственного механизмов регулирования.

Целью регулирования предпринимательской деятельности государством является создание таких условий, которые бы обеспечивали эффективное функционирование и развитие экономических отношений в целом, и постоянное участие бизнеса в международном разделении труда и приобретение от этого максимальной выгоды. Органы государственной власти каждой страны, безусловно, пытаются достичь своих собственных целей на каждом из этапов и добиваются их достижения имеющимися у них средствами и методами в зависимости от сложившейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвергаются изменениям, правда механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [29, с. 14].

Задачи государственного регулирования состоят в  следующем [19, с. 18]:

) разработка, принятие и контроль законодательных актов, которые обеспечивают правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

) повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих затрат;

) смягчение прямых методов воздействия и бюрократического контроля деятельности хозяйствующих субъектов;

) создание условий для добросовестной и свободной конкуренции на рынке, свободного передвижения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

) обеспечение товарно-денежного и бюджетного баланса на основе реализации финансовой, процентной, налоговой политики и управления денежной массой;

) сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

) содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

) обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

) поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Анализируя государственное регулирование на современном этапе развития экономики, прежде всего, необходимо заметить, что центр тяжести в этом регулировании сместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производственной деятельности предпринимателей. Его основными задачами  являются [26, с. 91]:

) осуществление структурной перестройки производственных отношений, предполагающего создание новых отраслей экономики, которые ориентируются на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и адаптацию их продукции к требованиям международного рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

) повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

) поиск и применение возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

) укрепление позиций в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

) пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное влияние на конъюнктуру, которое основано на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного воздействия на развитие внешнеэкономических связей;

) применение мер влияния на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе ориентированных на экспорт, реализация мероприятий, которые направлены на усиление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм взаимодействия между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Основной акцент в нем смещается с регулирования спроса на регулирование предложения. Серьезные изменения происходят и в механизмах воздействия. Преимущественной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является присоединение в стратегических программах социально-экономического развития, реализация основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемам структурной политики уделяется в настоящий момент основное направление при разработке основных направлений государственной социально-экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, которые позволяют объединять частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшей адаптации предпринимательства к условиям функционирования в мировом хозяйстве [31, с. 147].

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по нормативному регулированию и административному надзору производства. На сегодняшний день нормативное регулирование распространяется на такие новые области, как: разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции), безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров). С целью сдерживания производства и расточительного потребления используются инструменты прямого и косвенного регулирования: налоговое стимулирование инвестиций, нормативные стандарты качества продукции, косвенные налоги на потребителей.

Существенную роль в системе государственного регулирования играют конкретные методы и формы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательства, механизм его поддержки. Одной из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на этапе создания предприятия, является предоставление кредитов субъектам предпринимательства. Кредиты на поддержку бизнеса предоставляются непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства [21, с. 15].

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, направляемых преимущественно на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства используются тогда, когда предприниматели не могут самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы проблем. Все большее значение приобретает использование программ льготного кредитования и субсидирования приоритетных отраслей экономики, гарантия займов, меры по поддержанию определенного уровня или сдерживания увеличения отраслевых цен в сочетании с импортной протекционистской политикой и другими инструментами стабилизации рынка. Регулирование ставок процентов по ссудам и депозитам на рыночной основе предусматривает, что предпринимателям обеспечивают большую свободу выбора способов и условий финансирования.

Применение финансовых методов является важной сферой регулирования в отношении рыночных структур, работающих с субъектами малого предпринимательства. Здесь может использоваться понижение налоговой ставки предприятиями, осуществляющих кредитование малых предприятий, предоставление со стороны местных администраций им финансовых гарантий. В качестве гарантийного обеспечения администрацией могут применяться объекты муниципальной собственности, недвижимости, финансовые средства бюджетов [24, с. 37].

Патентная государственная политика также относится к важному направлению государственного регулирования. Она реализуется путем ограничения сроков жизни патента и осуществления принудительного лицензирования новых патентов за относительно низкую лицензионную плату.

Разработка общих принципов реализации внешнеэкономической политики страны являются одной из важных функций государственного регулирования. Эти принципы заключаются в следующем [32, с. 74]:

) государственная защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов отечественных производителей и потребителей товаров и услуг;

) равенство и отсутствие дискриминации участников внешнеторговой деятельности;

) единство таможенной территории Российской Федерации;

) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав, возникающих на основе договоров Российской Федерации;

) гласность в разработке, принятии и реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

) обоснованность и объективность использования мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и причинения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.


1.2 Модели взаимодействия государства и предпринимательства


Государство и принятые законодательные акты позволяют решить все проблемы ведения бизнеса. Существует государственный контроль за финансовой, налоговой и другими сферами, но государство не может навязать ответственное отношение к обществу в целом. Государство должно поддерживать стремление российских предприятий к формированию организационной культуры, применению принципов социальной этики, выработке социально ответственного поведения. Ответственность государства перед бизнесом - это формирование условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства перед обществом через благоприятный инвестиционный климат в стране, адекватную налоговую систему, которая не должна меняться в течение продолжительного времени [18, с. 106].

В обществе должна быть сформирована атмосфера высокой требовательности к ответственности бизнеса, власть должна подавать примеры роста своей социальной ответственности, которые предусмотрены законодательством. Законодательным и исполнительным органам государственной власти необходимо вместе с представителями бизнеса и некоммерческими организациями изучить и поддерживать законодательные инициативы поддержки и стимулирования социальной ответственности бизнеса. От того, насколько успешно компании сумеют объединить усилия с государством и некоммерческими организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть конкурентоспособность бизнеса.

В настоящее время выделяют следующие модели взаимодействия государства и бизнеса (рис. 1):

Российский исследователь Е. Ясин характеризует модель взаимодействия бизнеса и государства тремя отдельными зонами: белой, черной и серой.

«Белой зоне» свойственно формальное участие государства в форме законодательного регулирования налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса.

Рисунок 1 - Модели взаимодействия государства и бизнеса

 «Черная зона» включает неформальное криминальное участие, прежде всего коррупцию. Взаимодействие в этой зоне строится на личных корыстных интересах отдельных представителей государственной власти, а инструментами достижения интересов предпринимателя являются взятки.

«Серая зона» охватывает неформальные, непосредственно не связанные с коррупцией отношения, строящие на взаимном интересе сторон в развитии территории, а инструментом достижения интересов предпринимателя является добровольный или добровольно-принудительный вклад в финансирование территории, на которой размещается бизнес [28, с. 24-25].

Выделяются две схемы отношений государства и бизнеса на партнерской основе. Одна из них является популярной в развитых странах и основана на приспособлении институциональной среды, уже сложившейся в экономике, к новым приоритетам и условиям ведения хозяйственной деятельности. Внедрение новых принципов в существующие институты происходит по двум направлениям: в пределах основной экономической политики (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в пределах изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС) [28, с. 26].

Вторая схема нашла отражение в странах Восточной Европы, а также в странах бывшего СССР, и в отдельных развивающихся странах. Главной существенной особенностью этих стран является разработка принципиально новой нормативно-правовой базы сотрудничества общества и государства, которая сопровождается формированием институтов, отвечающих требованиям рынка и новой роли государства в регулировании деятельности бизнеса.

Социальная ответственность является синергетическим эффектом при взаимодействии государства и общества, поскольку дает возможность государству и бизнесу удовлетворять как собственные потребности, так и потребности общества, а также активно влиять друг на друга в собственных интересах.

1.3 Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности


Предпринимательство в целом не обладает каким-либо универсальным механизмом саморегулирования, который бы позволил ему эффективно функционировать во всех сферах. Механизм, предназначаемый для одного сектора экономики, не всегда обеспечивает функционирование экономики в целом.

Государство регулирует экономику во всех экономических системах.

Главенствующая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия связана с такими требованиями охраны публичных интересов как [30, с. 287]:

• обеспечение общественных и государственных нужд и приоритетов в экономическом и социальном развитии;

• формирование государственного бюджета;

• защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

• обеспечение занятости населения;

• обеспечение национальной безопасности и обороны страны;

• реализация свобод предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

• соблюдение прав участников иностранного инвестирования и внешнеэкономической деятельности.

Конституция РФ обязывает государственные органы и органы местного самоуправления использовать все имеющиеся у них материальные, финансовые и организационные ресурсы для формирования и развития предпринимательства на основе права и законности, предупреждающих и устраняющих в нем противоправные проявления. Применяемые предусмотренные законодательством и разработанные практикой формы и методы государственного регулирования разделяются на две группы.

Первую группу составляют методы и формы, распространенные на предпринимательские организации, которые создаются государственными органами и органами местного самоуправления соответственно на основе государственной и муниципальной собственности. Особенность данной группы форм и методов заключается в том, что она отражает иерархию и соподчиненность при взаимодействии властных структур и подчиненных им субъектов предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Эти органы утверждают их учредительные документы - уставы. Исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным собственником органом, который им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели порядок и условия деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Взаимодействие между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строится на основе контрактов в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особенных сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур - с другой, не наблюдается. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной - от умения управлять, другой - от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления реализуется предпринимательскими организациями, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Отдельные из методов этой группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Намечается увеличивающаяся необходимость контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении хозяйствующих субъектов с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность реализуется на основе большого количества законодательных актов, которые определяют возможности в регулировании органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие осуществлялось только на основе соответствующих правовых норм.

Все виды государственного воздействия реализуются в такой правовой форме как акт, т.е. облечены в установленную форму воздействия органа государственной власти или управления, с которым связаны правовые последствия. Каждый акт имеет свое назначение, наименование, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует [20, с. 54].

Среди актов разрешительного характера выделяют систему лицензирования. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль состояния и развития экономики с применением фискальных способов и путем прямого вмешательства.

Фискальная политика - это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.

Налоги - это обязательные безвозмездные платежи (взносы), устанавливаемые законодательством и осуществляемые в определенный срок и в определенном размере.

Налоги подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. В этом заключается их отличие от всевозможных сборов, которые также подлежат зачислению в бюджет, но могут использоваться только на достижение определенных целей, ради которых они взимались.

Осуществляя сбор налогов, государство обладает крупными денежными средствами, которые позволяют ему реализовывать самостоятельную инвестиционную политику. Государственные вложения в форме инвестиций и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство использует следующие методы регулирования: изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит, выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ.

Основываясь на законодательных актах, государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности, принимая и реализуя те или иные управленческие решения. Оно является крупнейшим хозяйствующим субъектом, который непосредственно участвует в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-хозяйственных операций. Прямое воздействие государства на экономику реализуется на основе дотаций.

Дотации представляют собой денежные суммы, которые выделяются из государственного бюджета для ликвидации последствий отраслевых кризисов. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. В июне 1995 года принят Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», но утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В начале 1996 года вступил в действие Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», но утратил силу с 1 января 2003 года в связи с внесением дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 года № 117-ФЗ (в ред. от 20.04.2014 № 78-ФЗ), а конкретно глав 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Постановлением от 18 декабря 1995 г. № 1256 Правительством РФ впервые была утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы. Затем данная программа пролонгировалась на последующие периоды.

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности и форм собственности [20, с. 55].

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям [22, с. 178]:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

• учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка антиэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции является важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Необходимо заметить, что субъекты малого предпринимательства в силу своих небольших возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать поддержку в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, которые создаются в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

Глава 2. Проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и предпринимательства и пути их решения

Финансово-экономический кризис способствовал принятию руководством страны решительных действий по модернизации всех сторон социально-экономической жизни. Одной из важнейших задач здесь выступает построение принципиально новой системы взаимоотношений между государством и предпринимательской деятельностью. Сегодня государственная политика должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в интересах жителей и страны в целом путем ликвидации административных барьеров, исключения неоправданного регулирования, снятия неоправданных ограничений, купирования конфликтов интересов при осуществлении органами власти контрольно-надзорных и разрешительных полномочий.

Взаимодействие государства и бизнеса должно основываться на базовых принципах социального партнерства, согласно которым предприниматели и власть одинаково являются субъектами социальной ответственности. Следует активнее внедрять во взаимоотношения государства и бизнеса формы не прямого администрирования (чрезмерных проверок), а корпоративного самоконтроля, способного сформировать доверие общества к бизнесу и государства к результатам деятельности хозяйствующих субъектов [25, с. 19].

Использование именно этих принципов взаимодействия в наибольшей мере способствует экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и предпринимателей. Достижение позитивных результатов на этой основе невозможно без усовершенствования нормативной правовой базы, на основе совокупного анализа действующего законодательства, регулирующего деятельность контрольных органов государства и хозяйствующих субъектов.

На сегодняшний день необходимо формирование четких правил взаимодействия государства и предпринимателей, которое невозможно без создания адекватной, отвечающей потребностям времени правовой основы такого взаимоотношения. Создание надежного регламента, несоблюдение норм которого повлечет за собой ответственность для чиновников, необходимо в случае использования чрезмерного контроля и иных административных барьеров для функционирования современного бизнеса. Установление оснований для проверок хозяйствующих субъектов, полномочия проверяющих, формы контроля, оценка результатов и проверка порядка устранения недостатков являются необходимыми требованиями для регламентированного поведения чиновников. Вследствие чего сокращение частого государственного контроля приведет к формированию в хозяйствующих субъектах действенной системы внутреннего контроля, благодаря которой государственные нормативы и стандарты будут беспрекословно выполняться. Более четкая и доступная формулировка единых правил организации и осуществления государственного контроля должна быть регламентирована в соответствующем типовом положении.

Таким образом, просматривается объективная потребность в проведении совокупного исследования правового обеспечения современного взаимодействия государства и предпринимателей, позволяющего наработать четкие научно-практические рекомендации для Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов - с другой.

Необходимо совершенствование правовой регламентации взаимоотношений государства и предпринимательства на современном этапе. Рассматривая теоретико-методологические и правовые основы взаимодействия предпринимателей и государства, можно выделить принципы классификации и виды административных преград:

) административные барьеры, возникающие в связи с несовершенством законодательства, - «плохие» законы (слабая понятийная проработка нормативных положений, противоречия с другими нормативными актами, правовые пробелы, большое количество отсылочных и бланкетных норм);

) административные барьеры, возникающие в связи со злоупотреблением или превышением своих полномочий должностными лицами при исполнении «хороших» законов;

) административные барьеры, возникающие при отсутствии либо избыточности административных процедур в сфере предпринимательской деятельности.

Основные функции государственного управления, при реализации которых существуют и возникают административные барьеры, заключаются в следующем [27, с. 96]:

государственная регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства;

лицензирование отдельных видов деятельности;

стандартизация и сертификация продукции, работ и услуг;

контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью;

межрегиональный товарооборот;

контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

любые формы согласования различных документов и действий предпринимателя.

меры по совершенствованию системы лицензирования отдельных видов деятельности;

замена обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия;

замена государственного контроля качества соответствующей деятельностью субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и испытательных центров, аккредитованных в органах исполнительной власти;

сокращение количества унитарных предприятий, функционирование которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями;

расширение применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;

внедрение в органах государственной власти процедуры экспертизы и предварительной оценки последствий принятия ключевых нормативных правовых актов, направленной на уменьшение риска их негативного влияния на конкуренцию;

и другие.

Анализ современного состояния правового регулирования контрольно-надзорной государственной деятельности и мер по его совершенствованию позволяет сделать вывод о неэффективном регулировании сферы предпринимательства, что в настоящее время является одной из существенных проблем для развития малого и среднего бизнеса.

Решение таких проблем, как повторение функций, на всех уровнях органов власти, чрезмерность предъявляемых к предпринимателям требований и необоснованное вмешательство в их деятельность не осуществимо без тщательного целенаправленного анализа состояния действующего законодательства по вопросу, насколько оно позволит модернизировать действующую систему контроля (надзора).

При этом следует выделить ряд проблем, негативно отражающихся на взаимодействии государства и малого бизнеса, которые следует преодолеть в ходе модернизации отношений власти и бизнеса на современном этапе [19, с. 18]:

отсутствие единого перечня (реестра) контрольно-надзорных функций, реализуемых в различных сферах государственного управления;

отсутствие четкости в распределении функций контроля и надзора между определенными федеральными органами исполнительной власти;

отсутствие распределения контрольно-надзорных полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

избыточность контрольно-надзорных полномочий органов власти;

чрезмерное дробление на множество административных процедур в рамках осуществления одного полномочия.

Основные направления защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении взаимодействия государства и предпринимателей основаны на:

соблюдении прав предпринимателей в антимонопольной сфере, в том числе в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд;

соблюдении прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора);

исполнении законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства [23, с. 89].

Для усовершенствования процесса взаимодействия федеральных органов исполнительной власти необходима работа по созданию Модельного административного регламента исполнения федеральным органом исполнительной власти государственной функции по осуществлению контроля и надзора. Данный регламент необходимо рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления для использования в нормотворчестве в указанной сфере. На сегодняшний день региональные и муниципальные органы разрабатывают свои административные регламенты, но без каких-либо обязательных требований, что приводит неудовлетворительным последствиям принятия такого документа [23, с. 91].

Основные нормы данного административного регламента должны устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при осуществлении указанной государственной функции.

Фактическими результатами исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора должны являться [28, с. 25]:

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

подготовка и направление ответа по результатам рассмотренного обращения юридического или физического лица;

составление акта проверки (плановой, внеплановой, совместной, выездной, камеральной, инспекторской, специальной, целевой и т.д.);

составление протокола об административном правонарушении (в случае выявления факта такого правонарушения);

возбуждение дела об административном правонарушении;

выдача предписания об устранении выявленных нарушений;

внесение представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

составление протокола о временном запрете деятельности;

вынесение постановления по делу об административном правонарушении;

подготовка и направление материалов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные государственные органы в случае выявления нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль (надзор) за соблюдением которых не входит в компетенцию ФОИВ и его территориальных органов;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

иные фактические результаты.

Исполнения данной государственной функции должно привести к следующим результатам [29, с. 17]:

а) обеспечение исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

б) повышение состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и других охраняемых объектов от актов незаконного вмешательства (противоправных посягательств);

в) выявление, пресечение и предупреждение правонарушений;

г) выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению правонарушений в установленной сфере контроля (надзора);

д) иные конечные результаты.

Исследование проблем организации внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности позволило выделить основные причины нарушения государственных нормативов и стандартов в данной деятельности:

ошибки персонала (персональные), систем (информационные);

пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов (внешние - форс-мажор);

мошенничество и другие преступные действия (криминал) как персонала, так и с участием третьих лиц.

От эффективного осуществления внутреннего контроля по выполнению государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности зависит степень вероятности появления опасного для организации уровня риска.

Первым шагом к управлению риском соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности является самоорганизация руководства фирмы.

Целями внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности являются:

постоянное наблюдение за сферой совершаемых правонарушений;

принятие мер по поддержанию приемлемого уровня правового поведения организации, не угрожающего финансовой устойчивости компании, интересам ее кредиторов и контрагентов;

соблюдение всеми работниками компании нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов;

исключение вовлечения организации и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности.

Задачи внутреннего контроля заключаются в следующем:

получение оперативных и объективных сведений о состоянии уровня правового поведения организации;

выявление и анализ правонарушений, ошибок;

качественная и количественная оценка (измерение);

установление взаимосвязей между отдельными нарушениями государственных нормативов и стандартов с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для их ограничения;

создание системы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в предпринимательской деятельности, разработанного под него программного обеспечения для анализа и управления рисками.

Внутренний контроль соблюдения государственных нормативов и стандартов может быть осуществлен с помощью следующих методов:

выработка рекомендаций правового характера по вопросам предпринимательской деятельности;

качественная оценка правовых ошибок и правонарушений;

учет положений внутренних документов компании и требований законодательства при внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий;

контроль со стороны уполномоченных подразделений и должностных лиц за соблюдением структурными подразделениями и служащими компании законодательства.

С целью управления и внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом может быть предложена модель организационных мероприятий [21, с. 15]:

разработка внутренних правил согласования и визирования юридически значимой для компании документации;

проведение разграничения полномочий сотрудников;

проведение проверок соблюдения действующего законодательства (соответствие контрактных и внутренних документов компании действующему законодательству, нормативным документам регулирующих органов);

проведение документарного контроля;

разработка локальных нормативных актов и подготовка типовых форм договоров;

обязательное участие сотрудников правового отдела в процессе вывода на рынок новых услуг;

мониторинг действующего законодательства с доведением основных и значимых изменений в оперативном порядке до сотрудников структурных подразделений компании через внутреннюю корпоративную сеть.

Типовое положение об организации и осуществлении внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта может включать следующие разделы:

Глава 1. «Общие положения», в которой отражено, на основе каких нормативных правовых актов основывается внутренний контроль хозяйствующего субъекта (Конституция Российской Федерации, федеральные законы - Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 33-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 21.12.2013 № 377-ФЗ); Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) «О коммерческой тайне»; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 02.12.2013 № 335-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» и др. в зависимости от сферы деятельности организации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации); термины и определения (внутренний контроль в организации; система внутреннего контроля; внутренний контроль; служба внутреннего контроля; рабочая группа уполномоченных лиц; контрольная среда; контроль предварительный; контроль текущий; контроль последующий; конфликт интересов; мониторинг внутреннего контроля; объекты внутреннего контроля организации; подразделение; политика управления рисками; процесс (процедура); риск; руководство организации).

Глава 2. «Основные цели, задачи и организация внутреннего контроля в организации», содержащая: цели внутреннего контроля; формы внутреннего контроля; задачи; принципы; ответственность руководителей; уровни внутреннего контроля.

Глава 3. «Организация и порядок осуществления внутреннего контроля в подразделении организации», содержащая: функции руководителя подразделения организации, организующего внутренний контроль; информационные системы и технические средства телекоммуникации (должны обеспечивать возможность сбора, ввода, обработки данных из внутренних и внешних источников, анализа и хранения, составления требуемых отчетов и их передачи соответствующим субъектам внутреннего контроля и иным установленным пользователям); контроль информационных систем и технических средств телекоммуникации; мониторинг внутреннего контроля; объем и частота периодических проверок (ревизий); субъекты внутреннего контроля; решения по устранению выявленных недостатков и совершенствованию внутреннего контроля; порядок оценки службой внутреннего контроля организации состояния внутреннего контроля.

На основе проведенного комплексного экономико - правового и управленческого анализа форм и процесса взаимоотношений государства и бизнеса должны быть разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере взаимоотношений государства и малого (среднего) бизнеса, направленные в первую очередь на внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые  акты [19, с. 19]:

в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, обосновывается необходимость принятия отдельной нормы, регламентирующей содержание действий по обеспечению законности деятельности органов государственного надзора и муниципального контроля (контроль и надзор за деятельностью органов государственного надзора осуществляют вышестоящие государственные органы;

в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 423-ФЗ) «О защите конкуренции»: исключить из требования о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа на выдачу государственной или муниципальной преференции случаи, когда государственная или муниципальная преференция предоставляется субъектам малого предпринимательства, работающим в социально значимых областях, обеспечивающих коммунальную, бытовую, образовательную, культурную и иную социальную инфраструктуру населенных пунктов);

в Федеральные законы от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

установить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций;

в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442) - распространить правило об оплате за фактический объем потребления электрической энергии на субъекты малого предпринимательства;

и другие.

Таким образом, оптимизация системы государственного управления и повышения эффективности взаимодействия власти и предпринимательства осложнена рядом проблем:

отсутствие четкого законодательного регулирования форм, методов и средств взаимодействия государства и предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;

издание государственных и муниципальных программ развития малого бизнеса в части его кредитования, субсидирования, финансовой поддержки осуществлено не полном объеме, в котором могло быть;

отсутствие прозрачности взаимоотношений между органами власти и предпринимателями, наличие коррупции, плановости в государственном и муниципальном аппарате, соединение властной элиты (особенно на региональном уровне) и отдельных финансово-промышленных и даже преступных группировок.

Данные обстоятельства мешают развитию конкурентных отношений и тормозят экономическое развитие страны.

На основании вышесказанных выводов и предложений возможно прийти к достижению следующих результатов в сфере развития взаимоотношений между государством и предпринимателями:

) унифицировать процесс реализации государственными органами контрольно-надзорных функций;

) улучшить качество правового регулирования государственного контроля в сфере малого бизнеса;

) повысить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению государственных нормативов и стандартов.

 

Заключение


Целью моей курсовой работы было изучение правовых форм взаимодействия предпринимателей с государством. Отдельные темы моей работы еще раз подтверждают необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время совершенствование государственного регулирования однозначно способствует развитию предпринимательства, при этом происходит изменение организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизмах, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих стабильное функционирование экономики в целом и плодотворное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

В государственном регулировании предпринимательской деятельности выделяют следующие основные направления:

Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, которые в свою очередь способствуют эффективному функционированию рыночной системы;

защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

перераспределение доходов (трансферты), перераспределение ресурсов;

государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

государственное регламентирование трудовых отношений;

поддержка социального партнерства;

государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

регулирование валютного курса;

стабилизация макроэкономических процессов.

Для эффективного осуществления государственного регулирования предпринимательской деятельности, необходимы определенные инструменты - экономические, административные и правовые рычаги.

Проблемы взаимодействия бизнеса и власти обусловлены необходимостью установления баланса интересов органов власти и бизнеса в целях воспроизводства экономического потенциала территорий, организации защиты социально-экономических интересов жителей, привлечения самих граждан к управлению развитием своей территории и эффективному использованию местных ресурсов. Опыт прошлых лет показал, что административные и институциональные механизмы управления в Российской Федерации во многом утратили свою эффективность, а преодолеть экономический дисбаланс, социальную несправедливость и конфликты в одиночку не могут ни власть, ни бизнес.

Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог. Однако практика показала, что далеко не всегда такое взаимодействие является безупречным и приносит пользу всем его участникам. В числе негативных проявлений отмечаются «приватизация власти», олигархия, коррупция, лоббирование интересов.

Поэтому в настоящее время весьма острой является проблема поиска путей экономического взаимодействия государства и предпринимателей.

предпринимательство финансовый бизнес

Список использованных источников


1.    Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2.      Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в ред. от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. (в ред. от 28.12.2013 г. № 416-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Налоговый кодекс РФ (НК РФ) (часть вторая) №117-ФЗ от 05.08.2000 г. (в ред. от 20.04.2014 № 78-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) (часть третья) № 146-ФЗ от 26.11.2001 г. (в ред. от 28.12.2013 г. № 446-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014 № 56-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 02.12.2013 № 335-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Об обществах с ограниченной ответственностью Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2012 № 282-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О коммерческой тайне Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О защите конкуренции Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 423-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 33-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О государственной тайне Закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 21.12.2013 № 377-ФЗ) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии Постановление Правительства от 04.05.2012 № 442 - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2579-р (ред. от 19.12.2013 № 2417-р) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 285с.

.        Андерс Ослунд. Условия развития малого предпринимательства// Человек и труд. - 2013. - № 12. - С. 17-19.

.        Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. - М.: Проспект, 2009. - 125с.

.        Букамина М.А. Большая забота о малом предпринимательстве: Поддержка предпринимательства «по-американски»//Российское предпринимательство. - 2011. - № 3. - С. 11-17.

.        Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 350 с.

.        Галкин В.В. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. - Ростов Н/Д: Феникс, 2009. - 288с.

.        Грузков А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. - 2009. - № 2. - С. 32-41.

.        Дацко С.Н. Социальная ответственность предпринимательства [Текст] // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2. - С. 18-24.

.        Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2010. - 204с.

.        Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 309с.

.        Масленников М.Н. Правовое регулирование предпринимательства в экономике развитых стран // Экономика и жизнь. - 2008. - № 10. - С. 23-26.

.        Нерсисян Т.Я. Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне. Российское предпринимательство. - 2012. - № 2. - С. 13-17.

.        Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами : учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - 457с.

.        Тарасов К.М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. - М.: Экономика, 2009. - 320с.

.        Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник. - М.: Экономист, 2009. - 159с.

Похожие работы на - Правовые формы взаимодействия предпринимателей с государством

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!