Планирование расходов федерального бюджета на образование

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    203,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование расходов федерального бюджета на образование

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты планирования расходов на образование

1.1 Теоретико-правовые основы расходования бюджетных средств на образование

1.2 Методология планирования расходов бюджета на образование

1.3 Зарубежный опыт планирования расходов бюджета

2. Анализ и методы планирования раходов на образование федерального бюджета

2.1 Анализ финансирования расходов федерального бюджета на образование за 2010-2012 гг.

2.2 Прогноз расходов федарального бюджета на образование

3. Совершенствование системы показателей в планировании расходов федерального бюджета на образование

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


В настоящее время отрасль образования переживает ряд изменений, что связано с введением федерального закона №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений". Цель введения данного законовнесения рыночных принципов в деятельность государственных и муниципальных учреждений, в том числе и образовательных. Необходимость реформы продиктована низкой эффективностью расходования бюджетных средств в связи с отсутствием взаимосвязи между результатами деятельности учреждений и их финансированием.

Следовательно меняется и сам механизм финансового обеспечения государственных и муниципальных образовательных учреждений. Здесь возникает необходимость изменения некоторых аспектов механизма планирования расходов на образование. В связи со всем вышеизложенным данная тема "Планирование расходов федерального бюджета на образование" является актуальной.

Цель работы - совершенствование системы показателей в планировании расходов федерального бюджета на образование.

Задачами данной работы являются:

рассмотрение теоретико-правовых основ расходования бюджетных средств на образование;

рассмотрение процесса планирования расходов федерального бюджета на образование;

рассмотрение методологии планирования расходов бюджета на образование;

изучение зарубежного опыта планирования расходов федерального бюджета на образование;

анализ финансирования расходов федерального бюджета на образование за 2010 - 2012 гг.

прогноз расходов федерального бюджета на образование;

разработка мер по совершенствованию системы показателей в планировании расходов бюджета на образование.

Предметом исследования являются взаимоотношения между органами власти и управления по поводу перераспределения средств федерального бюджета.

Объектом исследования являются расходы федерального бюджета на образование.

Методы исследования применяемые в работе: анализ, синтез, экономический анализ и др.

1. Теоретические аспекты планирования расходов на образование


1.1 Теоретико-правовые основы расходования бюджетных средств на образование


С первого января 2011 года вступил в силу закон №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений", с его вступлением началась перестройка бюджетного сектора и изменились основы финансирования государственных и муниципальных учреждений. Было внесено множество изменений в законодательные акты и введены три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные, автономные [1. стр.2].

Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 года №7-ФЗ " О некоммерческих организациях":

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами <#"883806.files/image001.gif">

Рисунок 2.2 - Динамика расходов федерального бюджета на образование за 2011 год.

Таблица 2.5 - Результаты подбора уравнения

Вид уравнения

Уравнение

Коэффициент детерминации

Линейное

y = 5236,7 · х + 14575

0,452

Логарифмическая

y = 23428ln (x) + 9591,9

0,3975

Полином 2-ой степени

y = 483,7 ·  - 1051,3 · x - 292470,488


Полином 3-ей степени

y = 412,2 · х3 - 7554,2 ·  + 42436 · x - 270180,7148


Полином 4-ой степени

y = 61,474 · х4 - 1186,1 · х3 + 6189,7 ·  - 11757 · x + 113420,7558


Полином 5-ой степени

y = 22,262 · - 662,04 ·  + 7372,3 ·  - 38427 ·  +96285 · x - 54257 0,7962


Полином 6-ой степени

y = 1,0171 х6 - 17,405 · - 63,796 ·  + 2990,9 ·  - 22433 ·  +69763 · x - 395440,7967


Степенная

y = 15439 · 0,5868


Экспоненциальная

y = 20078 · 0,4767



По результатам, представленным в таблице можно сделать вывод, что наиболее адекватное уравнение - полиномиальное 6-ой степени, так как коэффициент детерминации ближе к 1, чем остальные. Таким образом, по степенному уравнению можно спрогнозировать расходы федерального бюджета на образовании на первые 6 месяцев 2012 года (таблица 2.6).

Таблица 2.6 - Прогнозирование расходов на образование федерального бюджета на период с 1 февраля 2012 года по 1 июля 2012 года

Период

Период времени, t

Сумма, млн. р.

Полиномиальное уравнение 6-ой стпени





на 1 февраля 2011 года

1

10 149,42

10696,7161

на 1 марта 2011 года

2

34 062,22

32664,5984

на 1 арпеля 2011 года

3

40 002,09

39946,8749

на 1 мая 2011 года

4

42 361,71

42009,1456

на 1 июня 2011 года

5

35 896,56

43937,5625

на 1 июля 2011 года

6

52 551,78

46913,3216

на 1 августа 2011 года

7

64 766,40

49419,4669

на 1 сентября 2011 года

8

31 624,77

49180,0064

на 1 октября 2011 года

9

35 109,42

45831,3401

на 1 ноября 2011 года

10

71 552,79

44326

на 1 декабря 2011 года

11

43 146,02

59068,7021

на 1 января 2012 года

12

122 145,51

118784,7104

на 1 февраля 2012 года

13

272120,5129

на 1 марта 2012 года

14

593976,8096

на 1 апреля 2012 года

15

1192573,813

на 1 мая 2012 года

16

2217248,858

на 1 июня 2012 года

17

3866986,329

на 1 июля 2012 года

18

6399679,894


Таким образом, из вышеприведенной таблицы можно увидеть, что на 1 февраля 2012 года сумма расходов федерального бюджета на образование должна составлять 272120,5129 млн. р., на 1 марта 2012 года - 593976,8096 млн. р., на 1 апреля 2012 года - 1192573,813 млн. р., на 1 мая 2012 года - 2217248,858 млн. р., на 1 июня 2012 года - 3866986,329 млн. р., на 1 июля 2012 года - 6399679,894 млн. р.

Представим рассчитанные данные по полиному 6-ой степени графически (рисунок 2.4)

Рисунок 2.4 - Прогноз расходов федерального бюджета на образование

3. Совершенствование системы показателей в планировании расходов федерального бюджета на образование


Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Доходы и расходы бюджета являются одним из важных экономических инструментов государственного воздействия на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, их роль определяется объемами вовлеченных в экономику бюджетных средств, пропорциями распределения, направлениями и формами использования. Возможности активного воздействия на экономику через расходы бюджета закладываются еще на этапе их планирования, что обусловливает необходимость создания такой системы планирования, которая позволяла бы принимать взвешенные и обоснованные управленческие решения на основе оценки последствий их принятия не только для финансовой сферы, но и для социально-экономического развития страны [36. стр.32].

Финансовые расходы государства в правовой действительности соответствуют ряду важных и объективных требований. Каждодневная реализация этих требований гарантирует обществу полезность деятельности

по расходованию публично-финансовых ресурсов. По мере своего развития эти требования приобретают статус юридических принципов. К их числу в настоящий момент можно отнести:

принцип результативности и эффективности расходов;

принцип открытости (прозрачности, транспарентности) расходов;

принцип целевого характера и адресности расходов.

Результативность и эффективность публичных расходов в концентрированном виде сводится к тому, чтобы качественно выполнить государственную задачу при помощи минимальных ресурсов или имеющимися в наличии ресурсами достичь максимального уровня качества выполнения государственной задачи. Открытость (прозрачность, транспарентность) публичных расходов вкратце есть доступность информации о расходах государства, обязательность публичной отчетности о результатах расходования публично-финансовых ресурсов. Целевой характер государственных и муниципальных расходов - это требование об обязательности соответствия целей и результатов расходов. То же самое подразумевается и в адресности расходов, но с отчетливым уклоном в сторону определенности субъекта, получающего денежные средства государства [37. стр.132].

Особенностью планирования расходов федерального бюджета на образование в современных условиях становится его ориентация на выбор оптимального варианта распределения бюджетных средств между решаемыми задачами социально-экономического развития и создание предпосылок для повышения эффективности расходов бюджета. Для оценки эффективности расходов федерального бюджета на образование предлагается в качестве первичного критерия использовать критерий результативности государственной политики, а ключевым фактором эффективного использования бюджетных средств рассматривать правильность выбора приоритетов развития, в т. ч. вида и объемов предоставления бюджетных услуг (объемов, форм и направлений использования бюджетных средств).

На современном этапе развития в Российской Федерации поставлена задача совершенствования среднесрочного бюджетного планирования, основанного на применении современных инструментов и методов планирования расходов бюджета. Среднесрочное планирование бюджетных расходов обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономическими целями государства, носящими долгосрочный характер; установить эту взаимосвязь в рамках годового планирования практически невозможно. Необходимость формирования бюджетов на многолетней основе (как правило, на период 3-5 лет) является общепризнанной в зарубежной практике. Инструментами же планирования расходов бюджета являются документы, составляемые в процессе бюджетного планирования, отражающие количественные параметры бюджетной политики и используемые для принятия управленческих решений. К основным инструментам планирования расходов бюджета можно отнести: среднесрочный (долгосрочный) финансовый план, сводный финансовый баланс и бюджетные программы.

Одним из главных направлений реформирования бюджетного процесса должно было стать совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, а также более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами.

На современном этапе можно выделить следующие основные недостатки программно-целевого планирования и управления в сфере образования:

. Основная масса федеральных целевых программ ориентирована на бюджетное финансирование и, как правило, не рассматриваются варианты привлечения других источников (собственных финансовых ресурсов, внебюджетных источников финансовых средств). В результате имеет место потеря возможности эффективной координации реализуемых проектов и мероприятий, а также возникает ситуация хронической недофинансированности указанных программ;

. Во многих реализуемых федеральных целевых программах эффект от решения проблемы часто оценивается достижением целевых значений параметров системы национальных целей и приоритетов без сопоставления с затратами на реализацию программы, то есть не рассчитываются показатели эффективности реализации программы, а это влечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств.

Можно выделить следующие направления адаптации программно-целевого метода экономического планирования к современным российским условиям:

расширение сферы применения стратегического подхода к управлению;

более активное использование принципа социального партнерства при планировании развития экономики;

целесообразность проведения структуризации федеральных и региональных целевых программ на отдельные проекты;

необходимость повышения эффективности механизма реализации федеральных целевых программ.

В настоящее время необходимо внедрять стратегический подход к управлению в практику работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, поскольку он позволяет на основе диагностики состояния объекта управления и структуризации существующих проблем определить и разработать решения для достижения поставленных целей; при этом в качестве главной цели социально-экономического развития страны в сфере образования должно выступать постоянное повышение уровня и качества образования населения.

Другим направлением адаптации метода программно-целевого планирования к особенностям рыночной экономики является расширение сферы применения принципа социального партнерства.

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направлено на обеспечение согласования интересов указанных участников в целях достижения стабильного экономического развития. Каждый из указанных участников осуществляет хозяйственную деятельность ради достижения собственных интересов, причем зачастую интересы указанных групп прямо противоположны [16. стр.14].

В настоящее время в Российская Федерация в сере образования, как и в других сферах переходит на бюджетирование, ориентированное на результат. Процесс перехода осложнен рядом проблем и не везде этот механизм еще внедрен. Для массового применения этого метода планирования необходимы следующие условия:

установление для министерства образования Российской Федерации целей, задач и результатов деятельности, обеспечивающих реализацию приоритетов государственных программ социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

наличие и применение формализованных методов оценки полной стоимости расходных обязательств;

обеспечение мотивации бюджетных и автономных образовательных учреждений в эффективном использовании бюджетных средств;

применение конкурентных принципов распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями;

наличие и применение учреждениями образования методов оценки результатов использования бюджетных средств.

На практике все эти условия не созданы. Цели, указанные в программах социально-экономического развития страны и регионов не дают чёткого ответа на вопрос, какой результат получит общество в результате их достижения, не разработаны формализованные критерии оценок результатов и затрат, не обеспечена заинтересованность бюджетных учреждений в экономии и эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Высшие органы власти и управления, внедряя систему бюджетирвания, ориентированного на результат, не обеспечивают разработку и достижение результативных показателей, в первую очередь, для самих себя. Расходы бюджета по-прежнему связаны не с предоставлением необходимых обществу услуг, а с обеспечением текущего функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

Для закрепления положительных тенденций и распространения на регионы передового опыта внедрения бюджетирования, ориентированного на результат Министерство финансов РФ проводит совещания и семинары по совершенствованию бюджетного планирования. Наибольшего внимания заслуживают следующие направления деятельности органов власти и управления в сфере внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.

Создание в отрасли образования планов по реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов органа исполнительной власти, в структуру которых входят:

анализ ситуации в сфере управления расходами в отрасли;

обоснование мероприятий, оценка их влияния на деятельность органов исполнительной власти;

оценка плановой экономии, бюджетных и иных эффектов;

обоснование источников финансирования мероприятий плана (в рамках утвержденных бюджетных ограничений).

Дальнейшее распространение мероприятий по повышению качества и эффективности исполнения государственных функций, а именно:

выявление и ликвидация избыточных (дублирующих) государственных функций;

сравнительный анализ деятельности: межстрановые, межведомственные, межтерриториальные сравнения однотипных функций (бенчмаркинг);

переход на оказание услуг в электронной форме;

оптимизация сети территориальных органов;

внедрение нормативных затрат и нормативов на обеспечение функций (деятельности).

Дальнейшее распространение мероприятий по повышению качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ), а именно:

внедрение управленческого учета;

анализ возможностей привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг;

разработка и заключение трудовых договоров с руководителями, включающих систему оценки их деятельности;

создание системы мониторинга результатов деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений;

анализ обоснованности взимания платы за услуги с учетом функций, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;

разработка и внедрение систем оценки получателями государственных услуг качества их оказания.

Для решения указанных проблем необходимо дальнейшее совершенствование финансового законодательства, повышение открытости, прозрачности и публичности отчётности об использовании бюджетных средств, повышение квалификации финансовых кадров и финансовой грамотности населения.

На федеральном уровне для каждой программы в сфере образования необходима разработка процедуры изменения её параметров или прекращение ее реализации в случае невыполнения поставленных задач. Необходимо постоянно осуществлять инвентаризацию действующих целевых программ, мониторинг их исполнения [12. Стр.98].

Еще один аспект затрагивающий процесс планирования и требующий совершенствования это установление норм и нормативов. В целях повышения качества профессиональной подготовки необходимо, чтобы процесс планирования, в первую очередь, был сориентирован на нормативное обеспечение выполнения требований государственных образовательных стандартов, а не на распределение в системе профессионального образования централизованных ресурсов между субъектами экономических отношений по принципу от достигнутого уровня затрат за прошлый период.

Но при этом на сегодняшний день отсутствует единая экономически обоснованная модель-методика расчетов потребности материальных и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами на основе норм и нормативов. Это не позволяет осуществить обоснованные экономические расчеты.

При планировании необходимо осуществлять расчеты обязательно с применением научно обоснованных норм и нормативов обеспечения, в том числе и материальных, определенных по отдельным целевым направлениям. Только в этом случае может быть достигнут высокий уровень достоверности составляемых финансово-экономических планов. Но для этого необходима качественная нормативная информация.

Применяемые сейчас в финансовой работе методики планирования бюджетных расходов учреждений образования, ни по каким параметрам не могут быть квалифицированы как качественные и научно обоснованные. Ориентированные исключительно на весьма ограниченные финансовые возможности государства и регионов, они, по сути дела, являются лишь инструментами реализации на практике остаточного принципа финансирования отрасли, который, как очевидно, совсем не ушел в прошлое. Вместе с тем, необходимость стабилизации и развития экономической инфраструктуры образования предъявляет к нормативной базе экономических расчетов в отрасли целый ряд требований.

Таким образом, требованием, которому должна соответствовать нормативная информация, используемая в финансово-экономических расчетах в образовании, является требование точности и оптимальности количественных величин норм и размерности нормативов.

Отраслевые органы образования при нормировании, как правило, рассчитывают эту потребность по максимуму и не всегда считаются с реальными экономическими возможностями ее удовлетворения. Финансовые органы, напротив, стремятся занизить эту потребность, нередко отодвигая уровень нормы и норматива даже за грань обоснованного минимума. В результате возникает необходимость поиска компромисса с принятием решения в рамках допустимых значений.

Это и дает "оптимальные" нормы и нормативы, которые устраивают и систему образования, и финансовое ведомство. Недостатки современной нормативной базы финансово-экономического планирования в профессиональном образовании вызываются рядом причин, не последнее место среди которых занимает научная непроработанность проблемы.

Анализ современного состояния бюджетного нормирования и практики финансовой и экономической работы в образовании, изучение имеющейся специальной литературы по данной проблематике показывает, что теоретические и методологические вопросы нормирования бюджетных расходов на образование исследованы в настоящее время недостаточно. Является вопрос дифференциации нормативных показателей. Дифференциация нормативных показателей позволяет учитывать индивидуальные особенности деятельности учреждений, обеспечивая реализацию основной функции бюджетного нормирования - создания максимально-достижимого уровня адекватности удовлетворения потребностей, необходимых для выполнения государственных образовательных стандартов п образования.

Следует, однако, отметить, что теоретическая сторона данного аспекта бюджетного нормирования в настоящее время остается малоизученной. Нет разработок многих основных положений дифференциации бюджетной нормативной информации.

С точки зрения многих экономистов, дифференциацию бюджетной нормативной информации следует понимать как способ разработки нормативных показателей, позволяющий учитывать различия видов учреждений, характер их деятельности и условий функционирования как факторов, влияющих на уровень материального и финансового обеспечения и соответственно на уровень затрат.

Потребность в дифференциации вызывается необходимостью учета объективных различий в уровнях однородных затрат однотипных образовательных учреждений.

Необходимость дальнейшего совершенствования планирования расходов федерального бюджета на образование требует проведения комплексных исследований содержания, задач и места планирования бюджетных расходов в государственном управлении, а также формирования методологического обеспечения планирования бюджетных расходов.

Важным направлением совершенствования нормативной правовой базы планирования расходов и доходов бюджета является проводимая в настоящее время работа над проектом федерального закона "О государственном прогнозировании и стратегическом планировании социально-экономического развития в Российской Федерации". Сегодня в России основным нормативным документом, регламентирующим деятельность органов государственной власти в области прогнозирования, является Федеральный закон №115-ФЗ от 20 июля 1995 г., с изменениями и дополнениями в 1998, 1999, 2008 годах. Закон возлагает ответственность за разработку прогнозов социально-экономического развития страны на Правительство Российской Федерации.

Принятие такого закона создаст правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, неотъемлемым элементом которой является планирование расходов и доходов бюджета [36. Стр.36].

Таким образом, в условиях реформирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, существует множество проблем, которые предстоит еще решить. Поэтому необходимо приятие необходимых мер, по устранению недостатков.

Заключение


С вступлением в силу федерального закона №83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положение государственных и муниципальных учреждений", изменились многие аспекты деятельности образовательных учреждений. Теперь введены три типа государственных и муниципальных учреждений: казенные, бюджетные и автономные.

Деятельность данных учреждений регулируется следующими законодательными актами:

федеральный закон №83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положение государственных и муниципальных учреждений";

федеральный закон от 12.01.1996 №7 "О некоммерческих организациях";

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Образовательные учреждения создаются в форме бюджетных и автономных учреждений. Автономное учреждение обладает большей самостоятельностью чем бюджетные учреждения.

В связи с реформированием деятельности образовательных учреждений, возникает вопрос совершенствования планирования расходов бюджета на образование.

Бюджетное планирование на федеральном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материалами и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

Органы осуществляющие планирование расходов на образование это:

Правительство Российской Федерации;

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований;

министерство финансов Российской Федерации;

финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальные органы.

Основной проблемой процесса планирования является получение объективной оценки его результативности и эффективности.

Наиболее известные методы бюджетного планирования расходов на образование это: метод экономического анализа, балансовый метод, отчетно-статистический и метод экспертных оценок. Выбор какого-либо приема планирования невозможен без учета влияния факторов, определяющих выбор средств воздействия на систему образования как объект управления.

Анализ международной практики позволяет получить более полное представление об альтернативных методологиях и организационных решениях бюджетного планирования, которые могут быть использованы в России. В большинстве развитых зарубежных стран планирование расходов бюджета на образование осуществляется на среднесрочный период на основе программного метода планирования.

В Российской Федерации расходы на образование финансируются за счет федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Проанализировав расходы федерального бюджета на образование можно сделать следующие выводы: расходы на образование за ряд лет исполняются в меньшем объеме, чем они были запланированы; исходя из рассмотренных темпов роста, можно сделать вывод о том, что расходы на образование увеличиваются, но так же по некоторым статьям происходит значительное сокращение расходов. Расходы на образование в общем объеме расходов федерального бюджета занимают не значительную долю, это связано с тем, что образование в большей своей части финансируется из бюджетов субъектов. Прогноз расходов федерального бюджета свидетельствует об увеличении расходов федерального бюджета на образование.

В связи с реформированием сферы образования, предлагаются следующие меры по совершенствованию системы показателей в планировании расходов бюджета на образование:

ориентация на выбор оптимального варианта распределения бюджетных средств между решаемыми задачами социально-экономического развития и создание предпосылок для повышения эффективности расходов бюджета;

совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, а также более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами;

совершенствование финансового законодательства, повышение открытости, прозрачности и публичности отчётности об использовании бюджетных средств, повышение квалификации финансовых кадров и финансовой грамотности населения;

на федеральном уровне для каждой программы в сфере образования необходима разработка процедуры изменения её параметров или прекращение ее реализации в случае невыполнения поставленных задач. Необходимо постоянно осуществлять инвентаризацию действующих целевых программ, мониторинг их исполнения.

Необходимость дальнейшего совершенствования планирования расходов федерального бюджета на образование требует проведения комплексных исследований содержания, задач и места планирования бюджетных расходов в государственном управлении, а также формирования методологического обеспечения планирования бюджетных расходов.

Список использованных источников


1.      Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Государственная Дума 23 апреля 2010 года, Одобрен Советом Федерации от 28 апреля 2010 год] №83-ФЗ от 8 мая 2010 года с изменениями от 30.11.2011 №361 - ФЗ

2.      Федеральный Закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. [принят ГД ФС РФ 09.12.1995]

.        Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, КноРус, 2011. - 272 с.

.        Федченко, Е.А. Финансирование государственных (муниципальных) учреждений: правовые и бухгалтерские аспекты Е.А. Федченко // Финансы. - 2011. - №1. - С.46-50.

.        Дворядкина Е.Б., Долганова, Ю.С. Бюджетная реформа продолжается Е.Б. Дворядкина, Ю.С. Долганова // Управленец / 7 - 8/23 - 24/2011. - С.56 - 61

.        Федченко, Е.А. К проблеме формирования и финансового обеспечения выполнения государственного и муниципального задания Е.А. Федченко // Экономические науки. - 2011. - №1. - С.275 - 277.

.        Горохов А.А. Планирование бюджетных расходов в системе управления региональными финансами (на примере Ивановской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иваново 2006

.        Бегунова С.В. Бюджетное планирование расходов на общее образование. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Оренбург 2009

.        Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. - 486 с. ISBN 5-91131-356-1

.        Федорова, И.Ю., Елистратова, Е.Ю. Совершенствование механизма финансирования системы образования И.Ю. Федорова, Е.Ю. Елистратова // Финансовый журнал. - 2012. - №1. - С. 149-158

.        Терешин А.В. Опыт Нижегородской области по внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат, при переходе к финансированию государственной услуги А.В. Терешин // Вестник НГИЭИ. - 2012. - №5. - С.115 - 122

.        Федулова С.Ф. Проблемы внедрения бюджетирования, ориентированного на результат // Вестник удмуртского университета. - 2011. - выпуск 1. - С.97 - 103.

.        Кюрджиев С.П., Паршукова О.Ю., Гринева Ю.А., Использование инструментария бюджетирования ориентированного на результат, в практике управления государственными и муниципальными финансами С.П. Кюрджиев, О.Ю. Паршукова, Ю.А. Гринева // Финансовые исследования. - 2011. - №1. - С.91-99

.        Шинкарук Е.В. Планирование расходов бюджета в условиях реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Моска 2007

.        Богославцев Л.В., Перспективы внедрения программного бюджета как инновационного метода бюджетного планирования Л.В. Богославцев // Финансовые исследования. - 2011. - №1. - С.52-6

.        Нижегородцев Р.М., Секерин В.Д., Горохова А.Е. Адаптация метода программно-целевого планирования экономики к современным российским условиям Р.М. Нижегородцев, В.Д. Секерин, А.Е. Горохова // Вестник ЮРГТУ. - 2012. - №2. - С.13-18

.        Ковалева, Т.Ч. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2005. - 28с. ISBN S-85971-038-0

.        http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/ - Отчет об исполнеии федерального бюджета на 1 января 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/ - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 января 2012 года. Сайт Федерального Казначейства

20.    http://www.rg.ru/pril/55/54/06/371-FZ (biudzhet_2012-2014gg.). pdf <http://www.rg.ru/pril/55/54/06/371-FZ(biudzhet_2012-2014gg.).pdf> - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг. "

.        http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/zakl-2010-tree_files-fl-412. pdf <http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/zakl-2010-tree_files-fl-412.pdf> - Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2010 год. От 29 августа 2011 года №ЗСП-5/15-10

.        http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/zakl-2011-tree_files-fl-619. pdf <http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/zakl-2011-tree_files-fl-619.pdf> - Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год. От 30 августа 2012 года №ЗСП-18/15-10

.        http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/resolution2012-tree_files-fl-555. pdf <http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/resolution2012-tree_files-fl-555.pdf> - Счетная палата Российской Федерации. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.". От 7 октября 2011 года №ЗАМ-23/01

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 февраля 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 марта 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 апреля 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 мая 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 июня 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 июля 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 августа 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 сентября 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/-> Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 октября 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 ноября 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        <http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/fb/> - Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 декабря 2011 года. Сайт Федерального Казначейства

.        Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л., Бюджетирование: методолгия или инструмент В.Н. Незамайкина, И.Л. Юрзинова // Финансы и кредит. - 2012. - №44 (524).

.        Чибисов Е.А. Бюджетный процесс: проблемы планирования и функционирования Е.А. Чибисов // Inovation Development Outsoursing. - 2011. - №1. - С.32 - 36

.        Цыренжапов Ч.Д. Правовой принцип обоснованности публичных расходов в России Цыренжапов // Право. - 2011. - №1. - С.131 - 134.

.        Вавилова, А.А. Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного учреждений А.А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2010. - № 9

Приложения

Приложение А

 

Сравнение трех типов учреждений

Таблица А.1 - Сравнение трех типов учреждений [38]

Критерии сравнения

Типы учреждений


Казенное

Бюджетное

Автономное

Основные направления деятельности

Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные функции

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Россйской Федерации, органа местного самоуправления

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, местного самоуправления

Сферы в которых может быть создано

В любых

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а так же в иных сферах

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а так же в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

Способ финансирования

За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

На основе финансирования государственного или муниципального задания

Способ доведения денежных средств

По бюджетной смете

Через субсидии ("одна строка")

5. Учет иных доходв в процессе финансирования

Иные доходы учитываются при определении объема финансирования

Размер субсидии не зависит от иных доходов

Право на ведение приносящей доход деятельности

Должно быть предусмотрено учредительными документами

Распределение доходов от приносящей доход деятельности

Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

Не имеет право на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности

Выделяемые виды имущества

Не выделяются

Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств

Распоряжение имуществом

Распоряжается с согласия собственника

Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно

Распоряжается с согласия собственника - недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно

11. Ответственность учреждения перед кредиторами

Отвечает денежными средствами

Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

12. Субсидиарная ответственность учредителя

Есть

Нет

Нет

13. Органы управления

Не меняются

Не меняются

В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет

14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью"

Обычный порядок

С согласия учредителя

С согласия учредителя либо наблюдательного совета

15. Заключение контрактов

От имени учредителя

От своего имени

От своего имени

16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Распространяется

Распространяется

Не распространяется

17. Возможность получать займы, кредиты

Не могут

Могут с учетом установленных законом ограничений

Могут

18. Возможность создания иных юридических лиц

Отсутствует

Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника



Приложение Б

 

Преимущества и недостатки методов планирования расходов бюджета на образование

Таблица А.1 - преимущества и недостатки методов планирования расходов бюджета на образование

Методы планирования

Преимущества

Недостатки

Метод экономического анализа

 - простота в расчетах

 - проявляется эффект асимметрии информации; игнорирование величины норматива финансирования;

Балансовый метод

 - простота

 - невозможность согласования интересов участников процесса финансового планирования;

Отчетно-статистический метод

 - наиболее точный; экономически эффективный;

 - противоречие с принципом гибкости планирования;

Экспертный метод

 - переносит внимание руководителей общеобразовательных учреждений с вопросов организации образовательного процесса на управление финансовыми потоками;



Приложение В

Расчетные таблицы

Таблица В.1 - Расходы бюджета на образование за 2010-2012 гг., плановые и фактические данные


2010 г.

2011

2012 г.


План, млрд. р.

Исполнено, млрд. р.

Процент исполнения, %

План, млрд. р.

Исполнено, млрд. р.

Процент исполнения, %

План, млрд. р.

Расходы федерального бюджета - всего в том числе:

9 231,07

9 054,67

98,09

11 126,03

 10925,62

98, 20

11108

ОБРАЗОВАНИЕ

430,66

428,76

99,55

556,00

553,37

99,53

586,29

Дошкольное образование

4,16

4,18

100,41

5,56

5,56

100,01

6,53

Общее образование

5,63

5,64

100,17

56,48

56,06

99,25

91,51

Начальное профессиональное образование

3,08

3,06

99,45

3,98

3,92

98,42

46,56

Среднее профессиональное образование

31,65

32,09

101,40

35,17

35, 20

100,08

5,07

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

4,76

4,84

101,64

7,09

6,94

97,87

6,61

Высшее и послевузовское профессиональное образование

350,26

351,45

100,33

403,07

402,36

99,82

421,50

Молодежная политика и оздоровление детей

0,65

0,64

99,63

0,62

0,61

98,99

5,45

Прикладные научные исследования в области образования

19,06

15,65

82,09

20,35

20,09

98,71

20,57

Другие вопросы в области образования

11,40

11, 19

98,21

23,69

22,65

95,60

20,37


Таблица В.2 - Темпы роста расходов федерального бюджета за 2010 - 2012 гг.


2010, г. (исполнено)

2011 г. (исполнено)

2012 г. (план)


Сумма, млрд. р.

Темп роста, %

Сумма, млрд. р.

Темп роста, %

Сумма, млрд. р.

Темп роста, %

Расходы федерального бюджета - всего

9 054,67


 10925,62

120,66

11108,04

101,67

ОБРАЗОВАНИЕ

428,76


553,37

129,06

586,29

105,95

Дошкольное образование

4,18


5,56

133,01

6,53

117,45

Общее образование

5,64


56,06

993,97

91,51

163,24

Начальное профессиональное образование

3,06


3,92

128,10

46,56

1187,76

Среднее профессиональное образование

32,09


35, 20

109,69

5,07

14,40

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

4,84


6,94

143,39

6,61

95,24

Высшее и послевузовское профессиональное образование

351,45


402,36

114,49

421,50

104,76

Молодежная политика и оздоровление детей

0,64


0,61

95,31

5,45

893,44

Прикладные научные исследования в области образования

15,65


20,09

128,37

20,57

102,39

Другие вопросы в области образования

11, 19


22,65

202,41

20,37

89,93


Таблица В.3 - Удельный вес расходов федерального бюджета на образование в общем объеме расходов федерального бюджета, а так же структура расходов на образование за 2010 - 2012 гг.


2010, г. (исполнено)

2011 г. (исполнено)

2012 г. (план)


Сумма, млрд. р.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. р.

Удельный вес, %

Сумма, млрд. р.

Удельный вес, %

Расходы федерального бюджета - всего в том числе:

9 054,67

100

 10925,62

100

11108,04

100

ОБРАЗОВАНИЕ

428,76

4,74

553,37

5,06

586,29

5,28

Дошкольное образование

4,18

0,97

5,56

1,00

6,53

1,11

Общее образование

5,64

1,32

56,06

10,13

91,51

15,61

Начальное профессиональное образование

3,06

0,71

3,92

0,71

46,56

7,94

Среднее профессиональное образование

32,09

7,48

35, 20

6,36

5,07

0,86

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

4,84

1,13

6,94

1,25

6,61

1,13

Высшее и послевузовское профессиональное образование

351,45

81,97

402,36

72,71

421,50

71,89

Молодежная политика и оздоровление детей

0,64

0,15

0,61

0,11

5,45

0,93

Прикладные научные исследования в области образования

15,65

3,65

20,09

3,63

20,57

3,51

Другие вопросы в области образования

11, 19

2,61

22,65

4,09

20,37

3,47


Похожие работы на - Планирование расходов федерального бюджета на образование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!