Тема: Теории социального действия в социальной работе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    34,71 Кб
Теории социального действия в социальной работе
Теории социального действия в социальной работе
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

. Классические подходы к теории социального действия

.1 Теория социального действия М. Вебера

.2 Теория социального действия Т. Парсонса

.3 Теория социального действия А.Н. Леонтьева

. Использование теорий социального действия в социальной работе

.1 Теория социального действия как основа теоретических моделей социальной работы

.2 Применение теорий социального действия в практике социального работника

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность. В основе рассмотрения социальным работником стиля жизни клиента лежит теория социального действия. Основное динамическое начало исторического процесса эта теория обнаруживает в действиях людей. С ее помощью анализируют поведение человека в обществе и группе, основанное на определенных нормах и ценностях. Каждое человеческое действие при этом оказывается одной из основ социальной деятельности. Социальные действия одновременно выступают и средством поддержания целостности и устойчивости структуры общества, организации, личности, и механизмом регулирования отношений системы с другими общностями и людьми. В социальной работе на первое место среди профессиональных навыков людей как субъектов деятельности выдвигают их умение осуществлять деятельность в интересах нуждающихся в помощи людей, развивая взаимодействия между человеком и его окружением, и создавая социальные отношения между участвующими в процессе деятельности институтами общества.

Все вышеперечисленные факторы показывают актуальность данной темы в контексте социальной работы.

Степень изученности. Социальное взаимодействие как процесс обмена действиями между двумя и более людьми, исследование проблем теорий социального действия рассматривается в работах М. Вебера, П. Сорокина, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Э. Гидденса, И. Гофмана, Г. Зиммеля, Р. Мертона, Дж. Мида, Ю.Хабермаса, В. Зелизер и других.

Проблема исследования: Какова роль теории социального действия в контексте социальной работы?

Объект исследования: теории социального действия

Предмет исследования: теории социального действия в социальной работе.

Цель исследования: выявление значимости теории социального действия в контексте социальной работы.

Задачи исследования:

1.Раскрыть основные положения теорий социального действия М.Вебера, Т. Парсонса, А.Н. Леонтьева.

2.Определить основные преимущества и недостатки теорий социального действия М.Вебера, Т. Парсонса, А.Н. Леонтьева.

.Показать значение теории социального действия в теоретических моделях социальной работы.

.Показать значение теории социального действия в практике социального работника.

Теоретико-методологическая база: теория социального действия М. Вебера, теория социального действия Т. Парсонса, теория деятельности А.Н. Леонтьева. При написании работы были использованы следующие виды методов: по типу объекта - социальный метод, по специфике - социологический метод, по типу метода исследования - системный, по уровню познания - теоретический, по месту в исследовании - вторичный.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении сущности теории социального действия и определении её значения для социальной работы. Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы при изучении темы «Теория социального действия в теории и практике социальной работы» в учебном курсе «Теория социальной работы», «Основы социальной работы», а также студентами и аспирантами.

Основные положения, выносимые на защиту.

. Классические теории социального дают понятие и анализ социального действия как основополагающего в жизни человека. М.Вебер понимал под этим термином действия человека, которые соотносятся с действиями других людей или ориентируются на них. По Парсонсу социальное действие это любое поведение человека или группы, имеющее значение для других людей и групп социальной общности или общества в целом. Для А.Н.Леонтьева социальное действие - единица измерения деятельности; процесс, направленный на достижение цели.

. К достоинствам классических теорий социального действия следует отнести чёткую формулировку понятия «социальное действие», раскрытие механизма человеческой деятельности, определение составляющих социального действия (идеалов, целей, ценностей, желаний, потребностей и др.). К недостаткам можно отнести то, что каждая теория социального действия не учитывает случайных явлений, которые имеют немалое значение в обыденной жизни. Также недостатком является то, что теории социального действия объясняют лишь непосредственные действия людей, оставляя вне поля зрения деятельность второго, третьего и других поколений.

. Теория социального действия является одной из основных в социальной работе. Она составляет основу трёх групп теорий социальной работы: психолого-ориентированных, социолого-ориентированных и комплексных. Теория социального действия просматривается в следующих подходах социальной работы: когнитивном, ролево-коммуникативном, социально-конструкционистском, социально-педагогическом, эвохомологическом (направленном на рациональное оздоровление жизнедеятельности личности) витально-ориентированном.

. Для социального работника важно не только учитывать внутренний мир и среду обитания клиента, но осознавать, что его задачей является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.

Глава 1. Классические подходы к теории социального действия

.1 Теория социального действия М. Вебера

теория социальный действие

М. Вебер (1864-1920) - крупнейший немецкий специалист в области политической экономии, права, социологии, философии.

М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом его мировоззрение. Среди них Г. Риккерт, К. Маркс, И. Кант, Н. Макиавелли, Т. Гоббс и Ф. Ницше.

Теория социального действия основана у М. Вебера на концепции, получившей название «понимающей социологии» то есть социологии, изучающей сознание человека. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Комплекс социальных действий образует социальные связи, на основе которых формируются социальные отношения и институты. Также в теории М. Вебера доминирует понятие «понимание». Он выделяет два вида понимания:

1.Непосредственное понимание. Когда мы видим на лице человека вспышку гнева, проявляющуюся в мимике, жестах, а также в междометиях, мы понимаем, что это означает, хотя и не всегда знаем причину гнева. Так же мы понимаем действия человека, протянувшего руку к двери и заканчивающего разговор, значение звонка после полуторачасового сидения на лекции и т.п. Непосредственное понимание выглядит как одномоментный акт, доставляющий человеку некоторое удовлетворение, избавляющее его от напряжения мысли

2.Объясняющее понимание. Объяснение - это постановка логических связей в процессе познания интересующего объекта (действия), элементов данного объекта (действия), либо в познании связей данного объекта с другими объектами. Когда мы осознаём мотивы гнева, движения к двери, значение звонка и т.д., мы понимаем их, хотя это понимание может быть и неверным. Объясняющее понимание показывает смысловые рамки, в которых человек производит то или иное действие. Распознавание этих рамок составляет суть объясняющего понимания. Понимание есть цель познания.

Вебер рассматривает личность как основу анализа социального действия. Он считает, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмыслены только на основе анализа поведения людей. М. Вебер выделяет два признака социального действия:

. Осмысленный характер;

. Ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Смысл - это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается. Проиллюстрировать социальное действие в трактовке М. Вебера сможет следующий пример: если два велосипедиста сталкиваются на шоссе, то это ещё не социальное действие - вот когда они начинают выяснять между собой отношения (ругаться или помогать друг другу), тогда действие приобретает характеристику социального.

Понять событие - значит объяснить его. Познать же действие человека - значит вывести его за пределы сознания человека - его целей, мотиваций, интересов и точек зрения. Не зная зависимостей между гравитацией и обменом веществ в организме, мы не поймем, почему и как человек ходит и дышит. Не зная целей и мотивов человека, мы не можем понять, почему он совершает те или иные действия.

В действии человека, особенно в социальном действии, всегда присутствует более или менее четкое осознание его элементов, прежде всего целей и средств. Когда есть представление о целях и средствах, в ход вступают мотивационные зависимости. "Мотивационные зависимости - это зависимости, которые всегда существуют и должны изучаться там, где люди фактически делают (или думают, что они делают) нечто определенное, т.е. стремятся таким путем достигнуть чего-то другого, тоже определенного"

И вот здесь начинаются сложности. Во-первых, человек может частично и даже полностью обманываться в своей собственной мотивации, еще чаще он обманывается в мотивации других, своих партнеров по социальному действию. Но человек, участвуя в социальном действии, может не только обманываться в своей мотивации, но и сознательно обманывать других, предъявляя им ложные мотивы. Например, дочь хочет поместить своего тяжело больного отца в дом для престарелых, потому что уход за ним отнимает много времени, жилплощадь маленькая и в доме теснота. Но, затевая такое действие, она будет уверять окружающих, что в доме престарелых "ему будет лучше", ему требуется профессиональный уход, недоступный дома и т.д. Точно так же и партнеры по социальному действию могут обманывать действующего индивида в том, что касается истинных мотивов их действия. При этом еще и степень открытости, т.е. доверия друг другу, очень редко бывает взаимно одинаковой.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. [13. C.27-28] По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер говорит о таких идеальных типах, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д. Идеальный тип выражает человеческие действия такими, как если бы они происходили в идеальных условиях, независимо от обстоятельств места и времени.

"Наиболее понятный тип смысловой структуры действий представляют собой действия, субъективно строго рационально ориентированные на средства, которые (субъективно) рассматриваются в качестве однозначно адекватных для достижения (субъективно) ясно и однозначно понимаемых целей" [1, C. 499]. Это четкое определение того, что М.Вебер называет целерациональным действием. На основании целерациональной модели Вебер построил типологию социального действия. В ней он выделил четыре крупных типа действия: (а) аффективное; (б) традиционное; (в) ценностно-рациональное и (г) целерациональное [1. CC.627-630].

1.Аффективное действие практически не содержит в себе никаких цепочек рассуждений о целях, средствах или последствиях. Если же оно таковые содержит, то не является аффективным, а просто под него маскируется. Это чистый выплеск чувств и эмоций. Аффективное действие не несет в себе никакого представления о целях и средствах. Оскорбленный человек может ударить и даже убить обидчика - и только потом задним числом осмыслить, что же он натворил. Суд, разбирая такое действие, обычно выносит решение об избиении или убийстве в состоянии аффекта и применяет более мягкую меру наказания, чем та, которая применяется к осознанному или даже заранее запланированному действию.

2.Традиционное действие - это действие, содержащее очень мало таких рассуждений, поскольку совершается в повторяющихся условиях и по твердо установленной модели. Однако, в повторяющихся действиях типа обрядов, ритуалов и других действиях, характерных для жизни, можно обнаружить не только чувства, но и ценностные переживания. Данные переживания, отнесенные к представлениям справедливости, благородства, добра и красоты, нехарактерны для привычки. Привычка скорее тяготеет к механически воспроизводимому действию в повторяющихся обстоятельствах. А поскольку обряды и ритуалы в общинной жизни включены почти во все действия, особенно коллективные, то эти чувства и ценностные переживания фактически пронизывают всю жизнь традиционного общества. Традиционное действие часто направлено на ценность, а это уже некоторый, хотя и слабый элемент его направленности и целесообразности. Традиционное действие обычно также совершается человеком помимо выбора целей и средств. Оно происходит "по обычаю". Например, чтобы отпраздновать свадьбу, надо совершить целый ряд определенных действий, которые не зависят от целей самого индивида внутри данного действия, т.е. свадьбы. Это не означает, что данное действие вообще не имеет никакой цели. Но эта цель - не индивида, совершающего свадьбу. Она заложена в действие культурой и традицией.

.Ценностно-рациональное действие является развитием и следующим этапом рассмотренного выше традиционного действия. В нем могут уже присутствовать представления о выборе средств, анализ мотивов и другие элементы, характерные для целерационального действия. Только ориентировано оно не на цель, а непосредственно на ценность, потому и анализ последствий и даже результата может вообще не оказывать воздействия на форму поступка. Это действие из разряда тех, которые совершаются по формуле "делай как должно, и будь что будет". Из данной формулы следует, что в сознании действующего субъекта имеется какое-то представление о возможных последствиях, но оно сознательно не принимается им во внимание.

.Целерациональное действие напоминает и решение задачи по алгоритму, решение уравнения с неизвестными, и другие подобные формализованные процедуры. От ценностно-рационального действия оно отличается рациональной постановкой цели и большей развитостью цепочек рассуждения.

Как отмечает Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными и, по его убеждению, они представляют для практической работы социолога достаточно надежный инструмент.

Материей рациональности является рассудок, а не разум. Более того, рассудок в рациональности нередко противоречит разуму и плохо совмещается с гуманизмом. Природа рациональности заключается не только в рассудочности, но и в том, что плохо согласуется со смыслом жизни человека. Общий для всех людей смысл жизни заключается в удовлетворённости своим существованием, в счастье. Удовлетворённость жизнью не зависит от содержания деятельности и даже от её общественной оценки, в удовлетворённости - предел человеческой активности. Рационализация же устраняет этот предел, она предлагает человеку всё новые и новые желания. Одно удовлетворённое желание порождает другое и так до бесконечности. Чем больше денег есть, тем больше их хочется иметь. Девиз Ф. Бэкона «Знание - сила» сменяется девизом «Время - деньги». Чем больше власти есть, тем больше хочется её иметь и всячески демонстрировать. Богатые люди постоянно находятся в поисках «острых» ощущений. Одни платят за запугивание, другие - за физические истязания, третьи ищут забвения в восточных религиях и т.д.

Изложенное понимание социального действия имеет достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести раскрытие механизма человеческой деятельности, определение движущих сил поведения человека (идеалов, целей, ценностей, желаний, потребностей и др.). Недостатки не менее значимы:

) Концепция социального действия не учитывает случайностей, которые имеют большое значение в жизни человека. Они имеют либо природное происхождение (стихийные бедствия), либо социальное (экономические кризисы, войны, революции и др.). Случайности для данного общества, для данного субъекта, не несут в себе никакого субъективного смысла и ожидания ответа. Жизнь имела бы слишком мистический характер, если бы случайности не играли в ней никакой роли.

) Концепция социального действия объясняет лишь непосредственные действия людей, оставляя вне поля зрения социолога последствия второго, третьего и других поколений, ведь в них не содержится субъективный смысл действующего лица, и нет ожидания ответного хода. М.Вебер недооценивает объективное значение субъективного смысла поведения людей. Наука вряд ли может позволить себе такую роскошь. В изучении лишь непосредственного М. Вебер сближается с позитивизмом Конта, который также настаивал на исследовании непосредственно чувственно воспринимаемых явлений.

Вывод: Таким образом, теории социального действия рассмотрены и классифицированы М. Вебером в контексте концепции, названной им «понимающей социологией». Главным в этой концепции является понимание - непосредственное и объясняющее. Данная концепция подразумевает то, что человек должен осознавать и понимать свои поступки и действия. По М. Веберу существует два признака социального действия. М. Вебер выделяет четыре идеальных типа социального действия: аффективное, традиционное, ценностно-рациональное, целерациональное.

.2 Теория социального действия Т. Парсонса

Толкотт Парсонс (1902 - 1979 гг.) является известным американским социологом, основавшим структурный функционализм и теорию социальных систем.

Исследование Т. Парсонсом социальных систем основано на общей теории социального действия. Основные идеи, связанные с теорией социального действия описаны в его работах «Структура социального действия» (1937), «К общей теории действия» (1951) и «Рабочие тетради по теории действия» (1953).

При разработке теории социального действия Т. Парсонс опирался на труды таких учёных, как Маршалл, Макс Вебер, В.Парето и Э.Дюркгейм. Особенностью данной теории является то, что за единицу исследования берётся не общество в целом, не личность, не культура, а отдельное человеческое действие. Социальное действие - это нечто ограниченное временем и пространством, это точка, представляющая собой центр, в котором пересекаются взаимодействия таких крупных сфер, как «Личность», «Общество» и «Культура». В "Личности" существуют не только потребности, интересы, обусловливающие каждое действие, но и масса других характеристик: ценности, установки, свойства личности - её достоинства и недостатки, - образ мышления, сфера знания и всё то, что может воздействовать на действие косвенно. В сфере "Общество" располагаются отношения с другими людьми, которые имеют значение для данного действия, а также множество разнообразных отношений человека с другими людьми. В своей совокупности они косвенно влияют на каждое действие, совершаемое в том или ином обществе. В сферу "Культура" входят нормативы и ценности, определяющие, как действие должно быть совершено, а также как должны совершаться другие действия, как должны строиться отношения между членами данного общества и даже какие качества и свойства личности считаются адекватными в том или ином обществе. Данная конструкция из трех сфер погружена во внешнюю среду, в которую входят природные условия, другие общества, физическая природа личности и прочее. И все эти сферы взаимодействуют между собой.

Задачи, преследуемые общей теорией действия Т. Парсонса:

1.Определение особенностей структуры социального действия;

2.Разработка переменных действия, связанных с ценностными ориентациями субъектов действия;

.Нахождение требований, предъявляемых к системе действия со стороны внешней среды и со стороны внутренних потребностей развития самой системы;

.Установление механизмов взаимообмена между основными подсистемами действия;

.Применение теории действия к рассмотрению социальной эволюции.

Структура элементарного действия, по Т. Парсонсу, включает следующие элементы:

1)действующее лицо или «актор» - отдельная личность или группа;

)ситуация, подразумевающая условия и средства действия;

)ценности и нормы, которыми руководствуется действующее лицо (по-другому, нормативная ориентация действия).

В более поздних работах Т. Парсонса действие раскрывается не через условия и средства, а через объекты, которые её составляют. Эти объекты делятся на социальные и несоциальные. Первые, то есть социальные объекты, - это другие действующие лица (личности или группы). Вторые, то есть несоциальные объекты, - это культурные и физические явления, которые не взаимодействуют с действующим лицом.

Т. Парсонс называл свою теорию действия волюнтаристской, то есть такой, где в выборе стратегии поведения важную роль играет фактор свободной воли. С этим фактором связывается у него проблема мотивации. Мотивация у Т. Парсонса ориентируется на улучшение баланса между удовлетворенностью и неудовлетворенностью действующего лица. Познавательная (когнитивная) мотивация направлена на удовлетворение потребностей в знаниях, а эмоциональная (катектическая) проявляется в положительном или отрицательном отношении к другому человеку. Механизмы мотивации направлены на то, чтобы приспосабливать действия отдельных людей к существующему социальному порядку. Они связывают отношения человека и общества.

В ходе изучения структуры действия, Т. Парсонс делает вывод о том, что элементарные действия не могут осознаваться вне социального и культурного контекста. Здесь доминирует понятие социальное действие. Социальное действие, по Т. Парсонсу, является системой взаимодействия, включающей в себя множество действующих лиц, имеющих определенный статус и исполняющих определенные нормами роли. В этом понимается одна из главных систем человеческого действия - социальная система.

Кроме социальной системы Т. Парсонс выделяет систему личности, систему культуры и биологическую систему, которая была рассмотрена выше. Личностная система представляет собой принятие человеком личных целей и решений. Культурная система указывает общие нормы и ценности и осуществляет контроль над их исполнением. Биологическая (или поведенческая) система определяет поведение человека со стороны природных факторов (свойства окружающей среды, наследственность). Данные системы действия, по мнению Т. Парсонса, являются открытыми. Чтобы поддерживать своё существование, они должны удовлетворять четырём необходимым условиям или пререквизитам: адаптации, целеполаганию, интеграции и латентности. Таким образом, каждая система на более низком уровне представлена четырьмя подсистемами, созданными для продолжения нормального функционирования данных систем:

. Адаптация - каждая система должна приспосабливаться к своему окружению;

. Целеполагание - каждая система должна иметь средства для достижения целей и задействовать ресурсы системы в процессе достижения этих целей;

. Интеграция - каждая система должна поддерживать свое единство, пресекая любые отклонения;

. Латентность - каждая система должна стремиться к сохранению внутреннего порядка.

Отношения между системами и подсистемами внутри них рассматриваются Т. Парсонсом в виде обмена информации, то есть как определенный объём символов, вызывающих изменения в системе принимающей и системе передающей данную информацию. Благодаря обмену информацией, с одной стороны, поддерживается взаимное проникновение одной системы в другую, а с другой стороны - утверждается собственная независимость системы.

Каждая из главных систем контролируется одной из четырёх подсистем, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии. По-другому, каждая из систем обладает энергетическим потенциалом, который зависит от подсистемы, оказывающей на неё большее воздействие с меньшей затратой энергии. От энергетического потенциала зависит то, какое место она будет занимать среди других систем и то, какое влияние она будет оказывать на другие подсистемы. Среди систем действия наибольшим энергетическим потенциалом обладает система биологического организма. Она создает условия для протекания действия и, в тоже время, оказывает на него наименьшее управляющее воздействие. Система, обладающая наименьшим энергетическим потенциалом - культурная, наоборот, обладает более высоким контролирующим воздействием.

Действие, по Т. Парсонсу, имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимых системы действия, каждая из которых выполняет определенную функцию. Однако, при таком подходе, поле выбора оказывается чересчур широким. Эту неопределенность выбора Т. Парсонс пытается преодолеть введением нескольких осей координат, определяющих многомерное пространство выбора действующего лица. Каждая ось представлена крайними значениями, образующими пары переменных, и в реальности, по мнению Т. Парсонса, можно говорить лишь о степени отклонения выбора в ту или в другую сторону. Далее представлены крайние значения оси координат Т. Парсонса:

. Универсализм - партикуляризм. Объект рассматривается либо, как нечто уникальное, либо с точки зрения общих норм и ценностей. Данная альтернативная пара характеризует критерии, применяемые при принятии решения в конкретной ситуации, показывая, какие стандарты используются - субъективные (одного человека) или согласованные (нескольких человек, группы, общества).

. Эмоциональность - эмоциональная нейтральность. Степень эмоциональной окрашенности взаимодействия, количество, интенсивность чувств, проявляемых действующим лицом («актором») в определенной ситуации.

. Достижение - приписывание. Оценка объекта как такового, или с точки зрения его потенциального применения. Данная пара описывает еще одну совокупность критериев принятия конкретного решения: от оценивания лица на основе его природных свойств - расы, пола, возраста и т. д. - до оценивания его с точки зрения качества исполнения им роли. Она показывает, строит ли «действующее лицо» свои отношения с другими лицами на основании их достижений, или же на основании приписываемых им качеств, не связанных с исполняемыми ими ролями.

. Диффузность - специфичность. Данные критерии объясняют многосторонность и односторонность взаимодействия с объектом; показатель степени вовлеченности в конкретное взаимодействие, определяющий уровень обязанностей действующего лица («актора»): от узких - специфичных, до широких (расплывчатых) - диффузных.

Теория социального действия Т. Парсонса имеет ряд спорных вопросов. Среди них можно выделить три основополагающих момента: доведенная до крайности аналогия с организмом, отождествление человеческой деятельности и поведения системы, а так же интерпретационные формулировки основных положений.

Алвин Гоулднер считал, что системная интеграция может включать множество оттенков - от совершенной зависимости до сравнительной свободы частей относительно друг друга. Все эти авторы, в отличие от Т.Парсонса, рассматривают в большей степени функционирование и развитие отдельных элементов системы, чем системы как таковой. Указывая на то, что грандиозная концепция Парсонса мало что дает для постижения эмпирии, Мертон считал преждевременным попытки создания подобных всеобъемлющих конструкций. Поэтому он утверждал, что функционализм должен стать методом построения концепций, основывающихся на приближении к конкретным фактам, создающихся путем обобщения эмпирических положений и содержащих понятия, которые могут описывать и интерпретировать реальность через операциональные определения. Лишь после создания таких теорий можно будет синтезировать их в систему, аналогичную парсонианской, используя функциональный метод как средство их сближения. Таким образом, если стратегия Т. Парсонса состояла в постепенном переходе от наиболее абстрактных понятий к фиксируемой реальности, то Р. Мертон предлагает прямо противоположный путь - от реальности к общим понятиям. Стратегия Т. Парсонса - это дедукция, познание «единичного» и «частного» на основе «всеобщего»; стратегия Р. Мертона - индукция, приведение к «всеобщему» от «единичного» и конкретного.

Другой «точкой приложения» критики стало неявно введенное Т. Парсонсом положение о сходстве процесса деятельности индивида и поведения социальной системы, приводящее, по мнению исследователей, к «логически несправедливой телеологии» - приписыванию функции целеполагания системам при описании протекания социальных процессов и их интерпретации.

Незаконность такого «приписывания» выражается в том, что объяснение существования чего-либо функцией, им выполняемой, делает бессмысленной идею причинности, поскольку функция не выполнима до тех пор, пока это нечто не станет существующим. Стало быть, оно появляется для выполнения функции. И если функция - это причина существования, тогда следствие - существование - должно предшествовать причине - функции; в итоге причинно-следственные отношения оказываются перевернутыми.

Проблемы функциональной интерпретации, пожалуй, наиболее ярко были раскрыты Ч. Р. Миллсом, показавшим, что, выбирая отдельные пассажи парсоновских работ и переводя их на «обычный» язык, добавляя ясности, мы не теряем ни одной ценной идеи, а, наоборот, приобретаем новый взгляд на вещи. Он полагает, что «можно было бы превратить 555 страниц «Социальной системы» примерно в 150 страниц простого английского текста. Это не привело бы к существенным изменениям». Поводом суждения послужило то большое значение, которое Т. Парсонс придавал уровню и чистоте абстрактного теоретизирования. Необходимо лишь перевести все понятия на единый терминологический язык, разделить их по уровням, а затем свести в логически согласованную систему.

Вывод: В основе теории социального действия Т. Парсонса лежит системный подход, который разделяет человеческое действие на четыре системы: биологическую, социальную, культурную и личностную. Эти системы выполняют четыре функции: адаптация, целеполагание, латентность, интеграция. Социальное действие имеет ряд крайний значений, в которых заключено многомерное пространство выбора действующего лица.

.3 Теория социального действия А. Н. Леонтьева

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - один из влиятельных учёных отечественной психологии, основатель и декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

При разработке теории деятельности А.Н. Леонтьев опирался на идеи Л.С. Выготского и М.Я. Басова.

Основные работы: «Философии психологии», «Деятельность. Сознание. Личность.», «Проблемы развития психики», «Развитие памяти», «К теории развития психики ребенка», «К вопросу о генезисе чувствительности», «Развитие мотивов деятельности ребенка», «О формировании способностей» и др.

Предмет рассмотрения в теории деятельности А.Н. Леонтьева - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики в теории выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в таких аспектах как: филогенетический, исторический, онтогенетический и функциональный. Единицами деятельности считаются потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними деятельность, действия, операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

Личность в теории деятельности А.Н Леонтьева - это внутренний момент деятельности, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологичекое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

По словам А. Н Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, то есть возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению соответственно социальным мотивам. Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.

Таким образом, по А.Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Единица анализа деятельности - действие. Характеризуя понятие "действие", можно выделить следующие четыре главных момента:

) Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а "раскрывается" в действии.

) Действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

) Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются исходной точкой анализа деятельности. В принципе активности она находится во внешней среде, а в принципе реактивности внутри организма (субъект).

) Понятие действия охватывает все сферы деятельности человека. Это обозначает, что цель действия может быть любой, а не только и даже не столько биологической, как, например, получение пищи, избегание опасности и так далее. Целью действия может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и другое.

Операции являются составляющими действий, т.е. способами выполнения действия. В теории А.Н. Леонтьева выдвигаются следующие тезисы относительно операций:

1.Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации.

2.Операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

.Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.

Теория деятельности А.Н. Леонтьева имеет несколько недостатков. Одним из этих недостатков является утверждение о первичности деятельности по отношению к отражению, ее ведущей роли. Но это отношение выступает на первый план лишь в генетическом анализе. Если же взять тот или иной поведенческий акт в его относительной изоляции от предшествующих и последующих актов и в то же время в такой его целостности, которая делает его полноценным психическим актом и позволяет установить его роль в жизни индивида, то придется «вырезать» из непрерывного потока сменяющих друг друга действий такой участок, в начале которого стоит исходный афферентирующий образ. «Образ - действие - уточненный образ» - вот схема, предлагаемая функциональным анализом в качестве альтернативы схеме генетического анализа: «деятельность - отражение - обогащенная деятельность».

Иначе говоря, если генетический подход решает проблему формирования и развития активного отношения субъекта к миру, то функциональный подход пытается решить проблему реализации этого отношения, зафиксированного в образе требуемого результата действия или, говоря более широко, в образе ожидаемого будущего.

Другим недостатком, который чаще всего ставится критиками концепции А. Н. Леонтьева, является степень ее адекватности для описания и изучения проблемы межчеловеческих отношений.

Сведе́ние отношений между людьми к процессам деятельностного типа обычно оправдывается следующими аргументами:

. Всякая деятельность является формой реализации отношений к другим людям, даже если они реально не присутствуют в момент совершения деятельности. Действительно, строя свой план на рабочий день, я реализую тем самым свое отношение к людям, интересы которых я при этом учитываю или игнорирую. Читая книгу, я отношусь определенным образом к ее издателю, автору и рабочему типографии, где она была набрана, и т. д. и т. п.

. Субъект-субъектный процесс может быть в интересах деятельностного анализа рассмотрен как две деятельности - первого субъекта со вторым и второго с первым. В этом случае каждый из них выступает одновременно и как активный субъект деятельности, и как страдательный объект деятельности. Таким образом, субъект-объектный характер деятельности не мешает его распространению на процессы субъект-субъектного типа.

. Сами отношения между людьми возникают из-за общих интересов их совместной деятельности и развиваются в ходе этой деятельности.

Антитезы к указанным положениям:

. Действительно, в любой деятельности реализуется целый комплекс, система отношений к другим людям. Но это еще не означает, что отношения между людьми реализуются только в форме деятельности. В первом тезисе фактически размывается граница между двумя принципиально различными типами реальности: опосредствованным отношением между людьми и непосредственным общением лицом к лицу. Последнее отличается особо высокой интенсивностью процессов «мотивопорождения» и может характеризоваться практически полным отсутствием выраженной цели. Для некоторых видов общения (например, эмоционального) наличие цели вообще противопоказано, преследование какой-то цели (как сознательно запланированного результата общения) может просто его разрушить. Таким образом, то, что является атрибутом любой деятельности (целенаправленность), необязательно или даже разрушительно для общения.

. Всякое общение лишь в той степени является общением, в какой оно взаимно, симметрично. В понятие деятельности с самого начала заложена идея асимметричности - направленного воздействия активного субъекта на преобразуемый им объект. Соответственно и основные понятия теории деятельности - мотив, цель, операция - описывают то, что совершает субъект деятельности. Сквозь призму понятийного аппарата теории деятельности просто не видны те процессы, которые происходят между двумя людьми, смотрящими в глаза друг другу, не совершающими никаких развернутых внешних или внутренних действий. Есть все основания полагать, что эти процессы имеют совсем другую природу, чем деятельность. Вряд ли поможет делу наложение друг на друга двух деятельностей, в которых субъекты и объекты меняются местами. Или, по крайней мере, для описания таких типов наложенных деятельностей требуется принципиально иной понятийный аппарат.

. Неверность утверждения о том, что отношения между людьми строятся только по поводу совместной деятельности, особенно очевидна, когда речь идет об отношениях, выражающихся в чувствах аттракции или неприязни. Именно чувства чаще всего определяют характер совместной деятельности, в которую мы готовы вступить с тем или иным человеком. Принципиально важно, что социализация ребенка (приобщение его к человеческой культуре) начинается не с предметной деятельности, а с особого отношения к другому человеку (комплекс оживления), являющегося условием включения в совместную деятельность в будущем. Последняя в свою очередь открывает пути для обогащения отношений к другим людям, для развития средств реализации этих отношений. Но совершенно очевидно, что генетические корни общения и деятельности различны и дальше они развиваются параллельно, не растворяясь друг в друге.

Деятельность не может быть единственной парадигмой научного психологического знания, как не может претендовать на эту роль и любая другая категория или объяснительный принцип, иначе слишком многое придется выносить за скобки в интересах «чистоты теории».

Теория деятельности А.Н. Леонтьева используется при изучении процессов построения образа (актуалгенез), особенно моторных звеньев восприятия, значение которых открывается именно при подходе к восприятию как особой деятельности.

Вывод: Изучив деятельностную теорию А.Н. Леонтьева и сравнивая ее с подходом к деятельности других выдающихся отечественных психологов, можно сказать, что деятельность человека - это всегда процесс развития самого человека. Теория деятельности А.Н. Леонтьева связана с психикой и психическим развитием человека в обществе. Социальное действие имеет ряд главных характеристик: акт сознания, акт поведения, охват всех сфер деятельности человека, принцип активности. Единицами социальных действий по А.Н. Леонтьеву являются потребность, мотив, цель, условия, операции.

Вывод к главе: Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Каждый учёный имеет свою точку зрения на определение социального действия и его составляющие. В каждой теории присутствуют некоторые спорные моменты.

Глава 2. Использование теорий социального действия в социальной работе

.1 Теория социального действия как основа теоретических моделей социальной работы

На теории социального действия строятся теоретические модели обоснования социальной работы. Если практика является двигателем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематизированное знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как практической деятельности во всех ее структурных формах, поэтому необходимо установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельности в области социальной работы.

В отечественной литературе выделяют три группы теорий социальной работы [5. С.113; 17. С.60]:

психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистическая, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения закономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;

социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, марксистская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макроуровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общества;

комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем человека и общества в социально-экологической среде.

В рамках комплексных теорий исследователь Н.А.Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные феномены социальной работы на современном уровне научных исследований и практики [7].

Прежде всего, это когнитивный подход, рассматривающий мир познания как основной фактор поведения человека, а также модели действительности, которые создает индивид, адаптируясь к социуму, изменяя его и изменяясь сам. Следовательно, адаптация здесь понимается не только как индивидуально-личностная, но и как социальная потребность.

Мыслительный процесс является актом деятельности, начальным моментом которого выступает проблемная ситуация. Она обусловливает вовлечение личности в процесс мышления, направленный на решение определенной задачи. Владея когнитивным подходом, имеющим и социологические, и психологические основания, специалист может разрешать конфликты, которые возникают между индивидуальными и социальными целями и установками клиента и вызывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной социальной ситуации.

Социальному работнику важно определить особенности мышления конкретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой основе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента, формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами путем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения.

В рамках когнитивной модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие в дальнейшем ее разрешению. Это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, унижающей его личность; выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; следующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; и наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение ситуации и самого клиента [17. С.73-78].

Следующим комплексным теоретическим подходом является ролево-коммуникативный подход, согласно которому человек формирует представления о своей социальной роли, воспроизводя в сознании и действии коммуникативные модели, характерные для данного общества. При этом он использует средства коммуникации в различных ситуациях общения, учитывая прошлый опыт, в соответствии с личностными особенностями и сложившимися у него представлениями о жизненных ролях. Этот подход, основанный на психологических и социологических теориях Я.Морено, Ч.Кули, И.Гофмана и других, позволяет выявить коммуникативный потенциал личности и те образцы действий и поведения, которым человек следует в процессе выполнения социальных ролей.

В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, воспроизводимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивидуальный стиль общения, основанный на интерпретации человеком той или иной социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возникающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфликтов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает необходимость разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента.

На основе применения ролево-коммуникативного подхода клиент приобретает возможность расширить ролевой репертуар и выбирать при разрешении последующих кризисных и конфликтных ситуаций успешные стратегии поведения. Данный подход используется и в групповых видах социальной работы, при организации групповой дискуссии, ситуативно-ролевой игры, в групповой поведенческой терапии и т.д.

Этот подход в социальной работе дает возможность изучить типы взаимных отношений компонентов конструкции, их изменения под влиянием, например, конфликта, и закрепить в сознании и действиях индивидуального субъекта конструкции позитивного плана, благоприятно влияющие на развитие его личности. Одновременно специалист препятствует распространению образцов отношений и собственных действий клиента, имеющих негативное влияние на его самоопределение в социуме. Достигают этого путем лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместной деятельности по решению его проблемы.

Следующим является социально-педагогический подход, который оценивает влияние социальных институтов на человека через процессы педагогической коррекции общества и повышения социального здоровья. Он обеспечивает взгляд на личность с точки зрения ее социализации и ресоциализации, что особенно важно в эпоху социальных перемен. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды - обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путем создания альтернативных социальных институтов, к которым относится и институт социальной работы.

Педагогическое содержание социальной работы включает в себя обучение клиента приемам самопомощи; социальное воспитание, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспитание для достижения более продуктивного социального поведения; формирование у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способствующих обучению, труду, общению и так далее. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положительного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности [9. С.73]. Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социальной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его поведения, осуществить его реабилитацию.

Следующий теоретический комплексный подход - эвохомологический - опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности личности (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой научную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазвития и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на основе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творческой жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привычек и т.д.

Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социального порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию.

Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И. Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъективности [3] позволяет воспринимать социальную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроизводства через деятельное существование индивида, осуществление им субъектной роли в социокультурном и экологическом пространствах.

Жизненные силы выступают в виде способности человека осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Они органично связывают индивидуальную и социальную субъективность человека и жизненное пространство его бытия. Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности. Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и организаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в данной концепции выступают как взаимодействие людей с разным набором жизненных сил - биологических, психических, духовных, собственно социальных, и специфичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, которые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивидуальной и общественной жизни.

Центральное звено подхода - человекоцентризм бытия. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможностей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека.

Последним теоретическим комплексным подходом является системно-экологический подход, связанный с синергетикой и экоантропоцентризмом. Он представляет социум как экологическую среду жизнедеятельности личности, в которой развитие человека поддерживается через его изменение.

Сохранение жизнедеятельности человека возможно путем максимально бережного отношения как к собственной природе, так и к социально-экологической среде. Являясь жизненными системами, люди пытаются поддерживать равновесие со своим окружением. Нарушение адаптивного равновесия приводит к возникновению различных социальных, психологических, экологических и иных проблем.

На основе изучения взаимодействий человека с внешней средой и другими людьми выявляется возможность личностной и социальной защиты, поддержки дезадаптированных групп населения. В социальную работу активно внедряются принципы системно-экологического подхода: ценность личности, усиление адаптивных способностей человека, целостность социума, компромисс между человеком и средой его обитания, обращение к смыслу социальных действий.

Вывод: Теория социального действия служит методологической базой для комплексных теорий, нацеливающих как в совокупности, так и по отдельности на создание конкретных моделей социальной работы. Прежде всего, она позволяет разрабатывать и реализовывать на практике в меняющемся обществе индивидуальные модели оказания помощи клиенту на основе отдельных теоретических парадигм. В то же время теория социального действия ориентирует на соединение различных концепций и формирование на их основе теории социальной работы на различных уровнях. Это позволяет создавать комплексные направления социальной работы как изменяющей и трансформирующей деятельности.

.2 Применение теории социального действия в практике социального работника

Одним из главных применений теории социального действия в социальной работе является социальная профилактика - своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности. К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения, профилактику безнадзорности и беспризорности, профилактику семейного неблагополучия и насилия, профилактику безработицы и т.д. К числу методов социальной профилактики можно отнести: профилактическую информационно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства и другие. Метод профилактической беседы применяется в системе предупреждения родительских злоупотреблений по отношению к детям. Важную роль здесь играет просвещение родителей в вопросах, касающихся возрастных особенностей детей. Данный метод также применяется в практике телефонов доверия. Благодаря психологам, которые там работают, удаётся предотвратить кризисное развитие событий, разубедить человека, намеревающегося совершить суицид, помочь разрядить конфликтную ситуацию и т.д.

Вторым главным применением теории социального действия в практике социальной работы является социальная адаптация - процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного её усвоения. В практике социальной работы адаптация выступает не только как процесс, но и как социальная технология. Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации может быть использован универсальный метод информационно-консультативной беседы, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в социальной профилактике, а также метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной терапии. Кроме того, применяются адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж, метод квотирования и другие. Активное усвоение личностью или социальной группой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям бытия и особым требованиям профессиональной деятельности.

Третьим применением является социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам. В рамках социально-реабилитационной деятельности учёные выделяют различные уровни:

1.Медико-социальный - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.

2.Профессионально-трудовой - это формирование новых или восстановление утраченных человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство.

.Социально-психологический - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

.Социально-педагогический - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

.Социально-правовой - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; участников боевых действий; лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; пожилых и престарелых людей; дезадаптированных детей и подростков и многие другие направления. Например, основными видами реабилитации инвалидов являются медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, физиотерапия, реконструктивная хирургия, грязелечение, протезирование, лечебная физкультура, психотерапия и другие. Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными навыками.

Следующим применением теории социального действия в социальной работе является социальная терапия - система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику клиента с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании. С помощью определённых методов она оказывает воздействие на социальное поведение клиента, а значит и на определённую ситуацию, явление. В том случае, когда социально-терапевтическое воздействие направлено на психику, под социальной терапией вполне можно понимать психотерапию. Социальная терапия активно используются активно в социальной работе, в деятельности различных социальных учреждений. Способы психотерапевтической помощи применяются в работе со многими категориями населения, семьями, группами лиц, нуждающимися в социальном оздоровлении, социальной коррекции, реабилитации. Поэтому выделяют такие направления социальной терапии, как терапия кризисной личности, терапия социальных отклонений, социальная терапия пожилых, семейная терапия и многие другие напраления. Различие характера терапевтического воздействия служит критерием выделения следующих групп методов психотерапии: личностно-ориентированные, поведенческие методы, методы суггестивной терапии.

Методы личностно-ориентированной терапии имеют широкое распространение не только в психотерапевтической практике, но и в практической психологии, в социально-педагогической работе, в деятельности специалистов по социальной работе. К их числу относят: психотерапевтическую беседу, разговорную терапию; психотерапевтические тренинги; библиотерапию, сказкотерапию; трудотерапию, терапию физической культуры; гештальттерапию.

Использование методов суггестивной терапии предполагает активное применение техник внушения путём целенаправленного воздействия на уровни сознания и подсознания. К числу таких методов относят: метод аутогенной тренировки, метод активной релаксации, метод медитации, имитацию лекарственного воздействия (плацеботерапия), внушение в состоянии гипнотического сна и другие.

Целенаправленное терапевтическое воздействие на характер поведения социального объекта отличают поведенческие методы психотерапии. К ним относятся:

метод оперативного обуславливания (направлен на изменение поведения пациента, научение его новым навыкам или отказ от нежелательных прежних навыков с помощью поощрения и наказания (жетонная система, удары током и др.))

метод систематической десенсибилизации (больному предварительно объясняют смысл предполагаемого лечения, а затем предлагают делать то, чего он боится. При этом больной должен не просто имитировать свои фобии, а делать это с чувством юмора, как бы высмеивая самого себя)

имитационное научение - при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательное поведение

ролевой тренинг - методика, используемая для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. При применении этой техники, пациент и терапевт разыгрывают проблемную ситуацию. Эта техника может быть также использована в групповой терапии. Чаще всего, пациент играет самого себя, но иногда это делает терапевт или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому

биологическая обратная связь - методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того, как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера)

методы отучивания (аверсивная терапия) - это терапия, направленная на то, чтобы вызывать у человека с пагубной зависимостью неприятные ощущения от вредной привычки. Больному дают медикаменты, назначают курс лечения, после которого он избавляется от наркотиков, алкоголя и пр. После проведенного курса лечения у больного возникают неприятные ассоциации, которые предотвращают возвращение к пагубным привычкам

шейпинг (моделирование поведения) - этот тип терапии заключается в том, что поведение может быть изменено благодаря стимулам, которые следуют за поведением («награды» и «наказания»)

метод «остановки мысли» - это метод поведенческой психотерапии, предназначенный для устранения навязчивых или вызывающих тревогу мыслей. Этот метод является быстрым и лёгким для освоения. Овладение методом обычно требует от одного до семи дней.

При всём своеобразии профилактического, адаптационного, реабилитационного и терапевтического воздействия на социальные объекты в этих процессах есть много общего. Они тесно связаны друг с другом. Как было сказано ранее, некоторые терапевтические методы активно используются в реабилитации, адаптации и профилактике. Адаптация - один из способов реабилитации. Реабилитационные методы применяются в процессе адаптации. Всё это направлено на достижение одной главной цели - оказание социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, благодаря улучшению, сохранению либо восстановлению способности к социальному функционированию, что обеспечивает социальное оздоровление человека. А социальное здоровье граждан, благополучие семей является необходимым условием стабильного и прогрессивного развития страны.

Вывод: Состояние социальной работы с различными категориями населения в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.

Среди основных применений теории социального действия в практике социальной работы можно выделить профилактику, адаптацию, реабилитацию, терапию.

Вывод к главе: Теория социального действия является основой главных моделей социальной работы. Она незаменима как в теории, так и в практике социального работника. Теория социального действия имеет важное практическое значение для социальной работы и жизнедеятельности человека.

Заключение

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какую теорию действия следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании теорий действия. Теории действия - это тщательно выверенные умозаключения о том, как ведут себя люди и почему они поступают именно так, а не иначе. В данной работе изложены некоторые из теорий действия, критически разобраны положения, лежащие в их основе, а также рассмотрено применение теорий социального действия в контексте социальной работы. Изучение теорий действия позволяет достичь многого.

Теории социального действия выполняют разные функции. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют действия людей, понять, каким образом они развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории действия человека создаются самими людьми. Учёные - те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека и его действий. Каким бы ни было мнение каждого конкретного учёного, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых они придерживаются, различны, и это делает их взгляды такими несхожими.

Например, М. Вебер был убежден в том, что социальным действием считается такое действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Таким образом, его теория сфокусирована на двух признаках социального действия: осмысленном характере и ориентации на ожидаемую реакцию других лиц. Т.Парсонс в своей теории социального действия рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Теория деятельности А.Н.Леонтьева - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Таким образом, мы видим, что каждый учёный трактует свою теорию социального действия, имеющую отличия от других теорий.

Идеи теорий социального действия позволяют в социальной работе нацеливать клиента на собственную деятельность, которая в конкретных социальных ситуациях строится на основе его актуальных потребностей и интересов, соотнесенных с потребностями и интересами других людей. Эта деятельность включает совместную активность специалиста и связанного с ним клиента, основанную на их взаимных ожиданиях. На базе этих взаимодействий складываются прочные отношения партнеров и становятся возможными социальные изменения.

Основными условиями привлечения клиента к деятельности по решению его проблем являются учет его потребностей и ценностей; использование разнообразных ресурсов клиента, дополнение его ресурсов с помощью привлечения возможностей среды (ближайшего окружения человека, социальных служб, общества), а также применение специалистом методов и инструментария, необходимых в работе с данным клиентом в конкретной ситуации действия.

Модель действий должна учитывать сложившуюся жизненную ситуацию и существующие социальные связи клиента и его окружения для того чтобы соответствовать требованиям достижения общественных изменений и позитивного развития личности. Существует три основных способа достижения изменений: это собственные действия специалиста, без использования инициативы клиента; применение прямого управления, когда специалист отвечает за намерения, а клиент - за осуществление действий; применение косвенного управления, когда специалист несет ответственность за осуществление процесса помощи в целом, а клиент отвечает за намерения и действия. Очевидно, что последний способ в большей степени, чем другие, учитывает активность клиента как субъекта изменений и способствует развитию его самосознания.

Библиографический список

1.Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. - М.: Прогресс, 2012. - 808 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psyarticles.ru [дата обращения 03.04.13]

. Григорьев, С.И. Основы неклассической социологии: Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже ХХ - ХХI веков /

С.И.Григорьев, А.И.Субетто - М.: Русаки, 2010. - 208 с.

. Григорьева, И.А. Теория и практика социальной работы: учебник / И.А.Григорьева, В.Н.Келасьев. - СПб.: СПбГУ, 2014. - 536 с.

. Гуслякова, Л.Г. Основы теории социальной работы: учеб. пособие / Г.Гуслякова, Е.И.Холостова. - М.: Институт социальной работы, 1994. - 187 с.

. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

. Морозова, Н.А. Современные интегративные теоретические подходы к социальной работе / Н.А.Морозова // Социальная работа: история, теория и

технологии / под ред. И.Ф. Албеговой. - Ярославль: ОО «Социум», 1997. -

С.70-78.

. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.

. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 1997. - 368 с.

. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002. - 880 с.

. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу; Пер. с англ. под ред. Б.. Шапиро. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 223 с. (Высшее обпазование)

. Пинкус, А. Практика социальной работы: (формы и методы) / А.Пинкус, А.Минахан. - М.: Союз, 2013. - 223 с.

. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 2008. - 224с

. Социальная работа: Учеб. пособие / В.И. Курбатов [и др.]. - 5-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 480 с. (Высшее образование)

. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 905 с. - Серия : Бакалавр.

.Теория социальной работы: учебное пособие. Автор: Кузина И.Г. год 2006 // Электронный ресурс. Режим доступа: http://window.edu.ru [дата обращения 25.02.13]

. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. - М.:

Юрист, 2011. - 334 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!