Структура социологической науки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,17 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура социологической науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра истории, теории и прикладной социологии






Структура социологической науки

РЕФЕРАТ

студентки 1 курса 111 группы

направление (39.03.01) «Социология»

социологического факультета

Кузьменко Алеси Вячеславовны

Научный руководитель:

д.с.н.,и.о. заведующего

кафедрой истории, теории

и прикладной социологии Покатов Д.В.


Саратов-2015

Содержание

Введение

Раздел 1. Подходы к определению социологии

Раздел 2. Уровни социологического знания

Раздел 3. Отрасли социологии

Заключение

Список использованных источников

Введение

Социология - наука об обществе. В обществе возникла потребность в отрасли знания, которая изучает общество во всех его аспектах. И такой наукой является социология. Огюст Конт одним из первых выделил уровни социологии, также над этой проблемой работали многие известные ученые, такие как Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, А.Сен-Симон и другие. Однако в наше время проблема развития социологической науки и её структуры все так же актуальна.

Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.

Очевидно, что трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, в значительной степени исчерпала свои возможности. В настоящее время предприняты попытки не только усовершенствовать эту точку зрения, но и отказаться от нее. И прежде всего, заслуживает поддержки стремление исследователей четко размежевать социологию с социальной философией.

К данной проблеме обращались многие ученые. Например, О.Конт. Он выделил в структуре социологии два основных направления: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика - общественный порядок, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности. Социальная динамика - проявление закономерностей общественного развития.

По мнению Дюркгейма, структура социологии включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т.п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

П.А. Сорокин, анализируя архитектонику социологии, ее структуру, выделяет, прежде всего, теоретическую и практическую социологию. В теоретической социологии он рассматривает социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня социологического знания: общие социологические теории, теории среднего уровня, конкретные социологические исследования, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях. Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости "посредника" между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы социальных фактов, так и средством конкретизации отдельных областей социологии.

Теории среднего уровня по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения. Каждая из них в своей предметной области ограничена относительно автономными сферами общественной жизни, изучением тенденций их развития, механизмов действия.

Примером такой теории может служить созданная им концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения, концепция межгрупповой адаптации.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

В частности структура социологической науки была разработана усилиями многих ученых из разных стран. В частности такими как Т.Парсонс, Р.Мертон (он ввёл термин теории среднего уровня) которые основывались во многом на концепциях Э.Дюркгейма, М.Вебера и П.Сорокина , а также Г.Тарда и Л.Ф.Уорда .

Цель настоящей работы - раскрыть содержание и базовые подходы к определению структуры социологии.


Раздел 1. Подходы к определению структуры социологии

Объектом социологии является общество. А вот точное обозначение предмета социологии различалось даже у классиков. Но можно сказать, что предметом социологии являются субъекты: социальные общности, институты и личности.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

) как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер);

) как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс);

) как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин);

) как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т. д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Содержательный подход - предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики

Второй подход - целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта.

Третий подход - масштабный делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы уи др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования. В своем социологическом использовании это понятие происходит из работы Т. С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

Метапарадигмы также рассматривал Г.Е. Зборовский. В своей статье он рассматривал пять метапарадигм, сложившихся в теоретической социологии, - классическая, неоклассическая, постклассическая, неклассическая, постнеклассическая.

Проблема нелинейности в метапарадигмальном рассмотрении теоретической социологии связана с выявлением разных характера и направленности ее теорий и парадигм, что приводит к постановке вопроса об основаниях их систематизации и типологии. Таким основанием является отношение каждой из них к классической теоретической социологии.

Названные выше метапарадигмы он объединил в две группы. Одна из них включает классическую, неоклассическую, постклассическую, другая - неклассическую и постнеклассическую социологии. Нетрудно обнаружить, что все они "вращаются" вокруг классической социологии. Но вторая и третья метапарадигмы больше демонстрируют "позитивный" вектор развития классики, четвертая и пятая содержат отрицающую частицу "не".

В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории.

Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило к тому, что социологическая теория представала перед нами как набор случайных (хотя важных и необходимых) проблем, не упорядоченных и не соотнесенных между собой. В подобной ситуации вся аргументация сводилась нередко к тому, стоит или не стоит включать в социологию то или иное направление эмпирических исследований, не является ли оно производным от какого-нибудь более «объемного» и широкого понятия. В результате создавалась своего рода дурная бесконечность, пределы которой было трудно ограничить и предугадать.

Во-вторых, структура социологии часто анализируется через призму актуальных проблем, имеющих отношение только к социальной системе. В соответствии с этой точкой зрения выделяются направления, которые, на взгляд исследователя, наиболее полно характеризуют механизм действия закономерностей социального развития во всех их многообразных проявлениях. Несомненно, такой подход к проблеме возможен. Однако нельзя не видеть, что если сосредоточить внимание только на них, в стороне остается ряд серьезных проблем, связанных с другими актуальными проблемами, которые могут приобрести значение в условиях постоянно меняющегося мира.

В-третьих, структура социологической теории нередко объясняется с точки зрения уровней социологического знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое деление социологии - общесоциологическая теория, специальные теории и, наконец, конкретные эмпирические исследования - исходит из факта, что общая теория и эмпирия всегда связаны между собой, но связаны, как правило, опосредованно, через промежуточные уровни научного знания

Отдельные исследователи выделяют еще один уровень - уровень социальных показателей, который занимает место между специальными социологическими теориями и эмпирическими исследованиями Специфика социологического знания подтолкнула некоторых ученых по-особому трактовать структуру социологического знания, фиксируя некий «средний уровень». На наш взгляд, это был очередной компромисс между официально утверждаемой концепцией об историческом материализме как общесоциологической теории и стремлением все же выделить «свою» социологическую теорию, которая долгое время камуфлировалась под так называемым уровневым срезом. Но такой подход, как точно отмечает А.В.Кабыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов.

Чтобы определить структуру социологии, надо исходить из того, что понятие «социальная философия», которое нередко отождествляется с историческим материализмом, неравнозначно понятию социология.

Раздел 2. Уровни социологического знания

Система научного познания социологии обладает сложной структурой, отражающей различные типы и уровни исследования социальной действительности. Теоретический и прикладной аспекты изучения общественной жизни присутствуют здесь в неразрывном единстве.

1. общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);

. теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

. прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.

Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.

На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.

В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Макро- и микросоциология изучают закономерности общественного развития и социального взаимодействия, процессы взаимовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящают свою жизнь социологи, пытаясь раскрыть тайну организации и функционирования такого сложного конструкта, как общество.

Однако в России по-прежнему необоснованно мало внимания уделяется теоретическим методам и моделям макросоциологии, в то время как за рубежом макросоциологические исследования получили бурное развитие. Это предполагает необходимость овладения теоретическим инструментарием макросоциологии, с помощью которого прояснятся и стратегии эмпирических исследований.

Социология представляет собой своеобразную иерархию наук: эмпирической социологии, отраслевой социологии, теоретической социологии. Иерархия социологических наук показывает, что в ней тесно переплетены эмпирические и теоретические стороны, которые взаимно обусловливают друг друга.

Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов и связей между ними, на основе эмпирической и отраслевой социологии. Именно на этом уровне социология тесно переплетается с социальной философией, историей и другими науками.

В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания.

Позитивисты полагают, что главным в социологии является описание социальных фактов, а их сущность познать нельзя. Они являются сциентистами, т. е. переносят на социологию методы естественно-научного познания, в частности, из физики и биологии.

Исторические материалисты (марксисты) считают, что научное познание способно открыть законы объективного мира, которые отражаются в социологии, занимающейся их открытием.

Субъективисты разного рода полагают, что общественное бытие - это система социального поведения и взаимосвязей. Она представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального). Задача социологии заключается в выявлении социологических законов и рациональном управлении поведением людей в соответствии с определенным социальным идеалом.

Теоретическая социология опирается на известные общенаучные методы теоретического познания:

·анализ и синтез;

·индукцию и дедукцию;

·сравнительно-исторический и логический;

·моделирование и абстрагирование.

Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением (описанием, классификацией, интерпретацией) социальных фактов. На этом уровне социология тесно связана с психологией, антропологией и другими науками.

Эмпирическая социология занята изучением социальных фактов.

Социальный факт - это фрагмент социальной действительности, зафиксированный в сознании человека в форме естественного (устная, письменная речь) или искусственного (формулы, графики и т. п.). Социальными фактами могут быть следующие фрагменты общественной жизни:

·поступки индивидов и социальных групп;

·материальные и духовные результаты человеческой деятельности;

·высказывания людей (устные, письменные).

Эмпирическая социология представляет несколько основных познавательных операций, которые осуществляет социолог:

·постановку проблемы социологического исследования;

·определение его целей и задач;

·описание социологического объекта;

·формулировку гипотез - результатов исследования;

·операциональное определение основных понятий исследования.

Эмпирическая социология опирается на известные методы эмпирического познания:

·наблюдение;

·анализ документов;

·социологический опрос (анкетный и интервью);

На каждом уровне социологического знания эти методы научного познания присутствуют в разных соотношениях.

Специальные социологические теории изучают формы проявления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общественно-экономической формации иди данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах.

Предметом специальных социологических теорий являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования.

Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к Эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной действительности. Знания, полученные в результате, эмпирических социологических исследований, составляют эмпирический уровень социологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологической теории с живой действительностью.

В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания.

Важнейшей задачей социологии и условием ее общественной роли является определение социологических понятий. «Сам процесс определения обществоведческих категорий - пишет И. Валлерстайн, - протекает на фоне намного большей неразберихи, выходящей за пределы общественных наук и затрагивающей всю совокупность наших знаний. Вот уже двести лет мы живем в мире, где философия и естествознание рассматриваются как различные и чуть ли не антагонистические формы знания». Гуманитарные науки должны заниматься поиском блага (и совершенства), а естественные науки - истины. Кто мог бы рассудить этот спор? На такую роль претендовало научное сообщество, которое вследствие специализации наук оказалось к этому малоспособным.

Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.

Раздел 3. Отрасли социологии

социология знание наука концепция

Отрасль - крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе. Отрасль может включать множество частных теорий и сотни эмпирических исследований, которые соединены с другими теориями. Она описывает не узкий сегмент действительности, а крупную сферу общества или большую социальную группу, реже - явление.

Отраслей социологии так много, что возникла потребность их классификации. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям:

а) изучаемым субъектам социальной жизни;

б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты;

в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками.

По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии:1) личности, 2) семьи, 3) малой группы, 4) коллектива, 5) профессиональных групп, 6) страт и классов, 7) молодежи (ювиносоциология), 8) лиц зрелого возраста (акмесоциология), 9) пожилых людей (геронтосоциология), 10) женщин (феминосоциология), 11) гендерную социологию, изучающую особенности социального поведения людей разного пола, 12) национальных образований (этносоциология, 13) организаций (социология армии, высшей школы и т.п.), 14) политических партий, 15) электората, 16) СМИ (средств массовой информации), 17) типов поселений (социология города, социология деревни и т.п.), 18) регионов страны, 19) элиты общества, 20) органов власти и т.д.

По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии: 1) труда, 2) свободного времени, 3) быта, 4) управления, 5) индустриальную, 6) сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства), 7) военную, 8) науки, 9) образования, 10) воспитания (в т.ч. педагогическую социологию), 11) морали, 12) права, 13) религии, 14) моды, 15) спорта, 16) искусства, 17) литературы, 18) медицины и здравоохранения, 19) рекламы, 20) кино, 21) девиантного поведения (в том числе социологию преступности), 22) образа жизни, 23) общественного мнения, 24) социальной работы.

По междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками: 1)Социальная философия;2) Социальная психология;3) социальная антропология;4) Социальная география ;5)Экономическая 6)Политическая социология;

В отечественной социологии специалисты насчитывают более 100 отраслей.

Число отраслей социологии, вычленяемых по сферам социальных отношений, тоже систематически прирастает. Ныне не только на Западе, но и в России начато обстоятельное социологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса, конкуренции, культурно-просветительской деятельности, что позволяет говорить о формировании новых отраслей и подотраслей социологии.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что эта проблема остаётся актуальной до сих пор. В настоящее время многие учёные социологи работают над ней.

Социология на всех своих уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Таким образом, в настоящее время наиболее приемлемым является концепция 4-х уровневой структуры социологии. При составлении учебных планов социологов-профессионалов фактически используется эта структура.

В толковании структуры социологического знания имеется несколько проблем дискуссионного характера. Во-первых, нечетко выявлены критерии выделения теорий среднего уровня, и это дает возможность их бесконечного расширения, что служит основой «потери» предмета социологии как общей науки и создает большие трудности в формировании концепции социологического образования, а конкретно, в составлении учебных планов. Во-вторых, является дискуссионной определение предмета социологических теорий среднего уровня и отраслевых социологии, часто дублируется предмет общей социологии и не выявляется специфика каждого из них. Это говорит о том, что у нас (и не только) недостаточно развита методологическая рефлексия (социология социологии).

Понятия «теоретического», эмпирического, фундаментального уровней социологии не вызывают сомнений, они общеизвестны. Вопросы вызывает понятие прикладная социология. Существует два подхода. Одни признают предмет прикладной социологии, другие ставят ее под сомнение.

Таким образом, социологическое знание в целом не является гомогенной системой и не только потому, что в ней присутствуют разнокачественные уровни - теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.

Список использованных источников

·А.А. Давыдов Социология как метапарадигмальная наука/социологические исследования 1992 №9 - 3с

·Волков Ю.Г. «Социология» М.2007 - 512 с

·Заславская Т.И. роль социологии в преобразовании России/социологические исследования 1996 №3 - 7с

·Ильин В.В. социология как фундаментальная наука/социологические исследования 1994 №3-7с

·Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256с

·Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994.-317с

·Кравченко С.А, Социология в движении к взаимодействию теоретико-методологических повторов/ Социологические исследования 1994 №3-8с

·Общая социология: Учеб. пособие /Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА - М, 2004.-654с

·«Основы социологии»- Учебно методическое пособие для студентов обучающихся по направлению социология под редакцией О.Г.Антоновой , Саратов 2014г.

·Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/под ред. акад. Осипова Г. В. - М.: Норма, 2003.-912с

·Сорокин П.А. «Общедоступный учебник по социологии» М.1994

·Э.Дюркгейм «Социология, ее предмет, метод, предназначение» М. 1995-352с

·Ж.Т. Тощенко «Социология» Прометей М.2001 - 551с

Похожие работы на - Структура социологической науки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!