Структура и функции социологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,4 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура и функции социологии

НЕКОМЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин










Семестровая работа по социологии №1

На тему: «Структура и функции социологии»


Выполнил: студент группы Э-14-7

Кайратов К.К.






Алматы, 2016

Содержание

Введение

1. Структура социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии

2. Функции социологии

3. Роль социологической науки в реформировании общества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры. Социология как наука имеет актуальное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции.

Актуальностью исследования данной темы является, определение структуры социологии, значимость её функций, а также роль социологии, как науки в жизнедеятельности общества, как совокупности социальных связей

Объектом исследования является социология. В качестве предмета исследования выделяется структура и функции социологии.

Целью работы является анализ структуры и функций социологии.

1)Раскрыть проблему эмпирического и теоретического в социологии

2)Проанализировать структуру и функции социологии

)Выявить роль социологической науки в реформировании общества

1. Структура социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии

Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующийся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью общественных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всего общества в целом, так и широких социальных общностей, и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:

Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.

На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.

В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением (описанием, классификацией, интерпретацией) социальных фактов. На этом уровне социология тесно связана с психологией, антропологией и другими науками.

Отраслевая социология (социология среднего уровня) изучает конкретные социальные сферы и системы общества на основе эмпирической социологии. В результате возникает социология образования, социология предпринимательства, социология города и т. д. На этом уровне социология тесно связана со всеми другими науками, изучающими соответствующие сферы: демографией, педагогикой, экономикой и т. п.

Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов и связей между ними, на основе эмпирической и отраслевой социологии. Именно на этом уровне социология тесно переплетается с социальной философией, историей и другими науками.

Эмпирическая социология

Эмпирическая социология занята изучением социальных фактов.

Социальный факт - это фрагмент социальной действительности, зафиксированный в сознании человека в форме естественного (устная, письменная речь) или искусственного (формулы, графики и т. п.). Социальными фактами могут быть следующие фрагменты общественной жизни: поступки индивидов и социальных групп, материальные и духовные результаты человеческой деятельности, высказывания людей (устные, письменные).

Эмпирическая социология представляет несколько основных познавательных операций, которые осуществляет социолог: постановку проблемы социологического исследования, определение его целей и задач, описание социологического объекта, формулировку гипотез - результатов исследования, операциональное определение основных понятий исследования.

Эмпирическая социология опирается на известные методы эмпирического познания: наблюдение, анализ документов, социологический опрос (анкетный и интервью), репрезентативность выборки, интерпретация результатов социологического исследования в свете предварительных гипотез.

Теоретическая социология опирается на известные методы теоретического познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и гипотезу, историческое и логическое, моделирование и абстрагирование.

На каждом уровне социологического знания эти методы научного познания присутствуют в разных соотношениях.

Теоретическая социология

В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания. Позитивисты полагают, что главным в социологии является описание социальных фактов, а их сущность познать нельзя. Они являются сциентистами, т. е. переносят на социологию методы естественно-научного познания, в частности, из физики и биологии. Исторические материалисты (марксисты) считают, что научное познание способно открыть законы объективного мира, которые отражаются в социологии, занимающейся их открытием.

Макро- и микросоциология изучают закономерности общественного развития и социального взаимодействия, процессы взаимовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящают свою жизнь социологи, пытаясь раскрыть тайну организации и функционирования такого сложного конструкта, как общество.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рассмотрение вопроса с точки зрения такого аспекта предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными наблюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д., что возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом обратная связь теории с эмпирикой становится важнейшим движущим фактором дальнейшего развития и совершенствования самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент сложившейся, хотя и изменяющейся, развивающейся ее структуры. Второй - генетический - аспект проблемы соотношения теоретического и эмпирического в научном познании касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической стадии.

. Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные - теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными вещи, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых - профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

. Роль социологической науки в реформировании общества

Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других стадных животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность. Социология помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний, которыми посвященные могут распорядиться по-своему.

Простое указание на то, что социология - это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государства) вызывала необходимость как-то обобщать и функционировать представления об устройстве общества, как объекта управления и о природе человека, как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит. Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его в качестве социальной системы и обеспечивать соответствующий подход к его изучению. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия социальное. Объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона. Социальная жизнь общества - это область взаимосвязей и взаимодействий между более или менее широкими общностями людей, а социология выступает как наука о взаимодействии и поведении людей в среде себе подобных.

В общественной жизни нет таких явлений и процессов, которые бы не изучались социологией, тем не менее она изучает не все общество, а только его социальные связи, отношения и закономерности.

социология наука эмпирический

Заключение

Итак, в результате анализа, выполненного в данной работе, мы видим, что благодаря реализации своих групп функций, социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных фактов, процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этот богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную и обязательно достоверную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными фактами и процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и так далее. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.

Список использованной литературы:

1.Тұрғынбаев Ә.Х. Социология. - Алматы, 2001.

2.Основы социологии: Курс лекций //Под ред. А.Г. Эфендиева. - М., 1995.

.Козлова О.Н. О социологическом знании. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №1.

Похожие работы на - Структура и функции социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!