Стратегии преодоления людей с инвалидностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    403,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегии преодоления людей с инвалидностью

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет дистанционного обучения

Кафедра «Психология и педагогика дистанционного обучения»





КУРСОВАЯ РАБОТА

«Стратегии преодоления людей с инвалидностью»

Направление подготовки 030300.62 - Психология











Москва, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

.1 Понятие стратегий преодоления, совладающего поведения и защитных механизмов в психологии

.2 Теоретические основы преодоления в зарубежной психологии

.3 Теоретические основы преодоления в отечественной психологии

.4 Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация эмпирического исследования стратегий преодоления людей с инвалидностью

.1 Организация исследования. Методы и методики исследования

.2 Результаты исследования

.3 Рекомендации

Выводы по второй главе

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Аннотация

В данной курсовой работе изложены подходы к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью зарубежной и отечественной психологии. Особо рассмотрен вопрос психологических особенностей людей с инвалидностью в ракурсе проблематики преодолевающего поведения.

Проведено эмпирическое исследование. Все это позволяет в полной мере изучить стратегии преодоления людей с инвалидностью.

К достоинствам работы следует отнести самостоятельное изучение теоретической литературы по данной теме, а также проведение эмпирического исследования с математико-статистической обработкой данных.

Введение

стратегия преодоление инвалидность

Актуальность. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Общество выстраивает такие барьеры, которые сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Необходимо развивать такие культурные ценности гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение достоинства, гуманизм, паритет, равенство прав.

Часто наблюдается, что взрослые, имеющие инвалидность, выступают в качестве обременения, которое несут их близкие и родные, общество и государство. Но существует так же мнение, что необходимо привлекать внимание людей с ОВЗ к жизненной активности.

Число людей с приобретенной инвалидностью стремительно растет, но так же с каждым годом увеличивается число детей с врожденной или перинатально приобретенной инвалидностью. Мы выбрали тему нашей курсовой работы: «Стратегии преодоления людей с инвалидностью». Выбранная нами тема актуальна на данный момент, так как она не до конца изучена современными исследователями.

Цель исследования: изучить стратегии преодоления людей с инвалидностью.

Задачи исследования:

.        Сделать анализ подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью.

.        Проанализировать психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения.

3.      Выявить различия в стратегиях преодоления людей с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

.        Выделить среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата группы с разным уровнем виктимности.

.        Сделать анализ преодолевающего поведения в группах лиц с инвалидностью с разным уровнем виктимности.

Методы и методики исследования:

.        Теоретические методы исследования: анализ литературы по проблематике, ее синтез, сравнение основных теорий и концепций, абстрагирование, конкретизация, дедукция и т.д.

.        Опросник «стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С Старченковой.

.        Опросник «Тип ролевой виктимности» Одинцовой М. А., Радчиковой Н. П.

.        Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: Критерий Краскела-Уоллеса и t-критерий Стьюдента, метод k-средних.

Глава 1. Подходы к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

.1 Понятие стратегий преодоления, совладающего поведения (копинг) и защитных механизмов в психологии

Под преодолением понимается индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [18]. В отечественной психологии до последнего времени чаще применялось сходное понятие «адаптация», тогда как сейчас предпочтительнее понятие «coping» (от английского «преодолевать»).

Термин «coping» впервые был применен в 1962 г. Л. Мерфи [Б. Д. Карвасарский] и понимался как стремления человека решить возникшую проблему. Данное поведение является и врожденной (рефлекс, инстинкт), и приобретенной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо). Основные положения концепции копинг-процессов были разработаны Р. Лазарусом в книге «Психологический стресс и копинг-процессы» (1966). По Р. Лазарусу, «копинг» рассматривается как преодоление стресса, сохранение динамического равновесия между личностью и средой. Совладание со стрессом - это динамический процесс, посредством которого человек, в одних случаях, использует одну форму совладания - защитные стратегии, в других - изменяет отношения «личность - окружающая среда», в третьих - активно изменяет реальную ситуацию [16].

Для возникновения преодоления необходимо наличие некоей кризисной ситуации, которую можно описать как ситуацию стресса, фрустрации, конфликта. Критическая ситуация - такая ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации собственных мотивов, стремлений, ценностей [3]: Отсюда понятны и причины возникновения разнообразных стратегий преодоления, под которыми можно понимать специфическую поведенческую реакцию на кризисную ситуацию:

·        сопротивление при столкновении человека с новыми для него требованиями;

·        реакции в ситуациях, когда ранее усвоенные и привычные формы реагирования уже не срабатывают - например возрастные кризисы;

·        ситуации, когда человек сталкивается с невозможностью реализации своих планов, намерений, стремлений, ценностей (ситуации фрустрации, внутриличностных конфликтов).

Главная задача механизмов преодоления та же, что и в случае включения защитных механизмов психики: удержать человека в состоянии психического равновесия, когда он попадает в ситуацию неопределенности.

В зависимости от наличной ситуации и индивидуальных особенностей личности, выделяют модусы психологического преодоления:

·        поведение, направленное на решения проблемы;

·        поведение, направленное на изменение отношения к ситуации.

Можно выделить несколько критериев эффективности преодоления, которые, как правило, взаимосвязаны:

·        Ситуационный критерий - ситуация больше не вызывает у человека негативного отклика.

·        Личностный критерий - наблюдается заметное понижение уровня невротизации, снижается депрессивность, тревожность, раздражительность и психосоматические симптомы.

·        Адаптационный критерий - повышение адаптационных ресурсов, повышение стрессоустойчивости.

По критерию эффективности можно выделить следующие стратегии преодоления:

·        Эффективные стратегии: реальное преобразование ситуации или ее переосмысление. Изменение ситуации подразумевает собой не столько перестраиваниевнешнего мира, сколько изменение отношения к этому миру, что и ведет за собой изменение ситуации.

·        Неоднозначные стратегии: эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Иными словами, выражение чувств является достаточно эффективным способ преодоления стресса. На определенной стадии приятия человек должен перестрадать, «выплакать» свое горе. Как правило, вслед за этим начинается выздоровление - принятие ситуации. Поэтому аффективное поведение - признак выздоровления, замкнутое - наоборот, тревожный признак. Неоднозначными данные стратегии можно считать по причине деструктивности некоторых эмоций. Так, открытое проявление агрессии не является эффективным в силу своей асоциальной направленности. Вместе с тем и сдерживание гнева представляет собой фактором риска, так как нарушает психологическое благополучие человека. Получается, в данном случае человек вынужден сдерживать и адаптировать собственные эмоциональные реакции, чтобы они укладывались в социально одобряемые нормы.

·        Фактором риска является стратегия самообвинения. В этом случае человек снова и снова возвращается в день трагедии, прокручивает в памяти события, предполагает альтернативные сценарии, по принципу «а что, если...». Стратегия является неэффективной по причине застревания: человек не изменяет ситуацию, не примиряется с ней, а только вводит себя в состояние лонгитюдного стресса.

Одним из факторов, определяющих эффективность различных стратегий, является то, в состоянии ли человек контролировать ситуацию или нет. Успешноесовладание рассматривается как успешная адаптация. Если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то человек предпринимает новые попытки [9].

Наиболее широкую известность в психологической литературе приобрела феноменологическая классификация копинговых ответов, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. Первоначально они выделили две категории: действия, направленные на себя, и действия, направленные на окружающую среду.

Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания [16]:

·        Переоценка ценности ситуации - взгляд со стороны, рассмотрение ситуации под разными углами как правило может привести к переоценки ценности случившегося, что проявляется в нахождении нового смысла происходящего, положительных моментов.

·        Поиск информации о ситуации - проявляется в сосредоточенном внимании, визуализировании ситуации и действий, запоминании информации, собственных способов поведения.

·        Подавление информации о ситуации - напротив, наблюдается отвлечение внимания, поиск отвлекающих мыслей или занятий. Модель поведения может рассматриваться как защитный механизм психики.

·        Самообвинение - внутренняя активность, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе. Стратегия как правило провальная, но может выполнять функцию эмоциональной разрядки ,если длится непродолжительное время.

·        Обвинение других или экстрапунитивные реакции: агрессивное обвинение других людей или обстоятельств, проявление гнева. Стратегия может быть эффективной при условии наличия вины других людей, что предполагает их помощь в выходе из ситуации.

·        Смягчение - смягчающие способы поведения, нацеленные на сглаживание эмоций, уход от конфликта, примирение с ситуацией

Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на внешний мир [15]:

·        стратегии совладания в условиях, создающих угрозу психологическому благополучию личности и неоднозначных ситуациях, предполагается активное влияние на стрессор

·        в неоднозначных ситуациях - активное изучение источника стресса

·        уклончивое поведение - уход или удаление от источника стресса

·        стратегии совладания в ситуациях потери или неудачи - человек предпринимает действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или отказа

·        поиск источников эквивалентной замены, действия, направленные на переориентацию со значимых объектов

·        пассивное поведение: ожидание, колебание или отказ от активности

Позднее Р. Лазарус и С. Фолкман классифицируют стратегии совладания уже в соответствии с выделенными ими двумя основными функциями копинга [16]:

·        копинг, «сфокусированный на проблеме», направлен на устранение стрессовой связи между личностью и средой

·        копинг, «сфокусированный на эмоциях», направлен на управление эмоциональным стрессом.

Авторы выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент переживания стресса, которые образуют разнообразные комбинации. При этом С. Фолкман выделяет активное и пассивное копинг-поведение [17]:

·        активное копинг-поведение - это поведение, направленное на устранение или избегание угрозы (борьба или отступление), предназначенное для изменения стрессовой связи с физической или социальной средой. Подобное активное преодоление является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации, ослаблением стрессовой связи личности с окружающей средой.

·        пассивное копинг-поведение - представляет собой защитные механизмы психики, интрапсихические формы преодоления стресса, призванные снизить эмоциональное напряжения раньше, чем изменится ситуация. [Либина].

С. Фолкман и Р. Лазарус считали главным фактором выбора стратегии наличную ситуацию и выделили восемь видов ситуативно-специфических копинг-стратегий [24]:

·        планомерное решение проблемы - активное взаимодействие с внешней ситуацией, с информацией и людьми, сознательные попытки решения проблемы. Сосредоточенность и уравновешенность, сохранение самообладания. Анализ ситуации, обращение к прошлому опыту, появление альтернативных вариантов решения проблемы.

·        позитивная переоценка - поиск смысла случившегося с фокусированием на положительных аспектах, переосмысление себя, своих отношений и жизненных ценностей, направление мыслей на извлечение выводов, нахождение пользы в сложившейся ситуации

·        принятие ответственности - покаяние, признание своей вины заслучившееся

·        поиск социальной поддержки - желание обсудить проблему с ближайшим окружением или со специалистам

·        конфронтация - конфликтное поведение, с попытками повысить самооценку посредством отстаивания собственного мнения

·        Самоконтроль - стремление сохранять четкость и последовательность действий, сохранить контроль над ситуацией и удержать внимание на целях деятельности на фоне повышенного эмоционального напряжения

·        дистанцирование- перемена деятельности, мыслей, желание уйти от стрессора, из ситуации

·        избегание - внезапная и не характерная для человека активность, с целью отвлечься, либо наоборот, неоправданная пассивность и замкнутость с плохо скрываемой раздражительностью. Все поведение отражает внутреннюю напряженность и плохое понимание своего состояния.

Наиболее адекватной и адаптивной формой поведения является первая стратегия - планомерное решение проблемы. Стратегия избегания является дезадаптивной, ее предпочтение обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Но, даже она может считаться адекватный в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста человека и актуального состояния ресурсной системы личности [25]. Вместе с тем, при изучении взаимосвязей здоровья, критических жизненных событий, социальной поддержки и копинга, было обнаружено, что люди, остающиеся здоровыми при воздействии стресса, чаще использовали стратегию избегания. При этом их стрессоустойчивость повышалась за счет поддержки семьи [7].

Д. Амирхан [1], напротив, считал, что выбор индивидом тех или иных копинг-стратегий в большей степени зависит от самой личности, нежели от наличной ситуации. Предпочитаемаякопинг-стратегия является достаточно стабильной характеристикой человека, мало зависящей от типа стрессора. Он обозначил их как базисные стратегии поведения человека и объединил в три группы:

·        решение проблемы - активное, в большей степени самостоятельное совладание с ситуацией, адаптивная стратегия.

·        поиск социальной поддержки - совладание с ситуацией посредством поиска помощи ближайшего окружения, или, как минимум, поиска моральной поддержки окружающих - сочувствия и участия. Также, считается адаптивной стратегией.

·        избегание проблемы - игнорирование ситуации, уход от решения проблемы, перекладывание ответсвенности на других, неадаптивная стратегия.

Отечественный психолог Л. Собчик [24] также считает, что тип реагирования в стрессовых ситуациях представляет собой «продолжение ведущей индивидуально-личностной тенденции», базирующейся на типе высшей нервной деятельности, является врожденной, генетически обусловленной характеристикой.

Л. Пирлинг и С. Скулер [22] одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка измерить копинг-поведение здоровых взрослых людей в стрессовых ситуациях. Используя метод интервью, они выделили три основных стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности:

·        поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию

·        ответы, изменяющие значение или оценку ситуации

·        ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений

Они отмечают, что большинство людей склонны применять различные стратегии, переходя от когнитивных стратегий к эмоционально-сфокусированным, и наоборот. При этом для успешного выхода из стрессовой ситуации необходимо наличие каждого вида копинг-стратегии. Таким образом, эффективность поведения зависит от ситуации и может изменяться по ходу ее развития.

Таким образом, большинство исследователей выделяют три основных стратегии совладания со стрессом [9]:

·        копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию

·        когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации

·        усилия, направленные на снятие эмоционального напряжения (как правило, задействуются защитные механизмы психики)

Итак, копинг-поведение - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

Копинг-поведение - это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, - это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности.

Одной из копинг-стратегий или стратегий адаптации можно считать и психологическую защиту личности. Ее положительное или отрицательное значение будет зависеть от наличной ситуации и особенностей личности. В том случае, если психологическая защита применяется как временная модель поведения, направленная на снижение тревожности, переосмысление ситуации и накопление психической энергии - стратегию можно рассматривать как позитивную. В том случае, если человек полностью уходит в защиту, не желая контактировать с реальной ситуацией, ничего не предпринимая для ее решения или переосмысления - стратегию можно рассматривать как негативную.

Психологическая защита - это система регуляции, служащая устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа "я" и образа мира, которая достигается путем устранения из сознания источников конфликтных переживаний [6].

Механизмы психологической защиты - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа "Я" [12].

Сам термин впервые был использован З. Фрейдом в работе "Защитныенейропсихозы", в 1894 году. Он считал психологической защитой форму разрешения конфликта между влечениями и социальными требованиями [8].

Анна Фрейд расширила понятие и представила защитные механизмы как деятельность сознания, которая начинается когда "Я" подвергается чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность [28].

Карен Хорни (социокультурное направление) считала, что стремление к безопасности порождается чувством "коренной тревоги" - беспокойство, неуютность. При этом тенденция к удовлетворению своих желаний, может входить в конфликт с тенденцией к безопасности, защитные механизмы выступают для разрешения конфликта, снятия напряжения [10].

Эрих Фромм (гуманистическое направление) изучал внутриличностный и межличностный аспект психологической защиты в рамках сущности и природы человеческой агрессии.

Защитные механизмы психики выступают стилем или стратегией реагирования на психотравмирующую ситуацию. Обычно человек имеет в своем поведенческом репертуаре несколько привычных способов реакции на стресс, фрустрацию, конфликтную ситуацию. Психологическая защита выступает как бы буфером, первичной реакцией, позволяющей погасить первые сильные эмоции, обдумать ситуацию и выбрать более эффективную модель поведения. Однако, защитные механизмы психики становятся вариантом дезадаптационного поведения, если применяются постоянно без последующего решения проблемы.

Защитные механизмы проявляются на бессознательном уровне, выбор того или иного механизма обусловлен как особенностью ситуации, так и личностными особенностями субъекта.

1.2 Теоретические основы преодоления в зарубежной психологии

Как уже упоминалось, понятие копинга впервые предложено Мерфи, который исследовал способы преодоления детьми возрастных кризисов. В зарубежной психологии изучением данной проблемы занимались Е. Хэйм, Бернардо, Р. Лазарус, А. Биллинг, Р. Моос, Д. Зирилла, С. Вортман, Н. Хаан и другие.

Основы понимания защитного, совладающего поведения, преодоления и копинга были заложены еще психоанализом. В 1894 г. Фрейд вводит само понятие психологической защиты, а в 1936 г. А. Фрейд в работе «Я и защитные механизмы» уже рассматривает десять форм активности, выполняющих защитную функцию. Далее, идея совладания развивается представителями гуманистической психологии. Так, К. Роджерс и Х. Том высказали мысль о том, что в атмосфере доверительного общения клиенты способны сами решать жизненные проблемы, с которыми они пришли. В 1937 г. Г. Оллпорт обратил внимание на стремление человека к поиску разрешения возникшей проблемы, что, по его мнению, говорит об общей позитивности человеческой природы.. Значительный пласт исследований, связанных с копингами, реализован представителями прикладных отраслей психологии. Например, в рамках психологии труда и организационной психологии проводятся исследования того, как люди справляются с трудными жизненными ситуациями, возникающими в ходе трудовой деятельности и отношений в коллективе[29].

Е. Хэйм разрабатывал понятие копинга в рамках кризисных ситуаций, связанных с тяжелой болезнью как источником стресса на примере онкобольных [27].

В настоящее время в зарубежной психологии изучение проблематики совладания с трудными жизненными ситуациями ведется в трех основных направлениях:

·        Представители первого направления большое внимание уделяют анализу самих трудных ситуаций, считая, что их контекст оказывает сильное влияние на стиль совладания.

·        В рамках второго направления делается акцент на влиянии личностных переменных, определяющих предпочтение человеком тех или иных стратегий совладания со сложными ситуациями (П. Коста, Р. Маккей, Г. Гиннес и др.). Например, рассматривается влияние социальной среды на совладающее поведение, зависимость поведения от принадлежности человека большому и малому социуму (этнической группе, социальному слою), а также возрастных, полоролевых особенностей.

·        Представители третьего направления (Р. Лазарус, С. Фолкман и др.) подчеркивают роль когнитивных факторов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности [21].

Кроме того, большая заслуга принадлежит зарубежным исследователям и в области классификации копинг-стратегий. Так, Е. Коплик предлагает делить когнитивные стратегии на открытые для поиска информации и закрытые от нее.

К. Паркер обращает внимание на прямое и психологическое подавления и на вытеснение фрустрирующих факторов.

А. Биллинг и Р. Моос предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления:

·        оценка ситуации

·        вмешательство в ситуацию

·        избегание.

Более развернутую классификацию предложил Г. Вебер, он выделяет:

·        реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы

·        поиск социальной поддержки

·        перетолкование ситуации в свою пользу

·        защиту и отвержение проблем

·        уклонение и избегание

·        сострадание к самому себе

·        понижение самооценки

·        эмоциональную экспрессию.

Кроме того, существует классификация К. Карвера и М. Чеира, которые выделяют четырнадцать блоков психологического преодоления. Они считают наиболее адаптивными копинг-стратегиями те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. А именно:

·        активныйкопинг - активные действия по устранению источника стресса

·        планирование - планирование собственных действий в отношении сложившейся ситуации

·        поиск активной общественной поддержки - поиск помощи, совета у ближайшего окружения

·        конструктивное принятие - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из аспектов своего жизненного опыта

·        принятие - признание реальности ситуации, включение в нее Дементий Л. И. Прохоров А. О.

Другой блок копинг-стратегий, по мнению этих же авторов, также может способствовать адаптации в стрессовой ситуации, хотя он и не связан с активным преодолением. К данным стратегиям совладающего поведения относятся:

·        поиск эмоциональной общественной поддержки - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих

·        подавление конкурирующей деятельности - снижение активности в отношении остальных проблем и полное сосредоточение на источнике стресса

К третьей группе копинг-стратегий относятся те, которые не являются адаптивными, но, в некоторых случаях, помогают адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней:

·        внимание на эмоциях и их выражение - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации, но без попыток реального решения проблемы

·        отрицание - отрицание стрессового события, попытка удаления его из зоны сознания

·        ментальное отстранение - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон, алкоголь

·        поведенческое отстранение - отказ от разрешения ситуации, принятие пассивной позиции, нежелание действовать

Достаточно подробной является классификация П. Тойса, опирающаяся на комплексную модель копинг-поведения. П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные[Хекхаузен, Х.]

Поведенческие стратегии, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы:

·        Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.

·        Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).

·        Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание и контроль чувств.

Когнитивные стратегии также делятся на три группы.

·        Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.

·        Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.

·        Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.

К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как

·        написание дневников, писем

·        слушание музыки

·        стратегия ожидания.

Некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональныеаспекты совладающего поведения. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные стили избегающим поведением. Например, Е. Фрайденберг предлагает классификацию, в которой восемнадцать стратегий сгруппированы в три категории:

·        обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще)

·        непродуктивныйкопинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией)

·        продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус).

Как видно, копинг-стратегия поиска социальной поддержки в данной интерпретации не причислена к эффективному или неэффективному копингу, исследователи не могут однозначно сказать, продуктивна она или нет.

Похожая классификация предлагается Хобфолломвтеория сохранения ресурсов. Он выделяет несколько основных вида ресурсов, потеря которых, по его мнению, и является причиной для возникновения стресса и совладающего с ним поведения. Ресурсы делятся на:

·        Объективные - объекты, которыми человек располагает: дом, автомобиль, материальные ценности

·        Социальные - должность, звание, замужество, принадлежность к конфессии, т.е. социальные статусы, место индивидов в системе социальной стратификации, которые обеспечивают доступ к остальным ресурсам. Например, определенное положение в обществе может обеспечивать стабильность, уважение и привилегии.

·        Личностные - являющиеся персональными характеристиками, такими как оптимизм, самоэффективность, жизнестойкость, локус контроля и пр. По мнению С. Хобфолла, личностные ресурсы являются фундаментальными компонентами индивидуальной способности к адаптации, играющими первостепенную роль в контексте совладания со стрессом

·        Энергетические - деньги, опыт и знания. Данные ресурсы могут быть инвестированы в приобретение других ресурсов или защиту от их потери [Иванова Т.Ю.]

Хобфолл, в отличие от большинства уже рассмотренных авторов, рассматривает преодолевающее поведение как тенденции, а не как отдельные типы поведения. Его модель имеет две основные оси: просоциальная - асоциальная, активная - пассивная и одну дополнительную ось: прямая - непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Стратегии преодоления и модели поведения (действия) можно соотнести следующим образом:

·        активная - ассертивные действия

·        пассивная - включающая осторожные действия и избегание

·        просоциальная - включающая вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки

·        асоциальная - асоциальные и агрессивные действия

·        прямая - импульсивные действия

·        непрямая - манипулятивные действия [25].

Таким образом, зарубежными исследователями проведена основная масса работы по проблематике совладающего поведения и копинг-стратегий. Из рассмотренного видно, что в большинстве случаев их выводы непротиворечивы, а гармонично дополняют друг друга, что может косвенно свидетельствовать о соответствии данных теоретических и практических исследований действительности.

.3 Теоретические основы преодоления в отечественной психологии

Сам термин совладающего поведения в отечественной психологии не так давно - в 90-е годы. Первые исследования в этом направлении проводили: В. С. Мерлин, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Л. И. Анцыферова, Б. М. Теплов. Так же свой вклад внесли и такие ученые как: Л. Г. Дикая, В. И. Суслова, Н. А. Сирота, Р. К. Назыров, В. М. Ялтонский, С. К. Нартов-Бочаров, А. А. Бородина и др. В основном в этих исследованиях проводился анализ различных наработок зарубежных авторов. Большинство исследований по проблемам совладания носит теоретико-аналитический характер [21].

Приведем наиболее известные и значимые исследования в этой области.

В современной отечественной психологии ведутся исследования, направленные на выявление личностных характеристик, отвечающих за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями в разных сферах жизнедеятельности. К личностным копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, восприятие социальной поддержки, локус контроля, эмпатию, низкий нейротизм, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной - эмоциональная разрядка, пассивное сотрудничество, оптимизм, сохранение самообладания, с поведенческой - отвлечение, активное избегание, альтруизм, конструктивная активность, поиск поддержки.

Л.И. Анцыферова в своей ценностно-смысловой теории описала динамику копинг-поведения. Она исследует динамику сознания и действия личности в трудных жизненных ситуациях, которые, по ее мнению, являются результатом психической переработки человеком жизненных событий с позиций своей, лишь частично осознаваемой, индивидуальной картины мира. Совладание, по ее мнению, нужно понимать как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. При рассмотрении сложных жизненных ситуаций, нужно учитывать главное - ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Именно потеря ценности и делает ситуацию стрессовой. Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, человек использует разнообразные приемы изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза, тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

Согласно данной теории, реакция на травмирующее событие протекает поэтапно. В начале человек реагирует на сенсорном уровне - наблюдается состояние оцепенения. На втором уровне оно сменяется активностью личности - когнитивным оцениванием. Это процесс распознания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее аспектов, определения смысла и значения происходящего. Выбор стратегии совладания с травмирующим событием, сложной жизненной ситуацией, зависит от уровня развития данного механизма, от умения человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и применять приемы ее переоценки. Основной целью и результатом когнитивного оценивания можно считать заключение человека о способности контролировать данную ситуацию. В случае, когда человек считает ситуацию подконтрольной, включаются конструктивные стратегии совладания. Наоборот, ощущение фатальности, власти ситуации над человеком приводит к внешнему локусу контроля и, как следствие, выбор стратегий избегания, подавления, невозможности отказаться от использования психологических защит. Анцыферова

Относительно самого когнитивного оценивания можно сказать следующее. В.А. Бодров выделяет следующие факторы оценки события как стрессогенного:

·        эмоции, связанные с данным событием. Причем, эмоции могут быть как резко отрицательные, так и положительные высокой интенсивности.

·        неопределенность ситуации, вызванная дефицитом информации или непредсказуемостью. Необходимость действовать в ситуации неопределенности, нехватки сведений, повышает вероятность ошибки, снижает эффективность деятельности, тем самым вызывая повышенную тревожность субъекта.

·        значимость события, отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата. Значимость может быть высока как в прямом смысле - если речь идет о какой-либо чрезвычайной ситуации, так и в переносном - если речь идет исключительно о субъективной значимости ситуации.

В работе Ф.Б. Березина изучена корреляцию ощущения угрозы с личностной тревожностью и предшествующим опытом человека. Автор делает вывод, что «возникновение психического стресса в определенной ситуации может отмечаться не в силу ее объективных характеристик, а в связи с субъективными особенностями восприятия и сложившимися индивидуальными стереотипами реагирования» [Битюцкая]

Также, Л.И. Анцыферовой принадлежит классификация стратегий совладания, среди которых:

·        преобразующие стратегии совладания- предполагается, что человек воспринимает ситуацию как проблему, которую можно положительно решить, а именно: намечает цели, намечает план решения, способы их достижения. Предполагается, что действия могут быть не только практическими, но и вербальными, либо представлять собой переосмысление проблемы. Эти стратегии делятся на: «сравнение, идущее вниз» - человек сравнивает себя с теми, кому еще хуже «сравнение, идущее вверх» - человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладение» и «предвосхищение печали» - человек психологически подготовиться к предполагаемым проблемам.

·        приемы приспособления - изменение отношения к ситуации, либо работа над собственными качествами. Здесь выделяют: позитивное истолкование, ролевое поведение, идентификация личности с более удачными людьми.

·        вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий - разнообразные техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме. Следует упомянуть, что есть ситуации, когда уход может быть оправданной и конструктивной стратегией жизни. Однако бывают случаи, когда человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. Тогда чаще всего человек выбирает стратегии, основанные на эмоциях, - стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты.

·        образование двух жизненных миров и раздвоение сознания под влиянием массовых бедствий - это, скорее, защитное поведение, позволяющее выжить в невыносимых условиях. Человек, прошедший войну или переживший длительное стихийное бедствие в дальнейшем испытывает серьезные трудности в адаптации к обычной реальности. Это приводит к отчуждению, замкнутости, непониманию. В сознании человека образуются два мира - обычный и экстремальный. Причем, последний считается привычным и нормальным.

·        влияние особенностей личности на выбор стратегий и успешность совладания- конечно же, разные люди склонны к выбору тех или иных стратегий изначально. Сильные и энергичные холерики имеют склонность к выбору активных стратегий, слабые меланхолики - пассивных. Кроме того, на выбор влияют и условия жизни. Человек, привыкший к борьбе с трудностями, скорее всего найдет способ преодолеть еще одну жизненную ситуацию. Имеет значение и локус контроля, и самооценка и мировосприятия [27].

Выделяют несколько подходов к определению стратегий совладания. Например, Р.М. Грановская и И.М. Никольская разделяют стратегии совладания следующим образом:

·        Поведенческие - любые поведенческие акты, позволяющие нейтрализовать очаг напряженности, устранить мышечные зажимы, снять психологическое напряжение.

·        Эмоциональные - предполагается снятия очага напряжения методом эмоциональной разрядки, а также с помощью социальной поддержки.

·        Познавательные - снятие напряженности методом изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Р. М. Грановская и И. М. Никольская в своих исследованиях проанализировали специфику основных копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у детей, раскрыли их содержание и особенности совладания у детей в зависимости от возрастных, половых и личностных характеристик [Никольская]

А. В. Либиным, в рамках дифференциальной психологии, была создана структурно-функциональная модель поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Он исследует важность положительных эмоций в плодотворном преодолении проблем. А.В. Либин считает психологические защиты и совладание различными стилями реагирования. Стиль реагирования, по его мнению, представляет собой вариант индивидуального поведения, характеризующий способы совладания человека с возникающими сложными ситуациями. Данное поведение может реализовываться в форме психологической защиты от неприятных переживаний, а также в виде реальной активности человека, направленной на решение проблемы. Стили реагирования являются промежуточным звеном между случившимися стрессовыми событиями и их последствиями в виде психологического дискомфорта, тревожности, соматических расстройств, сопутствующих защитному поведению, или же характерных для совладающего поведения душевного подъема и радости от успешного решения проблем[17].

С.К. Нартова-Бочаверисследует обусловленность выбора психологического преодоления жизненных проблем половыми стереотипами. Кроме того, ей принадлежат работы по сопоставлению возраста и выбора копинг-стратегии. А также, на выбор способа преодоления, по ее мнению, влияет принадлежность человека к тому или иному социуму. Сам копинг представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Психологическое предназначение совладания состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом нейтрализовать стрессогенный эффект проблемы [18].

С. В. Фроловой принадлежат работы по исследованию стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте. Она делит стратегии преодоления на несколько типов:

·        Стратегия типа "А" поведенческого копинга: адаптивные - активное преодоление, альтруизм, частично адаптивные - поиск социальной поддержки, отвлечение, неадаптивные - изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

·        Стратегии типа "Б" когнитивного копинга: адаптивные - поиск решения проблемы, придание смысла, частично адаптивные - ориентация на мнение других, сохранение апломба, отрицание, неадаптивные - уход от проблемы, растерянность.

·        Стратегии типа "В" эмоционального копинга: адаптивные - эмоциональное сосредоточение, частично адаптивные - поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка, неадаптивные - подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

Ю. В. Постылякова, изучая особенности ресурсов совладания со стрессами в разных видах профессиональной деятельности, отмечает, что в ситуациях, не поддающихся воспринимаемому контролю личности, могут быть использованы адаптивные стратегии избегания или эмоционально-ориентированная стратегия совладания со стрессом.

Самоконтроль, по мнению В. Н. Мясищева, входит в число тех черт, которые лежат в основе адекватных поведенческих реакций человека на внешние воздействия и являются чрезвычайно важными в плане разграничения нормы и патологии. Выдвинутое С.Л. Рубинштейном положение о внутренней эмоциональной регуляции деятельности базируется на признании органической включенности эмоции в ткань потребности, на раскрытии единства и взаимопроникновения эмоционального и мотивационного [7].

В целом, несмотря на многочисленные серьезные исследования, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении совладающего поведения. Открытым остается вопрос об эффективности копинга. «Следует особо отметить, что совладание - это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. Не существует таких стратегий, которые были бы эффективны во всех трудных ситуациях»

За последние годы собрано много материала по проблеме копингов. Вместе с тем, она вызывает все больший интерес ученых, т.к. копинг рассматривается как один из важных процессов социальной адаптации.

.4 Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения

Люди с инвалидностью - это люди не с медицинским диагнозом. Инвалидность не является медицинской болезнью. «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»[11].

Психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к различным ситуациям путем овладения, ослабления или смягчения этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации.

Посттравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности.

Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам, с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали.

По каким же признакам можно распознать присутствие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)? Если мы говорим, что тот или иной человек «болен» посттравматическим стрессом, - что именно мы подразумеваем? То, что этот человек пережил травмирующее событие, т.е. испытал нечто ужасное, что нечасто случается с людьми. По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».

Но посттравматический стресс - это не только наличие травмирующего события в прошлом.

Другая сторона посттравматического стресса относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронет психику другого. Очень важно также, в какой момент происходит событие: один и тот же человек в разное время может реагировать по-разному. Итак, говоря о посттравматическом стрессе, мы имеем в виду, что человек пережил одно или несколько травмирующих событий, которые глубоко затронули его психику. Эти события так резко отличаются от всего предыдущего опыта или причиняли настолько сильные страдания, что человек ответил на них бурной отрицательной реакцией. Нормальная психика в такой ситуации естественно стремится смягчить дискомфорт: человек, переживший подобную реакцию, коренным образом меняет свое отношение к окружающему миру, чтобы жить стало хоть немного легче.

Чтобы убедиться, насколько это естественно и насколько важно для душевного комфорта, обратимся еще раз к психиатрическому определению: врачи считают, что событие, которое обладает всеми признаками травмирующего, окажет свое действие практически на любого человека.

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Например, у современных участников боевых действий гул низколетящего вертолета или звук, напоминающий взрыв, может вызвать острую стрессовую реакцию, «как на войне». В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.

Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.

Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению [31].

Клинические симптомы ПТСР.

1. Немотивированная бдительность.

Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

. «Взрывная» реакция.

При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).

. Притупленность эмоций.

Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими, ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

. Агрессивность.

Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной.

. Нарушения памяти и концентрации внимания.

Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться.

. Депрессия.

В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.

. Общая тревожность.

Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления - например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

. Приступы ярости.

Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана.

. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.

В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие клиенты, особенно участники боевых действий, употребляют алкоголь и (в меньшей степени) наркотические вещества.

. Непрошеные воспоминания.

Пожалуй, это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти клиента внезапно всплывают жуткие, безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.

. Галлюцинаторные переживания.

Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания.

. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон).

Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это.

. Мысли о самоубийстве.

Клиент постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти.

. «Вина выжившего».

Чувство вины из-за того, что выжил в тяжелых испытаниях, стоивших жизни другим, нередко присуще тем, кто страдает от «эмоциональной глухоты» (неспособности пережить радость, любовь, сострадание и т.д.) со времени травмирующих событий[14, С. 91-102].

.4.3.Влияние психологических особенностей личности на адаптацию

Различают четыре типа деятельности по преодолению критических ситуаций [23]. Так, в гедонистическом типе игнорируется совершившийся факт. Человек внутренне искажает и отрицает его; он говорит: «Ничего страшного не случилось». Далее человек формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. По сути, это - защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание или реалистический тип преодоления критических ситуаций базируется на принципе реальности. В его основе лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек в конечном итоге принимает реальность случившегося, приспосабливает свои потребности и интересы к новому смыслу жизни.

Ценностный тип преодоления критических ситуаций признает наличие критической ситуации, повреждающий смысл жизни, но отвергает пассивное принятие удара судьбы. По сути строится новое содержание жизни в связи с понесенной утратой. Например, потерявшая мужа жена стремится полностью заменить детям отца или же завершить начатое им дело.

Ценностный тип может достичь и более высокого постижения смысла жизни, если он ориентирован на самоуглубление и самопознание. Человек при этом осмысливает жизнь в большом плане и распознает то, что в ней истинно значимо, приобретает житейскую мудрость. Именно она позволяет человеку сохранить верность ценности вопреки очевидной абсурдности и безнадежности такой позиции. Примером ценностного типа преодоления критических ситуаций может служить нравственное поведение, законом для которого являются собственные моральные принципы, а не внешние обстоятельства, какими бы жестокими они не были.

Другим типом преодоления данных ситуаций является творческий, или поведение сложившейся волевой личности, которая в критических ситуациях сохраняет способность сознательно и самостоятельно искать выход из критического поведения, благодаря имеющемуся социальному опыту.

Результатами такого поведения могут быть или восстановление прерванной кризисом жизни, ее возрождение, или перерождение ее в другую, по существу, иную жизнь. В любом случае это порождение собственной, обязательно деятельной жизни, самосозидание, самостроительство, то есть творчество, именно оно является предпосылкой подвига.

Выводы по первой главе

Итак, все описанные типы преодоления критических ситуаций по сути являются идеальными и в обычной жизни в чистом виде встречаются редко.

Реальный процесс преодоления чаще всего включает в себя несколько типов или их вариантов. При этом степень сохранности личности зависит от того, какой из них доминирует. Гедонистический тип даже в случае успеха может привести к регрессу личности, реалистический удерживает ее от деградации; ценностный и творческий являются исходными для духовного роста и совершенствования личности [5, с.39.].

Глава 2. Эмпирическое исследование стратегий преодоления людей с инвалидностью

.1 Организация исследования. Методы и методики исследования

Психологическое значение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям сложившихся ситуаций путем овладения, ослабления или смягчения требований, снижая тем самым ее стрессовое воздействие.

Объект исследования: стратегии преодоления.

Предмет исследования: особенности стратегий преодоления людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Цель исследования: изучение и анализ особенностей стратегий преодоления людей с инвалидностью.

Задачи эмпирического исследования:

1.      Выявить различия в стратегиях преодоления людей с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

.        Выделить среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата группы с разным уровнем виктимности.

. Сделать анализ преодолевающего поведения в группах лиц с инвалидностью с разным уровнем виктимности.

Гипотеза исследования: Существуют различия при использовании стратегий преодоления людьми с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Частная гипотеза исследования: лица (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с разным уровнем виктимности используют разные стратегии преодоления.

Характеристика выборки исследования.

Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 34 исследуемых (n=34), среди них 16 мужчин и 18 женщин в возрасте от 17 до 70 лет. Исследование проводилось в Московском ребилитационно-восстановительном центре «Преодоление» (инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании вследствие повреждения спинного мозга и детского церебрального паралича г. Москва) и Государственном автономном учреждении Автономной Республики Крым «Специализированный спинальный санаторий имени академика Н.Н.Бурденко».

Исследуемые нами были разделены для удобства на 2 группы:

группа: Люди, имеющие врожденную травму или приобретшие нарушение в перинатальном периоде.

группа: Люди, приобретшие ограничения в движении в возрасте, начиная с 17 лет.

Методы и методики исследования.

В исследовании были использованы следующие методики:

1.      Опросник «стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С Старченковой[4]

Инструкция: вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как вы обычно поступаете в данных случаях. Для этого отметьте цифрой " 1 " то утверждение, которое наиболее соответствует вашим действиям.

Опросник, позволяющий выявить преобладающие типы преодолевающего поведения, а так же позволяет сравнить модели поведения исследуемых групп, представлен (см. прил. 1). Анализ результатов проводится на основании сопоставления данных конкретного человека по каждой из субшкал со средними значениями моделей преодоления в исследуемой (профессиональной, возрастной и др.) группе. В результате сравнения индивидуальных и среднегрупповых показателей делается заключение о сходстве или различиях преодолевающего поведения данного индивида относительно исследуемой категории людей.

Опросник состоит из 54 вопросов.

Примерное время тестирования 15-20 минут.

. Опросник «Тип ролевой виктимности» Одинцовой М. А., Радчиковой Н. П. [19]

Опросник позволил определить уровень виктимности испытуемых. Опросник состоит из трех количественных шкал.

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы методики, описав себя и свое поведение таким, каково оно есть на самом деле. Первый ответ, который приходит в голову - самый верный. Ваши ответы будут храниться в строгой секретности. Отвечайте на вопросы честно - это поможет Вам больше узнать себя.

На основе данных опросника было выделено четыре типа ролевой виктимности [20, с.59 - 67]:)  Аутовиктимные - набравшие высокие баллы по шкале опросника игровая роль жертвы;)    Виктимные - высокие показатели по шкале социальная роль жертвы;)         Гипервиктимные - высокие показатели по обеим шкалам опросника;)         Невиктимные - низкие показатели по всем шкалам опросника.

Опросник, характеризующий степень выраженности психологической виктимности, характерной для той или иной роли жертвы, представлен (см. прил. 2).

3.      Математико-статистические методы обработки эмпирических данных:

Критерий Краскела-Уоллеса для проверки равенства медиан наших выборок.

- t-критерий Стьюдена (статистическая проверка гипотез) для проверки равенства средних значений в наших выборках.

- Метод k-средних для выделения групп с разным уровнем ролевой виктимности.

.2 Результаты исследования

Задача 1. Выявить различия в стратегиях преодоления людей с врожденными (1 группа) и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 группа).

Результаты всех проведенных методик можно рассмотреть в сводной таблице (см. прил. 3).Нами представлена следующая таблица, в которой отражены средние показатели результатов всех методик каждой из групп:

Таблица 1

Средние показатели результатов всех методик каждой из групп

Шкалы всех опросников

Средние показатели групп


1 группа (врожд. нар.)

2 группа (приобр. нар.)


Сырые баллы

Средние баллы

Сырые баллы

Средние баллы

Роль жертвы

игровая

381

21,166

346

21,625


социальная

410

22,777

323

20,25

Ролевая виктимность

801

44,5

669

37,166

Значимость

положительная

155

8,611

138

8,625


отрицательная

231

12,833

175

Стремление к значимости

377

20,944

313

19,562

Ассетривные действия

362

20,111

342

21,375

Вступление в социальный контакт

414

23

353

22,062

Поиск социальной поддержки

418

23,222

326

20,375

Осторожные действия

371

20,611

376

23,5

Импульсивные действия

316

17,555

273

17,062

Избегание

311

17,777

305

19,062

Непрямые действия

359

19,944

303

18,937

Асоциальные действия

300

16,666

282

17,625

Агрессивные действия

349

19,388

306

19,125

Из таблицы 1 мы видим показатели средних значений по всем шкалам, которые имеют не значительные различия. Исключением является показатель осторожности и избегания, который заметно выше улюдей, приобретших ограничения в движении в возрасте, начиная с 17 лет (2 группа). Однако у людей, имеющих врожденную травму или приобретших нарушение в перинатальном периоде (1 группа), так же наблюдается более высокий показатель в поиске социальной поддержки, в отрицательной значимости, в социальной роли жертвы и самое большое различие в более высоком показателе ролевой виктимности. Более наглядно эти результаты можно увидеть на рисунке 1:

Рисунок 1. Выраженность стратегий преодоления и ролевой виктимности у людей с врожденными (1 группа) и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 группа).

Проверим равенство средних значений в двух выборках по t-критерию Стьюдента. Для этого сравним средние значения двух выборок (см. Табл. 2).

Таблица 2

Средние значения в двух выборках

Групповые статистики

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий р

статус

N

Среднее



игровая роль жертвы

1,00

18

22,8333

,488

,629


2,00

16

21,6250

,482

,633

социальная роль жертвы

1,00

18

22,7778

,988

,330


2,00

16

20,1875

,967

,342

ролевая виктимность

1,00

18

45,6111

,816

,420


2,00

16

41,8125

,802

,429

положительная значимость

1,00

18

8,6111

-,008

,993


2,00

16

8,6250

-,008

,993

отрицательная значимость

1,00

18

12,2778

,768

,448


2,00

16

10,9375

,748

,462

значимость

1,00

18

20,8889

,458

,650


2,00

16

19,5625

,446

,660

ассертивные действия

1,00

18

20,1111

-,013

,990


2,00

16

20,1250

-,013

,990

вступление в социальный контакт

1,00

18

23,0000

1,225

,230


2,00

16

20,8125

1,256

,219

поиск социальной поддержки

1,00

18

22,3889

,975

,337


2,00

16

20,3750

,982

,333

осторожные действия

1,00

18

20,6111

-1,122

,270


2,00

16

22,8125

-1,158

,257

импульсивные действия

1,00

18

17,5556

,717

,478


2,00

16

16,4375

,730

,471

избегание

1,00

18

17,8333

-,339

,737


2,00

16

18,4375

-,344

,733

непрямые действия

1,00

18

19,6111

,341

,735


2,00

16

18,9375

,342

,735

асоциальные действия

1,00

18

16,1111

,468

,643


2,00

16

15,1250

,469

,642

агрессивные действия

1,00

18

19,3889

-,024

,981


2,00

16

19,4375

-,024

,981


Итак, сравнив средние показатели, что видно из таблицы 2, мы выявили, что существуют не значительные различия в стратегиях преодоления людей с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Значит гипотеза о том, что существуют значимые различия при использовании стратегий преодоления людьми с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата, не доказана.

Задача 2. Выделить среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата группы с разным уровнем виктимности. Для этого был использован кластерный анализ методом k-средних. Полученные данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение испытуемых по кластерам

Число наблюдений в каждом кластере

Кластер

1 Гипервиктимные

13,000


2 Невиктимные

7,000


3 Средневиктимные

14,000

Валидные

34,000

Пропущенные значения

0,000


Итак, нами выделено 3 группы исследуемых по разному уровню виктимности (высокому, среднему, низкому).

Первая группа составляет гипервиктимные люди в количестве 13 человек (42%). Они относятся к среднему уровню виктимности. Их можно охарактеризовать, как людей, частично подверженных склонности стать жертвой преступления.

Вторая группа составила невиктимные люди в количестве 7 человек (16 %). Они относятся к самому низкому уровню виктимности. Их можно охарактеризовать, как людей, которые не подвержены склонности стать жертвой преступления.

Третья группа составила средневиктимные людей в количестве 14 человек (66%). Они относятся к высокому уровню виктимности. Их можно охарактеризовать, как людей, очень подверженных к склонности стать жертвой преступления.

Группы испытуемых с разным уровнем ролевой виктимности (в % соотношении) представлены нами на рисунке 2.

Рисунок 2. Группы испытуемых с разным уровнем ролевой виктимности

Теперь установим наличие статистически значимых различий в выборке. Для этого мы использовали критерий Краскела-Уоллеса и группирующую переменную (см. прил. 4). Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Статистические данные критерия Краскела-Уоллеса и группирующей переменной (a, b)

 

Ассертивные действия

Вступление в социальный контакт

Поиск социальной поддержки

Осторожные действия

Импульсивные действия

Избегание

Непрямые действия

Асоциальные действия

Агрессивные действия

Хи-квадрат

3,113

3,232

8,134

5,976

6,886

6,946

4,400

5,856

2,946

ст.св.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Асимпт. знч.

,211

,199

,017

,050

,032

,031

,111

,054

,229

a. Критерий Краскела-Уоллеса. Группирующая переменная: Кластерный номер наблюдения

Благодаря данным критерия Краскела-Уоллеса и группирующей переменной (a, b), нами было выявлено 5 различий в нашей выборке. Средние ранги по 3 группам кластерного номера представлены в таблице 5.

Таблица 5

Средние ранги по 3 группам кластерного номера

Кластерный номер наблюдения

N

Средний ранг

ассертивные действия

1

13

14,15


2

7

22,14


3

14

18,29

вступление в социальный контакт

1

13

20,96


2

7

17,86


3

14

14,11

поиск социальной поддержки

1

13

22,62


2

7

19,21


3

14

11,89

осторожные действия

1

13

21,77


2

7

19,29


3

14

12,64

импульсивные действия

1

13

22,73


2

7

17,36


3

14

12,71

1

13

22,35


2

7

18,71


3

14

12,39

непрямые действия

1

13

21,96


2

7

15,93


3

14

14,14

асоциальные действия

1

13

22,73


2

7

14,36


3

14

14,21

агрессивные действия

1

13

19,62


2

7

20,50


3

14

14,04

Итак, для большей наглядности, представим средние ранги в виде 5 рисунков (1, 2, 3, 4, 5) и опишем их:

Рисунок 3. Поиск социальной поддержки

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что поиск социальной поддержки больше всего проявляется в 1 группе, где средний ранг составил 22,62. Во второй группе средний ранг составил 19,21, что означает среднее проявление стратегии поиска социальной поддержки и меньше всех поиск социальной поддержки проявляется в 3 группе, где средний ранг составил 11,87.

Рисунок 4. Осторожные действия

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что осторожные действия больше всего проявляются в 1 группе, где средний ранг составил 21,77. Во второй группе средний ранг составил 19,29, что означает среднее проявление стратегии осторожности действий и меньше всех осторожность в действиях проявляется в 3 группе, где средний ранг составил 12,64.

Рисунок 5. Импульсивные действия

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что импульсивные действия больше всего проявляются в 1 группе, где средний ранг составил 22,73. Во второй группе средний ранг составил всего 17,36, что означает среднее проявление импульсивных действий и наименьшее проявление импульсивных действий наблюдается в 3 группе, где средний ранг составил 12,71.

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что избегание больше всего проявляется в 1 группе, где средний ранг составил 22,35. Во второй группе средний ранг составил 18,71, что означает среднее проявление стратегии избегания и меньше всех избегание проявляется в 3 группе, где средний ранг составил 12,39.

Рисунок 6. Избегание

Рисунок 7. Ассоциативные действия

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что ассоциативные действия больше всего проявляются в 1 группе, где средний ранг составил 22,73. Во второй и 3 группах ассоциативные действия проявляются примерно одинаково 14,36 и 14,21 ранги соответственно.

Таким образом, мы проанализировали 5 рисунков, которые позволяют нам сравнить лица (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с разным уровнем виктимности и их разные стратегии преодоления. Использование разных стратегий преодоления различными группами можно наглядно представить на сравнительном рисунке 8.

Рисунок 8. Сравнение средних рангов стратегий преодоления в 3 группах

группа (гипервиктимные): этой группе соответствую самые высокие ранки по 5 представленным стратегиям преодоления (от 21,77 до 22,73). Люди данной группы характеризуются ограниченностю общения и социальных контактов, уходом от трудностей и реалий современной жизни. Лишь небольшая часть таких инвалидов способна к социальной адаптации. Представители этой группы проявляют раздражительность, тревожность, беспокойство, агрессию, подвержены дурному настроению, чувству вины и менее удовлетворены жизнью. Они часто проявляют негативные эмоции при преодолении трудностей и кризисный стиль реагирования при их возникновении. Их определяет пессимистичность, нежелание и неумение радоваться жизни и жалостью к самим себе.

группа (невиктимные): этой группе соответствуют средние показатели рангов по 5 представленным стратегиям (от 14,36 до 19,29). "Невиктимные" люди не относятся к жертвам и отличаются сознательностью, эмоциональной стабильностью, они доброжелательные и заинтересованы в людях, достаточно требовательны к себе, склонны к экстроверсии. Представители этой группы на трудности реагируют зрелым поведением, что выражается в отсутствии явного доминирования одной из стратегий, присущей представителям вышеперечисленных групп (избегание, интеллектуализация, фантазии). Они реалистично относятся к возникающим в жизни препятствиям, позволяя себе проживать жизнь такой, какая она есть, ставят и достигают поставленных перед собой целей и задач.

группа (средневиктимные): этой группе соответствует самый низкий показатель рангов по 5 представленным стратегиям преодоления (от 11,87 до 14,21). Социальная роль жертвы более очевидна для всех, кто вовлечен во взаимодействие с жертвой, чем игровая и лежит на поверхности. Социальная роль жертвы предписывается социумом, она как бы выталкивает человека в определенную социальную роль.

Задача 3. Сделать анализ преодолевающего поведения в группах лиц с инвалидностью с разным уровнем виктимности.

Лица с ограниченными возможностями здоровья относятся к одним из самых высоковиктимных статусов в силу нарушений здоровья и развития, создающих «почву» виктимности: условия неравенства или дефицита возможностей «жизненного старта», развития и самореализации личности.

Итак, нами проанализированы результаты исследования и выявлено, что основная гипотеза о том, что существуют значимые различия при использовании стратегий преодоления людьми с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата, не доказана. Различия существую по 5 стратегиям, но не существенные.

Вторая гипотеза о том, что лица (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с разным уровнем виктимности используют разные стратегии преодоления, доказана.

2.3 Рекомендации

Исследование виктимностиу людей с ОВЗ показало, что испытуемые склонные к наличию рентных установок чаще используют неконструктивные стратегии психологического преодоления, такие как избегание, ассмоциальные действия, поиск социальной поддержки, осторожные действия и импульсивные действия. Чем меньше они проявляют жалости к себе, тем они увереннее, честнее, ответственнее, независимы от оценок и внешних обстоятельств.Данную особенность стоит учитывать при построении тактики психологической работы.

Выводы по второй главе

Итак, во второй главе нами была поставлена цель: изучить и проанализировать особенности стратегий преодоления людей с инвалидностью, которая была выполнена благодаря поставленным нами задачам. А так же необходимо сказать, что основная гипотеза не доказана, хотя существуют незначительные различия между группами. Альтернативная гипотеза нами доказана.

Заключение

В настоящее время опережающими темпами увеличивается число инвалидов. Тревожно и то, что, по информации Министерства здравоохранения РФ, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

Инвалидность человека не относится к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам основываются на социально-экологической модели социальной работы.

Нами рассмотрены подходы к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью, а так же проведено исследование, целью которого было: изучение и анализ особенностей стратегий преодоления людей с инвалидностью.

В соответствии с целью были поставлены и выполнены задачи исследования:

- Выявить различия в стратегиях преодоления людей с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Выделить среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата группы с разным уровнем виктимности.

Сделать анализ преодолевающего поведения в группах лиц с инвалидностью с разным уровнем виктимности.

В ходе решения выше указанных задач было выявлено, что не существует значимых различий при использовании стратегий преодоления людьми с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Различия конечно существую, однако, различия не значительные. В 1 группе наблюдаются такие стратегии, как ролевая виктимность и поиск социальной поддержки, во 2 группе такие стратегии, как осторожность и избегание в большей степени.

Лица (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с разным уровнем виктимности используют разные стратегии преодоления.

В исследовании были использованы следующие методы и конкретные методики:

- Теоретические методы исследования: анализ литературы по проблематике, ее синтез, сравнение основных теорий и концепций, абстрагирование, конкретизация, дедукция и т.д.

Опросник «стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С Старченковой.

Опросник «Тип ролевой виктимности» Одинцовой М. А., Радчиковой Н. П.

Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: Критерий Краскела-Уоллеса и t-критерий Стьюдента.

Литература

1.      Амирхан, Д. Фактор аналитического измерения копингов: показатель копинг-стратегий / Д. Амирхан. - М.: Медицина, 1990.

2.      Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал, 1997.

3.      Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

.        Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: 2009. 336 с.

5.      Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., С. 297., с.39.

6.      Гуревич П.С. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп. ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

.        Гурвич, И. Н. Социальная психология здоровья [Текст] / И. Н. Гурвич. - СПб.:Изд.СПб ГУ, 1999.

8.      Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - с. 28

9.      Исаева, Е. Р. Копинг - поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е. Р. Исаева. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2009.

10.    Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Дисс. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук. - Иркутск, 2008. 172 с.

11.    Конвенция ООН о правах инвалидов, подписана Россией 24 сентября 2008 г.

.        Кондакова И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / Под ред. Кондакова И.М. - М: Проспект, 2009. - 783 с.

.        Копинг - поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов [Текст] / Б. Д. Карвасарский, В. А. Абабков, А. В. Васильева, Г. Л. Исурина и др. - СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007.

14.    Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., С. 91-102, 109-114.

.        Лазарус, Р. Стресс, оценка и копинг [Текст] / Р. Лазарус. - М.: Медицина, 1984.

.        Лазарус, Р. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга [Текст] / Р. Лазарус. - М.: Медицина, 1987.

.        Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации

.        Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности //Психологический журнал. М.1997. Т. 18, № 5. С. 20-51.

19.    Одинцова М. А., Радчиков Н. П. Разработка и стандартизация опросника «Тип ролевой виктимности»/Известия ПГПУ им. Белинского В.Г. №28. 2012. С. 1303-1310.

20.    Одинцова М. А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. - 2012. - №3. - С.: 59 - 67

.        Останина Н. В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся. Журнал Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 1 / 2009

.        Пирлинг, Л. Структура копинга [Текст] / Л. Пирлинг. - М.: Медицина, 1978.

23.    Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

.        Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е. Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

.        Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте [Текст] / Н. А. Сирота. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт современной политики, 2000.

.        Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. - 2002. - № 5-6.

.        Татьянченко Н.П. Журнал Известия Южного федерального университета. Технические науки № 13 / том 68 / 2006

.        Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М.: Смысл, 1993.

.        Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей. - Л.,1996.

Ссылки на интернет-источники:

.        #"883596.files/image009.gif">


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!