Правовые основы деятельности ОМОН

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы деятельности ОМОН

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский университет МВД России"

Кафедра административного права









Реферат

Правовые основы деятельности ОМОН


Выполнил:

рядовой полиции

Бурдин Сергей Олегович

Научный руководитель:

старший преподаватель

Черепанова Юлия Евгеньевна

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и источники правового регулирования деятельности ОМОН

.1 Понятие ОМОН

.2 Источники правового регулирования деятельности ОМОН

Глава 2. Задачи, функции и полномочия ОМОН

.1 Задачи ОМОН

.2 Основные функции и полномочия ОМОН

Заключение

Библиографический список

Введение

Реформа системы органов внутренних дел, начавшаяся в 2009 г., является шестой по счету реформой МВД в истории постсоветской России и по праву считается самой масштабной. Коренные преобразования, к тому же инициированные Президентом РФ, изначально носят характер политической реформы и оказывают значительное влияние на политическую ресурсность МВД России как силовой структуры.

Каждая силовая структура характеризуется определенным объемом политической ресурсности, которая, в зависимости от уровня самостоятельности данного силового ведомства, может быть реализована либо в политико-субъектной, либо в политико-инструментальной форме. Правящему режиму по понятным причинам приемлема политико-инструментальная форма реализации политической ресурсности силовых структур, когда, например, МВД играет в политике только одну роль - политического инструмента правящего класса, гаранта стабильности государственной власти и безопасности общества. При этом исключаются предпосылки проявления политической самостоятельности силовой структуры, её выхода из-под контроля правящей элиты.

Текущая реформа МВД в полной мере вписывается в обозначенную логику политико-ресурсного подхода к анализу роли органов внутренних дел в политической жизни общества.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в ходе реформы МВД помимо прочих, стоят задачи по реформированию силового аппарата МВД - системы отрядов особого назначения и отрядов специального назначения, а также внутренних войск. И имеют место определенные изменения: 121 отряд особого назначения (в прошлом - ОМОН) и 87 отрядов специального назначения (прежнее название - ОМСН) общей численностью 25 тыс. человек были объединены в централизованную систему управления, чтобы исключить ситуации, когда "мало-мальски крупный начальник старался иметь свою собственную "гвардию", зачастую никак не взаимодействующую с "родственными" подразделениями". Таким образом, укрепляется вертикаль власти в МВД, в то время как само ведомство существенно ограничивается в оперативности использования своего силового инструмента. Для придания гражданско-реформаторского формата работы с полицейским спецназом руководством МВД было оглашено требование к бойцам спецназа неукоснительно соблюдать права и свободы граждан, также было заявлено о кардинальной переработке правовой базы деятельности спецназа (издано более 50 нормативных актов).

Целью работы является исследование правовых основ деятельности ОМОН.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и источники правового регулирования деятельности ОМОН;

изучить задачи, функции и полномочия ОМОН.

исследовать организацию, формы и методы практической деятельности отрядов мобильного особого назначения в различных криминогенных ситуациях; изучить тактику деятельности ОМОН.

Предметом исследования является комплекс нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ОМОН.

Теоретическую основу работы труды таких авторов, как Зверев В.О., Москалькова Т.Н., Петров Д.Е., Черников В.В. и других.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Понятие и источники правового регулирования деятельности ОМОН

1.1 Понятие ОМОН

До реформы МВД 2009 года ОМОНом назывался отряд милиции особого назначения, который был создан в соответствии с Приказом МВД СССР от 3 октября 1988 г. №0206 в трех республиках, входящих в состав бывшего СССР (Белоруссии, Украине, Казахстане), и 14 регионах РСФСР (в том числе в МВД Башкирской АССР, УВД Краснодарского, Красноярского крайисполкомов, УВД Воронежского, Иркутского, Куйбышевского, Новосибирского, Пермского, Ростовского, Свердловского, Челябинского облисполкомов, ГУВД Мосгорисполкома, Мособлисполкома, Леноблгорисполкомов).

Отряд милиции особого назначения при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области был образован 25 ноября 1988 года на базе оперативного полка милиции ГУВД Леноблгорисполкомов, который был создан в 1948 году на основании приказа МВД СССР №00159 от 12 февраля 1948 года.

В составе отдельного оперативного полка было 4 дивизиона, кавалерийский эскадрон и учебный дивизион.

В 1951 году полк был оснащён автотранспортом. Полк был реорганизован. В его составе стало 4 дивизиона: 1-й дивизион, 2-й дивизион, авто дивизион и конвойный дивизион.

На отдельный оперативный полк возлагалась задача охраны общественного порядка при проведении общегородских политических, культурных и др. мероприятий проводимых на стадионах, площадях, в кинотеатрах и концертных залах. Также в задачи оперативного полка входило: охрана правительственных учреждений, конвоирование арестованных, патрулирование на улицах города.

В 1965 году оперативный полк претерпел дополнительную реорганизацию. С целью лучшего выполнения стоящих перед полком задач, структура его постоянно совершенствовалась. Это было связано и с увеличением штата сотрудников, а также с улучшением технического оснащения. Оперативный полк милиции ГУВД Леноблгорисполкомов являлся строевым подразделением и резервом ГУВЛ Ленинградской области. В 1980 году в структуре полка появляется ещё один дивизион, несущий охрану государственных и партийных учреждений и иностранных консульств.

Примером добросовестного отношения сотрудников к службе в тот период времени может служить эпизод, когда сотрудники Оперативного полка принимали участие в задержании вооруженных преступников, захвативших 8 марта 1988 года самолёт Ту-154 (так называемое, "Дело Овечкиных").

За успешное проведение этой операции сотрудники: Владимир Нестеров, Сергей Завгородный и Виктор Прохоров были награждены орденами Красной Звезды.

Отряд милиции особого назначения г. Ленинграда был образован одним из первых в стране и является одним из самых больших подразделений по своей численности. Перед вновь созданным подразделением были поставлены задачи, которые и по сегодняшний день не утратили своей значимости:

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах города, предупреждение и пресечение правонарушений в общественных местах и на объектах транспорта, в условиях сложной оперативной обстановки.

Охрана общественного порядка при проведении общественных, спортивных, культурно-массовых мероприятий.

Отработка наиболее криминогенных мест с целью предупреждения и пресечения преступлений, в том числе в сфере потребительского рынка.

Осуществление совместно с другими службами мероприятий по блокированию и задержанию преступников, террористов, членов бандитских формирований, освобождение заложников, пресечение захвата воздушных судов.

Участие в специальных мероприятиях по обнаружению, обезвреживанию взрывоопасных предметов и обеспечение при этом безопасности граждан.

Работа с другими подразделениями и службами ГУВД.

Период становления Отряда пришелся на начало 90-х годов, когда происходило увеличение штата сотрудников, повышался их профессиональный уровень, росла техническая оснащенность подразделений. Из широко известных эпизодов деятельности ОМОН в этот период времени можно привести участие сотрудников тогда ещё Ленинградского ОМОН в освобождении заложников.

ноября 1990 года в колонии п. Форносово преступники взяли в заложники 2-х женщин и несколько заключённых. Сотрудники ОМОН блестяще обезвредили преступников и освободили заложников. За мужество и профессионализм, проявленные при освобождении заложников, Указом Президента СССР В. Егоров, А. Залевский, С.Шмелёв, Н.Кондратенко были награждены орденами Красной Звезды.

Изначально отряды особого назначения создавались как мобильные подразделения, которые в кратчайшие сроки могли быть переброшены в любую точку страны для выполнения специальных задач.

За время своего существования сотрудники Санкт-Петербургского ОМОН многократно направлялись в служебные командировки в различные регионы Российской Федерации.

Только с 1999 года по настоящее время в Чеченскую республику было отправлено более 30-ти сводных отрядов.

Находясь на переднем крае борьбы с преступными формированиями в Чеченской республике, сотрудники Питерского ОМОН в сложных условиях провели большую работу по пресечению преступлений и задержанию лиц их совершивших. За время командировок изъято сотни единиц огнестрельного оружия, огромное количество взрывчатых веществ и взрывных устройств. Действиями сотрудников ОМОН Санкт-Петербурга сорвано немало преступных замыслов боевиков. За добросовестное выполнение поставленных задач, проявленные при этом мужество и героизм более 600 сотрудников Отряда награждены орденами и медалями.

Современный ОМОН при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области структурно состоит из следующих основных подразделений:

оперативных батальонов;

моторизованный батальон, в состав которого входит моторизованная рота на катерах;

инженерно-технический отдел;

штаб.

Санкт-Петербургский ОМОН - это мобильное высокопрофессиональное подразделение полиции, в котором проходят службу более тысячи сотрудников. К каждому из них предъявляются повышенные требования не только в специальной, физической, боевой, но и в морально-психологической подготовке.

Говоря о профессиональной подготовке Санкт-Петербургского ОМОН, можно отметить, что регулярно личный состав отряда выезжает на полигон для проведения стрельб, где выполняет упражнения по огневой подготовке из огнестрельного оружия, имеющегося на вооружении подразделения. Особые требования предъявляются к физической подготовке сотрудников - постоянные занятия спортом являются непременным условием успешной сдачи квартальных зачётов.

В системе служебной подготовки изучаются основы правовых наук, российское законодательство в сфере уголовного и административного права, уделяется внимание навыкам по топографии и основам оказания медицинской помощи. Особый акцент делается на изучении тактики действий сотрудников ОМОН по пресечению массовых беспорядков, обезвреживанию вооруженных преступников, освобождению заложников.

Предпочтение при наборе на службу в ОМОН отдаётся физически подготовленным людям, прошедшим службу в специальных подразделениях Вооруженных Сил РФ, готовым к нелёгкой службе и по своим моральным и деловым качествам способным выполнять обязанности сотрудника отряда милиции особого назначения.

Основу Отряда составляют пять оперативных батальонов. Главные направления деятельности сотрудников оперативных батальонов - обеспечение безопасности и общественного порядка при проведении массовых мероприятий, охрана важных государственных объектов, оказание помощи другим службам ГУВД в качестве приданных сил.

В одном из оперативных батальонов создан взвод кинологов. В нём наряду с полицейскими несут службу "четвероногие друзья". О высокой эффективности применения служебных собак для выявления преступлений может свидетельствовать лишь небольшой эпизод. Только во время одного футбольного матча применение одной служебной собаки позволило выявить 11 человек, имеющих при себе наркотические вещества.

Мобильность - одно из важнейших условий успешного выполнения поставленных перед ОМОН задач. От того насколько быстро смогут прибыть сотрудники ОМОН на место, где необходимо их присутствие, напрямую зависит, будут ли пресечены противоправные деяния, задержаны лица, подозреваемые в преступлении, будет ли оказана первая помощь пострадавшим. Задачи по обеспечению подразделений ОМОН транспортом и своевременной доставкой их к месту несения службы выполняет моторизованный батальон ОМОН. Его основу составляют профессионалы, которые помимо "обычных" полицейских обязанностей должны в совершенстве знать технику, иметь блестящие навыки по её вождению и эксплуатации. В "горячих точках" от мастерства сотрудников моторизованного батальона нередко зависела не только безопасность, но и жизнь сотрудников ОМОН. Отряд имеет большой парк современного автотранспорта. На вооружении моторизованной роты ОМОН находятся также бронетранспортёры - основное "тяжёлое" вооружение ОМОН.

В состав моторизованного батальона ОМОН при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области входит уникальное, не имеющее аналогов в других ОМОНах России подразделение, - моторизованная рота ("Рота катеров" - как её принято называть в Отряде). В задачи данного подразделения входит обеспечение безопасности и общественного порядка с акватории Невы. Ежедневно сотрудники моторизованной роты ОМОН несут службу по патрулированию рек и каналов Санкт-Петербурга, пресекают нарушения со стороны судоводителей маломерных судов, оказывают помощь терпящим бедствие на воде. Особая эффективность данного подразделения была проявлена во время проведения праздничных мероприятий, посвящённых 300-летию Санкт-Петербурга. Тогда на катерах моторизованной роты ОМОН, используя реки и канала города, перемещались мобильные группы сотрудников ОМОН, способные в кратчайшие сроки добраться до практически любой части города.

Во исполнение Директивы №1 от 19 июня 1996 года "О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел", а также для возрождения лучших традиций полицейской службы, передачи богатого опыта молодому поколению сотрудников, оказанию помощи и воспитании личного состава ОМОН, приказом командира ОМОН создан и успешно действует Совет ветеранов Оперативного полка полиции и ОМОН.

Совет ветеранов принимает активное участие в жизни и деятельности Отряда. На счету Совета десятки выполненных важных дел. Это - организация и проведение благотворительной акции-концерта, посвящённой памяти погибших при исполнении служебных обязанностей в Чечне сотрудников ОМОН. Это, прежде всего, участие в оказании социальной помощи семьям погибших сотрудников, сотрудникам, получившим тяжелые ранения, ветеранам оперполка и ОМОН.

При активном участии Совета ветеранов стало традицией принятие Присяги у вновь прибывших в Отряд сотрудников, которое проходит в День Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 9 мая. В 2000 году по инициативе Совета ветеранов в Отряде была создана комната истории и боевой славы ОМОН.

Для обеспечения гарантий социальной защиты и помощи сотрудникам Отряда, семьям погибших при исполнении служебного долга сотрудников ОМОН, ветеранов оперполка и ОМОН, был создан Некоммерческий благотворительный фонд ветеранов оперполка и ОМОН "Ветеран".

В отряде давно уже стало доброй традицией проводить все праздничные мероприятия с людьми, которые стояли у истоков создания и развития Санкт-Петербургского Отряда милиции особого назначения.

В настоящее время ОМОН - Отряд мобильный особого назначения, в функции которого входит обеспечение и осуществление в пределах своей компетенции функции органов внутренних дел в области борьбы с преступностью, силовой поддержки специальных мероприятий и операций, поддержания правопорядка в общественных местах, пресечения групповых нарушений общественного порядка, участия в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечению правового режима контртеррористической операции.

1.2 Источники правового регулирования деятельности ОМОН

Ввиду того, что ОМОН - орган внутренних дел, то руководствуется источниками правового регулирования деятельности органов внутренних дел, но считаясь особым подразделением, руководствуется также ведомственными нормативными правовыми актами МВД России.

Прежде всего, в своей деятельности, ОМОН руководствуется Конституцией России, которая не содержит упоминания об органах внутренних дел, полиции, об ОМОН, однако Конституция России как Основной Закон государства закрепляет следующее:

основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел;

основные охраняемые посредством государственных мер ценности, например жизнь, здоровье, собственность;

важнейшие "правила поведения" всех правоохранительных и силовых структур, ввиду того, что у Конституции России высшая юридическая сила, прямое действие и она применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, которые принимаются в России, противоречить Конституции России не должны.

Следуя духу и букве Конституции России, непосредственная деятельность ОМОН и регулирующее эту деятельность законодательство должны исходить из следующих постулатов:

человек, его права и свободы - это высшая ценность в нашей стране (статья 2 Конституции России);

все органы государственной власти, должностные лица и граждане должны соблюдать Конституцию России и российские законы (часть 2 статьи 15 Конституции России);

любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться не могут, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции России);

все без исключения равны перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции России);

каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22) и т.д.

Основополагающее значение для деятельности ОМОН имеют те положения Конституции России, которые устанавливают основания ограничения прав и свобод, а также запреты на осуществление определенных действий.

Деятельность органов внутренних дел, включая деятельность ОМОН, регулируется также международными договорами России и общепризнанными принципами и нормами международного права.

В соответствии с 4 статьи 15 Конституцией России международные договоры России Федерации - составная часть правовой системы и поэтому если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные российским законом, то должны применяться правила международного договора.

Международным договором называется международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом вне зависимости от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также вне зависимости от его конкретного наименования.

Положения официально опубликованных международных договоров, которые не требуют издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Для того, чтобы осуществить иные положения международных договоров принимаются соответствующие правовые акты.

В настоящее время те или иные вопросы, которые входят в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственного, межправительственного, межведомственного.

В числе наиболее важных с точки зрения правового регулирования деятельности органов внутренних дел международных договоров России следует назвать принятый в Нью-Йорке 16 декабря 1996 года Международный пакт о гражданских и политических правах, принятую в Риме 4 ноября 1950 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую в Париже 13 декабря 1957 г. Европейскую конвенцию о выдаче, принятую в Страсбурге 20 апреля 1959 г. Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую в Страсбурге 27 января 1977 г. Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, принятую в Страсбурге 8 ноября 1990 г. Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятую в Страсбурге 26 ноября 1987 г. Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятую в Минске 26 мая 1995 г. Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., принятую в Минске 22 января 1993 г. Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

В настоящее время по линии МВД России действует свыше семидесяти соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из сорока зарубежных стран. Такие соглашения (договоры) рамочного характера о сотрудничестве заключены с соответствующими структурами всех стран - членов Содружества Независимых Государств, а также США, Швеции, Финляндии, Египта, Венгрии, Израиля, Великобритании, ФРГ, Испании и ряда других государств.

Вместе с международными договорами России Конституция России (часть 4 статьи 15 Конституции России) называет составной частью российской правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права, но при этом не устанавливает, в отличие от международных договоров России, их приоритета по отношению к внутреннему российскому законодательству.

В Постановлении Пленума Верховного Суда России от 10 октября 2003 г. №5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даются следующие определения:

общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых не допускается. К ним, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;

общепризнанные нормы международного права - это правила поведения, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, следует выделить принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые в Гаване восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), принятую в г. Страсбурге 8 мая 1979 г. на 31-ой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы Декларацию о полиции, и др. омон полномочие отряд криминогенный

Далее, источниками правового регулирования деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, являются федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Федеральными конституционными законами называют разновидность федеральных законодательных актов, которые принимаются в соответствии с Конституцией России по вопросам, которые предусмотрены Конституцией России. Федеральный конституционный закон имеет повышенную юридическую силу по сравнению с федеральным законом и поэтому федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы, которые предусматривают принятие федеральных конституционных законов, закреплены в Конституции России.

В системе источников права, регулирующих деятельность органов внутренних дел, включая ОМОН, конституционное законодательство занимает особое место ввиду того, что само по себе оно только опосредованно определяет ее рамки или организационные основы, создавая юридические основания, юридический каркас легальности и (или) легитимности реализации полномочий органов внутренних дел, включая ОМОН, Например, в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (ред. 22.12.2014 г.) "О полиции" сотрудники полиции, включая сотрудников ОМОН, обязаны участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях. Законность этого участия будет определяться, в частности, и тем, введен ли соответствующий режим в точном соответствии с Конституцией России, соблюдаются ли в процессе его обеспечения требования, например, Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", соответствуют ли действия сотрудников полиции, включая сотрудников ОМОН, содержащимся в названном акте предписаниям.

Для обеспечения надлежащей деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, важное значение имеют федеральные конституционные законы, которые устанавливают полномочия Конституционного Суда России, Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда России и иных федеральных судов.

Теперь рассмотрим федеральные законы, регулирующие деятельность органов внутренних дел, включая ОМОН. Одни федеральные законы (полностью или частично) регулируют деятельность органов внутренних дел, включая ОМОН прямо, другие федеральные законы регулируют косвенно, определяя рамки деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН. К числу федеральных законов, которые регулируют деятельность органов внутренних дел, включая ОМОН прямо можно отнести: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. 24. 11. 2014 г.); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (ред. 29.12.2014 г.); Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (ред. 22.12.2014 г.) "О полиции"; от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ (ред. 22.12.2014 г.) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие федеральные законы.

Одними из элементов правовой основы деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, являются нормативные правовые акты Президента России и Правительства России.

Нормотворческие полномочия Президента России и Правительства России в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному Президентом страны распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти руководство деятельностью МВД России и подведомственной ему Федеральной миграционной службы осуществляет Президент России. В связи с этим указами Президента России урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и ОМОН в частности. В числе таких актов в первую очередь назовем Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №250 (ред. от 27.06.2014 г.) "Вопросы организации полиции", устанавливающий состав полиции, т.е. входящие в нее подразделения, организации и службы. Указом Президента России от 1 марта 2011 г. №253 (ред. от 13.11.2014 г.) утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции.

К числу нормативных правовых актов Президента страны, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, относятся, например, Указы Президента страны от 30 июля 1996 г. №1113 (ред. от 27.10.2011 г.) "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола", от 15 февраля 2006 г. №116 "О мерах по противодействию терроризму", от 11 декабря 2010 г. №1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" и другие.

Кроме того, нормативными правовыми актами Президента страны могут быть оснащены те или иные структуры МВД России. Так, Распоряжением Президента России от 15 ноября 1993 г. №734-рп ОМОН выделено 2,8 тыс. единиц специального автотранспорта.

Выделим несколько нормативных правовых актов Президента страны, которые непосредственно ориентированы на обеспечение правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, противодействие коррупции. Это, в частности, Указы Президента страны от 12 мая 2009 г. №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 9 июня 2010 г. №690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" и другие. Нормативные правовые акты.

Широкими полномочиями в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью наделено Правительство России, участвующее в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляющее меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывающее и реализирующее меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы органов внутренних дел, включая ОМОН. Так, постановление Правительства России от 13 октября 2011 г. №835 (ред. от 03.11.2014 г.) "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Общими положениями о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации") утвердило новые состав форменной одежды, знаки различия и нормы вещевого обеспечения сотрудников внутренних дел России.

К мужской форменной одежде сотрудников внутренних дел, в частности, относятся костюмы (зимний, летний, демисезонный), шерстные джемпер (свитер), пальто с погонами и брюки (с кантами, а для лиц начальствующего состава - также с лампасами), галстук с золотистой закрепкой. Все они темно-синего цвета. Также, полагаются рубашки белого и серо-голубого цвета с погонами, меховые шапки-ушанки (из овчины или каракуля в зависимости от звания), ботинки, сапоги, ремни, носки, перчатки и пр.

Знаками различия сотрудников внутренних дел по специальным званиям сотрудников являются пятиконечные звезды и пластинки (полоски) золотистого (черного) цвета. Звезды можно встретить на погонах у начальствующего состава и прапорщиков, пластинки (полоски) - у старшин, старших сержантов и сержантов, при этом, чем выше звание, тем больше их размер. От звания также зависят количество и расположение знаков различия. Рядовым полиции, внутренней службы и юстиции они не полагаются.

Вещевое имущество личного пользования, которое выдано сотрудникам внутренних дел, переходит в их собственность по окончании срока его носки. Если оно не было получено в связи с гибелью (смертью) при исполнении служебных обязанностей, наследникам выплачивается компенсация в размере стоимости соответствующих предметов.

В качестве правовой основы деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН действуют также нормативные правовые акты МВД России. Для совершенствования оперативно-служебной деятельности ОМОН МВД России вынесен приказ от 12 января 1998 г. №19 "Об утверждении типовых должностных инструкций некоторых категорий сотрудников отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации и Типового Положения о медицинской части отряда милиции особого назначения (ОМОН) органа внутренних дел Российской Федерации". Приказом МВД России 3 октября объявлен Днем сотрудника ОМОН

МВД России имеет право разрабатывать и представлять Президенту России и в Правительство России проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента России и нормативных правовых актов Правительства России, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, которые отнесены к деятельности органов внутренних дел.

Нормотворческая деятельность МВД России на сегодняшний день достаточно масштабна. Только за 2010 г. на федеральном уровне принято свыше девяносто нормативных правовых актов России, подписано восемнадцать международных договоров, разработанных с участием МВД России. Издано триста восемьдесят нормативных приказов МВД России. Региональная правовая база деятельности органов внутренних дел пополнилась восемьсот пятьюдесятью законами и иными нормативными правовыми актами субъектов России. В частности, Главным управлением МВД России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области вынесен приказ от 27 мая 2013 г. №320 "Об утверждении Положения об Отряде мобильном особого назначения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области".

Субъекты Российской Федерации также могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, но с некоторыми ограничениями, в частности:

круг нормативных правовых актов субъектов Федерации, которыми должны руководствоваться органы внутренних дел, включая ОМОН, ограничен только законами. Это означает, что в качестве правовой основы деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, не могут выступать подзаконные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

круг законов субъектов Федерации, составляющих правовую основу деятельности органов внутренних дел, включая ОМОН, ограничен вопросами охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Поскольку Конституция страны предусматривает совместное ведение Федерации и ее субъектов по целому ряду направлений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, то работа органов внутренних дел, включая ОМОН, не может строиться вне положений законов, которые принимают субъекты Федерации по этим вопросам. Выход органов внутренних дел, включая ОМОН, из регионального правового поля создал бы практические трудности в вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предусмотренной законами субъектов Федерации.

Выводы первой главы.

До реформы МВД 2009 года ОМОН назывался отряд милиции особого назначения, в настоящее время ОМОН - Отряд мобильный особого назначения, один из органов внутренних дел, обеспечивающий и осуществляющий в пределах своей компетенции функции органов внутренних дел в области борьбы с преступностью, силовой поддержки специальных мероприятий и операций, поддержания правопорядка в общественных местах, пресечения групповых нарушений общественного порядка, участия в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечению правового режима контртеррористической операции.

Источниками правового регулирования деятельности ОМОН являются Конституция страны, международные нормативные правовые акты, международные договоры, нормативные правовые акты Президента страны, Правительства страны, МВД России, субъектов Федерации.

Глава 2. Задачи, функции и полномочия ОМОН

2.1 Задачи ОМОН

К основным задачам ОМОН в системе полиции общественной безопасности определяются возложенными на них задачами, выполнением специфических функций и сферой их деятельности. Следует отметить, что с момента создания отрядов (80-е годы прошедшего столетия) наблюдается быстрая тенденция к специализации деятельности ОМОН.

В настоящее время ОМОН осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии со службами и подразделениями полиции и иными силами участвующими в охране правопорядка.

Кроме основных обязанностей возложенных на сотрудников полиции данные в содержании ч. 1 ст. 12 №3-ФЗ "О полиции", ОМОН имеет ряд некоторых характерных особенностей присущих только специальным подразделениям в связи более профессиональной физической подготовке, лучшими организационными способностями и обладают разнообразными тактическими возможностями для решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, которые дают им дополнительные задачи которые описаны в приказах; ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.05.2013 №320 "Об утверждении Положения об Отряде мобильном особого назначения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" и Приказ МВД России от 29.01.2008 №80 (ред. от 24.02.2014) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"

Основными задачами ОМОН являются:

участие в пределах своих полномочий в борьбе с преступностью, в том числе в качестве силовой составляющей при проведении специальных мероприятий (операций).

участие в поддержании правопорядка в общественных местах.

пресечение групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, террористических актов и экстремистских проявлений.

участие в обеспечении особого правового режима при введении в соответствии с Конституцией России на всей территории России или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения, а также правопорядка и общественной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций.

участие в проведении контртеррористических операций по локализации незаконных вооруженных и бандитских формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников, в том числе путем их обезвреживания при вооруженном сопротивлении. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ (ред. 28.06.2014 г.) "О противодействии терроризму" контртеррористической операцией является комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

обеспечение готовности оперативного резерва к незамедлительному реагированию на осложнение оперативной обстановки.

организация профессиональной подготовки сотрудников.

2.2 Основные функции и полномочия ОМОН

Основными функциями ОМОН являются:

ОМОН во взаимодействии с подразделениями системы МВД России, другими подразделениями системы главных управлений МВД России, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, частями и соединениями внутренних войск МВД России, воинскими формированиями, в том числе по линии деятельности указанных органов в установленном порядке задействуется:

. В обеспечении безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах путем проведения рейдов и специальных операций (мероприятий) по отработке наиболее криминогенно опасных мест в целях предупреждения и пресечения преступлений, а также для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

. В качестве силовой составляющей при проведении специальных операций (мероприятий) по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, в том числе террористического характера, экстремистской направленности, и административных правонарушений, обеспечению в установленном порядке мероприятий силовой поддержки других подразделений территориальных органов МВД России, а также иных правоохранительных органов, при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

. В обеспечении правопорядка и общественной безопасности в местах пребывания объектов государственной охраны.

. В охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения публичных и массовых мероприятий.

. В осуществлении мероприятий по пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных действий, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных.

. В проведении контртеррористических и специальных комплексных оперативно-профилактических операций, специальных операций (мероприятий) по освобождению заложников, обнаружению, блокированию, задержанию террористов, членов незаконных вооруженных групп (банд), незаконных вооруженных формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников и их пособников, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических веществ.

. В обеспечении в пределах своей компетенции режимов чрезвычайного положения и военного положения, в случае их введения на территории Российской Федерации или ее отдельных местностях, а также правопорядка и общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств, в том числе на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, органов государственной власти, объектах транспорта.

. В мероприятиях по разблокированию (разграждению) препятствий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, спасению и эвакуации людей, в том числе из зон, опасных для их пребывания, оказанию им при необходимости первой помощи, а также пресечению фактов хищения или умышленного уничтожения собственности.

. В организации и обеспечении в соответствии с Правилами водолазной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации водолазных спусков и работ в интересах подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России.

. В осуществлении мероприятий силовой поддержки при перевозке транспортными средствами пассажиров и грузов.

. В соответствии с решением руководства МВД России в проведении командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок, в том числе за пределами мест постоянной дислокации спецподразделения, во взаимодействии с подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также в установленном порядке со спецподразделениями правоохранительных органов иностранных государств.

. В пределах своей компетенции в проведении специальных операций (мероприятий) по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке, уничтожению взрывоопасных предметов и обеспечении при производстве указанных работ безопасности граждан.

. В пределах предоставленных полномочий в осуществлении оперативно-розыскной деятельности для обеспечения безопасности пунктов постоянной дислокации ОМОН и мест проведения специальных операций (мероприятий) путем проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с приказом МВД России от 19 июня 2012 г. №608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России".

обобщение, анализ и прогнозирование результатов работы в установленной сфере деятельности с внесением в установленном порядке руководству главного управления МВД России предложений по ее совершенствованию.

осуществление перспективного и текущего планирования.

участие в подготовке предложений по формированию государственного оборонного заказа и плана адресных поставок (в том числе ремонта) вооружения, материально-технических, специальных средств, автомобильной и бронированной техники, плавсредств, объектов инфраструктуры специальных подразделений, средств связи и оргтехники, вещевого и другого военного имущества для ОМОН.

участие в пределах своей компетенции в проведении правовой пропаганды и информировании населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности ОМОН в целях формирования позитивного общественного мнения.

участие в разработке и сопровождении проектов правовых, распорядительных актов главного управления МВД России, подготовке заключений и отзывов на проекты актов и документов, поступивших на рассмотрение в главное управление МВД России.

осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.

осуществление мероприятий по пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с этим иных противоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных.

участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности в районе возникновения чрезвычайных ситуаций, введения чрезвычайного положения, в том числе на объектах особой важности, повышенной опасности и объектах жизнеобеспечения органов государственной власти.

реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению режима комендантского часа или особого правового режима при введении чрезвычайного положения.

осуществление во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, частями и соединениями внутренних войск МВД России, Минобороны России, другими воинскими формированиями специальных мероприятий по освобождению заложников, обнаружению, блокированию, задержанию террористов, членов незаконных вооруженных групп (банд), незаконных вооруженных формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников, изъятию из незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ.

предоставление государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством России срок по вопросам, отнесенным к компетенции ОМОН.

представление по доверенности интересов главного управления МВД России и МВД России во всех учреждениях, организациях и предприятиях, во всех судебных учреждениях - судах общей юрисдикции и арбитражных судах по вопросам, отнесенным к компетенции ОМОН.

выполнение иных функций, возложенных на ОМОН в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами главных управлений МВД России.

ОМОН для решения возложенных задач и осуществления функций имеет право:

применять при осуществлении служебной деятельности физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью устанавливать доверительные отношения с гражданами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами России, нормативными правовыми актами МВД России.

пользоваться в установленном порядке базами данных МВД России и его подразделений, главных управлений МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России.

проводить в установленном порядке совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции, семинары, брифинги.

в установленном порядке запрашивать и получать от подразделений системы главных управлений МВД России документы, справочные и иные материалы, необходимые для выполнения задач в установленной сфере деятельности.

создавать в ОМОН консультативные и совещательные органы (советы, комиссии).

вносить руководству главных управлений МВД России в установленном порядке и в пределах предоставленных полномочий предложения, направленные на совершенствование деятельности подразделения.

осуществлять иные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами МВД России к компетенции ОМОН.

ОМОН возглавляет командир, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел России в порядке, который устанавливает МВД России.

Командир ОМОН имеет заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей начальником главных управлений МВД России в установленном порядке.

В компетенцию командира ОМО входит:

осуществление непосредственного руководства деятельностью ОМОН и несение персональной ответственности за надлежащее выполнение возложенных на ОМОН задач и функций и реализацию предоставленных прав;

распределение функциональных обязанностей между своими заместителями, осуществление контроля за их исполнением; утверждение должностных регламентов (инструкций) подчиненных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников;

издание в пределах своей компетенции в установленном порядке приказов и распоряжений, которые обязательны для исполнения всем личным составом ОМОН;

организация и обеспечения подбора и профессиональной подготовки, переподготовки кадров, их воспитание и повышение квалификации, соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности и правил внутреннего трудового распорядка;

осуществление в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, главных управлений МВД России прав, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на службу в ОМОН, федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в ОМОН, и работников (в соответствии с номенклатурой должностей командира ОМОН), в пределах своей компетенции устанавливает им соответствующие надбавки и выплаты;

в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России, принятие на службу, назначение на должности, перемещение по службе и увольнение со службы сотрудников в пределах представленных полномочий, в соответствии с номенклатурой должностей командира ОМОН;

реализация иных полномочий, отнесенных к компетенции ОМОН и предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России и правовыми актами главного управления МВД России.

При командире ОМОН проводятся совещания, порядок проведения и состав которых определяется командиром ОМОН.

Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, морально-психологическое, правовое и иное обеспечение ОМОН осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами главного управления МВД России.

При командировании ОМОН из места постоянной дислокации в другие регионы Российской Федерации организация его оперативно-служебной (боевой) деятельности возлагается на руководителя соответствующего территориального органа МВД России или временного подразделения, сформированного в установленном порядке.

Выводы второй главы.

Основными задачами ОМОН является борьба с преступностью, силовая поддержка специальных мероприятий и операций, поддержание правопорядка в общественных местах, пресечение групповых нарушений общественного порядка, участие в мероприятиях по противодействию терроризму, участие в проведении контртеррористических операций по локализации незаконных вооруженных и бандитских формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников, в том числе путем их обезвреживания при вооруженном сопротивлении.

Основные функции ОМОН - обеспечение безопасности граждан, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений, в том числе террористического характера, экстремистской направленности, и административных правонарушений, силовая поддержка мероприятий других подразделений территориальных органов МВД России, а также иных правоохранительных органов, при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

Полномочия ОМОН: применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; установление доверительных отношений с гражданами для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью; использование баз данных МВД России и его подразделений; проведение совещаний, рабочих встреч, научно - практических конференций, семинаров, брифингов; запрос и получение от подразделений системы МВД России документов, справочных и иных материалов; создание консультативных и совещательных органов; внесение руководству МВД России предложений, направленных на совершенствование деятельности ОМОН и иные полномочия.

Заключение

Проведенное исследование правовых основ деятельности ОМОН позволило сделать следующие выводы.

До реформы МВД 2009 года ОМОНом назывался отряд милиции особого назначения, в настоящее время ОМОН - Отряд мобильный особого назначения, один из органов внутренних дел, обеспечивающий и осуществляющий в пределах своей компетенции функции органов внутренних дел в области борьбы с преступностью, силовой поддержки специальных мероприятий и операций, поддержания правопорядка в общественных местах, пресечения групповых нарушений общественного порядка, участия в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечению правового режима контртеррористической операции.

Источниками правового регулирования деятельности ОМОН являются Конституция страны, международные нормативные правовые акты, международные договоры, нормативные правовые акты Президента страны, Правительства страны, МВД России, субъектов Федерации.

Основными задачами ОМОН является борьба с преступностью, силовая поддержка специальных мероприятий и операций, поддержание правопорядка в общественных местах, пресечение групповых нарушений общественного порядка, участие в мероприятиях по противодействию терроризму, участие в проведении контртеррористических операций по локализации незаконных вооруженных и бандитских формирований, террористических и диверсионно-разведывательных групп, вооруженных преступников, в том числе путем их обезвреживания при вооруженном сопротивлении.

Основные функции ОМОН - обеспечение безопасности граждан, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений, в том числе террористического характера, экстремистской направленности, и административных правонарушений, силовая поддержка мероприятий других подразделений территориальных органов МВД России, а также иных правоохранительных органов, при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

Полномочия ОМОН: применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; установление доверительных отношений с гражданами для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью; использование баз данных МВД России и его подразделений; проведение совещаний, рабочих встреч, научно - практических конференций, семинаров, брифингов; запрос и получение от подразделений системы МВД России документов, справочных и иных материалов; создание консультативных и совещательных органов; внесение руководству МВД России предложений, направленных на совершенствование деятельности ОМОН и иные полномочия.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

.Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 г. (ред.21.07.2014 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2014. 23 июля.

.Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Библиотечка Рос. газ. 1999. выпуск №22-23.

.Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS №005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собр. зак-ва. РФ. 1998. 18 мая.

.Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.) (с изм. от 17.03.1978) // Собр. зак-ва. РФ. 2000. 5 июня.

.Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS №030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) // Бюлл. межд. дог. 2000. №9.

.Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS №141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // Бюлл. межд. дог. 2003. №3.

.Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания" (ETS №126) (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // Бюлл. межд. дог. 1998. №12.

.Резолюция №690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы "Декларация о полиции" (Принята в г. Страсбурге 8 мая 1979 г. на 31-ой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М., 1998. С. 77-81.

.Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990. С. 319-325.

.Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка" (Приняты 24 мая 1989 г. Резолюцией 1989/61 на 15-ом пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН) // Консультант Плюс.

.Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка" (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Консультант Плюс.

.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) // Собр. зак-ва. РФ. 1995. 24 апр.

.Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // Собр. зак-ва. РФ. 1999. 29 марта.

.Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ (ред. 12.06.2014 г.) "О чрезвычайном положении" // Рос.газ. 2001. 02 июня; 2014. 14 марта.

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. 24. 11. 2014 г.) // Рос. газ. 2001. 22 дек.; 2014. 27 нояб.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (ред. 29.12.2014 г.) // Рос. газ. 2001. 31 дек.; 2014. 31 дек.

.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ (ред. 12.03.2014 г.) "О международных договорах Российской Федерации" // Рос. газ. 1995. 21 июля; 2014. 14 марта

.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ (ред. 22.12.2014 г.) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Рос. газ. 1995. 20 июля; 2014. 24 дек.

.Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (ред. 21.12.2014 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Рос. газ. 1995. 18 авг.; 2014. 25 дек.

.Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ (ред. 28.06.2014 г.) "О противодействии терроризму" // Рос. газ. 2006. 10 марта; 2014. 3 июля.

.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (ред. 22.12.2014 г.) "О полиции" // Рос.газ. 2011. 8 фев.; 2014. 24 дек.

.Распоряжение Президента Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. №734-рп "О плане мероприятий по усилению охраны общественного порядка, защиты прав и личной безопасности граждан, их имущества от противоправных посягательств" // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. 22 нояб.

.Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. №1113 (ред. от 27.10.2011 г.) "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" // Собр. зак-ва. РФ.1996. 5 авг.; 2011. 30 окт.

.Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 (ред. 27.06.2014 г.) "О мерах по противодействию терроризму" // Собр. зак-ва. 2006. 20 фев.; 2014. 30 июня.

.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724 (ред. 10.09.2014 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собр. зак-ва. РФ. 2008. 19 мая; 2014. 15 сент.

.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Рос. газ. 2009. 19 мая.

.Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. №690 (ред. 01.07.2014 г.) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // Собр. зак-ва. 2010. 14 июня; 2014. 7 июля.

.Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. №1535 (ред. 26.06.2013 г.) "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" // Собр. зак-ва. 2010. 13 дек.; 2013. 1 июля.

.Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №250 (ред. от 27.06.2014 г.) "Вопросы организации полиции" // Собр. зак-ва. РФ. 2011. 2 марта; 2014. 30 июня.

.Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. №253 (ред. от 13.11.2014 г.) "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий" // Собр. зак-ва. РФ. 2011. 7 марта; 2014. 17 нояб.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 г. №835 (ред. от 03.11.2014 г.) "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Общими положениями о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации") // Собр. зак-ва. 2011. 24 окт.; 2014. 17 нояб.

.Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации 12 января 1998 г. №19 (ред. от 11.05.2006 г.) "Об утверждении Типовых должностных инструкций некоторых категорий сотрудников отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о медицинской части отряда милиции особого назначения (ОМОН) органа внутренних дел Российской Федерации" // Консультант Плюс.

.Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 1 марта 2002 г. №190 "Об объявлении Дня отрядов милиции особого назначения" // Консультант Плюс.

.Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. №73 "Об утверждении Правил водолазной службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 30 мая.

.Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" // Рос. газ. 2012.3 авг.

.Приказ Главного управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27 мая 2013 г. №320 "Об утверждении Положения об Отряде мобильном особого назначения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области"// Консультант Плюс.

Судебная практика

.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №5 (ред. от 05.03.2013 г.) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Рос. газ. 2003. 2 дек; 2013. 13 марта.

Научная и учебная литература

.Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону "О полиции" (постатейный). - М., 2012.

.Зверев В.О. К проблеме переговоров в условиях захвата заложников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №1.

.Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество. - М., 2010.

.Настольная книга юриста / Под ред. С.П. Булавина и В.В. Черникова. - М., 2011.

.ОМОН при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Сайт сообщества ветеранов спецназа России #"justify">.Петров Д.Е. Политическая ресурсность силовых структур: сущность и составляющие // Материалы Всероссийской политологической ассамблеи. Пермь, 2008.

.Петров Д.Е. Политико-ресурсные аспекты реформа органов внутренних дел в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2011. Т. 11. №4.

.Таратута Ю., Архипов И., Седаков П. Мистерия внутренних дел // Русский Nesweek. 2010. №6.

.Фалалеев М. Генеральное увольнение // Рос. газ. Столичный вып. №51 15(36). 2010. 19 февр.

.Фалалеев М. ОМОН раскулачили. Спецназу запретили бездумно махать кулаками // Рос. газ. Федер. вып. №5545. 2011. 04 авг.

Интернет-ресурсы

1.#"justify">2.#"justify">.#"justify">.http://www.pravo.ru

Похожие работы на - Правовые основы деятельности ОМОН

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!