Социология сетевых сообществ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    508,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социология сетевых сообществ

Оглавление

Введение

Основная часть

Социологические доминанты коммуникации в сетевых сообществах

Уровни, каналы и средства коммуникации в сетевых сообществах

Коммуникативная система сетевого сообщества

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение


В последние десятилетия двадцатого века произошли социальные трансформации, задевшие весь мир и конституирующие новый тип социальной структуры - «сетевое общество». Современное общество находится в процессе становления сетевым обществом. Это означает, что межличностная, коллективная, массовая коммуникации становятся одним целым в Интернете. Люди становятся связанными друг с другом и имеют доступ к информации и коммуникации друг с другом постоянно. Новые методы коммуникаций в мире цифровых технологий позволяют небольшим группам людей собираться вместе online и делиться мнениями, информацией, продавать и обменивать товары и информацию. Возрастает роль интерактивных средств массовой информации. Многообразие современных технологий коммуникации сделали возможной нашу «цифровую жизнь», позволяющую каждому человеку включиться в сетевое общество.

Актуальность исследований в данных областях общественной жизни с точки зрения социологии коммуникации опосредована не только злободневностью существующих проблем коммуникации, но и новой сферой исследований, которая возникла относительно недавно - сетевыми сообществами. Сетевые сообщества требуют особого внимания исследователей, потому что они являются кардинально новым явлением в жизни общества. Такие их свойства как разнообразие, масштабность, реактивность, многоканальность, массовость, интерактивность, наглядность, представляют собой бесчисленный поток поводов для исследования не только массовой и коллективной, но и межличностной коммуникации.

Информационно-коммуникационные технологии обнажили многообразие форм социальной связи и организации людей, а в академической среде возникла нужда в новой технологической парадигме, которая фокусировала бы свое внимание на новых сетях информационных технологий. Социологической рефлексией на вызов современности стали отраслевые и междисциплинарные социальные теории, разработанные в трудах М. Кастельса, Я. ван Дейка, М. Грановеттера, Ж.-Ф. Лиотара, Дж. Урри, Ж. Бодрийяра, Б. Веллмана, Р. Хиллца и М. Туроффа. В современной западной литературе уже имеются определенные, не структурированные элементы теории сетевых сообществ, но почти отсутствуют эмпирические исследования данного феномена. Исследователи ограничиваются статистическим подсчетом количества пользователей Интернета, делая акцент на социально-демографической структуре аудитории. Вопрос виртуальной коммуникации рассматривается в основном в психологическом аспекте, не уделяется должное внимание социальным основам, принципам, механизмам формирования и функционирования сетевых сообществ в условиях киберпространства. Несмотря на большое количество разнообразных исследований и подходов к осмыслению сетевых сообществ, они остаются «белым пятном» в социологии, поскольку скорость изменений в интернет-среде существенно превышает скорость работы одного человека или даже группы людей, поэтому любое изучение данной области является актуальным. Мы считаем, что наше исследование позволит пролить свет на коммуникацию, протекающих в сетевых сообществах, выявить характерные черты социологических доминант коммуникации в них, определить их уровни, средства и каналы коммуникации. Таким образом, целью работы является анализ сетевых сообществ в рамках социологии коммуникации.

 

Основная часть


Прежде чем рассматривать особенности сетевых сообществ и характер коммуникации, свойственный им, необходимо обратить внимание на теоретические основы, раскрывающие особенности современного общества и подводящие к пониманию сетевых сообществ.

Одним из первых к социологическому анализу данного феномена обратился М. Кастельс, чья концепция оказала большое влияние на формирование научного знания по этому вопросу. В его понимании сетевое общество представляет собой такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций. Таким образом, речь идет не столько о социальных сетях, так как сетевая форма социальный организации существовала уже давно, а о социальных сетях, которые обрабатывают и управляют информацией, а также используют микроэлектронные устройства. Центральную роль Кастельс отводит пространству потоков, которое представляет сеть коммуникаций с определенными центрами, в которых сообщества пересекаются. Огромное значение придается сообществам, которые, по мнению ученого, являются единственными обладателями реальной власти. Кастельс также говорит о том, что современное общество находится в самом начале технологической революции и по мере того, как Интернет становится универсальным инструментом интерактивной коммуникации, общество сдвигается от компьютерноцентрированной технологии к диффузным сетевым технологиям. При этом культурная сфера организовывается преимущественно вокруг интегрированной системы электронных средств связи, включая Интернет. Культурные продукты имеют форму электронного гипертекста. Именно из этого гипертекста люди черпают символы и знаки, которые участвуют в современном мышлении. Но это, по мнению Кастельса, не унифицированное электронное пространство культуры. Наоборот, это культурное пространство очень диверсифицировано, имеет свои специфические сегменты и аудитории.

Также большое внимание анализу современного общества уделяет в своих трудах Я. ван Дейк. Он полагает, что мы живем во взаимосвязанном мире, «веб-обществе», но при этом оно довольно индивидуализировано и фрагментарно. По его мнению, практически каждая организация в современных развитых странах стала полностью зависима от сетей и компьютеров. Также ученый уделяет внимание анализу способов коммуникации в обществе и утверждает, что новые средства коммуникации могут стать заменой взаимодействия лицом к лицу в современных условиях. Межличностная, коллективная, массовая коммуникации становятся единым целым в Интернете. При этом люди оказываются тесно связанными друг с другом и имеют постоянный доступ к информации и коммуникации друг с другом.

При этом стоить отметить, что особенности возникновения нового типа структуры современного общества в вышеизложенных концепциях обусловлены вектором развития, берущим начало от сетевых сообществ, или интернет-сообществ, которые анализируют также и вышеприведенные ученые.

На сегодняшний день в современной западной литературе имеются определенные, но неструктурированные элементы теории сетевых сообществ. Ряд ученых (Г. Рейнгол, А. Беншоп, Р. Б. Хамман) изучают феномен «виртуальных», или «онлайновых» сообществ, объясняя принципы их формирования, функционирования и конструирования.

Таким образом, особое внимание заслуживают интернет-сообщества, формирующиеся на базе определенных интересов. Кастельс определяет интернет-сообщества следующим образом: «это сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе, а также социальную идентичность» . В данном случае прослеживается коренная трансформация социальности - «замена пространственного критерия сетями в качестве основных форм социальности» . При этом Кастельс выделяет две важнейшие черты таких сообществ:

.        Они функционируют, основываясь на горизонтальной свободной коммуникации. Т.е. участники такого сообщества не связаны жесткими вертикальными связями с руководителями сообщества и в то же время они могут быть связаны друг с другом именно через сообщество;

.        Самоуправляемая организация сообщества. Участники сообщества могут быть связаны друг с другом сложными связями, кроме того, эти участники могут распространять информацию сообщества далеко за его пределами, за счет чего сообщество растет.

«Горизонтальная» коммуникация является главным признаком сетевых сообществ и «культуры новых (цифровых) медиа. Сообщение здесь уже индивидуализировано и принимается непосредственно адресатом, который может сразу на него отреагировать; такая коммуникация не программируема. Происходит стирание границ между создателем и потребителем сообщения.

Подытоживая понимание исследователями сетевых сообществ, можно сказать, что сетевое общество представляет собой сложившуюся в процессе совместной деятельности, относительно устойчивую систему связей и отношений между пользователями сетевого информационного пространства.

Принципы конструирования сетевых сообществ сводятся к следующему:

.        Члены сообщества имеют общую историю;

.        Существуют четкие правила, управляющие использованием коллективных благ в соответствии с потребностями и условиями, причем большинство индивидов могут принимать участие в их изменении;

.        Существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества;

.        Члены сообщества способны реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации.

Формированию сетевых сообществ в киберпространстве способствовали процессы урбанизации и глобализации, которые стали отображением определенных внутренних психологических мотивов и социальных потребностей общества. Прежде всего, речь идет о потребности в общении, на основании которой организуются социальные группы в Сети.

Можно сказать, что компьютерно-опосредованное общение является как средством межличностного общения («Я - Ты»), так и формой массовой коммуникации («Мы - Они»). Виртуальные сообщества охватывают все сферы общества как такого: экономическую, политическую, социальную и культурную.

Так как сетевые сообщества довольно разнообразны, можно выделить следующие их виды:

.        Блоги;

.        Форумы;

.        Социальны сети;

.        Видеоблоги;

.        Веб-сайты;

.        Чаты;

.        Аудио-, видео-конференции.

Основные «точки концентрации» интернет-сообществ - это блоги и социальные сети. Блоги - это сетевые дневники пользователей интернета. Социальная сеть - это портал, предназначенный для построения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Характерными особенностями коммуникации в социальной сети являются: предоставление полного спектра возможностей для обмена информацией (фото, видео, микроблоги, сообщества в социальных сетях, личные сообщения, возможность отметить свое местоположение и т.д.) и создание профилей с максимально полной информацией о себе.

Кроме того в рамках социальных сетей можно выделить подвиды сообществ: публичные страницы и группы (открытые, закрытые) (например, официальные страницы магазинов, пресс-службы компаний, информационные агентства, официальные сообщества представителей музыкантов, музыкальных групп и т.д.) и частные группы.

В данном исследовании акцент будет сделан на рассмотрение социальной коммуникации в такой социальной сети как «ВКонтакте».

Социологические доминанты коммуникации в сетевых сообществах

Социологическая доминанта - это «социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории» . Социологические доминанты коммуникации в сетевых сообществах представляют собой непосредственную экстраполяцию доминант, характерных для коммуникации, протекающей среди носителей той или иной реальной языковой и социокультурной среды. Поскольку сетевые сообщества существуют (в большинстве случаев) вне пространства и времени (кроме номинального), то их члены объединены только языковой средой, поскольку в русскоязычном сообществе может состоять и иностранный гражданин, выучивший русский язык, но выпадающей из социального контекста российской действительности. Рассмотрим 1 из 4 групп социологических доминант коммуникации в рамках сетевых сообществ - стратификационную.

) Социальный статус индивида - размытие: анонимность и безличность использования интернета не позволяет идентифицировать социально-экономическое положение, образ жизни, общественную деятельность и отношение к социальным ценностям индивида либо вообще, либо прямым способом. В лучше случае - человек выложит в открытый доступ свои фотографии, по которым мы сможем определить его социально-экономическое положение, но у нас могут возникнуть сомнения в его достоверности. В худшем случае мы можем по косвенным характеристикам (подписки на определенные публичные страницы, комментирование того или иного товара, наличие тех или иных людей в «друзьях») определить социальный статус индивида. В сетевых сообществах отсутствует иерархия статусов в прагматическом параметре. В коммуникативном параметре - в морфологическом и лексико-фразеологическом отношении текстовая информация может помочь идентифицировать статус человека (например, узнать его возраст, за счет использования сленга, типичных орфографических и грамматических ошибок). Как правило, если индивидом отражен основной смысл написанного, то другими индивидами ошибки написанного текста игнорируются (только если вы не в сообществе «Граммар-наци» ). Кроме того, в настоящее время активно используется транслитерация в комментариях и подписях к картинкам: например, «Ne podskajite, est ekranizasia 3 sezona ili kogda budet?)», а также преднамеренный орфоарт (например, ВсЕм ПрИвЕтИк)). Самая ПоЗиТиВнАя группа // MΣ$†ΛMN ΣKCПØNΛ†). С одной стороны, подобные сообщения позволяют причислить человека к той или иной социально-демографической группе, с другой - это универсальный способ написания, которым может воспользоваться любой человек. Таким образом, коммуникация в этом аспекте становится бесстатусной. В видеоблогах мы можем увидеть большее количество невербальной информации, но понять, к какому классу или слою человек принадлежит будет затруднительно. Когнитивный параметр статуса позволяет нам понять, какими фоновыми знаниями обладает человек и какой коммуникативной компетентностью обладает. Однако коммуникативная компетентность складывается из многих факторов, в том числе и субъективных, поэтому для достоверных выводов нужен репрезентативный материал, а в рамках отдельного сетевого сообщества его бывает не всегда достаточно.

Таким образом, сетевая коммуникация стирает статусные рамки и границы, возникающее в нашей реальной жизни. Виртуальность позволяет человеку начать жизнь в Сети "с чистого листа" и стать кем угодно. Эта трансформация возможна только посредством коммуникации, осуществляемой в сетевых сообществах, поскольку иные способы в Интернете, как в особом виртуальном пространстве, пока не изобретены.

) Социальная дифференциация коммуникативных кодов - в сетевых сообществах наблюдается тенденция к стиранию социальной дифференциации «акцентов» и речевого поведения и наблюдается стремление к унификации не только в рамках какого-то одного, конкретного сообщества, но и в рамках нескольких: интенсивно создаются стереотипные высказывания и сленговые термины (например, лайк, репост, 100500 рублей, фэйл, мем и т.д.). Наряду с унификацией возникает и дифференциация, стремление отделиться и идентифицировать себя, как отличную от других группу (создание закрытых групп, отдельных сообществ и сайтов «по приглашениям», создание определенного сленга/словаря - компьютерного, геймерского, олбанского). Все это, с одной стороны, упрощает коммуникацию, делает ее унифицированной и понятной широким слоям населения, которые в нее включены, с другой стороны - усложняют морфологию виртуального языка, делают процесс коммуникации в реальной жизни непонятным, может возникнуть межпоколенческое непонимание.

) Социальная интеграция коммуникативных кодов - интеграция как социологическая доминанта коммуникации является результатом естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говоров. В сетевых сообществах скорость интеграции в несколько раз выше, чем в реальной жизни. Это достигается за счет сходства сообщаемой информации (утром пост появляется в «MDK», днем - в «Лепрозории», а вечером, к примеру в «Корпорации смеха»), тиражированности литературной нормы языка (после нашумевшего фильма «Стражи галактики» новостные ленты пестрили высказыванием «Я есть грут»), регулярности ее воспроизведения и восприятия.

4) Социальная интерференция коммуникативных кодов - смешение либо двух языков (родного и неродного) (пример из сетевого сообщества «че»-каждый маленький ребёнок harder. better. faster. stronger. + выставление русских и английских тегов под фотографиями или записями - #City <#"883541.files/image001.jpg">

А также текстовые символы:

♂ ♁ ♀ ッ♩ ♪ ♫ ♬ ♯♈♉♊♋♌٩(͡๏̯͡๏)۶

(-(-_(-_-(О_о)-_-)_-)-) - в метро проснулся

.        Паралингвистический уровень - обнаруживает себя в аудио- и видео-блогах, аудио- и видео-конференциях, картинках - на этом уровне отображаются жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса: громкость, тон, паузы, интонации, ударения;также коммуникация отображается посредством графических средств - граф, схем, видов шрифтов и т.п.

Например,

или или

Единицы лингвистического, металингвистического, семиотического и паралингвистического уровней в устной форме актуализируются по аудиальному каналу (например, мелодия и слова из рекламы Mr. Proper), в письменной форме - по визуальному.

Средства коммуникации, используемые в сетевых сообществах делятся на визуальные (текст, изображение, изображение с подписью, слайд-шоу, gif-анимация, смайлики, знаки, символы), аудиальные (звукозаписи), и аудиовизуальные (видео). Для социальной сети «ВКонтакте» характерно доминирование визуального канала коммуникации, поскольку в качестве коммуникативных средств используются изображения.

 

Коммуникативная система сетевого сообщества


Коммуникативная система сетевого сообщества, как правило, является естественной коммуникативной системой. Она характеризуется многофункциональностью, социальной дифференциацией (с определенными оговорками, изложенными в пункте о социологических доминантах), высокой степенью вариативности, динамикой развития и представляет различные уровни коммуникации. Одной из ее сильных сторон является широкий коммуникативный диапазон - обилие лексических единиц и функционирование во всех сферах общения (от экономики, политики и медицины до спорта, моды и алкоголя). Естественная коммуникативная система сетевого сообщества дополняется современными достижениями информатики, когнитологии и психологии, которые разработали коммуникативные системы, представленные в виде различных графов, схем, картограмм, круговых диаграмм, позволяющих быстро воспринять информацию и вычленить необходимые детали. Графическое представление информации особенно эффективно в коммуникации в сетевых сообществах.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что коммуникация в сетевых сообществах представляет собой особый тип коммуникации, а не коммуникацию в контексте Интернет-реальности. Сетевые сообщества обладают собственной генеалогией, динамикой, логикой и будущим, многообразие их форм и тропов делает их совершенно уникальным явлением современности. Коммуникация в сетевых сообществах проходит на всех уровнях, задействуя большинство каналов и средств, опосредованных доступным на сегодня состоянием техники. Социология коммуникации должна заниматься активным изучением сетевых сообществ, поскольку современная коммуникация смещается с непосредственного, межличностного общения в сторону опосредованного, коллективного и массового общения.

 

Заключение


Подводя итоги, можно констатировать следующие характерные черты коммуникации в сетевых сообществах:

.        Постепенное стирание пространственных, временных, языковых и социокультурных границ; усиление межкультурной коммуникации;

.        Увеличение скорости и объема передаваемых данных;

.        Массовость - в процесс коммуникации вовлекается все большее количество людей;

.        Безличность, анонимность коммуникантов;

.        Унификация и стандартизация коммуникация, но при этом усложнение морфологии языка (возникновение неологизмов, сленга);

.        Клиповость - коммуникация лишается своей содержательности;

.        Смещение в сторону невербальных средств коммуникации;

.        Интенсивность коммуникации зависит от актуальности, эпатажности информации.

 

Список используемой литературы


1.      Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе: пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004. - 328 с.

.        Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учеб. - М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. - 304 с.

.        Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №3.- С. 167-178.

.        Писаревский В.Г. Интернет-сообщества как ядро сетевого общества // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 16. С. 60-64.

Похожие работы на - Социология сетевых сообществ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!