Правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,36 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности













Реферат на тему: «Правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности»

Содержание

Введение

. Особенности нормативного правового обеспечения работы участковых уполномоченных полиции

. Специфика работы участковых уполномоченных

. Права и обязанности участкового уполномоченного полиции

. Требования к участковым уполномоченным полиции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Служба участковых уполномоченных имеет многовековую традицию. Первым правоохранительным ведомством на Руси был Разбойный приказ, учрежденный Иваном Грозным. В XVI веке появились так называемые губные старосты (губа - административно-территориальная единица русского государства), обладавшие властными полномочиями, наделенные полицейскими функциями и послужившие неким прообразом нынешних участковых полицейских.

Происходящие в начале XXI века кардинальные изменения в политической, социальной и экономической сферах страны обусловили необходимость реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. Одной из целей реформы явилось повышение эффективности исполнения органами внутренних дел важных государственных функций по защите личности, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение установленного общественного порядка и безопасности, а также развитие новых отношений между обществом и полицией, основанных на взаимном доверии, открытости и понимании.

Важнейшим направлением деятельности полиции является производство по делам об административных правонарушениях. Эта процессуальная форма, по утверждению И.А. Галагана, регулирует «общественные отношения, порядок, формы и методы деятельности соответствующих государственных органов, их должностных лиц... по возбуждению и рассмотрению дел об административных проступках, применению к виновным справедливых мер административной ответственности и их исполнению в целях борьбы с административными правонарушениями и... воспитания трудящихся».

Существенный вклад в регулирование этой сферы общественных отношений вносят сотрудники органов внутренних дел и непосредственно участковые уполномоченные полиции. Согласно статистическим данным ФГБУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», участковыми уполномоченными полиции в 2008 г. выявлено 7133881 административное правонарушение, в 2009 г.- 7128492, в 2010 г. -5573866, в 2011 г. - 4566 844, из них рассмотрено по существу в 2008 г. - 18 % дел об административных правонарушениях, в 2009 г. - 18,4 %, в 2010 г. - 26,1 %, в 2011 г. - 35 % [4, c. 46-47].

При осуществлении участковыми уполномоченными полиции производства по делам об административных правонарушениях выявляются факты нарушений требований закона, ограничения прав граждан при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях. Так, по данным ГУОООП МВД России, ежегодно ими совершается свыше тысячи нарушений процессуальных норм КоАП РФ.

Изложенное объясняется отсутствием научно обоснованных предложений и современных методик, направленных на совершенствование производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции. Особое беспокойство на этом фоне вызывает деформация степени доверия населения к участковым уполномоченным полиции.

На неудовлетворительное исполнение участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей, в том числе и в сфере производства по делам об административных правонарушений, указали 24 % граждан, удовлетворительное - 31 %, хорошее и отличное -15 %, затруднились с ответом- 30 %, не уверены в реальной пользе их работы-43 %.

Объективно назрела необходимость проведения детального исследования современных проблем производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции, и подготовки предложений в действующее законодательство об административных правонарушениях с последующим созданием эффективной ведомственной нормативной правовой базы.

1.Особенности нормативного правового обеспечения работы участковых уполномоченных полиции

Правовую основу деятельности участковых уполномоченных составляют Федеральный закон от 07.02. 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», иные федеральные законы и нормативные правовые акты МВД России. При несении службы участковый уполномоченный руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О полиции» оговаривает особые условия деятельности участковых уполномоченных в части их обеспечения жильем. В частности статья 44 гласит, что сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением. В статье 48 определяются обязанности органов МСУ в части предоставления помещения для работы на обслуживаемом административном участке. При этом оговаривается, что оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 9) конкретизирует право участкового уполномоченного на жилье. Обязанность в предоставлении жилья возлагается на территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который предоставляет участковому уполномоченному, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, сотруднику и членам его семьи жилое помещение предоставляется органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. В том случае, если свободные жилые помещения отсутствуют, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел должен обеспечить аренду жилья для своего сотрудника. При переводе участкового уполномоченного жилое помещение сотрудников освобождается. В указанном Федеральном законе закрепляется норма, согласно которой жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, могут быть в течение 5 лет со дня вступления в силу Федерального закона переданы на возмездной основе в федеральную собственность (в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел). Порядок и условия возмездной передачи указанных жилых помещений должны быть определены Правительством РФ.

Федеральным законом также урегулированы вопросы денежного довольствия, пенсионного обеспечения, а также предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, начиная с 1 января 2012 года. Предусмотрено создание новой структуры денежного довольствия сотрудников, основу которой составляют оклады денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию) с удельным весом, равным примерно половине денежного довольствия.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 г. №878 установлены оклады месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по типовым должностям. Уровень окладов увеличился примерно в 4-4,5 раза. Подготовлена новая сетка тарифных разрядов, в которой вместо 122 разрядов, действовавших ранее, установлены 60. Размеры окладов денежного содержания планируется индексировать в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания будет приниматься Правительством Российской Федерации. В ходе реформирования системы денежного довольствия минимизировано количество дополнительных выплат. Их удельный вес в составе денежного довольствия уменьшен до 50 процентов. В реформированное денежное довольствие произошло «погружение» денежной компенсации на санаторно-курортное лечение (600 рублей на сотрудника и 300 рублей на члена семьи в год), выплаты для оплаты путевок на оздоровительный отдых детей школьного возраста (до 10800 рублей в год), выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплаты проезда в отпуск.

При рассмотрении «среднего» денежного довольствия на примере старшего участкового уполномоченного старшего лейтенанта полиции, имеющего 10 лет выслуги, видно, что его ежемесячный доход в 2012 году увеличился по сравнению с дореформенным доходом в 1,8 раз. Так, если в 2011году его денежное довольствие составляло 25,4 тыс. рублей в месяц, то в 2012 году - 46 тысяч рублей. В целом в 3,8 раза увеличен должностной оклад, в 4,3 раза - оклад по специальному званию. Таким образом, если ранее оклад денежного содержания равнялся примерно 6,5 тыс. рублей и составлял 22% от денежного довольствия, то с 1 января 2012 года - 26 тыс. рублей, или 49% денежного довольствия. В 4 раза вырос размер премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Структура денежного довольствия старшего участкового уполномоченного старшего лейтенанта полиции, имеющего 10 лет выслуги











Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил полномочия органов местного самоуправления по обеспечению деятельности участковых уполномоченных. К вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа статьями 14-16 отнесены следующие:

Øпредоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

Øдо 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.

Постановление Правительства РФ от 08.12.2011г. №1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» определяет перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел РФ и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы. К особым условиям службы отнесена и служба в подразделениях участковых уполномоченных полиции, размер надбавки установлен в пределах до 40% должностного оклада.

Приказ Министра внутренних дел России от 30.08.2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» направлен на реализацию норм Федерального закона «О полиции» об обеспечении открытости и публичности полиции (статья 8), общественного контроля за её деятельностью. Данным приказом утверждена Инструкция, устанавливающая порядок организации и проведения отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными и представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и перед гражданами. В частности, участковые уполномоченные полиции должны отчитываться перед гражданами, проживающими на обсуживаемом административном участке, с периодичностью не реже одного раза в квартал. В проведении отчета участкового уполномоченного полиции перед гражданами участвует руководитель подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне и представитель органа местного самоуправления (по согласованию). В отчете участковый должен сообщить об оперативной обстановке, складывающейся на участке обслуживания, о работе по выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений, об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка. Кроме того, он обязан проинформировать граждан о результатах рассмотрения жалоб, заявлений и поступивших предложений. Им готовится информационно-аналитическая записка, которая утверждается руководителем территориального органа МВД России и не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты отчета, размещается на официальном сайте территориального органа МВД России. Оповещение населения о проведении отчета производится заблаговременно путем вывешивания объявлений, использования местных средств массовой информации, сети Интернет, а также через органы местного самоуправления, администрацию предприятий, учреждений и организаций. Для максимального привлечения граждан к участию в обсуждении отчет участкового уполномоченного полиции проводится в вечернее время или в выходные дни. В зависимости от тематики вопросов для участия в собрании приглашаются работники органов социальной защиты населения, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, ветеранских объединений. Принятые на собрании решения оформляются протоколом, который подписывается руководителем территориального органа МВД России на районном уровне.

Приказ МВД РФ от 08.07.2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» направлен на закрепление полномочий участковые уполномоченные полиции в осуществлении административного надзора.

Приказ МВД РФ от 22.07.2011 г. №868 «Об утверждении нагрудных знаков сотрудников полиции» содержит описание нагрудного знака участкового уполномоченного полиции. Нагрудный знак участкового уполномоченного полиции выполнен из алюминия в форме овала золотистого цвета размером 75 x 60 мм и состоит из двух частей: основания и накладки с кодом знака. В центральной лучистой части основания красного цвета - изображение эмблемы МВД России, под ней на трех горизонтальных полосах синий прямоугольник с закругленными углами и надписью «ПОЛИЦИЯ» золотистого цвета. Над центральной частью основания по кругу надпись «УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ» синего цвета.

Проект приказа МВД России «Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции», разработанный в 2011 году, наиболее полно описывает требования, предъявляемые к повседневной работе участковых уполномоченных полиции, определяет перечень их обязанностей, порядок деятельности, категории лиц, с которыми работает участковый в рамках профилактической деятельности.

участковый уполномоченный полиция правовой

2.Специфика работы участковых уполномоченных

К участковым уполномоченным можно обращаться с любой проблемой, будь то конфликты с соседями, молодежные тусовки, семейные дебоширы, нечестный продавец в соседнем магазине, оставляемый без присмотра ребенок. Если коротко, то суть полномочий в том, чтобы оставить без работы коллег из уголовного розыска и отдела экономических преступлений. А если серьезно, то основа деятельности каждого участкового - профилактика правонарушений, подростковой преступности, выявление притонов и мест обитания бомжей, разруливание жилищно-бытовых конфликтов и многое другое [1, c. 32-33].

Эти люди должны отлично знать вверенную им территорию. В городе трудно сравнивать участковых с киношным Анискиным, который мог поименно назвать всех жителей своей деревни. Однако руководство призывает сотрудников к тому, чтобы они как можно больше знакомились с жителями. По крайней мере, чаще общались с председателями домовых комитетов, поскольку обычно это активные и всезнающие люди. Только при сотрудничестве с населением можно обеспечить ему реальную безопасность.

Не случайно перед аттестацией участковых уполномоченных руководство УВД имеет практику организовывать сходы жителей, поскольку важно их мнение о деятельности полиции.

Работа у участковых уполномоченных тяжелая. И не только из-за ненормированного рабочего дня и постоянного общения с асоциальными гражданами. Участковые должны знать основы работы всех служб полиции, потому что им приходится решать очень широкий круг вопросов.

Рассмотрим права участковых уполномоченных.

При необходимости они имеют право останавливать и досматривать транспортные средства и граждан, опечатывать кассы и помещения, где хранятся документы и товарно-материальные ценности. У участковых есть полномочия изымать их, составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать взыскания, расследовать преступления. Они могут в случаях, предусмотренных законом, применять физическую силу, спецсредства.

Что касается входа в жилище, то без санкции суда или без разрешения хозяев участковый не имеет права входить в чужой дом. Неприкосновенность гарантирует Конституция РФ. Однако, как гласит закон, в исключительных случаях сотрудник милиции все же имеет полное право войти в квартиру даже без вашего согласия. Например, когда есть угроза чьей-то жизни или сведения о совершении или подготовке преступления, либо в квартире находятся люди, которым требуется срочная помощь.

Старший участковый уполномоченный, участковый уполномоченный полиции, помощник участкового уполномоченного полиции, имеющий специальное звание, уполномоченные в пределах компетенции возбуждать дело об административном правонарушении.

В пределах своих полномочий вправе:

) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства и заявлять ходатайства;

) самостоятельно принимать решение по делу об административном правонарушении в пределах предоставленных полномочий;

) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом» [5, c. 45].

Вывод о том, что в условиях проводимой административной реформы настоятельно диктуется необходимость совершенствования процессуальной деятельности. Это требует пересмотра роли, значения и эффективности форм реализации процессуальных полномочий участкового уполномоченного полиции, наиболее перспективной из которых предусматривается назначение участковым уполномоченным полиции административного наказания без составления протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).

Функции участкового уполномоченного полиции на стадии возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой совокупность последовательных процессуальных действий (этапов). К этим этапам на стадии возбуждения дела об административном правонарушении необходимо отнести: принятие и регистрацию информации об административном правонарушении в Книге учета сообщений о происшествиях; предварительную проверку и правовую оценку этой информации; принятие решения по делу об административном правонарушении и регистрация принятого решения в Журнале учета производства по делам об административных правонарушениях; прекращение производства по делу об административном правонарушении (факультативный этап) на основании обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ; направление дела об административном правонарушении по подведомственности.

Вместе с тем в практической процессуальной деятельности участковых уполномоченных полиции указанные этапы условны. Реализация процессуальных функций происходит очень быстро и, как правило, сводится к составлению первого протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или непосредственно сразу, на месте совершения административного правонарушения, составление протокола об административном правонарушении с вынесением постановления о назначении административного наказания.

Следует отметить, что основными поводами к возбуждению участковыми уполномоченными полиции дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) являются: 1) непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (указали 88 % из числа респондентов); 2) материалы, в которых содержатся данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие в орган внутренних дел из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (указали 8 % из числа респондентов); 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц (указали 4 % из числа респондентов), при этом практически никто не указал на такой повод, как сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обращаем внимание на то, что в территориальных органах внутренних дел субъектов Российской Федерации отсутствует административная практика по реализации участковыми уполномоченными полиции упрощенной формы производства (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). По мнению диссертанта, реализация этой формы производства по делам об административных правонарушениях позволила бы максимально эффективно достичь целей и решить задачи производства.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, участковому уполномоченному полиции необходимо установить, относится ли к его компетенции рассматриваемое дело об административном правонарушении (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ), а также учесть обстоятельства, при которых не вправе его рассматривать (ст. 29.2 КоАП РФ). Однако последние требования закона не всегда представляется возможным выполнить, особенно в отдаленной, труднодоступной местности.

3.Права и обязанности участкового уполномоченного полиции

В своей служебной деятельности участковый уполномоченный обязан знать и использовать:

Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их полномочий, регламентирующие деятельность полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций всех форм собственности, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также места хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеки, другие места хранения наркотических средств и психотропных веществ, порядок охраны, места стоянок автотранспорта, а в сельской местности - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, заготовительные и перерабатывающие организации, места произрастания дикорастущих и культурных растений, содержащих наркотические средства.

Население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения.

Количество совершенных на административном участке преступлений, их разделение по видам, способам, месту и времени совершения, обстоятельства, способствовавшие их совершению; лиц, поведение которых в установленном законом порядке контролируется сотрудниками органов внутренних дел; приметы разыскиваемых преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, похищенные вещи и находящиеся в розыске транспортные средства, данные о потерпевших.

Места концентрации лиц с противоправным поведением, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления.

Силы и средства, участвующие в охране общественного порядка, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений на административном участке.

Порядок осмотра места происшествия, обнаружения, закрепления и изъятия следов преступления и иных вещественных доказательств, а также порядок оформления процессуальных документов.

Проводит не реже одного раза в полугодие поквартирный (подворный) обход административного участка. Заносить полученную в соответствии с законодательством информацию в паспорт на жилой дом (жилые дома) по улице (в населенном пункте) для последующего ее анализа и систематизации.

Использует в целях более полного изучения оперативной обстановки на административном участке информацию, полученную в результате личного наблюдения, общения с населением, рассмотрения жалоб, заявлений и сообщений, данные статистической отчетности, оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных учетов, другие сведения, имеющиеся в органе внутренних дел [7, c. 286-288].

При осуществлении своей служебной деятельности участковый уполномоченный полиции имеет право:

Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полицией своих полномочий; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.

Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми законодательством Российской Федерации возложен на полицию.

Вызывать в установленном порядке в органы внутренних дел, служебные помещения участковых уполномоченных граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся у него в производстве.

Получать в установленном порядке от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Производить в предусмотренных законом случаях и порядке соответствующие уголовно-процессуальные действия.

Принимать меры к доставлению в медицинские учреждения либо в дежурную часть органа внутренних дел лиц, находящихся на улице или в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим и себе, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья и жизни).

Осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических лиц, предметов, фактов и использовать в своей деятельности данные этих учетов, а также информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру и другие технические и специальные средства.

Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями всех форм собственности, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан участковый уполномоченный немедленно докладывает рапортом руководству органа внутренних дел.

Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.

Использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.

Использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности, общественным объединениям и гражданам.

Хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специальные средства, применять их и физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Задерживать и доставлять в орган внутренних дел в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу.

Направлять или доставлять при необходимости лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в медицинское учреждение для освидетельствования.

Временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться там или покинуть эти участки и объекты в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья.

Отстранять от управления транспортным средством водителей и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения или в силу физического состояния не способных управлять транспортным средством, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством. Об отстранении от управления транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляются предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы, копии которых вручаются лицу, в отношении которого применены соответствующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения, а также транспортные средства, если есть достаточные основания полагать, что они или пассажиры объявлены в розыск.

Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях [2, c. 44-47].

4.Требования к участковым уполномоченным полиции

К участковым уполномоченным выдвигается ряд требований.

Они должны:

знать:

систему права; механизм и средства правового регулирования, реализации права;

основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права;

законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права;

правоприменительную практику;

формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;

природу преступности, её основные характеристики и детерминанты, особенности поведения лиц, совершивших преступления; механизм индивидуального преступного поведения;

основные направления и особенности правоохранительной деятельности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;

правовые основы и порядок прохождения службы в правоохранительных органах; права и обязанности участкового уполномоченного полиции;

организацию системы управления и обеспечения управленческой деятельности; методы управленческой деятельности; порядок подготовки и принятия управленческих решений, организации их исполнения; основные положения научной организации труда;

установленный порядок организации документирования и документооборота; основные правила и порядок подготовки, оформления, учета и хранения служебных документов; понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну и сведений конфиденциального характера; организационно-правовые основы режима секретности;

международные стандарты в области прав и свобод человека; систему гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и механизм их обеспечения правоохранительными органами при осуществлении своих функций, в том числе в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов; правовые основания ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов;

основные виды вооружения, применяемого участковыми уполномоченными полиции; меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием; назначение, боевые свойства, устройство, правила обращения, ухода и сбережения табельного оружия; тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения оперативно-служебных задач с применением оружия; классификацию, назначение, технические возможности, организационно-правовые основы и тактические особенности применения различных видов специальной техники и специальных средств, находящихся на вооружении участковых уполномоченных полиции; правовые основы, условия и пределы применения физической силы, применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов; [3, c. 36]

уметь:

анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

анализировать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

правильно составлять и оформлять юридические документы;

осуществлять предварительную проверку сообщений о преступлениях, анализ и оценку розыскной информации, а также исходных следственных ситуаций;

выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению преступлений и профилактике и иных правонарушений;

противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;

разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов;

разрабатывать управленческую документацию; принимать оптимальные управленческие решения;

пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;

применять огнестрельное оружие, применять физическую силу, использовать специальную технику, специальные средства в различных оперативно-служебных ситуациях и документально оформлять результаты их применения;

обеспечивать личную безопасность, безопасность граждан, подчиненных в повседневной служебной деятельности и в экстремальных ситуациях;

владеть:

юридической терминологией;

навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами;

навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права;

методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений;

навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

тактикой и методикой раскрытия и расследования преступлений;

навыками применения средств профилактики правонарушений;

навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе;

навыками реализации организационно-управленческих функций в рамках малых коллективов;

навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности;

навыками принятия необходимых мер по защите и обеспечению прав человека в процессе служебной деятельности;

навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач;

навыками чтения топографических карт, производства измерений по ним, ориентирования на местности с картой и без неё, составления служебных графических документов;

навыками правомерного применения табельного оружия, специальной техники, специальных средств, применения физической силы, средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи при выполнении оперативно-служебных задач [11, c. 56-57].

Рассмотрим основные составные части работы участковых уполномоченных полиции.

. Служебная документация участкового уполномоченного полиции и ознакомление с оперативной обстановкой. К основным видам служебной документации относятся: паспорт на административный участок, паспорта на жилой дом (дома), журнал обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции, книга отзывов и предложений граждан, рабочая тетрадь участкового уполномоченного полиции, книга замечаний и предложений проверяющих.

В процессе работы обслуживаемого участка предполагается не только ознакомление с имеющимися материалами, но и решение следующих задач:

-посещение обслуживаемого участка, знакомство с населением, и различными объектами;

-анализ и оценка информации, имеющейся в документации и полученной стажером-дипломником во время посещения объектов с целью:

-определения уровня, оптимальных форм и методов обслуживания;

-установления тенденций состояния оперативной обстановки;

-определения категорий лиц, могущих предоставлять информацию о состоянии оперативной обстановки.

При реализации мероприятий, направленных на совершенствование оперативного обслуживания, участковый уполномоченный, используя знания, полученные в процессе изучения юридических, экономических и специальных дисциплин, прохождения учебной практики и практики по профилю специальности должен совершенствовать практические умения и навыки:

-установления психологического контакта с различными категориями лиц, располагающих информацией о состоянии обстановки на обслуживаемом объекте (к таким лицам, в первую очередь, относятся представители администрации и другие категории работающих; сотрудники контролирующих органов; иные лица, располагающие сведениями, представляющими оперативный интерес);

-использования различных методов для получения сведений о состоянии оперативной обстановки;

-оформления оперативно-служебных документов, в том числе аналитических, обзорных, административно-процессуальных документов и др.;

-использования ЭВМ (при наличии в ОВД) для аналитической работы;

-организации и тактики взаимодействия с различными субъектами, располагающими интересующей информацией.

. Общая и индивидуальная профилактика. На основе результатов анализа состояния оперативной обстановки участковый уполномоченный определяет перспективные направления общей и индивидуальной профилактики, по выявлению фактов подготавливаемых, совершаемых или совершенных правонарушений, преступлений и лиц, к ним причастных, а также условий, способствующих их совершению. С этой целью он:

-поддерживает постоянную связь с населением, с трудовыми коллективами;

-планирует мероприятия по оперативно-профилактической отработке закрепленного участка;

-определяет наиболее криминогенные места обслуживаемого участка;

-устанавливает категории лиц, представляющих оперативно-служебный интерес;

-выявляет признаки, заключающиеся в отклонениях от нормальной жизнедеятельности людей и свидетельствующие о возможном совершении правонарушений;

-проводит контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

-осуществляет постоянное взаимодействие с различными подразделениями ОВД, а также с иными государственными структурами и общественными объединениями по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и профилактике детской безнадзорности и др.;

-документально закрепляет выявленные в процессе работы причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений;

-подготавливает сообщения руководителям обслуживаемых объектов с предложениями по устранению характерных криминогенных обстоятельств;

-подготавливает аналитические обзоры (справки) для органов законодательной и исполнительной власти о состоянии предупредительной работы;

-проводит правовую пропаганду среди работников обслуживаемых объектов и населения;

-организует учет лиц, представляющих интерес;

-осуществляет организацию и тактику оказания профилактического воздействия в отношении лиц, могущих совершить экономические преступления, включая методы убеждения и принуждения.

Целесообразно изучать положительный опыт полиции общественной безопасности по организации предупредительной работы на объектах негосударственных форм собственности, а также в отношении лиц, принадлежащих к различным предпринимательским структурам.

. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Работа участкового уполномоченного по овладению спецификой по рассмотрению жалоб и заявлений граждан заключается в участии в приеме граждан в участковом пункте полиции и в составе дежурной смены в ОВД, проводимых по соответствующему графику.

. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с внештатными сотрудниками, негосударственными формированиями. Работа участкового уполномоченного по взаимодействию с общественностью заключается в участии в мероприятиях по организации взаимодействия с общественностью и негосударственными формированиями.

. Организация деятельности по борьбе с отдельными видами правонарушений. В процессе работы участковые уполномоченные должны совершенствовать практические умения и навыки, а также усовершенствовать соответствующую методику:

-по предупреждению и раскрытию правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений;

-организации надзора за соблюдением правил дорожного движения контроля за безопасным содержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений;

-осуществления мер административного принуждения, применяемых полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

-предупреждения и пресечения административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан и общественную нравственность;

-предупреждения и пресечения административных правонарушений в области охраны собственности, предпринимательской деятельности, финансов;

-реализации административно-правовых мер предупреждения и пресечения нарушений порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований;

-по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, применения административно-правовых средств пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков и ликвидация их последствий;

-осуществления деятельности полиции по противодействию терроризму.

По своему содержанию данная работа имеет большое значение, поскольку в определенной мере обобщает все основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции и требует комплексного подхода и специальных знаний для успешного решения поставленных задач.

. Реализация мер личной безопасности. Работа участкового уполномоченного строится в соответствии с мерами личной безопасности. Особо на соблюдение таких мер необходимо обращать внимание начинающим сотрудникам.

Обеспечение личной безопасности связано с объективными и субъективными факторами, которыми являются:

-психологическая и физическая подготовка перед выполнением служебных обязанностей;

-проверка оружия, средств связи после получения;

-соблюдение приемов и тактики досмотра, обыска, помещения задержанного в автомашину и комнату для задержанных, доставления в ОВД и др.;

-передвижение по участку в стороне от зданий, особенно в темное время суток;

-обращение с гражданами при соблюдении дистанции, не оставлять их позади себя;

-проверка документа при усиленном внимании за поведением проверяющего;

-в помещении не допускайте бесконтрольное движение правонарушителя по квартире;

-после звонка в квартиру встать около дверного проема;

-при задержании преступника быть осмотрительным и решительным и другие обстоятельства [6, c. 40-42].

Заключение

Служба участковых уполномоченных полиции занимает центральное место в системе органов внутренних дел и является гарантом защиты граждан от преступных посягательств по месту жительства. По результатам ее работы дается оценка в целом органам внутренних дел, от этого непосредственно зависит доверие российских граждан к органам правопорядка.

Принятие Федерального закона «О полиции» стало ключевым элементом реформирования системы органов внутренних дел. Значительно изменились подходы к организации деятельности органов внутренних дел, а сама модель взаимоотношений с гражданами сменилась с контролирующей на партнерскую. При этом, несмотря на проведенную оптимизацию в структуре нового образования в качестве основного профилактического элемента по-прежнему остались подразделения участковых уполномоченных.

Список использованной литературы

.Васильев Ф.П., Тарабрин С.В. Деятельность участкового уполномоченного милиции на современном этапе // Российский следователь. 2010. № 10. С. 32-36.

.Зайцев А.А. Содержание административно-правового статуса участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 44-47.

.Зайцев И.А. Административно-процессуальный статус участкового уполномоченного милиции, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. № 6. С. 34-37.

.Зырянов С.М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 46-54.

.Кадников Б.Н. Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни: научно-практическое пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2011. - 136 с.

.Казак Б.Б., Михайлова Н.В., Столяренко В.М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 39-42.

.Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - 528 с.

.Мусаелян М.Ф. Об обеспечении постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращении рецидивной преступности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 6. С. 8-10.

.Полицейское право: Лекционный курс /Под ред. канд. юрид. наук А.В. Куракина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 816 с.

.Сукманов О.В. Некоторые теоретические аспекты осуществления контроля за поведением условно осужденных, склонных к совершению повторных преступлений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 1. С. 10-13.

.Тарабрин С.В. Правовой статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2010. № 5. С. 55-57.

.Холманский В.И., Бородин С.С. Проект Федерального закона № 151943-4 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: достоинства и недостатки // Российский следователь. 2010. № 5. С. 31-39.

Похожие работы на - Правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!