Правовой статус судьи в современном мире

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой статус судьи в современном мире















Правовой статус судьи в современном мире

Оглавление

Введение

Глава 1. Кто в праве и может стать судьёй

.1 Требования Конституции РФ к претенденту на должность судьи

.2 Требования законодательных актов к претенденту на должность судьи

.3 Психофизиологические и морально-нравственно-этические требования к претенденту на должность судьи

.4 Этапы процедуры назначения судей

Глава 2. Правовые основы статуса судьи и его составляющие

.1 Независимость судей

.2 Несменяемость судей

.3 Неприкосновенность судей

.4 Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Заключение

Библиографический список

Введение

Судьи - это люди, которые вершат государственную власть. Существует важная проблема добротного кадрового заполнения каждой из ветвей государственной власти. С такой же проблемой сталкиваются и за рубежом.

Чем выделяется - с точки зрения кадрового обеспечения в современной России - судебная ветвь государственной власти в системе ветвей федеральной государственной власти? Прежде всего тем, что судья - непосредственный носитель судебной власти, поэтому к этим должностным лицам предъявляются особые требования.

Многое в жизни общества и всего государства зависит от их деятельности. Поэтому к процессу отбора кандидатов нужно подходить с особой внимательностью. Не каждый претендент на должность судьи в силах взять на себя данную ответственность.

Тема статуса судьи является актуальной для правовой науки и практики уже более 20 лет, ровно столько, сколько существует программа развития российской правовой системы как системы власти, независимой и отделённой от других ветвей власти. Президент Д.А. Медведев (Третий Президент Российской Федерации 2008-2012), обращался к этой теме, он ставил её как одну из основных в своей предвыборной компании и повторил тезис о её приоритетности в ходе официального визита в Украину, и органы судейского сообщества, которые в мае 2010 г. провели пленарное заседание Совета судей с такой повесткой дня. О необходимости развития судебной системы говорят и судьи Конституционного суда РФ.

Объектом исследования является изучение правового статуса судей.

Предметом исследования является судьи в России на современном этапе.

Цель данной работы является изучить правовое положение судей в современном обществе.

Для поставленной цели можно выделить следующие задачи:

освоить требования, предъявляемые на должность судьи.

этапы процедуры назначения судей.

правовые основы статуса судьи.

ответственность судей.

Методологические основы исследования составляют комплексы принципов науки теории государства и права, а также конституционного права, а также общие и специальные методы научного исследования.

Глава 1. Кто в праве и может стать судьёй

Конституцией РФ провозглашено право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбрать профессию и род деятельности (ч.1 ст.37) и право граждан РФ на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32). Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 г. № 522-О* указал, что возможность для гражданина РФ быть судьёй и в данной качестве осуществлять правосудие - это притязание, сопряженное с названным выше правом распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правом на равный доступ к государственной службе, а в Определении от 3 октября 2002 г. №233-О* Суд отметил, что право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает также возможности закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти и освобождения от занимаемой должности.

Желание любого гражданина реализовать своё право занятия должности судьи и осуществления правосудия должно сопрягаться с действующим в настоящее время правовым механизмом отбора кандидатов в судьи.

Развитие механизма правосудия и механизма отбора кандидатов в судьи и наделение их судейскими полномочиями должны быть сбалансированными и развиваться в русле, определённых в первую очередь Конституцией РФ.

1.1 Требования Конституции РФ к претенденту на должность судьи

В Конституции РФ в Ст. 119 провозглашены требования к кандидату в судьи, которая установила: Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены некоторые дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Конституция РФ установила базовые требования к кандидату в судьи.

Наличие гражданства РФ

Отсутствие гражданства РФ, означает невозможность назначения судей в нашей стране, даже если гражданин пребывает на территории Российской Федерации любой по продолжительности срок проживания.

Существуют споры о возможности назначения в нашей стране судей с наличием двойного гражданства. Но это невозможно, потому что наличие дополнительного гражданства другого государства неизбежно налагает исполнение требований Конституции другого государства. Также в. Ст.16 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" говорится о то что, лицо имеющее гражданство другого государства, не может быть принято на гражданскую службу, следовательно, у российского судьи не может быть никакого иного гражданства, помимо российского.

В нашей стране лица, которые имеют помимо российского гражданства гражданство иностранного государства, не могут быть членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы, высшими должностными лицами субъектов РФ и другими должностными лицами.

Ограничения, вызванные наличием гражданства второго государства, есть и в зарубежных странах, например, ч.4 ст.33 Основного закона ФРГ устанавливает: "Осуществление властных полномочий в виде постоянной задачи, как правило, должно поручаться лицам, состоящим на государственной службе и связанным узами публично-правовых отношений службы и верности.

Достижение 25-летнего возраста

Достижение определённого возраста кандидата в судьи требуется еще на первом этапе движения к должности судьи, когда лицо представляет необходимые документы в соответствующую экзаменационную комиссию.

Становится актуальный вопрос о повышении возраста для занятия должности судьи. В большинстве стран минимальный возраст для судьи находится на более высокой планке.

В конституциях подавляющего большинства стран минимальный возраст для судьи фиксируется на более высоком возрастном уровне. Есть исключения, например, ст.146 Конституции Турецкой Республики установила, что для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к судьям Конституционного суда страны, члены преподавательского состава вузов, высшие административные должностные лица должны быть не старше 40 лет.

Наличие высшего юридического образования

Идёт речь о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности "Юриспруденция " или "Правоведение" вне зависимости от формы обучения (очное, очно-заочное, заочное, экстернат), полученном в государственном вузе.

Также, сюда и относятся вузы иностранных государств. Однако в иностранном юридическом вузе изучают право иностранного государства. Российские судьи должны знать российское право. Дипломированный специалист, окончивший иностранный вуз и желающий стать судьёй России, должен это знать.

Сложнее определить вопрос, о праве быть судьёй юристу имеющему диплом бакалавра. Образование России полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества России придерживаются иного мнения и полагают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистрата юриспруденции гражданин может претендовать на должность судьи.

Требования наличия для занятия должности судьи высшего профессионального образования содержится в конституциях и законодательстве подавляющего большинства стран мира, но есть и исключения.

Председатель Верховного Народного суда Китайской Народной Республики Ван Шэнцзюнь, избранный на данную должность 16 марта 2009 г. на 6-ом Пленарном заседании 1-й сессии ВСНП КНР 11-ого созыва, юридического образования не имеет, в 1968 году он окончил исторический факультет Хэфейского педагогического института, с 1983 года - кадровый партийный работник.

Наличие стажа работы по юридической специальности не менее 5-ти лет

В этот стаж, как это установлено Законом о статусе судей (п.5 ст.4), включает в себя:

)В качестве преподавателя каких-либо юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

2)На должностях, которые требуют высшего юридического образования.

Исчисление данного стажа определяются Комиссией при Президенте РФ.

Все перечисленные выше требования к кандидату в судьи распространяются на всех судей. В Ст. 119 Конституции РФ закреплены минимальные требования к любому судье.

В законодательстве ряда субъектов (республиках Адыгея, Дагестан, Карелия, Марий Эл, Татарстан) предусматривается 10-летний стаж работы по юридической специальности для занятия должности судьи конституционного суда этих республик.

В Конституциях некоторых зарубежных государств на этом- конституционном- уровне закрепляются квалификационные требования к судьям дифференцированно в зависимости от специализированного суда.

Относительно специализации суда в силу ч 3. ст.134 Конституции Австрийской Республики "все члены Административного суда должны иметь законченное образование в области государственно- правовых наук и не менее десяти лет занимать такое положение, для которого необходимо наличие этого образования".

.2 Требования законодательных актов к претенденту на должность судьи

В Ст. 119 во втором предложении Конституции РФ говорится: "Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации". К судьям судов субъектов РФ дополнительные требования устанавливаются законами этих субъектов РФ.

Пример: .В Ст.8 Закона Республики Ингушетия " О Конституционном суде Республики Ингушетия" установлено, что кандидат на должность судьи этого суда должен обладать безупречной репутацией.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются полномочиями. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами.

Судья в настоящее время не вправе:

1)Замещать иные государственные должности, муниципальные должности;

2)Заниматься предпринимательской деятельностью лично, либо через доверенных лиц;

)Публично выражать своё отношение к политическим партиям;

)Принадлежать к какой- либо из политических партий;

)Заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской;

)Использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи средства, предназначенные для служебной деятельности;

)Быть представителем по делам физических или юридических лиц;

)Разглашать сведения, не связанные с деятельностью судьи, отнесённые к информации ограниченного доступа;

)Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения от физических или юридических лиц.

)Выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счёт средств физических или юридических лиц, за исключением служебных командировок.

)Принимать без разрешения соответствующей коллегии судей специальные звания, награды.

)Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

1.3 Психофизиологические и морально-нравственно-этические требования к претенденту на должность судьи

Профессиональный психофизиологический отбор является одним из важных направлений повышения эффективности деятельности и сохранения профессионального долголетия специалистов.

Судьи решают широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций, они обеспечивают защиту социальных гарантий и прав граждан и общества в целом. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к психофизиологическим качествам личности и функциональным резервам организма судьи.

Важными для физиологии труда и недостаточно изученными являются вопросы оценки функциональных резервов и стрессогенности деятельности федеральных судей. Полученные данные позволят определить факторы профессиональной успешности федеральных судей и в дальнейшем оказывать целенаправленное влияние на процессы подбора кандидатов на должности судей.

Психофизиологические и психологические средства оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности федеральных судей целесообразно использовать как важную составную часть профессионального психофизиологического отбора и медико-психологического сопровождения федеральных судей.

Профессиональная деятельность судьи характеризуется высокой социальной значимостью, стрессогенностью, ответственностью, многоплановым и эвристическим характером решаемых судебных задач, вариативностью и нестандартностью ситуаций в условиях дефицита времени; выраженной организаторской и коммуникативной направленностью правоприменительной и процессуальной самостоятельностью, что предъявляет повышенные требования к психофизиологическим качествам личности, характеризующим социальную зрелость, ответственность, организаторские, коммуникативные, морально-нравственные и эмоционально-волевые качества, интеллектуальные способности и функциональные резервы организма.

Требование морально-нравственно-этнического закреплены либо:

·В действующем законодательстве и являются или общими для всех судей или носят более предметный характер;

·Либо закреплены в Кодексе судейской этики;

·Либо в одном из актов Верховного суда.

Судейская присяга. Если претендент на должность судьи, предварительно ознакомившись с её содержанием, готов принести и подписать соответствующий документ, значит он готов стать судьёй. Именно после принесение присяги претендент становится судьёй. Также принесение присяги повышает самооценку судьи. Она приносится в торжественной обстановке на собрании судей перед Государственным флагом России и содержит закреплённую в п.1 ст.8 Закона о статусе судей формулировку: " Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть бесстрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть". Этот текст отличается от текста присяги судьи Конституционного Суда РФ:

"Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более"

Много разрешительных и запретительных предписаний для судьи содержатся в Кодексе судебной этики. Данный Кодекс обязывает судью: в своей профессиональной деятельности и вне службы руководствоваться общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать то что может затронуть его честь и достоинство.

.4 Этапы процедуры назначения судей

По историческим меркам совсем недавно в нашей стране юристы не хотели становиться судьями - эта должность считалась не престижной; платили судьям мало. Работали судьи в ветхих, тесных, неохраняемых зданиях. Должности помощника судьи вообще не существовало. Сегодня же обстановка резко изменилась. Несмотря на большую нагрузку, должность любого российского судьи считается достойной и престижной. Наступает время, когда в России должность судьи может расцениваться как вершина юридической профессиональной карьеры. Должность судьи не может "вручаться" любому желающему; среди желающих, отвечающих минимально необходимым, жестко законом определённым требованиям, можно и нужно для занятия должности судьи отбирать лучших из лучших.

Всю совокупную процедуру, которую проходят желающие стать в России судьями (это не касается конституционно-уставной ветви судебной власти), в первом приближении можно разбить на несколько этапов.

Первый этап. Желающий стать судьей российский гражданин, отвечающий установленным требованиям, определяется, в какой суд, то есть в суд какой ветви судебной власти он желает "поступить" судьёй. От этого зависят его дальнейшие действия. При этом Законом о статусе судей чётко установлено: кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сёстры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сёстры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Желающий стать судьёй должен быть внутренне уверен в том, что по всем своим качествам он отвечает требованиям, предъявляемым в суде. Он должен проверить своё здоровье и получить документ об отсутствии у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Ему необходимо получить документ о том, что он не болеет ни одной из 32 болезней, наименование которых содержаться в Перечне заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Второй этап. Начинается сбор и продвижение документов желающего стать судьёй. В Законе чётко перечислены документы, которые должны быть:

подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приёме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы. Эти экзаменационные комиссии образуются на срок полномочий соответствующих квалификационных коллегий судей, состоят при них и образуются из числа наиболее опытных судей, в их состав обычно входят также учёные-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей, но численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее ¾ состава комиссии.

Третий этап. Желающий стать судьёй сдаёт квалификационный экзамен. Результаты данного экзамены действительны в течении трёх лет. Экзамен на должность судьи проводиться по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса по различным отраслям права и две задачи из судебной практики, но по решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа. Результаты экзамены объявляются в день завершения экзамена, по итогам экзамена принимается решение о сдаче или не сдаче.

Четвёртый этап. Желающий стать судьёй должен дождаться открытия соответствующей для него вакансии. Пишется заявление на вакантную должность судьи, прилагаются еще ряд документов (п.6 ст.5 Закона о статусе судей). Документы, составляемые самим претендентом не должны содержать лжи.

Пятый этап. ККС занимается проверкой достоверности документов, имея право обратиться в соответствующие органы. После окончания проверки о месте рассмотрения заявления ККС извещает претендента на судейскую должность, который вправе ознакомиться со всей находящейся в его личном деле информацией.

Шестой этап. ККС принимает решение о рекомендации одного или нескольких кандидатов. В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям, предъявляемым Законом о статусе судей ККС принимает решение об отказе в рекомендации на должность судьи.

Седьмой этап. На этом этапе решение ККС о рекомендации кандидата на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 10 дней после получения решения вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Восьмой этап. На этом этапе документы кандидата в судьи рассматривает Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

Девятый этап. На данном этапе материалы конкретного кандидата в судьи поступают, как говорят в судейской среде, " на стол Президенту". Дальше эти материалы движутся в зависимости от того, идёт ли речь о судьях высших судов страны или иных.

Десятый этап. Принимается решение о назначении того или иного кандидата судьёй. Или не принимается.

Изучение зарубежного порядка назначения судей на должность даёт возможность сделать вывод о большом разнообразии в решении этого вопроса. В справочной литературе по Европе, например, указывается, что в Швеции судьи назначаются правительством, при этом некоторые категории судей могут не иметь высшего образования.

На Кипре судьи в судах низшего звена назначаются на посты, повышаются в должности и подвергаются взысканиям по решению Высшего судейского совета, состоящего из всех судей Верховного суда.

В Исландии министр юстиции назначает судей окружных судов после получения заключения комитета, который оценивает пригодность кандидатов к выполнению этой функции, а Президент Исландии назначает судей Верховного суда по каждой кандидатуре.

В большинстве стран судьи назначаются, но в высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. В США Верховный суд назначается президентом с согласия сената, в Японии - императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи).

Глава 2. Правовые основы статуса судьи и его составляющие

Конституционно-правовой статус судей (он закреплён в ст.10, 119-122,124,128 Конституции РФ) предполагается тем, что судьи осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, представителями которой являются.

Статус судьи формируется и складывается не одномоментно, это категория историческая и высокий статус судьи есть только в тех государствах, где пройдёт определенный исторический путь, сложились традиции формирования судейского корпуса и отправления правосудия.

.1 Независимость судей

Независимость для судей естественно необходима для осуществления независимого правосудия. Государство должно гарантировать и обеспечивать такую независимость; судьи же обязаны при осуществлении правосудия быть независимыми. Базовые гарантии независимости судей закреплены в Конституции РФ. Основы независимости судей закреплены в целом ряде федеральных законодательных актов - в федеральных конституционных законах, в федеральных законах, в процессуальных кодексах.

Основные звенья механизма, обеспечивающего реализацию принципа независимости судей:

)Закрепление непосредственно в Конституции РФ наиболее важных гарантий независимости судьи: независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону и установление положений, согласно которому суд, установив при рассмотрение дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст.120)

2)Законодательное закрепление неограниченности срока полномочий судей (ст.14 Закона о судебной системе Российской Федерации).Полномочия судей федеральных судов не ограничены определённым сроком, за исключением в ряде случаев назначения впервые судей на определённый - 3 года.

)Полное несовпадение организационно-правовых механизмов.

a)Наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями.

b)Привлечение судьи к ответственности любого вида.)Прекращение полномочий судьи по компрометирующим основаниям.

4)Провозглашение в развитие положений Конституции РФ в ряде названных федеральный конституционных и федеральных законов самостоятельности, вне зависимости от чьей бы то ни было воли. Осуществление судами судебной власти в рамках подчинения только Конституции РФ и закону, и, соответственно, независимости носителей этой власти при осуществлении ими правосудия.

5)Установление категорического запрета всякого вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия. Отменить или соответствующим образом изменить вынесенный судьёй судебный акт может только суд вышестоящей судебной инстанции.

)Установление законной процедуры осуществления правосудия- соответствующими процессуальными кодексами и иным федеральным законодательством. Данная гарантия независимости судьи при осуществлении им правосудия подкрепляется соответствующими положениями УК РФ, предусматривающими уголовную ответственность: за вмешательство в деятельность суда (ст.294), за посягательство на жизнь судьи, присяжного или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде (ст.295), за угрозу или насильственное действие в связи с осуществлением правосудия (ст.296) и за неуважение к суду (ст.297).

)Материально-ресурсное, финансовое, информационное, кадровое, организационное обеспечение деятельности судебных органов, судей и аппарата судов в значительной мере автономно от органов исполнительной власти.

)Предоставление мер материального обеспечения в социальной защите судьи и членов семьи судьи. В настоящее время материальное обеспечение российских судов внушительно. Не менее внушительны и меры социальной защиты судьи и членов его семьи.

)Право судьи на отставку - почётный уход или почётное удаление судьи с должности. При этом каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста, за лицом, пребывающем в отставке, сохраняются: звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. При выходе судьи в отставку ему выплачивается выходное пособие.

)Законодательное закрепление положений о государственной защите и обеспечении безопасности судей.

)Законодательное регулирование содержания в применение мер ответственности по отношению к судьям.

Личная независимость судей и её обеспечение национальными средствами проходит в конституциях многих государств. В частности, в Греции личная независимость судей является гарантией их официального статуса по отношению к законодательной и исполнительной власти. Она гарантирует Конституцией, в которой содержаться положения, касающиеся: назначения, постоянства занятости, дисциплинарных взысканий.

.2 Несменяемость судей

"Несменяемость, - утверждает И.Я. Фойницкий, - есть право оставаться на должности судьи и получать соединенное с ней содержание независимо от желания власти, которой принадлежит назначение судей, будут ли то власть верховная или подчиненная". В Законе о статусе судей впервые задействована такая мощная гарантия независимости судей как их несменяемость (ст. 12). Несменяемость судей подтверждена и Конституцией РФ (ст. 121). Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судьи означает запрет его перевода на другую должность либо в другой суд без его согласия, а также запрет прекращения или приостановления полномочий помимо оснований и порядка, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 12-14).

Однако принцип несменяемости судьи способен вызывать в действительности следующую нежелательную для организации правосудия ситуацию: судья прошел все испытания, связанные с замещением должности, а потом обнаруживается, что он недостаточно подготовлен к социальной миссии судьи. Подобная ситуация не носит гипотетический характер, она - объективная реальность, поскольку не существует таких механизмов (как свидетельствуют специальные исследования), которые гарантировали бы той или иной социальной системе защиту от проникновения в нее чуждых ей элементов.

В то же время из принципа судей, не вытекает право на пожизненное занятие должности судьи, то есть несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи. Долгие годы в Великобритании судейское кресло судьи занимали пожизненно (сегодня до достижения возраста 70 лет). В ряде других стран судей назначают на должность на длительный срок- 15,20 лет.

2.3 Неприкосновенность судей

"Неприкосновенность - ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности, либо применения мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам".

Для судьи исключается всякая ответственность, в том числе гражданская и уголовная, за мнения и решения, высказываемые или принятые в ходе осуществления правосудия, если не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда, что эти мнения или решения - результат преступного злоупотребления, нарушения запрета уголовного закона.

С принципами неприкосновенности и несменяемости судей тесно связан предусмотренный законом особый порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности. Он призван гарантировать неприкосновенность судьи применительно к сфере внутрислужебных отношений.

Неприкосновенность судей.

Что такое конституционный принцип неприкосновенности судей, зачем эта неприкосновенность нужна и не нарушается ли при этом другой, не менее значимый, конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, провозглашённый в ст.19 Конституции РФ?

Ответ такой: существующие в действующей Конституции РФ и корреспондирующем законодательстве положения о неприкосновенности судей преследует цель ограничения возможности необоснованного и произвольного привлечения судьи к ответственности, что часто имело место прежде. Статья 122 Конституции РФ предусматривает: " Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом".

Реализация принципа неприкосновенности судей в современной России обеспечивается, исходя из следующих базовых элементов.

. Конституционный принцип неприкосновенности судей распространяется на всех судей, независимо от того:

·Федеральный ли это судья или судья субъекта;

·Назначен ли он на должность в первый раз на определённый срок или назначен без ограничения срока полномочий до достижении определённого возраста;

·К какой судебной он относится;

·В каком уровне звенности определённой системы он трудится;

·Какую категорию (какие виды) дел он рассматривает.

2. Принятие решений о привлечении судей к ответственности и назначении им наказаний осуществляется на основе регулирования вопросов исключительно федеральными конституционными и федеральными законами.

. В решении вопросов о привлечении судьи к какой- либо ответственности (за исключением гражданско-правовой) исключительно велика роль (или должна быть велика) соответствующих квалификационных коллегий судей, что соответствует п.5.1 Европейской хартии о статусе судей.

Ответственность судей, применение которой должно обеспечиваться с учетом и в условиях действия конституционного принципа неприкосновенности судей, в принципе может быть различной. Сегодня применительно к современным российском судьям существует ответственность гражданско-правовая, административная, уголовная и дисциплинарная. 2 июля 2013 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которым вносятся изменения в правовое регулирование института ответственности судей.

Санкция, которая может налагаться на виновного за недобросовестное исполнение функций по отправлению правосудия, приведшее к искажению фундаментальных принципов судопроизводства и грубому нарушению прав участников судопроизводства,. За систематическое нарушение судейской этики, дискредитацию звания судьи, наносящие ущерб авторитету судебной власти, за систематические нарушения служебной дисциплины на замещаемой государственной должности судьи и проступки, совершенные в сфере отправления правосудия, по мере возрастания серьезности проступка одна - досрочное прекращение судейских полномочий.

Установление самостоятельных видов санкций применительно к каждой из этих групп проступков позволит избежать крайностей - слишком мягких или слишком жестких воздействий на карьеру или даже судьбу судьи. Ещё большей гарантией обеспечения неприкосновенности судей является формирование и деятельность Дисциплинарного судебного присутствия. Формируется и действует оно на основе Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" от 9 ноября 2009 года № 4-ФКЗ, и у него важные и серьёзные правомочия.

Следует отметить, что в отличие от РФ, в США, к примеру, и в ряде других стран, судью могут лишить права неприкосновенности исключительно в порядке проведения процедуры импичмента.

2.4 Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Одной из важнейших гарантий независимости судей служит жёсткое правовое регулирование вопросов приостановления и прекращения полномочий судьи, а значит, категорический запрет неправомерных приостановления и прекращения и полномочий.

В соответствии со ст. 13 Закона о статусе судей в РФ полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

. Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

. Участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера, а также не влечет снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.

Прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям (ст. 14 Закона):

письменное заявление судьи об отставке;

неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

Заключение

судья общество полномочие присяга

Проанализировав данный материал, можно сделать следующие выводы:

изучив требования, предъявляемые на должность судьи, становится явным, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

рассмотрев этапы процедуры назначения судей, понимается, какую большую ответственность кандидаты в судьи должны на себя возлагать.

Система прав и обязанностей судей как субъектов отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно-упорядоченной основе. В конечном итоге это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не "волюнтаристского" разрешения стоящих перед ним задач.

Библиографический список

.Абросимова Е.Б. Очерки российского судоустройства: реформы и результаты М.: Институт права и публичной политики, 2010. С.278.

2.Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ.2010.№ 6.С.3.

.Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 2010. С.55.

.Ермошин Г.Т. Судейские должности//Российское правосудие.2011.№ 5.

.Клеандров М.И. Статус судьи. Учебное пособие. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2010. - С.444

.Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева)

.Конституция государств Европы. В 3-х т. Т. 1. М.: Норма,2001. С.592.

.Правоохранительные и судебные органы России: Учебник/ Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. М.: Эксмо; РАП, 2010 С.5

.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. Академия, 2003. С. 477

.Раянов Ф.М. Юриспруденция. Курс лекций. Уфа, 2011.С.79.

.Сорокин В.В. Юридическая глобалистика: учебник / В.В. Сороки; Новосибирск, 2010. С.915

.Судебные системы европейский стран: Справочник/Д.И. Васильева.2010.С 327.

.Судебные системы Европейских стран: Справочник/Пер.с франц. Д.И. Васильева. М.: Международные отношения,2011.С.47

.Фролова Е.А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е.А. Фролова // Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 63

.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2012..С.13

.Яковлев В.Ф. Статус судьи есть статус власти // Государство и право.2012.№ 11.С.5.

Похожие работы на - Правовой статус судьи в современном мире

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!