Воспитание ответственности младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание ответственности младших школьников















Курсовая работа

на тему: «Воспитание ответственности младших школьников»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические особенности развития младших школьников и их влияние на качество воспитания ответственности у детей этой возрастной группы

.1 Возрастные особенности младших школьников

.2 Понятие ответственности в воспитательном процессе

.3 Особенности воспитания ответственности учеников младшей школы

Выводы по Главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка уровня воспитания ответственности младших школьников

.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников

.2 Результаты опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников

.3 Практические рекомендации по воспитанию ответственности

Выводы по Главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования. Ответственность - это груз, и большинство людей склонны ответственности избегать. Обычно люди отвечают только за то, за что они "подписывались" либо что входит в круг их интересов, но есть люди, которые решают вопрос с ответственностью и более творчески, и ориентируясь не только на свои интересы. Чем более человек силен и развит, тем за большее он может, готов и хочет отвечать. Как правило, взрослый человек отвечает (обязан отвечать) за свои слова и поступки, однако сильный и развитый человек отвечает за большее - и за свои мысли, и за свои чувства.

Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.

Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по-разному.

Но ответственность - не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока человек не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, получает право на свое: на личные права и личную территорию. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.

Как сказал один человек: «Про депрессии забыл практически полностью. Некогда депрессировать. На мне большая ответственность - как перед сотрудниками, так и перед семьей».

Ответственные люди нужны обществу и нужны друг другу. Они договариваются - и выполняют обещанное.

Он женится и готов, кроме радостей, нести на себе груз хлопот. Она выходит замуж - и готова, кроме стрельбы глазками, выполнять работу «быть качественной женой».

Ответственные сотрудники нужны руководителям. Таким сотрудникам поручили дело - они его выполнили, быстро и как следует. Ответственные руководители нужны сотрудниками - такие руководители держат свои обещания.

Вопросы изучения понятия ответственности и особенности её воспитания представлены в работах М.В.Матюхиной [9], Захаровой А.В., Тагиевойа Г.Б. [5], К.А. Климовой [6] и других.

Ответственность за мир в мире, безусловно, начинается с мира в семье, «подпитывается» начальной школой и переходит в ответственность за мир в собственной душе и за свою жизнь. Идеальный родитель не утверждает, что его ребенок плохой, не говорит ему «как не надо делать», а говорит «как надо» или советует, как этому научиться. При этом ребенок запечатлевает поведение ответственного родителя, понимающего, что это он сотворил такого ребенка и посеял в нем будущие семена поступков. Следовательно, такой родитель не ругает бессмысленно свой сад за выросшие сорняки и плохую погоду в регионе, принимая на себя долю родительской ответственности. В этом случае ребенок учится у своих родителей брать на себя ответственность за свои поступки.

Однако, как показывает практика, в условиях современного мира, когда у родителей все меньше остается времени на воспитание детей, на общение с ними, обязанности по воспитанию ответственности возлагаются на школу.

Таким образом, анализ использования современных педагогических технологий в направлении воспитания ответственности позволил выявить следующие противоречия между:

потребностью воспитания ответственности на ранних этапах развития ребенка и отсутствием актуальных методик, которые бы учитывали особенности развития современного подрастающего поколения;

между потребностью современного общества в активных, творческих, конкурентоспособных личностях и отсутствием теоретических разработок, практических методик и технологий воспитания самостоятельности в воспитывающей деятельности школы;

между природными потребностями учащихся в реализации собственного потенциала, проявлении инициативности, самостоятельности и неготовностью учителей к педагогической поддержке в реализации этих возможностей;

снижение мотивации к обучению, падение уровня дисциплины на уроках и во внеурочное время, особенно в среднем звене, и возврат к принудительным, неэффективным воспитательным мерам;

возрастающая пассивность детей и отсутствие механизмов активизации деятельности детей у учителей - предметников и классных руководителей;

явное снижение эффективности воспитательного потенциала уроков, классных часов, внеурочных мероприятий и, как следствие, проблемы в некоторых классах в результативности обучения и очевидная беспомощность некоторых учителей и классных руководителей;

широким использованием застарелых методик воспитания и новыми вызовами современного общества, которые стоят перед российскими педагогами сегодня.

Решение выявленных противоречий определяет актуальность научно-методического исследования, заключающегося в необходимости разработки эффективных методических подходов к воспитанию ответственности младших школьников.

В связи с этим проблема исследования сформулирована следующим образом:

какие педагогические и психологические условия являются наиболее важными в процессе воспитания ответственности детей младшего школьного возраста?

какие методические условия необходимо соблюдать для достижения максимальной эффективности воспитания ответственности у младших школьников?

какие рекомендации можно дать родителям для того, чтобы они брали активное участие в воспитании ответственности младших школьников, когда те находятся не в школе, а дома, для того чтобы процесс воспитания был непрырывным?

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Воспитание ответственности младших школьников».

Объект исследования - воспитание обучающихся младшей школы.

Предмет исследования - воспитание ответственности младших школьников.

Цель исследования - определить основные методические подходы к воспитанию ответственности младших школьников.

Гипотеза исследования - воспитание ответственности детей наиболее активно должен проходить в младшей школе, поскольку именно на данном дети в полной мере осваивают принципы поведения, используемые во взрослой жизни.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.

. Исследовать понятие ответственности в воспитательном процессе.

. Изучить особенности воспитания ответственности учеников младшей школы.

. Провести опытно-экспериментальную проверку уровня воспитания ответственности детей младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют: идеи, принципы Пиаже Ж., Макаренко А.С., Климовой К.А., Селиванова В.И. и других.

Методы исследования - анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций, которые могут быть использованы как педагогами, так и родителями в процессе воспитания ответственности младших школьников.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

воспитание ответственность школьник

Глава 1. Теоретические особенности развития младших школьников и их влияние на качество воспитания ответственности у детей этой возрастной группы

 

.1 Возрастные особенности младших школьников


Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Идя в школу, ребенок должен перейти к деятельности учения. Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений ребёнка в семье, и в школе. К нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - учитель. Младший школьник характеризуется степенью пригодности, готовности и включенности в учебную деятельность

По научным данным, анатомо-физиологическое развитие шестилетнего ребенка достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих условий. Шестилетний ребенок быстро утомляется и нуждается в соответствующем режиме работы. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Физическое развитие школьника требует не только постоянного внимания учителя, но и систематического наблюдения врача. У ребенка возникает целый ряд серьезных трудностей. У него устанавливается новый распорядок жизни. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, голи и т.д.

Сенсорное развитие. При поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону. Если речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично - видеть форму, размер предмета. Однако у большинства детей еще отсутствует умение анализировать воспринимаемые свойства предметов. Так, детям первого класса давали цветной кувшин и просили нарисовать его. Дети называли предмет, его цвет. Но в процессе рисования не обращались к нему. В результате кувшины получились разных размеров, разной формы, разного цвета. Это означает, что дети еще не умеют целенаправленно анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы. В процессе учебной деятельности у них необходимо это постоянно формировать, учить их наблюдать [10, c. 7-8].

Внимание. Известно, что внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактически еще не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно.

Память. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, т. е. то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. Учебная деятельность постепенно приведет ребенка к произвольным видам памяти, внимания. Без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения.

Мышление и речь шестилеток. Начальная из них -нагляднодейственная. Эта стадия мышления характеризуется тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Глаз заменяет руки, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Шестилетки обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов. Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их ответ. Дети этого возраста задают множество вопросов, касающихся разных явлений и предметов окружающего мира. К шести годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Запас слов существенно расширяется (от трех до семи тысяч).

Воображение. Активно используется. Ребенок может сочинить сказку, придумать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. Развитие воображения детей, поступающих в школу, подготовлено дошкольными играми, сказками. Воображение имеет большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности, поэтому. Психологи оценивают готовность к школе через диагностику интеллектуальных компонентов, выявляя функции зрительного и слухового различения и понимания на слух, словарный запас, общую осведомленность, уровень развития сенсомоторики, понимание количественных отношений. Но комплексный показатель готовности к школе должен учитывать не только интеллектуальную зрелость, но и зрелость в эмоциональной и социальной сфере. Иерасик предлагает анализировать следующие показатели школьной зрелости: в интеллектуальной сфере - концентрация внимания, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к новым знаниям и трудным занятиям, способность понимания на слух, способность к управлению тонкими движениями рук; в эмоциональной сфере - учебная мотивация, эмоциональная устойчивость; в социальной сфере - способность выполнять социальную роль ученика, потребность общаться с другими детьми, умение подчиняться интересам группы [6, c. 11-12].

Возраст 6 - лет является переходным критическим возрастом. Д.В. Эльконин отмечал, что психодиагностика в переходный возраст должна оценить новообразования прошедшего возрастного периода, т. е. оценить сформированностъ игровой деятельности, произвольность, умение управлять своим поведением, подчиняться правилу, социальные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками, хорошее развитие наглядно-образного мышления и воображения, а также диагностировать зачатки учебных новоообразований: уровень развития общих представлений, осведомленности, способность к элементарным логическим выводам.

Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет) ведущая деятельность - учеба - перестройка познавательных процессов -формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий - развитие саморегуляции поведения, воли;-усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;-овладение навыками домашнего труда; - расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе; -игры развивающие занимают второе место после учебы - формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки; - формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы, действия по инструкции взрослого; Образец и правило и Оценка критичности -умение исправить свою ошибку на материале методики Образец и правило.

Учеба, общение, игры - три важных составляющих в развитии молодого человечка семи-двенадцати лет. Именно они формируют личность и сказываются на умственном развитии детей. В игре ребята общаются между собой, закрепляют на практике полученные навыки и знания, проявляют свой характер. Воспитание детей в школе и любом коллективе сложно переоценить. Но нельзя преуменьшать и роль семьи в развитии ребенка [12, c. 261].

Первый визит в школу - ответственный момент в жизни каждого ребенка. Ему предстоит освоиться в коллективе, адаптироваться на новом месте. У детей, посещавших детский сад, период адаптации проходит быстрее и менее болезненно - способствует имеющийся коллективный опыт. Гораздо тяжелее «домашним детям», которых опекали мамы и бабушки, а общение со сверстниками было ограничено. В школе они начнут наверстывать упущенное - на первом месте будет общение, а учеба - на почетном втором.

Формирование позитивного отношения к школьному обучению - забота родителей. Они заранее должны подготовить ребенка к грядущим в его жизни переменам, рассказать о пользе обучения, вызвать интерес к предметам. Детям очень важно ощутить поддержку родных и близких. Не следует травмировать будущего первоклассника предположениями о том, что он не осилит математику или грамматику. Посеять в душе ребенка страх легко, избавиться от него - непросто.

Настраивать детей на школу лучше в виде игры. Причем, основной акцент делать на занятия, развивающие слух и внимание, требующие усидчивости и терпения. Можно заняться рисованием или лепкой, складывать кубики в слова, поиграть в «испорченный телефон».

В любом учебном заведении установлен распорядок дня и правила поведения, у школьников есть конкретные обязанности. Первоклассник должен быть к этому готов. Ребенку будет легче, если родители приучили его к дисциплине, а дома его быт организован по расписанию. Тогда воспитание детей в школе будет проходить гладко.

Важный момент - правила поведения. И родителям нелишне заранее ознакомить с ними своего ребенка. Рассказать о субординации, особенностях обращения к педагогам, о том, как вести себя на занятиях и на переменах. Особенно это касается детей, для которых школьный коллектив будет первым в их жизни. Ведь ребятам нужно будет учиться сосредоточиться на уроке, внимательно слушать преподавателя и не отвлекаться, чтобы не получать замечания. Потому что в первое время на публичные замечания дети реагируют болезненно, пока не освоятся.


1.2 Понятие ответственности в воспитательном процессе


Этимология слова "ответственность" проста и ясна. Держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и нести наказание за неверно выполненное.

Ответственность метафорически может быть представлена феноменом "отрицательной обратной связи", без которой не может осуществляться ни управление, ни деятельность по организации процессов.

Существует ответственность за дела - и исполненные, и неисполненные, ибо отказ от действия - тоже поступок. Существует ответственность за слова, за все произносимое и творимое речью. Наконец, существует ответственность за думания и переживания, непрерывно излучаемые человеком в пространство помимо воли, вне зависимости от того, знает человек об этом или нет. Все эти поступки, речи и внутренние генерации непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или нахождениями в точной зависимости от качества и характера излученного.

Понятие ответственности зачастую путают с послушанием, аккуратностью и успехами ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других [15, c. 78].

Детская ответственность начинается с безусловной любви родителей. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), родители показывают юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям.

Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Ответственность имеет несколько разных сторон. В разных контекстах ответственность понимается:

)        как объективное обстоятельство.

Тогда ответственность - это обязанность человека выполнить необходимое и обеспечить нужный результат, та или иная расплата за невыполнение должного. Ответственность - это объективная нагрузка.

как характеристика человека, его позиции или личностной черты.

В этом смысле ответственность - привычка подходить к любому делу продуманно и доводить дело конца, смелость признать свою ответственность и готовность отвечать за сделанное, платить делом или деньгами. Ответственность - это способность и готовность нести нагрузку.

)        как внутреннее состояние человека, его чувство и переживание [16, c. 15].

Тогда ответственность выступает как чувство ответственности, как желание отвечать за порученное, переживание гордости за порученное либо тяжесть груза ответственности.

Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать. Ответственным - не рождаются, ответственным - становятся.

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Рассмотрим, что можно делать в подобных случаях. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность.

Эффективными приемами в данном направлении могут быть следующие.

Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.

Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…

Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»

Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.

Ответственным становится тот, кто учится на своих и чужих ошибках.

тветственный человек способен обращать провалы себе на пользу, извлекать ценный опыт из поражений, вырабатывать наилучший образ действий и добиваться значительного результата. Безответственный обречен все глубже погружаться в озлобленность на весь мир и болезненную жалость к себе.

В готовность брать на себя трудные моменты жизни входит:

Представление о том, что от меня в ситуации требуется и от меня ждут.

Способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков),

Наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации.

Воспитание ответственности - привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Развитие личной ответственности - приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий.

Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: "Если бы я любил". Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя - а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя.

Развитие ответственности - давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности.

1.3 Особенности воспитания ответственности учеников младшей школы


Успешное решение задачи воспитания самостоятельности и ответственности личности в значительной степени определит будущее школы, станет одним из важнейших ресурсов для ее поступательного развития.

Процесс развития самостоятельности учащихся сложен и противоречив. Это объясняется тем, что самостоятельность - это интегративное качество личности. На формирование самостоятельности влияют возрастные и индивидуальные возможности учащихся (обучаемость, особенность волевых качеств), педагогические и социальные условия (влияние семьи, особенность образовательной среды в школе) и ценностно - смысловая направленность личности.

Самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, и волевыми процессами, которые побуждают ученика действовать без посторонней помощи, напоминания. Выделяют три «кита» самостоятельности: умение-мотив - воля. Не случайно самостоятельность рассматривается как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами как активность и ответственность. Именно взаимосвязь этих качеств и определяет отношение человека к самому себе, собственному труду, другим людям. Развивается самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки. Острую актуальность в настоящее время приобретает нравственная направленность самостоятельности, которая в значительной степени обусловлена той атмосферой, которая царит в семье, школе, обществе, влияет поведение взрослых (родителей, учителей, руководителей разного уровня), их отношение к своему делу, деятельности и поступкам учащихся. Трудно не согласиться с высказыванием известного психолога И.С.Кона, что «… самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь, во- вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в- третьих, убеждение в том, что твое поведение реально, социально возможно и морально правильно» [17, c. 22].

Воспитание ответственности мы представляем, как творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и родителей по созданию оптимальных условий, процесса организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие индивидуальности личности и ее самореализации.

Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс в школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач:

. повышение воспитательного потенциала обучения;

. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них;

. воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений [6, c. 145].

Наиболее актуальным формирование ответственного отношения к жизни становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требования учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения добиваться результатов в учебе.

Чтобы выявить, как младшие школьники осознают понятие «ответственность», какого ученика они считают ответственным, можно провести опрос:

. Как ты понимаешь, что такое ответственность?

. Какого ученика ты бы назвал ответственным?

. Назови самых ответственных ребят в классе. Почему?

. Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?

Исследования показали, что школьник младших классов недостаточно осознает, что такое ответственность и кто такой ответственный человек. Для многих учащихся начальных классов слово «ответственность» выступает синонимом для других качеств личности (хороший, умный).

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические Приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: "Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность".

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Основная задача воспитания в период, предшествующий переходу в подростковый и юношеский возраст, т.е. младший школьный возраст, состоит в том, чтобы надолго внушить ребенку мысль о том, что все его действия, как положительные, так и негативные, приводят к неизбежным последствиям. Рассуждая об отрицательных явлениях в нашей жизни, мы считаем, что одной из наиболее серьезных бед общества, где все позволено, является нарушение связи между двумя факторами: поступком и его последствиями.

Данный факт можно наглядно проиллюстрировать с использованием следующих примеров.

Слишком часто бывает так, что трехлетний ребенок выкрикивает оскорбления в адрес своей матери, а мама стоит, потупив глаза в замешательстве. Ученик первого класса может оскорбить учительницу, а школа делает скидку на его юный возраст и не предпринимает никаких действий. Парня десяти лет могут поймать в магазине, где он попытался украсть коробочку со сладостями, но его немедленно отпускают под обещание родителей, что он больше так делать не будет. В пятнадцать лет он крадет ключи от семейного автомобиля, но его отец лишь платит штраф, когда его задерживает полиция. В семнадцать лет молодой человек носится как сумасшедший в своем "Шевроле", а родители оплачивают ремонт каждый раз, когда он врезается в телеграфный столб.

Таким образом, создается впечатление, что на протяжении всего детства как любящие родители, так и педагоги, которые непосредственно контактируют с ребенком во время его пребывания в школе (при этом время его пребывания в школе может превышать продолжительность его пребывания в семье) со всей решительностью старались "вбить клин" между поступком и его последствиями, разрушая связь между ними и не давая ребенку усвоить ценные истины, которые способствовали бы формированию чувства ответственности.

Итак, вполне возможна ситуация, когда юноша или девушка, вступая в самостоятельную жизнь взрослых людей, в действительности даже не представляют себе эффект бумеранга: все, что мы делаем в детские, подростковые и юношеские годы воздействует и на наше будущее. Молодой человек может не понимать, что его безответственное поведение рано или поздно оборачивается для него унижением и болью. Такой человек, поступив на свою первую работу, уже в первую неделю ухитряется три раза опоздать. Потом, когда его увольняют, обрушив на него поток жестких обвинений, он испытывает чувство горечи и раздражения. Впервые в его жизни случилось так, что мама и папа не могут поспешить ему на помощь, чтобы избавить от неприятных последствий.

И об этом всем, о человеческой ответственности необходимо говорить детям ещё начиная с младшего школьного возраста.

В процессе воспитания ответственности некоторые родители и педагоги заходят слишком далеко, так как действуют негибко и жестко в отношении такого незрелого существа, каким является ребенок.

Лучшим подходом к решению проблемы остается тот, при котором от мальчиков и девочек родители ждут выполнения обязанностей, соответствующих их возрасту, но время от времени дают вкусить горький плод, который приносит безответственность.

Воспитание ответственности предполагает разъяснение бессмысленности лжи другим и себе, ибо истина о последствиях совершенного проявляется с такой же неумолимостью, с какой проступает изображение на фотобумаге, погруженной в проявляющий раствор. Воспитание ответственности подразумевает привитие ребенку идеи собственности. Для того, чтобы за что-то отвечать, ребенок должен ощущать себя хозяином, владельцем того, что находится в его распоряжении. Не обязательно это будет материальное имущество - он должен понимать, что он сам, его решения и суждения принадлежат ему самому, а потому и решать многое он может от себя лично, не кивая на родителей и не пеняя на якобы соблазнивших его сверстников. Необходимо указать на различные степени ответственности, различение которых необходимо для выработки правильной самооценки. Необходимо уметь объяснить ребенку, что разбить стакан совсем не страшно - страшно не помочь другу в беде или нахамить старику.

Выводы по Главе 1


Возрастные особенности младших школьников состоят в том, что на данном этапе развития человек приобретает базовые знания о том, как себя необходимо вести во взрослом обществе.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Именно в начальной школе основательным образом формируется понятие и навыки ответственности, которые в дальнейшем будут влиять на учебу ребенка, его успехи в освоении знаниями и в повседневной жизни..

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка уровня воспитания ответственности младших школьников

 

.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников


Тема воспитания ответственности актуальна, потому что она закономерно вытекает из логики развития воспитательной системы, направленной на формирование субъектной активности участников образовательного процесса, создание собственной модели воспитательной системы, использование развивающих технологий в воспитывающей деятельности, основанной на понимании важности развития рефлексивной культуры учеников и учителей. Кроме того, развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся является ключевым фактором структуры развивающего урока, всех развивающих технологий. И, наконец, уже второй год школа работает над единой методической темой «Овладение технологией проектно-исследовательской деятельности», которая способствует формированию ключевых компетенций учащихся и является важнейшей составляющей развития самостоятельности учащихся. Однако на данном этапе развития школы наблюдается ряд системных противоречий, которые и привели к мысли о создании проекта «Воспитания самостоятельности и ответственности учащихся».

Для того чтобы рассмотреть, как учащиеся начальных классов оценивают свой уровень сформированности ответственности, была использована методика "Самооценка волевых качеств" М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой [9, c. 78]. Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна.

Учащимся предлагаются бланки, на которых изображена 5-ступенчатая лесенка. Дается инструкция: "Представь себе, что знакомые тебе сказочные персонажи расположились на 5 ступеньках лестницы так, что самые ответственные из них находятся на верхней (пятой ступеньке), а самые безответственные - на нижней (первой ступеньке)". Оговаривается, что такое "ответственность", каких людей (сказочных персонажей) можно назвать ответственными. Экспериментатор записывает ответы детей, распределяя сказочных героев на пяти ступеньках. Затем предлагается задание: "А теперь обозначь "крестиком", на какой ступеньке, рядом с каким персонажем стоишь ты". Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеру ступеньки.

В таблице 1, представленной ниже, можно увидеть, как распределены уровни ответственности.

Лесенка ответственности





5




4

высокий



3

средневысокий



2

средний



1

средненизкий




низкий






Одновременно учителю предлагается оценить проявление ответственности у учащихся по 5-балльной шкале. Если ученик проявляет ответственность в учебной деятельности практически всегда, то он получает 5 баллов; не всегда, но достаточно часто - 4 балла; иногда проявляет, иногда нет - 3 балла; проявляет редко - 2 балла; не проявляет совсем - 1 балл. Уровни ответственности определяются так: 5 баллов - высокий уровень, 4 - средневысокий, 3 - средний, 2 - средненизкий, 1 - низкий уровень ответственности.

2.2 Результаты опытно-экспериментальной проверки уровня воспитания ответственности младших школьников

Для проведения нашего эксперимента были взяты ученики 2-го класса .

В нижепредставленной таблице 2 можно посмотреть как уровень ответственности определили ученики выбранного нами класса.

Таблица 2

Распределение уровня ответственности на контрольном этапе

5 ступенька (высокий уровень)

4 ступенька (средневысокий уровень)

3 ступенька (средний уровень)

2 ступенька (средненизкий уровень)

1 ступенька (низкий уровень)

2 кл.

2 кл.

2 кл.

2 кл.

2 кл.

11 уч.- 44 %

8 уч. - 32 %

2 уч. - 8 %

2 уч. - 8 %

2 уч. - 8 %

Эльмира У.

Артем П.

Родион З.

Сергей Б.

Ильхан М.

Роман Х.

Данил К.

Георгий К.

Вероника К.

Настя А.

Катя И.

Тимур Ф.




Марат А.

Альберт Ш.




 Антон А.

Марк Н.




Женя С.

Таня М.




Юля У.

Сергей В.




Диана Г.

Дима А.




 Регина К.





Руслан Х.





Богдан Н.






Большинство исследуемых нами учащихся 2 класса высоко оценивают проявление этого качества, ставят себя на самую высокую ступеньку лесенки. Было предложено объяснить, почему выбрана именно эта ступенька, и получены ответы:

"Я такая, как Золушка, все успеваю делать, много учусь",

"Я отличница",

"Так мама сказала",

"Учитель всегда хвалит меня".

В графическом виде эти данные представлены ниже на Рис. 1.

Рис. 1. Распределение уровня ответственности на контрольном этапе

Эти ответы объясняются тем, что в оценке своих личностных качеств учащиеся младшего школьного возраста ориентируются на мнение взрослых (сравнение с результатами других учеников, похвала, отметка). Многие ученики данной группы указали на нежелание находиться на более низкой ступеньке:

"Не хочу быть на низкой ступеньке рядом с Емелей",

"Я не хуже других".

Дети, поставившие себя на первую ступень, переживали, что похожи на безответственных героев сказок (Емеля, Иван-дурак): «Я забываю тетради дома», «Люблю играть на компьютере, а надо учить уроки», «Не убираю в своей комнате».

Они в своих ответах отметили , что "надо стараться", "если что-то обещал - надо сделать", "уроки всегда учить", "слушаться взрослых". 8 % учащихся 2 класса считают, что это качество "не развивается", оно либо проявляется, либо не проявляется вовсе. Эти же ребята предположили, что ответственным человек становится, когда получает паспорт, а до достижения совершеннолетия за него несут ответственность родители. "А за свою учебу ты несешь ответственность?" - был задан вопрос второкласснику. "Сейчас нет, а в старших классах буду".

Сравнительный анализ представлений детей о собственном уровне сформированности ответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявить адекватность и неадекватность самооценок учащихся

Исследование показало, что только 28 % учеников 2 класса достаточно правильно оценили проявление у себя ответственности. Их самооценка совпала с мнением учителя (адекватная самооценка). 72 % учеников 2 класса не смогли адекватно оценить проявление этого качества: у 52 % учащихся 2 класса исследуемых самооценка завышенная, у 20 % учащихся 2 класса она заниженная. Визуально увидеть процентное соотношение самооценки детей можно на Рис. 2.

Рис.2. Процентное соотношение самооценки детей

Заниженная самооценка может сигнализировать о том, что ребенок не видит своих успехов, продвижений, во всех ситуациях чувствует себя "плохим", безответственным. На уроках такой ученик редко проявляет инициативу, самостоятельность, учится с большим напряжением. Из 3 учеников, поставивших себя на самую низкую ступеньку лесенки, 2 не проявили ответственность реально в методике "Задание с пятницы на понедельник". Однако, немного заниженная самооценка может заставить человека повысить требования к себе, заставить его больше работать над собой.

Завышенная самооценка также может тормозить проявление ответственности у учащихся начальных классов. Из 25 детей с завышенной самооценкой только 8 учащихся (32%) проявляют ответственность реально. На вопрос, хотят ли они стать более ответственными людьми, эти учащиеся отвечали: "Я и так ответственный", "Не знаю, я учусь хорошо". Они не задумываются о возможности личностного роста, уверены в своих силах, легко относят неудачи за счёт внешних обстоятельств.

Адекватная самооценка позволяет ребёнку увидеть свои положительные и отрицательные стороны, определить, над чем ему необходимо поработать, создаёт возможности для самосовершенствования. 100% учащихся с адекватной самооценкой ответственности реально проявляют это качество в учении. Можно сделать вывод, что самооценка ответственности связана с реальным проявлением этого качества у младшего школьника. Возможно, формирование самооценки у учащихся является одним из приёмов развития ответственности.

В основе экспериментальной работы лежит ориентация на развитие морально-нравственной регуляции поведения у младшего школьника. Морально-нравственная регуляция призвана обеспечить выбор "правильного" поступка в ситуации альтернативы между своими узколичными интересами и интересами других людей, общества в целом в отсутствии внешнего контроля.

Экспериментальная работа проводилась с учащимися 2 А класса. Работа велась по двум направлениям:

) формирование представлений учащихся об ответственности;

) упражнение, тренировка в проявлении ответственности.

Большое внимание уделялось формированию адекватной, обоснованной, дифференцированной самооценки ответственности. Для этого введена индивидуальная шкала роста "Я сам", на которой учащиеся фиксировали свои ответственные поступки, отмечали продвижение в своем личностном развитии. Таким образом, даже незначительные продвижения в развитии ответственности каждого учащегося выявлялись путём сравнения с его собственными достижениями, а не с результатами других учеников (ориентация на индивидуальные относительные нормы).

Занятия с детьми проводились через день в течение 3 месяцев на уроках окружающего мира, а также во внеучебное время. Формой проведения занятий стала игра. Введение игры несёт большую смысловую нагрузку:

Игра интересна детям, что обеспечивает вовлечение в эксперимент всех учащихся, поддерживает их желание посещать занятия.

Игра предполагает постановку чётких, ясных ребёнку целей и вариативность их достижения.

Время игры, её продолжительность устанавливают сами дети, что исключает давление со стороны взрослых.

Игра предполагает разумное соревнование и каждый её участник не чувствует себя проигравшим.

В игре каждый её участник имеет возможность совершить рискованное действие, и его последствия не отражаются на результатах учебы.

В игре не ограничивается, а только поощряется рост участников.

В игре каждый может отличиться, показать свои знания и умения.

На последних занятиях осуществлялся перенос приобретённых в игре навыков в учебную деятельность: сначала с помощью организации дежурства детей на переменах, затем через систему поручений, непосредственно связанных с учением. Учитель организовывал дежурство детей на переменах и во внеучебное время. Родители поручали своим детям выполнение посильной работы по дому. Таким образом, процесс формирования ответственности у младших школьников был непрерывным.

Через три месяца был получен положительный результат. При повторном проведении методики «Задание с пятницы на понедельник» 22 (88%) учащихся сдали работы в срок (высокий уровень ответственности). 3 (12%) учащихся, не выполнившие в срок переживали, назвали себя в качестве причины, из-за которой не было выполнено задание; принесли работу на следующий день (средний уровень ответственности). Низкий уровень ответственности не был выявлен. Ответственное отношение к учению, проявление самостоятельности на уроках было отмечено у 18 (72 %) учащихся экспериментальной группы. Изменился характер самооценки ответственности: учащиеся стали более критично относиться к оценке своих личностных качеств. Если раньше они ставили себя на самую верхнюю ступеньку лесенки ответственности, то после эксперимента стали выбирать позицию 2-4, обосновывая своё решение. Методика "10 воображаемых ситуаций" показала, что 25 (100%) учеников стали объяснять причины невыполнения поручения недостатком своих усилий, а не вмешательством внешних обстоятельств.

С целью оптимизации процесса воспитания ответственности в исследуемой нами школе была разработанная практическая схема, которая включала ряд мероприятий на улучшение показателей по ответственности детей. Она, в частности, включала следующие направления:

. Изменение содержания воспитательной работы по параллелям, с целью соблюдения преемственности по воспитании самостоятельности и ответственности.

. Изменение механизма разработки классных часов ценностно-смысловой направленности. Творческая группа классных руководителей разрабатывает, обсуждают со всеми классными руководителями, проводят коррекцию, претворяют в жизнь. Создается методическая копилка классных часов (темы классных часов согласуются с учащимися)

. Тренинги по согласованию шкалы ценностей, жизненных целей у учителей и учащихся.

. Выведение на обсуждение с учителями и классными руководителями на МО, на педсоветах следующих взаимосвязанных ключевых для реализации проекта вопросов:

самостоятельность и нравственность;

свобода и самостоятельность;

взаимосвязь духовного мира и самостоятельность;

активность и самостоятельность;

самооценка и самореализация как высшая потребность личности;

самостоятельность и ответственность как интегральное качество личности, как результат саморазвития личности;

. Издание школьной газеты «Око» как органа ученического самоуправления.

. Проведение систематических тренингов и семинаров для классных руководителей и учителей по освоению современных педагогических технологий воспитания, а именно:

технологии педагогического общения;

формы и методы педагогической поддержки;

педагогические требования в контексте культуры;

педагогические конфликты и пути их решения;

приемы и методы создания ситуации успеха;

информационно-речевое воздействие педагогов

методы коррекции отклоняющегося поведения учащихся группы риска.

. Укрепление связей родителей и школы:

систематическое оказание помощи родителям по воспитанию самостоятельности и ответственности у детей

привлечение родителей к воспитательной деятельности школы

информирование родителей, общественности обо всех мероприятиях школьной жизни

использование возможностей школьного сайта

отчеты параллелей перед родителями.

Данные мероприятия были включены в практический этап.

Аналитический же этап оптимизации процесса воспитания ответственности включал такие направления:

. Проведение диагностики по формированию самостоятельности и ответственности учащихся по основным параметрам проекта.

. Проведение мониторинга:

текущих и итоговых результатов в ходе осуществления проекта по основным критериям результативности;

количественных и качественных показателей обученности, уровня воспитанности, динамики уровня самостоятельности и ответственности по результатам экспериментальной группы 2-го класса.

. Диагностика ценностно-смысловых, мотивационных изменений у педагогов и учащихся, влияние на общую атмосферу, психологический климат, результативность работы школы

. Подготовка итоговых материалов по реализации проекта.

После проведения ряда мероприятий, направленных на повышение уровня ответственности младших школьников нами повторно был проведен ступенчатый анализ уровня ответственности.

Его результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение уровня ответственности на экспериментальном этапе

5 ступенька (высокий уровень)

4 ступенька (средневысокий уровень)

3 ступенька (средний уровень)

2 ступенька (средненизкий уровень)

1 ступенька (низкий уровень)

2 кл.

2 кл.

2 кл.

8 уч. - 32 %

6 уч. - 24 %



Эльмира У.

Артем П.

Родион З.



Роман Х.

Данил К.

Георгий К.



Катя И.

Тимур Ф.

Сергей Б.



Марат А.

Альберт Ш.

Вероника К.



 Антон А.

Марк Н.

Ильхан М.



Женя С.

Таня М.

Настя А.



Юля У.

Сергей В.




Диана Г.

Дима А.




 Регина К.





Руслан Х.





Богдан Н.






На экспериментальном этапе видим повышение уровня ответственности. Исходя из диаграммы, представленной на Рис.3, можно отметить практическое отсутствие детей низким и средненизким уровнем исследуемого нами показателя.

Наиболее эффективной формой воспитания ответственности мы считаем личностно - ориентированное коллективное творческое дело, в котором прослеживаются следующие педагогические цели:

ориентация педагогов на позиции интересов учащихся;

совместная деятельность учителей и учащихся;

возможность выбора дел, групп, ролей;

подчеркивание вклада каждого,

признания ценности мнений и позиций всех ребят

Рис.3. Распределение уровня ответственности на экспериментальном этапе

При этом четко моделируется позиция педагога, которая обязательно должна учитывать:

. Искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков.

. Установка на себя меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимости своей личности как средства педагогической работы.

. Стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самореализации ее участников.

Характерными признаками воспитательной системы, по нашему мнению, является именно дух свободы и ответственности, творчества, уважения каждого ребенка, ритма его развития, обращенность к существу человека.

2.3 Практические рекомендации по воспитанию ответственности


Воспитание ответственности должно проходить не только в школе со стороны педагогов, но и дома, поскольку именно родители и близкие родственники могут помочь ребенку в развитии его ответственных качеств.

Ниже предлагаем определенные рекомендации родителям в данном направлении, которые мы назвали «Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком?».

. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к чаю", "Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить", "Эту обувь мы помоем вместе..." Посильное дело для малыша всегда найдётся.

. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)

. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

Не купил хлеба - пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки - они остались мокрые и мы не пойдём гулять.

. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других.

Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.

. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее.

Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.

. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать.

Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Взрослые довольно часто критикуют за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принёс из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке. Так называемая обратная связь - это очень важно для малыша!

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

Если взрослые постоянно требуют больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую взрослые поручают ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Родители могут поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывать, что "порядок" в понятии взрослого - это одно, а у детей - совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты - это тоже порядок.

Если взрослые не проверяют, не контролируют. Сам себя контролировать он пока не может.

Если взрослые забывают о поощрении (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).

Если взрослые никогда не советуются с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Родители должны помочь детям осознать связь между действиями и поступками. Во-первых, они должны дать ребенку испытать боль от последствий своих действий.

Так, если ребенок не может вставать вовремя, не готовьте ему завтрак, не помогайте собираться. Дайте ему опоздать. Лучше пусть его один раз отругают или даже не пустят в класс, чем он потом будет перекладывать на вас то, что мог бы сделать сам, если бы вовремя проснулся. Не врывайтесь к ребенку в комнату с диким криком: «Вставай!!!». Надо, чтоб он понял - вся ответственность лежит на нем. В других сферах деятельности можно помочь ребенку, но ни в коем случае не делать задание за него. Если вдруг он поругался с учителем, дайте ему наставлений, чтобы он пошел и извинился, но не стоит ходить и извиняться за него.

Для того чтобы ребенок понимал, какая деятельность поощряется, а какую родители не одобряют, можно воспользоваться «законом подкрепления» Торндайка. Этот закон гласит, что человек будет повторять то же самое, если это привело его к желаемому результату.

Так, ребенка можно награждать за какую-то деятельность, только делать это надо сразу же, а не ждать до конца недели, чтобы ребенок не забыл, за что его поощряют. Нельзя материально поощрять ребенка, иначе он просто сядет на шею. «Подкреплять» ребенка лучше ласковым словом или обещанием сходить куда-нибудь, куда он давно очень хотел пойти.

Например, мать может похвалить дочь: «Ты сшила хороший фартук на уроке труда, я буду носить его на кухне». Можно сделать так, чтобы ребенок услышал разговор родителей: «Ты заметил, что наш сын сам убрал вчера со стола, когда последним из него вышел? Мне кажется, он стал очень самостоятельным и ответственным».

Похвала впустую ни к чему не приведет, ведь получится, что вы хвалите ребенка ни за что, в результате даже заслуженную похвалу он перестанет воспринимать.

Взрослые не должны становится заложниками детских слез или капризов. Если, например, ребенок поймет, что остановить его слезы может шоколадка или обещание новой игрушки, этот прием будет использоваться против вас еще не раз. Так что «материальное» поощрение только укрепит детскую уверенность в эффективности таких методов.

Так, например, если ребенок постоянно плачет и просит сделать его домашнее задание, скажите ему, что из-за плача совсем его не слышите. Всякий раз, когда ребенок захочет добиться своего при помощи плача, делайте вид, что совсем его не слышите.

Как только ребенок успокоится и попросит вас о чем-то без слез, моментально отреагируйте на это.

Такие методы будут помогать ребенку устанавливать связи между тем, что он делает, и тем, какие последствия его потом ждут. А это первый шаг к пониманию того, что достижение результатов, которые он хочет получить, зависит только от него.

Как видим, воспитание ответственности ребенка неразрывно связано с тем, как его воспринимают взрослые, какие методы воспитания они используют и на сколько готовы проявлять терпение в развитии детской ответственности.

Выводы по Главе 2


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что воспитание ответственности детей напрямую зависит от работы, которую проводят взрослые в этом направлении.

В процессе нашего эксперимента мы доказали, что уровень ответственности детей значительно вырос после того, как с детьми были проведены определенные мероприятия, направленные на их развитие.

Важно помнить, что личность ребенка только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к, ответственность - это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов. Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте. И, конечно, главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

Заключение

В процессе написания нашей работы мы основательно рассмотрели понятие ответственности, особенности её воспитания в младшем школьном возрасте.

В практической части нашего исследования в ходе проведения экспериментальной работы мы доказали, что воспитание ответственности зависит от занятий, которые проводят с детьми взрослые, от их индивидуального подхода к воспитанию и развитию подрастающей личности.

По завершении нашего исследования мы пришли к выводам, которые заключаются в следующем.

Чувство ответственности у конкретного человека может быть в одной области и отсутствовать (быть не выраженным) в другой. Человек может быть исключительно ответственным в своих обязательствах перед другими и мало ответственным в отношении собственного здоровья, своей судьбы и жизни.

Ощущение «я могу» и «я должен» выполнить свои обязательства, вместе с внутренней обязанностью ответить за последствия своих действий.

Для деятельного и позитивного человека это в первую очередь настрой на дело, понимание, что договоренности, обязанности и долг - все это должно быть сделано, выполнено. Для переживательного и негативно настроенного человека - тревоги за возможную неудачу и переживание вины в случае невыполнения.

При любом настрое чувство ответственности - это надежность, готовность человека честно и старательно выполнять договоренности и свои обязанности (готовность нести то, что положено), плюс готовность платить за проколы. Готовность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.

Когда говорят о чувстве ответственности младшего школьника, обычно имеют в виду социальную ответственность, чувство социальной ответственности. Чувство личной ответственности - рядом, но это другое: это внутреннее понимание того, что данное дело необходимо сделать, и сделать это должен именно я.

Ответственная позиция школьника - более активна, чем чувство ответственности. Это готовность и способность при разумной необходимости брать на себя трудные моменты жизни.

Развитое чувство ответственности - признак взрослости. Не готовность нести что-либо серьезное и за что-либо отвечать - признак человека-ребенка.

В процессе написания нашей работы мы пришли к выводу, что основная форма деятельности - учебная деятельность, поэтому воспитание самостоятельности и ответственности происходят на уроках, что является важнейшей основой для реализации процесса воспитания ответственности.

Освоение педагогами школы структуры развивающего урока, развивающих технологий, ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, развитие самооценки, рефлексивной культуры учащихся.

Положительный опыт части педагогов в проектно-исследовательской работе, а также привлечение учащихся к общественной деятельности способствует воспитанию самостоятельности и ответственности через формирование ключевых компетенций.

Для того, чтобы привить детям мысль об ответственности и передать им умение отвечать за слова и поступки, за переживания и мысли, взрослые и сами должны усвоить на собственном опыте такой непростой предмет как искусство хранить ответственность за себя. Взрослым - и родителям, и школьным педагогам самим нужно стать ответственными хотя бы для того, чтобы иметь моральное право призывать детей к ответу за нарушение должного и упущение необходимого.

Следует помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется ежедневным примером со стороны взрослых, которые каждый день окружают ребенка.

Формирование ответственности - процесс, направленный на формирование у школьников установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения, который реализуется в воспитательном процессе школы. Эти задачи, вытекая одна из другой, обеспечивают успешную её реализацию: формирование мотивации ответственности; организация усвоения нравственного образца; обучение действиям самоконтроля; стимулирование ответственной активности на основе развития ответственных умений и ответственных отношений; организации субъективного подхода к личности школьника.

Необходимость формирования исследуемого качества личности в школьном возрасте обусловлена тем, что качества, проявляемые в воспитательном процессе и формируемые в нём, детерминируют дальнейшее развитие и поведение личности, тем самым, способствуя его становлению как целостной структуры. В связи с этим мы полагаем, что ответственность, сформированная в условиях воспитательного процесса проявляясь в деятельности (основном средстве и механизме педагогического процесса), позволит школьнику включиться в работу по развитию и других качеств личности. Формирование ответственности школьников направлено на достижение определенного результата, показателем которого является сформированная в воспитательном процессе школы ответственность подростков.

+ добавить про результаты!!!

Список использованной литературы

.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

.        Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1978. № 4; 1979. №2,4.

.        Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

.        Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986. № 1.

.        Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению. Сообщ. 1. Структура и содержательные характеристики самооценки старшего дошкольника // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1985. № 2.

.        Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968.

.        Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

.        Макаренко А.С. Лекции для родителей. - М.: Учпедгиз, 1940

.        Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / ВГПИ. - Волгоград, 1983.

.        Мир детства: Младший школьник. М., 1981.

.        Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991.

.        Некрасова 3., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Издательский дом "София", 2006. - 416 с.

.        Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1995.

.        Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2001.

.        Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954.

.        Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. - 1956. № 4.

.        Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. №4.

Похожие работы на - Воспитание ответственности младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!