Социальный портрет пользователя Интернета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальный портрет пользователя Интернета

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет ГМУ

Кафедра Социологии и Психологии





КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Методы социологических и прикладных исследований»

«Социальный портрет пользователя Интернета»


Направление подготовки / Специальность:

Муниципальное управление

Выполнил студент: Гк-921

Громов Александр Андреевич



г. Нижний Новгород 2015г.

Оглавление

Введение

. Портрет пользователя сети интернет

.1 Программа исследования

.2 Степень разработанности проблемы

. Определение параметров и характеристик пользователя сети интернет

Заключение

Источники и литература

Введение

Активность в стремительном развитии технологий, которое происходит в наши дни, привело к масштабному расширению коммуникативных возможностей человечества путем применения новейших технических устройств, изменявших формы, содержание и частоту коммуникаций, создавая новый опыт, меняя структуру взаимоотношений. Точкой невозврата в этом развитии стало появление глобальной информационной сети Интернет, как система объединенных между собой компьютерных сетей по всему миру, дающая возможность одновременного межсетевого взаимодействия из любой точки планеты. Исключительность Интернета, как способа опосредованного общения и создаваемая в данном контексте социальная среда взаимодействия стала базисом для возникновения новых форм и типов коммуникации. По предварительным оценкам, к концу 2014-го число пользователей Интернета в мире достигнет почти 3 млрд. (см. рисунок 1). Более 90 % населения, которое ещё не имеет выхода в Сеть, проживает в развивающихся странах. К примеру, в Африке проникновение веб-доступа к концу года составит только 20 % против 75 % в Европе. .

Рисунок 1

По данным представленным ФОМ на 2014 год доля активной интернет аудитории (выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки) сейчас составляет 50,1% (58,4 млн человек). Годовой прирост интернет - пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 9% (см. рисунок 2), а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.

Рисунок 2

I. Портрет пользователя сети интернет

.1 Программа исследования

Объект - Пользователи сети Интернет.

Предмет исследования - система социальных, личностных и профессиональных характеристик пользователя интернета, которые получены при анализе структуры репрезентативной выборки, содержащей наблюдения по индивидам, которые в каждой данной волне репрезентируют население России.

Цель данного исследования - всесторонне изучить аудиторию пользователей сети интернет, построить портрет и социально-демографические характеристики пользователей. В исследовании проводится углубленный анализ аудитории пользователей Интернета. Для анализа используются данные лонгитюдного обследование домохозяйств «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ». Исходя из полученных статистических показателей, делаются выводы о природе закономерностей, отражающих эти показатели.

Задачи:

описать социальный портрет российского пользователя;

выявить специфические черты Интернет пользователей в России;

Для анализа мною использовалась база данных обследований в формате SPSS.

Результатом изучения становится выявление социальных характеристик на разных уровнях и зависимости от таких показателей, как пол, возраст, занимаемая должность, уровень заработной оплаты, наличие вредных привычек и так далее. Все это позволяет составить социальный портрет пользователя интернета без ретуши, с учетом всех его теневых сторон.

.2 Степень разработанности проблемы

Вопросом, кто же среднестатистический пользователь глобальной сети, начали задаваться, как только эта технология стала доступной широкому кругу людей. В России одними из первых эти вопросом занялись отечественные психологи еще в середине девяностых годов прошлого века. После проведенных исследований, результатом которых стала интерпретация эмпирических данных Л.Н. Бабаниным, А.Е. Войскунским, О.Н. Арестовой, было установлено, что основными мотивациями в активном пользовании Интернета служат: деловая, коммуникативная, познавательная, игровая, рекреационная, аффилиативная мотивация, а также мотивация сотрудничества, самореализации и самоутверждения. Если внимательно проанализировать данные результаты, то можно сделать вывод о том, что глобальная сеть развилась от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, которая позволяет реализовать более широкий круг потребностей по сравнению с узко профессиональными.

На сегодняшний день проведено множество исследований, с намерением выяснить среднестатистического пользователя сети интернет по различным критериям. Приведу примеры в проекте те, которые наиболее отвечают тематике данной тематики.

В этом плане интересно исследование проведенное Агентством МАСМИ, результаты которого оно представило в апреле 2005 года. Это широкомасштабное исследование проходило в разных регионах России и зарубежья. В результате было прошено более 63 000 русскоговорящих пользователей Интернета. Данное исследование, было направлено на то, чтобы получить информацию о том, какие люди пользуются интернетом, а в частности:

·проникновение Интернета в РФ, а так же направления развития

·демографический портрет среднестатистического пользователя интернета

·отношение к электронной коммерции, рекламе онлайн и пр.

Данное исследование проходило в два этапа. На первом этапе, который проходил оффлайн, определялась реальная доля пользователей, определялись их основные демографические параметры (пол, возраст и т.п.). В опросе принимало городское население в возрасте от 16 до 64 лет и проходил в 11 регионах России (более чем в 100 городах с разным числом жителей), а также Москве.

На втором этапе респонденты в комфортной для них обстановке давали ответы на вопросы электронной анкеты. При этом к участию в опросе приглашались интернет-порталы с большой частотой посещений. Сайты-участники опроса размещали на своих страницах ссылки на электронную анкету. Присутствие среди участников сайтов различной тематики (новости, развлечение, музыка, туризм и др.) позволяет заявлять о приемлемом и равномерном охвате пространства Рунета. Например, из республики Татарстан в опросе участвовали 838 человек, что составило 1,3% от общего количества опрошенных.

По результатом опроса стало ясно, что интернет в России является "мужской территорией" - среди респондентов оказалось 63% мужчин и 37% женщин. В большинстве своем это высокообразованная аудитория - 46,9% имеют высшее образование и 25,8% - незаконченное высшее. В то время как людей, ответившими, что они «рабочий класс» - всего 4,8% из числа опрошенных. В целом, картина занятости пользователей Рунета, на 2005 год, выглядит так (см. рисунок 3):

Рисунок 3

Стало известно, что глобальная сеть в 2005 году была постоянным спутником жизни для энергичных и молодых. Этому служит подтверждением возраст респондентов: половина из них - в возрасте от 21 года до 34 лет. Однако подростков в Интернете оказалось меньше, чем предполагали, около 2,6% респондентов в возрасте до 16 лет и 5,6% - в возрасте 16-17 лет.

Если подытожить результаты исследований проведенных с начала двухтысячных годов, то можно сделать однозначный вывод о том, что мужчин в глобальной сети больше. По данным А.Е. Войскунского и О.Н Арестовой, портреты мужчин и женщин пользователей рунета в России имеют существенные различия. Эти различия касаются профессии - среди женщин преобладают такие профессии, как преподаватель и научный сотрудник и практически нет айтишников, технарей и предпринимателей. Среднестатистическая женщина старше мужчин по возрасту, ее больше чем мужчин интересует информация по искусству, образованию, религии, литературе и культуре. Мужчин, в свою очередь, больше всего привлекает информация по науке, технике, а так же коммерческая информация. Среди побудительных мотивов присутствия в Интернете женщины чаще, чем мужчины, указывают на: мотив творческой и интеллектуальной самореализации и преодоления коммуникативного дефицита. Мотивация женщин имеет сильный компенсаторный коммуникативный компонент, то есть важными являются восполнение в Интернете развитого и компетентного общения, которого им, возможно, недостает в реальной жизни. Для женщин в Интернете интересны импровизация и игра, получение новых знаний и личностный рост, возможности которого предоставляются Интернетом. По сравнению с мужчинами женщины проявляют более позитивное отношение к коммуникации в Интернете, они более терпимы к назойливым и необязательным контактами, возникающим в Интернете

С каждым годом ситуация в сети интернет понемногу менялась, поэтому крупные медиа структуры вовлеченные в этот рынок старались как можно точнее «нарисовать» портрет пользователя сетью. Большой скачек в этом направлении сделали интернет ресурсы, такие как яндекс и mail.ru.

Компания Яндекс начиная с 2007 года начала выпускать ежегодный информационный бюллетень об интернете в регионах России. Развитие интернета в каждом федеральном округе оценивалось по одинаковому набору параметров, характеризующих доступность интернета и активность пользователей. По этим данным с каждым годом интернетом пользуется всё больше людей старшего возраста. На лиц до 35 лет по прежнему приходится более половины аудитории интернета в России, однако их доля снижается. Детей и молодежи больше всего среди пользователей интернета в маленьких городах и сельской местности, а людей старшего возраста - среди москвичей. Что касается возрастного состава аудитории интернета, то доля пользователей старше 55 лет с каждым годом заметно растет (см. рисунок 4).

Рисунок 4

.ru Group в 2013 году провела маркетинговое исследование в среде мобильного интернета. Выяснилось, что почти треть всех пользователей 29% за последнее время выходили в интернет с мобильного устройства. Прирост пользователей мобильного интернета за этот период составил 54%. Интересно, что если 53% десктопных пользователей интернета - это женщины, то среди мобильных пользователей такая же доля у мужчин (см. рисунок 5).

Рисунок 5 Профиль посетителей мобильного интернета смещен в сторону молодежи до 30 лет

Профиль посетителей мобильного интернета смещен в сторону молодежи до 30 лет (см. рисунок 6), а максимальная активность пользователей приходится на период с 22:00 до 24:00. 9 из 10 владельцев смартфонов хотя бы раз в неделю пользуются SMS, 72% - электронной почтой и 64% - мессенджерами, а в интернет в основном выходят через Wi-Fi (56%).

Рисунок 6 типичные пользователи мобильного интернета

Стоит отметить и другие исследования проводимыми на эту тему, такое как, портрет пользователя мобильного интернета, потому, что технологии не стоят на месте, люди уже так сильно не привязаны к домашним компьютерам, и все чаше выходят в глобальную сеть с того устройства которое всегда под рукой. Неоспоримым стимулом к этому служит повсеместное распространение wi-fi, а так же снижение тарифов мобильных операторов на мобильный интернет. провела масштабное исследование российской аудитории мобильного интернета за 2014 год . В его основу легла информация о поле, возрасте и социальном статусе пользователей. Полученные данные рассматривались в сравнении с аналогичными исследованиями прошлых лет.

Основной тенденцией 2014 года стало широкое проникновение мобильного интернета как среди мужской, так и среди женской аудитории. Было установлено, что мобильным интернетом в 2014 году одинаково активно пользуются как мужчины, так и женщины, в то время как в аналогичные исследования прошлых годов показали, что в 2013 году наблюдалось повышение уровня проникновения среди женской аудитории по сравнению с таким же периодом 2012 года. Если в 2012 году этот показатель составлял чуть менее 20%, то в 2013 году он превысил отметку в 30%, и сегодня почти достиг 50% (см. рисунок 7).

Рисунок 7 Распространение мобильного интернета среди мужчин и женщин

В 2013 году в мобильном интернете существенно расширились возрастные границы аудитории. При этом самой активной группой оставались пользователи в возрасте от 25 до 34 лет. В 2014 году наметилась тенденция омоложения - 37,13% пришлись на долю опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет. Возрастное распределение аудитории мобильных пользователей осталось равномерным: 83,93% находятся в возрастном диапазоне от 18 до 50 лет. Наименее активная группа - старше 50 лет (6,24% опрошенных) (см. рисунок 8).

Что касается социального статуса опрошенных, то в 2014 году доля студентов выросла и составила 27,38%. Однако самой активной остается категория работающих: доля рабочих, служащих и менеджеров по результатам опроса составила 44,15%, топ менеджеров и владельцев собственного дела - 14,9% опрошенных. В прошлые года наблюдалась тенденция повышения доли неработающих пользователей в сравнении с показателями 2012 года. Однако и тогда самыми активными пользователями были работники полной занятости. Аудитория, занимающаяся развитием собственного бизнеса или имеющая эпизодическую занятость, постепенно увеличивала присутствие в мобильном сегменте интернета. Ее доля составляла чуть меньше 10%, а в 2014 году достигла отметки в 14%.

Рисунок 8 Возрастное распределение пользователей мобильного интернета

В 2013 году наблюдалось повышение уровня проникновения мобильного интернета за пределами крупных городов. Сегодня уже 15,05% опрошенных проживают в сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, если раньше на долю городов с населением более одного миллиона человек приходилось более 40% всего мобильного трафика, а доля сел и поселков городского типа не превышала 20%, то в 2013 году на долю мегаполисов пришлось чуть менее 35%. В 2014 году 59,13% опрошенных проживают в мегаполисе и 25,82% - в крупных городах с числом жителей до 1 млн. человек. Полученные данные активного проникновения мобильного интернета подтверждают и результаты исследования TNS Webindex, опубликованные в отчете компании «Яндекс».

В качестве финальной точки можно взять исследование «Пользователь Рунета - социально-демографический портрет, интересы», которое вышло в середине прошлого года. Выяснилось, что темп прироста пользователей глобальной сети составляет около 5%. Если в 2003 году эта цифра составляла не более 9 миллионов, то в начале 2014 года она приблизилась к 71 миллиону (см. рисунок 9).

Рисунок 9

Исходя из гипотезы, что Рунет сохранит текущие темпы роста, можно предположить, что к 2030 году этот показатель превысит 140 миллионов - почти аналогично числу жителей России.

Основным итого исследования стало выявление динамики изменения социально-демографического портрета с 1996 г. по 2015 г.

Процесс российской интернетизации с самого начала развития глобальной сети в нашей стране логично обозначить тремя периодами (волнами интернетизации):

·с 2001 г. по 2010 г. - период массового подключения новых российских пользователей к сети Интернет, активного распространения социальных медиа;

·с 2010 г. по настоящее время - популяризация дополнительных устройств для облегченного доступа к мировому интернет-сообществу (смартфонов, планшетов и т.д.)

При этом необходимо отметить, что гендерные, возрастные, социальные, статусные, образовательные и иные характеристики российских интернет-пользователей существенно отличались, были различны и предпочтения и запросы аудитории, менялось функциональное значение для жизнедеятельности сообщества всех Интернет-ресурсов.

До 1998 г. специальных мониторинговых исследований аудитории рунета не проводилось, однако к 1998 году агентство Комкон 2 обнародовало результаты своей работы с российским индексом целевых групп:

Общая численность выборки - 35000 чел.

Регулярная аудитория - более 1 млн. чел; 33% от этой цифры составляют москвичи (5% от взрослого населения), 12% - жители С.-Петербурга, 12% - Урала, 10% - Поволжья, 8% - Западной Сибири;

Возрастная градация: 16-19 лет - 15,7; 20-24 - 21,1%; 25-34 - 28,8%; 35-44 - 20,2%; 45-54 - 11,7%;

Образование: 68% - высшее, 28,5% - среднее, 3,2% - неполное среднее;

К концу 2009 года, то есть второго из обозначенных выше периодов, ситуация значительно изменилась: раз в неделю Интернетом в России пользовалось 41% населения старше 12 лет, раз в месяц- 47%. Это составляло 24,6 и 28,5 млн. человек соответственно.

В Москве недельная аудитория составляла 5,2млн. человек (55%населения), месячная - 5,7 млн. (60%). В Санкт-Петербурге хотя бы один раз в месяц Интернетом пользовались 56% жителей Санкт-Петербурга (2,3 млн. человек). Еженедельно отмечали выход в сеть 51% жителей (2,1млн. Чел).

Среднестатистические данные об образовании интернет-пользователей составляли следующие проценты: высшее - 57, 1 %, среднее и среднее специальное - порядка 30 %, неполное - 12, 9 %.

Качественный анализ интересов и потребностей пользователей сети претерпел не менее значительные изменения по своей сути. От единичного использования ресурсов электронной почты и использования Интернета лишь как дополнительного средства общения - до превращения глобальной сети в основной источник коммуникаций, инструмента построения бизнеса, развития имиджа и репутации, манипулирования массовым поведением, и конечно, онлайн-покупок и консультаций в любой сфере жизнедеятельности. Становление информационного общества ведет к модификации мировоззрения, информационной культуры, идентичности личности 21 века.

К началу 2015 года по результатам исследования современного российского сегмента сети Интернет можно говорить о наличии субкультуры сетевого сообщества, основными ценностями и нормами которой являются:

·уважение свободы слова и плюрализма мнений;

·наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников;

·высокая скорость массовых коммуникаций;

·рациональность;

·независимость;

·оптимизм.

Наименьшую долю в Интернет-аудитории составляют респонденты от 45 лет и старше - 15%. И целом Интернетом пользуются лишь 8% россиян старше 45 лет. Хотя необходимо заметить, что за последние 5 лет ( с 2010 г.) эта цифра выросла с 2,1 % (на 5,9 %).

Таким образом, прогноз относительно дальнейшего увеличения качественных и количественных изменений среди интернет-сообщества в России очевиден, и, несмотря на имеющийся недостаток научных и научно-популярных исследований в этой сфере, резонно обратить пристальное внимание на увеличивающийся функционал Интернет-ресурсов, их необходимость и значимость для граждан нашего государства.

Исходя из всего вышеизложенного, можем выдвинуть гипотезу, что характеристика портрета среднестатистического интернет-пользователя такова - это мужчины возрастом до 37 лет, с доходом средним и выше среднего, работают квалифицированными специалистами или руководителями.

интернет пользователь мобильный социальный

2. Определение параметров и характеристик пользователя сети Интернет

Первым этапом исследования стало определение числа людей, которые пользуются интернетом из общего числа опрошенных.

Респондентам был задан вопрос: Приходилось ли Вам в течение последних 12 месяцев пользоваться Интернетом?

Рисунок 10 Приходилось ли Вам в течение последних 12 месяцев пользоваться Интернетом

Далее разделяем пользователей по половому признаку. В результате получаем таблицу 1.

Таблица 1

Из таблицы можно сделать вывод, что пользователи мужского пола выходят в сеть чаще, чем женщины.

Следующим этапом выбираем уровень образования у всех респондентов. Результат представлен в таблице 2.

Таблица 2

Теперь необходимо установить, какой процент респондентов по каждому уровню образования выходит в интернет (таблица 3)

Таблица 3

Как видно из выше приведенной таблицы, чем выше уровень образования у респондентов, тем выше процент вовлеченности в глобальную сеть.

Следующей исследуемой характеристикой стал уровень доходов. Был задан вопрос: Сколько всего денег в течение последних 30 дней Вы лично получили, считая все: зарплату, пенсии, премии, прибыли, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие денежные поступления? (см. рисунок 11)

Рисунок 11

Если разделить эту группу по гендерному признаку и уровню доходов. (см. рисунок 12)

Рисунок 12

Далее из общего числа респондентов выделяем тех, кто пользуется интернетом. (см. рисунок 13)

Рисунок 13

После всех приведенных выше показателей, можно констатировать, что выдвинутая в первой главе гипотеза подтвердилась. Типичный пользователь сети интернет - это мужчина, причем, чем выше у него уровень образования, тем чаще он входит в сеть. Что касается уровня доходов среднестатистического интернет пользователя, то он у него выше среднего, что можно объяснить тем, что интернет для такого человека является более доступным, чем для человека с более низкими доходами.

В моем исследование я не дошел до показателей возраста и профессионального статуса, однако исходя из исследования проходивших ранее, и описанных в первой главе, я могу с уверенностью сказать, что возраст типичного интернет юзера колеблется в пределах 18-30 лет.

Заключение

Использование интернета как современного средства коммуникации, являющейся средством для интерактивного взаимодействия пользователей по всему миру, входит в повседневную жизнь все большего числа людей. При этом наибольшую значимость в качестве связующего элемента такого взаимодействия приобретают социальные сети в Интернете - сервисы, своими инструментами позволяющие находить контакты других людей и поддерживать социальные связи онлайн. Аудитория интернета на сегодняшний день насчитывает около 74 млн пользователей в возрасте 18+. 60,8 млн (52%) выходят в сеть каждый день, за год этот показатель увеличился на 8%. Если все пойдет такими темпами, то к 2020 году этот показатель достигнет 84,5 млн. человек, и большую часть за счет привлечения людей среднего и старшего возраста. Таким образом, делая прогноз, портрет пользователя сети интернет будет понемногу стареть.

Так же можно предположить, что интернет будет составлять все большую конкуренцию традиционным медиа: можно заметить, что в топ-10 медиа-холдингов входит 5 интернет-холдингов.(см. таблицу 4)

Таблица 4

Еще следует отметить, что дальнейшее увеличение числа интернет пользователей в основном возможно за счет аудитории пенсионного возраста (см. рисунок 14) и малых населенных пунктов, что существенно замедляет темпы прироста, из-за того, что в крупных городах охват сетью приближается к 100%.

На последнем рисунке представлено, за счет чего может вырасти интернет аудитория.

Рисунок 14

В заключении хочу сказать, что за последние 20 лет портрет пользователя сети интернет заметно помолодел, сменил профессию, общий кругозор. Превратился из опытного спеца, пользующегося интернетом только на рабочем месте, в студента, имеющего неплохой доход, пользующегося не только стационарным компьютером, но и современными мобильными устройствами, где ему угодно.

Источники и литература

1. В.А. Бурова «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости»

. С.И. Выгонский «Обратная сторона интернета: психология работы с компьютером и сетью», Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2010 год. 316 стр.

. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. «Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей»

. Е.А. Шайкина «Психологический портрет активного пользователя социальных сетей»

. Доклад «Рунет сегодня: Аналитика, цифры, факты»

. Исследование МСЭ: количество пользователей Интернета к концу 2014 года достигнет 3 млрд.

Похожие работы на - Социальный портрет пользователя Интернета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!