Тема: Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    10,31 Кб
Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста
Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













Социокультурные и социально-психологические особенности подросткового возраста

План

  1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка
  2. Взаимоотношения с окружающими
  3. Проблема акцентуации характера
  4. Развитие самосознания в подростковом возрасте

1.

1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11/12 до 14/15. Особое положение подросткового периода отражено в его названии «переходный», «трудный», «переломный», «критический». Основное содержание всех сторон развития - переход от детства к взрослости.

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на построение удовлетворительных отношений со взрослыми и сверстниками, на самого себя. То, что происходит в сфере личностного развития можно охарактеризовать как проектирование своей личности, попытка выстроить свое будущее.

Но процесс становления протекает неравномерно. В подростковом возрасте особенно ярко проявляется закон гетерохронности. В подростке сочетается детство и взрослость, имеются существенные различия в степени развития разных сторон у сверстников. При этом можно выделить как факторы, тормозящие развитие взрослости, так и факторы, стимулирующие процесс взросления.

Факторы, тормозящие развитие взрослости: сохранение социального статуса (подросток как был, так и остается школьником, учащимся), зависимость от взрослых (как экономическая, так и социально-психологическая), резкая граница между детством и взрослостью (социокультурная особенность современного общества, проявляющаяся в существовании комплекса норм, правил поведения и требований, предъявляемых ребенку и принципиально отличных от ролевых характеристик взрослого), стремление родителей оберегать детей.

Факторы, взрослящие: поток разнообразной информации, занятость родителей, ранняя самостоятельность детей, акселерация, перманентная трансформация всех сторон жизнедеятельности общества, приводящая к нарушению традиционных форм межпоколенной трансляции социокультурного опыта.

Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст считается критическим. Это обусловлено, во-первых, качественными сдвигами (иногда ломкой прежних особенностей, интересов, отношений ребенка. Во вторых, происходящие изменения сопровождаются появлением у самого ребенка субъективных трудностей разного порядка, а также трудностей в его воспитании.

На протяжении почти всего ХХ века среди специалистов шел спор о роли биологических и социальных факторов в возникновении критических периодов. Например, С. Холл и Фрейд считали, что кризис подросткового возраста неизбежен, т.к. обусловлен биологическими факторами: перестройка энодокринной системы, скачок роста, приближение пропорций тела к взрослым, увеличение мышечной силы и т.д. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в двигательной активности, сердце растет быстрее, чем кровеносные сосуды, вследствие чего возможны нарушения сердечной деятельности, сердцебиения, утомляемость, головные боли. Утрачивается баланс в деятельности эндокринной и нервной системы. Это проявляется в общей неуравновешенности, раздражительности, сочетаний периодов апатии с периодами гипертрофированной активности, эмоционального возбуждения. Изменения в анатомии и физиологии подростка столь значительны, что для их описания используются такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм», «скачок роста» и т.д. Это влечет за собой, как минимум 2 основных следствия: 1) ощущение собственной взрослости; 2) как следствие начала полового созревания повышенный интерес к другому полу.

В ходе бурного роста у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за непропорциональности изменений. Рост, вес и внешность становятся источниками тревоги, эмоциональных переживаний подростков. Многие очень чувствительны к своему внешнему виду. У мальчиков тревоги могут возникать по поводу малого роста и недостаточной физической силы. У девочек, напротив, беспокойство вызывает высокий рост, «избыточная» полнота, раннее и резкое проявление вторичных половых признаков и пр.

Но психологи считают, что анатомо-физиологические изменения сами по себе не являются прямой причиной психологического развития подростков. Это изменения имеют опосредованное значение, преломляясь через отношение окружающих, сравнение подростка себя с ними, культурные традиции взросления, характерные для того или иного типа общества.

Американский антрополог М. Мид, изучавшая детей-аборигенов с о. Самоа, чтобы выяснить, что в человеке определяется природой, а что культурой, доказала несостоятельность представлений о неизбежности кризиса подросткового возраста и показала его социальную обусловленность.

Антропологи выделили 2 типа перехода к взрослости: 1) непрерывный (в условиях сходства основных важных норм и требований к детям и взрослым переход происходит плавно, ребенок постепенно учится формам взрослого поведения). 2) наличие разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве и тем, что ему необходимо для осуществления роли взрослого, что характерно для высокоразвитой цивилизации, и, что, главным образом, определяет трудности перехода.

Антропологи рассматривают подростковый возраст как период, когда ребенок находится в пути к своему месту в мире взрослых. В обществе существует группа детей и группа взрослых. Ребенок стремится перейти в группу взрослых и пользоваться их привилегиями. Однако взрослыми он еще не принят, но и к группе детей уже не относится как субъективно, так в объективно, и, таким образом, находится в положении между группами. Таким образом степень трудности и конфликтности, свойственные подростковому периоду зависит от степени разрыва между миром взрослых и миром детей.

2.Взаимоотношения с окружающими

Центральное и специфическое новообразование в личности подростка - возникновение у него представления о себе как уже не о ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть им, восприниматься таковым окружающими.

Чувство взрослости - основное новообразование, выражающее новую жизненную позицию подростка по отношению к самому себе, людям и окружающему миру. Это проявляется в наличии собственной линии поведения, взглядов, оценок и их отстаивании, несмотря на несогласие окружающих.

1. Подражание внешним проявлениям взрослости: особенности поведения, качества, внешние характеристики, права и привилегии.

2. Ориентация на качества взрослого: умения, черты характера (сила, смелость, настойчивость и т.д.).

3. Взрослый как образец деятельности: становление социальной зрелости в сотрудничестве со взрослым, помощь взрослому в сочетании с его доверием - чувство ответственности, самостоятельности и т.д.

4. Интеллектуальная взрослость: стремление что-то знать и уметь по-настоящему. Потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы - самообразование.

Претензии подростка на новые права распространяются, прежде всего, на всю сферу отношений со взрослыми. Существующий в детстве тип отношений (отражающий неравноправное положение ребенка) становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, т.е. на известное равноправие. Неудовлетворенность подростка отношением взрослых приводит к различным формам протеста, от грубости и непослушания до противопоставления себя взрослым.

Благополучная форма перехода к новым отношениям возможна, если взрослый сам проявляет инициативу и перестраивает отношение к ребенку. Однако сохранению прежнего типа отношений способствует ряд моментов: 1) неизменность общего положения подростка; 2) зависимость от родителей; 3) привычка взрослого к контролю; 4) сохранение детских черт.

В начале подросткового возраста складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку как к ребенку. Это отношение препятствует развитию социальной зрелости и вступает в противоречие с представлениями подростка о степени собственной взрослости. Именно это противоречие - источник основных проблем и трудностей в отношении взрослого и ребенка. Старые способы взаимоотношений ребенка со взрослыми постепенно вытесняются новыми, но какое-то время они сосуществуют. Это создает большие трудности и для подростка и для взрослых. Насколько безболезненно пройдет смена типа отношений зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует возможность избежать трудностей, если отношения строятся по типу дружеского сотрудничества, что позволяет подростку почувствовать себя в положении помощника, товарища взрослого. При инициативе подростка вероятность возникновения конфликтов выше и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому. Несовпадение в оценке степени взрослости у подростка и у взрослых способно породить конфликт. При этом, затягиваясь и превращаясь в хронический, он способен тормозить развитие личности, калечить ее (появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, приспособленчества и т.д.)

Школа по-прежнему занимает большое место в жизни ребенка. Но, у одних - возможность общаться в школе с одноклассниками, отчего учеба страдает. У других - появляются любимые занятия, конкурирующие с учебой. Поэтому поглощенность учением уменьшается.

Изменяется ситуация учения: появляются новые учителя, новые требования, разная манера объяснения и опроса, менее личные отношения с учителями. Возникает сравнение и оценка педагогов - дифференцированное отношение к учителям, новые критерии оценки личности взрослого.

Содержание учения расширяется: приобретение знаний выходит за пределы учебной программы, появляется самообучение. Но отношение к отметке как к главному - ведет к распаду учебной деятельности. У младших подростков: отношение к учителю = отношение к предмету (что легко, то и нравится). У старших подростков: появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений - избирательное отношение к предметам.

К началу подросткового периода создаются сложные взаимоотношения между 2 системами общения: ребенок - взрослый и ребенок - сверстники. Причина этого - в различном положении ребенка в этих системах. В отношениях со взрослым - неравноправие, а в отношениях со сверстниками - наоборот, что делает эту сферу особенно привлекательной. Известный российский психолог Д.Б. Эльконин считает, что общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности. Оно выступает своеобразной формой воспроизведения отношений, существующих в мире взрослых.

В подростковый период происходит становление различных по степени близости отношений (товарищ, близкий товарищ, друг). Общение выходит за пределы учебной деятельности и выделяется в самостоятельную сферу, отодвигая учение на 2 план и уменьшая привлекательность общения с родными.

Подросток не просто стремится к общению и совместной деятельности со сверстниками, а хочет быть принятым, уважаемым. Неблагополучие в этой сфере жизнедеятельности воспринимается подростками как драма. Если в младшей школе положение в группе зависит от успеваемости и оценки учителя, то в подростковом возрасте важными становятся другие достоинства: качества товарища и друга, смелость, верность… Общение со сверстниками, таким образом выступает как особая школа развития социально-моральной взрослости. Мораль взрослых усваивается именно в практике общения со сверстниками.

Важная роль в развитии личности подростка принадлежит дружбе. В этот период идет поиск близкого друга и отношения с ним - предмет особых размышлений для подростка. Таким образом происходит познание другого человека и самого себя, развиваются средства такого познания, формируется социальная активность как воздействие на другого человека (исправление его недостатков), так и на самого себя. Поэтому специфика отношений состоит еще и в том, что подростки воспитывают друг друга, предъявляя другому систему определенных требований, а если они не выполняются следует отказ от общения, что воспринимается как жизненная катастрофа.

Общение с другом - практика овладения личными отношениями (специфическими для взрослых). Овладение нормами дружбы - важнейшее приобретение подросткового возраста.

3.Проблема акцентуации характера

подростковый возраст взрослость самосознание

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард (K. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Одной из распространенных практических ошибок, от которой нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую интерпретацию можно услышать не только в устных выступлениях и лекциях, но даже и в весьма солидных психологических публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера неправомерно. Возможно, этот ошибочный стереотип приобрел столь заметную устойчивость и распространенность потому, что само понятие акцентуация появилось и поначалу употреблялось преимущественно в клинической психологии. Однако уже в работах К.Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются не нормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию (К.Леонгард, 1981). Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.


4. Развитие самосознания в подростковом возрасте

Вступление в подростковый период знаменует качественный сдвиг в развитии самосознания: у подростка формируется позиция взрослого (субъективно он уже вступил в мир взрослых). Происходит переориентация с детских норм и ценностей на ценности взрослых. Они начинают составлять содержание его самосознания.

Особенность подростка - интерес к себе и размышления о себе. Новый уровень самосознания подростка связан с появлением способности и потребности познать самого себя как личность, отличную от других. Если для младшего подростка - важно быть «как все», то для старшего характерно стремление к индивидуальности. Здесь можно проследить определенную закономерность: сначала внимание сосредотачивается на недостатках, затем переключается на особенности личности в целом (стимул - потребность занимать уважаемое положение среди сверстников). Замечания товарищей, достоинства авторитетных сверстников заставляют задуматься о себе. В результате, подросток создает желаемый образ собственной личности, носящий некий собирательный характер, состоящий из достоинств разных людей.

В подростковом возрасте расширяются представления о себе. У многих наблюдается завышенная самооценка и уровень притязаний. Это может проявляться в представлении о несправедливом отношении к себе.

Весьма важной становится для подростка забота о собственной самостоятельности не только в конкретных действиях и поступках, но и выборе, решении, мнении.

Изменение самооценки в деятельности можно классифицировать следующим образом:

-11 лет - дают себе в основном отрицательные оценки;

-13 лет - происходит рост самоуважения и оценки себя как личности;

По мере взросления - глобальные самооценки становятся более дифференцированными; от характеристики поведения в отдельных ситуациях подросток переходит к оценке частных поступков.

В развитии рефлексии проявляются противоположные тенденции: в начале подростки осознают отдельные свои поступки, затем - черты характера, после чего объектом рефлексии становятся личностные особенности.

Литература

1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.

.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

.Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991.

.Краковский А.А. О подростках. М.: Просвещение, 1970.

.Раттер М. Помощь трудным детям. М, 1987.

.Э.Г. Эриксон Детство и общество. /Пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!