Социальные сети как социальное пространство для дружбы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    283,07 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные сети как социальное пространство для дружбы

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальных сетей и социального пространства

1.1 Понятия «социальная сеть», «социальное пространство», «дружба»   

1.2 Возможности построения дружбы в социальных сетях       

Глава 2. Практические аспекты изучения социального пространства социальных сетей

2.1 Социальное пространство социальной сети «Вконтакте» (исследование - описание возможностей, особенностей «ВК»)

2.2 Особенности построения дружбы в социальных сетях

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Актуальность. Сегодня во всем мире наблюдается компьютеризация общественной жизни. Компьютерные технологии и интернет стали неотъемлемой частью каждого человека.

Согласно статистике, по данным ФОМ «на осень 2013 года, в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет - это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно».

Социальные сети - это важный и актуальный на сегодняшний день элемент интернета. За последнее десятилетие именно этот тип сайтов получил наибольшее распространение как на западе, так и у нас - в России. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растёт.

Так, например, согласно новостному порталу lenta.ru, «количество пользователей социальной сети «Facebook» в 2013 году составляла 1,5 миллиарда активных пользователей».

Что касается России, то популярная социальная сеть «Вконтакте», по данным mail.ru group, имеет у себя в активе «52 миллиона активных пользователей ежемесячно».

Все эти данные свидетельствуют о глубоком проникновении интернета и социальных сетей в повседневность.

Социальные сети имеют свои как положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны, они оказываются помощником в поиске своих старых знакомых и друзей, в поддерживании с ними отношений, не смотря на расстояние и занятость. В этом и есть суть и, возможно, первоначальная идея социальных сетей в принципе. Кроме того, социальные сети являются ценным инструментом в процессе поиска работы у современных людей по средствам публикации соответствующих объявлений.

В то же время - это обратная сторона медали. Не секрет, что в последние годы современный человек (особенно подросток) много времени тратит, находясь в социальных сетях. «По оценке агентства Newspoll, 84% подростков в возрасте от 14 до 17 лет пользуются социальными сетями и почти половина детей в возрасте 10-13 лет сидят на сайтах вроде Facebook, молодые люди проводят в них до 7ми часов в день. В действительности сотни тысяч молодых людей сегодня не представляют своей жизни без ежедневного посещения». Поэтому в поле нашего зрения мы включили именно эту возрастную категорию: дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. В данной работе, мы подробно рассмотрим явление «социальных сетей», опишем те возможности, которые они предлагают для построения дружбы, проанализируем пространство социальных сетей для понимания их широкой популярности.

Объектом нашей работы являются социальные сети.

Предмет - социальное пространство дружбы в поле социальных сетей.

Цель данной работы - изучение социальных сетей как социального пространства для дружбы.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

определить понятия «социальная сеть», «социальное пространство», «дружба»;

выявить возможности и ограничения коммуникации в социальных сетях;

описать социальное пространство социальной сети «Вконтакте»;

выявить особенности построения дружбы в социальных сетях (на примере подростков).

Гипотезы работы:

в социальных сетях имеются широкие возможности для построения дружбы.

пользователи социальных сетей в возрасте от 10 до 17 лет предпочитают завязывать дружеские отношения с помощью социальных сетей.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальных сетей и социального пространства

.1 Понятия «социальная сеть», «социальное пространство», «дружба»

Прежде всего, чем переходить к описанию рассмотрению дружбы в социальных сетях, необходимо определить категориальный аппарат нашей работы.

Сам термин «социальная сеть» появился в работе Джеймса Барнса, которая называлась «классы и собрания в норвежском островном приходе» и была написана в 1954 году. Под социальной сетью автор понимал «социальную структуру (математически - граф), состоящая из группы узлов, и которыми являются социальные объекты (люди и организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)».

Первая социальная сеть, которая была более-менее похожая на соврменные, возникла в США в 1995 году. Это был проект Classmates.com (с него и были списаны российские «»одноклассники»), в котором поиск участников осуществлялся по школам. «Максимальный размах социальные сети достигли после открытия сети Friendster. В 2002 году Джонатан Абрамс решил создать принципиально новый сайт знакомств. Если до этого все соответствующие сервисы могли сводить друг с другом только двоих незнакомых людей, то Friendster оказывал помощь в поиске друзей по различным критериям и показывал связи между людьми. Всего через три месяца работы на Friendster было зарегистрировано более 3 миллионов пользователей. К 2012 году на Friendster присутствовало уже 115 миллионов человек со всего мира, несмотря на множество других социальных сетей».

В современной интернет-среде социальная сеть приобрела особое значение. Теперь - это не просто группа связанных между собой объектов. Социальная сеть - это «онлайн-сервис или сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и т.д. Главные особенности социальных сетей:

практически неограниченные возможности для обмена самой разнообразной информацией (текстовой, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т.д.);

индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фото и т.д.)

добавление в «друзья» в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники-одногруппники, родственники и т.д.) и во вторую - по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т.д.)».

Сегодня социальные сети - это также неотъемлемая часть молодежной среды, в которой они презентую себя. Некоторые ученые называют социальные сети современным способом социализации. «Молодежь, находящаяся в начальных стадиях вторичной социализации, легче принимает новые социальные роли. Дальнейшее развитие Интернета в России, увеличение его аудитории как средства массовой коммуникации приведет к тому, что большая часть членов сообщества примет новые социальные роли, определяемые новой информационной культурой: пользователь Сети, активный участник массовой коммуникации и т.д. Немаловажно отметить, что в настоящее время домашняя компьютеризация достигает такого уровня, когда компьютер и Интернет становятся агентами первичной социализации наряду с ближайшим окружением ребенка».

Интернет-среда - это особый вид взаимодействия индивидов. Это особая форма пространства построения отношений в виртуальном пространстве.

Говоря о «виртуальном пространстве», необходимо понять, что собой представляет пространство в принципе. Одним из видных ученых, которые изучали понятие «пространства», был Пьер Бурдье. Автор отмечал, что «физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время, как социальное пространство - по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, как структура рядоположенности социальных позиций. Социальные агенты, а также предметы в качестве присвоенных агентами, и следовательно, конституированные как собственность, помещены в некое место социального пространства, которое может быть охарактеризовано через его релятивную позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. Социальное пространство стремится преобразоваться более или менее строгим образом в физическое пространство с помощью, например, искоренения или депортации некоторых нежелательных людей».

Считается, что сам термин «социальное пространство», ввел сам Бурдье для обозначения «абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала». Социальное пространство может также восприниматься в «форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях. Реализованное физически социальное пространство  представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп,  локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг». Распределения благ и услуг, соответствующих различным полям, накладываются друг на друга, следствием чего является концентрация наиболее дефицитных благ и услуг, а также их владельцев в определенных местах физического пространства, противостоящих во всех отношениях местам, объединяющим наиболее обездоленных. Причем места скопления дефицитных благ не могут рассматриваться иначе, как в соотношении с местами, лишенными этих благ.

С развитием интернета многие социальные отношения и связи стали реализовывать там. Этот процесс дал толчок для развития социального пространства в виртуальной среде. Иными словами, виртуальное пространство - это особая форма социального пространства, имеющая специфичные характеристики, которые позволяют индивидам по-новому осуществлять взаимодействие между друг другом.

Последнее понятие, которое нам следует разобрать - это понятие «дружба». Прежде всего, отметим, что в социологической теории система общественных отношений представляю собой совокупность многообразных связей внутри общества, которые устанавливаются между группами и индивидами. Специфика общественных отношений заключается в том, что люди вступают друг с другом в эти отношения исходя исполняемой ими социальной роли.

Отношения между индивидами в обществе строятся в разных сферах, поэтому имеют свои особенности. Так, например, в отличие от деловых отношений, где один человек, как принято считать, использует другого как средство для достижения какой-либо цели, дружба - отношение, само по себе являющееся благом. Сложно не согласиться, что друзья помогают друг другу бескорыстно.

В отличие от семьи, где отношения обусловлены кровным родством, или от товарищества, где люди связаны принадлежностью к одному коллективу, дружба избирательна и основана на взаимной симпатии. «Дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego («другим Я»)».

Безрукова О.Н. отмечает, что «люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому. Нередко приходится слышать жалобы на то, что интимная, глубокая дружба часто подменяется у современной молодежи поверхностными и экстенсивными приятельскими отношениями, что телефон заменяет личные контакты, а телевизор - живой обмен мнениями».

Следует также подчеркнуть, что социальные отношения осуществляются в определенных социально-экономических условиях развития того или иного общества. В соответствии с этим Ковалевой А.С. определена специфика дружеских отношений:

«дружеское взаимодействие представлено совокупностью таких отношений людей, которые основываются на их добровольном завязывании и прекращении;

дружеские отношения завязывается между различными людьми в различных сферах и по различным параметрам. При этом дружеские взаимоотношения дифференцируются по степени близости между людьми;

в социуме дружеское взаимодействие пересекается с другими видами отношений, а также прекращается вследствие данного пересечения».

Дружба - это обязательное устойчивое явление современного человеческого общества. Для нее характерна достаточно полная, четкая и порой даже жесткая регламентация. «Своеобразными формами социального контроля в институте дружбы выступают неформальные негативные (обида, различные сплетни, ссора, прекращение дружеских связей) и позитивные (улыбка, доверие, симпатия, длительность знакомства) санкции, не оформленные в виде законов, административных уложений и т.п.».

Сегодня дружбу называют социальным институтом. Многие ученые занимались изучение феномена дружбы. Так, например, немецкий социолог Ф. Тённис разграничивал два типа социальных отношений:

общность, которая основана на непосредственной эмоциональной близости людей;

общество, основанное на рациональном расчете и разделении труда.

«Классическим примером «общественных» отношений Теннис считал капиталистический товарообмен, пренебрегающий всеми индивидуальными различиями, а примерами «общности» - родство, соседство и дружбу. По его мнению, «общность» и «общество» присутствуют на каждом этапе исторического развития, но в разной пропорции. На ранних стадиях, пока люди живут сравнительно небольшими группами и в патриархальных условиях, преобладает дух «общности». По мере того как социальные связи становятся все более универсальными, значение «общностных» отношений, а следовательно, и дружбы снижается. Они становятся всего лишь островками человеческого в мире безличной расчетливости».

Другой известный немецкий социолог Георг Зиммель связывал «историческую эволюцию дружбы с дифференциацией не только общества, но и самой личности. Античный идеал дружбы ему представлялся тотальным самораскрытием и слиянием личностей». Зиммель отмечал, что «по мере растущей дифференциации людей такое полное самораскрытие должно было становиться все труднее. Чтобы поддерживать дружбу в античном смысле, современный человек, возможно, должен слишком многое скрывать». Отсюда, по мнению Зиммеля, дефицит интимности и эмоциональное оскудение дружбы».

Современные исследователи выделяют дружбу как самостоятельный социальный институт. Однако, у института дружбы нет учреждений. Несмотря на то, что дружба имеет четкое разграничение как от любви, так и от братских отношений и взаимоотношений с коллегами по службе, в ней нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. «Дружба - это главный элемент, который характеризует жизнь любого общества. В обществе дружба играет далеко не последнюю роль. Но, стоит учитывать, что регламентация в дружбе полная и чёткая. Дружба имеет свои личные ресурсы. Например, симпатия и доверие. Ведь у неё с любовью есть существенные отличия».

Дружба возникает как разрыв в обычном течении событий, как скачок. В какой-то момент мы вдруг начинаем испытывать сильный прилив симпатии, интереса к другому человеку, он становится нам близок. «Если мы давно с ним знакомы, появляется чувство, будто мы увидели его первый раз в жизни. Назовем это явление встречей. Встреча - это конечное событие, сгусток времени. Для дружбы важны только эти минуты наивысшей интенсивности жизни. Все, что происходит в промежутке, не имеет значения. Такая встреча всегда неожиданность, всегда открытие. По отношению к большинству наших знакомых мы так никогда и не сделаем этот первый шаг на пути к дружбе. В отличие от влюблённости мы можем даже не вспоминать о друге от встречи до встречи».

Хотя дружба - это личное отношение, формирование и развитие её зависят от ряда объективных условий: пространственной близости, частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов. «Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет, пользуясь нравственными критериями, и строит свое отношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение. Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других».

Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рассмотрим только юношескую и взрослую.

Юношеская дружба. Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т.д. В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит юный герой фильма «Доживём до понедельника».

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. «Дружба иногда выступает и как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодым выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, что кто-то разделяет их сомнения, надежды и тревоги».

Юношеская дружба «не только склонна к исповедальности, но и чрезвычайно эмоциональна. И выражена эмоциональность не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговорённости, недомолвках, которые подросток при всём желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга-собеседника тончайшие нюансы его настроений, оставаясь бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя. Этот «пустой» разговор психологически важнее и значительнее «содержательной» светской беседы о высоких материях... Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажется более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу».

Дружба взрослых. В юности дружба, как мы видели, занимает привилегированное, даже монопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. С появлением новых, "взрослых" привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение.

Три момента особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы:

расширение и дифференциация сферы общения и деятельности;

появление новых интимных привязанностей».

Также меняются содержание и структура дружеского общения. Терпимость к различиям - один из главных показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и в общении. Детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки понимается как нечто тотальное.

1.2 Возможности построения дружбы в социальных сетях

Новые высокие технологии - это современный универсальный инструмент развития человека и общества в глобализированном мире. «В последние три десятилетия XX века были весьма популярными теории, рисовавшие радужные перспективы построения постиндустриального общества и компьютерной революции (Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Предполагалось, что в развитых странах главными характеристиками труда станут информация и творчество, что свободное распространение информации откроет неограниченные возможности для самореализации индивидов в открытом обществе. Вплоть до конца XX века ощущалось влияние идеологии технологического детерминизма, что проявлялось в эйфории в отношении перспектив мультимедиа. Ускоренное развитие компьютерных технологий и техники электронных коммуникаций рассматривалось также как средство преодоления информационных барьеров между обществами. Считалось, что их широкое использование в любом случае приведет к совершенствованию социальных институтов. Из технической диковинки Интернет быстро превратился в повседневное информационное средство, предоставляющее любому потенциальному пользователю огромные массивы данных на любой вкус. Рассматривать этот процесс исключительно в ракурсе однозначно положительной направленности технологического прогресса уже не представляется возможным. На исходе XX века были зафиксированы негативные последствия избыточного использования сети Интернет».

По данным исследования пользовательской аудитории за прошедший год (2010) координационного центра национального домена сети Интернет «еженедельно в сеть выходят более 42 миллионов россиян, ежедневно - более 30 миллионов человек. Превалирующая часть аудитории - это молодые, платежеспособные люди в возрасте до 34 лет».

На сегодняшний день существует немало работ, посвященных изучению молодежи, ценностям молодых, образу жизни и досуговой деятельности. Досуг в Интернете на сегодняшний день является одним из самых популярных видов досуга в молодежной среде. «Исследования показывают, что пользователям в возрасте от 18 до 29-ти лет Интернет необходим для организации приятного времяпрепровождения, что позволяет нам отнести Интернет к досуговым видам деятельности для большинства молодежи и рассматривать его в качестве одного из факторов, определяющих трансформации пространства досуга подрастающего поколения».

Общение как вид досуговой занятости и непосредственно досуг как активная деятельность становятся возможными не в традиционной интерпретации, а приобретают иную смысловую нагрузку, определяемую новым средством - Интернетом.

Попов Д.С. отмечает, что «Интернет-общение неоднородно, прежде всего, в контексте открытости доступа к информационным ресурсам. Достаточно закрытыми и малодоступными являются такие формы коммуникации, как общение помощью ICQ-подобных программ. Поскольку анализ коммуникации в таком случае возможен лишь с помощью качественных методов или непосредственном контакте с конкретным пользователем. В данном случае основным источником информации может выступать история сообщение. К достаточно замкнутым ресурсам относятся локальные чаты (чат сегмента, чат провайдера и т.д.), т.е. те чаты, которые доступны узкому кругу пользователей, чаще всего непосредственно знакомых между собой. Более открытыми формами коммуникации являются форумы, открытые чаты и социальные сети, позволяющие применять количественных методики анализа, и часто не требующие персонального вхождения исследователя в изучаемую группу».

В первую очередь, социальные сети разработаны с целью познакомить и собрать людей с общими интересами, дать им возможность общаться на различные темы, выкладывать и обсуждать фото и видео, добавлять друг друга в друзья или недруги, загружать и слушать музыку и т.д. Одним из плюсов социальных сетей является возможность найти давно потерянных друзей, родственников. «Многие люди, не задумываясь, общаются в социальных сетях, заполняют свои профили, выкладывают фотографии, личное видео и добровольно дают много другой информации о себе. И как показывает практика - зря. Экономический словарь даёт нам следующее определение: имидж (англ. image) - образ человека, представление о нем, складывающееся у окружающих, репутация. В социальных сетях у активных людей неизбежно появляется определённый имидж - мнение о нём других пользователей конкретной сети. И этот имидж может значительно влиять на разные аспекты жизни человека (от банального изменения мнения друзей о человеке до отказа при попытке устроиться на новое место работы)».

Социальные сети предлагают довольно большой функционал для объединения и поиска людей - по интересам, по регионам, по возрасту и так далее. Общение же происходит на разнообразные темы по средствам сообщений, комментариев, фото и видео. При этом территориальных ограничений нет.

Можно констатировать факт того, что сегодня социальные сети - это универсальный способ построения дружбы. Однако, очень важны моментом является само позиционирование дружбы в социальных сетях.

В предыдущем параграфе мы выяснили, что дружба - это понятие личное, основанное на взаимной симпатии и доверии индивидов друг другу. Любого знакомого человека не принято называть «другом». Отсюда вытекает вывод, что друзей у человека не может быть много.

Что касается социальных сетей, то любой добавляющийся в список контактов человек автоматически попадает в список «друзей». Поэтому «друзей» у пользователей социальной сети «вконтакте» может быть очень много, как на рисунке 1.

Рис. 1.

Исходя из вышенаписанного можно сделать вывод о том, что понятие «дружбы» в реальной жизни и в социальной сети «вконтакте» отличаются по своему значению. В реальной жизни друг - это человек, которому ты доверяешь, с кем часто общаешься, а «вконтакте» - это любой человек, который добавляется в список контактов, подобно телефонной книге.

Также стоит отметить, что, несмотря на такую обширную трактовку «дружбы», в социальных сетях предусмотрена сортировка контактов по категориям, которая представлена на рисунке 2.

Рис. 2

Социальная сеть «Вконтакте» позволяет выделить 5 категорий:

Родственники.

Близкие друзья.

Коллеги.

Друзья по школе.

Друзья по вузу.

Логично предположить, что в категорию «близкие друзья» попадают только те контакты, которые являются «друзьями» в прямом значении этого понятия. Однако, этот тезис мы проверим в ходе проведения нашего исследования.

В пользу этого говорит и статистика: «около 57% посетителей портала «Работа.Mail.ru», которые приняли участие в опросе по заказу РИА Новости, отметили, что добавляют в друзья в социальных сетях только тех, с кем знакомы лично или поддерживают приятельские отношения в реальной жизни. При этом 43% опрошенных уверены, что в интернете можно познакомиться с человеком, который впоследствии может стать близким другом. Согласно опросу, даже удаление аккаунта из социальных сетей не может стать препятствием для дружбы, потому что 54% респондентов находятся в постоянном личном контакте со своими приятелями. Еще 33% используют для общения с друзьями электронную почту и другие сетевые ресурсы, например, мессенджеры».

Несмотря на это, «практически все опрошенные добавляют в друзья в социальных сетях своих коллег: 50% участников опроса добавляют только тех, с кем знакомы лично, еще 45% - даже малознакомых».

Таким образом, исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что понятие «дружбы» отличается в реальной жизни и в социальной сети «вконтакте». Как происходит выделение «настоящих друзей» в виртуальном социальном пространстве мы поймем, исходя из нашего исследования. В следующей главе мы опишем социальную сеть «вконтакте» с точки зрения ее особенностей общения и возможностей коммуникации.

Глава 2. Практические аспекты изучения социального пространства социальных сетей.

.1 Социальное пространство социальной сети «Вконтакте» (исследование - описание возможностей, особенностей «ВК»)

Современную эпоху называют информационной эрой, эрой стремительного внедрения интернет-ресурсов во все сферы жизни. Интернет - это среда информационная, к тому же она предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету, теперь «он помогает удовлетворить большую часть потребностей». «В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера».

Социальная сеть - это «социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди, группы людей, сообщества, организации) и связей между ними (социальных взаимоотношений)».

В общераспространенном понимании социальная сеть - это «сообщество людей, объединенных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой. В общефилософском подходе под социальной сетью понимают множество социальных объектов и определенное множество отношений между ними».

Одним из новых современных способов приобщения к современной многоликой культуре, демонстрации своей особой ценностно-мировоззренческой позиции стало включение в ту или иную молодежную субкультуру (музыкальную, идеологическую, компьютерную и т. д.). «Включение в новые общности и идентификация с различными группами запускают процесс социализации и неминуемо отражаются на внутренних инстанциях личности».

Сегодня в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. «Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества, а виртуальная реальность со всем ее практически безграничным информационным ресурсом все чаще рассматривается как «поле» самовыражения».

Также сегодня отмечается, что «интернет (благодаря существованию в нем множества различных сообществ, а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью), предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным общностям». Такие особенности интернет-коммуникации, как анонимность, невидимость и безопасность, порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью, управления впечатлением о себе, создания виртуальной самопрезентации.

Социальные сети интернет-пространства появились в середине 90х годов и за 10 лет переросли свою служебную функцию: из способов хранения и передачи информации они обособились в отдельную систему массмедиа. На сегодняшний же день - это колоссальное пространство коммуникации. История развития компьютерных сетей показывает, что их пользователи являются главными разработчиками. «Приспосабливая сеть к своим нуждам, они в конечном итоге способствуют изменениям самих технологий, на которых она основана. Специфика компьютерных сетей заключается в том, что изменения, произошедшие в них, становятся известны сразу всем ее пользователям (в случае с интернетом это - во всем мире). В результате чего пользователи становятся участниками процесса производства действенной обратной связи между распространением технологий и их совершенствованием. По этой причине интернет развивался (и продолжает развиваться) беспрецедентными темпами не только по показателю роста его сетей, но и по количеству его программных приложений. Соответственно, различные формы внутренних взаимодействий в сети видоизменяются, дополняют друг друга, трансформируются и не останавливают процесс трансформации и становления».

Социальную Интернет-сеть определяют как веб-сервис, позволяющий пользователям: «1) создавать открытые (публичные) или частично открытые профили пользователей; 2) создавать список пользователей, с которым они состоят в социальной связи; 3) просматривать и «трассировать» свой список связей и аналогичные списки других пользователей в рамках одной системы».

По мнению Е.Д. Патаркина социальные сети - это «платформы, на базе которых участники могут устанавливать отношения друг с другом». Итак, социальная Интернет-сеть - это «интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:

содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;

сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);

пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;

пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами».

Среди функций социальной сети следует выделить следующие:

«1. Коммуникационная. В рамках коммуникационной функции люди устанавливают контакты, обмениваются новостями, информацией (фото, видео, аудиоматериалы, ссылки на сайты, комментарии, сообщения), кооперируются для достижения совместных целей (сплочение и удержание социальных связей).

. Информационная. Поток информации имеет двухстороннюю направленность, т.к. участники общения выступают попеременно и в роли коммуникатора, и в роли реципиента.

. Социализирующая (саморазвитие, рефлексия в системе «друзей» и «групп»).

. Самоактуализирующая (самопрезентациия).

. Идентификационная (при создании индивидуального профиля пользователь наполняет его информацией о себе - имя, дата рождения, семейный статус, школа, ВУЗ, интересы и пр., что позволяет осуществлять поиск анкет по заданным признакам).

. Функция формирования идентичности. Согласно теории Фестингера (1954 г.), человек склонен сравнивать себя с теми людьми, с которыми у него есть большее количество схожих черт. Кроме того, согласно теории когнитивного диссонанса, похожие люди положительно оценивают друг друга. Это основной механизм, который позволяет человеку четко формулировать свои позиции в отношении других людей и групп.

. Развлекательная. Социальные сети позволяют обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и мультимедиными файлами, кроме того, следует отметить значение виджетов - мини-программ развлекательного характера, создаваемых сторонними производителями для расширения возможностей пользователя (игры, медиа-приложения и т.д.)».

На сегодняшний день «Вконтакте» - это самая популярная в странах СНГ социальная сеть, которая была основа в 2006 году выпускником Санкт-Петербургского государственного университета Павлом Дуровым и командой разработчиков. «За основу была взята американская социальная сеть Facebook, которая тогда не имела русскоязычного интерфейса. По данным на февраль 2013 года ежедневная аудитория «ВКонтакте» - более 43 миллионов человек. По данным сайта Alexa.com, среди 500 сайтов «Вконтакте» занимает 2-е место по посещаемости в Украине, 2-е место - в России и 19-е - в мире».

Социальные сети поставили перед интернет-сообществом два острых вопроса: вопрос приватности и вопрос свободы слова. «Частная жизнь пользователя социальных сетей оказывается под угрозой не только из-за технических особенностей реализации сервисов (к примеру, некоторые сети не позволяют полностью удалить свой аккаунт), но и «благодаря» ужасающей беспечности самих пользователей. По результатам импровизированного исследования, проведенного IT Businessweek, 70% пользователей социальных сетей добавили к себе в «друзья» абсолютно незнакомого вымышленного персонажа, который получил возможность просматривать личные фотографии и контактные данные. Так что изрядная доля вины в слабой приватности социальных сетей лежит на самих пользователях. Ряд государственных структур, к примеру, российская ФСБ, под угрозой увольнения и судебного преследования запретили своим сотрудникам открывать аккаунты в социальных сетях. Возможно, со временем к ним присоединятся и крупные корпорации».

Для Интернет-социальной сети характерен стандартный набор возможностей: создание профиля с информацией о себе, создание и распространение контента, гибкое управление настройками доступа, взаимодействие с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), слеживание через ленту новостей активности друзей и сообществ. Как правило, при написании сообщений можно «прикреплять» фотографии, рисунки, аудиотреки, видеозаписи и опросы.

Не стоит забывать, что коммуникация в реальной жизни и по средствам социальных сетей отличаются. В реальной жизни люди могут видеть эмоции людей и реагировать на них в реальном времени. М.Вебер описал этот процесс как взаимодействие индивидов, т.е. взаимное влияние и построение своего поведения, исходя из реакции собеседника.

Что же касается виртуальной сети, то «вконтакте» не предполагает «живого» общения. Здесь общение в основном осуществляется по средствам текстовых сообщений, в которых эмоции выражаются с помощью смайлов (анимированная мультяшная эмоция), поэтому прямого влияния собеседники не оказывают друг на друга. К тому же, текст и смайл могут трактоваться по разному. Согласно теориям символического интеракционизма, общения сторится, исходя из смыслов, которые индивиды закладывают в жесты, слова, поведение и т.д. В данном случае мы имеем дело с текстом, трактовать который (без наполнения - эмоции, ситуация, окружения) гораздо сложнее. «Важным аспектом в общении являются те эмоции и чувства, которые мы передаем нашему собеседнику, проявляя тем самым чувства симпатии или же антипатии по отношению к нему. Часто мы можем понять отношение человека к себе именно через те эмоции, которые присутствуют во время общения. А значит определить отношение человека к себе, не зная, реальных мыслей и намерений человека, не наблюдая его настроение, просто читая «сухой» текст в интернете бывает затруднительно».

Таким образом, одной из особенностей общения в социальных сетях является некая «фантомность».

Итак, подведем промежуточный итог особенностям социального пространства социальной сети «вконтакте».

Мы выяснили, что к основным особенностям социальной сети «Вконтакте» относятся:

Широкие возможности для обмена самой разнообразной информацией (текстовой, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т.д.);

Индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фото и т.д.)

Добавление в «друзья» в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники-одногруппники, родственники и т.д.) и во вторую - по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т.д.)».

Кроме того, мы выявили, что общение «через интернет» накладывает свои ограничения на взаимодействие в целом. Это может, в свою очередь, накладывать и особенности на построение дружбы в социальной сети. Как именно, выясним в ходе нашей исследовательской работы.

социальный сеть дружба

2.2 Особенности построения дружбы в социальных сетях

В ходе работы нами было проведено исследование, целью которого было изучение особенностей дружбы с социальной сети «Вконтакте».

Для этой цели мы определили следующие задачи:

определить возможности общения в социальной сети «Вконтакте»;

выявить специфику проявления дружбы в социальной сети «Вконтакте»;

Инструментом выступила анкета, созданная на базе Google Form. Такой способ сбора информации обусловлен относительной простотой создания, использования и заполнения конечным пользователем инструментария.

Нас в первую очередь интересовали пользователи социальной сети «Вконтакте», поэтому распространять анкету в среде интернет, было рационально обусловлено.

В исследовании приняло участие 390 респондентов - это были подростки в возрасте от 11 до 16 лет.

Средний возраст опрошенных составил 15 лет. Из числа респондентов - 120 подростков мальчиков, 270 - подростков девочек.

Участников анкетирования мы отбирали через группы в социальной сети «Вконтакте», используя функцию социальной сети - «Поиск» (рис.3).

Рис. 3

Критерий отбора - школы Екатеринбурга.

Затем, из «выпавшего» списка (по умолчанию - по количеству участников группы) мы отобрали первые десять групп школа города Екатеринбурга. В них был запущен наш инструментарий.

Анкета содержала 23 вопроса и была адаптирована для восприятия подростков.

Первый вопрос - «Что по твоему мнению важнее всего в дружбе» - был направлен на выявлении критериев дружбы, которые респонденты вкладывают в это понятие.

Рис. 4

Как видно из диаграммы, более 96% опрошенных главным критерием называют «Доверие». В этом респонденты оказались солидарны с мнением психологов и исследователей, которые непременно связывают понятие «доверие» с понятием «дружба»

Кроме этого, важными критериями являются «готовность бескорыстно помогать» и «готовность идти на уступки и компромиссы». Стоит заметить, что вопрос касался понятие «дружба» в принципе и, к сожалению, не выявлял, что опрошенные понимают «под готовностью прийти на помощь», в каких ситуациях, какая конкретно помощь и т.д. Возможно, эту проблему помогло разрешить и углубить интервью, но пока это в перспективе на будущее.

В ходе проведения исследования, нами было выявлено, что примерно 11% опрошенных считают, что у них нет друзей.

Рис. 5

При этом интересно, что большинство из тех, кто отметил, что у него нет друзей, на первый вопрос выбрал понятия (помимо «доверия») - «готовность пожертвовать собой» и «готовность от чего-то отказаться». Можно предположить, что эти респонденты сталкивались с неприятными ситуациями в жизни (например, предательство, обида), поэтому сейчас считают, что у них нет друзей. Список «друзей» в социальной сети этих же респондентов в среднем составляет 45 человек, т.е. это количество равное количеству учеников среднестатистического класса в школе и нескольких знакомых.

Социальная сеть «Вконтакте» имеет свою особенность: все, с кем пользователь общается, могут отправить ему запрос на «Добавление в друзья». Об этом мы уже писали.

Однако, это не означает, что человек автоматически попадает в зону дружбы. Это формальный признак, который показывает связь пользователей.

В пользу этого аргумента говорит факт наличия «одиночек» (образно назовем так группу респондентов, у которых нет друзей по их мнению).

За этот тезис также выступает и то, что имеются группы «друзей» такие, как, например, «знакомые», «коллеги по работе» и другие. Поэтому, чтобы избавить от неправильной трактовки, мы задали респондентам вопрос - «сколько у них друзей в реальной жизни».

Получились следующие результаты:

Рис. 6

Из диаграммы видно, что у большинства подростков 3-4 друга в реальной жизни. В нормальной жизни, опять-таки как принято считать, это является нормой.

Неслучайно самым важным критерием дружбы стало доверия. «Мэтью Брашиарз из Университета Корнелла попросил 2000 человек назвать знакомых людей, с которыми они обсуждали важные, личные вопросы за последние шесть месяцев. 29% назвали более двух людей. 18% - двоих, а 48% - только одного. 4% вообще ответили, что подобными деталями жизни ни с кем не делятся».

Вот и получается, что в среднем у каждого человека были двое друзей, которым можно довериться.

Тем интересней следующие данные, согласно которым получается, что в среднем у подростка в возрасте от 12 до 16 лет имеется 126 друзей в списке контактов в социальной сети. При том, что у девочек контактов почти в два раза больше, чем у мальчиков. Можно предположить, что девочки являются более коммуникабельными и используют одну из многих возможностей социальной сети - общения одновременно или параллельно со многими людьми.

Из этого списка - виртуальных контактов -  реальных же друзей, по мнению респондентов, также 3-4 (как и в реальной жизни). Хотя проценты немного отличаются. Возможно, это вызвано тем, что не все подростки используют социальные сети.

Рис. 7

Итак, что можно сказать сейчас, проанализировав некоторые данные. Самый важный критерий дружбы - это доверие. При том как реальной, так и в виртуальной среде. В среднем у подростков 3-4 друга в реальной жизни, и столько же в виртуальной.

Понятие «друг» в социальной сети и в жизни отличаются - не все друзья «вконтакте» являются друзьями, т.е. теми, кому можно доверять. Для разграничения «друзей» в социальной сети существуют определенные категории - такие как, например, «лучше друзья».

Кстати, что касается распределения по категориям, то можно сказать следующее: большая часть респондентов не выделяют какие-либо категории «друзей» в социальной сети «Вконтакте».

Об этом можно судить по диаграмме ответов, которая приведена далее:

Рис. 8

Среди тех, кто это все-таки делает, категории распределились так:

Лучшие друзья (33,3%).

Друзья по школе (13,3%).

Знакомые (13,3%).

Можно предположить, что категории используются в первую очередь для выделения «настоящих друзей» от «друзей» как номинальной группы «вконтакте», т.е. используемой для всех.

Это позволяет пользователям ограничивать дистанцию общения с пользователями, ведь дружба, как отмечалось, накладывает определенные обязательства.

В реальной жизни, как оказалось, напротив, большая часть респондентов выделяют категории друзей.

Рис. 9

Сами же категории не изменились:

Лучшие друзья (70%)

Знакомые (45%)

Друзья по школе (40%)

Рис. 10

Стоит отметить, что 100 % респондентов указали, что готовы «прийти на помощь другу», если это потребуется. Это еще раз показывает, что критерий «готовности помочь является» очень важным для подростков.

Почти 40 % респондентов отметили, что проводят в социальной сети «Вконтакте» от 1 до 4 в сутки. Около 30 % указали интервал от 5 до 7 часов. Влияние возраста на этот параметр не выявлен, зато оказалось, что девочки проводят больше времени в социальных сетях, чем мальчики.

Более 80% респондентов отметили, что используют свой мобильный телефон для выхода в социальную сеть. Вызвано это удобством эксплуатации и поддержания «онлайна» на протяжении дня.

На вопрос о времени, которое уделяется общению с друзьями в социальной сети, 50 % опрошенных указали временной интервал от 1 до 4 часов. 23 % отметили, что менее часа. Можно предположить, что остальное время уделяется другим функциям социальной сети «Вконтакте»: просмотр новостей, слушание музыки, просмотр видео или пользование приложениями. Важный на наш взгляд вопрос - это вопрос о том, чем занимаются пользователи с друзьями в социальной сети и в реальной жизни. Об этом можно судить по двум графикам:

Рис. 11

Из полученных данных видно, что в реальной жизни чаще всего обсуждают новости и делятся переживаниями, в то время как в социальной сети большинство указало, что общаются о школе.

Проводя наблюдения в социальной сети «Вконтакте», мы заметили, что все учащиеся состоят во множестве групп, разной направленности. Общее, что есть у каждого из них - это группы, посвященные школе или своему классу. В этих группах подростки обсуждают домашние задания, мероприятия, делятся фотографиями и т.д.

Также не стоит забывать, что интернет-коммуникация накладывает свои ограничения в общение - печатный текст дольше писать, мысли излагать может быть сложнее и дольше и т.д.

Возможно, именно эти факты и объясняют то, что в социальной сети больше всего обсуждают школу.

Девочки больше, чем мальчики «секретничают» и «делятся переживаниями в социальных сетях». При этом интересно, что чем старше становятся респондентки (в нашем случае - это диапазон от 11 до 17 лет), тем больше они обсуждают новости и мероприятиях в социальных сетях, а секретничают в реальной жизни.

Среди респондентов 60 % отметили, что несут ответственность за поступки своих друзей. 78 % считают, что у них есть обязательства перед своими друзьями. Нам удалось выявить, что среди девушек-респонденток в 4 раза больше тех, кто считают они не несут ответственность за поступки друзей, и в два раза больше тех, кто считают, что у них нет обязательств перед друзьями.

Что касается кружков и секция, то 52 % процентов респондентов отметили, что не состоят в каких-либо секциях. Поэтому интересно то, что 100% респондентов состоят в сообществах в социальной сети «Вконтакте».

В этой связи возникает вопрос, являются ли группы «вконтакте» хобби, т.е. кружком или секцией. По своей сути - сообщества «Вконтакте» - это виртуальный аналог кружков. Это своеобразные группы по интересам, вступление в них добровольное. Другое дело, что кроме членства, эти группы сами по себе больше ничего и не требуют. Никто не будет исключать пользоваться или вводить какие-то санкции на него. Это свободное участия. Поэтому, мы предполагаем, что сообщества социальной сети «вконтакте» не являются самостоятельными хобби.

Таким образом, социальная сеть «Вконтакте» - это современная особая среда коммуникации, в которой пользователи могут взаимодействовать друг с другом и находить друг друга по интересам. Однако, мы пришли к выводу, что понятия «друг» в реальной жизни и «Вконтакте» отличаются. Так в жизни подростки вкладывают в понятие дружба такие критерии как доверие, бескорыстная помощи, поддержка. В социальной сети «друг» - это пользователь, который имеет схожие интересы или другие общие черты. «Вконтакте» позволяет распределять «друзей» по группам, таким образом, показывая, кто является настоящим другом пользователя, а кто лишь имеет с ним что-то общее.


В начале работы мы ставили перед собой цель - изучение социальных сетей как социального пространства для дружбы.

В ходе работы мы определили такие понятия как «социальная сеть», «социальное пространство», «дружба».

Социальная сеть - это онлайн-сервис или сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и т.д. Социальное пространство - это распределение в пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп,  локализованных и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг. Дружба - это отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

Также мы выявили возможности и ограничения коммуникации в социальных сетях. Особенности социальных сетей:

практически неограниченные возможности для обмена самой разнообразной информацией (текстовой, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т.д.);

индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фото и т.д.);

добавление в «друзья» в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники-одногруппники, родственники и т.д.) и во вторую - по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т.д.)».

Мы выявили, что общение «через интернет» накладывает свои ограничения на взаимодействие в целом. Это может, в свою очередь, накладывать и особенности на построение дружбы в социальной сети.

Мы описали социальное пространство социальной сети «Вконтакте» - понятие пользователя (друга) и социальной группы.

С помощью исследования мы выявили особенности построения дружбы в социальных сетях.

К главным особенностям относятся: добавление в «друзья» по принципу схожести интересов, по наличию общих характеристик (таких как, например, ученики одной школы) и дружба в реальной жизни. «Друзьями» в социальной сети «вконтакте» называют всех пользователей.

Поэтому существуют группы, которые позволяют пользователей классифицировать.

Кроме этого, особенностью является и обширный список контактов пользователей, который, как можно предположить, позволяет налаживать взаимодействие по средствам виртуальных средств общения со многими. А учитывая тот факт, что незнакомые пользователи редко «стучаться в друзья», можно сделать вывод о том, что пользователи «добавляются друг к другу» с заведомо имеющимися общими интересами.

Это облегчает, но не гарантирует, процесс построения общения и возможной дружбы.

Однако, критерии дружбы не отличаются в реальной и виртуальной жизни. А учитывая, ограничения виртуального взаимодействия, дружбу в социальной сети построить сложнее, чем в реальной.

В ходе работы мы определили, что гипотеза о том, что в социальных сетях имеются широкие возможности для построения дружбы - подтвердилась, но с рядом ограничений. Возможности есть - они не отличаются от реальной жизни, за исключением, прямого контакта с человеком.

Вторую гипотезу о том, что пользователи социальных сетей в возрасте от 10 до 17 лет предпочитают завязывать дружеские отношения с помощью социальных сетей мы подтвердить не смогли.

Количественный анализ не позволил нам узнать личностные мотивы и особенности построения дружбы каждого отдельного респондента.

Поэтому, эту работу мы считаем перспективной в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленная в начале работы цель достигнута - мы изучили особенности дружбы в социальной сети «Вконтакте».

Список использованной литературы

1.      Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета: Тезисы 2-ой Рос. конф. по экологической психологии. (Москва, МГУ, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

.        Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000.

.        База данных ФОМ URL: http://bd.fom.ru/report/whatsnew/pressr_151210

.        Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2004. - 135 с.

.        Бурдье П. Физическое и социальное пространство -  М., 1990. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Burd/01.php

6.      Винник В. Д.Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.

.        ВКонтакте. Популярная российская социальная сеть. URL: http://lenta.ru/lib/14204723 (дата обращения: 23.07.13).

.        Влияние социальных сетей на жизнь подростка. URL:http://iamtiptop.ru/p/iam_866.html

.        Гуркина О. А., Новикова Е. М. Чем так при­влекательны социальные сети для подростков? [Электронный ресурс] // Лаборатория монито­ринговых исследований МГППУ. 2014. URL:http:// xn--c1arkau.xn--p1ai/projectpages/index/202

.        Двое друзей - средний показатель для современного человека. URL:http://meddaily.ru/article/10Nov2011/2friend

.        Дружба. Словарь. URL:http://psihotesti.ru/gloss/tag/druzhba/

.        Ежемесячная аудитория Facebook превысила 1,2 миллиарда пользователей. URL:http://lenta.ru/news/2014/01/30/somenumbers/

.        Елена Баткаева. Роль социальных сетей в социализации молодежи [Электронный ресурс]/ Парето: информационно - аналитический центр. - Режим доступа: http://pareto-center.ru/smi-59.html

.        Иконникова. C.H. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - М.: МГУ, 2009

.        Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: сб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. М.: МГУ, 2007.

.        Интернет и подростки. Безопасность детей в интернете. URL: http://www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342

17.    История социальных сетей. URL:http://budiansky.ru/view_page.php?page=82&ID=5

.        К.психол.н. Синельникова Т.В., Гайдайчук А.Особенности общения в социальных сетях. URL:http://www.rusnauka.com/33_PRNIT_2012/Psihologia/12_120002.doc.htm

.        Ковалева А.С. Статус вещи в социальной организации совместного проживания друзей / Под. ред. Т.Д. Бенедиктовой // "Объять обыкновенное...": Повседневность как текст по-американски и по-русски: Материалы VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы (Ясная Поляна, 1-8 июня 2003 г.). - М.: Издательство Московского университета. 2004.

.        Ковалева А.С. Теоретические и методологические аспекты исследования межличностных отношении в молодежной среде: Препринт. - СПб.: Изд-во СП6ГУ-ЭФ. 2005.

.        Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987. - 290 с.

.        Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий. Социологические исследования,  № 6, Июнь  2010, C. 70-79

.        Кто такой подросток? URL:http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/30-teenagers.html

.        Левин П. Интернет и гражданское общество // Интернет в общественной жизни. М., 2006.

.        Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - М.: Инфра, 2008

.        Основные понятия концепции Пьера Бурдье. URL:http://www.situation.ru/app/j_art_632.htm

.        Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2013. - Т.16. - № 2. - С. 505-528.

.        Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: уч.-метод. пос. - 2-е изд. - М.: Интуит.ру, 2007.

.        Пользователи интернета в России. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151

.        Попов Д.С. Перспективы и возможности исследования Интернет аудитории // Материалы ХII международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирических исследований». Ч.1. / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Комлева Н.А., Кораблева Г.Б., Меренков А.В., Рыбцова Л.Л. - Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ. 2009. С.

.        Распространение интернета в России. URL:https://company.yandex.ru/researches/reports/2014/ya_internet_regions_2014.xml

.        Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М.: Инфра-М, 2009

.        Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3 (10). - С. 192-194.

.        Свечкарев В.П. Модели и механизмы взаимосвязи и взаимодействия участников высокотехнологичных инноваций: от проектного управления к многоагентному сообществу //Инженерный вестник Дона, 2009. №1. http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2009/116/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

.        Социальная сеть. URL: http://www.cy-pr.com/wiki/Социальная+сеть/

.        Социальная сеть. URL: https://seopult.ru/library/социальная_сеть

.        Социальные институты URL: http://www.social-networking.ru/article/social-institutes

.        Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group. URL:https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf

.        Социальные сети: азбука социальных сетей. URL: http://www.social-networking.ru/history/

40.    Социология молодежи: Учебник. / под ред. ВТ. Лисовского. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006

.        Тальнишних Н. К. Культура сетевых сообществ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2004.

.        Человек в сетях - социальных. О поиске людей в социальных сетях. URL:http://www.seonews.ru/analytics/chelovek-v-setyah-sotsialnyih-o-poiske-lyudey-v-sotsialnyih-setyah/

.        Шамионов Р. М. Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика: м-лы Междунар. науч.практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. Волгоград: Перемена,2011.

Приложение 1

В современном мире Интернет играет большую роль в жизни каждого человека. Сегодня уже невозможно представить современного человека, который не слышал бы про понятия «поисковая система», «браузер» или «социальная сеть». Пользователей интернета с каждым годом становится все больше и больше. По данным опроса ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения), проведенного в октябре 2014 г., «интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть - 46% или 53,6 млн взрослых россиян». Такое интерес к Интернету не может не способствовать росту числа предлагаемых интернет-услуг. Просмотр текста или мультимедиа в браузере уже не устраивает людей: в моду постепенно входят такие сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями средствами этого сайта. Сегодня это называется «социальная сеть».

Под термином «социальная сеть» понимается круг знакомых человека и социальных связей между этими людьми. Но в данном случае - это не просто социальные связи, а связи в виртуальном пространстве на специально созданных для этого площадках, например, Facebook, Вконтакте, Одноклассники и другие.

Особое внимание нам хотелось бы уделить проблеме распространения социальных сетей в подростковой среде. Согласно результатам первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков и родителей детей подросткового возраста, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google, «в России ежедневно пользуются интернетом 89% подростков 12-17 лет и 53% родителей подростков, говорится в исследовании «Цифровая компетентность подростков и родителей». В будние дни проводят в интернете от 3 до 8 часов 37% подростков, в выходные - 47%. Мобильный интернет у детей в два раза более популярен, чем у их родителей».

Приведенные данные показывают, что социальные сети очень популярны среди подростков. Вместе с тем, вопросом является, что так привлекает подростков в социальных сетях? Возможно, это способ обмениваться сообщениями, комментировать статьи, размещать свои фотографии и видео, общаться со множеством других подростков, заводить друзей - иными словами, все, что предлагают сегодня социальные сети или что-то особенное?

По данным исследования лаборатории монито­ринговых исследований МГППУ (2014 год) «привлекательность социально сети для 82 % опрошенных связана с ее использованием большинством друзей и знакомых, а для 67 %  - с богатым набором функциональных возможностей. Преобладающими мотивами являются: легкий способ оставаться на связи (80%)».

Объектом  нашего исследования являются подростки, пользующиеся социальной сетью «Вконтакте».

Предмет исследования: дружба между подростками в социальной сети «Вконтакте».

Цель исследования: изучить особенности дружбы в социальной сети «Вконтакте».

Реализация цели исследования возможна при выполнении следующих задач:

определить возможности общения в социальной сети «Вконтакте»;

изучить особенности построения дружбы в социальной сети «Вконтакте»;

выявить специфику проявления дружбы в социальной сети «Вконтакте»;

Интерпретация понятий:

Теоретическая интерпретация:

Основные понятия

Социальная сеть - это «интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями».

Дружба - это «вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью».

Подросток - это человек в возрасте от 11 до 15 лет. «Подростковый возраст называют переходным возрастом потому, что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила».

Эмпирическая интерпретация и операционализация:

Задачи

Эмпирическая интерпретация

Операционализация

Понятие дружбы

Содержание понятия Дружба. Что вкладывается в это понятие?

Что такое дружба? Кто такой настоящий друг? Накладывает ли дружба обязательства?

Особенности построения дружбы в социальной сети

Отличия дружбы в социальной сети и в реальной жизни. Методы общения в социальной сети. Нахождение друзей в социальной сети.

В чем отличия дружбы в социальной сети и от дружбы реальной жизни? Сколько друзей в социальной сети и в реальной жизни? Распределяются ли друзья в социальной сети по группам?  Какие методы общения в социальной сети используются? Как проходит поиск друзей в «Вконтакет»?

Характеристики подростков

Пол Возраст Место учебы Материальное положение семьи

Пол Возраст Место учебы Материальное положение семьи


Гипотезы исследования:

) Построение дружбы в социальной сети отличается от построения в реальной жизни;

) Подросткам легче находить друзей в социальных сетях, чем в реальной жизни.

Методический раздел программы

Метод сбора информации: интернет опрос.

Инструментарий исследования: онлайн-анкета

Данный метод выбран исходя из специфики аудитории. Мы уже писали о том, что большая часть подростков пользуется социальными сетями. Поэтому проводить опрос по средствам онлайн опроса через Google-Form упростит процесс участия для объекта исследования и процесс сбора для исследователя.

Кроме того, важную роль сыграла доступность применения этого метода сбора информации: затрачиваются относительно меньшие ресурсы (денежные, временные, трудовые).

Генеральная совокупность: подростки города Екатеринбурга.

Согласно данным сайта Федеральной службы государственной статистики - численность подростков в возрасте от 10 до 14 лет на 2014 год составляла 6 823 000 человек, а в возрасте от 15 до 19 6 956 000 человек. Если несколько усреднить полученные данные, то интересующая нас возрастная группа - от 11 до 16 (включительно) лет составит примерно 8 267 000 человек. В России проживает примерно 147 000 000 человек, т.е. процент подростков (11-16 лет) составляет примерно 7 % от общего числе граждан. Переводя эти данные на Екатеринбург, в котором проживает приблизительно 1 500 000 человек, количество подростков интересующей нас возрастной категории составит 105 000 человек. Это и будет нашей генеральной совокупностью.

Тип выборки: целевая выборка.

В исследовании используется целевая выборка, которая проводится в социальной сети «Вконтакте» в группах школ г. Екатеринбурга. Выбор такого способа сбора отбора респондентов обусловлен спецификой исследуемого объекта, его доступностью, которая напрямую связан с Интернет.

Предполагается опрос 400 респондентов в возрасте от 11 до 16 лет.

Приложение 2

Анкета

Уважаемый пользователь!

Предлагаем тебе принять участие в социологическом исследовании, целью которого является изучение особенностей дружбы в социальной сети «Вконтакте».

Просим тебя внимательно прочитать вопросы и ответить на них. Обрати внимание на то, что почти во всех вопросах нужно дать только ОДИН вариант ответа. В тех вопросах, в которых можно выбрать нескольких вариантов ответа, это УКАЗАНО.

Анкета является анонимной, ответы будут использоваться только в обобщенном виде.

Что по-твоему мнению важнее всего в дружбе?? (Выберите не более 3-хвариантов ответа.)

) Доверие

) Постоянное общение

) Частые личные встречи

) готовность бескорыстно помогать друг другу

) готовность идти на уступки и компромиссы друг другу

) готовность пожертвовать собой ради любимого

) готовность от чего-то отказаться

) другое

Есть ли у тебя друзья?

) Да

) Нет (переход к вопросу №4)

Сколько друзей у тебя в реальной жизни?

) 1-2

) 3-4

)5-6

) больше 6

Сколько человек в твоем списке контактов в социальной сети «Вконтакте»?

_________

Сколько «настоящих» друзей у тебя в социальной сети «Вконтакте»?

) 1-2

) 3-4

)5-6

) больше 6

Распределяешь ли ты друзей «Вконтакте» по категориям?

Нет (переход к вопросу №8)

Какие категории друзей ты выделяешь в «Вконтакте»?

Лучшие друзья

Друзья по школе

Знакомые

Другое

Распределяешь ли ты друзей по категориям в жизни (лучше друзья, знакомые и т.д.)?

Да

Нет (переход к вопросу №10)

Какие категории друзей ты выделяешь в реальной жизни?

Лучшие друзья

Друзья по школе

Знакомые

Другое

Готов ли ты прийти на помощь другу, если потребуется?

Да

Нет.

Какое количество часов в сутки ты проводишь в «Вконтакет»?

Более 12 часов

От 8 до 12 часов

От 5 до 7 часов

От 1 до 4 часов

Менее 1 часа

Сколько из этого времени ты посвящаешь общению с друзьями в социальной сети?

Более 12 часов

От 8 до 12 часов

От 5 до 7 часов

От 1 до 4 часов

Менее 1 часа

Откуда ты чаще всего «сидишь «Вконтакте»?

С компьютера

С телефона

С планшета

О чем ЧАЩЕ ВСЕГО вы общаетесь с друзьями в реальной жизни? (Можно выбрать несколько вариантов ответа, но не более 3-х)

О школе

Обсуждаем новости

Делимся переживаниями

Секретничаем

Обсуждаем кино и игры

Другое (Укажите)__________________________________________________________

О чем ЧАЩЕ ВСЕГО вы общаетесь с друзьями в социальной сети «Вконтакте»? (Можно выбрать несколько вариантов ответа, но не более 3-х)

О школе

Обсуждаем новости

Делимся переживаниями

Секретничаем

Обсуждаем кино и игры

Другое (Укажите)_________________________________________________________

Как ты думаешь, несешь ли ты ответственность за поступки друга?

Да

Нет

Есть ли у тебя с другом общие обязательства перед друг другом (например, защищать друг друга)?

Да

Нет

Состоишь ли ты в каких-либо кружках или секциях?

Да (сколько их?)

Нет

Состоишь ли ты в каких-либо группах или пабликах «Вконтакте»?

Да (Сколько их?)

Нет

Твой пол:

Мужской

Женский

Сколько тебе лет?

___________

Где ты обучаешься?

В школе

В гимназии

В лицее

В интернате

Свой вариант ответа

Едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты.

На продукты денег хватает, но покупка хорошей одежды вызывает сложности.

Денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, планшет, смартфон) вызывает у нас проблемы.

Мы можем позволить себе покупать вещи длительного пользования, но для нас сложно покупать дорогие вещи.

Ни в чем себе не отказываем.

Спасибо за участие!

Похожие работы на - Социальные сети как социальное пространство для дружбы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!