Воспитание в школьном клубе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    307,38 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание в школьном клубе

Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и истории педагогики







Курсовая работа по дисциплине «Педагогика» на тему:

“Воспитание в школьном клубе”


Автор: студентка 212 гр.

факультета изобразительных искусств

Калужских Александра Александровна

Научный руководитель: доцент Гликман И.З.






Москва, 2014

Введение

Личность каждого человека формируется под влиянием различных видов среды. На неё влияет семья, общество, распорядок жизни, круг общения, детские общественные организации. Подросток нуждается в общественной жизни, тянется к взаимной деятельности, которая может оказаться как и культурной и общественно полезной, так и вредоносной для общества и разрушительной для самой личности.

С распадом Советского Союза в 1991 году были расформированы и коммунистические молодёжные организации (октябрята, пионеры, комсомольцы), которые являлись важными институтами социализации человека. В последние годы произошёл резкий скачок правонарушений несовершеннолетних, основной причиной которого можно считать незанятость подрастающего поколения и незнание подростков вариантов самореализации и культурного и полезного времяпровождения.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения форм воспитательной работы, которые позволили бы сформировать опыт социального поведения личности, при этом задействуя досуговую сферу деятельности молодёжи. Такой формой организации и является клубная деятельность.

Цель работы: рассмотрение школьного клуба как формы организации воспитания.

Задачи работы:

изучить воспитательные возможности и задачи школьного клуба;

установить методику организации школьного клуба и его деятельности;

определить содержание деятельности клуба;

выявить наиболее эффективную форму управления клубом;

определить роль педагога в школьном клубе.

1. Воспитательные возможности досуговой деятельности учащихся

Как известно, наиболее эффективным способом овладения знаний, умений и навыков для человека является его самостоятельная работа. В то время как учебная деятельность в школе для ребёнка является обязательной, регламентированной, деятельность в свободное время зависит от его личных желаний и потребностей. Для дальнейшего изучения этого вопроса необходимо определить понятие свободного времени и досуга учащихся.

М.Г.Бушканец определяет свободное время школьника как «часть общего бюджета его времени, которая остаётся после выполнения им учебных обязанностей, удовлетворения естественных физиологических потребностей, ряда независящих от воли школьника непроизводительных затрат»1

Но на мой взгляд, определение И.Ю.Исаевой более полно и целостно описывает суть данного понятия: «Свободное время - это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры» Автор также разделяет свободное от работы время на:

опосредованно рабочее время, содержание которого обусловлено необходимостью подготовки к рабочему времени;

досуговое время, когда формально человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время.2

Очевидно, что, согласно данной схеме, досуг является частью свободного времени человека, а не его эквивалентом.

Таким образом, с точки зрения обучения педагога будет больше интересовать организация опосредованно рабочего времени, в то время как с точки зрения воспитания (что соответствует цели данной работы), стоит уделить внимание непосредственно досугу школьника.

Итак, деятельность ребёнка в его свободное время обладает огромной формирующей силой, так как опирается на его потребности: потребность в отдыхе, развитии, в общении, самодеятельности и в удовольствии, - а также на его желания и склонности.

В обстановке свободной деятельности личность меньше сопротивляется обращённым на неё воздействиям, которые воспринимаются личностью как стихийные, непреднамеренные. Что является противоположностью направленному действию на личность во время учебных занятий.

Вспомним из определения И.Ю.Исаевой, что личность выбирает способы организации своего досуга согласно своему уровню культуры. Этот аспект очень важен: во время свободной деятельности складываются качества личности, характер и привычки человека.

Если человек привык к некультурному проведению своего досуга, то эта привычка останется на всю жизнь. И напротив, чем насыщеннее, разнообразнее и содержательнее досуг человека, тем богаче становится его личность. Досуг школьников является важной социально-педагогической проблемой современности.

Таким образом, целью воспитателя является организация такой деятельности, которая была бы полезна для складывания культурной личности. Одной из наиболее эффективных форм организации внеучебной досуговой деятельности детей является школьный клуб.

2. Характеристика школьного клуба и его возможности

Учебные занятия в школе имеют своей основной целью передачу знаний школьнику. Школа не в состоянии строить свою работу согласно индивидуальным свойствам каждого учащегося, не в состоянии выявить всю его активность. Личность школьника выявляется на учебных занятиях лишь частично. Эти занятия необходимо чем-то дополнить, чтобы школьник мог нормально развиваться и получать удовлетворение от самореализации. Этот пробел восполняют клубные занятия, которые входят в единый школьный организм как одна из его составных частей.

Так что же такое «клуб»? Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения.

«Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений».2

«Клубы детские и подростковые - общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…»3

Наиболее простое и полное определение в своей статье даёт С.Л.Паладьев: «Клуб в школе - это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления.»

Итак, клубная деятельность в школе является составной частью внеучебной воспитательной работы. Она организуется на добровольных началах с учётом интересов и потребностей детей. Клубная деятельность создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.

Клубному объединению присущи следующие черты:

добровольность вхождения в объединение

общедоступность его для любого члена школьного коллектива

Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение.

относительная стабильность его состава

При ее отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам приобретает свое «лицо» в школе. Постоянный состав участников должен быть не менее 75% от общего числа членов кружка.

Единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности

В клуб школьники приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей, однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной деятельности.

Организация деятельности клуба как коллективной

Этот признак характеризует клубное объединение как воспитательный феномен. Коллективная деятельность - такая, которой в которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива». 1

Организация деятельности клуба как коллективной, конечно же, не означает, что в функционировании его не может быть деятельности индивидуальной. Напротив, ее сочетание с коллективной повышает эффективность работы объединения (например, деятельность хореографической студии или драматического кружка немыслима без основательной работы каждого участника).

Клубная деятельность приносит школе ощутимый воспитательный эффект. В клубе происходит более свободное общение детей, более свободное объединение их в группы по интересам, большую самостоятельность и самоуправление, чем в учебной работе.

Школьный клуб позволяет сформировать культуру общения у старшеклассников, способствует ценностной ориентации школьников в разных областях жизни, формирует идеалы целесообразного и культурного проведения досуга и, самое главное, как результат - формирует важные привычки поведения.

3. Основные функции и задачи школьного клуба

Существует множество функций школьного клуба, однако ключевыми из них являются воспитательная, развлекательная и познаватальная.

Развлекательная функция - явная, очевидная, она является ключевой для школьников, которые видят в ней цель создания клуба. Она опирается на такие потребности детей, как потребность в отдыхе, общении и гедонистическую потребность. Развлекательная функция реализуется через разнообразную досуговую деятельность.

Вариантов организации такой деятельности масса: вечера отдыха с танцами, песнями, играми, конкурсами в разных видах искусства, свободным общением школьников в контролируемых условиях, ознакомлением с теми или иными проблемами науки и культуры, с проведением дискуссий, приём гостей, кружковые занятия, экскурсии и поездки и многое другое.

Важно не зацикливаться на одной и той же, пусть и увлекательной поначалу, но позднее - однообразной деятельности: «Интерес - душа всякого дела, и горе тем клубным занятиям, которые перестанут быть интересными»

Воспитательная функция не является явной, о её существовании школьникам знать не стоит. Однако именно она имеет для педагога ключевое значение. Эта функция осуществляется посредством организации той деятельности, о которой говорилось выше. Ведь на создание одного такого клубного вечера уйдёт масса времени, во время которого происходит сплочение школьников разных классов; дети охотно трудятся для такой благородной и захватывающей цели; создаются условия для возникновения взаимной ответственности учащихся и оказания взаимопомощи.

Также стоит упомянуть и познавательную функцию клубной деятельности. Ведь, как мы уже выяснили, в свободное время человек с большой охотой приобретает знания в интересующих его областях. Такой простор для углубления знаний предоставляет кружковая работа.

Задачи школьного клуба могут варьироваться в зависимости от ступени развития коллектива, но в целом можно выделить наиболее общие из них:

Организация досуговой деятельности детей;

Вовлечение детей и подростков в активную общественно полезную деятельность;

Создание ценностной ориентации школьников;

Развитие инициативы и самодеятельности, творчества детей;

Создание условий для социализации личности.

4. Организация школьного клуба

Создание клуба

Чтобы создать жизнеспособный, притягательный для школьников клуб, необходимо сделать так, чтобы они сами стали инициаторами его создания.

Когда такая инициатива проявилась, из наиболее активных и авторитетных старшеклассников образуется оргкомитет по созданию клуба. Первым делом комитет должен заняться выработкой Устава клуба. Сделать это должны сами старшеклассники, но они с благодарностью примут ненавязчивую педагогическую помощь.1

Чтобы надлежащим образом оказать эту помощь, учитель должен воспользоваться некоторыми правилами. Е.И.Смирнова выделяет следующие методические положения для клубного работника-организатора:

• в организации объединений следует идти от характера потребностей и интересов участников, а не от собственного волевого решения клубного работника;

• с самого начала поощрять, закреплять любые формы проявления активности, доверяя потенциальным участникам организационные и другие ответственные действия;

• проявлять внимание к каждому потенциальному участнику

будущих объединений;

• содействовать возникновению связей между людьми: знакомить их, заинтересовывать друг другом;

• обеспечивать с самого начала положительный эмоциональный настрой каждого человека и группы в целом. Широко и с педагогическим тактом использовать методы одобрения, поощрения, похвалы;

• проявлять терпение, неторопливость. Дать идее объединения созреть как собственному стремлению участников.

Первый состав клуба должен быть небольшим (несколько десятков человек), его должен подобрать оргкомитет и высший орган самоуправления из наиболее активных, ярких и авторитетных в школе старшеклассников.

Мы уже выяснили, что ключевой функцией клуба для школьников является развлекательная. Именно на неё и делается упор на первых порах жизни клуба.

Когда создано ядро клуба и разработан его устав, нужно перейти к организации первого клубного вечера. Перспектива организации не должна выглядеть очень сложной, иначе это может отпугнуть участников. Актив делится на отряды, каждый из которых занимается своей частью подготовки праздника. Да, клубные вечера должны ассоциироваться у школьников с праздником.

Важно, чтобы первый клубный вечер имел как можно больший успех: во время мероприятия желательно вести фото- и видеосъёмку, можно написать статью в школьную газету, словом, всячески пропагандировать клубную деятельность.

Организация деятельности клуба. Массовая кружковая работа

Когда должный интерес к деятельности клуба уже привлечён, от чисто развлекательной деятельности происходит переход к организационной: налаживание кружков, отчёт клубных органов и ответственных лиц, обсуждение итогов работы, организация определённого стиля поведения и деятельности в клубе, проведение клубных собраний, конференций, регулярных заседаний правления, выпуск клубных газет и т.д.

Всё содержание клубной работы делится на два основных раздела: массовую работу, в которой участвует большинство клубистов и кружковую работу, где происходит планомерная углублённая проработка вопросов отдельными группами подростков.

В массовую работу входит организация вечеров, праздников, концертов, судов, спектаклей, выставок, экскурсий и др.

Кружок является клубной ячейкой. Это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера.

Деятельность школьных кружков в школе носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь невероятных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Деятельность должна быть разнообразной, чтобы ученики не теряли к ней интерес. На примере изокружка можно рассмотреть вариации такой деятельности: художественное оформление зала для проведения клубного вечера, подготовка плакатов к какому-либо общешкольному событию, организация тематических конкурсов и выставок, помощь в оформлении школьной газеты и многое другое.

Деятельность кружков в клубе не должна быть так строго регламентирована, как учебные занятия. Инициатива к деятельности всегда должна исходить от участников кружка, и деятельность эта должна быть добровольной. Однако это не значит, что она должна быть стихийна и беспорядочна.

Блестящий пример реализации клубной работы был в колонии (позже и в коммуне) А.С.Макаренко. Вот что писал о клубной работе его ближайший сподвижник В.Н.Терский:

«В клубной работе у Макаренко никогда не было беспорядка. При всём многообразии непрерывно изменяющихся форм и методов занятий с детьми - не бывало ничего случайного, непродуманного, - не было халтуры.

Чётко и точно рассчитанное расписание занятий, работы, развлечений, игр, экскурсий, выставок и всего прочего, как и расписание уроков в школе. Каждый коммунар всегда мог прочитать, что именно будет, например, через три недели в пятницу, - какие запроектированы удовольствия, напряжения, развлечения и т.д., где что будет происходить, кто будет руководить. И каждый знал, что выполнение этого расписания клубной работы так же свято и нерушимо, как и выполнение расписания уроков в школе, и что тут, - как и на производстве и в школе, - никакого беспорядка, никаких срывов»1

В условиях исправительной колонии чёткий график был необходимостью, в школах, конечно, расписанные на недели вперёд занятия могут вогнать школьников в тоску, однако же некий план действий на будущее иметь следует.

Хорошо с первых же дней организации клубных занятий вести клубный дневник, по нему можно будет легко проследить свои достижения и неудачи, он же будет являться коррективом для построения дальнейших планов работы.

Самоуправление клуба

Детское самоуправление имеет своей целью не только организацию их деятельности, но и несёт в себе огромное воспитательное значение. Оно обеспечивает накопление детьми опыта организаторской деятельности, руководства и подчинения, а также многих других необходимых умений и навыков, целого набора привычек, необходимых в современном обществе.

И.З. Гликман предлагает следующую структуру организации самоуправления:

общее собрание участников клуба

Подходит для обсуждения более серьёзных вопросов, нежели те, которые поднимаются на клубном вечере;

отчётно-выборная клубная конференция

Здесь происходят выборы правления, которые можно установить два раза в год, чтобы повысить ответственность членов правления, снизить утомление от длительной и напряжённой общественной работы, большее количество школьников охватить активной общественной деятельностью;

правление клуба

Собирается на заседание еженедельно. Руководит текущей работой клуба. Включает президента, двух вице-президентов, режиссёра вечеров, музыкального редактора, ведущих вечера, чайного распорядителя, начальника дружины порядка, редактора клубной газеты, методиста и фотографа;

оперативные группы при правлении.

Включают в себя редакцию, выпускающую газету и объявления клуба, дружину охраны и порядка, группу сообщений и дискуссий, группу конкурсов, группу обслуживания (организация чая на вечере), групп аттестаций и приглашений, которая проводит переаттестацию членов клуба, выдвигает лучших в почётные и делает обратные перестановки.

Одним из важных инструментов самоуправления является анкета, которую участники клуба должны заполнить после каждого вечера, высказанные в ней пожелания реализуются правлением.

Такая организация клубного коллектива, его деятельности и самоуправления формирует систему ответственной зависимости школьников, которая имеет огромное воспитательное значение. Так, каждый член правления - руководитель в своей области, но он подчинён членам правления в других областях, а также всем тем, кто выполняет ответственное поручение в клубе. На одних вечерах или заседаниях правления в более важную позицию становятся одни школьники, на других - другие.

Участие в самоуправлении формирует у человека черты социально активной личности, черты настоящего гражданина.

. Педагог в школьном клубе

Без участия педагога в деятельности учеников сложно говорить о каком-либо воспитывающем влиянии этой деятельности. Однако на практике открытое и нарочитое руководство педагога встречает отторжение у детей, а особенно подростков.

В связи с этим педагогу рекомендуется соблюдать следующее правило: руководство педагога должно быть скрытым. Если во время учебных занятий ещё можно найти оправдание авторитарному поведению учителя, то в свободное время оно недопустимо и его нужно преодолевать.

Для успешного руководства педагогу необходимо осуществлять ряд задач:

выдвижение перспектив происходит подспудно, в соответствии с главным правилом. Это могут быть идеи о будущих вечерах, играх и мероприятиях, которые можно подбросить активистам в личном разговоре или в коллективных обсуждениях;

гармонизация деятельности старшеклассников заключается в поиске верного соотношения и сочетания различных видов деятельности в клубе;

стимулирование клубной деятельности, так как никто иной, как педагог умеет правильно это делать.

Педагог должен сам являться участником клубной деятельности. Нельзя недооценивать воспитательную роль примера педагога и роли его личности.

Однако несмотря на неявную роль педагога в клубе, в уставе должна быть чётко закреплена решающая роль педагогического коллектива в руководстве клуба, иначе теряется его воспитательная направленность.

Настоящим мастером в организации клубной деятельности был В.Н.Терский - ближайший сподвижник А.С. Макаренко, который известен тем, что возглавил и чрезвычайно успешно осуществлял в колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского внеклассную и клубную работу.

В «Марше 30-го года» А.С.Макаренко описывает его под псевдонимом «Перский». Вокруг него будто бы сами собой формировались объединения ребят: «Сегодня он собирается ловить рыбу в озере в двух километрах, и вместе с ним собирается два десятка ребят; завтра, смотришь, Перский уже мастерит из разного древесного хлама какие-то поплавки, чтобы ездить на них по тому же озеру, и вокруг этой затеи развертывается деятельность целых отрядов». Но это было не совсем так: Терский имел большую базу практических знаний и никогда не боялся взяться за какую-то новую, незнакомую деятельность. Часто он видел перспективу в каком-то начинании там, где её не замечали Антон Семёнович и колонисты, а затем мог зарядить этим энтузиазмом и ребят. За это его очень любили и уважали горьковцы и дзержинцы.

Большую роль он отводил самостоятельности ребят, часто, может быть, незаслуженно но зато очень педагогически приуменьшая свои заслуги в каком-то общем с воспитанниками деле. «Помочь детям в их самодеятельности несомненно надо, но помочь в меру, постепенно уменьшая свою помощь детям»

Итак, главными задачами педагога в клубе являются выдвижение перспектив, гармонизация деятельности старшеклассников, помощь в преодолении трудных проблем и укрепление клубного самоуправления.

6. Опрос школьников старших классов по теме "Досуговая деятельность в школе"

В марте мной был проведён онлайн-опрос среди старшеклассников, целью которого было выяснить, налажена ли в школах досуговая деятельность и насколько участвуют (и хотят участвовать) в ней старшеклассники. В опросе поучаствовало около 50-ти учащихся разных школ Москвы.

воспитание школьный клуб досуговый

Опрос на тему "Досуговая деятельность в школе" 1.Есть ли в вашей школе формы организованной досуговой деятельности (школьный клуб, кружки, секции и др.)? а) да б) нет (перейти к вопр. 5) 2. Какие формы организованного досуга есть в вашей школе? а) спортивные секции б) художественные кружки в) музыкальный кружок г) хореографические кружки д) научные кружки е) театральные студии ж) кружки прикладного творчества з) свои варианты: _________________ 3. Посещали ли вы какие-то из этих секций/кружков/клубов/студий? а) да б) нет (перейти к вопр. 5) 4. Какие? а) спортивные секции б) художественные кружки в) музыкальный кружок г) хореографические кружки д) научные кружки е) театральные студии ж) кружки прикладного творчества з) свои варианты: _________________ 5.Хотели бы вы посещать какую-нибудь школьную секцию/кружок/ клуб/студию? а) да б) нет  6. Если бы у вас была возможность посещать секцию/кружок/ клуб/студию, какая бы из перечисленных это была? а) спортивные секции б) художественные кружки в) музыкальный кружок г) хореографические кружки д) научные кружки е) театральные студии ж) кружки прикладного творчества з) свои варианты: _________________


Результаты опроса




По проведённому исследованию можно заключить, что в школах в целом как правило присутствует калейдоскоп различных кружков, секций и др. Однако очень многие ребята, которые отмечали наличие разнообразных форм досуга в школе, не изъявляли желания принять в них участие (71%). При том, 62% опрошенных подтвердили, что посещали какие-либо объединения.

Последний вопрос был направлен на выяснение того, какого вида досуга не хватает детям в школе. Однако из-за малых показателей в вопросе №5, эта идея провалилась, из чего можно сделать вывод, что ученики не заинтересованы в проведении досуга в стенах школы.

Чтобы точнее выяснить причины этого факта, нужно проводить более глубокие исследования, так как эти причины, скорее всего, в разных школах разнятся. Из собственного опыта могу сказать, что среди них могут быть низкий престиж форм организованного досуга в школе, как правило «добровольно-принудительный» порядок вступления в эти объединения, неумение учителей заинтересовать учащихся в досуговой деятельности и их собственная незаинтересованность в ней. Словом, авторитарность, которая из учебной деятельности переходит в досуговую, чего, как мы выяснили из первой главы данной исследовательской работы, быть не должно.

Заключение

Свободное время учащихся обладает огромным воспитательным потенциалом. Повторяющаяся в свободное время деятельность формирует черты характера, привычки и личностные качества. Важно организовать эту деятельность так, чтобы она имела своей целью формирование культурной личности.

Наиболее эффективной формой организации досуговой деятельности учащихся является школьный клуб. Клуб - это общественная организация, добровольно объединяющая группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Школьный клуб является важным институтом социализации личности.

Из самых активных и авторитетных старшеклассников образуется оргкомитет по созданию клуба, которые вырабатывают его устав и подбирают первоначальный состав клуба (несколько десятков человек, самых активных и ярких ребят в школе). Первый клубный вечер должен быть тщательно подготовлен, с успехом проведён, а после «разрекламирован» с целью привлечения к участию в клубе широкого контингента учащихся.

Деятельность клуба происходит в двух видах:

отдых;

организация отдыха.

Причём именно второй вид деятельности приносит наибольший воспитательный эффект.

Содержание клубной работы делится на массовую и кружковую. Каждое объединение, входящее в состав клуба, имеет как свои частные задачи и мероприятия, так и общеклубные.

Примером может служит организация клубных вечеров, где каждый кружок исполняет свою роль: драмкружок готовит представление, кто-то готовит доклады по вопросам науки или этики, художественный кружок отвечает за оформление зала, создаётся временная бригада по подготовке вечера, ответственные за угощение и сервировку стола, - таких ролей может быть огромное множество, главное - задействовать в этой деятельности каждого клубиста. Общеклубные мероприятия играют огромную роль в формировании правильных отношений в жизни школьника.

Управление школьным клубом осуществляется через его самоуправление: общие собрания участников клуба, конференции, правление, оперативные группы при правлении. Во главе клуба стоит избранный из числа старшеклассников председатель.

Роль педагога в школьном клубе имеет организационный и направляющий характер. Во втором случае влияние педагога должно быть скрытым. Тем не менее, важно, чтобы была обеспечена решающая роль педагогического коллектива в руководстве клуба, иначе может потеряться его воспитательная направленность.

Авторское исследование показало, что старшеклассники мало заинтересованы в участии в различного рода школьных досуговых объединениях. Это объясняется неразвитостью и несовершенством организации досуговой деятельности в современной школе.

Список использованной литературы

Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Т.12. М.: Советская энциклопедия, 1973. c. 324.

Бушканец М.Г. Свободное время школьника как педагогическая проблема. Казань, 1971. - 119 с.

Гликман И.З. Воспитатика. Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 частях. Часть II. Организация воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 320 с.

Клубная и кружковая работа в школе : хрестоматийный сб. / под ред. Н. Н. Иорданского. - М. ; Л. : Моск. акционер. изд. о-во, 1926. - 133 с.

Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учеб. пособие. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 200 с.

Львов К. И., Родин А. Ф. Клубная работа в школе. Л.; М.: Гос. изд-во, 1926. - 154 с.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 2 / Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - 512 с.

Паладьев С.Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 203-214.

Романов А.П. Формирование личности школьника в условиях работы ученического клуба // Советская педагогика. 1979. № 7.

Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. c. 446.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.

Смирнова Е.И. Клубные объединения. - М.: Просвещение, 1977. - 158 с.

Терский В. Н. Клубные занятия и игры в практике А. С. Макаренко / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - Изд. 2-е. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 152 с.

Похожие работы на - Воспитание в школьном клубе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!