Социальные ограничения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,18 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные ограничения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие социальных ограничений

.1 Определение социальных ограничений

.2 Проблема исследования социальных ограничений

Глава 2. Структура и функции социальных ограничений

.1 Структура социальных ограничений

.2 Функции социальных ограничений

.3 Базовые формы социальных ограничений

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Общество, в любом историческом периоде, представляет собой систему, внутри которой происходит деление на социальные слои, группы и национальные общности. Между собой все они находятся в состоянии определенных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирования как единого социального организма. Поэтому для любого общества характерно наличие ряда социальных ограничений, которые и формируют целостность этого единого организма.

Проблемы взаимодействия личности и общества, индивидуальных и общественных интересов, прав и свобод человека и гражданина, меры его зрелости, ответственности, способности воплотить в жизнь свои права и свободы без ущерба для других людей и социума, которые происходят в современном мире, создают целесообразные вопросы о пределах этих прав и свобод, о возможности их практической реализации, что влечет за собой вопрос о социальных ограничениях. Актуальность исследования состоит в том, что изучение социальных ограничений приводит к новому и необратимому видению и осмыслению таких проблем, как социальная свобода, мораль и право, человек и его интересы, а значит, без изучения этой проблемы невозможно выстроить правильную социально-экономическую и культурную политику, разумную индивидуальность поведения.

Проблему социальных ограничений наиболее полно в своих работах рассматривал доктор философских наук Михайлов В. В., который ввел понятие, систематизировал и обосновал социальные ограничения, а также выделил их особенности, функции и методы реализации. Яницкий О. Н., рассмотрел социальные ограничения модернизации России. Доктор юридических наук Милушева Т. В., опираясь на работы Михайлова В.В. и других ученых, постаралась ответить на вопрос о социально-правовых ограничениях государства.

Объектом работы является система социальных ограничений, а предметом исследования - содержание, структура и функции социальных ограничений.

Целью исследования данной курсовой работы является раскрытие понятия социальных ограничений, сопоставление различных трактовок социальных ограничений.

Задачи исследования:

.Охарактеризовать понятие «социальные ограничения»;

.Раскрыть структуру и функции социальных ограничений;

.Описать формы социальных ограничений;

Термин «социальные ограничения» наводит на мысль о проблеме свободы общества и о том, на сколько эта свобода относительна. Учитывая множественность факторов, различным образом влияющих на индивида и на общество в целом, проблема социальных ограничений становится актуальной для изучения.

Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

.1 Определение социальных ограничений

Социальные ограничения - новое понятие, которое нельзя найти в терминологических справочниках и в систематических каталогах библиотек. Оно, скорее, является частным случаем понятия «ограничения».

Если обратиться в толковый словарь русского языка, слово «Ограничение» трактуется как «правило, ограничивающее какие-нибудь действия, права», но такое определение объективно и не полностью отражает суть термина «социальные ограничения».

По мнению Милушевой Т. В., Ограничения «как обратная сторона свободы является важным инструментом регулирования общественных отношений». Тогда возникает вопрос в том, что такое свобода. «Свобода - это отсутствие стеснений, ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса всего общества или его членов». И в большинстве случаев повседневная жизнь наглядно показывает, что свобода не является абсолютной, она всегда относительна. Например, жилищная площадь ограничена квадратными метрами, оформленными в собственность, заработная плата ограничена обусловленной ставкой, выбор продукции ограничен ассортиментом. Но тем не менее свобода, хоть и относительная, все-таки присутствует в повседневной жизни общества. Из представленного выбора мы можем определить для себя наиболее приемлемый вариант, на какой факультет поступать, кем работать, как проводить выходные. Так называемый выбор из того, что есть.

«Ограничения, определяющие границы каких-либо действий, прав, таким образом, являются необходимым элементом любой сферы общественных отношений и выступают в форме правила, модели поведения, а также способа упорядочения социальных отношений». Так и само слово «грань» представляется в виде черты, которая подразумевает абстрагирование от чего-либо. В соответствии с этим ставится вопрос о вариативности подходов к определению социальных ограничений.

Вторым компонентом, входящим в состав термина «социальные ограничения» является социум (общество). По К. Марксу, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности. В этом случае понятие социальных ограничений конкретизируется на взаимоотношениях людей.

Итак, определить социальные ограничения можно как правила, принятые и признанные обществом или отдельными слоями общества, ограничивающие действия и выступающие регулятором общественных отношений. Примером социальных ограничений выступает закон, так как он един для всех в пределах страны, в которой он принят. «Закон - система установленных стандартизированных норм, регулирующих человеческое поведение с целью социального контроля». Тем самым, закон выступает в качестве ограничивающего фактора морально-этических норм поведения, взаимоотношений в обществе, и поэтому, будет служить катализатором соблюдения социального порядка.

Наиболее детальное изучение темы «социальные ограничения» мы встречаем у В. В. Михайлова. «Социальные ограничения могут быть определены как проявление социальной необходимости эксплицитных (явных) и имплицитных (скрытых) социокультурных правил и норм, моделей поведения, стереотипов мышления, средств, способов, а также результатов самовыражения людей, которым сознательно и бессознательно подчиняются люди и за пределы которых они не могут или не хотят выходить даже тогда, когда это необходимо для них самих или общества, в котором они живут». Как поясняет сам автор, упоминание о средствах, способах и результатах самовыражения людей указывает на то, что в роли социальных ограничений могут выступать не только идеальные правила и нормы, но и продукты материальной культуры. Именно поэтому, социальными ограничениями будут являться не только запреты, но и факторы, создающие эти запреты.

1.2 Проблема исследования социальных ограничений

Решая проблему изучения социальных ограничений, необходимо учитывать, что социокультурные нормы, правила и средства выражения должны пониматься не только как ограничения и препятствия. Их можно понимать в качестве возможностей и свобод для самореализации человека. «По Б. П. Вышеславцеву, свободная воля, действующая по целям, возможна только в детерминированном мире, а не хаосе, поэтому без четкой и устойчивой системы социальных ограничений сознательное целедостижение невозможно. Общество без социальных ограничений невозможно, оно было бы полностью реактивным, иррациональным и подавляющим постоянной изменчивостью любую деятельность, обществом без культуры и языка, даже без четкого статуса его членов». Поэтому сложно рассуждать о свободе. Необходимы какие-либо четкие границы для поддержания целостности общества и его существования. К тому же следует учитывать, что общество неоднородно и изменчиво и признавать то же в отношении социальных ограничений. Как писал Ф. Ницше, пророк темной демонической версии сверхчеловека, «раса господ не ищет успокоения или иллюзии, она ищет истиной власти, угнетает и презирает расу рабов. Раса рабов, напротив, заимствует жизнь вовне, огораживается предписаниями, нравственными запретами и обязательствами, которые, однако, выполнить не торопятся». Из этого следует, что социальные ограничения двояки: с одной стороны они контролируют свободу человека в обществе, с другой - дают свободу самовыражения. Тем самым, социальные ограничения дают некое равновесие для человека в обществе.

Соответственно, благодаря различным явлениям, ограничивающим действия и права, возникают социальные ограничения, без которых существование общества невозможно. Так же и социальные ограничения присутствуют вне зависимости от закона, они выступают как самостоятельные явления. Запреты не являются единственным воплощением социальных ограничений, так как понятие запрет не полностью раскрывает смысл социальных ограничений. Ими будут являться все факторы, вследствие которых люди не хотят или не могут выполнять какие-либо действия, совершать те или иные поступки, благодаря чему появляются запреты.

Изучение структуры социальных ограничений является основным в исследовании, но при этом возникают некоторые трудности: ограничения могут быть структурированы по разным основаниям и в результате исследования возникнут разные модели социальных ограничений. Это позволит рассмотреть социальные ограничения с разных позиций. Так же при исследовании возникает сложность разделения социальных ограничений на разные сегменты, в последствии если не будет взаимосвязей между этими элементами, система перестанет быть эффективной и доступной к изучению. Но если между этими элементами системы социальных ограничений будет тесная взаимосвязь, то это может затруднить изучение, делая возможные варианты несовершенными.

В процессе исследования социальных ограничений может возникнуть такая проблема, как расхождение модели с реальностью. Например, мы живем в демократичном обществе, которое поддерживает свободу слова и самовыражения, но по факту, для организации простой демонстрации требуется получить индивидуальное разрешение и следовать определенному своду правил, ограничивающих место проведения, тематику, методы демонстрации и т.д. Чтобы избежать подобных ошибок, следует строить модель в качестве исследовательского инструмента, организующего мышление и опыт. Но также важно сохранять возможность дополнить и развивать модель. Для этого необходимо выделить в системе главное, ее основные цели и функции, а не детали.

«Изучая социальные ограничения, следует учитывать, что любому ограничению зеркально соответствует какая-нибудь свобода или возможность. Каждому праву соответствует определенная обязанность: праву на безопасность и покой соответствует обязанность толерантности, иначе право не реализуемо. Отказ от любого ограничения обернется потерей соответствующей ему свободы и наоборот. Главное социальное ограничение в обществе тесно связано с его главной свободой». Свобода будет пропорциональна ограничению, а исполнение любого ограничения будет сопровождаться получением возможности. Тем самым, в обществе будет сохраняться и свобода человека, и его право на самореализацию, так же как и множество других прав. При этом будет действовать одно из главных условий существования общества - порядок.

Стоит заметить так же, что социальные ограничения являются упорядоченной многоуровневой системой поведения: от ограничителя свободы до стимулятора свободы самовыражения. Это способствует созданию равновесия для существования общества. Так как общество находится в постоянной изменчивости, соответственно, социальные ограничения с течением времени меняются. Но следует учитывать, что при появлении определенной свободы, возникает равноценное ограничение, и также при появлении определенного ограничения появляются равноценные свободы, следовательно, социальные ограничения являются двойственной, зеркальной системой.

социальный ограничение личность общество

Глава II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

.1 Структура социальных ограничений

Система социальных ограничений - это многоуровневая сложная система, на пике которой находятся концептуальные ограничения, проецирующиеся вниз, становясь материальными и более сложными, тем самым, можно сказать, что концептуальные ограничения есть первооснова, прототип для последующих социальных ограничений.

В общем виде систему социальных ограничений можно представить в виде уровней и подуровней. Она будет выглядеть следующим образом. Высшим уровнем социальных ограничений являются Концептуальные ограничения. «Концептуальные ограничения представляют собой ценностно-смысловое и целевое ядро жизнедеятельности того или иного общества (цивилизации) и являются системообразующим фактором всей его культуры». Как поясняет В.В. Михайлов, такие ограничения имеют общий, идеальный и метафизический характер заложенных в основу первопринципов создания культуры и проецируются далее вниз, усложняясь и материализуясь. Даже незначительное изменение этих первопринципов может внести кардинальные изменения в основу всей системы социальных ограничений, в следствии чего она разрушится, либо видоизменится таким образом, что дальнейшее развитие, построение и даже существование любой культуры станет невозможным. Поэтому концептуальные ограничения имеют скрытый характер и не осознаются подавляющим большинством «носителей» той или иной культуры.

Следующим уровнем социальных ограничений являются идеологические ограничения. «Идеология представляет собой с одной стороны защитную оболочку концепции, прикрывающую ее от возможных искажений, а с другой - инструмент приспособления концепции к конкретным историческим и природным условиям, особенностям, вкусам и желаниям масс. Поэтому в отличие от концепции идеология и идеологические ограничения могут иметь изменчивый характер, могут быть рассредоточенными, создавая видимость идеологического плюрализма и даже своего отсутствия».

Исходя из этого, в отличие от концептуальных ограничений, которые не должны изменяться, идеологические ограничения подвержены изменчивости, а значит, могут изменять свою сущность, вносить изменения в общество, при этом не быть губительными для него.

В свою очередь идеологические социальные ограничения делятся на формы: первичные и вторичные. Главной первичной формой идеологических ограничений является язык. «Языковые ограничения определяют, что вообще может быть высказано и отчасти даже продумано.То, что не может быть выражено в данном языке, остается в виде туманных интуиций и мимолетных чувств, не получая адекватного социального выражения». Язык в этой роли является единственным возможным способом передачи идеологических ограничений, только с помощью языка можно выразить то, что задумано и осмысленно.

Следующими тремя первичными формами идеологических ограничений являются онтологическо-гносеологические, этические и эстетические ограничения.

Этические ограничения зависимы от языка. «Этика определяет негативное и позитивное в действиях и мышлении людей и предписывает, как им следует себя вести в той или иной ситуации, создает основные морально нравственные установки людей, живущих в определенной культуре, выражаясь в содержании и структуре моральных норм, значение которых хорошо показано в работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера».

Необходимо заметить, что этика с течением времени меняется, она, если можно так выразиться, порождаема самим обществом, а точнее, изменением отношений внутри него. Так же этика может измениться под действием внешних факторов, которые могут объединить или разрознить общество. Этика для каждого индивидуальна, но при этом максимально схожа с общим состоянием этической культуры. Поэтому этические ограничения затрагивают все общество, либо отдельную группу в целом, при этом не затрагивая отдельных личностей, как исключений.

«Эстетические ограничения дают идеалы и стандарты прекрасного, безобразного, допустимого и недопустимого в искусстве. Например, в исламской культуре недопустимо изображение человека и животных. Это является эстетическим социальным ограничением, имеющим соответствующее религиозное (идеологическое) обоснование…. духовная деградация ведет к эстетической ограниченности, проявляющейся в неспособности создавать и адекватно воспринимать высокое религиозное искусство».

Эстетические ограничения в мире столь безграничны и зависят только от ограничений, созданных культурой государства, ее идеологией и движимой силой. Эти ограничения отражаются на всех сферах деятельности в государстве.

В философии и науке онтологическо-гносеологические ограничения проявляются наиболее явно. Они «Задают параметры того, что вообще есть и чего нет, и методы изучения этого. Например, для позитивистов нет метафизики, для субъективных идеалистов нет материи и материального мира, для И. Канта «вещи в себе» есть, но они непознаваемы. На основе этой разновидности идеологических ограничений создаются различные научные парадигмы, изменяющиеся в значительной степени в соответствии с прочими социальными изменениями». Тем самым, онтологическо-гносеологические будут не только явными, но при этом выступают в качестве субъективных истин.

Идеологические ограничения по преимуществу имеют идеальный характер. Они конкретизируются и материализуются на более низких уровнях пирамиды социальных ограничений. Такие ограничения называют вторичными. Они имеют смешанный материально-идеальный характер. Блоки вторичных социальных ограничений можно структурировать следующим образом:

.Политико-управленческие социальные ограничения. «Выражаются во властном ограничении тех или иных социальных сфер, групп и социокультурных практик. Субъектом их выступают личности и группы, имеющие соответствующие властные полномочия или узурпирующие их». И в таком случае политико-управленческие ограничения будут распространяться только на общество, находящееся под влиянием источника создания этого ограничения. Примером таких социальных ограничений будет являться социально-политическая система России. Как высказался Яницкий О. Н., «Советская парадигма общественного бытия продолжает демонстрировать устойчивость; советское прошлое, его события и достижения - предмет национальной гордости; главная установка массового сознания - на доминирование государства в экономике и управлении собственностью…».

.Правовые социальные ограничения. «Представлены в правовой системе общества, являются производными от этических, экономических, языковых ограничений и политико-управленческих решений и выражается, прежде всего, в обязанностях. Непосредственным субъектом правовых ограничений являются органы законодательной власти и субъекты политико-управленческой деятельности. Функционирование системы права невозможно без правоохранительных и право применяющих (суды, юристы) социальных институтов и лиц. Особенность правовых ограничений - формальныя обязательность их исполнения и наличие социальных санкций за их нарушение». В обществе правовые ограничения выступают в качестве конкретного ограничителя действий. Тем самым в обществе выполняются не только ограничения, но и обязанности исполнения.

.Информационно-образовательные социальные ограничения, по мнению В.В. Михайлова, существуют для ограничения общества в знаниях, информации в целом. Это свойственно для тоталитарных государств. В демократических государствах такие ограничения присутствуют меньше, но по разного рода причинам (не при запретах власти). Также информационно-образовательные ограничения могут свободно появляться. С развитием коммуникаций, государственной целостности при демократическом устройстве, такие социальные ограничения наряду с другими будут сведены к минимуму.

.Технико-технологические социальные ограничения «являются производным в первую очередь от онтологическо-гносеологических и научных, в меньшей степени от эстетических и языковых. Они заключаются в отсутствии (несовершенстве) или наличии различных технических средств и технологий, способах и результатах их использования. Субъектом их выступает социальныя фигура технократа, а объектом общество, индивид и природа». Такого рода ограничения возникают не намеренно, а лишь в связи с недостатком современных технологических средств. Стоит заметить, что с развитием технологий появляется необходимость в новых технических инструментах, что в свою очередь и создает технико-технологические социальные ограничения.

.Экономические социальные ограничения «выражаются в ограничениях на перемещение, использование и обладание экономическими ресурсами (сырьем, энергией, изделиями, продовольствием), средствами их обмена и символического выражения (деньгами, акциями и т.п.). Субъектами этих ограничений выступают их формально-юридические владельцы и фактические распорядители. Объектами экономических социальных ограничений оказываются индивиды и группы, не являющиеся владельцами и распорядителями экономических ресурсов, а также природный мир, становящийся объектом эксплуатации и разрушения в ходе экономической деятельности. Для современного общества характерна абсолютизация экономических ограничений, выражающихся в теориях экономического детерминизма, превращение экономики из средства в самоцель. Подобные явления только усугубляют экономические ограничения.

Подлинной их причиной является дефицит способностей у людей, усугубляющийся антагонистическим характером социального строя, неспособностью элит эффективно решать существующие в нем проблемы». В современной экономике мира значительное место занимают деньги, и следствием - экономические ресурсы. Для того, чтобы в мире существовал порядок и не было борьбы за ресурсы, необходимо ограничение на управление этими ресурсами, в следствии чего они находятся у формально-юридических владельцев, а соответственно возникают экономические социальные ограничения для остального общества. Это прежде всего помогает сохранить целостность общества, как системы.

.Военно-силовые социальные ограничения «являются социальным насилием, предназначенным для защиты и принудительной реализации социальных норм, установок и ценностей. Субъектом их выступают военно-силовые социальные структуры и ведомства. Они наиболее ярко демонстрируют насильственный, принудительный аспект всех социальных ограничений, проявляющийся с различной интенсивностью во всех их формах. Всякое социальное ограничение есть проявление необходимости, насилие, но военно-силовые ограничения есть квинтэссенция насилия и индикатор меры социальных антагонизмов. Наиболее заметной и острой формой реализации военно-силовых социальных ограничений является война, как форма вооруженного насилия».

.Структурно-демографические социальные ограничения «Связаны с объективно существующей в обществе поселенческой, классово-стратовой, сословной, профессиональной, демографической и половозрастной структурами населения. К этому блоку относятся гендерные ограничения. Этнические и этноконфессиональные социальные ограничения легко разлагаются на не социальные, расово-биологические и культурные ограничения. Преодоление этих ограничений достигается с помощью горизонтальной и вертикальной социальной мобильности». Следовательно, структурно-демографические ограничения прослеживаются внутри отдельных групп людей, государств или общества. Они не могут воздействовать на конкретную личность. Поэтому создаются такие ограничения только в массовом порядке.

Таким образом, социальные ограничения являются необходимым условием существования общества. При этом они могут возникать как посредством человеческого фактора, так и от природы вещей. Они позволяют контролировать целостность общества, его разделение на классы, выполнение труда, обязанностей, развитие технологий и сохранение мирного существования. Система социальных ограничений строится по типу пирамиды, на вершине которой находятся концептуальные ограничения. Эти ограничения нематериальны и в какой-то мере являются прототипом, идеальным примером для последующих ограничений. От концептуальных ограничений строятся последующие ограничения, более материальные, несовершенные и сложные. В итоге, система социальных ограничений влияет на все уровни жизнедеятельности человека от его действий в обществе и природе, до мыслительных, ментальных процессов. При этом, между каждым социальным ограничением в системе существует связь, необходимое взаимодействие, и тем самым, при изменении одного социального ограничения, меняются все. При этом, типы и формы социальных ограничений можно охарактеризовать по общим признакам ограничений - характерным принципам влияния на общество, кругу определенных возможностей для каждого из таких типов. Соответственно, можно выявить типы социальных ограничений: языковые ограничения, онтологическо-гносеологические ограничения, этические, эстетические ограничения. И формы ограничений: объективные, субъективные, материальные, идеальные, качественные, количественные, внешние, внутренние, вещные, человеческие. После разделения системы на определенные типы и формы становится ясны природа возникновения этих ограничений, способы взаимодействия между ограничениями и первоисточниками ограничений. После исследования типов и форм ограничений, можно утверждать, что первоисточником социальных ограничений не всегда служит общество и конкретные личности. Это служит доказательством того, что социальные ограничения - это независимый сегмент, который оказывает влияние на общество и объединяет его.

2.2 Функции социальных ограничений

Функцией социальных ограничений в целом являются задачи общественной практики, решение которых обеспечивает система социальных ограничений.

К общим функциям системы социальных ограничений, по мнению В.В.Михайлова, относятся: поддержание целостности общества и порядка внутри него; воспроизведение имеющихся культурных образцов; объединение людей в коллективы, стреимление их к достижению поставленных целей; адаптация к окружающей среде; социальное равновесие; совмещение разных сфер деятельности; социализация; организация различных видов деятельности, а также их препятствие; регулировка социальных процессов, потребностей человека, развитие или подавление его способностей. Эти функции могут реализовываться наглядно или скрыто. Иначе говоря, социальные ограничения представляют собой обеспечение внутри общества гармонии, целесообразности развития, прогрессирования науки и культуры, укрепление качества социальных процессов, возможно даже в ущерб каким-либо личностям, но именно для сохранения и развития общества в целом.

Поскольку существуют различные уровни социальных ограничений, значит для каждого уровня соответствует свой функциональный набор.

.«Функцией концептуальных социальных ограничений ценностно-целевое ограничение общества в целом и отдельных личностей». Это означает, что ценности и цели не должны изменяться или подвергаться сомнению. Для концепции характерен метафизический догматизм.

Соответственно функциями идеологических ограничений, как ограничениями второго уровня будут являться: защита концепции от искажения, сокрытие идеологии, мифологизация реальности, создание стереотипов у масс, согласование между собой других ограничений, ориентир на изменение сознания и фильтр информации.

.«Функциями языковых ограничений являются : конкретизация идеологических представлений; создание автономной, виртуальной языковой реальности; …; моделирование социальной практики (Р. Барт); определяющее ограничение явлений (А. И. Кугай); блокирование выходящей за пределы языка реальности (А. С. Хомяков) ; разделение интеллекта и эмоций ; вытеснение эмоций; разделение слова и обозначаемого им (С. Г. Кара-Мурза); манипуляция сознанием и подсознанием».

.Этические социальные ограничения выполняют функции ограничителя психологических чувств, мыслей и действий личности в желательном для идеологии направлении. Так же эстетика определяет для личности и общества содержание добра и зла.

.Функции эстетических социальных ограничений в большинстве своем сходны с функциями этических ограничений. Они влияют на представление о прекрасном и безобразном, допустимом и недопустимом в искусстве и культуре в целом. Их функцией является определение всего внешнего вида и форм предметов материальной культуры. Именно посредством эстетических социальных ограничений создаются общественные стереотипы мышления и восприятия мира.

.«Функциями онтологическо-гносеологических социальных ограничений является определение того, что «есть», и в выбранной методологии оказываются несуществующее и непознаваемое. Мы не рождаемся с одинаковой врожденной парадигмой, как пологал И. Кант, ее задает нам общество». Именно посредством этой функции возникают различные онтологии и гносеологии, следствием чего появляются разные науки. Функцией этих социальных ограничений является, как следствие, помещение общества в закрытое «изолированное» пространство. Границы же этого пространства обуславливаются установками их идеологии и концепции.

Общая функция социальных ограничений - создание и поддержание гармонии в обществе с помощью контроля одних групп общества на другие. Данные функции могут реализовываться как явно, так и скрытно. При этом, одно социальное ограничение будет оказывать воздействие на другие ограничения. Так же стоит отметить, что двойственной деятельностью функций этических ограничений является создание двоякого регулирования этики как внешнего, так и внутреннего потребления.

Политико-управленческие социальные ограничения, которые стоят первыми в блоке вторичных (низших) ограничений, выполняют функцию активного и управляемого создания различных социальных препятствий, границ, психофизических установок, стереотипов поведения в духе объемлющих их идеологий. Также эти ограничения защищают господствующую концепцию, идеологию и другие ограничения. Такие функции так же связаны со следующими уровнями социальных ограничений:

.Функции правовых ограничений подчинены функциям экономических и политико-управленческих социальных ограничений. По мнению Михайлова В. В. они законодательно регулируют социальную жизнедеятельность, ограничивают различные ее проявления и стороны с помощью законов, указов, нормативных актов и т.п. Иными словами эти функции можно назвать мотивационными и регулятивно - организационными.

.«Функциями информационно-образовательных социальных ограничений являются регулирование и организация социальной жизнедеятельности с помощью предоставления или сокрытия той или иной информации, способов ее структурирования, дозирования, отбора, подачи, что реализуется в образовательных системах и СМИ». Целью этого может служить избежание хаоса, поддержание порядка, или же просто сокрытие информации от рассуждений общества.

.Технико-технологические социальные ограничения выполняют функции, которые заключаются в отделении человека и человечества от природы, в регулировке жизнедеятельности людей внутри общества. Функции технологии и техники внутри общества заключаются в контроле над человечеством, наблюдении за ним, включении его в техногенные циклы и ритмы времени, в производство, обслуживание и эксплуатацию техники. Технология и техника могут выполнять функции социализации и развития врожденных способностей человека. В данном виде ограничений человек может рассматриваться не как часть природы, а как самостоятельный субъект, использующий природу в своих целях.

.Экономические (ресурсно-материальные) социальные ограничения стимулируют или подавляют социальную жизнедеятельность энергией или ресурсами. Они выполняют функцию структурирования в распределении ресурсов, формирования предметно-материальной среды человека, Регулирования других форм социальных ограничений: идеологических, военно-силовых, структурно-демографических. Таким образом, они дают возможность появляться одним вещам и препятствуют созданию других вещей.

.Реализацией военно-силовых социальных ограничений является подавление, принуждение или даже ликвидация тех, кто выходит за рамки установленной системы социальных ограничений, частично или целиком не подчиняется ей. В настоящее время реализация военно-силовых функций напрямую зависит от технологий и техники. Стоит отметить, что функции военно-силовых социальных ограничений, так или иначе будут реализованы более качественно, в связи с тем, что метод силового подавления и регулирования наиболее эффективен, но не гуманен в отношении человека и (или) общества.

.«Структурно-демографические социальные ограничения выполняют многообразные функции регулирования социально-стратификационной и демографической структур общества; регулируют изменения социального статуса личности, социальную мобильность, во многом определяют ее классовую, стратовую, профессиональную принадлежность». Социальная группа ограничена установленными социальными условиями, в свою очередь, человек, состоящий в этой группе, так же ограничен этими социальными условиями. Регулирование в этой сфере как сохраняет социальную стратификацию, являющуюся важнейшей частью социальной организации, так и исполняет функцию социального подавления индивидов и групп, препятствуя им занять положение, соответствующее их способностям и желаниям.

Как выразился В.В. Михайлов в своей работе: «Главной функцией всей системы социальных ограничений становится формирование социально-ограниченной личности, для которой внешняя социальная ограниченность стала бы внутренней. Для такой личности характерно отчуждение от внутренней врожденной природы, стереотипность, механистичность, реактивность поведения, управляемость из вне». Тем самым общество будет придерживаться порядку и возникновение хаоса будет сведено к минимуму.

2.3 Базовые формы социальных ограничений

Несомненно, выявление форм социальных ограничений и разделение их на классификацию требует использования общеизвестных парных философских категорий. Нужно также учитывать, что для дополнения уже существующей классификации социальных ограничений необходимо руководствоваться принципом открытости и возможностью дополнить.

Соответственно, социальные ограничения можно и нужно рассматривать как совместно с влиянием общества, так и независимо от него, тем самым они подвергнутся более полному изучению.

Михайлов В.В. социальные ограничения определил как объективные и субъективные, материальные и идеальные, качественные и количественные, внешние и внутренние, вещные и человеческие. Исходя из каждой из этих форм, можно выделить их отличительные особенности и сходные черты между ними.

Социальные ограничения предопределены факторами, независимыми от общества и только при этом будут истинно объективными. В этом и заключается проблема современного общества: социальные ограничения не принимаются обществом как независимый и необходимый сегмент, придающий обществу целостность. Это говорит о том, что они возникают вследствие совокупности внесоциальных и надсоциальных влияний. Примером этих факторов влияния на общество будут выступать биологические, природно-климатические, геокосмические и прочие детерминанты.

Следует отметить, что Михайлов В.В. в адрес объективной формы ограничения высказался следующим образом: «Объективными являются ограничения, которые можно связать с провиденциальным влиянием на общество. К провиденциальным влияниям, исследуемым в религиозной философии, можно отнести все непознанное и необъяснимое иначе, неустранимый иррациональный остаток, превосходящий любую научную модель. Без учета этого фактора модель приобретет закрытый, неадекватный реальности характер. Для установления степени объективности любого социального ограничения его следует увязать с внесоциальным влиянием. Но объективный характер ограничений не означает их неустранимости, ибо общество и человек сознательно и бессознательно воздействует на окружающую среду и меняет ее».

«Субъективные социальные ограничения порождены свободным выбором, волей и деятельностью людей. Они могут иметь и не иметь объективные предпосылки. Нередко возникает конфликт субъективных и объективных ограничений. Для современного общества характерна гипертрофия этих ограничений, попытки заменить ими объективные, что является причиной экологических проблем. В древних обществах приоритетными были объективные социальные ограничения, поэтому они находились в гармонии с космосом и биосферой».

Так как субъективные социальные ограничения целиком и полностью зависят от свободы выбора и творчества каждого человека, то именно субъективные ограничения могут как совпадать с объективными ограничениями, так и различаться с ними полностью, и даже опровергать их частично. Это и объясняет возникновение конфликта между субъективными и объективными социальными ограничениями.

В современном обществе, зачастую, объективные - истинные социальные ограничения меняются на субъективные - ложные. Это обусловлено тем, что современное общество, под влиянием прогресса и изменения ценностей, использует природу в своих целях, подсознательно исключив необходимость ее сохранения. Зачастую это приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций для общества, проблем с экологией, изменению климата. К примеру, результатом освоения космоса человеком является «мусор», скопившийся в космическом пространстве, то есть материальные отходы, использовавшиеся ранее для достижения прогресса. Игнорируя разрушительное воздействие на биосферу и космос, тем самым происходит подмена объективных социальный ограничений на субъективные.

«Материальные социальные ограничения представляют собой артефакты материальной культуры, предметы, вещи, изготовленные из вещества, имеющие пространственное измерение и их производные, например, техногенные излучения, электромагнитные поля и т.п. ограничительное влияние материальной культуры может быть направлено как на общество (человека), так и на природу. Причиной их возникновения являются объективные ограничения и творческая деятельность людей».

Из определения слова Материя (от лат. materia - вещество ) можно понять, что материальные социальные ограничения представляют собой вещественно обозреваемые ценности, которые имеют видимый в пространстве характер. При этом к таким ограничениям будут относиться и последствия действий этих вещественных артефактов. Следовательно, материальные социальные ограничения воздействуют как на общество, так и на природу. Под влиянием прогресса, который обусловлен творческой деятельностью и стремлением к саморазвитию общества, возникает все больше материальных ограничений, но при этом они не ограничивают какую-либо определенную сферу, а затрагивают все сферы жизни человека и его действий в природе. Примером материальных социальных ограничений может выступать территория государства, поскольку она имеет определенную площадь, расширить или сузить которую можно лишь путем ущемления чьих-либо прав.

«Идеальные социальные ограничения связаны с духовной культурой, идеальным как миром идей, ценностей, целей, воображения и представляют собой планы, проекты, нормы, научные парадигмы и модели; они задают обществу его ценностно-целевую, программно-концептуальную детерминацию. Идеальные ограничения в большей степени соотносимы с категорией субъективных социальных ограничений, но их можно считать и объективными социальными ограничениями, обусловленными влиянием материальной среды на сознание. Но в природе социальных ограничений нет и отражать их из нее сознание не может; поэтому в их формировании большую роль играет духовное творчество».

Идеал (от греч.- образ, идея) - высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая форма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми. Исходя из этого, определение идеальных социальных ограничений показывает противоположную сторону материальных социальных ограничений. Если материальные ограничения представляют собой любую существующую в пространстве вещь или явление, то идеальные, напротив, некую ценную духовную сферу, не имеющую структуру в пространстве. Например религия и отношение к религии выступает самым наглядным примером идеальных ограничений, поскольку она позволяет формировать мировоззрение и иерархию ценностей, которые, в свою очередь, обуславливают варианты поведения личности или группы людей. Тем не менее, идеальные социальные ограничения играют важную роль в жизни общества. Именно эти ограничения стимулируют социум для развития мыслей и действий. Так как идеальные ограничения материально не существуют, значит, они могут соотноситься с субъективными, но при этом их можно считать и объективными, учитывая, что влияние материальной среды распространяется так же и на сознание. Сделав вывод, можно сказать, что идеальные ограничения могут лишь косвенно влиять на природу.

«Качественные социальные ограничения связаны с особенностями внутренней структуры явления, его образа, формы, свойств и т.п., а количественные ограничения выражают общее и однородное в явлениях, степени интенсивности качественных проявлений. Ценности, этические нормы, научные парадигмы, социальные институты являются качественными социальными ограничениями. Они могут быть связаны с идеальным и материальным миром. Эти ограничения поддаются измерению и подсчету: количество денег, вещей, законов; они теснее связаны с материальным миром. В современном мире существует тенденция к повышению роли количественных социальных ограничений (Р. Генон) и попыткам маскировать ими качественные социальные ограничения. Усиление количественных ограничений проявляется в механизации социального действия, стандартизации, формализации, унификации, переводе культуры на язык цифр, избыточном росте населения».

Рассматривая качественные и количественные ограничения, качественные, прежде всего, характеризуют свойства объекта, его внутреннюю структуру, а количественные социальные ограничения, напротив, - степень распространенности одинаковых качеств в явлениях и степени интенсивности качественных проявлений. В частности, качественные ограничения дают определения объектам, определяют все его свойства и отличительные черты. Тем не менее, можно сделать вывод, что качественные социальные ограничения могут дополнять количественные социальные ограничения и наоборот.

«Для человека внутренними ограничениями являются усвоенные и принятые им нормы социального поведения, морально-этические, эстетические и прочие ценностные установки. Внешними социальными ограничениями для отдельной личности (группы) могут выступать общепринятые в той социальной среде, где эта личность пребывает нормы социального поведения, морально-этические установки, обычаи, традиции, законодательно-правовые нормы. Принципиальной разницы в существовании внешних и внутренних социальных ограничений для отдельной личности и «соборной личности» общества нет».

Разница между внешними и внутренними социальными ограничениями заключается в том, что внутренние ограничения есть различные нормы поведения в социуме, принятые и усвоенные человеком, в то время как внешние ограничения есть различные нормы поведения этого человека, общепринятые в обществе. При максимальном сходстве внутренних и внешних социальных ограничений, будет наблюдаться комфорт в обществе и гармоничное самоощущение личности. Если же ограничения внутренние у личности отличаются от внешних, возникает состояние «социального отчуждения». Таким образом, человек становится отличным от основного типа общества. Если же внешние социальные ограничения гораздо уже по сравнению с внутренними, то конкретной личности или группе неприемлемо находиться в обществе при таких внутренних социальных ограничениях. Таким образом, эта личность, либо группа становится социально неприемлемой.

«Человеческие социальные ограничения - такие внутренние и внешние, материальные и идеальные, качественные и количественные, субъективные ограничения, которые исходят от людей, а вещные ограничения - такие материальные и идеальные, внутренние и внешние, количественные и качественные, объективные ограничения, источником которых являются вещи. В данном случае под вещами будут пониматься, прежде всего, артефакты материальной культуры. Следовательно, вещные социальные ограничения являются сугубо вторичными, а первичными являются человеческие социальные ограничения. Идеальные, внутренние вещные социальные ограничения есть по сути отношения человека порождаемые на первый взгляд материальными вещами, а на самом деле - отношением человека к ним. Иллюзорной формой вещной зависимости являются наведенные ложные потребности в вещах, без которых можно обойтись».

Таким образом нами были выявлены и рассмотрены базовые формы социальных ограничений: объективные и субъективные, материальные и идеальные, качественные и количественные, внешние и внутренние, вещные и человеческие, а также их свойства и отличительные черты. В процессе изучения форм социальных ограничений было определено, что лишь часть форм социальных ограничений оказывает влияние на природу, в свою очередь, на общество они все оказывают достаточно сильное воздействие. В ходе анализа социальных ограничений можно сказать, что с течением времени большая часть ограничений остается неизменной, но происходит их развитие, параллельное с развитием общества, а также видимая подмена одних социальных ограничений на другие. Однако следует отметить, что при этом их структура, значимость и общественная ценность не меняется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальные ограничения являются одним из основных условий существования общества, выступает в качестве ограничителя прав и свободы, так же и в качестве стимулятора свободы самовыражения. Соответственно, наблюдается двойственность социальных ограничений. При соблюдении ограничений в обществе, сохраняются его равновесие, гармоничное состояние, при постоянной изменчивости социальных ограничений.

Необходимо заметить, что с течением времени большая часть социальных ограничений остается неизменной, но происходит их развитие, параллельное с развитием общества, а также видимая подмена одних социальных ограничений на другие. При этом, их структура, значимость и общественная ценность не меняются.

В данной работе была расписана структура социальных ограничений, ее основные формы и функции.

В данной работе социальные ограничения были рассмотрены не как составляющая часть условий существования общества, а как независимая от общества самодостаточная система.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993. С. 955

.Мирошниченко М. И. Культурная политика как средство социокультурного воздействия в рамках парадигмы социально-исторического детерминизма (на примере совхозов Урала в 1921 - 1927 гг.) / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, № 8, 2007. С. 30.

.Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. / Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА М), 2000. С. 82.

.Михайлов В. В. Социальные ограничения: содержание, структура, функции. / В. В. Михайлов - М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 20-21.

.Михайлов В. В. Сущность и система социальных ограничений / В.В. Михайлов, Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук, 2007. С. 36.

.Михайлов В. В. Социальные ограничения. / В.В. Михайлов. Альмаматор, № 3, 2008. С. 14.

.Михайлов В. В. К проблеме социальных ограничений / В.В. Михайлов, Социологические исследования. № 7, 2005. С. 128.

.Яницкий О. Н. Социальные ограничения. Модернизация России / О.Н. Яницкий, Социологические исследования. № 7, 2010. С. 18.

.Крысин Л. П. Социальные ограничения в семантике и сочетаемости языковых единиц / Л.П. Крысин - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://lpcs.math.msu.su/~uspensky/journals/siio/35/35_13KRYSIN.pdf (дата обращения 23.01.2015)

Похожие работы на - Социальные ограничения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!