Особенности финансирования и поддержка государства сельскохозяйственных производств (на примере хозяйств Тазовского района и СПК 'Тазовский')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности финансирования и поддержка государства сельскохозяйственных производств (на примере хозяйств Тазовского района и СПК 'Тазовский')

Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов

1.1 Сущность финансовых ресурсов с учетом территориальных особенностей

1.2 Предпосылки и факторы формирования финансовых ресурсов

Глава 2. Краткая экономическая характеристика предприятия

2.1 Местоположение и природно-климатические условия предприятия

2.2 Размер и специализация хозяйства

2.3 Характеристика земельных ресурсов

2.4 Характеристика, использование основных средств

2.5 Финансовое состояние СПК "Тазовский"

Глава 3. Особенности финансирования и поддержка государства сельскохозяйственных производств (на примере хозяйств Тазовского района и СПК "Тазовский")

3.1 Анализ использования прямых рычагов финансовой поддержки государства сельскохозяйственного производства

3.2 Анализ использования косвенных рычагов финансовой поддержки государства сельскохозяйственного производства в СПК "Тазовский" Тазовского района"

3.3 Развитие финансовых инструментов в СПК "Тазовский" Тазовского района

Выводы и предложения

Литература

Введение

Современное состояние финансового сектора экономики Российской Федерации характеризуется стабилизацией основных индикаторов развития. Так, по итогам года в экономике достигнут положительный сальдированный финансовый результат, который увеличился по сравнению с предыдущим годом на 9%; индекс промышленного производства вырос на 10,2 России был присвоен мировой рейтинг ВВВ, прогноз "стабильный" (по версии агентства Fitch).

В то же время в стране сохраняются отрицательные тенденции в финансовой сфере: доля убыточно работающих организаций увеличилась до 30,1%, что на 5% больше показателя прошлого года; значительно сократились объемы финансирования инвестиций в основной капитал, за счет банковских кредитов было профинансировано всего 9,4% инвестиций, что на 2,4% меньше по сравнению с предыдущим периодом.

Отсутствие прибыли у большей части хозяйствующих субъектов привело к росту задолженности предприятий по кредитам, предоставляемым финансовыми структурами, что обусловило увеличение доли просроченных кредитов в банковской системе с 2,1 до 5,1%. При этом анализ распределения долгового бремени по отраслям экономики, проведенный на основе оценки финансовых результатов крупных компаний, показал, что объемы задолженности значительно варьируются в зависимости от вида экономической деятельности, а основную часть должников составляют региональные экономические субъекты. Именно в регионах в большей степени проявились последствия финансово-экономического кризиса.

Таким образом, главной задачей и проблемой региональных органов управления на современном этапе является поиск эффективных источников финансирования особо важных с экономической точки зрения и социально-значимых проектов, а основным направлением развития финансовой политики регионов - повышение эффективности использования собственных доходных источников.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических основ управления финансовыми ресурсами.

В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:

проанализировать современные тенденции развития экономики, в том числе финансового сектора как структурообразующей сферы экономической деятельности, для выявления альтернативных вариантов стратегий развития в условиях значительной неравномерности ресурсообеспечения;

проанализировать развитие данного предприятия;

проанализировать уровень применения финансовых инструментов используемых на предприятии;

разработать и оценить эффективность применение финансовых ресурсов.

Объектом исследования выступил СПК "Тазовский" Тазовского района.

Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а также результаты монографических исследований.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа.

финансирование финансовый ресурс сельскохозяйственный

Глава 1 Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов


1.1 Сущность финансовых ресурсов с учетом территориальных особенностей


Глобальные вопросы сущности финансов, финансовой системы и финансовых ресурсов изучены достаточно хорошо и содержатся в работах таких ученых как: И. Ансофф, К. Боумен, А.М. Бабич, А. Вайсман, О.В. Врублевская, О.В. Гончарук, А.Г. Гранберг, Р. Дафт, П. Дойль, П.Ф. Друкер, Н.Б. Ермасова, А.С. Колесов, Дж. О'Коннорс, Р.А. Масгрейв, И.Н. Мысляева, Л.Н. Павлова, М. Портер, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, А. Дж. Стрикленд, А. Томпсон, В.М. Ходачек, Ф.И. Шамхалов и др.

Отдельным проблемам финансирования социально-экономического развития отраслевых и территориальных экономических систем, а также субъектов хозяйствования, посвящены работы А. Вебер, В.А. Гневко, Д. Кисинга, И. Крависа, П. Кругмана, Г. Кунц, К. Ланкастера, В. Лаунхардт, В. Леонтьева, Г. Минсберга, В.Е. Рохчина, Й. Тюнен, Д. Хан, Р. Хэгстром Анисимов А.Ю. и др.

При этом, имеющийся научно-исследовательский потенциал, теоретические и эмпирические разработки, направленные на совершенствование регулирования финансовой сферы с учетом территориального аспекта, предопределяют необходимость научного поиска в направлении развития финансового сектора экономики региона, поскольку проблемы управления финансами с учетом отраслевой составляющей экономической системы не получили достаточной разработки в трудах исследователей.

По данным статистики, индекс промышленного производства в целом по стране за 2011 год вырос на 10,2%, при этом во многих регионах продолжается его сильное и длительное падение, что является следствием структуры их экономики. Зависимость отдельных регионов от развития конкретной отрасли экономики способствует усилению территориальных диспропорций финансовых ресурсов в Российской Федерации и вызывает негативные последствия для экономики в целом, в связи с чем целесообразно реструктуризировать систему финансирования отраслевых сегментов.

Для достижения положительного результата использования региональных ресурсов, необходимо применение современного инструментария при оценке уровня развития экономики региона с учетом отраслевой составляющей. При этом оценка экономического развития должна проводиться на основе выделения в каждом направлении исследования финансового сектора, связанного с формированием, распределением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств. По результатам проведенного исследования в работе была сформулирована принципиальная схема оценки уровня развития экономики региона (рис. 1).

Рис. 1. Принципиальная схема оценки уровня развития экономики региона

В настоящее время отношения между федеральным центром и региональными органами управления в большей степени строятся на принципах императивности, особенно в финансовой сфере, что обусловлено бюджетной политикой государства, заключающейся в аккумуляции основных финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Несмотря на то, что в условиях перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, главным распорядителям бюджетных средств предоставлена бóльшая самостоятельность (с учетом повышения ответственности), однако, объем полномочий по распоряжению финансовыми средствами, предоставленными из вышестоящего бюджета, до сих пор сильно ограничен, что сдерживает развитие финансового сектора в регионах. Поэтому формирование эффективного организационно-финансового механизма взаимодействия региональных и федеральных органов управления должно строиться на совершенствовании действующей системы отношений, включая административные и организационные меры.

Направления развития системы финансового взаимодействия федеральных и региональных органов управления, включающие: проведение регулярного экономического и финансового анализа состояния структурных объектов, находящихся в федеральной собственности; организация оперативного информационного обмена с уполномоченными структурами о планах реализации и финансирования ведомственных стратегий на территории региона в кратко-, средне - и долгосрочной перспективах; создание и поддержка функционирования постоянно действующих коллегиальных органов и комиссий, с участием федеральных структур и подразделений на территории региона и др.

Направления развития межрегионального финансового взаимодействия (табл. 1).

Таблица 1

Направления развития межрегионального финансового взаимодействия

Направления развития

Мероприятия

Обеспечение финансового взаимодействия территорий и единства экономического пространства страны при сохранении финансовой самостоятельности региональных и местных властей в рамках своей компетенции

увеличение количества совместных межрегиональных проектов, инициированных в регионе, при условии софинансирования их из Федерального фонда регионального развития; увеличение объема средств, привлекаемых на условиях софинансирования; финансирование развития транспортной инфраструктуры регионов с целью обеспечения транспортной доступности территорий

Устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровнях

включение в планы социально-экономического развития регионов проектов межрегионального характера, разрабатываемых, реализуемых и финансируемых совместно с представителями государственной власти, бизнеса и общественности соседних регионов; увеличение количества согласованных с соседними регионами конкретных социально-экономических проектов развития;


Реализация предложенных направлений развития позволит на паритетных началах расширить полномочия региональных органов в рамках действующих нормативных и правовых ограничений, что будет способствовать повышению эффективности принимаемых решений при разработке финансовой политики.

Управление региональными финансовыми ресурсами в Российской Федерации основывается, прежде всего, на институциональной системе управления финансами в целом. В настоящее время регионы ведут взвешенную финансовую политику, чтобы не допускать дефолтов и провалов - по долгосрочным рейтингам Fitch 25 краев, областей и городов России получили прогноз "стабильный". При этом уровень экономического развития региона напрямую связан с его финансовой состоятельностью, а устойчивость экономики территории зависит от степени ее отраслевой диверсифицированности. Качество управления и институциональная закрепленность финансовой политики государства являются основными индикаторами экономического развития всей страны и в обязательном порядке должны учитывать конкурентные преимущества и недостатки развития всех субъектов на его территории. Для обеспечения повышения регионального качества управления финансовыми ресурсами необходимо введение системы мониторинга денежных потоков, позволяющей поддерживать ликвидность на уровне, соответствующем потребностям в денежных средствах. Политика в области поддержания ликвидности должна быть стабильна на протяжении нескольких лет, с четким определением минимального уровня денежных средств и их эквивалентов, необходимых для экономического развития. Размер оптимального уровня ликвидности зависит от таких факторов, как сезонность доходов и расходов, структура долга, качество имеющихся краткосрочных финансовых инвестиций и доступа региональных органов управления к внешним источникам финансирования.

Взаимодействие реального сектора и банковской системы в регионе обусловлено необходимостью государственного участия в целях предотвращения негативных финансовых последствий. Несмотря на относительную самостоятельность экономических субъектов, в том числе и банковских структур, они находятся в постоянной зависимости от поведения государства, что выражается, прежде всего, в едином эмиссионном центре, едином государственном регуляторе денежно-кредитного обращения, единой фискальной политике и т.д. Наличие такой зависимости обусловливает проблему текущего денежного оборота в регионах и предопределяет необходимость разработки специальных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов хозяйствования для достижения оперативного получения денежных средств и осуществления расходов в соответствии с современными требованиями организации денежного обращения.

1.2 Предпосылки и факторы формирования финансовых ресурсов


Для малого бизнеса самой острой проблемой являются высокие процентные ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предложено государству субсидировать процентные ставки при кредитовании малого бизнеса.

Механизм формирования и распределения бюджетных средств необходимо изменить. Структуру субсидий следует формировать снизу, так как оптимизировать производство, выявить наиболее узкие места можно именно непосредственно в предприятии. Предлагаемая организация планирования бюджетных субсидий включает две интеграции.

Первая интеграция - обоснование объемов потребности сельхозпроизводства в бюджетных средствах. Вторая интеграция - доведение бюджетных средств до потребителей. Дифференциация субсидий на основе нормативов будет способствовать выравниванию условий хозяйствования. Слабые хозяйства приобретают шансы на получение средств для сохранения и развития своего производства, если обеспечат получение продукции и уровень затрат на нормативном уровне.

Для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей наиболее приемлемой, надежной формой ведения бизнеса может стать договор франчайзинга. Это минимизирует трансакционные издержки, прежде всего, сопряженные с надзором за качеством продукта, и при реализации агропромышленной продукции позволяет пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Кроме того, франчайзер передает аграрному формированию комплект методических материалов в виде четких инструкций по сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела, проводит курс обучения и может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга.

Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к инновациям. Однако реализация этого потенциала возможно в случае, если малые предприятия имеют доступ к источникам венчурного капитала. Предоставление первоначального долевого капитала венчурным фондом является одним из способов формирования благоприятной бизнес-среды для малого бизнеса, так как только на стадии зрелости малые предприятия и обладают положительной кредитной историей и могут предоставить банку надежное обеспечение.

На протяжении всей деятельности малым предприятиям необходима консультационная поддержка в области налогообложения, бухгалтерского учета, юриспруденции.

Созданию и развитию эффективных, высокоустойчивых малых предприятий, ориентированных на выпуск высококачественной конкурентной продукции, способствует также внедрение механизма аутсорсинга.

Термин "инфраструктура” произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению”, в "обслуживании производства и населения”.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства”, в "обеспечении деятельности основного производства”.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, "обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая. призвана обеспечить. беспрепятственное поле деятельности”.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.

Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода. В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестны. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникает временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.п., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, то есть не банковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временные свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и с кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Вся совокупность банков в национальной экономике образуют банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополии на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-кредитной политики. Второй уровень в двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки (частные и государственные).

Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки. В рыночной экономике возможна ситуация, когда одни участники конференции, например предприниматели не располагают необходимым количеством капитала для расширения производства, развертывания предложения товаров до уровня их спроса. В то же время другие сталкиваются с проблемой прибыльного размещения сбережений, например в виде излишков денежных средств. Для разрешения указанного противоречия, превращения сбережений в инвестиции рыночной системе необходима соответствующая инфраструктура - кредитная система, которую образуют банки, страховые компании, фонды профсоюзов и иных организаций, обладающих правами коммерческой деятельности. Существует множество вариантов прибыльного использования этих средств, когда, допустим, профсоюзные фонды инвестируются в акции, передаются взаймы коммерческим банкам и т.п. В современной экономике не один рубль или доллар не должен простаивать на долго выпадать из обращения.

Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Практика доказала, что наиболее эффективным является ее двухъярусное строение: первый ярус - центральный (государственный) банк, второй - коммерческие, ипотечные (кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитование нововведения).

Крупнейшим поставщиком сбережений являются страховые компании.

Основным источником их инвестиционного капитала служат комиссионные за страхование всей жизни или на какой-либо срок, страхование индивидуальное и групповое, медицинское и пенсионное и т.д. Страховые компании охраняют доверенные им фонды держателей страховых полисов.

Чтобы обеспечить безопасность доверенных фондов, они должны быть осторожными в своей инвестиционной деятельности. Наибольший интерес страховые компании проявляют к высокодоходным долгосрочным ценным бумагам, так как люди страхуются на годы вперед или на всю жизнь.

В последнее время повысилась роль пенсионных фондов, как источников инвестиционного капитала. Пенсионные фонды формируются за счет взносов предпринимателей для выплаты пенсий рабочим и служащим. Поскольку доход на инвестиции пенсионных фондов не облагается налогом, то пенсионные фонды используются для приобретения высокодоходных государственных и других ценных бумаг. Инвестиции пенсионных фондов в большей степени долговременные, так как сами фонды накапливаются годами, до выхода людей на пенсию.

Важнейшим поставщиком инвестиционного капитала являются инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды - это компании, продающие свои акции частным лицам и инвестирующие выручку от их продажи в самые разнообразные ценные бумаги с целью получения дохода за счет разницы в их рыночной цене.

Кредитные союзы также выступают в качестве источников инвестиционного капитала. В кредитные союзы, как правило, вступают лица с общими интересами или проживающие в одной местности. Капитал кредитных союзов образуется за счет паевых взносов в форме покупки акций. По акциям выплачиваются дивиденды. Средства кредитных союзов используются для предоставления краткосрочных ссуд их членам.

В настоящее время в развитых странах преобладает прямая межбанковская торговля валютой, в связи, с чем значение биржи валютной в общем объеме международной торговли валютой относительно невелико. Наиболее известные биржи валютные имеются, в ФРГ, Франции, Японии, странах Бенилюкса, некоторых скандинавских странах. На валютных биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта, хотя практически большинства сделок совершаются банками по текущим валютным курсам, устанавливаемым ими. В СССР с 1991 года начала действовать биржа валютная, являющая пока структурным подразделением Госбанка. Если в валютных аукционах участвуют непосредственно предприятия, то на бирже оперируют только члены биржи - банки. Они обязаны иметь лицензию на проведение валютных операций, устойчивое финансовое положение, быть квалифицированными посредниками своих клиентов. В зависимости от изменения валютного курса банки могут либо предлагать валюту к обмену, либо снимать свои заявки. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс применяемый для всех сделок банка с клиентами.

Биржа товарная - центральное звено инфраструктуры товарного рынка; учреждения, в котором осуществляются торговые сделки по купли и продажи товаров по образцам и стандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. В 1926 году в СССР функционировала 114 товарных бирж. Невзирая на недостатки в их деятельности, в частности отсутствие финансового контроля они сыграли существенную роль в стабилизации экономике и цен. Свертывание новой экономической политики повлекло за собой ликвидацию бирж. В настоящее время биржи товарные в нашей стране возрождаются, им принадлежит важная роль в организации горизонтальных экономических связей между товаропроизводителями. Различают биржи товарные специализированные и универсальные. За рубежом преобладают специализированные, где объектом сделки является тот или иной вид одного товара: биржа нефти, биржа хлопка, биржа цветных металлов и т.д.

На бирже товарной по поручению своих клиентов сделки заключают посредники - брокеры; учредители биржи могут заключать на ней сделки без посредников. Биржа товарная может быть государственная или акционерной организацией, но предпочтительнее акционерной (под государственным контролем, что общепринято в мире). Биржа товарная предоставляет продавцам и покупателем помещение определенной гарантией, информационно расчетные услуги и получает за это комиссионное вознаграждение. При правильной организации информационной службы биржи товарные служат богатым источникам сведений о динамики цен, спросе и предложения на различные товары. Все сделки на бирже товарной учитываются, при этом регистрируются цены: продавца (запрашиваемая), покупателя (предлагаемая) и фактическая. Торги проводятся в заранее установленные дни. Члены и пайщики биржи товарной заранее получают перечень товаров, предлагаемых к продаже. Цены на бирже свободные, они могут колебаться, поэтому они котируются, т.е. по ним определяются типовые, наиболее характерные цены. Обычно при большом количестве сделок эти цены рассматривают специальные котировальные комиссии. По итогам торгов выпускается биржевой бюллетень, по декадам или ежемесячно - биржевые ведомости. Биржи товарные в разных городах связанны единой информационной системой. В дальнейшем наши товарные биржи будут осуществлять связь с зарубежными фирмами с помощью действующей международной системы "Глобэкс". На бирже товарной наряду с реализацией наличного товара заключаются и фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товара, который будет произведен в будущем. Членами товарной биржи обычно являются крупные предприятия и фирмы - поставщики и покупатели значительных партий товаров, банки.

Членом Российской товарно-сырьевой биржи может быть любое юридическое лицо. Формы участия в деятельности товарной биржи разные: можно приобрести постоянное брокерское место дающее право участия во всех торгах, пользования всеми услугами биржи, можно приобрести акции биржи вместе с брокерским местом дающее право не только на представительство своего брокера (брокерской конторы), но и на получение дивиденда и участия в управлении биржи. Придельное количество товарной биржи предусматривается ее уставом с учетом ее информационных и других возможностей ("пропускной способности").

Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением, право на получения пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучение и трудоустройство инвалидов. Направление биржи труда не обязательно для предпринимателей, могущих отказать в прием на работу. С другой стороны, отказ безработного от направления на роботу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработицы. Деятельность биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 года, когда потребность в них отпала с введение всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределение рабочей силы. В период новой экономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшие из представителей профессиональных союзов и органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за несколькими исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 году деятельность биржи труда была реализована на основе государственного трудового посредничества (свободный наем), причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 года биржи труда прекратили свое существования. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневрах и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания трудовой биржи с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поискам для ним рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры биржи труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности, информационные системы учета вакантных рабочих мест, подготовке и переобучения кадров, формирования единой системы социальной помощи не занятым трудоспособным гражданам и др.

Фондовая биржа - организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для публичной торговли ценными бумагами на аукционной основе. Важнейшая цель фондовой биржи - обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Фондовая биржа аккумулирует спрос и предложения контролирующихся на бирже ценных бумаг, содействует формированию их биржевого курса. Учредители фондовой биржи сами определяют необходимые для нее функционирования органы управления, регулируют деятельность участников торговле на ней, устанавливают плату на услуги. Широкое развитие биржевой торговли ценными бумагами с постоянной публикацией курсов ценных бумаг придало фондовой бирже новую функцию - чуткого барометра состояния дел в отдельных компаниях, отраслях хозяйства и экономике страны в целом. Такая оценка позволяет владельцам денежных средств и ценных бумаг принимать решения о перемещении капиталов из отраслей в отрасль, стимулируя приток инвестиционных средств на наиболее перспективные динамически развивающиеся направления, поддерживая технические и технологические открытия и разработки, новые товары и продукты. Фондовая биржа имеет специальное оборудованное помещение достаточное для того, чтобы вместить всех участников торга, штат сотрудников, подготовленные для биржевой деятельности и имеющих необходимые юридические права для торговли ценными бумагами. Первая в России Петербургская биржа, открытая в 1703 году по указу Петра - I, совмещала функции товарной и фондовой бирж. На ней торговали сырьем, товарами, акциями, государственными облигациями, иностранными векселями. В период нэпа в СССР существовали лишь фондовые отделы при товарных биржах Москвы, Киева и других городов. Фондовая биржа может функционировать периодически, по мере накопления спроса на ценные бумаги, либо ежедневно в течении нескольких часов. И лишь при большом объеме операций и весьма развитом рынке потребуется постоянное функционирование бирж.

Глава 2. Краткая экономическая характеристика предприятия


2.1 Местоположение и природно-климатические условия предприятия


Сельскохозяйственный производственный кооператив "Тазовский" образован в 1993 году на базе совхоза "Тазовский" и является его правопреемником по ряду направлений. После преобразования был принят устав предприятия, который определяет основные направления его производственной и социальной деятельности.

История предприятия связана с оленеводческим совхозом "Тазовский". Он был организован в 1979 году на базе Тазовского отделения совхоза "Антипаютинский" приказом Министерства сельского хозяйства СССР целях дальнейшего развития традиционных отраслей хозяйства коренного населения региона. Этническую основу предприятия и тогда и сейчас составляют имущественно ненцы, представители коренных малочисленных народов Ямала. Со временем совхоз вошел в систему агропромышленного объединения "Ямал" Министерства сельского хозяйства РФ. Постановлением Ямало - Ненецкого окрисполкома совхозу были переданы в долгосрочное пользование оленьи пастбища совхоза "Полярный" из Красноселькупского района, которые располагаются на территории Тазовского района. В целом земли совхоза, а в настоящее время его правопреемника, занимают южную часть Тазовского района. Предприятие входит в систему агропромышленного комплекса автономного округа.

Основными направлениями деятельности СПК "Тазовский" являются традиционные отрасли хозяйства коренных малочисленных народов севера - оленеводство и рыбодобыча. Для ведения хозяйственной деятельности предприятие имеет производственные помещения, автотехнику и речное судно.

Бригады рыбаков и оленеводов обеспечены снегоходами, промысловыми лодками, горючесмазочными и сетематериалами, комплектами чумов, всем остальным, необходимым в кочевом производстве и быте.

Основными видами деятельности сельскохозяйственного кооператива:

оленеводство;

животноводство;

рыбоводство;

пошив меховых изделий.

Основной акцент делается на оленеводство.

Продукции отрасли реализуется преимущественно на окружном рынке.

Земли Тазовского района находится в зоне индустриального освоения. Поэтому для сохранения и развития традиционных отраслей хозяйствования коренного населения м АПК района заключают договора с предприятиями нефтедобывающего комплекса.

СПК "Тазовский" - одно из звеньев в системе агропромышленного комплекса автономного округа, где реализуются программы, направленные на развитие традиционных отраслей и повышения уровни населения, в них занятого.

2.2 Размер и специализация хозяйства


Численность оленьего стада зависит от природно-климатических условий и составляла в 2010-м - 6462 головы, в 2011 году - 7603 голов, в 2012 году - 8634 голов.

Размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделений устанавливаются по таким показателям, как объем валовой продукции, земельная площадь, стоимость основных производственных фондов, число занятых работников и т.д.

В результате анализа данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы: СПК "Тазовский" является средним по размеру хозяйством, эффективность хозяйственной деятельности анализируемого предприятия повысилась, основной показатель - стоимость валовой продукции в отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 69,8 %, т.е. на 40778 тыс. рублей. Увеличилась стоимость товарной продукции, на 10177 тыс. руб., или на 71,8 %. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов за анализируемый период уменьшилась на 19,1 %. Численность работников сократилась на 0,8 %, по сравнению с 2011 годом и на 17,1 % увеличилась в сравнении с 2012 годом. Общая земельная площадь не изменились за анализируемый период. Энергетические мощности сократились на 56,5 %.

Таблица 2

Основные показатели размера предприятия

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

58416

79879

99194

169.8

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

14177

14995

24354

171.8

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

87836

90941

71073

80.9

Среднесписочная численность работников, чел.

124

115

117

99,2

Общая земельная площадь, га

364000

364000

364000

100.0

в том числе: - оленьи пастбища

364000

364000

364000

100.0

Поголовье скота, усл. голов

7303

6951

6462

106.7

Энергетические мощности л. с.

4137

950

1800

43,5


Наиболее устойчивым показателем размера является площадь сельскохозяйственных угодий, площадь пашни. Поэтому эти показатели включаются в анализ размеров сельскохозяйственных предприятий.

Из таблицы 3 видно, что размер СПК "Тазовский" за три года значительно изменился. Основной показатель, такой как производство валовой продукции, увеличился на 120,4%, при снижении численности работников и увеличении условного поголовья на 18%. Можно сделать вывод о том, что производство продукции увеличилось за счет повышения продуктивности животных и увеличения материальных затрат.

Значительно увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия на 38,5 %, что опять таки подтверждает увеличение материальных затрат на производство.

Таблица 3

Динамика показателей размера предприятия

Показатели

2010

2011

2012

2012г. в % к 2010г.

Валовая продукция, тыс. руб.

52717

21360

63075

220,4

Товарная продукция, тыс. руб.

15786

8863

21901

158,8

Валовой доход, тыс. руб.

12865

7960

21328

458,37

Площадь с/х угодий, га

11203

11203

11203

100

В т. ч. пашни, га

134

134

134

100

Средгнегод-я числ раб-ов, чел.

124

115

117

99,2

Средгнегод-я числ раб-ов, занятых в с/х пр-ве, чел.

124

115

117

99,2

Среднегод-я ст-ть ОПФ, тыс. руб.

84055

17806

19856

23,7

В т. ч. с/х назначения, тыс. руб.

66450

17806

19856

29,6

Среднегод-я ст-ть оборотных ср-в, тыс. руб.

50175

45592

40253

138,5

Среднегод-е поголовье животных, усл. гол.

5925

6957,7

6656,5

118

Энергоресурсы, л. с.

2257

6170

5265

74,2


Среднегодовая стоимость ОПФ в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизилась более чем в 3 раза. Это связано с реорганизацией предприятия. Значительная часть имущества СПК "Тазовский", была передана кредиторам в счет уплаты долговых обязательств.

Значительно, более чем в 1,5 раза, увеличилось в 2012 году по сравнению с 2010 годом производство товарной продукции. (повышение цен?)

Специализацию сельскохозяйственных предприятий характеризует состав производимой в хозяйстве продукции.

Для специализации характерно преимущественное развитие отдельных отраслей, что ведет к обособлению производства различных видов продукции. В результате достигается максимальное увеличение производства при наименьших затратах труда и средств, обеспечивается высокая производительность труда и низкие затраты материальных ресурсов на единицу продукции.

Производственная специализация предприятия определяется по основным товарным отраслям и продуктам, обеспечивающим наибольшую выручку от реализации. Поэтому прямым показателем, характеризующим специализацию хозяйства, является структура товарной продукции. Для определения специализации хозяйства могут использоваться и косвенные показатели: структура валовой продукции, затрат труда, посевных площадей, поголовья скота, основных производственных фондов.

Данные для определения специализации хозяйства следует брать из формы "Реализация продукции" годового отчета, где имеется информация об объеме товарной продукции и денежной выручке от ее реализации.

Таблица 4

Состав и структура товарной продукции

 Виды продукции

2010г.

2011г.

2012г.

В среднем за 3 лет


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Мясо оленей

937

5,9

818

9,2

2062

9,4

1323

8,8

Продукция подсобных производств и промыслов

270

1,7

141

1,6

541

2,5

281

1,9

Прочая продукция, работы и услуги

7059

44,8

3172

35,9

9473

43,3

7032

46,7

ВСЕГО

15786

100

8863

100

21901

100

15042

100


В 2012 году наибольший удельный вес в структуре денежной выручки от реализации занимает выручка от реализации прочей продукции, работ и услуг (43,3%).

В целом СПК "Тазовский" имеет мясное направление. Основной (главной) отраслью в нем является оленеводство, дополнительной отрасли - рыбоводство. Значительно увеличился удельный вес денежной выручки от реализации мяса оленей в структуре товарной продукции отрасли оленеводство, что связано с сокращением поголовья продуктивного скота.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень специализации и позволяющим сравнивать его с уровнем других лет и других предприятий, является коэффициент специализации.

При расчете этого показателя учитывается количество товарных отраслей и удельный вес каждой отрасли в общем объеме товарной продукции. Расчет коэффициента специализации ведется по следующей формуле:

                100

Кс = - ---------------------, (1)

          сумма Ут х (2i - 1)

где Кс - коэффициент специализации; Ут - удельный вес отдельных отраслей в объеме товарной продукции; i - порядковый номер отдельных отраслей по удельному весу каждого вида продукции в ранжированном ряду. См. таб. 5.


Расчет коэффициента товарного сосредоточения показал, что СПК "Тазовский" имеет средний уровень специализации, который практически не менялся на протяжении трех лет.

Таблица 5

Динамика уровня специализации предприятия

продукция

2010г.

2011

2012


i

2i-1

Yт (2i-1)

i

2i-1

Yт (2i-1)

i

2i-1

Yт (2i-1)

Мясо оленей

5,9

5

9

53,1

9,2

4

7

64,4

9,4

4

7

65,8

Продукция подсобных производств и промыслов

1,7

7

13

22,1

1,6

7

13

20,8

2,5

7

13

32,5

Прочая продукция, работы и услуги

44,8

1

1

44,8

35,9

1

1

35,9

43,3

1

1

43,3

Сумма Yт (2i-1)



334,6



403,8


2.3 Характеристика земельных ресурсов


Земля, с ее почвенным покрытием, имеет неповторимое значение как первая предпосылка и естественная основа жизнедеятельности. Важнейшей предпосылкой и естественной основой создания материальных благ являются земельные ресурсы. Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение в экономике сельского хозяйства и страны в целом. Земля в с/х является предметом труда и средством труда, а следовательно, она является средством производства. Отсюда вытекает, что земля является основным, незаменимым, главным средством производства. Земельные ресурсы хозяйства - это вся его территория, включающая сельскохозяйственные угодья, леса и кустарники, землю под дорогами и под водой. Наиболее ценная часть земельного фонда-с/х угодья: пашня, залежь сенокосы и пастбища. Оленьи пастбища, в силу их природно-климатической специфики, рассматриваются, как правило, отдельно.

Состав и структура земельных угодий СПК "Тазовский" проанализированы в таблице 6, на протяжении пяти лет не менялась. Сельскохозяйственные угодья составляют в СПК "Тазовский" менее 1 % от общей земельной площади. Это связано с тем, что оленьи пастбища по своей специфике занимают обширные территории. Наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственных угодий занимают пастбища из-за необходимости выпаса в летний период.

Таблица 6

Состав и структура земельных ресурсов

Виды угодий

2010

2011

2012

2012в % к 2010


га

%

га

%

га

%


Общая площадь, га

1328051

100

1328051

100

1328051

100

100

В т. ч. с/х угодий

11203

0,85

11203

0,85

11203

0,85

100

Из них пашня

134

0,01

134

0,01

134

0,01

100

Пастбища

6571

0,49

6571

0,49

6571

0,49

100



2.4 Характеристика, использование основных средств


Основой сельскохозяйственного производства и важным условием развития отрасли является наличие необходимых материально - денежных ресурсов. Основные фонды в сельском хозяйстве включают большое количество разнообразных средств труда. В зависимости от функционального назначения в процессе производства они подразделяются на основные средства производственного и непроизводственного назначения. В процессе сельскохозяйственного производства важное значение имеет структура основных средств. Она выражает процентное отношение стоимости отдельных видов или групп средств к общей их стоимости.

Таблица 7.

Состав и структура основных фондов.

Показатели

2010

2011

2012

2012 г в % к 2010 г.


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%


ОПФ, всего

84055

100

17806

100

19856

100

23,7

В т. ч. с/х назначения

66450

79,1

17806

100

19856

100

29,6


Состав и структура основных производственных фондов на протяжении трех лет изменялась незначительно. Производственные фонды с/х назначения в 2012 году составляют 100% от общей стоимости ОПФ. В целом стоимость ОПФ в 2012 году по сравнению с 2010 годом снизилась на более чем в 3 раза, а по сравнению с 2011 годом увеличилась.

Экономическую эффективность использования основных производственных фондов характеризует целая система показателей: стоимость валовой продукции валового и чистого дохода (прибыли) в расчете на 100 руб. основных фондов, рост производительности труда, рентабельность производства и др.

Обобщающим стоимостным показателем эффективности использования основных производственных фондов является фондоотдача - производство валовой продукции (в денежном выражении) на рубль (или на 100 руб.) среднегодовой стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения. Уровень фондоотдачи показывает, в какой степени основные производственные фонды обеспечивают увеличение валовой продукции.

Эффективность использования основных производственных фондов также определяют по размеру получаемой прибыли (чистого дохода) на 100 руб. среднегодовой стоимости основных фондов (рентабельность использования фондов).

Показатели обеспеченности основными производственными фондами в 2009 году снизились, что произошло из-за значительного снижения среднегодовой стоимости ОПФ. В целом по хозяйству в 2012 году по сравнению с 2010 годом фондоотдача повысилась, а фондоемкость понизилась более чем в 3 раза, что свидетельствует о повышении эффективности использования ОПФ в хозяйстве.

Таблица 8. Обеспеченность основными фондами и эффективность их использования.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2012г. в % к 2010г.

Приходится ОПФ с/х назначения, тыс. руб.

66450

17806

19856


 - на 100 га с. /х. угодий

593,1

158,9

177,2

29,6

 - на 1 работника

330,6

287,2

110,3

36

Получено на 100 руб. ОПФ с. /х. назначения, руб.:





 - валовой продукции

79,3

120

317,7

774

 - товарной продукции

23,8

49,8

110,3

535,4

Фондоемкость, руб.

126,1

83,4

31,5

13,5



2.5 Финансовое состояние СПК "Тазовский"


Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависит от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия и в первую очередь от соотношения основного и оборотного капитала.

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери.

Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в с/х, где производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие их будет недоставать. Кроме того, следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала.

В то же время если средства предприятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финансовое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов.

Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

В связи с этим важными показателями, характеризующими финансовую устойчивость предприятия, являются: коэффициент финансовой автономии (независимости) или удельный вес собственного капитала в его общей сумме;

коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала в общей валюте баланса);

плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

Чем выше уровень первого показателя и ниже второго и третьего, тем устойчивее ФСП.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что финансовое состояние СПК "Тазовский" в 2012 году по сравнению с 2010 годом значительно улучшилось. Доля собственного оборотного капитала хозяйства в сумме текущих активов в 2012 году равна 48,2 %, тогда как в 2010 году была равна нулю. Доля же заемного капитала по сравнению с 2010 годом снизилась на 175%. Процент обеспеченности плановыми источниками покрытия также значительно уменьшился и составляет 16,9%, что свидетельствует о том, что общая сумма заемных средств предприятия много ниже стоимости материальных оборотных средств, имеющихся в наличии у хозяйства. Коэффициент финансовой независимости соответственно вырос на 14 %. Это связано с тем, что доля собственного капитала в общей сумме капитала предприятия увеличилась.

Таблица 9

Анализ платежеспособности хозяйства

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Денежные средства, тыс. р.

582

555

232

Краткосрочные финансовые вложения, тыс. р.

12

0

0

Краткосрочные обяз-ва, тыс. р.

47412

19426

23439

Дебиторская задолженность, тыс. р.

3836

1255

2679

Запасы с учетом НДС, тыс. р.

50237

32901

42584

Текущие активы, тыс. р.

56472

34711

45795

Обязательства предприятия, тыс. р.

90908

19426

23439

R абсолютной ликвидности

0,01

0,03

0,01

R уточненной ликвидности

0,09

0,09

0,12

R покрытия

1, 19

1,79

1,95

R общей платежеспособности

0,62

1,79

1,95


Анализ платежеспособности СПК "Тазоскитй" в динамике за три года позволяет сделать вывод о повышении ее уровня по сравнению с 2010 годом. Это связано с реорганизацией предприятия и уплатой долгов СПК "Тазоский" на базе которого образовано предприятие, а также с повышением уровня государственной поддержки (субсидии на развитие с/х производства). Таким образом по состоянию на 1 января 2013 года, способность хозяйства вовремя погасить свои долги значительно увеличилась после смены формы собственности и кроме того, непрерывно повышалась на протяжении исследуемых лет.

Таблица 10.

Анализ показателей рентабельности.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Чистая прибыль, тыс. р.

-3633

101

-9276

Выручено от реализации, тыс. р.

15786

8863

21901

Стоимость имущества, тыс. р.

130351

57043

66245

Основные средства, тыс. р.

84055

17806

19856

Собственные средства, тыс. р.

39443

37617

42806

Долгосрочные кредиты и займы, тыс. р.

7184

4356

6723

Рентабельность продаж, %

-23

1,1

-42,4

Рентабельность всего капитала, %

-2,8

0,18

-14

Рентабельность основных средств, %

-4,3

0,6

-46,7

Рентабельность собственного капитала, %

-9,2

0,3

-21,7


На протяжении трех рассматриваемых лет СПК "Тазовский" нес убытки. Соответственно показатели рентабельности финансово - хозяйственной деятельности отрицательны, причем наблюдается значительное их снижение. Это связано с ростом размера убытков. Следует отметить, что по в 2011 году показатели рентабельности положительны, однако принимать их во внимание не имеет смысла, так как это первый год работы предприятия после смены формы собственности.

Следовательно, несмотря на реорганизацию, эффективность деятельности предприятия снижается, а относительная финансовая устойчивость обеспечивается государственной поддержкой в виде субсидий.

Результаты деятельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и др. Они более полно чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Глава 3. Особенности финансирования и поддержка государства сельскохозяйственных производств (на примере хозяйств Тазовского района и СПК "Тазовский")


3.1 Анализ использования прямых рычагов финансовой поддержки государства сельскохозяйственного производства


Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в ЯНАО предоставляется по следующим направлениям:

) Субсидии на поддержку северного оленеводства, в том числе: субсидии на содержание северных оленей по установленной ставке на одну голову северного оленя, исходя из наличия поголовья на 01 января 2011 года (Таблица 11); субсидии на производство мяса оленей и продукты его переработки товаропроизводителям по ставке за 1 тонну реализованной продукции, включая мясо оленей в убойном весе и продукты его переработки (полуфабрикаты) (Таблица 12).

Таблица 11

Ставки субсидий на содержание северных оленей

Наименование товаропроизводителя

Поголовье оленей на 01.01.2011

Ставка субсидии, руб.

Сумма субсидии, тыс. руб.

1

2

3

4

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Тазовский"

7 605

900

6 845

Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Приполярная"

1 652

3 200

5 286

Общество с ограниченной ответственностью Гыданское сельскохозяйственное предприятие "Гыдаагро"

1 378

3 200

4 410

Итого

10635


16541



Таблица 12

Ставки субсидий за реализованное мясо оленей и продукты переработки

Наименование товаропроизводителя

Количество реализованной  продукции, тонн

Ставка субсидий, тыс. руб. за тонну

Сумма  субсидий, тыс. руб.

1

2

3

4

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Тазовский"

45

190

8 550

Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Приполярная"

20

190

3 800

Общество с ограниченной ответственностью Гыданское сельскохозяйственное предприятие "Гыдаагро"

10

190

1 900

Общество с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Тазовский", Тазовский район

140

68

9 520

Итого

215


23770

субсидии заготовительным организациям на закуп мяса оленей у малых форм хозяйствования по ставке 100 000 рублей за 1 тонну мяса в убойном весе. Субсидии являются целевыми и подлежат перечислению малым формам хозяйствования за сданную продукцию.

) Субсидии на поддержку животноводства (крупного рогатого скота, свиноводства, коневодства, кролиководства) по ставке за 1 тонну реализованного мяса в убойном весе (Таблица 13);

Таблица 13

Субсидии на поддержку животноводства

Наименование товаропроизводителя

Количество реализованного мяса, убойный вес, тонн

Ставка субсидий, тыс. руб. за тонну

Сумма субсидий, тыс. руб.

1

2

3

4

Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Приполярная"

 16,6

 410

 6 806

Итого

 16,6

 410

 6 806

3) Субсидии на поддержку производства молока крупного рогатого скота по ставке за одну тонну реализованного молока и молокопродуктов (Таблица 11);

) Субсидии на поддержку звероводства по ставке субсидий за одну реализованную шкурку, готовое изделие собственного производства из песца, серебристо-чёрной лисицы по 4 250 рублей, норки и соболя по 5 250 рублей;

) Субсидии на возмещение транспортных затрат организациям агропромышленного комплекса и перерабатывающему комплексу на нужды сельскохозяйственного производства, на обслуживание оленеводческих и рыболовецких бригад, на вывоз (доставку) продукции из отдалённых мест как наемным, так и собственным;

) Субсидии на поддержку племенного животноводства предоставляются товаропроизводителям на содержание племенного маточного поголовья северных оленей по ставке 2 817 рублей на одну условную голову (таблица 20). В перечень организаций на выплату субсидий по племенному животноводству включаются организации, получившие свидетельства о регистрации в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

Таблица 14

Перечень товаропроизводителей и лимиты субсидий на поддержку племенного животноводства

Наименование товаропроизводителя

Племенное маточное поголовье северных оленей, условные головы

Сумма субсидий тыс. руб.

1

2

3

СПК Тазовский" Тазовского района

4 072

11 471

Итого

4 072

11 471

7) Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предоставляются:

сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации по кредитам на срок до 1 года, в объёме 533 тыс. рублей.

Порядок предоставления субсидий за счёт средств окружного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утверждается нормативными правовыми актами Правительства автономного округа;

3.2 Анализ использования косвенных рычагов финансовой поддержки государства сельскохозяйственного производства в СПК "Тазовский" Тазовского района"


Форма косвенной поддержки, на этом же уровне, заключается в осуществлении закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд; регулировании производственного рынка; защите экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК и др.

Форма опосредованной поддержки, на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхоз товаропроизводителей. Они вбирают в себя: меры по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов; созданию специального налогового режима; поддержке аграрной науки.

Исследование сущности механизма господдержки позволило отметить две специфические особенности, которые значительно отличают его от других факторов. Во-первых, речь идет о том, что данный экономический механизм, в отличие от других факторов, формируется на нескольких уровнях и как минимум на трех: Российской Федерации, субъекта федерации, муниципального образования. Во-вторых, он реализуется на тех же уровнях, на которых и создается (формируется).

На уровне округа все меры поддержки регламентируются следующими документами:

-        Закон ЯНАО от 20.12.2004 г. "116-ЗАО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в ЯНАО".  <http://www.yamalagro.ru/doc/116-ZAO.zip>

-        Закон ЯНАО от 02.11.1998 г. "46-ЗАО "Об оленеводстве".  <http://www.yamalagro.ru/doc/46-ZAO.zip>

-        Закон ЯНАО от 28 декабря 2005 г. N 113-ЗАО "О факториях Ямало-Ненецкого автономного округа".  <http://www.yamalagro.ru/doc/113-ZAO.zip>

-        Закон ЯНАО от 28 декабря 2005 г. N 114-ЗАО "О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории ЯНАО".  <http://www.yamalagro.ru/doc/114-ZAO.zip>

-        Постановление Администрации ЯНАО от 13 мая 2008 г. N 231-А "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти ЯНАО для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства РФ".  <http://www.yamalagro.ru/doc/231-A.zip>

-        Постановление Правительства ЯНАО от 22 июля 2010 г. N 157-П "О департаменте по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО".  <http://www.yamalagro.ru/doc/157p.pdf>

-        Постановление Администрации ЯНАО от 25 апреля 2008 г. N 192-А "Об утверждении перечня сельских населенных пунктов ЯНАО, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции".  <http://www.yamalagro.ru/doc/192-A.zip>

-        Постановление Администрации ЯНАО от 08.05.2008 г. № 200-А "Об утверждении порядка предоставления в 2008-2010 годах субвенций из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в ЯНАО на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке факторий, доставке товаров на фактории, обеспечению дровами тундрового населения из числа коренных малочисленных народов севера.".  <http://www.yamalagro.ru/doc/200-A.zip>

-        Постановление Администрации ЯНАО от 30.04.2009 г. № 224-А "О социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам".  <http://www.yamalagro.ru/doc/224-A.zip>

-        Постановление Администрации ЯНАО от 26 июня 2008 г. N 314-А. Об утверждении комплексной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ЯНАО на 2008-2012 годы".  <http://www.yamalagro.ru/doc/314-A.zip>

-        Постановление Администрации ЯНАО от 30 апреля 2009 г. N 219-А "О предоставлении в 2009 - 2011 годах субсидий из средств окружного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях".  <http://www.yamalagro.ru/doc/219-A.zip>

-        Постановление Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 г. N 571-П "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 год".  <http://www.yamalagro.ru/doc/p571-10.zip>

-        Постановление Правительства ЯНАО от 12 мая 2011 г. N 254-П "Об утверждении административного регламента департамента по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО по предоставлению государственной услуги "Осуществление мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей".  <http://www.yamalagro.ru/doc/254-P.doc>

-        Постановление Правительства ЯНАО от 18 января 2012 г. № 37-П "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа".  <http://www.yamalagro.ru/doc/37-P.doc>

-        Постановление Правительства ЯНАО от 23 апреля 2012 г. N 303-П "О внесении изменений в приложения №№ 1, 2, утверждённые постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 года № 18-П".  <http://www.yamalagro.ru/doc/p303-12.pdf>

Таблица 15

Объем государственной поддержки АПК ЯНАО

Категория хозяйства

годы


2007

2009

2010

2011

% откл.

Государственная поддержка предприятий АПК из окружного бюджета

476,9

792,4

720,2

1012,3

1348,3

280

Привлечено средств из федерального бюджета

50,5

202,9

202,3

145,9

215

430

Привлечено средств из областного бюджета по программе "Сотрудничество"

180,3

272,9

551,9

176,3

186,3

103



3.3 Развитие финансовых инструментов в СПК "Тазовский" Тазовского района


Факторинг - комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки. Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

·              поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;

·              финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;

·              финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги. Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней и не подлежат изъятию при процедуре банкротства. Схема процесса представлена на рисунке 1.

Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Кроме того, факторинг - это не только полученные средства, но и еще ряд дополнительных услуг, таких как, управление дебиторской задолженностью, страхование <http://www.klerk.ru/persona/61726/> валютных, процентных рисков и рисков неплатежа. В таблице 16 определен размер комиссии.


Поставка товара покупателю на условиях отсрочки платежа за минусом комиссии


 Оплата за поставленный товар



Уступка права требования долга, передача товарораспределительных документов банку



Выплата финансирования сразу после поставки. Выплата остатка средств.

Рис. 2. Факторинговое финансирование

Преимущества факторинга перед кредитом следующие:

·              оптимизация денежных потоков;

·              отсутствие залога;

·              возможность быстро увеличить объемы финансирования;

·              возможность улучшить показатели ликвидности и оборачиваемости, в том числе, по данным официальной бухгалтерской отчетности <http://www.klerk.ru/persona/61726/>;

·              получение квалифицированной оценки действующих и потенциальных дебиторов компании;

·              возможность пользоваться коллекторскими услугами, которые предоставляет факторинговая компания.

Таблица 16.

Размер комиссии по факторингу

Уступка, тыс. руб.

100

Авансовый платеж от фактора (75%), тыс. руб.

75

Стоимость денежного ресурса, (5%), тыс. руб.

5

Комиссия фактора (срок оплаты через 10 дн. факт поставки)

0,9

Стоимость страхования риска несвоевременного платежа

6

Размер финансирования ( (100000*0,75) *стоимость ден. ресурсов 5%/365*15 срок отсрочки), руб.

154,10

Сумма счета 100000*0,9

900

Итого размер комиссии

1054,10


С точки зрения денежных средств факторинг решает такие проблемы, как:

расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль;

повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж;

ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования "под свою компанию": получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент;

своевременная уплата налогов. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить "расчеты" с государством.

Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах сними, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей.

Своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.

В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.

Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик защищен от массы рисков. Речь идет, прежде всего, о кредитном риске, т.е. неоплате поставки покупателем вовсе, о риске нарушения ликвидности, т.е. риске несвоевременной оплаты и о валютном риске (риск изменения курса, допустим, доллара в период отсрочки платежа по поставке).

Выводы и предложения


Главной задачей и проблемой региональных органов управления на современном этапе является поиск эффективных источников финансирования особо важных с экономической точки зрения и социально-значимых проектов, а основным направлением развития финансовой политики регионов - повышение эффективности использования собственных доходных источников.

В выпускной квалификационной работе проанализированы современные тенденции развития экономики, в том числе финансового сектора как структурообразующей сферы экономической деятельности, для выявления альтернативных вариантов стратегий развития в условиях значительной неравномерности ресурсообеспечения; проанализировано развитие аграрного сектора и сопряженных отраслей Ямало-Ненецкого автономного округа на примере одного района сделан анализ уровня применения финансовых инструментов используемых в отрасли. На основании проделанной работы деланы следующие выводы:

) Для достижения положительного результата использования региональных ресурсов, необходимо применение современного инструментария, адекватного уровню конкуренции аграрного рынка в условиях глобализации

) Анализ использования прямых рычагов финансовой поддержки государства сельскохозяйственного производства на предприятиях Тазовского района показал, что объемы государственной поддержки АПК из окружного бюджета возросли в 2 раза, из федерального бюджета в 4 раза, но рентабельность производства увеличилась всего на 7%. Анализ использования косвенных рычагов финансовой поддержки государства сельскохозяйственного производства выявил, что форма опосредованной поддержки не применяются или фрагментированы.

Отсутствие прибыли у большей части хозяйствующего субъекта привело к росту задолженности предприятий, главной задачей и проблемой региональных органов управления на современном этапе является поиск эффективных финансовых рычагов. Проанализировав уровень применения финансовых инструментов используемых в отрасли нами были сделаны следующие предложения:

) Административное управление дебиторской задолженностью.

Факторинг-комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью

) Эффективные методы привлечения финансовых ресурсов в производственную сферу.

При расчете экономической эффективности финансовых инструментов сравнивали приобретения оборудования: с помощью кредита и в лизинг. При сравнении показателей расчета амортизации и налога на имущество, можно видеть существенное отличие амортизационных отчислений между двумя вариантами приобретения оборудования. Экономически эффективнее использовать лизинговый механизм приобретения оборудования, экономия по налогу на имущество 3997 руб при стоимости имущества 120000 рублей.

Литература


1.       Анализ и управление денежными потоками: учебное пособие. / Анисимов А.Ю., Грачева Н.А., Ильина Л.И., Колмыкова Т.С., Юткина Т.Ф. // Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2012. - 163 с.

2.      Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А.И. Михайлушкина, Н.А. Савинской. - СПб.: СПбГИЭА, 2009.

.        Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 2008.

.        Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ИМПЭ, 2009. - 458 с.

.        Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2008. - 264 с.

.        Алексашенко С. Причины падения рубля - чисто психологические. // Эксперт. - 2009. - 14 сент. - С.24.

.        Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012.

.        Балабанов И.Т., Степанов В.Н. Бюджетная система Российской Федерации. - СПб.: СПбТЭИ, 2011.

.        Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Информационно-внедренч. центр "Маркетинг", 2011. - 492 с.

.        Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. - 2011. - № 9. - С.3-8.

.        Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. - 2010. - № 6. - С.5-13.

.        Гейвандов Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право. - 2007. - № 6.

.        Гурьев А.Н., Памфилов С.Ф. История России: кредитная система. - М.: ЮКИС, 2010.

.        Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2009. - 735 с.

.        Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - М.: Дело, 2009. - 280 с.

.        Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т.

.        Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 362 с.

.        Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. - М.: ТЕИС, 2008. - 334 с.

.        Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса. // Вопросы экономики. - 2009. - № 11. - С.24-48.

.        Курск экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2012. - 624 с.

.        Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. - 2009. - № 5. - С.34-45.

.        Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 2011.

.        Лифшиц А.Ю. Экономика реформ в России и ее цена. - М.: Экономика, 2010. - 198 с.

.        Макроэкономические аспекты становления социального хозяйства. / Под ред.В.И. Маевского. М.: ИЭ РАН, 2009. - 198 с.

.        Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. - 2007. - № 8. - С.3-11

26.     Михайлов А.Н. Формирование стратегических приоритетов региона на основе сценариев развития в долгосрочной перспективе/ А.Н. Михайлов, А.С. Зубарев, С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская. - М.: Высшая школа, 2008

Похожие работы на - Особенности финансирования и поддержка государства сельскохозяйственных производств (на примере хозяйств Тазовского района и СПК 'Тазовский')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!