социальный общество институализация
К социальным институтам относится и местная муниципальная и краевая власть, на которую возложены определенные норматированные и делегированные институтом государства социальные функции.
Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации, т.е. возникновения и утверждения нового типа социального института.
. Анализ специфики и перспектив развития социальных институтов современного общества
К социальным институтам современного общества в первую очередь относят СМИ - средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио, телевидения и Интернет в общественной и политической жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение, Интернет, способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. Так в настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.
Современные политические институты - это, прежде всего, те, которые связаны с борьбой за политическую власть, ее осуществление и распределение, нацеленные на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности. Это государство, армия, полиция, суд, различные партии. К этим политическим институтам примыкают также общественные движения, объединения, где распространены строго определенные институализированные формы деятельности (институции) - митинги, демонстрации, выборы, предвыборные кампании.
В современных условиях трудно представить себе выборы без участия масс-медиа. Связь между реальным политическим процессом и тем, как его воспринимают граждане, зависит от того, на что обратит внимание пресса: "повестка дня", сформированная прессой, является эффективным инструментом влияния, по крайней мере, на когнитивный компонент политического сознания. Следовательно, связь между реальным, объективным политическим процессом и тем, как его воспринимают граждане, в значительной мере зависит от того, на что обратит внимание пресса.
Важным социальным институтом современного общества является институт предпринимательства, его функции в обществе нахождение в условиях рынка возможностей наилучшего использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и реализацию этих возможностей в практической деятельности.
По существу предпринимательская деятельность является катализатором всего экономического и социального прогресса, важнейшим фактором социального развития общества. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Благородная деятельность лучших представителей российского предпринимательства на поприще экономического и социального развития России и поныне вызывает уважение и заслуживает подражания.
В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций. В глазах современников фигуры видных представителей предпринимательского мира России XIX - начала XX вв. (Алексеевых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, и др.) приобретают все более отчетливые очертания, наполняются конкретным смыслом, вызывают уважение. Восхищают не только их деловая хватка, предприимчивость, размах, но и другие аспекты многогранной деятельности предпринимателей на ниве благотворительности и меценатства. Именно тогда проявился феномен "купеческого слова", когда предпринимателю хорошо зарекомендовавшего себя в обществе и банки и отечественные и зарубежные партнеры верили на слово.
Так в глазах общественности при выполнении бизнесом своих социальных функций растет имидж определенных предпринимателей, им легче вести бизнес, заключать договора, их товар охотнее. С удовольствием покупает потребитель, что важно при высокой конкуренции присущей рыночным отношениям.
Таким образом, современное предпринимательство - это фактор экономического и социального развития общества. Само предпринимательство, в свою очередь, нуждается в поддержке со стороны общества. На первый план выдвигается проблема формирования благоприятной предпринимательской среды, ибо без этого предпринимательство не может быть эффективным условием социального развития современной России.
В настоящее время в российском деловом сообществе уже накоплен положительный корпоративный опыт в области внедрения принципов социальной ответственности. В частности, ведущие российские компании практически реализуют принципы социального партнерства в своей деятельности. Одновременно в российских компаниях распространяется международная практика корпоративного управления.
В корпоративных программах "Тюменской нефтяной компании" и "Сибирско-Уральской Алюминиевой компании" акцент сделан на социальных программах для работников предприятий, а также на партнерстве в интересах устойчивого социально-экономического развития территорий, на которых расположены их предприятия. И "ТНК", и "СУАЛ-холдинг" стараются проводить грамотную, сбалансированную, социально ответственную политику, ориентированную на высокие международные стандарты. Такое серьезное отношение к социальной сфере объясняется, в том числе и интересами бизнеса, оптимизацией корпоративного управления.
Квалификация благотворительной деятельности как вида социально значимой деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, так как вследствие системного кризиса в социальной практике большое значение приобретает деятельность благотворительных организаций, ориентированная на поддержку и развитие социальных инициатив.
Относительно современного положения благотворительности как социального института в российском обществе как и о предпринимательстве точнее будет говорить не о возникновении нового института, а о возрождении (реставрации) ранее существовавшего института. Современные благотворительные организации и объединения можно рассматривать как социальный институт, так как у них существуют специальные документы, регулирующие их деятельность, то есть составляющие формально-правовую основу их деятельности - это федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и уставы конкретных благотворительных организаций. Эти организации интегрированы в современную структуру общества, они активно взаимодействуют с экономическими, политическими и образовательными институтами. Зачастую они выступают как посредники между социальными структурами (между бизнесом и властью, государством и обществом, бизнесом и нуждающимися). Кроме того, благотворительные организации располагают определенными материальными условиями и средствами для реализации своей деятельности, что также позволяет отнести их к определенному социальному институту, который осуществляет социальную деятельность.
Заключение
Социальный институт - это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач.
Наиболее важные социальные институты современного общества:
СМИ - участвующие в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания, реализации политического процесса.
Политические институты - связаны с борьбой за политическую власть, ее осуществление и распределение, нацеленные на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности.
Институт предпринимательства - в нашей стране его роль постоянно и неуклонно возрастает. Институт предпринимательства призван решить такие важные проблемы в сегодняшней социальной и экономической сфере, как: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить научно-технический прогресс. В целом экономико-социальные свойства предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью развития экономики и общественных отношений в РФ. Здесь имеется в виду образование регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодоление нынешнего кризисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечение предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем.
Современные благотворительные организации и объединения можно рассматривать как социальный институт, интегрированный в современную структуру общества, они активно взаимодействуют с экономическими, политическими и образовательными институтами, решая новые проблемы рыночного общества.
Вопросы формирования и институализации субъектов современного российского общества, а, следовательно, и новых типов общественных отношений, являются объектом пристального внимания современной социологии.
Создавая современные функциональные социальные институты и участвуя в их деятельности, россияне тем самым утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для общества в целом, решают социальные проблемы. Структурируют функциональность необходимых для общества процессов.
Список литературы
.Бабосов Е.М. Общая социология. Минск: Тетра-Системс, 2009. - 480 с.
2.Василенко И.В., Костяев М.А. Взаимодействие СМИ с социальными институтами современного российского общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, 2009. Выпуск № 2. С. 20-29.
.Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // Большой бизнес, 2011. №6. С. 45-57.
.Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 2008. - 380 с.
.Костина Е.Ю. Благотворительность в российском обществе как социальный институт и вид социальной деятельности: На материалах Приморского края. Автореферат. -Владивосток, 2008. - 70 с.
.Кох И.А. Институциональность социального управления // Известия Уральского государственного университета, 2009.- №37. - С.167-175.
.Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. - Новосибирск, 2009. №10. С. 177-189.
.Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - СПб.: Питер. 2009. - 475 с.
.Социология / Под общ. ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 2011 - 500 с.
.Чеберко Е.Ф. Теоретические основы предпринимательской деятельности (макроэкономический аспект): курс лекций. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.