Правовой институт некоммерческих организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой институт некоммерческих организаций

Содержание

Введение

. Характеристика правового статуса некоммерческих организаций

.1 Правовое положение некоммерческих организаций в системе юридических лиц

1.2 Понятие и признаки некоммерческой организации

. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций в Республике Казахстан

Заключение

Список использованных источников

Введение

За последние годы в Казахстане наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.

Посредством деятельности некоммерческих организаций происходит взаимодействие предпринимателей и государства, осуществляется представительство интересов предпринимателей в государственных органах.

Таким образом, сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни Республики Казахстан.

В соответствии с Гражданским Кодексом РК некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, и могут извлекать прибыль, но такая деятельность может быть только неосновной, побочной и осуществляться лишь в той степени, в которой это необходимо для их уставных целей.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В настоящее время легальная классификация юридических лиц усложнилась. Одним из оснований классификации является цель осуществляемой деятельности. Эта классификация носит двучленный характер и включает в себя коммерческие юридические лица - преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и некоммерческие юридические лица - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 34 ГК РК)[1].

Целью курсовой работы является исследование правового института некоммерческих организаций.

Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломной работы:

определить положение некоммерческой организации в системе юридических лиц;

рассмотреть понятие некоммерческой организации и его признаки;

рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций;

Объектом исследования выступают правовые отношения с участием некоммерческих организаций, нормы отечественного законодательства, регулирующие деятельность некоммерческих организаций.

При подготовке курсовой работы автор опирался на основные положения Конституции Республики Казахстан[2], Гражданского кодекса РК[1,3], Закона РК «О некоммерческих организациях»[4] и других законов[5-13].

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Характеристика правового статуса некоммерческих организаций

.1 Правовое положение некоммерческих организаций в системе юридических лиц

В зависимости от организационных отношений участников юридического лица и самого юридического лица выделяют различные организационно-правовые формы юридических лиц. Среди юридических лиц выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим организациям относят те, которые предусматривают возможность распределения дохода между его участниками.

Соответственно, к некоммерческим относят организации, где возможность распределения дохода юридического лица между его участниками не предусмотрена.

При этом осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом не определяет коммерческого или некоммерческого характера организации. Так, для некоммерческих организаций предусмотрены условия, когда они могут осуществлять предпринимательскую деятельность (ст.34 п.3 ГК РК)[1].

Возможно осуществление предпринимательской деятельности с целью получения юридическим лицом дохода, но без его распределения между участниками. И это значит что предпринимательская деятельность и коммерческий характер организации - прямо не связанные между собой характеристики организации.

Существенное значение имеет законодательное закрепление некоммерческого характера организации для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц (общественное объединение, общественный фонд, религиозное объединение, учреждение). Что касается остальных организационно-правовых форм, то здесь, по видимому, не обязательно жесткое закрепление за формой юридического лица его коммерческого (или некоммерческого) характера. К примеру, для хозяйственных товариществ в ст. 58 ГК РК определено, что эти организации являются коммерческими.

Однако, на наш взгляд, должна существовать свобода учредителей в определении в учредительных документах некоммерческого характера организации, и если мы говорим о либерализации экономики и всей общественной жизни, то участники (учредители) хозяйственного товарищества должны иметь возможность самостоятельно решать, смогут ли они распределять доход между собой или предпочтут отказаться от распределения дохода. Лишение участников возможности самостоятельно определить коммерческий или некоммерческий характер своей организации, по всей видимости, необоснованно.

При этом, несмотря на то, что хозяйственное товарищество будет некоммерческой организацией, оно не перестает являться таковым. Кроме того, возможна и вероятна практическая целесообразность существования некоммерческих организаций, являющихся хозяйственными товариществами. И тогда законодательство может предусматривать, что для фирм, осуществляющих определенные виды деятельности (в том числе предпринимательские виды деятельности), обязателен некоммерческий характер организации, при этом организационно-правовая форма организаций либо не определяется и предоставляется на выбор учредителей, либо определяется любой из форм.

К примеру, возможно обязательное условие для таких организаций - субсидиарная ответственность участников юридического лица по обязательствам последнего, и, соответственно, выбор будет между полным товариществом, товариществом с дополнительной ответственностью и коммандитным товариществом. Таким образом, коммерческий характер организации можно не считать определяющим признаком хозяйственного товарищества, возможно, его исключение из соответствующих норм законодательства.

То же самое можно отнести и к другим формам юридических лиц, будь то производственный кооператив, государственные предприятия или акционерные общества (по своим признакам относящиеся к хозяйственным товариществам). И даже для объединения юридических лиц в форме ассоциации не представляется обязательным жесткое определение некоммерческого характера организации. А для потребительского кооператива такое определение некоммерческого характера даже нецелесообразно, так как это существенно сужает возможности для удовлетворения материальных потребностей участников. Так, для всех этих организаций коммерческий или некоммерческий характер не должен определять организационно-правовую форму юридического лица и возможно приведение законодательства в соответствие с этим.

Таким образом, если для ряда организационно-правовых форм юридических лиц необходимо четкое определение некоммерческого характера организации именно нормами, определяющими эти организационно - правовые формы (общественное объединение, общественный фонд, религиозное объединение, учреждение), то для остальных форм нет необходимости установления коммерческого или некоммерческого характера организации в нормах, определяющих организационно - правовую форму юридического лица[14].

Поэтому один из разделов параграфа юридических лицах в Общей части Гражданского Кодекса РК отдельно содержит в себе те организационно-правовые формы, которые могут быть только некоммерческими юридическими лицами. Остальные организационно-правовые формы не объединяются единым разделом как коммерческие организации.

Соответственно этому принципу необходимо и в статье 34 ГК РК выделять организации, которые могут быть только некоммерческими, примерно следующим образом: юридическое лицо, созданное в форме учреждения, общественного объединения, общественного фонда, религиозного объединения может являться только некоммерческой организацией. Тогда ограничения предпринимательской деятельности в статье 34 ГК РК распространялись бы на указанные организации, а не на всякие некоммерческие организации.

В результате некоммерческий характер организаций был бы признаком, определяющим организационно-правовую форму лишь для указанного ряда организаций. Для остальных форм юридических лиц некоммерческий или коммерческий характер организаций не является определяющим признаком, и возможно существование эти юридических лиц как в качестве коммерческой организации, так и качестве некоммерческой.

Как было отмечено выше в соответствии со ст. 34 ГК РК все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Виды некоммерческих организаций перечисляются законодателем с учетом их организационно-правовых форм в п. 3 ст. 34 ГК РК. Сюда отнесены потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие виды, предусмотренные законами.

Законодательное закрепление различных организационно-правовых форм для коммерческих и некоммерческих организаций "преследует цель безошибочного разделения организаций на коммерческие и некоммерческие".

Однако Саякбаевым Н. А. высказана точка зрения, согласно которой деление организаций на коммерческие и некоммерческие не всегда может быть связано с организационно-правовой формой и уж во всяком случае, не может от нее зависеть[14].

В этой связи возникает вопрос: всегда ли логичны нормы гражданского законодательства, определяющие организационно-правовые формы коммерческих или некоммерческих организаций? На наш взгляд, при решении вопроса о том, является ли организация коммерческой или некоммерческой, нельзя исключить ответ на вопрос, какая организационно-правовая форма юридического лица соответствует ей и к какому виду юридических лиц (коммерческим или некоммерческим) та или иная организационно-правовая форма отнесена законодателем[14].

В противном случае мы будем вынуждены каждый раз при ответе на поставленный вопрос исходить из положений устава и сопоставлять их с нормами ГК РК, предусматривающими критерии отграничения коммерческих и некоммерческих организаций (основная цель деятельности и порядок распределения полученной прибыли).

Цель и смысл учреждения некоммерческих организаций заключается в достижении общественных благ, именно поэтому, думается, потребительский кооператив, предназначенный в большей степени для удовлетворения материальных потребностей его членов не может быть рассмотрен в качестве организационно-правовой формы некоммерческих организаций[14].

Перечень видов некоммерческих организаций велик и разнороден, а кроме того, он построен на разных основаниях (включает не только организационно-правовые формы, но и направления деятельности), что и отмечается в юридической литературе.

Многие ученые убеждены, что столь широкий перечень форм не оправдан, поскольку некоторые из них имеют одинаковую правовую природу, по сути, дублируют друг друга. Так, по мнению Е.А. Суханова, торгово-промышленная палата является разновидностью ассоциации[15, с.57]. В.А. Рахмилович указывает, что автономная некоммерческая организация идентична предусмотренному ст. 107 ГК РК фонду и необходимость введения этой формы не вполне ясна[16, с.22]. Поэтому сегодня ряд правоведов придерживаются позиции, согласно которой необходимо установить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм для некоммерческих организаций[17, с.44]. Законодатель же в ряде случаев использует наряду с основной классификацией, связанной с организационно-правовыми формами юридических лиц, иное деление юридических лиц, построенное на направленности деятельности последних. Не ставя целью подробное рассмотрение вышеназванной проблемы, отметим, что деление юридических лиц, построенное на разных основаниях, включающих как организационно-правовые формы, так и направленности деятельности, приводит к противоречивости норм гражданского законодательства, регулирующих деятельность одного и того же вида юридического лица. Итак, исходя из проведенного анализа гражданского законодательства, касающегося правового положения некоммерческих организаций в системе юридических лиц, основанной на использовании таких двух критериев, как организационно-правовая форма юридических лиц и направленность деятельности, следует отметить, что позиция законодателя по данной проблеме не вполне последовательна.

Как было нами показано, выделение организационно-правовой формы юридических лиц по критерию направленности деятельности (профессионального, религиозного, образовательного, общественного учреждения) и обозначение ее как разновидности другой организационно-правовой формы (религиозной организации, общественного объединения) приводит к коллизии норм внутри гражданского законодательства. Поэтому следует отказаться от такой классификации юридических лиц, которая построена одновременно на использовании двух критериев: организационно-правовой формы и направленности деятельности юридических лиц.

.2 Понятие и признаки некоммерческой организации

Важнейшими субъектами рыночных отношений Республики Казахстан выступают некоммерческие организации, основа так называемого «третьего некоммерческого сектора» страны, призванного решать рад жизненно - необходимых задач по реальной поддержке миллионов людей, созданию десятков тысяч рабочих мест, осуществлению множества общественно - полезных проектов. Термин «третий сектор» является на сегодняшний день общепризнанным в мировой практике обозначением некоммерческих, благотворительных инициатив (первый сектор - государственный, второй - частный).

Законодатель, в качестве одного из критериев разграничения организаций на коммерческие и некоммерческие избрал соотношение извлечения прибыли с другими целями этих организаций: если извлечение прибыли имеет первостепенное значение, то такая организация является коммерческой; если организация не ставит цели извлечения прибыли в качестве основной и не распределяет полученную прибыль между участниками, то она является некоммерческой. Данное положение закреплено ст. 34 ГК РК виды и формы юридических лиц.

. Юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация)[1].

Аналогичное понятие некоммерческой организации содержит Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010 г.), который определяет некоммерческую организацию «как не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками»[4].

Следует отметить, что первые организации, основанные на внехозяйственном интересе, существовали уже в VII - VI вв. до н.э., то есть на определенном этапе общественного развития, когда правовое регулирование отношений с участием одних лишь разрозненных физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота[18, с.96,].

В V в. до н.э. в Афинах образовывались гетерии - тайные общества единомышленников-олигархов, направленные против демократического строя, а в Древнем Риме времен Республики существовали организации оптиматов - сторонников аристократии и организации популяров, выражавшие интересы всаднического сословия, провинциалов и плебса[19, с.105].

Еще в древнейшие времена в Риме существовали частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalitates), профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum). По свидетельствам Гая, Законы XII таблиц (D. 47, 22, 4) даже предоставили союзам с религиозными целями право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Данный порядок свободного образования коллегий, заимствованный, со слов Гая, из законодательства Солона, то есть из греческого права, просуществовал до конца республики. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава, а также если деятельность организации принимала противозаконный порядок[18,с.97]. Следует отметить мнение ученых профессора И.Б. Новицкого и профессора И.С. Перетерского о том, что перечисленные объединения не были юридическими лицами в современном значении этого термина, поскольку римскими юристами не было разработано понятия юридического лица, как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому (persona).

Много новых корпораций появляется в период республики: таковы collegia apparitorum, т.е. корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации (collegia funeraticia), распространенные в основном среди бедноты с целью обеспечить средства на похороны, самоуправляющиеся местные общины (minicipia,coloniae). Впоследствии свобода частных объединений претерпела множество законодательных ограничений, пока lex Iulia de collegiis при Августе не установил закрытый список допущенных типов коллегий. Вышеуказанным законом о коллегиях допускалось функционирование лишь некоторых корпораций[19, с.107].

Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, обладает всеми признаками, характеризующими юридическое лицо:

  1. имущественная обособленность;
  2. организационное единство;
  3. правоспособность;
  4. самостоятельная ответственность.

Имущественное обособление некоммерческой организации может быть выражено в:

а) праве собственности;

б) праве оперативного управления;

в) праве хозяйственного ведения;

г) денежных средствах на банковских счетах.

Внешнее проявление имущественная обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или финансового плана (сметы)[20, с.83].

Организационное единство закрепляется в учредительных документах некоммерческой организации.

Правоспособность некоммерческих организаций возникает в момент создания, который во времени совпадает с моментом государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации. Некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, то есть вправе совершать только те действия, которые соответствуют сфере их деятельности, предусмотренной в учредительных документах или в уставе. В соответствии со ст. 24 Закона о некоммерческих организациях они могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещённых законодательством и соответствующих целям их создания.

Вместе с тем следует разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческих организаций и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия некоммерческой организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельности.

В соответствии со ст. 34 ГК РК некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, однако в практике казахстанского предпринимательства соответствующей целям деятельности некоммерческих организаций признаётся любая деятельность, не противоречащая законодательству.

Таким образом, любая некоммерческая организация вправе осуществлять любую деятельность при условии, что получаемый доход направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 2 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целях, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Таким образом, закон не содержит исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, и это позволяет учредителям расширять эту сферу по собственному усмотрению в рамках нормативных и законодательных актов. Учредители имеют возможность самостоятельно определять цели и направления деятельности некоммерческих организаций, отражая их в уставных документах.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.

Некоммерческие юридические лица имеют ряд иных особенностей, не характерных для коммерческих организаций.

Так, в отличие от коммерческих, некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами.

Другое отличие некоммерческих юридических лиц от коммерческих состоит в том, что их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом.

Существенным различием является также то, что некоммерческие организации (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов) не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае же ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации.

И коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих организаций такого запрета нет.

В отличие от коммерческих организаций, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Только в одном случае законодатель ограничивает некоммерческие организации в осуществлении предпринимательской деятельности: ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию; но тогда уже приобретается и право делить прибыль между участниками. К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.

Позиция, в соответствии с которой законодатель разрешает всем некоммерческим юридическим лицам (с соблюдением установленных правил) осуществлять предпринимательскую деятельность, представляется совершенно обоснованной, поскольку определенно можно сказать, что в современных условиях ни одна организация, самостоятельно осуществляющая хозяйственную деятельность, не сможет долгое время существовать только на добровольные взносы своих учредителей и пожертвования меценатов. К тому же в отдельных случаях сама организационно-правовая форма некоммерческого юридического лица предполагает распределение полученной прибыли между его участниками (например, потребительский кооператив)[].

Правоспособность юридических лиц - некоммерческих организаций всегда является специальной. Объем специальной правоспособности определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах.

Учреждение некоммерческой организации представляется весьма перспективным, учитывая возможность практически неограниченного использования прибыли, полученной от такой деятельности, на уставные цели, к тому же условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц.

В настоящее время получила широкое распространение практика создания автономных некоммерческих организаций для ведения бизнеса в сфере оказания платных услуг. Так, на сегодняшний день зарегистрированы и функционируют множество частных школ, вузов, детских садов, активно создаются частные больницы, поликлиники, организации спортивного профиля, оздоровительные центры, юридические консультации и иные подобные юридические лица.

При этом имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей.

Некоммерческие организации могут быть не только благотворительными организациями, но и благополучателями, то есть получать благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Благотворительные пожертвования могут осуществляться в следующих формах:

бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных законодательством (например, в общественной организации - число учредителей не менее трех граждан, в потребительском обществе - не менее пяти граждан или трех юридических лиц, а в торгово-промышленной палате - пятнадцати лиц). В отличие от требований к учредителям коммерческих организаций, учредителями некоммерческой организации могут быть государственные служащие и военнослужащие.

Особенности создания некоммерческого юридического лица определяются в зависимости от ряда факторов, среди которых организационно-правовая форма будущей организации, территории предполагаемой деятельности, места нахождения органов управления и т.д. Таким образом, при выборе типа будущей организации необходимо провести тщательный анализ достоинств и недостатков различных видов и организационно-правовых форм юридических лиц.

некоммерческий юридический кооператив ассоциация

2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций в Республике Казахстан

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц предусмотренный ГК РК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия ГК РК дает множество примеров появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица - это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы[21, с.160].

Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Разнообразие организационно - правовых форм некоммерческих организаций отмечает Юрьева Т.В. указывая, что конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых создается некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

С точки зрения целей, отмечает Юрьева Т.В., места и функций в современном обществе, некоммерческие организации не являются однородными. Одни из них создаются и функционируют для предоставления экономических благ «третьим» лицам, которые не являются участниками некоммерческой организации (учреждение, фонд, государственная корпорация), другие - для удовлетворения, прежде всего, потребностей участников некоммерческой организации (ассоциация, союз, некоммерческое партнерство), третьи предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно - полезные цели. [22, с.19].

Некоммерческие организации могут быть государственными - финансируемыми из бюджета (обычно их называют бюджетными) - и негосударственными.

Гражданским Кодексом определяется правовое положение потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (ст.105-111 ГК РК)[1]. Следует отметить, что предложенный перечень организационно - правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим, поскольку может дополняться законами.

Так, Закон о некоммерческих организациях дополнил данный перечень: «Некоммерческие организации могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами» (ст.6 Закона)[4].

Некоммерческие организации, могут создаваться в соответствии со ст. 17 Закона о Некоммерческих организациях в иной организационно-правовой форме. В иной организационно-правовой форме могут быть образованы нотариальные палаты, коллегии адвокатов, торгово-промышленные палаты, профессиональные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир и другие некоммерческие организации. Особенности правового положения иных организационно-правовых форм регулируются законодательными актами[4].

Действующим законодательством предусмотрено создание следующих видов некоммерческих организаций.

. Учреждение

Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от формы собственности учреждения подразделяются на государственные и частные (Ст. 8 Закона о некоммерческих организациях)[4].

Государственным учреждением признается учреждение, создаваемое государством в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан или нормативными правовыми актами Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и акиматов областей (городов республиканского значения, столицы), района (города областного значения) и содержащееся только за счет государственного бюджета, если иное не установлено законодательными актами. Имущество государственного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. (Ст.9 Закона о некоммерческих организациях)[4].

Частным учреждением признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. (Ст. 10 Закона о некоммерческих организациях)[4].

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, государство, муниципальные образования. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве - всеми собственниками). В случаях, когда планируется создание нескольких учреждений, выполняющих однородные функции, возможно утверждение примерного устава.

. Общественное объединение

Правовое положение общественного объединения определяется Законом Республики Казахстан от 31 мая 1996 года № 3-I «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.04.2010 г.)[5].

Общественным объединением является организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Члены (участники) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых участвуют в качестве членов (участников), а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.

Право на свободу объединения представляет собой одно из важнейших и неотъемлемых конституционных прав человека и гражданина, реализация которого отвечает интересам общества и находится под защитой государства.

Общественные объединения создаются и функционируют на принципах добровольности, равноправия их членов, самоуправления, гласности и законности.

Все общественные объединения равны перед законом.

Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек. Уставами общественных объединений, кроме политических партий, может быть предусмотрено членство в них иностранных граждан и лиц без гражданства.

В двухмесячный срок со дня проведения собрания в орган юстиции подается заявление, с приложением следующих документов:

заявление о регистрации установленного образца;

устав, принятый на учредительном съезде (конференции, собрании) на государственном и русском языках (3 экземпляра);

протокол учредительного съезда (конференции, собрании), подписанный председателем и секретарем съезда (конференции, собрании);

список граждан-инициаторов общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества; числа, месяца, года рождения; места жительства, домашнего и служебного телефонов; личной подписи;

документ, подтверждающий место нахождения постоянно действующего органа общественного объединения;

квитанция или копия платежного поручения об уплате сбора за регистрацию.

Государственная регистрация общественных объединений осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня подачи заявления. Сущность государственной регистрации заключается в проверке учредительных и других документов на соответствие казахстанскому законодательству.

Основаниями для отказа в регистрации общественного объединения могут быть:

нарушение порядка создания и реорганизации юридического лица, установленного законодательными актами Республики Казахстан;

несоответствие учредительных документов законодательным актам Республики Казахстан.

Действующее в настоящее время законодательство не устанавливает каких-либо преград в реализации гражданами своих конституционных прав и в достаточной мере предоставляет благоприятные условия для создания некоммерческих организаций. Так, на территории Республики Казахстан в период с 1995 по сегодняшний день зарегистрировано более 6 000 общественных объединений[23, с.26].

Общественные объединения в соответствии с их уставами могут поддерживать международные связи, заключать соответствующие соглашения, вступать в качестве коллективных членов в международные некоммерческие неправительственные объединения, за исключением религиозных.

. Фонд

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. (Ст. 12 Закона о некоммерческих организациях)[4].

Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший, однако, получить на сегодняшний день широкое распространение в Казахстане.

По сравнению с другими некоммерческими юридическими лицами фонд обладает определенными особенностями, например, отсутствие членства, возможность юридических лиц быть учредителями фонда, обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества и т.д.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве участников, последние не только не обязаны участвовать в деятельности организации, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права. Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц, и обязание фонда к публичному ведению своих имущественных дел.

Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. ГК РК не устанавливает каких-либо специальных требований к субъектному составу участников фонда. Однако в законах, регулирующих деятельность фондов отдельных видов, определенные ограничения предусматриваются. Так, учредителями общественного фонда могут выступать граждане, а также юридические лица, созданные только в форме общественных объединений. Законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и унитарных предприятий, государственных учреждений.

По сравнению с другими некоммерческими организациями фонд не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Благотворительная или иная общественно-полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Изменения в уставе фонда, как и его ликвидация, по общему правилу возможны лишь в судебном порядке. При этом для ликвидации фонда законодателем предусмотрены следующие основания:

) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

Ликвидация фонда возможна также и в других случаях, предусмотренных законом.

В зависимости от состава учредителей, а также от сферы деятельности могут быть созданы частный, корпоративный, общественный, государственный фонды.

В зависимости от целей деятельности могут быть созданы социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные фонды.

Частным фондом признается фонд, учрежденный одним физическим лицом или физическими лицами - членами одной семьи за счет его (их) собственных средств. Частный фонд может быть создан также по нотариально заверенному завещанию физического лица.

Имущество частного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от физического лица (учредителя) или физических лиц - членов одной семьи (учредителей), имущества, поступившего по завещанию, а также других источников, предусмотренных в ст. 35 Закона и соответствующих целям деятельности частного фонда.

Корпоративным фондом признается фонд, учрежденный одним юридическим лицом или несколькими юридическими лицами коммерческими и (или) некоммерческими организациями за счет средств этих организаций.

Имущество корпоративного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от одного или нескольких юридических лиц - коммерческих и (или) некоммерческих организаций (учредителей), а также других источников, предусмотренных в ст. 35 Закона и соответствующих целям деятельности корпоративного фонда.

Общественным фондом признается фонд, учрежденный физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и (или) юридическими лицами - общественными объединениями.

. Потребительский кооператив

Правовое положение потребительских кооперативов определяется Законом Республики Казахстан от 8 мая 2001 года № 197-II «О потребительском кооперативе» (с изменениями и дополнениями от 15.05.2007 г.)[6].

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов[4].

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов;

Потребительские кооперативы функционируют на основе следующих принципов:

добровольности вступления и выхода;

обязательности уплаты имущественного (паевого) взноса;

демократичности управления;

взаимопомощи и защиты интересов его членов;

доступности информации о деятельности потребительского кооператива для всех его членов.

Потребительский кооператив является юридическим лицом и обладает следующими полномочиями:

) заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей своих членов;

) осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижением уставных целей;

) иметь свои филиалы и представительства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и предусмотренном уставом кооператива;

) обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского кооператива;

) осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского кооператива.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, потребительский кооператив может заниматься только на основании лицензии.

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах.

Создание потребительского кооператива означает его государственную регистрацию в установленном законодательством порядке.

Потребительский кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация потребительского кооператива осуществляется органами юстиции в порядке, определяемом законодательством о регистрации юридических лиц.

. Религиозное объединение

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных потребностей.

Особенности правового положения религиозного объединения регулируются законом.(Ст. 15 Закона о некоммерческих организациях)[4].

Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких - либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения.

Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами только от своего имени.

Религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке религиозных объединений.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию.

Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.

Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер.

Религиозными объединениями в Республике Казахстан признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри.

Местными религиозными объединениями (общинами) в Республике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.

Религиозные управления (центры) в соответствии со своими уставами (положениями) вправе основывать духовные учебные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений).

Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, могут руководствоваться их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Казахстан и их уставы (положения) зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан.

Религиозное объединение осуществляет свою деятельность на основании устав (положения), в котором должны содержаться:

наименование, местонахождение религиозного объединения и территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

вероисповедная принадлежность, предмет и цели деятельности;

структура религиозного объединения, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий его органов управления;

права и обязанности религиозного объединения;

порядок образования имущества религиозного объединения;

порядок внесения изменений и дополнений в устав религиозного объединения;

порядок реорганизации и ликвидации религиозного объединения.

В уставе религиозного объединения не могут содержаться положения, противоречащие Конституции Республики Казахстан и действующему законодательству.

Религиозные объединения образуются по инициативе не менее десяти совершеннолетних граждан. Для этого они созывают собрание, на котором принимается устав (положение).

Религиозное объединение приобретает правоспособность юридического лица с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация религиозных управлений (центров), объединений, действующих на территории двух или более областей республики, а также образуемых ими духовных учебных заведений, монастырей и других объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, а регистрация местных религиозных объединений - территориальными органами юстиции.

Государственная учетная регистрация, перерегистрация, отказ в регистрации осуществляются в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Срок государственной регистрации прерывается в случае необходимости проведения религиоведческой и иной экспертизы, а также получения заключения специалиста по представленным религиозным объединением документам.

Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена по решению суда на срок от трех до шести месяцев в случаях:

) нарушения законодательства Республики Казахстан;

) осуществления деятельности, противоречащей уставу (положению) религиозного объединения.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности религиозного объединения нарушения будут устранены, то религиозное объединение возобновляет свою деятельность.

Факт устранения религиозным объединением выявленных нарушений устанавливается судом, вынесшим решение о приостановлении деятельности религиозного объединения.

Реорганизация религиозного объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится по решению его высшего органа управления на территории Республики Казахстан в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан и уставом (положением) религиозного объединения, либо по решению суда.

. Некоммерческое акционерное общество

Некоммерческие акционерные общества не вправе осуществлять выпуск привилегированных акций, производных и конвертируемых ценных бумаг.

Учредительный договор некоммерческого акционерного общества заключается путем подписания этого договора каждым учредителем или его уполномоченным представителем.

Общество, учрежденное как некоммерческая организация, не может быть преобразовано в коммерческую организацию так же, как и общество,

Требования части первой настоящего пункта не распространяются на случаи преобразования фондовых бирж, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

Учрежденное как коммерческая организация, не может быть преобразовано в некоммерческую организацию.

Примером некоммерческого акционерного общества является некоммерческое акционерное общество "Назарбаев Университет" и "Назарбаев Интеллектуальные школы" "Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года №532 [25].

. Некоммерческие организации могут быть образованы в иной организационно-правовой форме.

В иной организационно-правовой форме могут быть образованы нотариальные палаты, коллегии адвокатов, торгово-промышленные палаты, профессиональные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир и другие некоммерческие организации. (Ст. 17 Закона о некоммерческих организациях)[4].

Нотариальная палата является некоммерческой, профессиональной, самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для осуществления контроля за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действия.

Деятельность нотариальной палаты регулируется Законом о Нотариате и уставом. Нотариальная палата является юридическим лицом и подлежит регистрации в установленном законом порядке.

На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна нотариальная палата.

. Территориальные нотариальные палаты вправе объединяться в Республиканскую нотариальную палату в форме ассоциации (союза) (Ст. 26 Закона «О нотариате»)[12].

Нотариальная палата:

) осуществляет общее руководство и координирует деятельность частных нотариусов;

) представляет и защищает права в и законные интересы своих членов в государственных органах, негосударственных организациях, оказывает помощь и содействие в развитии нотариального дела;

) осуществляет контроль за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действий частными нотариусами;

) вносит представление о приостановлении, лишении и прекращении действия лицензии частного нотариуса;

) организует страхование гражданско-правовой ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в результате совершения нотариальных действий;

-1) информирует территориальные органы юстиции о случаях уклонения частных нотариусов от заключения договора обязательного страхования своей гражданско-правовой ответственности и нарушения иных требований законодательства Республики Казахстан об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов;

) организует стажировку и обучение частных нотариусов;

) возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью своих членов;

) привлекает к ответственности частного нотариуса за нарушение профессиональных обязанностей и этики в соответствии с Кодексом чести нотариуса;

) рассматривает жалобы и заявления граждан и юридических лиц на служебные действия частных нотариусов.

Нотариальная палата при рассмотрении вопроса о законности совершения частным нотариусом действий вправе истребовать от нотариуса представления сведений о совершенных нотариальных действиях, а в необходимых случаях - личных объяснений, в том числе по вопросам несоблюдения профессиональной этики.

Нотариальная палата по итогам полугодия и года предоставляет Республиканской нотариальной палате и территориальному органу юстиции информацию о своей деятельности (Ст. 26 Закона «О нотариате»)[12].

Следующей формой организации является коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов создается лицами, имеющими право на занятие адвокатской деятельностью.

Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных настоящим Законом.

На территории области, города республиканского значения, столицы может быть образована и действовать одна коллегия адвокатов, которая не вправе создавать свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории другой области, города республиканского значения, столицы.

Специальное разрешение государственных органов на создание коллегии адвокатов не требуется.

Наименование коллегии адвокатов должно включать в себя название административно-территориальной единицы, на территории которой она создана.

Основными задачами коллегии адвокатов являются:

) содействие, профессиональная помощь и защита членов коллегии при осуществлении ими адвокатской деятельности;

) материально - техническое и справочно - информационное обеспечение деятельности членов коллегии;

) организация профессионального контроля за осуществлением адвокатской деятельности;

) организация оказания бесплатной юридической помощи (статья 6 настоящего Закона) и защиты по назначению органов предварительного следствия и суда.

Коллегии адвокатов создают юридические консультации (ст.20 Закона «Об адвокатской деятельности»)[11].

Устав коллегии адвокатов должен предусматривать:

) наименование, предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;

) права и обязанности членов коллегии адвокатов;

) порядок приема в члены коллегии адвокатов, приостановления и прекращения членства;

) структуру коллегии адвокатов, порядок формирования и компетенцию ее органов;

) порядок создания и деятельности юридических консультаций;

) источники образования имущества и порядок распоряжения им;

) порядок уплаты членских взносов;

) порядок оказания адвокатами бесплатной юридической помощи и порядок распределения между адвокатами юридической помощи по назначению суда, органов дознания и предварительного следствия;

) порядок проведения аттестации адвокатов;

) дисциплинарную ответственность членов коллегии адвокатов и стажеров адвокатов и порядок привлечения к ней;

) порядок возбуждения ходатайства о лишении лицензии адвоката;

) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов;

) судьбу имущества при ликвидации коллегии адвокатов (ст.21 Закона «Об адвокатской деятельности»)[11].

Торгово-промышленная палата - некоммерческая, негосударственная, самофинансируемая и самоуправляемая организация, объединяющая на добровольной основе индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц Республики Казахстан, а также их ассоциации (союзы) в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, защиты их прав и законных интересов.

Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям.

Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов так же, как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.

Торгово-промышленные палаты в Республике Казахстан образуют единую систему торгово-промышленных палат, включающую:

) территориальные торгово-промышленные палаты;

) Торгово-промышленную палату Республики Казахстан.

Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Республики Казахстан, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности[26].

. Объединение юридических лиц в форме ассоциации (союза)

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов могут по договору между собой, а также совместно с некоммерческими организациями создавать объединения в форме ассоциаций (союзов).

Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года, если учредительными документами не предусмотрено иное. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам, возникшим до его выхода из ассоциации, пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению членов ассоциации (союза) в случаях и в порядке, установленных в учредительных документах ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

Заключение

Создание государства с рыночной экономикой и сильным гражданским обществом является одним из основных приоритетов государственной политики Республики Казахстан.

Сегодня государство оказывает существенную поддержку некоммерческим организациям, и к этому оно пришло через осознание роли некоммерческих организаций в демократических процессах. Некоммерческие организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в социальной стабилизации общества, поэтому необходима серьезная государственная поддержка в этом вопросе.

Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества проявляется в разработке и принятии соответствующей нормативно-правовой базы и внедрении в практику системы льгот и размещения государственного социального заказа среди некоммерческих организаций страны.

Законодательное обеспечение деятельности некоммерческих организаций является важнейшим условием их развития. Сегодня деятельность некоммерческих организаций регламентируется рядом законодательных актов. В 2001 году принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», определивший роль и место некоммерческих организаций в общественных процессах. Приняты ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку некоммерческих организаций.

Важно отметить, что за время независимости Казахстана некоммерческому сектору были предоставлены всевозможные условия для развития. К таким позитивным изменениям можно отнести отмену запрета на государственное финансирование общественных объединений в Конституции Республики Казахстан;

освобождение от НДС и корпоративного подоходного налога средств, полученных НПО по договорам государственного социального заказа;

ратифицирование Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах и о гражданских и политических правах. Подписан первый Факультативный протокол к нему.

В заключение Международного центра некоммерческого права, который работает во всех государствах СНГ, отмечается, что в вопросах налогового законодательства для НКО Казахстана - одно из лучших в мире.

Однако это не означает, что законодательство Казахстана в отношении НКО не нуждается в улучшении.

К основным проблемам, которые тормозят развитие НКО и всего третьего сектора и делают их работу неэффективной, опрошенные эксперты, аудитория, а также представители НКО отнесли такие явления и процессы как: неразвитость традиций волонтерства; дефицит квалифицированных кадров; недопонимание в обществе и в госорганах роли и возможностей неправительственных организаций и другие.

Высокий уровень недоверия со стороны государства политизированным НКО, характерный для некоторых стран постсоветского пространства, как зоны риска цветных революций, так и без них, в Казахстане себя не проявляет. Причем это недоверие, как фактор, тормозящий развитие третьего сектора, в самой меньшей степени отмечают более квалифицированные опрошенные эксперты.

Практически единодушно представители всех опрашиваемых групп признали, что основной проблемой, снижающей эффективность деятельности НКО, является низкий уровень информированности общества об их работе. Особенно это относится к средствам массовой информации, которые недостаточно по объему и не всегда профессионально по качеству разрабатывают эту тему на страницах печатной и в программах электронной прессы.

По поводу отношений НКО и бизнеса в число первых проблем представители НКО выдвинули недостаточность налоговых льгот у бизнеса для благотворительности и отсутствие культуры благотворительности у предпринимателей. Аффилированность НКО с бизнесом, по видимому представители НКО проблемой не считают. Такая же примерно иерархия проблем и у экспертов. Целевая группа также в основном придерживается этой схемы, но на первое место ставит отсутствие культуры благотворительности у предпринимателей.

Подводя итоги, важно отметить, что обозначенные задачи для решения в рамках первого этапа Концепции развития гражданского общества, достигнуты. При этом большая часть из них решена при непосредственном участии самих НКО.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010

2.Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.)

.Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года № 3-I «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.04.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 8 мая 2001 года № 197-II «О потребительском кооперативе» (с изменениями и дополнениями от 15.05.2007 г.)

.Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 133-II «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.05.2007 г.)

.Закон Республики Казахстан от 21 июля 1999 года № 450-I «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.05.2007 г.)

.Закон Республики Казахстан от 8 апреля 2003 года № 404-II «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года № 195-I «Об адвокатской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 года № 155-I «О нотариате» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 28 марта 2003 года № 400-II «О кредитных товариществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010 г.)

.Саякбаев Н.А. Некоммерческий (коммерческий) характер организации как признак организационно-правовой формы юридического лица // Закон. Алматы. Казахстан. 11.03.2010

.Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Суханова Е.А. М., ИНФРА-М. 2005. - С. 272.

.Рахмилович В.А. Системно-структурный анализ института юридического лица // Юрист. 2006. № 9. С.22.

.Сидоров В. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций // Законность. - 2006. - № 8. - С. 22.

.Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юриспруденция, 2002. С. 96.

.Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. 2-е изд., изм. и доп. М: Издательство НОРМА, 2003. С. 297.

.Беляева О.А. Предпринимательское право: курс лекций (издание второе, переработанное и дополненное) М., ЗАО Юстицинформ. 2006. С. 76.

.Гражданское право Часть 1. Учебник. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. «ТЕИС», 2006г. 600с.

.Юрьева Т.В. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2009. № 5. С. 19.

.Нукежанов Е.Б. Развитие и проблемы общественных организаций в Республике Казахстан // Юрист 2010.№6, с.25-27

.Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года № 344-II «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.02.09 г.)

.Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года №532 О некоторых вопросах некоммерческого акционерного общества "Новый университет Астаны" и акционерного общества "Оркен"

.Закон Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 47-III «О торгово-промышленных палатах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.06.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.05.2010 г.)

.Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г.)

.Постановление Правительства РК «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц» от 25 декабря 2008 года № 11-18/дор-2639.

.З. Малгиждарова, гл. специалист отдела Департамента юстиции Северо-Казахстанской области // 29 декабря 2009

.M. Мейрамова, Главный специалист отдела регистрации юридических лиц Департамента юстиции Карагандинской области. Особенности некоммерческих организаций в Республике Казахстан // 11-11-2010

Похожие работы на - Правовой институт некоммерческих организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!