Постоянные
|
Непостоянные
|
Эволюционирующие
|
Случайные
|
Типичные
|
Нетипичные
|
Существенные
|
Несущественные
|
Производные
|
Генетические
|
Актуальные
|
Структурные
|
Функциональные
|
Целостные
|
Локальные
|
Естественные
|
Вызванные
|
Динамические
|
Статистические
|
Наблюдение может представлять собой анализ структуры личности посредством
методов исследования, тестирования, анкетировании, экспериментального подхода.
Исследование нередко завершается наблюдением, что дает возможность подтвердить
или внести уточнения в полученную информацию. Результаты наблюдения
используются в качестве внешних критериев, относительно которых определяется
валидность и надежность других методов. Поверхностный анализ приводит к
необъективному результату, комплексный анализ с учетом использования
дополнительных методик, может полностью диагностировать как внешние, так и скрытые
проявления личности.
Основные ошибки характеризуются проблемой личностного восприятия
педагога. Среди ошибок наблюдения наиболее часто встречаются:
– эффект ореола;
– эффект ложного согласия;
– эффект средней тенденции;
– эффект первого впечатления.
В педагогической практике существует ошибка, названная - эффект ореола.
Данная ошибка заключается в возможности обобщения поведения данного человека с
позиции наблюдателя. Обобщение заключается в том, что о личности человека судят
на основании каких либо определенных жизненных ситуаций и обстоятельств,
которые имели место ранее. Вокруг личности человека зачастую возникают
недостоверные ареолы. Ошибка - эффект ложного согласия, определяется в том, что
о личности человека судят по мнению массы окружающих его людей. Ошибка под
названием - эффект средней тенденции, заключается в рассмотрении личности
объекта, исходя из средне статистических данных о общих проявления, хотя
психологический портрет личности обычно строится исходя из нетипичных свойств.
Ошибка эффекта первого впечатления, заключается в постоянном и стабильном
восприятии личности человека по его поведению при первом контакте. Первая
встреча с незнакомым человеком оставляет самый сильный сенсорный след, самую
сильную ориентировочную реакцию, но не дает точного определения свойств и
состояний.
Вывод: Ограничения в процессе исследования и наблюдения, являются
достаточно распространенным и существенным фактором, определяющим
субъективность процесса диагностики. Проблема ограничения процесса наблюдения
выражается в том, что наблюдатель может сам исказить существующие свойства и
особенности личности, исходя их позиции своего восприятия и положения.
.3 Структура и функции профессиональной деятельности педагога
Под профессиональным инструментарием педагога принимается совокупность
используемых методов и системы информационной базы, которые используются в
работе педагога.
Основными функциями профессиональной деятельности педагога является:
диагностическая: изучение педагогического фона и выявление проблемных
вопросов, для последующей подборки комплекса методик по их решению; выявление
педагогических процессов; анализ эффективности методик профессиональной
деятельности; паспортизация классов.
организационная: организация преподавательской деятельности в области
развивающей, коррекционной, исправительной работы с учениками; профессиональной
ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и
молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление
взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых
учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической
деятельности.
- координационная: организация взаимодействия
специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического
пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания.
прогностико-проектировочная: планирование и
проектировка обучающих программ, классных и внеклассных мероприятий,
деятельности школы и направления её обучения.
- управленческая: участие в управлении классом, школой и обучающими
организациями, контроль над деятельностью и работой образовательного
учреждения.
В своей работе педагог должен выполнять следующие действия:
уяснить себе структуру объективных потребностей в
осуществлении педагогической деятельности в школах города;
познакомиться с муниципальной педагогической
концепцией;
уточнить требования к задачам и характеру деятельности
социального педагога со стороны управления образования;
ознакомиться с принятой системой оценки эффективности
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
ознакомиться с моделями деятельности социального
педагога в различных школах города;
изучить структуру функционирования и управления
социально-педагогической системы города;
определить место своей школы на
социально-педагогической карте города.
Глава 2. Объективный анализ проблемных вопросов метода педагогического
наблюдения. Классификация, виды
.1 Классификация, виды и проблемы применения метода педагогического
наблюдения
Педагогическое наблюдение подразделяется на типы и виды: по характеру
применения, по специфики ситуации, по занимаемой позиции наблюдателя. Сущность
педагогического наблюдения заключается не только в анализе текущей ситуации и
личности ученика, но и в решении возникающих проблемных вопросов.
Виды наблюдения:
) Стандартизированное (структурное, контролируемое) - данные метод
используется для первичного сбора информации и основан на наблюдении, которое
соответствует определенным категориям, в соответствии с которыми характеризуются
те или иные реакции индивидов.
) Нестандартизированное (неструктурное, неконтролируемое) -
методика заключается в анализе, когда наблюдатель руководствуется определенным
планом о определенном получении мнения о протекании событий и психологическом
поведении личности в той или иной ситуации. Используется на первоначальных
стадиях с целью уточнения темы, выдвижения гипотез, определения возможных типов
поведенческих реакций для последующей их стандартизации.
) Наблюдение в естественной среде (полевое) - наблюдение при
котором фиксируется совокупность факторов деятельности и поведения людей, не
подозревающих о том, что за ними ведется наблюдение.
) Наблюдение в значимых ситуациях.
) Включенное наблюдение - наблюдение проводится исследователем, включенным
инкогнито в группу интересующих его лиц как равноправный ее член
Открытое наблюдение означает, что испытуемым известен факт их научной
подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально.
Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий
испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о
ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников
учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и
свободы от глаз посторонних.
Сплошным наблюдением охватываются процессы в целостном виде: от их начала
до конца, до завершения. Выборочное наблюдение представляет собой пунктирное,
выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.
Включенное - диагност сам является участником наблюдаемого процесса или
членом группы испытуемых или невключенное - осуществляется диагностом со
стороны.
Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления,
деятельности, социальной ситуации. От случайного наблюдения следует отличать
случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного
наблюдения.
Пассивное наблюдение сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь
для наблюдателя. Наблюдение активное - наблюдатель до такой степени сливается с
исследуемой группой, что наблюдаемые начинают его считать как бы членом данной
группы и соответственно к нему относиться.
По степени охвата педагогическое наблюдение может быть сплошным, либо
выборочным. При сплошном наблюдении, оно ведется, охватывая группу учеников
всецело, а при выборочном, работа идет только с определенным участником группы.
По процессу регулярности, педагогическое наблюдение подразделяется на
случайное, либо систематичное.
Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью
фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени.
Он позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность
экстраполяции их развития.
К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного
явления, деятельности, педагогической ситуации. Иными словами, случайное
наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной
информации.
По признаку времени и пространства можно выделить наблюдения непрерывные
и дискретные (прерывистые), монографические и узкоспециальные.
Непосредственное наблюдение - это тот тип педагогического наблюдения,
когда наблюдатель не принимает участия в комплексном решении проблемы, а
смотрит на ситуацию со стороны, делая выводы, давая характеристику и ставя свою
экспертную оценку происходящему. Такой тип наблюдения чаще всего применяется на
практике. Непосредственное и опосредованное наблюдения могут быть открытыми и
скрытыми.
Открытыми называются такие типы наблюдений, при которых учащиеся знают,
что за ними ведется наблюдение.
Скрытыми являются такие типы наблюдения, когда ни учащиеся, ни педагог не
знают, что за ними ведется наблюдение, при этом данный метод остается наиболее
эффективным, поскольку данный тип предполагает естественных ход событий при
отсутствии вмешательства. Данный тип наблюдения является односторонним, когда
присутствующие ведут себя естественно и наблюдатель не вмешивается
непосредственным образом в текущий ход событий. При проведении скрытого
наблюдения особую эффективность доказало использование технических средств -
таких как фото и видео камеры.
Рис. 1 Схематическая таблица видов наблюдения.
По времени проведения, наблюдение подразделяется на непрерывное и
дискретное. Дискретное наблюдение четко отображает границы и интервалы. Оно
ориентировано на основные моменты занятий и отображают поведение и качество
работы преподавателя с учащимися. Непрерывное наблюдение ведется постоянно и по
своему существу не имеет особой направленности.
Вывод: Существуют следующие виды педагогического наблюдения:
непосредственные, опосредованные, открытые и скрытые. Все они подразделяются по
типу связи исследователя с объектом изучения и используются в различных по
типологии обстоятельствах. Каждый метод наблюдения является идеальным для
использования в конкретной ситуации. Использование различных методов
наблюдения, определяется наличием в педагогической практике массы различных
ситуаций.
.2 Достоинства и недостатки метода педагогического наблюдения. Объективный
анализ
Метод педагогического наблюдения имеет ряд достоинств и недостаток,
классифицируемых по проблематики психологического аспекта.
К числу достоинств относят: мы не только изучаем ученика, но можем иногда
и сразу предпринять какие-то действия, попытаться изменить ситуацию.
К числу недостаток относят: - большое количество затраченного времени, -
большое количество затраченных сил и энергии, - нет вариантов программ
наблюдений, учитель каждый раз, для каждого ученика разрабатывает все сам, - не
вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, - невозможно обеспечить
полную объективность информации, - люди меняют свое поведение под наблюдением.
По сравнению с другими методами, метод наблюдения имеет ряд характерных,
в процессе его применения достоинств и недостаток.
Достоинства:
. Только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях
«живого» педагогического процесса в их динамике;
. Оно позволяет фиксировать, педагогические события непосредственно в
момент их протекания.
. Наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных
последствий физического воспитания;
. Наблюдающий независим от умения оценивать свои действия, высказывать
свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К недостаткам педагогического наблюдения относятся:
. Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических
явлений и фактов со стороны наблюдателя;
. Недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и
преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
. Возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает
получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с
анкетированием);
. Пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны
деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по
сравнению, например, с экспериментом).
Учитывая характерные особенности метода педагогического наблюдения, можно
выявить ряд факторов которые определяют необходимость его применения:
) Когда необходимо провести ознакомление с субъектом и выявить ряд
проблемных вопросов, связанных с особенностями его личности.
) Когда необходимо провести анализ успешности педагогического
процесса.
) Когда необходимо собрать информацию, требующую тщательного
отбора и систематического анализа.
) Когда возникает необходимость совокупного анализа успехов достигаемых
при использовании других методов, например анкетирования, тестирования,
хронометрирования.
) Когда необходимо выявить необходимость применения того или иного
метода и провести разведку с целью построения задач и гипотез.
) Когда на заключительном этапе работы с учеником требуется
провести анализ эффективности всех применяемых ранее методов и успешности их
достижения.
Достоинства включенного наблюдения:
К достоинствам включенного наблюдения относится реальный и объективный
анализ поведения и определенных характеризующих личность действий, когда они
непосредственно осуществляются.
Недостатки включенного наблюдения:
) требует больших затрат времени;
) ограниченность метода, которая обусловлена невозможностью
проводить наблюдение за большими группами лиц;
) требуется определенное искусство (артистизм и специальные
навыки) со стороны наблюдателя, который должен естественным образом, не вызывая
никаких подозрений, войти в круг изучаемых им людей.
) возникает опасность непроизвольной идентификации наблюдателя с
позициями исследуемой популяции, т.е. наблюдатель может в такой степени вжиться
в роль члена изучаемой группы, что рискует стать, скорее, ее сторонником,
нежели беспристрастным исследователем;
) морально-этические проблемы;
Достоинства и недостатки наблюдения классифицируют перечень текущих
проблем и ограничений, возникающих при использовании методики наблюдения.
Вывод: Метод педагогического наблюдения имеет ряд достоинств и
недостаток, классифицируемых по проблематики психологического аспекта. При использовании
метода педагогического наблюдения в совокупности с другими методами,
достигается наибольшая эффективность. Педагогическое наблюдение требует
определенных качеств: интуиции, умении слушать, объективно оценивать ситуацию,
концентрировать свое внимание на сущности проблем учащихся и находить
оптимальные методы их решения.
2.3 Требования, предъявляемые к процессу наблюдения
Наблюдение, как исследовательский процесс характеризуется рядом
определяющих его признаков, которые выражаются в необходимости его проведения.
). Целенаправленность. В повседневности, каждый человек фиксирует
совокупность окружающих его факторов, не ставя перед собой прямой цели,
выявляющей необходимость проведения данного наблюдения. Перед тем, как начать
фиксировать какие - либо определенные факты, необходимо поставить перед собой
прямую и ярко выраженную цель его применения. К примеру, провести анализ
качества общеобразовательной деятельности у учеников средней школы или вузы,
либо выявить конфликтные стороны процесса наблюдения, либо проанализировать
причину возникновения проблемных ситуаций у определенного ученика средней
школы. Целями наблюдения могут стать выявление ситуаций использования аналогии
на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная
характеристика таких ситуаций.
). Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора
исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение
гипотезы исследования. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие
задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции
исследования. Объективность наблюдения предполагает также фиксацию всех без
исключения единиц наблюдения. Выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков,
проявлений качества и прочего недопустимы, поскольку в этом случае результаты
обработки данных наблюдения не могут считаться достоверными.
). Наличие плана наблюдения. В плане наблюдения отображаются необходимые
для исследования данные: определяются цель и предполагаемый результат
наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры
и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации
наблюдаемого.
). Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения
и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, - например, в форме
таблицы) и формулирования промежуточных выводов.
). Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при
проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы
восприятия) и способы их минимизации.
). Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных
сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы),
с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация.
Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы.
Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.
). Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество
наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает
наблюдение и повышает степень достоверности его результатов. В то же время для
наблюдения следует выбирать такое количество признаков, которое со всей
возможной полнотой характеризует предмет наблюдения. При этом признаки должны
исключать друг друга, а не входить составляющей частью один в другой.
). Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на
наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять
естественный характер отношений в педагогическом процессе).
Вывод: Наблюдение, как исследовательский процесс характеризуется рядом
определяющих его признаков, которые выражаются в необходимости его проведения.
Мы провели необходимый анализ определяющих признаков и сделали свою экспертную
оценку в данном подпункте.
.4 Преодоление ограничений в работе учителя
Существует определенный перечень правил, которые необходимо использовать
во избежание субъективной и ложной психологической оценки с позиции наблюдателя
и для преодоления ограничений:
необходимо наблюдать за человеком в течении длительного времени.
необходимо делать анализ исходя из нетипичных проявлений личности
человека.
необходимо делать анализ свойств личности человека, учитывая, что само
определение свойства является нетипичным фактором и личность может быть
достаточно многогранная и разносторонняя. Это обязательно надо брать во
внимание.
для достоверного анализа, необходимо наличие мнения нескольких людей -
психологов, наблюдающих одного субъекта.
необходимо обеспечить использование технических средств, для процесса
наблюдения.
использовать унифицированный перечень поведенческих проявлений,
характеризующих наблюдаемые свойства личности, черты характера.
Вывод: Работа учителя достаточно сложная и разноплановая. Она
предопределяет использование большого количества методик по анализу личности
учащихся, по решению проблем и конфликтных вопросов.
В работе учителя очень важно быть бдительным и объективно оценивать
ситуацию, подбирая оптимальные методики по решению проблемных вопросов и
конфликтных ситуаций.
педагогический наблюдение личность
Заключение
В данной курсовой работе был проведен комплексный анализ структуры и
особенностей метода наблюдения в педагогической деятельности. Так же был
проведен систематический анализ возможностей и ограничения метода наблюдения в
работе учителя. Выявлен ряд положительных и отрицательных факторов,
объективность и субъективность процесса наблюдения. Был проведен
систематический анализ видов и типов методики наблюдения. По итогам курсовой
работы, можно сказать что все необходимые задачи, всецело рассмотрены и
разрешены, тема полностью раскрыта и все основные аспекты проанализированы.
Также можно сделать ряд существенных выводов.
Метод педагогического наблюдения - это один из самых эффективных способов
и эмпирических методов создания психологического портрета личности учащегося.
Он заключается в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических
явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Существует масса способов наблюдения, позволяющие опытному педагогу проникнуть
во внутренний смысл тех или иных побуждений и дать экспертную оценку структуры
личности учащегося, его эмоциональной возбудимости, особенностях
интеллектуальной сферы, позволяющих судить о чертах его характера для
разработки индивидуальной методики общения с ним, работы и решения проблемных
вопросов. Возможности и ограничения метода наблюдения в работе учителя,
обусловлены рядом объективных и субъективных факторов, отражающих все
необходимые данные о фактической успешности данной методики в практическом
применении.
Список использованной литературы
1. Журавлев Д.В. Методы психологического исследования. [5, с.
32]
. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании.
[9, с. 68]
. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.
[4, с. 32]
. Загвязинский В.И. Методология и методы
психолого-педагогического исследования. [7, с. 36]
. Новиков А.М. Методология образования. [ 4, с. 48]
. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс,
1999. [6, с. 53]
. Шульман Э.А. Методологический аппарат исследований.
//Советская педагогика. - 1988. - № 11. [9, с. 124]
. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998. [8, с. 89]
. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение
личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988. [6, с. 54]
. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.:
Просвещение, 1975. [ 6 , с. 67]
. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического
исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова,
2001. [5, с. 46]
. Скалкова Я. Методология и методы педагогического
исследования. Пер. с чешск. - М., 1989. [7, с. 132]
. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических
исследований. - М., 1986. [5, с. 46]