Возможности и ограничения метода наблюдения в работе учителя

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможности и ограничения метода наблюдения в работе учителя















Курсовая работа

Дисциплина: Психология

По теме: Возможности и ограничения метода наблюдения в работе учителя

Содержание

Введение

Глава 1. Метод наблюдения как один из самых эффективных способов изучения личности ученика

.1      Наблюдение как метод получения достоверной информации

.2 Анализ возможности и ограничения в работе учителя

.3 Структура и функции профессиональной деятельности педагога

Глава 2. Объективный анализ проблемных вопросов метода педагогического наблюдения. Классификация, виды

.1 Классификация, виды и проблемы применения метода педагогического наблюдения

.2 Достоинства и недостатки метода педагогического наблюдения. Объективный анализ

2.3 Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

2.4 Преодоление ограничений в работе учителя

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изучая многочисленные методики педагогической работы с учениками, особое внимание стоит уделить методу педагогического наблюдения. Данная методика основана на наблюдении за учащимися, анализе их психологической структуры личности и последующего решения проблемных вопросов, возникающих в педагогической практике. Помимо метода наблюдения используется и другие практические методики анализа и работы с учениками. К их числу можно отнести: формальные и содержательные, но в содержании данной курсовой мы разберем только сущность и проблемные вопросы методики наблюдения, а конкретно возможности и ограничения данного метода.

Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (школа, внеклассные занятия, репетиторство, работа с группой учеников и с отдельными личностями).

Метод педагогического наблюдения также можно отнести к методам исследовательской деятельности и работы преподавателя. Он основан на точной фиксации фактов и педагогического анализа.

С помощью метода педагогического наблюдения, можно добиться существенных успехов в построении общей картины структуры личности учащегося. Данный метод также может служить для построения гипотез и анализа фактора успешности других используемых методов.

Метод педагогического наблюдения может быть полезен для исследования личных качеств учащегося, при недавнем устройстве педагога на работу, для ознакомления с классом, либо при работе директора с новыми кадрами. Данный метод - это один из способов составления психологического портрета личности. Метод психологического наблюдения называют иначе - спланированным восприятием. Основное достоинство метода заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности работников либо детально говорит о личности учащихся, а не их мнение об этом. Данные, полученные методом наблюдения, могут быть отображены в виде протокола, в виде специальной схемы или дневниковых записей. Метод наблюдения является также эмпирическим методом, который используется для познания действительного. К эмпирическим методам относится беседа, анкетирование, тестирование, работа с группой, изучение продуктов художественной и творческой деятельности, а также экспериментальный метод и.т.д.

Метод наблюдения - это основной метод исследования личности в педагогической практике. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение.

Метод наблюдения по своей природе имеет как житейский, так и научный характер и используется в качестве исследовательской деятельности в области психологического анализа для понимания сущности возникающих проблем и подборки методик их решения. Наблюдение является эффективным, когда используется не только для описания и анализа внешних проявления личности, но и для анализа её скрытых проявлений. Формой такого наблюдения и анализа является преждевременное построение гипотезы, которая отображает не только суть проблемы, но и предопределяет методики её решения.

Актуальностью данной курсовой работы является рассмотрение метода наблюдения, а также его возможности и ограничения при использовании его в педагогической практике для последующей постановки выводов свидетельствующих об успешности данной методики и необходимости её применения.

Цель исследования: Разобрать и систематизировать основные аспекты метода наблюдения, а также его возможности и ограничения.

Объект исследования: Педагогическая деятельность.

Основные задачи:

) Провести анализ существующих видов метода педагогического наблюдения и охарактеризовать их.

) Определить основные понятия и положения педагогического наблюдения, систематизировать и проанализировать их.

) Рассмотреть объективность и субъективность метода наблюдения и выявить положительные и отрицательные стороны.

) Сделать анализ возможности и ограничения в работе учителя.

Гипотеза: Метод педагогического наблюдения имеет ряд характеризующих его в положительную либо отрицательную сторону особенностей. По факту исследования данный метод имеет также субъективные и объективные факторы, которые должны быть систематично проанализированы. Метод научного наблюдения характеризуется успешностью и актуальностью применения, но нуждается в дополнительном анализе и рассмотрении для комплексного получения знаний по данному вопросу.

Вывод: Метод наблюдения - это один из самых эффективных способов изучить психологические проявления личность ученика для решения, возникающих в процессе работы с учеником проблем и конфликтных вопросов. Метод наблюдения идеально подходит для анализа и сбора информации, как о группе учеников, так и об отдельном субъекте.

Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (школа, внеклассные занятия, репетиторство, работа с группой учеников и с отдельными личностями).

Метод педагогического наблюдения также можно отнести к методам исследовательской деятельности и работы преподавателя. Он основан на точной фиксации фактов и педагогического анализа.

Глава 1. Метод наблюдения как один из самых эффективных способов изучения личности ученика

.1 Наблюдение как метод получения достоверной информации

На данный момент является необходимостью, установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом исследования.  Первое основное требование - наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Поскольку не имеет никакого смысла наблюдать за всеми проявлениями личности, без определенной мотивации и ярко выраженной цели, то перед началом эмпирического наблюдения, педагогу стоит определиться в расстановке и позиционировании поставленной цели. Всякое наблюдение должно иметь избирательный и выборочный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организаций: учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

Наблюдение - это достаточно сложный и трудоемкий процесс педагогической деятельности. Наблюдение характеризуются определенными, характеризующими этот метод особенностями, которые подразделяются на субъективные и объективные факторы систематического анализа, зависящие от личности исследователя и отличности наблюдаемого субъекта.

Субъективные трудности наблюдения заключаются в том, что педагог зачастую трактует поведение своих подопечных, проводя их через призму собственного “Я”, таким образом, получая ложные, соответствующие его восприятию, но не соответствующие реальной действительности факты.

Объективные трудности педагогического наблюдения заключаются в недостаточном количестве времени и потом не все возможно уследить, а если учитывать скрытый потенциал личности, то педагогическое наблюдение не всегда может отобразить достоверные факты.

Для того чтобы добиться определенного успеха в педагогическом наблюдении необходимо перед его началом разработать четкую программу исследования и составить планомерные задачи и гипотезы.

-    Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью:

-       строить систему классификации фактов, явлений, которые отвечают целям исследования.

-       решать ряд достаточно сложных задач;

-       проверять жизненность гипотезы;

-       изучать объект исследования всесторонне, в различных условиях и ситуациях;

-       устанавливать сроки проведения наблюдения и определять средства сбора информации.

Для правильного анализа структуры личности наблюдаемого, необходимо иметь четкую программу исследования, которая состоит из 3х задач:

А) Выбор объекта наблюдения. К примеру, если рассматривать проблемные области структуры личности наблюдаемого ученика. Пониженная активность и общительность. Популярность среди одноклассников и в чем она заключается. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе работы с учеником и.т.д.

Б) Определение целей и задач наблюдения; выявление положительных и отрицательных факторов.

В) Разработка схемы наблюдения, создание условия для наблюдения: постоянное наблюдение и анализ на внеклассных мероприятиях, в домашних условиях, на дополнительных занятиях и.т.д.

Метод наблюдения зачастую используется на первоначальных этапах работы с учениками, для ознакомления. Позже в процессе дальнейшей работы он используется в совокупности с другими методиками психологической работы.

При наблюдении полученные данные фиксируются, протоколируются и документируются. На ученика создается комплексная документация, свидетельствующая о структуре и психологических особенностях его личности.

Вывод: Метод педагогического наблюдения - это один из самых эффективных способов и эмпирических методов создания психологического портрета личности учащегося. Он заключается в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существует масса способов наблюдения, позволяющие опытному педагогу проникнуть во внутренний смысл тех или иных побуждений и дать экспертную оценку структуры личности учащегося, его эмоциональной возбудимости, особенностях интеллектуальной сферы, позволяющих судить о чертах его характера для разработки индивидуальной методики общения с ним, работы и решения проблемных вопросов. Метод наблюдения характеризуется рядом определяющих необходимость его использования, субъективных и объективных факторов.

.2      Анализ возможности и ограничения в работе учителя

Вне зависимости от успешности метода педагогического наблюдения, он имеет ряд его ограничивающих факторов, поскольку он затрагивает внешние проявления процесса педагогической деятельности. Посредством метода наблюдения мы можем видеть качества работы педагога или тренера, также возможно проследить, на сколько успешными являются их работа и как ученики реагируют на качество преподавания, разбора и систематизации их вопросов, но в то же время не можем с помощью наблюдения раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения, не говоря уже о познании существенных связей, вскрыть которые посредством лишь наблюдения нельзя.

Однако использование технических средств при наблюдении, существенно упрощают наблюдение, поскольку наблюдателю становится возможным увидеть и услышать, то что учащиеся тщательно скрывают и о чем они не говорят прилюдно. Именно данный факт обуславливает необходимость и актуальность внедрения технических средств. Возможности и ограничения наиболее ярко выражены при рассмотрении и систематизации фактов, которые отображают: положительные, отрицательные, объективнее и субъективные стороны данного вопроса. Только благодаря тщательному анализу структуры педагогического наблюдения, становится возможным четко увидеть общую картину возможностей и ограничений данного метода. Диагностический анализ при наблюдении становится возможным при постоянном наблюдении и фиксации личностных факторов, а если говорить точнее, наблюдение за внешне - проявляющимися личностными факторами.

Ограничения наблюдения в работе учителя заключаются в том, что у определенной личности может быть характерный для нее скрытый и не проявляющийся внешности потенциал, либо свойства скрывать очевидные факты. Метод наблюдения регистрирует только внешние проявления личности, но, ни коем образом не может анализировать скрытые проявления. Для их анализа используются другие психологические методики, такие как тестирование, анкетирование и рассмотрение посредством специальных методик, скрытых личностных свойств и особенностей. Признаки, на которые психолог-диагност опирается и в процессе наблюдения, и во время анализа результатов, могут быть различными по своей природе и по полноте раскрытия психологических свойств. Психологические признаки, на которые опирается психолог диагност, могут быть исключительно формальными и не охватывать полноту психологических особенностей личности. Для анализа психологической структуры личности используется набор внешне проявляющихся признаков [Гайда, 1994].

Таблица 1 Наблюдаемые свойства личности

Постоянные

Непостоянные

Эволюционирующие

Случайные

Типичные

Нетипичные

Существенные

Несущественные

Производные

Генетические

Актуальные

Структурные

Функциональные

Целостные

Локальные

Естественные

Вызванные

Динамические

Статистические


Наблюдение может представлять собой анализ структуры личности посредством методов исследования, тестирования, анкетировании, экспериментального подхода. Исследование нередко завершается наблюдением, что дает возможность подтвердить или внести уточнения в полученную информацию. Результаты наблюдения используются в качестве внешних критериев, относительно которых определяется валидность и надежность других методов. Поверхностный анализ приводит к необъективному результату, комплексный анализ с учетом использования дополнительных методик, может полностью диагностировать как внешние, так и скрытые проявления личности.

Основные ошибки характеризуются проблемой личностного восприятия педагога. Среди ошибок наблюдения наиболее часто встречаются:

–       эффект ореола;

–       эффект ложного согласия;

–       эффект средней тенденции;

–       эффект первого впечатления.

В педагогической практике существует ошибка, названная - эффект ореола. Данная ошибка заключается в возможности обобщения поведения данного человека с позиции наблюдателя. Обобщение заключается в том, что о личности человека судят на основании каких либо определенных жизненных ситуаций и обстоятельств, которые имели место ранее. Вокруг личности человека зачастую возникают недостоверные ареолы. Ошибка - эффект ложного согласия, определяется в том, что о личности человека судят по мнению массы окружающих его людей. Ошибка под названием - эффект средней тенденции, заключается в рассмотрении личности объекта, исходя из средне статистических данных о общих проявления, хотя психологический портрет личности обычно строится исходя из нетипичных свойств. Ошибка эффекта первого впечатления, заключается в постоянном и стабильном восприятии личности человека по его поведению при первом контакте. Первая встреча с незнакомым человеком оставляет самый сильный сенсорный след, самую сильную ориентировочную реакцию, но не дает точного определения свойств и состояний.

Вывод: Ограничения в процессе исследования и наблюдения, являются достаточно распространенным и существенным фактором, определяющим субъективность процесса диагностики. Проблема ограничения процесса наблюдения выражается в том, что наблюдатель может сам исказить существующие свойства и особенности личности, исходя их позиции своего восприятия и положения.

.3 Структура и функции профессиональной деятельности педагога

Под профессиональным инструментарием педагога принимается совокупность используемых методов и системы информационной базы, которые используются в работе педагога.

Основными функциями профессиональной деятельности педагога является:

диагностическая: изучение педагогического фона и выявление проблемных вопросов, для последующей подборки комплекса методик по их решению; выявление педагогических процессов; анализ эффективности методик профессиональной деятельности; паспортизация классов.

организационная: организация преподавательской деятельности в области развивающей, коррекционной, исправительной работы с учениками; профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности.

- координационная: организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания.

прогностико-проектировочная: планирование и проектировка обучающих программ, классных и внеклассных мероприятий, деятельности школы и направления её обучения.

- управленческая: участие в управлении классом, школой и обучающими организациями, контроль над деятельностью и работой образовательного учреждения.

В своей работе педагог должен выполнять следующие действия:

уяснить себе структуру объективных потребностей в осуществлении педагогической деятельности в школах города;

познакомиться с муниципальной педагогической концепцией;

уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога со стороны управления образования;

ознакомиться с принятой системой оценки эффективности педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города;

изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системы города;

определить место своей школы на социально-педагогической карте города.

Глава 2. Объективный анализ проблемных вопросов метода педагогического наблюдения. Классификация, виды

.1 Классификация, виды и проблемы применения метода педагогического наблюдения

Педагогическое наблюдение подразделяется на типы и виды: по характеру применения, по специфики ситуации, по занимаемой позиции наблюдателя. Сущность педагогического наблюдения заключается не только в анализе текущей ситуации и личности ученика, но и в решении возникающих проблемных вопросов.

Виды наблюдения:

)        Стандартизированное (структурное, контролируемое) - данные метод используется для первичного сбора информации и основан на наблюдении, которое соответствует определенным категориям, в соответствии с которыми характеризуются те или иные реакции индивидов.

)        Нестандартизированное (неструктурное, неконтролируемое) - методика заключается в анализе, когда наблюдатель руководствуется определенным планом о определенном получении мнения о протекании событий и психологическом поведении личности в той или иной ситуации. Используется на первоначальных стадиях с целью уточнения темы, выдвижения гипотез, определения возможных типов поведенческих реакций для последующей их стандартизации.

)        Наблюдение в естественной среде (полевое) - наблюдение при котором фиксируется совокупность факторов деятельности и поведения людей, не подозревающих о том, что за ними ведется наблюдение.

)        Наблюдение в значимых ситуациях.

)        Включенное наблюдение - наблюдение проводится исследователем, включенным инкогнито в группу интересующих его лиц как равноправный ее член

Открытое наблюдение означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.

Сплошным наблюдением охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Выборочное наблюдение представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.

Включенное - диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых или невключенное - осуществляется диагностом со стороны.

Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения.

Пассивное наблюдение сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя. Наблюдение активное - наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что наблюдаемые начинают его считать как бы членом данной группы и соответственно к нему относиться.

По степени охвата педагогическое наблюдение может быть сплошным, либо выборочным. При сплошном наблюдении, оно ведется, охватывая группу учеников всецело, а при выборочном, работа идет только с определенным участником группы.

По процессу регулярности, педагогическое наблюдение подразделяется на случайное, либо систематичное.

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени. Он позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. Иными словами, случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.

По признаку времени и пространства можно выделить наблюдения непрерывные и дискретные (прерывистые), монографические и узкоспециальные.

Непосредственное наблюдение - это тот тип педагогического наблюдения, когда наблюдатель не принимает участия в комплексном решении проблемы, а смотрит на ситуацию со стороны, делая выводы, давая характеристику и ставя свою экспертную оценку происходящему. Такой тип наблюдения чаще всего применяется на практике. Непосредственное и опосредованное наблюдения могут быть открытыми и скрытыми.

Открытыми называются такие типы наблюдений, при которых учащиеся знают, что за ними ведется наблюдение.

Скрытыми являются такие типы наблюдения, когда ни учащиеся, ни педагог не знают, что за ними ведется наблюдение, при этом данный метод остается наиболее эффективным, поскольку данный тип предполагает естественных ход событий при отсутствии вмешательства. Данный тип наблюдения является односторонним, когда присутствующие ведут себя естественно и наблюдатель не вмешивается непосредственным образом в текущий ход событий. При проведении скрытого наблюдения особую эффективность доказало использование технических средств - таких как фото и видео камеры.

Рис. 1 Схематическая таблица видов наблюдения.

По времени проведения, наблюдение подразделяется на непрерывное и дискретное. Дискретное наблюдение четко отображает границы и интервалы. Оно ориентировано на основные моменты занятий и отображают поведение и качество работы преподавателя с учащимися. Непрерывное наблюдение ведется постоянно и по своему существу не имеет особой направленности.

Вывод: Существуют следующие виды педагогического наблюдения: непосредственные, опосредованные, открытые и скрытые. Все они подразделяются по типу связи исследователя с объектом изучения и используются в различных по типологии обстоятельствах. Каждый метод наблюдения является идеальным для использования в конкретной ситуации. Использование различных методов наблюдения, определяется наличием в педагогической практике массы различных ситуаций.

.2 Достоинства и недостатки метода педагогического наблюдения. Объективный анализ

Метод педагогического наблюдения имеет ряд достоинств и недостаток, классифицируемых по проблематики психологического аспекта.

К числу достоинств относят: мы не только изучаем ученика, но можем иногда и сразу предпринять какие-то действия, попытаться изменить ситуацию.

К числу недостаток относят: - большое количество затраченного времени, - большое количество затраченных сил и энергии, - нет вариантов программ наблюдений, учитель каждый раз, для каждого ученика разрабатывает все сам, - не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, - невозможно обеспечить полную объективность информации, - люди меняют свое поведение под наблюдением.

По сравнению с другими методами, метод наблюдения имеет ряд характерных, в процессе его применения достоинств и недостаток.

Достоинства:

. Только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;

. Оно позволяет фиксировать, педагогические события непосредственно в момент их протекания.

. Наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

. Наблюдающий независим от умения оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

К недостаткам педагогического наблюдения относятся:

. Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

. Недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);

. Возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);

. Пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

Учитывая характерные особенности метода педагогического наблюдения, можно выявить ряд факторов которые определяют необходимость его применения:

)        Когда необходимо провести ознакомление с субъектом и выявить ряд проблемных вопросов, связанных с особенностями его личности.

)        Когда необходимо провести анализ успешности педагогического процесса.

)        Когда необходимо собрать информацию, требующую тщательного отбора и систематического анализа.

)        Когда возникает необходимость совокупного анализа успехов достигаемых при использовании других методов, например анкетирования, тестирования, хронометрирования.

)        Когда необходимо выявить необходимость применения того или иного метода и провести разведку с целью построения задач и гипотез.

)        Когда на заключительном этапе работы с учеником требуется провести анализ эффективности всех применяемых ранее методов и успешности их достижения.

Достоинства включенного наблюдения:

К достоинствам включенного наблюдения относится реальный и объективный анализ поведения и определенных характеризующих личность действий, когда они непосредственно осуществляются.

Недостатки включенного наблюдения:

)        требует больших затрат времени;

)        ограниченность метода, которая обусловлена невозможностью проводить наблюдение за большими группами лиц;

)        требуется определенное искусство (артистизм и специальные навыки) со стороны наблюдателя, который должен естественным образом, не вызывая никаких подозрений, войти в круг изучаемых им людей.

)        возникает опасность непроизвольной идентификации наблюдателя с позициями исследуемой популяции, т.е. наблюдатель может в такой степени вжиться в роль члена изучаемой группы, что рискует стать, скорее, ее сторонником, нежели беспристрастным исследователем;

)        морально-этические проблемы;

Достоинства и недостатки наблюдения классифицируют перечень текущих проблем и ограничений, возникающих при использовании методики наблюдения.

Вывод: Метод педагогического наблюдения имеет ряд достоинств и недостаток, классифицируемых по проблематики психологического аспекта. При использовании метода педагогического наблюдения в совокупности с другими методами, достигается наибольшая эффективность. Педагогическое наблюдение требует определенных качеств: интуиции, умении слушать, объективно оценивать ситуацию, концентрировать свое внимание на сущности проблем учащихся и находить оптимальные методы их решения.

2.3 Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Наблюдение, как исследовательский процесс характеризуется рядом определяющих его признаков, которые выражаются в необходимости его проведения.

). Целенаправленность. В повседневности, каждый человек фиксирует совокупность окружающих его факторов, не ставя перед собой прямой цели, выявляющей необходимость проведения данного наблюдения. Перед тем, как начать фиксировать какие - либо определенные факты, необходимо поставить перед собой прямую и ярко выраженную цель его применения. К примеру, провести анализ качества общеобразовательной деятельности у учеников средней школы или вузы, либо выявить конфликтные стороны процесса наблюдения, либо проанализировать причину возникновения проблемных ситуаций у определенного ученика средней школы. Целями наблюдения могут стать выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика таких ситуаций.

). Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции исследования. Объективность наблюдения предполагает также фиксацию всех без исключения единиц наблюдения. Выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и прочего недопустимы, поскольку в этом случае результаты обработки данных наблюдения не могут считаться достоверными.

). Наличие плана наблюдения. В плане наблюдения отображаются необходимые для исследования данные: определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.

). Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, - например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.

). Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.

). Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.

). Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов. В то же время для наблюдения следует выбирать такое количество признаков, которое со всей возможной полнотой характеризует предмет наблюдения. При этом признаки должны исключать друг друга, а не входить составляющей частью один в другой.

). Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).

Вывод: Наблюдение, как исследовательский процесс характеризуется рядом определяющих его признаков, которые выражаются в необходимости его проведения. Мы провели необходимый анализ определяющих признаков и сделали свою экспертную оценку в данном подпункте.

.4 Преодоление ограничений в работе учителя

Существует определенный перечень правил, которые необходимо использовать во избежание субъективной и ложной психологической оценки с позиции наблюдателя и для преодоления ограничений:

необходимо наблюдать за человеком в течении длительного времени.

необходимо делать анализ исходя из нетипичных проявлений личности человека.

необходимо делать анализ свойств личности человека, учитывая, что само определение свойства является нетипичным фактором и личность может быть достаточно многогранная и разносторонняя. Это обязательно надо брать во внимание.

для достоверного анализа, необходимо наличие мнения нескольких людей - психологов, наблюдающих одного субъекта.

необходимо обеспечить использование технических средств, для процесса наблюдения.

использовать унифицированный перечень поведенческих проявлений, характеризующих наблюдаемые свойства личности, черты характера.

Вывод: Работа учителя достаточно сложная и разноплановая. Она предопределяет использование большого количества методик по анализу личности учащихся, по решению проблем и конфликтных вопросов.

В работе учителя очень важно быть бдительным и объективно оценивать ситуацию, подбирая оптимальные методики по решению проблемных вопросов и конфликтных ситуаций.

педагогический наблюдение личность

Заключение

В данной курсовой работе был проведен комплексный анализ структуры и особенностей метода наблюдения в педагогической деятельности. Так же был проведен систематический анализ возможностей и ограничения метода наблюдения в работе учителя. Выявлен ряд положительных и отрицательных факторов, объективность и субъективность процесса наблюдения. Был проведен систематический анализ видов и типов методики наблюдения. По итогам курсовой работы, можно сказать что все необходимые задачи, всецело рассмотрены и разрешены, тема полностью раскрыта и все основные аспекты проанализированы. Также можно сделать ряд существенных выводов.

Метод педагогического наблюдения - это один из самых эффективных способов и эмпирических методов создания психологического портрета личности учащегося. Он заключается в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существует масса способов наблюдения, позволяющие опытному педагогу проникнуть во внутренний смысл тех или иных побуждений и дать экспертную оценку структуры личности учащегося, его эмоциональной возбудимости, особенностях интеллектуальной сферы, позволяющих судить о чертах его характера для разработки индивидуальной методики общения с ним, работы и решения проблемных вопросов. Возможности и ограничения метода наблюдения в работе учителя, обусловлены рядом объективных и субъективных факторов, отражающих все необходимые данные о фактической успешности данной методики в практическом применении.

Список использованной литературы

1. Журавлев Д.В. Методы психологического исследования. [5, с. 32]

. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании. [9, с. 68]

. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. [4, с. 32]

. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. [7, с. 36]

. Новиков А.М. Методология образования. [ 4, с. 48]

. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. [6, с. 53]

. Шульман Э.А. Методологический аппарат исследований. //Советская педагогика. - 1988. - № 11. [9, с. 124]

. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998. [8, с. 89]

. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988. [6, с. 54]

. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975. [ 6 , с. 67]

. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. [5, с. 46]

. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск. - М., 1989. [7, с. 132]

. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986. [5, с. 46]

Похожие работы на - Возможности и ограничения метода наблюдения в работе учителя

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!