Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,3 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение

. Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

. Условия социальной адаптации к обучению

. Физиологическая готовность детей к обучению в школе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Поступление в школу - важный этап в жизни ребенка. В это время происходит серьезная перестройка психики, появляются новые обязанности, к ребенку начинают предъявлять новые требования, меняется режим дня, объем информации, которую нужно усвоить увеличивается. Все это является для ребенка стрессом.

Но именно это время наиболее благоприятно для развития таких психических процессов как внимание, память, воображение, мышление, воля и др.

Очень важно, чтобы процесс приспособления к школьным условиям, иначе говоря, адаптация, прошел как можно успешно для ребенка. Задача учителя и психолога обеспечить для этого необходимые условия.

М.Р. Битянова, кандидат психологических наук, считает, что адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего мотивационного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой среде.

По Д.Б. Эльконину, социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс адаптации многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация детей к школе включает в себя привыкание ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

1. Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению

Важным условием успешной психологической адаптации в период младшего школьного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к обучению - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.

В процессе усвоения общественно выработанных эталонов, изменяется характер детского мышления. В развитии мышления к началу младшего школьного возраста появляется переход от эгоцентризма к децентрации. В системе межличностных отношений начинает вырабатываться чувство ответственности, развивается эмпатия, сензитивность. К началу обучения в школе у ребенка появляется амбивалентность переживаний и развивается рефлексия. К 6 - 7 годам у многих детей самооценка становится более адекватной.

Поэтому целенаправленная работа по психологической адаптации в этот период наиболее эффективна.

А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения и процесс формирования «внутренней позиции школьника».

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, говорят о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.

Хочется сказать, что психологическая адаптация ребенка - это глубокая перестройка мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Так как ребенок включен в активные социальные отношения, и он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха, который необходим для успешной психологической адаптации. В младшем школьном возрасте дети также начинают четко осознавать свои возможности и способности. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит так называемая познавательная потребность. Познавательная потребность появляется из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях, в активности, которые имеются у ребенка с рождения. Развитие познавательной потребности у разных детей выражена неодинаково: у некоторых - ярко, у других - слабо, у третьих сильнее выражена практическая ориентация. Часто развитые способности у ребенка к учебной деятельности связаны именно с развитием мотивационной сферы.

Мотивационно готовым к школьному обучению считается ребенок, которого обучение привлекает не внешней стороной и атрибутами школьной жизни, а возможностью получать новые знания. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением, познавательной деятельностью произвольно, что становится возможным при сформированной системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

О мотивационной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время бесед с психологом. Положительная направленность ребенка к обучению в школе - это важнейшая предпосылка его успешной социально - психологической адаптации и принятие им соответствующих школьных требований. С момента, когда в сознании ребенка представление о школе стало отражать искомый образ жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически готов вступить в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.

Методика для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Интеллектуальная готовность детей к обучению. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок 6 - 7 лет уже должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность к школе так же предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить поставленную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана и с развитием таких мыслительных процессов как способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в психологической адаптации первоклассника.

При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к обучению акцент в современной психологии делается прежде всего не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, должен научиться рассуждать, находить причины явлений и делать выводы.

Наиболее полное понятие «интеллектуальная готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего являются внимание, память и воображение.

Процесс обучения невозможен без достаточно сформированного внимания. У первоклассника внимание носит еще непроизвольный характер. Для ребенка 6 - 7 лет интересно все новое, неожиданное, яркое. Это привлекает внимание без всяких усилий. При этом дети могут упустить важные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание.

Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают осознанно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Важную роль в этом играет совершенствование планирующей функции речи. В этом возрасте в речи детей увеличивается количество обобщающих слов. И наоборот, меньше становится ситуативной речи, проявляется контекстная, связанная с сообщением о ситуациях и явлениях, которые в данный момент ребенок не наблюдает. В связи с этим постепенно речь ребенка становится связной, развернутой, логической и понятной слушателю. Благодаря этому, речь позволяет заранее словесно выделить важные для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.

Возможности развития произвольного внимания к 6 - 7 годам уже велики. В этом возрасте уже появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще преобладает непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. Успешная психологическая адаптация является залогом для развития концентрации, объема и устойчивости внимания, при этом складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов. Благодаря этому внимание становится опосредованным.

Память. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. В этот период идет интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Главное достижение данного возраста - это начальный этап перехода ребенка от непроизвольного к произвольному запоминанию. Важной особенностью этого возраста также является и то обстоятельство, что перед ребенком 6 - 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Это становится возможным в связи с тем, что ребенок начинает применять различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, а также смысловое и ассоциативное связывание материала. К началу обучения в школе структура памяти сильно изменяется в связи со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Говоря о характерных особенностях детей младшего школьного возраста, надо учесть то, что учащиеся отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Ни уже обладают устойчивыми психологическими особенностями, которые нельзя не учитывать. Например, одни дети имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, а третьи - зрительно - двигательный. У одних наглядно - образное мышление, а у других - абстрактно - логическое. Одним детям легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух. Некоторым требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое. Недостаточное внимание к индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет порождает у них различного рода трудности, мешает достижению поставленных целей и препятствует психологической адаптации ребенка.

Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация также являются необходимыми условиями развития памяти.

Воображение. Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный для развития творческого воображения, фантазии.

Переход ко все более правильному и полному отражению действительности, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному - это основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения в этом возрасте.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение прямо связано с образами действительности, которые возникают у детей. Реализм - особенность воссоздающего воображения детей. Он проявляется во всех возможных формах деятельности: в игровой, в изобразительной. Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, так как в жизни. Случающееся изменение действительности объясняется незнанием, неумением последовательно изобразить события жизни. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближают их к реальной действительности. Реализм воображения детей 6 - 7 лет представляет возможность создания образов, которые не противоречат действительности, но не обязательно являются прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Довольно часто в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал, и им требуются аналогии для решения поставленных задач. Именно этот вид воображения дети часто задействуют при недостатке жизненного опыта.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Эмоционально - волевая готовность ребенка к обучению. Развитие эмоционально - волевой готовности на данном возрастном этапе и ее роль в психологической адаптации является значимой для психологической адаптации в целом. Если у ребенка эмоционально - волевая сфера сформирована, то ему легче удается адаптироваться к обучению в школе. Готовность эмоционально - волевой сферы способствует желанию учиться, делает минимальной дезадаптацию ребенка к школе, помогает преодолению трудностей, связанных с учебой. Эмоционально - волевая готовность к началу младшего школьного возраста обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе.

Анализ исследований эмоционально - волевой регуляции в отечественной психологии показывает, что формирование эмоционально - волевой сферы у ребенка 6 - 7 лет тесно связано с развитием мотивационной и интеллектуальной сфер, которые, несомненно, являются основными показателями психологической готовности к школе и влияют на успешную адаптацию к обучению. Эмоционально - волевая сфера ребенка также является важным показателем для успешного обучения в школе и социализации. Ребенку в этом возрасте свойственна непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем, появляется способность вербализовать собственные чувства и чувства окружающих людей, умение подчиняться требованиям и правилам. Ребенок оказывается перед необходимостью преодоления появляющихся трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

Эмоционально-волевая готовность ребенка имеет важное значение для воспитания в первокласснике социально значимых качеств: отзывчивости, человечности. Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть разные по длительности, силе и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями того или иного вида деятельности, отношением сверстников и взрослых.


2.Условия социальной адаптации детей к обучению

Социальная, или личностная, готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Важным этапом в развитии детей младшего школьного возраста является кризис 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую не только для самого себя, но и для других людей деятельность. Это проявляется прежде всего в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешной адаптацией детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет никак не проявлялся.

Социальная адаптация ребенка к обучению в школе процесс сложный, так как на этом этапе взросления ребенок не может до конца осознавать необходимость обучения. Основная задача педагогов и родителей - заинтересовать и привлечь детей к обучению, помочь приспособиться им к новым социальным условиям. Результатом станет адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешное последующее обучение.

Сроки адаптации первоклассников могут быть разными. Самими трудными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации, которая оказывает негативное влияние на психическое состояние школьника. В это время не следует увеличивать нагрузку и темп обучения. Главное в этот период обеспечить естественное протекание адаптации и хорошие результаты. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается уже в первом полугодии обучения. Именно в первые недели обучения закладываются основы для развития учебной успеваемости.

Успешность социальной адаптации индивидуальна для каждого ребенка и зависит от множества факторов.

Первоначальный этап пребывания в школе - это период активной социальной адаптации ребенка к новым условиям, при этом формирование социальной направленности школьника происходит далеко не сразу. Ребенку необходимо перейти на новый уровень отношений как в школе, так и в семье, для того, чтобы осознать что он обязан учиться и в процессе обучения изменять себя, усваивая социальные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, Данный период для детей 6 - 7 лет является проблемным, т. к. родители ребенка начинают предъявлять к нему более строгие требования по сравнению с дошкольным периодом, а отношения со сверстниками могут вызывать проблемы, так как у ребенка еще нет друзей, и поэтому не все дети легко проходят период адаптации к обучению.

Важным шагом в социальной адаптации ребенка является неукоснительное выполнение правил, которым подчинено поведение первоклассника в школе. Большая часть их направлена на то, чтобы класс в целом и отдельный ученик могли работать с полной отдачей. Такие правила являются общественно - направленными по своему содержанию (обеспечивают продуктивную работу всем). Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе в классе. В этом заключается важнейшая роль обучения в процессе социализации ребенка. Первоклассники сами стараются соблюдать их и от своих товарищей требуют этого. Требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения быть самостоятельным.

Восприимчивость, реактивность, подражательность, направленность на внешний мир помогают в социальной адаптации ребенка. Восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом впитывает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать. Реактивность проявляется в быстрых, иногда необдуманных реакциях, например, в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, желании отвечать самому. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения, услышанные от взрослых, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.

На успешную социализацию ребенка в школе влияет и его самооценка. Самооценка возникает задолго до того, как ребенок впервые переступает порог школы. Ее характер, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным. Школа становится источником нового опыта, который влияет на развитие самооценки. Дети, у которых в дошкольные годы сложилась благоприятная самооценка, тоже могут испытывать в школе затруднения, если сложившиеся у них к этому времени представления, ценности и тип поведения не соответствует школьной ситуации. Успехи в учебе становятся преобладающей ценностью в системе образования. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач.

В рамках социальной адаптации первоклассника могут быть выделены адаптация ребенка в школе и адаптация во взаимоотношениях с родителями.

Школьный коллектив имеет огромное значение для социальной адаптации первоклассника. У ребенка младшего школьного возраста под влиянием коллектива постепенно складывается более высокий тип социальной направленности личности. Ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, интересоваться общественными делами своего класса, пытается сам определить свое место в коллективе одноклассников, что способствует социализации ребенка.

Школьный коллектив способствует также и развитию дружеских отношений между детьми. В процессе совместной деятельности первоклассники избирают друг друга в качестве своих товарищей, устанавливают дружеские отношения друг с другом, что способствует успешной социальной адаптации. Дети, которые активно включены в адаптационный процесс чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству и успешному обучению.

Каждый ребенок индивидуален и уровень социализации имеет разный. На это следует обратить внимание при создании школьного коллектива. В нем существует и разделение обязанностей, и их объединение в единое целое, то есть, существует сложное объединение усилий отдельных детей, что в свою очередь способствует успешной социальной адаптации.

Со временем ребенок начинает понимать и зависимость своего положения в классе от результатов своего поведения, учебного труда, от отметок. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением.

Социальная готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением, которое он занимает в семье. В семье детей, поступающих в школу, должна быть комфортная психологическая атмосфера. Родителям необходимо учитывать то, что адаптация детей 6 - 7 лет к обучению тесно связана с режимом дня, особым местом для хранения школьных принадлежностей, школьной формой, подготовкой уроков, предоставление самостоятельности и другими факторами. Перед поступлением ребенка в школу родителям желательно пересмотреть, как дополнительные нагрузки согласуются с распорядком дня первоклассника. Смена социальной позиции ребенка не значит, что отменяются все его увлечения и изменяются привычки. Но потребуется более четкий распорядок дня, и более продуманный отдых ребенка. Его надо постепенно приучать к новому режиму и с самого начала важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, собственных обязанностей. Добиться их выполнения - это значит организовать жизнь ребенка, как необходимо для его обучения. Некоторые родители выполняют часть обязанностей ребенка, пытаясь тем самым помочь ему. Такое поведение родителей не лучшим образом сказывается на социализации ребенка и в дальнейшем только увеличит трудности и принесет ребенку в будущем много проблем, связанных с обучением.

Следует обратить внимание родителей и на то, что каждый ребенок уникален. Один к шести годам уже довольно самостоятелен, другой нуждается лишь в напоминании и сам справится со своими обязанностями. Одним детям следует показать, привести пример, и они будут действовать, подражая взрослому. С некоторыми детьми родителям придется вместе выполнять действие: помочь подготовиться к школьным занятиям и затем высказать свое положительное отношение к тому, что ребенок сделал самостоятельно. По мере овладения ребенком умением родителям необходимо ограничивать свое участие в подготовке ребенка к школе. Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержания в чистоте и порядке своих вещей.

Для успешной социальной адаптации родителям необходимо побуждать у ребенка желание учиться в школе. Факт официального признания взросления важен для ребенка. Связующее звено между детством и взрослостью - это школа и атрибуты, связанные с обучением (приготовление учебных пособий, покупка рюкзака, организация рабочего места). В отличии от детского сада, посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, должны понимать, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе социальных отношений.

На поведение и развитие детей влияет и стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Подавляются интересы ребенка, при этом тревожность и агрессивность возрастают. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Именно в условиях демократического руководства дети лучше развиваются и чувствуют себя успешнее. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе, что не способствует его социализации и интеграции в коллектив.


. Физиологическая готовность к обучению в школе

Физиологическое развитие ребенка является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе, и является одним из условий успешной адаптации.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. При формировании и диагностики психологической готовности к школе необходимо учитывать и состояние здоровья ребенка. Часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого развития умственных способностей, как правило испытывают трудности в обучении.

Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И.Захаров, А.С. Спиваковская и др.) У многих детей выявляются различного вида минимальные мозговые дисфункции.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации. Необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького ученика.

Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. В связи с этим по санитарным нормам обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в нервной системе ребенка, прежде всего это касается головного мозга, его строения и работы. И это очень важно, так как именно этот орган играет решающую роль в усвоении новых знаний, обеспечивает деятельность учения.

К шести-семилетнему возрасту созревают наиболее сложные лобные отделы мозга, которые обеспечивают главным образом аналитико-синтетическую деятельность, рассудочное поведение, являются физиологической основой логического мышления.

Отмечая значительные изменения в строении и работе головного мозга, нельзя забывать, что перестройка мозговой деятельности и развитие мозга еще не завершены. Более того именно в этом возрасте чрезмерные умственные нагрузки очень вредны и могут оказать негативное влияние на здоровье ребенка и состояние его нервной системы, и в конечном итоге на его адаптацию к школьным условиям.

В поведении детей нарушения в работе нервной системы проявляются рассеянным и неустойчивым вниманием, заторможенностью умственной и двигательной деятельности или, напротив, чрезмерной двигательной активностью и неусидчивостью; нарушениями памяти, речи и мышления; повышенной утомляемостью, вялостью. К сожалению, взрослые не всегда обращают внимание на эти симптомы, считая их индивидуальными особенностями ребенка или недостатком воспитания. И только с началом обучения, когда нагрузка на нервную систему значительно возрастает, появляются серьезные проблемы: ребенок не усваивает школьную программу.

Для выявления функциональных и органических поражений мозга и связанных с ними отклонений в психической деятельности (утомляемости, истощаемости, неустойчивого внимания, «плохой»памяти и др.) наряду с многими другими методами психологи и медики используют методику А.Р. Лурия «10 слов»

Заключение

Подготовка к школе и начало обучения связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей развития детей: мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые три-четыре недели обучения, поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно. Успешная адаптация первоклассников определяет дальнейшую положительную мотивацию к обучению. Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Наиболее благоприятные факторы - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится 1 месяц, у других - 1 четверть, у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Основным критерием адаптированности первоклассника является:

умение входить в контакт с детьми и с взрослыми;

легкое усвоение школьного материала;

благоприятное статусное положение в классе; и.т.д.

адаптация готовность обучение школьный

Список использованных источников

Маркова, А.К./Мотивация учения и ее воспитание у школьников А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман/М.: Педагогика, 1983.

Битянова М.Р./ Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997

Эльконин Д.Б./Психическое развитие в детских возрастах: Избр. псих. труды в 7 томах/Под ред. Д. И. Фельдштейна 2-е изд/М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж, МОДЭК, 1997

Коломинский Л.Л., Панько Е.А./Учителю о психологии детей шестилетнего возраста/М: 1998

Гуткина Н. И./Психологическая готовность к школе/СПб. - 2004

Похожие работы на - Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!