уточнение и изменение условий привлечения, размещения и погашения[10, c. 55].
Раздел 3. Проблемы и пути усовершенствования долговой политики Украины
.1 Проблемы в решении вопроса госдолга в Украине
Вопросу государственного долга Украины посвящено много научных работ. Исследованием данной проблемы занимаются такие ученые как Г. Асадчий, Т. Вахненко, В. Глущенко, Г. Калач, В. Козюк, В. Корнеев, Г. Кучер, И. Лютый, М. Макаренко, К. Швабе и другие.
Сбалансирования бюджета относится к ключевым проблемам бюджетной системы. Согласно ст.21 3акона Украины "О бюджетной системе Украины", "сбалансированность бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, является необходимым условием финансово-бюджетной политики" [7,c.12].
В последние годы в финансовой системе Украины существенную роль стали играть государственные займы, применявшиеся как метод мобилизации денежных ресурсов в государственный бюджет, инструмент регулирования денежно-кредитной сферы и платежного баланса страны. Поэтому государственный долг является неотъемлемой составляющей государственных финансов.
Темпы роста государственного долга Украины приобрели угрожающий характер. За последние пять лет размер государственного долга увеличился в более чем 5 раз и более, чем в 2 раза превысил доходы бюджета.
Одной из проблем долговой политики Украины остается отсутствие стратегических ориентиров в сфере управления государственным долгом. Реализация определенных мер происходит в ответ на текущие нужды в сфере государственных финансов, а управление внешним государственным долгом Украины сводится преимущественно к решению краткосрочных задач бюджетной политики. Кроме того, долговая политика для кредиторов и потенциальных инвесторов не прозрачна, с завуалированным характером информации о внешних займах и государственных гарантиях, информация о займах местных органов власти не полная, а система учета, мониторинга и контроля за состоянием задолженности государственного сектора экономики - отсутствует.
Существенной проблемой долговой политики Украины на протяжении последних лет остается чрезмерное использование правительством внешнего ссудного капитала, что порождает угрозы дестабилизации государственных финансов. Именно поэтому будущая стратегия должна предусматривать уменьшение объемов размещения внешних государственных займов и достижения оптимальной структуры долгового портфеля государства. Взаимоотношения Украины с иностранными кредиторами и международными финансовыми организациями должны отвечать критерию гармонического объединения процессов глобализации с одновременным соблюдением отделенных национальных интересов и стратегических ориентиров[8, c. 101].
Решению проблемы внешней задолженности будет содействовать создание необходимых правовых и экономических условий для аккумулирования внутренних сбережений страны, восстановление доверия кредиторов, активизации иностранного инвестирования. Для расширения круга инвесторов в государственные ценные бумаги и включение в экономический кругооборот сбережений граждан, существенная часть которых сегодня находится вне финансовых учреждений, важное значение имеет привлечение физических лиц к внутренним долговым операциям правительства. Поэтому необходимо перейти к выпуску сберегательных облигаций, которые буду распространяться среди физических лиц и ввести ОВГЗ с плавающей процентной ставкой, привязанной к темпам инфляции. Введение такого типа долговых обязательств правительства объясняется доверием субъектов рынка к инструментам, защищенным от инфляционного обесценения.
На рост суммарного государственного долга влияет также неконтролируемое предоставление государственных гарантий и как результат трансформация условных обязательств правительства в прямой государственный долг. Сегодня уровень условных обязательств государства, связанных со стабильностью банковской системы, эксперты оценивают на уровне 40% ВВП. Кроме того, обязательство государственных предприятий по не гарантированным кредитам в кризисных условиях могут стоить бюджету до 3% ВВП.
Управление государственным долгом в нашем государстве усложняется из-за значительной доли в нем иностранной валюты. Долговые обязательства развитых стран мира почти полностью выпускаются в национальной валюте. Так, доля долговых обязательств в иностранной валюте таких лидеров мировой экономики, как Великобритания, Германия, Франция, США составляет менее чем 2% от объема государственного долга. Именно это направление работы в рамках осуществления стратегического и текущего управлением государственным долгом, принимая во внимание текущую валютную структуру взятых Украиной долговых обязательств, является наиболее приоритетным. Ведь то, что львиная доля правительственных долговых обязательств погашается в иностранной валюте, ставит управление государственным долгом нашего государства в тесную зависимость от валютной политики, состояния платежного баланса и ситуации на внешних рынках капитала[6, c. 45].
Важно также разработать общепризнанную методику расчетов долговой нагрузки и комплексную систему показателей, которые, кроме общей платежеспособности, включали бы также индикаторы предельно безопасной долговой нагрузки на бюджет. Необходимость расчетов таких индикаторов обусловлена тем, что уровень государственной задолженности значительно влияет на бюджетно-налоговую политику государства, ограничивая возможность управления расходами бюджета для достижения целей макроэкономической стабилизации в будущем.
При решении вопросов государственного долга важную роль играет здоровая макроэкономическая политика. Развитая система управления государственным долгом не может предотвратить возникновение кризиса при слабой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной или валютно-курсовой политике. Правительство должно стараться достичь экономической приемлемости и обоснованности уровня и темпов роста государственного долга и возможности его обслуживания, не отступая от целевых ориентиров в пределах своей макроэкономической политики.
Так, в процессе формирования долговой стратегии государства, нужно обеспечить реализацию таких мер:
обеспечить эффективное использование государственных займов на инвестиционные цели, а не на потребление;
усилить роль внутренних рыночных займов в процессе финансирования дефицита бюджета в относительно внешних;
уменьшить долю иностранной валюты в государственном долге;
усовершенствовать систему прогнозирования всего блока взаимосвязанных показателей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственного долга Украины;
повысить уровень информационно-аналитического обеспечения долговой политики.
.2 Пути совершенствования долговой политики Украины
Одной из главных задач украинской экономики в настоящее время является уменьшение долговой зависимости и усовершенствование системы управления государственным долгом. Для этого необходимо усовершенствовать управление долговыми рисками, улучшить прогнозирование долговой политики и ее координацию с налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политикой. Реализация этих задач предусматривает:
продолжение политики стремления к бездефицитности государственного бюджета;
использование на международном и внутреннем финансовых рынках возможностей взвешенного трансформирования внешнего долга во внутренний, что требует от Правительства, Национального Банка и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку активных действий по поводу радикального усовершенствования внутреннего финансового рынка;
продолжение практики запрета предоставления государственных гарантий при получении кредитов субъектами предпринимательства и запрета реструктуризации или списания задолженности по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии;
политику управления государственным долгом нацеленную на смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания, в том числе за счет досрочного выкупа долговых обязательств государства, что требует значительных объемов профицита и может быть обеспечено лишь достаточно высоким уровнем доходной части бюджета и жесткой политикой ограничения расходов;
проведение эффективной и прозрачной долговой политики с помощью определения оптимальных основ управления государственным долгом, усовершенствования организационной структуры соответствующих органов;
продолжение политики активного сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение соответствующих заимствований на решение приоритетных задач экономического и социального развития; Кабинет Министров должен осуществить неотложные мероприятия, которые должны обеспечить полную прозрачность таких заимствований на всех стадиях - от рассмотрения их целесообразности до окончательного погашения);
осуществление более тесного сотрудничества между Национальным Банком и Правительством при проведении валютной и долговой политики, усиление валютного контроля и внедрение эффективных мер, которые направлены на легализацию и возвращение в Украину вывезенных средств[9, c. 157].
Заключение
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.
В процессе формирования долговой стратегии Украины, нужно обеспечить реализацию таких мер:
обеспечить эффективное использование государственных займов на инвестиционные цели, а не на потребление;
усилить роль внутренних рыночных займов в процессе финансирования дефицита бюджета в относительно внешних;
уменьшить долю иностранной валюты в государственном долге;
усовершенствовать систему прогнозирования всего блока взаимосвязанных показателей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственного долга Украины;
повысить уровень информационно-аналитического обеспечения долговой политики.
Список использованной литературы
1.Т.В. Семко, М.В. Покутня Вплив державного боргу на стійке функціонування національної економіки // Економіка, фінанси, право. - 2010 - № 6. - С. 6-11.
.Внешние и внутренние долги Украины. Источник: #"justify">.Воронин Ю.С., «Управление государственным долгом», 2006
.Економічна енциклопедія в 3-х т. - К., 2000.
.Киреев А. Прикладная макроэкономика - М., 2006. - 456 с.
.Проблема государственного долга: причины, последствия и пути решения. Источник: #"justify">.Бюджетний кодекс України #"justify">.Т.В. Семко, М.В. Покутня Вплив державного боргу на стійке функціонування національної економіки // Економіка, фінанси, право. - 2010 - № 6. - С. 6-11.
.Внешние и внутренние долги Украины. Источник: #"justify">10.Рязанова Н.С. Сучасні тенденції зовнішньої заборгованості. // Фінанси України. - 2005. - № 7 - стр.26-38