Тема: Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как медико-социальная проблема

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    37,55 Кб
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как медико-социальная проблема
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как медико-социальная проблема
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Образование государства в Риме. Реформы Сервия Туллия

Общая характеристика Салической правды

Образование германской империи в XIX в.

Список использованных источников

Образование государства в Риме. Реформы Сервия Туллия

Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политикоправовую культуру.

Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства.

. Царский период или военная демократия (VIII-VI вв. до н.э.) - время возникновения государства.

. Период республики (509-27 гг. до н.э.).

. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

По установившейся традиции история Древнего Рима восходит к VIII в. до н.э. (754-753 гг.) и характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями. Римские семьи объединялись в роды. Общее число патрицианских родов составляло 300 человек. Каждые 10 родов составляли курию, а каждые 10 курий - в трибу. Всего было 30 курий и 3 трибы.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции: о спорных наследствах и судебных спорах вообще, о приговорах к смертной казни и т.д.

В эпоху, переходную от первобытнообщинного строя к классовому обществу, в Риме были следующие органы власти:

а) Народное собрание по куриям. К компетенции народного собрания относились важнейшие вопросы, касавшиеся всего римского народа: объявление войны, включение новых родов, избрание рекса (вождя). Каждая курия собиралась отдельно и решала по большинству голосов граждан поставленный вопрос. Решением народа считалось решение, за которое высказалось большинство курий.

Римский царь охранял "традиции и нравы отцов", командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца. Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

б) В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex - старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. Число сенаторов составляло 300. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу. Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства, отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера.

В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса. Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

в) Рекс избирался народным собранием. Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям.

Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

Решение народного собрания имело силу закона, действие которого не было ограничено временем - оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

Около 500 г. до н.э. рекс был свергнут. Вместо рекса стали выбираться из числа патрициев два высших должностных лица "преторы", которые являлись военачальниками и ведали общественными делами. Один претор мог аннулировать решение другого и отсюда явилась необходимость для каждого из них принимать решения, лишь посоветовавшись с другим. Поэтому преторы получили новое название консулы (обсуждать, совещаться).

Одновременно в связи с развитием производительных сил развивается рабство, но еще в своей патриархальной форме. Рабы находились главным образом в домах патрициев и зажиточных плебеев. С появлением рабства общество начинает делиться на классы рабовладельцев и рабов. Патрицианская верхушка, давно уже тяготившаяся первобытнообщинными отношениями, стремится закрепить свое исключительное положение в обществе, свое "право" на землю, рабов и политическую власть, осуществляемую в отношении рабов, плебеев и клиентов.

Пришлые люди плебеи. Они стояли вне курий и являлись бесправными, находились в зависимости от патрициев. Плебеи могли иметь собственность, они занимались торговлей, ремеслами и несли ряд обязанностей: платили налоги, участвовали в вспомогательном войске. В силу этого возникает долго длившаяся борьба плебеев за равноправие.

древнеримское государство германская империя

Борьба плебеев с патрициями ускоряет процесс уничтожения первобытнообщинного строя и переход к государству, придает этому закономерному процессу особую специфику.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н.э. Сервий Туллий разделил все население Рима на разряды.

В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий (от лат. centum - сотня); следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей. Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т. н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т. н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущественному и неподатному сословию) их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям каждая центурия имела один голос. Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 Городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Распределение граждан по центуриям и трибам хотя и включило плебеев в состав "римского народа", но еще не установило равноправия плебеев с патрициями. Патриции удержали свое исключительное право на получение новых земель и на занятие высших государственных должностей; они сохранили свою замкнутость, запрещая браки между патрициями и плебеями.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

Общая характеристика Салической правды

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:

) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);

) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);

) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

) нарушение предписаний короля (примером может служить ст.45 "О переселенцах").

Основное содержание документа - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.

Отличительная черта франкского общества V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине - марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст.45 "О переселенцах": "Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться". Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вергельда.

Если владелец, у которого собственник находит свою вещь, сознается в краже, то с похитителя взыскивается штраф. Если же владелец отрицает кражу и ссылается на произведенную покупку вещи, то последняя передается временно третьему лицу, и производится судебное расследование.

Кража в доме каралась строже, чем кража вне дома. Кража со взломом считалась более опасной, чем кража простая.

Убийство влекло за собой штраф в пользу родных убитого, так называемый вергельд, который уплачивался убийцей и его родными. За убийство крестьянина взыскивался вергельд в размере 200 солидов. Закон предусматривал штрафы за ранения, размеры которых различались в зависимости от тяжести последствий. Но если преступник болен или безроден и не может собрать денег для уплаты штрафа, то "он должен уплатить своей жизнью". Это означало применение кровной мести (самосуда) со стороны родственников потерпевшего. Кровная месть, однако, была запрещена для случаев, когда нет умысла, а значит и вражды.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст.58 и 60. Статья 58 "О горсти земли" предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: "Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону". Статья 60 "О желающем отказаться от родства" выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи "божественной силы". Салическая правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Образование германской империи в XIX в.

В начале XIX в. Германия состояла из 300 княжеств, номинально объединенных в "Священную Римскую империю германской нации", каждое из которых имело свою систему управления и законодательство. Среди германских княжеств заметную роль в политической истории страны и Европы играли Пруссия, Австрия, Бавария, Саксония, Вюртемберг. Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и всегерманского сейма, но в действительности являлись полностью независимыми.

Наполеон I военным путем ликвидировал германскую империю и превратил отдельные княжества в своих вассалов. Венский конгресс 1815 г. постановил: уменьшить число германских княжеств до 38 (34 монархии и 4 вольных города) и объединить их в конфедерацию. Высшим органом Германского союза являлся сейм (Бундестаг). Он состоял из представителей всех государств.

Для принятия законов и важнейших решений требовалось единогласие всех членов Бундестага.

Союзный акт 1815 г. предписывал субъектам конфедерации ввести конституционное правление. С 1816 по 1847 гг. в Германии происходил процесс преобразования абсолютных монархий в конституционные. Все германские конституции этого времени были октроированными, т.е. дарованными монархом. Эти германские конституции мало чем отличались одна от другой и были составлены по типовым схемам. В них предусматривалась следующая структура государственной власти:

) сословно-представительный орган ландстаг;

) назначенное и ответственное перед монархом правительство;

) местное самоуправление.

Данная схема была видоизменена в ходе буржуазнодемократической революции 1848 г. в Германии, когда был поставлен вопрос об общенациональном политическом единстве и сформировано общегерманское Национальное (Учредительное) собрание. Последнее разработало проект общегерманской конституции, в котором прусский король должен был стать наследственным императором Германии. Высшим представительным органом являлся рейхстаг, состоящий из двух палат:

) Государственного дома, который образовывали представители правительств земель и уполномоченные ландтагов;

) Народного дома, избиравшегося населением на началах всеобщего мужского избирательного права из расчета 1 депутат на 100 тыс. жителей.

Проект включал полный перечень демократических прав и свобод, заимствованных из конституционного арсенала Франции. Прусский король Вильгельм IV отклонил этот образец "революционного конституционализма" и 31 января 1850 г. октроировал свою конституционную хартию. Прусский парламент (ландтаг) состоял из палаты господ и палаты представителей.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласила равенство перед законом и отмену привилегий, права и свободы граждан. Вместе с тем, Конституция предусмотрела возможность приостановления действия статей о правах и свободах в случае угрозы общественному порядку или войны. Итак, в первой половине XIX в. в Германии сформировался особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха. Такая форма конституционной монархии получила в будущем распространение в Европе и мире.

Развитию капитализма в Германии препятствовала экономико-политическая раздробленность страны. Отдельные германские государства пытались своими силами решить эту сложную общенациональную проблему. В 1867 г. австро-венгерское соглашение юридически оформило образование Австро-Венгерской монархии. Каждый из субъектов этой унии имел свою Конституцию, в основных чертах напоминающей Основной закон 1850 г. Во главе двуединого государства стал император Австрии, он же король Венгрии. Власть сейма Венгрии и рейхсрата Австрии была ничтожно малой, все управление, независимо от парламента, осуществляли чиновники.

Соответствующие политические шаги предприняла и Пруссия, которая создала Северогерманский союз, включающий 22 государства. Во главе Союза стал прусский король, а фактически канцлер О. Бисмарк. Органами представительства были Союзный Совет и рейхстаг. Победа Пруссии в войне с Францией в 1871 г. окончательно закрепила ее господство во всей Германии. Вслед за этим, опираясь на прусскую военную машину, О. Бисмарк "железом и кровью" объединил Германию в единое политическое целое. Северогерманский союз конституционно был преобразован во II империю. Прусский король был провозглашен императором под именем Вильгельма I. Учредительный рейхстаг 22 апреля 1871 г. принял новую общегерманскую Конституцию. При ее составлении учитывался предшествующий опыт Германии.

По форме государственного устройства Германия стала федерацией. Германская империя представляла собой союз 22 монархий и трех городов республик. Главенствующее положение в союзе заняла Пруссия. Германская федерация имела свои особенности:

) в Германии федеративные органы получили более широкие полномочия, нежели это имело место, например, в США;

) между членами федерации существовало неравенство;

) в союзном совете делегаты отдельных государств были представителями не парламентов, а правительств;

) в Германии не было имперской администрации и исполнение законов возлагалось на власти государств - членов империи. Основной закон Германской империи 1871 г. определил сферы конституционного регулирования между империей и ее субъектами, где продолжали действовать старые конституции, принятые до объединения. Вопросы прав и свобод граждан оставались прерогативой законодательства земельных ландтагов.

Список использованных источников

1.Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник - Москва, 2003.

2.Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций - Москва 2003.

.Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов часть 1 - Москва 1998.

.Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов часть 2 - Москва 2001.

.Никифорова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие - Москва, 2007.

.Чепурнова Н.М., Серёгин А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие - Москва 2007.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!