Запрет на существование. По нашим наблюдением этот запрет наиболее часто передается с помощью эпискрипта т.е из поколения в поколение. Накал невербальных посланий велик за счет неудовлетворенности, нереализованности родителей. Причину всех своих неудач они видят в ребенке. "Если бы не беременность я бы закончила институт", "Если бы тебя не было, я бы...". Наиболее частое вербальное выражение этого запрета заключается в следующих фразах: "Я убью тебя за это!", "Лучше бы ты не родился!", "Чтоб тебя не было на этом свете!". Крайние варианты данного запрета сопровождаются грубостью и жестокостью по отношению к своему ребенку.
Данные запреты при длительном или интенсивном воздействии приводят к принятию решений невротического уровня..
.3 Семья как первичная реабилитационная среда
Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга [21].
Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей [7].
Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, её структура и ролевое поведение её членов, то есть внутрисемейные отношения, которые, в свою очередь, подразделяются на детско-родительские отношения и отношения родителей друг к другу. Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений "мать-ребёнок"; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребёнка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна [8].
Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребёнок. По мнению А.С. Спиваковской [21], роль ребёнка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль - это набор шаблонов поведения по отношению к ребёнку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослыми. Наиболее типичны четыре роли: "козёл отпущения", "любимчик", "примиритель", "беби". "Козёл отпущения" - это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. "Любимчик" заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребёнок раз и навсегда остается в семье только ребёнком, "беби" с очень ограниченными правами. "Примиритель" вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
А.С. Спиваковская [21] выделяет также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребёнку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви:
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: "Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом".
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребёнком). "Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним".
- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). "Мой ребёнок не такой, как все. Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок и я его люблю".
- Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). "Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит".
- Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). "Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело".
Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). "Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребёнок так неразвит, неумён, упрям, труслив, неприятен другим людям".
Преследование (антипатия, неуважение, близость). "Мой ребёнок негодяй, и я докажу ему это!"
- Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). "Я не хочу иметь дела с этим негодяем".
Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности [7]. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребёнка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребёнка; знание и учет его возможностей и склонностей - важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичностъ позиции выражается в её ориентации на "зону ближайшего развития" ребёнка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребёнку с учетом перспектив его развития.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные (например, особенности психофизического развития - ОПФР) и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания [8].
Таким образом, неоспоримо, что семья играет первостепенную роль в развитии знаний и представлений об окружающем, формировании навыков самообслуживания, учебных и социальных умений.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по диагностике и коррекции проблемного поведения
.1 Диагностика актуального состояния и причин возникновения проблемного поведения у младших школьников
Проанализировав психолого-педагогическую и социально - педагогическую литературу по проблеме исследования, мы организовали практическую деятельность, которая состояла из трёх этапов:
этап - первичная диагностика (выявление причин проблемного поведение младшего школьника);
этап - формирующий (коррекция проблемного поведение младшего школьника);
этап - контрольный, вторичная диагностика (динамика поведения младшего школьника).
В экспериментальном исследовании принимали участие 23 младших школьников 4 класса, одной из школ ст. Ленинградской.
Для диагностики актуального состояния причин возникновения проблемного поведения у младшего школьника применялись следующие диагностические методики:
Анкетирование младших школьников.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
Анализ школьной документации, беседы.
Анкетирование родителей (опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса).
Анкетирование младших школьников.
Нашим испытуемым было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение №1).
В результате анкетирования мы выявили следующее (см. Таблицу №1).
Таблица № 1 Результаты анкетирования (первичная диагностика)
ПроблемыКол-во человекФ.ИПроблемы в обучении5 чел.Настя Г., Юра Ш., Вася З., Игорь А., Антон И.Напряжённые взаимоотношения с одноклассниками6 чел.Вася З., Лена П., Тимур М., Таня С., Денис Д., Игорь А.Неудовлетворительная самооценка здоровья4 чел.Ксюша Л., Катя В., Игорь А., Карина Ю.Дискомфорт в общении с родителями7 чел.Лера К., Костя Н., Юра Ш., Антон И., Аня А., Иван П., Ольга Р. Неорганизован досуг (скукота, бездеятельность)6 чел.Егор Щ., Настя Г., Иван П., Лена П., Маша И., Алина О.
Как видим, по результатам диагностирования из 23 младших школьников не выявлено проблем только у 2 человек (Олег Д., Андрей Д.), у остальных 21 младших школьников выявлено:
по 4 параметрам проблемы у 3 человек (Юра Ш.. Лена П.. Вася З.);
по 3 параметрам проблемы у 4 человек (Игорь А., Таня С., Денис Д., Иван П.);
по 2 параметрам проблемы у 7 человек (Настя Г., Антон И., Карина Ю., Аня А., Алина О., Маша И., Егор Щ.);
по 1 параметру проблемы у 7 человек (Тимур М., Ксюша Л., Катя В., Лера К., Костя Н., Данил Ж., Ольга Р.).
Наши младшие школьники также были продиагностированы по данной методике с целью выявления склонности к отклоняющемуся поведению. Испытуемым было предложено ответить на вопросы. Текст опросника, который включает в себя 98 неповторяющихся пунктов утверждений, представлен в приложении №2.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит семь шкал (ключ к тесту в приложении):
Установки на социальную желательность;
Склонности к преодолению норм и правил;
Склонности к аддиктивному поведению;
Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
Склонности к агрессии и насилию;
Волевого контроля эмоциональных реакций;
Склонности к делинквентному поведению.
В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты (см. таблицу №2):
Таблица №2
№Ф.ИШ К А Л ЫСоц. желательностьПреодоление норм правилАддикт. поведениеСаморазрушениеАгрессия, насилиеКонтроль эмоц. реакцийДелинквен. поведение1Антон И.++2Андрей Д.3Аня А.++4Алина О.++5Вася З.+++6Денис Д.+++7Данил Ж.+8Егор Щ.++9Игорь А.++10Иван П.++11Карина Ю.+12Ксюша Л.+13Катя В.+14Костя Н.+15Лена П.++++16Лера К.+17Маша И.+18Настя Г.+19Олег Д. 20Ольга Р.+21.Таня С.++22.Тимур М.+23.Юра Ш.+++++
Для подсчёта мы учитывали нормальную выборку по каждой шкале, если по результатам испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше на 1 позицию, то измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной; если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 1 позицию, то измеряемое свойство можно оценивать как мало выраженное[14, c. 87].
шкала - 2,27
шкала - 7,73
шкала - 9,23
шкала - 10,36
шкала - 12,47
шкала - 8,04
шкала - 7,14
Таким образом, обобщая результаты диагностики, мы имеем (см. Таблицу № 3):
Таблица № 3 - Общие результаты диагностики
ПроблемыКол-во человекФ.И.Установки на социальную желательность5 чел.Настя Г., Юра Ш., Маша И., Антон И.Склонности к преодолению норм и правил8 чел.Вася З., Лена П., Таня С., Денис Д., Аня А., Ксюша Л., Тимур М., Костя Н.Склонности к аддиктивному поведению12 чел.Вася З., Карина Ю., Денис Д., Лена П., Таня С., Аня А., Иван П., Алина О., Юра Ш., Егор Щ., Данил Ж., Игорь А. Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению2 чел.Юра Ш., Вася З. Склонности к агрессии и насилию3 чел.Егор Щ., Лена П., Юра Ш. Волевого контроля эмоциональных реакций6 чел.Иван П., Алина О., Антон И., Катя В., Лера К., Ольга Р.Склонности к делинквентному поведению4 чел.Игорь А., Денис Д., Лена П., Юра Ш.
По результатам диагностики видно, что явно прослеживается зависимость между уровнем самооценки и склонности к отклоняющемуся поведению: чем она выше, тем выше склонность к девиантному поведению. Вновь норму показывают результаты диагностики 2 человека - Андрей Д. и Олег Д.
Анализ школьной документации, беседы.
С целью выявления "проблемных" семей нами были изучены социальный паспорт школы, социальный паспорт класса, данные детей, состоящих на внутришкольном учёте и др. документация [15, c. 63].
В анализе учебной деятельности нам помогли такие документы, как:
классный журнал,
отчёты и планы воспитательной работы класса,
беседы с классным руководителем.
В ходе изучения школьной документации и бесед с классным руководителем, мы выяснили следующие необходимые нам данные:
Таблица №4 Результаты анализа школьных документов, бесед с классным руководителем (первичная диагностика)
ПроблемыКол-во человекКтоНеполные семьи (из них разведены)5 (4)Лена П., (Аня А., Игорь А., Вася З., Таня С.)Состоит на учёте в ОППН2 Юра Ш.( прогулы, уход из дома) Таня С.(алкоголь, конфликты, драки, асоциальные компании)Состоит на ВШУ4 Игорь А. (пропуски занятий), Денис Д. (поведение, алкоголь), Вася З. (конфликты, драки, алкоголь), Лена П. (алкоголь, бесцельное времяпровождение),Социально опасные семьи1Егор Щ. (алкоголизм и безработица родителей)Неблагополучные семьи 2 Лера К. (конфликтная обстановка, у родителей разногласия в воспитательных позициях) Юра Ш. (отец пьёт, семья педагогически несостоятельна)
Таким образом, по результатам анализа документации и беседы с классным руководителей выяснились некоторые возможные причины девиаций у младшего школьника, что послужило дополнением к общей картине проблем младшего школьника.
Анкетирование родителей (опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса)
Цель: анализ семейных отношений младшего школьника.
Нарушения взаимоотношений младшего школьника с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у младшего школьника, невротические и психосоматические расстройства.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис разработали диагностику на выявление существования "механизма патологизирующего семейного наследования" в дисфункциональных семьях 16, c. 35].
Данный вид методики мы проводили совместно с психологом школы, т.к. он является довольно сложным в проведении и обработке.
Родителям наших испытуемых был предложен опросник, который содержал утверждения о воспитании детей. В бланке для ответов отмечаются согласие с утверждением, несогласие с утверждением и затруднения в выборе ответа.
После обработки результатов мы можем выявить:
Нарушение воспитательного процесса
уровень проекции в процессе воспитания,
степень удовлетворения потребностей младшего школьника,
количество требований к младшему школьнику в семье,
количество требований - запретов,
строгость санкций,
неустойчивость стиля воспитания.
. Причины отклонений в семейном воспитании (отклонение характера самих родителей и личностные проблемы родителей, решаемые за счёт младшего школьника):
расширение сферы родительских чувств,
предпочтение в младшего школьника детских качеств,
воспитательная неуверенность родителей,
фобия утраты ребёнка,
неразвитость родительских чувств,
проекция на младшего школьника собственных нежелательных качеств,
внесение конфликта между родителями в сферу воспитания,
сдвиг в установках родителей по отношению к младшему школьнику в зависимости от пола младшего школьника.
В результате обработки опросников для родителей мы выявили (см. Таблицу №3).
девиантный школьник семья социальный
Таблица №5 Результаты диагностики родителей (начало экспериментального исследования)
Нарушения воспитательного процесса младшего школьникаКоличество чел.КтоУровень проекции в процессе воспитания (гипопротекция воспитание время от времени, младшего школьника на периферии внимания родителей) 2 чел.Ольга Р. Антон И.Строгость санкций -жестокий стиль воспитания, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения, -минимальность санкций, без наказаний 1 чел. 2 чел. Аня А. Костя Н., Лера К.Неустойчивость стиля воспитания (смена воспитательных приёмов)2 чел. Вася З., Таня С.
Таким образом, в результате трёх видов диагностического исследования выявлены 21 ребёнок, который имеет хотя бы один признак девиации. Именно с такими детьми мы и вели коррекционную работу.
2.2 Организация социально-педагогической работы по коррекции поведения у младших школьников
Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции проблемного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения:
Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов.
Отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.
Стимулы и санкции.
Институты, осуществляющие социализирующие влияния.
Социальный прогноз.
На первом этапе может не быть отклоняющегося поведения, а могут проявляться некоторые симптомы его: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы). Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям). Во-вторых, помощь должна быть направлена на конкретную личность и иметь характер измененной воспитательной деятельности. При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, в противном случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или проблемное поведение закрепляется [17, c. 87].
На третьем этапе отклоняющегося поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство, проституция и др.). На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместна воспитательная работа. Санкции на этом этапе могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды. На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справиться с проблемами.
Четвертый этап - устойчивое отклоняющееся поведение - включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений. Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к проблемному поведению.
Пятый этап - устойчивое, особо опасное отклоняющееся поведение, и тяжелые социальные отклонения. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное. При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному проблемному поведению.
Социальный педагог должен решать следующие задачи:
развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
привить уважения к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
побудить и привить интерес к творчеству, научить организации творческих контактов;
создать и закрепить позитивные образцы поведения.
С родителями социально - педагогическую работу мы проводили с представлением нагрузки, которая в основном носила информационно - просветительский характер. Она была направлена на предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании (лекции, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов, индивидуальные и групповые консультации) [18, c. 89].
Работа с педагогическим составом состояла из выступлений на педагогических советах школы по темам:
"Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения", "Психология общения с младшим школьником", также был проведён круглый стол по теме "Педагогическое просвещение родителей".
Для эффективного воздействия на факторы, способствующие формированию проблемного поведения, мы привлекали как можно больше специалистов, использовали активные формы вовлечения детей младшего возраста в различные кружки, секции, клубы, помогали младшего школьника правильно, с пользой для себя организовать свое свободное время. Работа с детьми велась параллельно с привлечением родителей к совместным мероприятиям с детьми, что помогло им лучше узнать друг друга, найти общий язык, оздоровить семейную обстановку.
Главной задачей, которую мы решали, организуя социально - педагогическую деятельность с младшего школьника, было понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных напряжений, понятие своей значимости, а также формирование навыков, облегчающих социальную адаптацию.
Также нами был организован клуб свободного общения, где велись различные разговоры по темам велась индивидуальная работа с младшего школьника. Для школьников оформлялся информационный стенд, проводился конкурс рисунков, газет по проблеме, конкурс плакатов, использовали активные формы вовлечения детей младшего школьного возраста в различные кружки, секции, клубы, помогали младшего школьника правильно, с пользой для себя организовать свое свободное время [19, c. 89].
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
Организуя деятельность с детьми по коррекции употребления алкогольных напитков, мы учитывали возрастные особенности детей. Ранее мы уже выяснили, что в младшем школьном периоде (с 11 лет) родители утрачивают свое влияние на ребенка и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, тем больше подверженность влиянию группы. Поэтому основной акцент в работе с младшим школьником необходимо сделать на групповых методах работы - дискуссии, тренинги, ролевые игры и т.п. в таких играх можно развивать умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять уговорам, принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Большую роль нужно отвести досугу детей. Бессодержательный досуг - ведущий фактор риска в развитии злоупотребления алкоголя. Для целенаправленной деятельности возникает потребность знать интересы и склонности детей, что поможет более точно порекомендовать вид досуговой деятельности.
В формирующей части экспериментального исследования нами был проведён ряд тренинговых занятий, которые решали следующие задачи:
способствовать формированию адекватной самооценки;
формировать социальное доверие;
развивать навыки конструктивного общения;
обучение умению самостоятельно решать проблемы, развивать уверенный стиль поведения;
способствовать осознанию своей индивидуальности, значимости, ценности.
Каждое тренинговое занятие проходило в группах и состояло из различных заданий и упражнений. По окончании группового занятия по необходимости социальный педагог приглашал на индивидуальную консультацию. Приведём пример тренинговых занятий.
Занятие
"Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего"
Цель: вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.
Для того чтобы актуализировать знания участников группы, ведущий предлагает всем по очереди высказать предположения - "что именно требуется от говорящего".
Упражнение 1.
Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому - как черепаха, второму - как маленький ребёнок; третьему - как робот; четвёртому - как пулемётная очередь; и т.д.
Обсуждение.
Какой темп разговора в общении является самым выгодным?
Как это связано с конкретной ситуацией?
Какие чувства возникают при изменении темпа речи?
Упражнений 2.
А) Произнести своё имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.
Б) Произнести фразу: "Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим" - с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).
В) произнести фразу: "Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет", - стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.
Обсуждение.
Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего.
Роль интонации в достижении целей (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор).
Занятие
"Закономерности, повышающие взаимопонимание"
Цель: тренировка способов улучшения взаимопонимания.
Упражнение 1. "Место встречи"
Ведущий предлагает участникам договориться о встрече.
А) Один участник описывает место в помещении, куда нужно пойти. У второго участника глаза закрыты. Затем второй участник должен найти то место, где назначена встреча.
Б) Один участник описывает место в городе, а второй должен догадаться, где оно находится.
Обсуждение.
Что мешало и что помогало понять собеседника?
Что помогало "встать" на позицию говорящего?
Упражнение 2.
А) Описать состояние человека в какой-либо ситуации из известного фильма или книги (например, Чацкого в момент его отъезда).
Б) Попытаться описать состояние любого члена группы.
Упражнение 3.
Представить себя экзаменационной комиссии на собеседовании. Один человек - абитуриент, остальные - экзаменационная комиссия. "Поиграть" этот этюд с разными участниками.
Обсуждение.
Что помогало абитуриенту настроить комиссию на слушание и что вызвало интерес?
Какие чувства вызвал он у слушающих?
Обобщение.
Выведение и запись на доске закономерностей, повышающий возможность выразить свою мысль и завоевать внимание собеседника (речь, формулирование мысли, взаимовлияние).
Также нами применялись различные упражнения. Некоторые примеры.
Упражнения.
Упражнение "Линия жизни".
Представьте себе, что вы находитесь на природе, в том месте, где вы чувствуете себя хорошо.
Устройтесь поудобнее, расстелите перед собой на земле в виде ленты вашу линию жизни.
Сейчас вы уже достаточно взрослые и умные, попробуйте с высоты своего нынешнего опыта взглянуть на своё прошлое. Начните с самого раннего возраста, который вы помните. Вы можете использовать разные цвета для обозначения отдельных участков своей жизни.
При помощи такого упражнения социальный педагог помогает участникам двигаться по своей временной линии к настоящему, а затем. Рассмотрев настоящее, к будущему. Акцент делается на тех случаях жизни, когда участники были очень успешны. В процессе выполнения упражнения обсуждаются проблемы, которые есть в настоящем [20, c. 8].
Проводится обсуждение. Если участники затрудняются определить проблемы настоящего, можно предложить им перечень проблем. Чьи это проблемы? Кто их источник? Можно ли избавиться от этих проблем? Как?
Упражнение 1 "Как сделать мечту реальностью".
Напишите список из 20 желаний. Составьте список важных событий вашего прошлого.
Какие из названных вами событий положительно повлияли на настоящее? Какие повлияли негативно?
Что в вашем настоящем вы хотите взять в будущее?
Что может помешать вам быть успешным и счастливым в будущем?
Делаете ли вы что-нибудь для того, чтобы избавиться от всего негативного, делающего вас неуспешным?
Прочитайте список ваших желаний. Оставьте только 10 самых важных из них. Постарайтесь сформулировать свои желания так, чтобы они содержали только позитивные утверждения. Ваши желания должны относиться только к вам самим.
Упражнение 2 "Как сделать мечту реальностью?"
Вернёмся к прошлому занятию. Представьте, что по условиям игры необходимо сократить список своих желаний. Нужно проанализировать его и оставить только пять самых важных желаний.
Вопросы для обсуждения.
Есть ли разница между вашим желанием и необходимостью?
Возникают ли у вас мысленные образы желаемого и необходимого? Вы думаете о них или чувствуете?
Какими критериями вы пользовались для себя, чтобы принять или отвергнуть желание? Ваши ли это критерии?
Представьте, что желание сбылось. Ваши чувства?
Если чувства положительные, нельзя ли получить их другим способом?
Что вы потеряете, если получите желаемое?
Находится ли ваше желание в сфере возможного? Есть ли в мире хоть один человек, который достиг бы такой цели?
Стоит ли это иметь? Находится ли это в гармонии с вашими целями, склонностями? Как воспримут вас после того как сбудется ваше желание, близкие вам люди?
Стоит ли желаемое тех усилий, которые потребуются для достижения результата?
Что вы ощущаете по поводу желания теперь?
Тренинговые занятия младшего школьника способствовали осознанию конструктивных и деструктивных форм влияния на слушающего, повышали взаимопонимание, укрепляли веру в ценность жизни.
Как уже было отмечено ранее коррекционная работа должна носить комплексный характер. Поэтому так важно включить в деятельность педагогический состав учреждения. Педагоги-предметники могут эффективно использовать здоровьесберегающие элементы в содержании образования, не забывая при этом, что они сами являются образцом здорового образа жизни.
Важна посредническая деятельность социального педагога - подключение к профилактической работе не только родителей, но и сотрудников милиции, врачей, общественности.
Для вторичной диагностики актуального состояния причин возникновения девиантного поведения у младшего школьника нами применялись такие же диагностические методики:
. Анкетирование младшего школьника.
. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
. Анализ школьной документации, беседы.
. Анкетирование родителей (опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса).
Анкетирование младшего школьника.
Нашим испытуемым было вновь предложено ответить на вопросы анкеты (см. Прил. №1). В результате выявили следующее (см. Табл. №6).
Таблица №6 Результаты анкетирования (первичная и вторичная диагностика)
ПроблемыНачало исследования Конец исследованияКол-во человекКтоКол-во человекФ.И.Проблемы в обучении5 чел.Настя Г.,Юра Ш., Вася З., Игорь А., Антон И.3 челВася З., Игорь А., Юра Ш.Напряжённые взаимоотношения с одноклассниками6 чел.Вася З., Лена П., Тимур М., Таня С., Денис Д., Игорь А.3 чел. Лена П., Тимур М., Денис Д., Неудовлетворительная самооценка здоровья4 чел.Ксюша Л., Катя В., Игорь А., Карина Ю.3 чел.Катя В., Игорь А., Карина Ю.Дискомфорт в общении с родителями7 чел.Лера К., Костя Н., Аня А., Юра Ш., Антон И., Иван П., Ольга Р. 4 чел.Лера К., Юра Ш., Антон И., Аня А., Неорганизован досуг (скукота, бездеятельность)6 чел.Егор Щ., Настя Г., Иван П., Лена П., Маша И., Алина О. 2 чел. Лена П., Маша И.,
Из таблицы № 6 мы видим положительные изменения, которые произошли с младшего школьника:
не выявлено признаков девиантного поведения у 7 человек из 23.
по 4 параметрам проблемы остались у 2 человек (Юры Ш., Лены П.);
по 3 параметрам проблемы остались у 1 человека (Вася З)
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
Наши младшие школьники также были вторично продиагностированы по данной методике с целью выявления склонности к отклоняющемуся поведению (см. прил. №2). Методика диагностики (см. таблицу №7): результаты первичной диагностики помечены "+", а вторичной - "х".
Таблица № 7 Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (первичная и вторичная диагностика)
№Ф.И.Ш К А Л ЫСоц. желательностьПреодоление норм правилАддикт. поведениеСаморазрушениеАгрессия, насилиеКонтроль эмоц. реакцийДелинквен. поведение 1Антон И.+ х х+ 2Андрей Д. 3Аня А.++ х 4Алина О.++ х 5Вася З.+ х++ х 6Денис Д.++ х+ 7Данил Ж.+ х х 8Егор Щ.++ х 9Игорь А.++ х10Иван П.+ х+ х11Карина Ю.+12Ксюша Л.+13 Катя В.+14Костя Н.+ х15Лена П.+++ х+ 16Лера К.+ х17Маша И.+ х18Настя Г.+19Олег Д. 20Ольга Р.+ х21Таня С.+ х+22Тимур М.+ х23Юра Ш.+ х+ х+ х++ х
Таким образом, обобщая результаты диагностики, мы имеем (см. Таблицу №8):
Таблица №8 Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (первичная и вторичная диагностика)
ПроблемыНачало и конец исследованияКол-во человекКтоКол-во человекФ.И.Установки на социальную желательность5 чел.Настя Г., Юра Ш., Маша И., Антон И.3 чел. Юра Ш., Маша И., Антон И.Склонности к преодолению норм и правил8 чел.Вася З., Лена П., Таня С., Денис Д., Аня А., Ксюша Л., Тимур М., Костя Н.4 чел.Вася З., Таня С., Костя Н., Антон ИСклонности к аддиктивному поведению12 чел.Вася З., Карина Ю., Денис Д., Лена П., Таня С., Аня А., Иван П., Алина О., Юра Ш., Егор Щ., Данил Ж., Игорь А. 6 чел.Денис Д., Аня А., Иван П., Юра Ш., Тимур М., Данил Ж.. Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению2 чел.Юра Ш., Вася З. 1 чел.Юра Ш.Склонности к агрессии и насилию3 чел.Егор Щ., Лена П., Юра Ш. 3 чел.Игорь Щ., Вася З., Лена П. Волевого контроля эмоциональных реакций6 чел.Иван П., Алина О., Антон И., Катя В., Лера К., Ольга Р.4 чел.Алина О.. Иван П., Лера К., Ольга Р.Склонности к делинквентному поведению4 чел.Игорь А., Денис Д., Лена П., Юра Ш. 3 чел.Данил Ж., Игорь А., Юра Ш.
Анкетирование родителей [21, c. 87] (опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса)
Цель: анализ семейных отношений младшего школьника.
После обработки результатов мы выявили следующее (см. Таблицу №9).
Таблица №9 Результаты диагностики родителей (конец экспериментального исследования)
Нарушения воспитательного процесса младшего школьникаКоличество чел.Ф.ИУровень проекции в процессе воспитания (гипопротекция воспитание время от времени, младшего школьника на периферии внимания родителей) 1 чел. Антон И.Строгость санкций -жестокий стиль воспитания, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения, -минимальность санкций, без наказаний 1 чел. 1 чел. Аня А. Костя Н., Неустойчивость стиля воспитания (смена воспитательных приёмов)2 чел.Вася З., Таня С.
Таким образом, положительные изменения в поведении младшего школьника в ходе проведения коррекции девиантного поведения произошли у следующих младшего школьника:
3 младшего школьника изменили своё мнение по поводу неудовлетворённости своей жизнью;
2 младшего школьника изменили своё мнение по поводу неудовлетворённости своим общением;
3младшего школьника изменили свою самооценку на адекватную;
изменились воспитательные позиции родителей у 3 младшего школьника;
недовольных своими родителями стало меньше на 3 человека;
недовольных школой уменьшилось на 3 человека;
не уповают на скуку теперь ещё 2 человека;
ещё 2 человека нашли себе занятия по интересам.
Таким образом, в результате трёх видов диагностического исследования на конец экспериментального исследования выявлено 14 младшего школьника, результаты исследования подтверждают у них наличие девиации. В результате работы мы наблюдаем положительную динамику в поведении, а вторичная диагностика подтвердила, что в результате проведённой коррекционной работы, произошли положительные сдвиги в поведении:
У 5 человек, которые на начало исследования показали проблемы, по окончании исследования проблемы не выявляются.
У 7 человек ярко выраженных изменений в поведении в лучшую сторону не произошло.
У 9 человек наблюдаются позитивные изменения по каким-либо параметрам.
Заключение
Россия переживает сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне. Анализ литературы показал, что проблемное поведение представителями различных наук трактуется как нарушение социальных норм [22, c. 87].
Следует отметить, что исследователями выделятся различные виды проблемного поведения, формой проявления которых являются разнообразные варианты социальной дезадаптации. Отклоняющееся поведение младшего школьника имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них большое значение имеют:
. Взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми, друзьями, сверстника;
. Самовыражение, самопонимание, самооценка;
. Жизненные ориентиры;
. Внутреннее (психологическое) состояние и др.
Решению данной проблемы может способствовать разработка и проведение профилактических программ, направленных на усвоение адаптивных способов совладения со стрессом.
Проблемное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей. К социально-психологическим характеристикам детей с проблемным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях.
Данная система отношений, в том числе и строящихся на законах девиантных, выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии школьника в мир социально-значимых отношений взрослых. Социально-психологический микроклимат этой группы оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии школьника, способы ассимиляции им девиантной (или делинквентной) субкультуры, на возникновение смысловых барьеров во взаимоотношениях с взрослыми.
Социально-педагогическая работа с детьми с проблемным поведением включает в себя различные направления, среди которых выделяются профилактическое и реабилитационное, которые, в свою очередь, отличаются разнообразием форм и методов, направленных на то, чтобы поставить проблемное поведение под социальный контроль [23, c. 78].
Список литературы
1. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [текст] / Под ред. В.А. Никитина - М., - 2005. - 341 с.
. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов [текст] / Ю.А. Клейберг - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.
. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [текст] / С.А. Бадмаев - М.: Аспект-Пресс 2007. - 203 с.
. Педагогика [текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с.
. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России - 2010 - №2. - 146-166 с.
. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. - М.,2010. -123-147 с.
. Босанац М. Внебрачная семья. М. - 2011. - 96 с.
. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. - 2010. - 234 с.
. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г., Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, юных одиноких матерей. Кн. 1. - М., 2008. - 86 с.
.Быков А.В. Шульга Т.И., Психологическая служба в утверждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. - М., 2010. - 64 с.
. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности, М. - 2008. - 263 с.
. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.,2010. - 184 с.
. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых // под редакцией А. Усачева., 2010. - 180 с.
. Галагузова М.А. Эволюция понятия "воспитание". // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. -Екаринбург, 2009. - 344 с.
. Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде. // Сов. Педагогика. - 2009. - №7. - 292 с.
. Голоднюк М.Н. Зубкова В.И. Предупреждение преступности: Учеб. Пособие. - М., 2011. - 344 с.
. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: Науч.-метод. сб. / Под редакцией М.А. Галагузовой. - Екатеринбург, 2010. -184 с.
. Государство и дети: Реальности России: Материалы Международной научной практической конференции - М., 2010. - 320 с.
. Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. - М., 2010. - 184 с.
. Иващенко Г.Н. Плоткин М.М. Помочь детям выжить. // Педагогика. - 2011. - №11, - 264 с.
. Конвенция ООН о правах ребенка // ОНН. - Нью-Йорк, 2011 г. - 94 с.
. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально психологический и психиатрический аспекты. - Минск, 2008. - 184 с.
. Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи. // Социал. Работа. - 2010. - №1. - 286 с.
. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М., 2010. - 243 с.
. Преодоление трудностей социализации детей сирот: Учеб. Пособие. - Ярославль, 2007. - 274 с.
Приложения
Приложение №1
Карта прогнозирования
(заполняется для конкретного ученика)
ФИО учащегося_______________________________________________
Возраст______________________________________________________
Класс_______________________________________________________
Данные медицинского обследования______________________________
Факторы, провоцирующиеПроявления и общая характеристикаЭмоциональная сфераОсобенности настроенияВзгляды и отношенияОсобенности мышленияСамооценка Оценка окружающейСфера интересов, потребностей и желанийОсобенности семейного воспитанияПоложения ребенка в группе (-ах), в которую он входит Влияние референтной группы на школьника
Приложение №2
Карта прогнозирования
(заполняется для классного коллектива)
. Класс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 (подчеркните)
. Состав класса по возрасту: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 (подчеркните)
. Состав класса по полу: девочки__________________
мальчики_________________
. Учащиеся с нарушением здоровья:_____________________________
. Структура класса, характеристика взаимоотношений:
микрогруппы (из 2-х, 3-х, 4-5 и более человек):____________________
количество микрогрупп, включающих только мальчиков___________
только девочек ________________
тех и других ________________
основания для объединения в микрогруппы____________________
характер отношений между группами__________________________
краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений, преобладание ценностей, нормы поведения)_________
краткая характеристика лидеров (входят ли они в официальный актив)________
количество и краткая характеристика "отверженных" _______________
. Традиции класса_____________________________________________
. Характеристика деятельности класса:___________________________
какие виды деятельности предпочитают в классе________________
мотивы участия школьников в деятельности класса________________
. Место класса в школе:_____________________________________
осознает ли класс себя единым целым ________________________
каков характер взаимоотношений класса с другими школьными объединениями_________________________________________________
. Особенности проявления девиантного поведения в классе:________________
. Взаимодействие с учащимися: _______________________________
. Вероятностный прогноз: __________________________________
. Рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы в классе:___________________________________________________
Приложение №3
Карта личности школьника
Возраст___________________________________________________
Класс _____________________________________________________
Сведения о родителях
(ФИО, образование, место работы, количество детей в семье)
_____________________________________________________________