Социализация личности: сущность, этапы, содержание

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социализация личности: сущность, этапы, содержание

Введение

Проблема. Все мы после своего рождения вступили в этот мир как новый биологический организм, и нашим главным желанием при этом было лишь наличие физического комфорта. Но по мере роста и взросления мы все становились «социальными существами» с присущей человеку системой ценностей и установок, шаблонов поведения и ответственностью, ориентирами и намерениями, - на фоне своего индивидуального мировоззрения. Каждый из нас достигает этого состояния посредством процесса, который принято называть «социализацией».

Социализация личности является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Именно этот процесс и трансформирует каждого из нас в человеческую личность. В процессе социализации каждый из нас усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который и позволяет нам играть определенные, жизненно важные социальные роли.

Тема данной работы: «Социализация личности: сущность, этапы, содержание».

Актуальность выбранной темы обусловлена непрерывным процессом усложнения социальной жизни в современном обществе, проблема социализации и интеграции нового человека в социальную систему современного общества остается всегда животрепещущей и со временем становится лишь более значительной. Данная проблема сегодня особенно нуждается в изучении и решении на фоне заметного роста девиантного поведения среди подрастающего поколения, половой распущенности, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Это все мы видим и сталкиваемся с этим ежедневно, что обуславливает практическую значимость изучения и поиска решения данной проблемы.

Цель данного исследования - определение и характеристика процесса социализации, раскрытие его содержания и основных сторон, выявление проблем социализации и поиск путей их решения. Исходя из намеченной цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:

-определить понятие социализации личности;

-раскрыть содержание процесса социализации;

-подробно рассмотреть этапы этого процесса;

-охарактеризовать сферы и закономерности социализации;

-определить основные институты социализации личности и их значение;

-выявить основные проблемы в процессе социализации и наметить пути их решения;

-сделать выводы.

Методологической базой при написании работы будут общенаучные и специальные методы исследования, анализ и синтез, сравнение, психологическое моделирование, а также исследование научной, учебной и специальной литературы, диссертаций, научных публикации и статей, материалов Интернет-ресурсов.

1. Сущность и содержание процесса социализации личности

.1 Определение понятия «социализация»

социализация психологический личность

Социализация представляет собой социально-психологический процесс вхождения подрастающего человека в социальную систему, его включение и интеграцию в социальную среду посредством овладения им социальными нормами, установками, ценностями, отношениями. Само понятие «социализация» соответствует концепции, в соответствии с которой подросток изначально асоциален, а его социализация представляет собой некий процесс трансформации прежде асоциального индивида в социальную личность, которая оперирует общепринятыми в социуме моделями поведения, с его нормами и социальными ролями. Такой специфический взгляд на формирование социальности личности в особенности характерен, например, для психоаналитического направления психологии.

Если заглянуть в прошлое проблемы личности и ее развития, то можно выделить три основных направления - это биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители первого направления - биологического, определяют личность как исключительно природное существо, у которого все его поведение обусловлено влиянием свойственных ему при рождении влечений, нужд и инстинктов (согласно З. Фрейду, Э. Фрому и другим.). В процессе развития индивид принужден подчиниться общественным требованиям и вместе с тем всегда подавлять свои естественные позывы и инстинкты. Для того, чтобы завуалировать эту постоянную борьбу с самим собой, он либо как бы «надевает маску», либо делает замещение своих неудовлетворенных природных влечений и потребностей какими либо видом деятельности и различными занятиями, увлечениями, хобби.

Представители другого направления полагают, что хотя индивид и рождается как чисто биологический организм, тем не менее в течении своей жизни он мало-помалу социализируется посредством воздействия на него тех социальных групп, с которыми происходит его общение. Причем наблюдается, что чем ниже уровень развития конкретной личности, тем более резко и отчетливо у данного индивида выражаются различные биологические свойства, в первую очередь деструктивный инстинкт, а также обладания, половые и прочие.

Сторонники третьего направления - биосоциального полагают, что всевозможные психические процессы являются по своей природе чисто биологическими, но интересы, ориентированность, личностные способности складываются как явления, имеющие социальную природу. Подобное «раздвоение» личности при этом не способно объяснить ни развитие, ни поведение личности. Определение социализации как процесса формирования социальных установок и убеждений, постижения социальных норм и стереотипов, принятия общественных норм поведения и общения, особенностям стиля жизни, включения в социальные группы, - вполне оправдано. В особенности, если изначально человек рассматривается как несоциальное существо, который в процессе воспитания в обществе постепенно преодолевает свою несоциальность, являющуюся серьезным препятствием. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.

Современная социальная психология рассматривает человеческую личность как единое целое, где биологическая и социальная составляющая неразделимы. Различные модификации в биологической природе человека воздействуют не только на особенности его деятельности, но и на образе жизни. Тем не менее решающую роль играют те интересы, цели, мотивы, т.е. результаты социальной жизнедеятельности, которые, обусловливая полный облик личности, наделяют ее силой для преодоления своих природных изъянов и особенностей характера (запальчивость, стыдливость и т.п.), включая его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Одним из ключевых понятий биологии является - адаптация. Адаптация представляет собой приспособление биологического организма к условиям среды обитания. Данный термин был экстраполирован в область обществознания и стал означать процесс приспособления человека к социальной среде. Так появились понятия психической и социальной адаптации. Эти понятия означают способность личности адаптироваться к всевозможным социальным ситуациям, микро-группам и макро-группам. Так вот, посредством адаптации социализация характеризуется как процесс вхождения личности в социальную среду и процесс ее приспособления к психологическим, культурным и социологическим обстоятельствам данной среды.

Совершенно в ином свете понимается сущность социализации А. Маслоу, Г. Олпортом, К. Роджерсом и прочими представителями гуманистической психологии. Они рассматривают социализация как течение самоактуализации «Я-концепции». Под этим понимается самореализация человеком собственных задатков и творческих способностей, а также как некое преодоление негативных воздействий внешней среды, препятствующих его самоутверждению и развитию. В данном случае субъект характеризуется как самостоятельно становящаяся и развивающаяся система, как результат самовоспитания. Наряду с этим, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении конструктивных жизненных принципов. Определяющее значение здесь имеет тип воспитания.

Тем не менее, категория «социализация» применительно к социальному формированию личности является избыточным. Термин «социальность» не может заменить собой известных в социальной и педагогической психологии понятий воспитания и обучения. Процессы воспитания и обучения реализуются в первую очередь в семье, школе, студенческих, трудовых и прочих коллективах. При этом, социальное воспитание следует характеризовать как процесс в некоторой степени социально контролируемой социализации, помогающий человека развить свои потенции и способности, и реализовываемый в специально организованных воспитательных учреждениях.

1.2 Воспитание и формирование личности

Как уже было отмечено, воспитание отличается от социализации, протекающей в условиях стихийного взаимодействия индивида с внешней средой, характеризуется как процесс целеустремленной и контролируемой его сознанием социализации. Рассмотренные виды социализации имеют некоторые принципиальные различия на различных этапах развития индивида. Наиболее существенным различием на всех этапах возрастного развития является то, что воспитание играет роль своеобразного механизма управления процессами социализации.

Учитывая все это, воспитанию свойственны две ключевые функции: систематизация всего комплекса влияний (физических, социальных, психологических и др.) на индивида и создание необходимых условий для форсирования процессов социализации для развития личности. Согласно данным двум функциям воспитание дает возможность перебороть или смягчить отрицательные результаты социализации, придать этому процессу гуманистическую направленность, использовать научный потенциал при планировании и конструировании воспитательной стратегии и тактики.

Воспитание как инструмент форсирования и управления социализации зиждется на базе общих принципов, а именно:

-принцип целостности определяет неделимость социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития индивида, направляет на самобытность, творчество, индивидуальность каждой личности и в основе своей имеет интеграцию деятельности всех социальных институтов;

-принцип природной сообразности предполагает относиться к человеку как части природы и формирование для его развития надлежащею биологической, психологической и экологической среды;

-принцип непрерывности гарантирует последовательность и преемственность в развитии индивида и основан на вариативности, динамичности изменений в социально-воспитательной согласно требованиям сегодняшнего дня и прогноза на будущее;

-принцип культурной сообразности, призывающий к формированию такой социокультурной среды для развития индивида, где выражалось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, религии, искусства, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

-принцип гуманизма, провозглашающий признание высшей ценности человека, формирование условий для его гармоничного саморазвития, для воплощения в жизнь его внутренней и внешней свободы.

Различные модели воспитания определены степенью созревания обществ, их социально-политическими ориентациями и социальной стратификацией. Вследствие этого процесс воспитание существенно различается в демократических и тоталитарных обществах. Каждая из этих систем культивирует свой личностный тип, свою система взаимодействий, степень личной свободы и ответственности. При этом в любой общественной системе воспитания ключевую роль играет воспитатель-педагог. Именно он выступает как активное начало по отношению к ребенку. Учитывая это, возникает вопрос о том, какие же задачи должна решать целевая социализация, осуществляемая воспитателем. Социализация - это понятие широкое, включающее в себя разные аспекты, в том числе и обучение, которое основано исключительно на отношениях двух сторон: педагога и ребенка, а социализация - это отношения человека и общества.

Известный эксперт в области отечественной педагогики - А.В. Мудрик предложил условное выделение трех групп основных задач, которые решаются на каждой стадии социализации: социально-культурные, естественно-культурные и социально-психологические. Согласно его мнению, спектр решаемых социально-культурных задач представляет собой нравственные, познавательные и ценностно-смысловые задачи, которые характерны для каждого возрастного периода в определенном историческом обществе. Эти задачи обусловливаются обществом в целом, географическим и ближним окружением индивида. Естественно-культурные задачи имеют отношение к достижению в определенный возрастной период обусловленного уровня физического и сексуального развития, обуславливаемого отдельными нормативными различиями в различных географических и культурных условиях (периоды полового созревания, образцы мужественности и женственности у разных народов и климатических условиях и прочее). В отличие от этих социально-психологические задачи обусловлены формированием самосознания индивида, самоопределением и самоутверждением личности, которые в различные периоды жизни человека обладают характерным содержанием и методами их достижения.

Решение перечисленных задач является необходимым условием для нормального развития личности, которые и решаются при помощи воспитания. Возможен вариант, что какие-то задачи или самые важные из них не были решены на какой-либо стадии социализации. В данном случае, это неминуемо приведет к запозданию в развитии личности, и как результат общество получит неполноценного индивида.

Итак, можно подытожить. Воспитание представляется как процесс, реализуемый как правило в детстве, и нужный для того, чтобы привить малышу правила, нормы поведения, принятые в обществе. Социализация же представляет собой долгосрочную цель педагога, она воплощаться в жизнь на протяжении всей жизни индивида, и необходима для того, чтобы человек смог приспособиться и нормально жить в обществе. Социализация и социальное воспитание являются стихийным и практически неуправляемым процессом. На индивида оказывают влияние разные группы людей, часто совсем не так, как хотелось бы педагогу. Нередко они даже не знают человека и не задаются целью оказать на него влияние. Обучение же реализуется конкретными людьми, специально подготовленными для этого и настроенными на передачу знаний и навыков.

1.3 Механизмы социализации

Механизмы социализации являются помощниками для социализации личности при взаимодействии с различными агентами и факторами. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Имеются разные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, например, Габриель Тард рассматривал в качестве основного механизма социализации - подражание. Наш советский и российский психолог, педагог и основатель научной школы «феноменология развития и бытия личности» - Мухина В.С. выделяет в качестве механизмов социализации - идентификацию и обособление личности, а другой не менее известный отечественный психолог Петровский А.В. - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации, и интеграции в процессе развития личности. Взгляды разных авторов на то, как рассматривать данные механизмы, весьма разносторонни и зачастую сильно расходятся. Однако если их все подытожить, то тем не менее можно обозначить единые для всех психологические и социально-психологические механизмы социализации индивида.

Итак, к чисто психологическим механизмам относятся:

Идентификация - во взаимодействии с влиятельными лицами или группами индивид отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Интеллектуализация - проявляется ситуациях, когда индивид переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Вместо того, чтобы предпринять какие-либо конкретные действия по разрешению конфликта индивид начинает абстрактно рассуждать о ней. Данный механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами. Чересчур интеллектуализирующий человек утрачивает полноценную эмоциональную жизнь, и видятся окружающим холодными и равнодушными.

Импринтинг - фиксация индивидом на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Зачастую такая фиксация случается еще в младенчестве, но не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте. Образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Границы личного «Я» в импринтинге размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, втянутыми в ситуацию. Данный механизм может быть и благоприятным и неблагоприятным для социализации личности. Все зависит от характера реакции на возникающие характерные обстоятельства.

Подражание - имитирование стиля, поведения, манер на примере субъектов из реальной жизни или тем, которые предлагают телевидение, интернет и прочее, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал этому механизму важнейшую роль в формировании человека. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Рефлексия - когда внутри индивида ведется некий диалог, где он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Подобное общение может проводиться человеком с другими людьми, реально существующими или вымышленными, или же с разными его «Я». Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Сублимация - механизм, впервые изученный З. Фрейдом, подразумевающий перевод всякого инстинктивного влечения, потребности или мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими, лежащими в основе инновационных достижений.

Экзистенциальный нажим - воздействие на овладение языками (родным и иностранным) условий жизни человека, а также инстинктивное усвоение человеком социальных жизненных норм.

Среди социально-психологических механизмов социализации можно выделить следующие четыре механизма:

Традиционный механизм социализации - проявляется в усвоении индивидом стандартов поведения, норм и воззрений, которые являются традиционными для его ближайшего окружения (семья, друзья, соседи, одноклассники, коллеги). Все усвоенное фиксируется на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без какой-либо критики, человек запоминает их, применяя все вышеперечисленные психологические механизмы социализации, за исключением рефлексии. Традиции, обычаи, стереотипы поведения, принятые в данном окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер.

Механизм социализации стилизованный функционирует исключительно в рамках той субкультуры, где живет индивид и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее приверженцы имеют значение для него самого. Под субкультурой понимается слияние психологических, моральных признаков, специфического поведения, характерного для людей конкретной профессии, культуры, возраста. В итоге такого слияния появляется особый стиль жизни, способ мышления в группе (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.).

Институциональный механизм социализации задействуется, когда индивид взаимодействует с разнообразными общественными институтами и группами, накапливая, в итоге, необходимые знания и опыт, которые помогают ему или вести себя так, чтобы его социальное поведение было одобрено обществом, либо избегать следования правилам социума без проблем и последствий для себя. Средства массовой информации, кино и Интернет как социальные институты, также воздействуют на социализацию личности и не только через передачу информации, а и через преподнесение норм поведения посредством влияния ярких положительных и отрицательных персонажей фильмов, литературы. В итоге индивид может отождествлять себя с теми или иными персонажами, примеряя на себя их образ жизни, их шаблон поведения.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе отношения человека с людьми, имеющими для него немалое значение (родители, друзья, просто уважаемые люди). Безусловно, что эти имеющие влияние личности принадлежат к какой-то организации, субкультуре, группе, но они не обязательно оказывают на индивида такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

Соотношение воздействия на социализацию личности того или иного механизма зависит от его возраста, пола, принадлежности к какой-либо культуре. Всякий из механизмов социализации играет свою роль в определенной сфере социализации.

Имеет место также целый набор других механизмов, содействующих усвоению детьми социальных норм, которые также следует рассмотреть.

Среди наиболее значимых механизмов социализации следует выделить в первую очередь - подавление. Данный механизм проявляется как исключение из области сознания мыслей, влечений, чувств и желаний, которые причиняют ребенку чувства стыда, вины или душевные муки. Механизм подавления объясняет многие случаи забывания индивидом исполнения тех или иных обязанностей, которые по каким-то причинам ему не нравятся. Этот механизм в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, но во многих случаях индивид прилогает определенные усилия, чтобы забыть какие-либо впечатления посредством переноса внимания на другие моменты. Подобный механизм произвольного подавления в психологии называется - вытеснением. Нередко индивид может ощущать чувство вины и внутренний конфликт по той причине, что его желания являются социально неприемлемыми. Причем данное чувство может быть осознанным или неосознанным. Механизмом подавления подобного чувства и разрешения конфликта между желаниями и присвоенной социальной нормой будет реакция на противоположную установку.

Следующий механизм социализации связан с тем, что индивид старается вытеснить некоторые эмоциональные составляющие каких-либо неприятных впечатлений - это механизм изоляции. В случае действия этого механизма мысль, осознается как нейтральная и безвредная для индивида. Данный механизм имеет место при разрешении людьми ролевых конфликтов, которые появляются вследствии того, что индивид вынужден играть две несовместимые роли в одной и той же ситуации. Чтобы такой конфликт был разрешен на психологическом уровне как раз и применяется механизм изоляции.

Существенное значение в процессах социализации имеет механизм самоограничения. Если индивид считает свои достижения незначительными по сравнению с достижениями других людей, то это начинает причинять ему душевную боль, а его самоуважение, при этом, сильно уменьшается. Он может даже в подобной ситуации прекратить свою деятельность. Происходит некий уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Самоограничение оказывать влияние на всем протяжении социальной эволюции личности. Применение данного механизма в разных жизненных ситуациях вполне оправданно, так как способствует адаптации к конкретной ситуации. Тем не менее самоограничение может иметь и негативные последствия в социализации личности и ее развитии. Практический опыт свидетельствует о том, что если ребенок часто отказывается от учебных занятий, игр, то у него могут развиться стыдливость, робость, которые основываются на заниженной самооценке, а в некоторых случаях и комплексе неполноценности. Конечно, начальные усилия индивида в любой сфере деятельности не могут быть совершенными. Зачастую, не понимая своего потенциала, после первых же неудачных попыток индивид отказывается от дальнейших действий и переключается на другое дело. Причиной такого поведения может стать нетактичность, а порой и открыто издевательские замечания окружающих, в особенности значимых людей (родителей, учителей и др.). К сожалению довольно многие потенциально талантливые личности так и не смогли раскрыться из-за нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным шагам в чем-либо.

Сущность механизма проекции заключается в приписывании своих нежелательных черт другим людям. Данный механизм служит защитой для индивида от осознания этих же черт в себе. То есть он обращает отрицательные эмоции не против себя, а против других людей, посредством чего старается сохранить уважение к себе. Психологическая практика показывает, что люди с высоким уровнем самооценки, но с низким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Подобная тенденция, как правило, присуща индивидам с комплексом неполноценности или характеризуется авторитарностью.

2. Этапы и институты социализации личности

.1 Институты социализации

На самых ранних этапах социализации человека главенствующая роль отводится семье, поскольку именно семья является наиболее значимым фактором социальной адаптации индивида и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.

На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры:

-технико-гигиенический - налаженность быта семьи, условия жизни.

-социально-экономический - материальная обеспеченность семьи, занятость членов семьи на рабочих местах.

-социально-культурный - уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция.

-демографический - наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников, их количество.

Психологический климат, место семьи в обществе, стандарты поведения и ценности, превалирующие в ней, - все эти факторы управляют отношениями между ее членами, на подсознательном уровне вырабатывают у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты. Результаты воздействия таких функций семьи, как формирование ценностей; обеспечение развития ребенка; воздействие на выбор пары и поведение в семейной жизни; вырабатывание понятия о половой принадлежности и поведения, соответствующего полу; формирование уровня самооценки настолько значимы, что проявляются всю жизнь.

Учебные заведения представляют собой институты социализации, которые находятся на втором месте после семьи по влиянию на социализацию личности. Социальное воспитание, происходящее в образовательных институтах, формирует предпосылки, содействующие развитию личных способностей индивида, его потенций, формирующей ценности, наделяющей знаниями, примерами поведения, что крайне важно для общества, в котором существует личность.

-обучение взаимодействию в группе;

-налаженность бытовых условий в группе, условий жизнедеятельности;

-содействие самодеятельности в группе.

Процесс образования включает в себя:

-культурная агитация;

-систематическое обучение;

-стимулирование самообразования.

Помимо этого подходящие условия, создаваемые в учебных заведениях, способствуют приспособлению учеников к социуму, которое сопровождается положительными изменениями их личности. Система образования и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы зависят от принадлежности учащихся к определенному этносу и социальной группе. Все нужные эмоциональные, духовные и социальные ценности учащиеся приобретают в процессе взаимодействия с учителем.

Институты социализации личности часто представлены объединениями сверстников. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами.

Нельзя не отметить и такие институты социализации, также оказывающие влияние на адаптацию человека в обществе - соседей, соседские отношения, которые представляют собой людей, живущих рядом с человеком. Воздействие социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские взаимоотношения между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте. Воздействие соседства на социализацию индивида определяется уровнем его образования, профессии, возраста, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Как правило, более всего с соседями общаются дети, дошкольного и подросткового возраста. Посредством такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают социальные роли, и вообще учатся приспосабливаться к обществу. Помимо этого, они как губка впитывают разрешения и запреты, определенные стереотипы, лексику, нормы поведения, существующие в данной среде.

Вся совокупность институтов социализации личности в комплексе влияет на построение социальной стороны мира в человеческом сознании. Во взаимодействии с разными агентами и факторами механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации личности в обществе.

2.2 Сферы социализации личности

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений трех ключевых сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Можно выделить три таких сферы, где и протекает, формирование и развитие личности:

-самосознание,

-общение,

-деятельность.

Каждая из данных сфер следует рассмотреть отдельно, а их общей характеристикой является процесс налаживания, поддержания и расширения социальных связей личности с внешним миром (Приложение А).

Самосознание. Возможно, центральной сферой социализации личности будет именно развитие самосознания индивида. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено. Самосознание - это оценка и осознание индивидом своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. В ходе своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Самосознание - это незаменимое условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

Структура самосознания - это единство трех компонентов:

-процесс самопознания;

-эмоциональная самооценка;

-процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Течение процесса социализации означает становление в человеке образа его «Я», образ которого не появляется у индивида сразу, а формируется на протяжении его жизни под влиянием неисчислимых социальных воздействий. С позиции социальной психологии будет в особенности интересно понять, каким образом включение человека в различные социальные группы определяет данный процесс. Имеет ли какое-либо значение тот факт, что число групп может меняться весьма сильно, а следовательно, меняется и число связей общения. Быть может такая переменная, как число групп, вовсе не имеет значения, а ключевым фактором выдвигается их качество (с позиции содержания их деятельности, степени их развития). Каким образом влияет на поведении индивида и на его деятельность степень развития его самосознания - вот те вопросы, на которые можно получить ответ при исследовании процесса социализации.

Важнейший характеристикой самосознания является то, что его развитие в ходе социализации - это контролируемый процесс. Он обусловлен непрерывным получением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Притом, что самосознание имеет отношение к самым глубоким, личным характеристикам человеческой психики, его формирование невообразимо вне деятельности, поскольку только в деятельности реализовывается определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Самосознание создает в нас чувство собственной уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями настоящего, надеждами на будущее. Наверное, самый главный момент при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Поэтому исключительно внутри этой целостности можно рассуждать о наличии тех или иных структурных элементов.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации человек имеет дело с расширением направлений и видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Первым является - ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Ориентировка реализуется посредством личностных смыслов, т.е. означает обнаружение для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как результат возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах. Ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп. Поэтому мы говорим об этом пока только в порядке постановки проблемы, включения ее в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

Общение. Другой, не мене важной сферой социализации личности является - общение, которое представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Общение основано на реализации особой потребности - в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение «радости общения». Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Нарушения общения приводят к изменениям личности. Углубление общения это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Целью исследований социальной психологии является необходимость показать, с одной стороны, что получает личность от процесса общения; а с другой стороны как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения. Подобные исследования имеют признаки междисциплинарных исследований, так как они одинаково значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Наиболее детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Ну а в отношении остальных возрастных этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации - проблемы ее стадий.

Вместе с освоением этих сфер, человек вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации.

2.3 Стадии процесса социализации

Процесс социализации протекает непрерывно, он длится многие годы, на протяжении всей жизни человека. Весь процесс социализации личности можно условно разделить на несколько ключевых стадий, каждая из которых характеризуется решением определенных задач. При этом каждый этап должен проработать свойственные ему задачи, иначе следующий этап может и не наступить. Он может быть нарушен или приостановлен. Данные этапы можно соотнести с периодам социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По смене выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. На довольно неплохой уровень социализации указывает способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности.

В большинстве наших источников при установлении этапов социализации отталкиваются от того тезиса, что социализация наиболее продуктивно проходит в период трудовой деятельности индивида. Исходя из этого, выделяются следующие стадии социализации (Приложение Б):

-дотрудовая стадия, которая распространяется все годы человеческой жизни вплоть до его трудоустройства. Данная стадия стадия, вместе с тем, подразделяется на два достаточно самостоятельных периода: во-первых, это ранняя социализация, которая охватывает период от рождения ребенка до поступления его в школу; а во-вторых, это юношеская социализация, протекающая в период обучения в школе, лицее, вузе и т.д.;

-трудовая стадия, протекающая весь период зрелости индивида. Следует отметить, что демографические рубежи данной стадии установить сложно, поскольку она охватывает именно весь период трудовой деятельности индивида;

-послетрудовая стадия, берущая свое начало в престарелом возрасте после прекращения человеком его трудовой деятельности.

По мнению российского профессора Петровского А.В. процесс развития личности не может представлять собой лишь сумму уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. В силу этого, Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:

-детство - адаптация человека, проявляющаяся в овладении нормами социальной жизни;

-отрочество - выражается в потребности «быть личностью». Стремление подчеркнуть свою индивидуальность, проявляющуюся в потребности человека в максимальной персонализации;

-юность - интеграция, проявляющаяся в усвоении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В отношении периода послешкольного обучения в вузе или ином учебном заведении имеются различные точки зрения. С одной стороны вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к трудовой стадии, но с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно отлична от периода обучения в школе. Например, это проявляется во все более последовательном проведении принципа соединения обучения с трудом. Следовательно, данные периоды жизни индивида нельзя рассматривать по той же схеме. Как бы там ни было, но в научных трудах вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Невзирая на некоторые мнения о том, что процесс социализации обрывается с окончанием процесса образования личности, большая часть исследователей говорят о безусловном продолжении процесса социализации в период трудовой деятельности человека. Помимо этого, суждение о том, что индивид не только постигает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Мы не можем сегодня согласиться с утверждением, что труд как предпосылка мобилизации сущностных сил человека прерывает процесс приобретения социального опыта; мы также не принимаем то, что в период трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Несомненно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Утилитарную же значимость рассматриваемого вопроса нельзя переоценить: введение трудовой стадии в орбиту проблем социализации заслуживает особого внимания в современных условиях в связи с принципом постоянного образования личности, включая все возрасты. Подобный подход ведет к возникновению новых возможностей для построения междисциплинарных исследований, в частности, в сотрудничестве с педагогикой, в отношении раздела, занимающегося проблемами трудового воспитания. На протяжении уже нескольких лет актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации сегодня является еще более непростой проблемой. Некоторым оправданием, разумеется, может служить тот факт, что проблема эта еще более новая, чем проблема получения социального опыта в период трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Рост продолжительности жизни - с одной стороны, обусловленная социальная политика государств - с другой влекут за собой то, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В первую очередь увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Проблема послетрудовой стадии социализации сегодня присутствует и в социальной психологии. При этом ключевые точки зрения в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - «зрелость» может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.

Следует отметить, что выделение стадий социализации с позиции отношения к трудовой деятельности имеет немалое значение. Для становления и развития индивида весьма важно, через какие социальные группы он входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития. При этом встает ряд вопросов. Имеет ли существенное значение для типа социализации, для ее результата тот факт, что личность преимущественно была включена в группы высокого уровня развития или нет? Имеет ли значение для личности тип конфликтов, с которыми она сталкивалась? Какое воздействие на личность может оказать ее функционирование в незрелых группах, с высоким уровнем сугубо межличностных конфликтов? Какие формы ее социальной активности стимулируются длительным пребыванием в группах с сильно выраженным деятельностным опосредованием межличностных отношений, с богатым опытом построения кооперативного типа взаимодействия в условиях совместной деятельности и, наоборот, с низкими показателями по этим параметрам? Пока этот комплекс проблем не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения.

Заключение

Итак, социализация представляет собой социально-психологический процесс вхождения подрастающего человека в социальную систему, его включение и интеграцию в социальную среду посредством овладения им социальными нормами, установками, ценностями, отношениями. Как бы там ни было, человек - это социальное существо, он рождается среди людей и живет в их обществе, а это значит, что для него очень важно, как он научится взаимодействовать с себе подобными, как постигнет правила поведения в этом обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Именно этот процесс и трансформирует каждого из нас в человеческую личность. В процессе социализации каждый из нас усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который и позволяет нам играть определенные, жизненно важные социальные роли.

Не смотря на то, что многие педагоги полагают, что первостепенное значение в формировании личности ребенка имеет воспитание, однако многие примеры из жизни свидетельствуют нам о том, что без социализации в раннем возрасте невозможно научить индивида ничему, что сделает его неспособным адаптироваться к жизни в социуме. Конечно, фундаментом благополучия любой страны, любого народа было и остается здоровое, интеллектуально развитое общество. Сегодня все большую актуальность приобретают формы и методы развития подрастающего поколения, которое недопустимо осуществлять без учета особенностей каждой отдельной личности.

Сегодня следует особое внимание обратить на такую категорию подростков, как лица, склонные к девиантному поведению, которые отчасти лишены возможности реализовать себя в обществе и положительно адаптироваться в нем. Тот набор методов социально-педагогической реабилитации, которые применяют сегодня, не может решить проблему социализации этой категории наших граждан. Помимо этого, по сравнению с детьми из благополучных семей у подростков из неполных семей в большей степени выражено пассивное отношение к жизни. Такие подростки зачастую лишены ясности жизненных целей и позиций, стремлений к значимым достижениям. Здесь уже можно говорить о некоторой инфантильности по отношению к формированию личного жизненного пути и профессиональной карьеры, и как следствие - низкий уровень мотивации к обучению, и обедненная сфера личных интересов.

Социализация таких подростков - это в первую очередь комплексная, многоуровневая система действий, сориентированных на возврат их в общество, которая должна заключаться в обучении тому, как создавать взаимоотношения с окружающими людьми, а также содержать в себе профилактику и коррекцию отклонений в его развитии. Общими стараниями родителей, социальных педагогов, психологов, школьных учителей следует принимать меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения посредством ряда направлений: демонстрация ребенку общей поддержки; определение способностей и перспективы развития ребенка; выделение комплексов, требующих коррекции; организация досуга во внеурочное время; подготовка и реализация индивидуальных программ коррекции. В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении указанных требований и условий позволит обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, с учетом индивидуальных особенностей и вариантов личностного развития.

В ходе работы было исследована проблема социализации личности, доказана актуальность и важность данной проблемы для современного общества. Кроме этого были рассмотрены основные этапы процесса социализации, рассмотрены основные институты социализации человека, сферы социализации и ее закономерности. Был также обозначен круг проблем, которые еще предстоит решать современному обществу. По некоторым из выявленных проблем были намечены общие принципы и пути их решения. Учитывая это, считаю, что цели, которые были поставлены перед автором работы - достигнуты.

Список использованных источников

1Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.

Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.

3Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.

Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.

Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.

6Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.

7Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. - 224 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с.

9Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

10Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. - М.: Азбука классика, 2005. - 224 с.

Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д., 2008. - 544 с.

Эриксон Э. Зрелый возраст / Пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.

«FB.ru». Интернет-ресурс: http://fb.ru/article/19280/institutyi-sotsializatsii-lichnosti

Похожие работы на - Социализация личности: сущность, этапы, содержание

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!