ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
Важно отметить и риски, которые смогут возникнуть при изменениях в законодательстве. Изменение ставок финансирования, кредитных ставок и повышение ставок налогообложения могут стать наиболее неблагоприятными в рамках рассматриваемой отрасли и конкретной организации.
В нынешних политических условиях большое влияние на поддержание стабильного дохода оказывает введение санкций. В связи введением последних, повышается курс валют, а следовательно наблюдается рост цен на строительные материалы, инструменты, сырье и оборудование. А так как «СК Инкор» сотрудничает с зарубежными компаниями, введение санкций сильно затрудняет деятельность компании.
Также большое значение имеет возрастающая интеграция в рассматриваемой отрасли. Развитие строительной отрасли может сыграть роль локомотива по выводу экономики России из нестабильной ситуации и угрозы состояния рецессии. Развитие строительной отрасли является необходимым условием успешного социально-экономического развития нашего государства. А строительство обладает одним из самых высоких мультипликаторов в экономике - одно рабочее место в строительной отрасли создает до 8 рабочих мест в смежных отраслях. Однако приток новых игроков на рынок приведет к повышению конкуренции и уменьшению цен на производимые работы. Большая конкуренция может привести и к уменьшению вероятности выигрыша на тендерах, возможно, даже затруднит процесс производства работ в качестве субподрядчика.
Демографическое окружение. Изменение структуры населения влечет за собой изменение и структуры потребностей, что имеет значение как в производстве товаров, так и в сфере услуг.
В связи с тем, что в 90-е годы был демографический кризис, через 5-10 лет можно рассчитывать на упадок спроса на жилье. Это приведет к понижению цен как на само жилье, так и на его строительство.
Для того чтобы крепко удержаться на рынке строительства, компании можно порекомендовать так же как и сейчас вести параллельно несколько видов деятельности, возможно добавить к перечню выполняемых работ новые, например, что-либо связанное с дизайном, оформлением интерьера и так далее.
Таким образом, для достижения успеха в любой сфере бизнеса фирма должна учитывать как сложившуюся сегодня ситуацию, так и возможные изменения в перспективе в экономическом, политическом, правовом и демографическом окружении, а также качественные изменения в технологии производства продукции и услуг и достижения технического прогресса.
Анализ деятельности конкурентов
Анализ конкуренции - важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков и используется для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта. Контроль за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволяет фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Конкуренция на строительном рынке г.Казань очень высока. Каждый год в этой сфере появляется и исчезает огромное количество компаний. Основная масса устойчиво держится на рынке рассматриваемого сектора. Это заставляет компанию «СК Инкор» вести точный учет изменений на рынке для того, чтобы обеспечить гарантией существования компании и выполнения строительных услуг в запланированных объемах.
Компания ЗАО «СК Инкор» находится на стадии роста. Это можно объяснить тем, что последние 2 года она постоянно расширятся: компания стала осуществлять капитальное строительство в качестве генерального подрядчика, расширила свой рынок, выйдя за пределы Республики Татарстан, создала новые отделы и увеличила штаб сотрудников.
Для определения основных конкурентов компании, мы рассматривали их по следующим критериям:
Территориальная близость;
Сопоставимость набора услуг;
Сопоставимость ценовой политики.
В результате можно сделать вывод, что у компании на данном рынке не более пяти конкурентов. В качестве основных конкурентов исследуемой фирмы ЗАО «СК Инкор» были определены ООО «Флортек» (промышленные наливные упрочненные полы и полимерные покрытия) и ООО «КамаСтройИнвест»(капитальное строительство).
Анализируя конкурентов, необходимо оценить их текущие задачи, стратегии, главные достоинства и недостатки и спрогнозировать их возможные действия в будущем.
Первой проанализируем компанию ООО «Флортек».
На рынке компания с 2007 года, основной ее вид деятельности - устройство промышленных наливных упрочненных полов и полимерных покрытий. Эта компания занимает лидирующие позиции в данном строительном секторе и успешно развивается, обслуживая самые крупные объекты г. Казань и занимает почти 3% рынка в Татарстане. (данные взяты из сайта компании)
Из инструментов маркетинга компания активно продвигает через сеть Интернет, рекламу в газетах и дорожных щитах. Но основных методом продвижения компании являются переговоры генерального директора непосредственно с потенциальными заказчиками.
Местоположение компании удобное. Офис «Флортек» находится на улице Лаврентьева, дом 3 в Ново-Савиновском районе.
Следующей анализируемой компанией является ООО «КамаСтройИнвест»
«КамаСтройИнвест» - инвестиционно-строительная компания, занимающаяся строительством уникальных объектов жилой и коммерческой недвижимости в Казани, домов бизнес и премиум класса с авторской архитектурой и дизайном. Основана в 2006 году.
Направления деятельности:
Строительство и продажа жилых домов бизнес и премиум класса
Продажа и брокеридж коммерческих помещений
Управление и эксплуатация объектов недвижимости, собственная управляющая компания
Миссия компании - улучшать инфраструктуру города за счет строительства высококачественного жилья и коммерческой недвижимости.
Расположение головного офиса: ул. Каюма Насыри, дом 3
Подводя итог по анализу компаний ООО «Флортек» и ООО «КамаСтройИнвест» можно составить карточки конкурентов обеих предприятий.
. Конкурент №1: ООО «Флортек»
. Форма собственности : Общество с ограниченной ответственностью
. Местоположение: Ново-Савиновский район, ул. Лаврентьева, дом 3, офис 107
. Конкурент является: ведущим в отрасли
. Деловая активность конкурента: расширяется
. Конкурент считается: консервативным
. Ассортимент услуг конкурента: устройство промышленных наливных упрочненных полов и полимерных покрытий
. Система управления: авторитарная
. Цены продаж (в сравнении с ценами «СК Инкор»): выше
. Причина того, что потребители покупают у конкурента: авторитет на рынке, быстрое время работы, качество.
. Действия по стимулированию продаж: Прямые переговоры с заказчиками
. Средства рекламы конкурента: рекламные щиты.
. Заключительная оценка конкурента: ООО «Флортек» оказывает весь спектр услуг выбранного профиля и по праву занимает одно из лидирующих позиций на рынке.
. Конкурент №2: ООО «КамаСтройИнвест»
. Форма собственности : Общество с ограниченной ответственностью
. Местоположение: Вахитовский район, ул. Каюма Насыри, дом 3
. Конкурент является: ведущим в отрасли
. Деловая активность конкурента: расширяется
. Конкурент считается: консервативным
. Ассортимент услуг конкурента: строительство уникальных объектов жилой и коммерческой недвижимости в Казани, домов бизнес и премиум класса с авторской архитектурой и дизайном
. Система управления: авторитарная
. Цены продаж (в сравнении с ценами «СК Инкор»): выше
. Причина того, что потребители покупают у конкурента: уникальность проектов, качество работ.
. Действия по стимулированию продаж: Прямые переговоры с заказчиками, участие в тендерах
. Средства рекламы конкурента: сайт компании
. Заключительная оценка конкурента: ООО «КамаСтройИнвест» является сильным конкурентом, которая уже достаточно долгое время создает строительные объекты высочайшего уровня качества и сложности.
Также в анализ конкурентов сходит и анализ имиджа конкурентов. Результаты приведены в Табл. 1 и Табл. 2.
Табл. 1 Анализ имиджа конкурента ООО «Флортек»
ВопросыО Ц Е Н К И- 3- 2- 10+1+ 2+ 31. Качество продукции+2. Дополнительные услуги+3. Уровень цен+4. Образ предприятия+5. Кадровая политика+6. Дружелюбность сотрудников+7. Надежность сотрудников+8. Технический и техноло-гический уровень+9.Уровень дизайна+10. Полезность продукции+11. Нововведения+
Табл. 2 Анализ имиджа конкурента ООО «КамаСтройИнвест»
ВопросыО Ц Е Н К И- 3- 2- 10+1+ 2+ 31. Качество продукции+2. Дополнительные услуги+3. Уровень цен+4. Образ предприятия+5. Кадровая политика+6. Дружелюбность сотрудников+7. Надежность сотрудников+8. Технический и техноло-гический уровень+9.Уровень дизайна+10. Полезность продукции+11. Нововведения+
По итогам анализа конкурентов компания «Флортек» набрала 17 баллов, а «КамаСтройИнвест» - 23 балла, что позиционирует их как сильных конкурентов.
Далее проведем анализ потенциала конкурентов. Результаты приведены в Табл. 3 и Табл. 4
Табл.3 Анализ потенциала конкурента ООО «Флортек»
ВопросыО Ц Е Н К И- 3- 2- 10+1+ 2+ 31. Положение на рынке+2. Наличие рекламы+3. Оформление продукции+4.Упаковка продукции+5. Разнообразие ассортимента+6. Инвестиционные возможности+7. Потенциал инноваций+8. Уровень управления+9. Возможность диверсифика-ции (разноплановое развитие)+10. Возможности расширения производства+
Табл.4 Анализ потенциала конкурента ООО «КамаСтройИнвест»
ВопросыО Ц Е Н К И- 3- 2- 10+1+ 2+ 31. Положение на рынке+2. Наличие рекламы+3. Оформление продукции+4.Упаковка продукции+5. Разнообразие ассортимента+6.Инвестиционные возможности+7. Потенциал инноваций+8. Уровень управления+9. Возможность диверсифика-ции (разноплановое развитие)+10. Возможности расширения производства+
В результате анализа компания «Флортек» набрала 14 баллов, «КамаСтройИнвест» - 13 баллов
Анализ потребителей
Любая фирма, желая добиться успеха, должна ориентироваться на потребителя. Задача менеджеров состоит в том, чтобы выявить неудовлетворенные потребности потенциальных клиентов и удовлетворить их лучше и раньше, чем конкуренты.
Для достижения наилучшего результата надо взглянуть на рынок в целом и на данную фирму в частности глазами потребителя, поскольку потребности клиентов - это фактор успеха фирмы. Если фирма сможет удовлетворить потребность рынка лучше, чем конкуренты, ей гарантирован успех.
Основными потребителями являются крупные предприятия с большими складскими и офисными помещениями. В основном это крупные супермаркеты, заводы и так далее. Крупные компании обращаются именно во «Флортек» потому что у последней компании достаточно серьезная репутация и быстрые сроки выполнения работ.
В строительную компанию «КамаСтройИнвест» обращаются инвесторы, которые основной целью строительных проектов ставят извлечение максимальной прибыли от инвестиций за минимально короткий срок. К тому же, уникальностью компании является создание объектов жилой и коммерческой недвижимости в единственном экземпляре.
Анализ сильных и слабых сторон компании «СК Инкор»
После проведения анализа конкурентов и потребителей, необходимо оценить сильные и слабые стороны компании «СК Инкор».
ЗАО «СК Инкор» - одна из крупных строительных компаний города Казань
Основными преимуществами компании являются
Высококвалифицированный персонал. Для того, чтобы устроиться в организацию, необходимо пройти 2 этапа собеседования. Месторождения компании находится в центре города, что позволяет беспрепятственно попасть в офис.
Высокое качество и низкие сроки выполнения работ
Наличие системы профессионального обучения и повышения квалификации.
Диверсификация производства
Основными недостатками компании можно считать:
Сложность выхода на рынок.
Недостаток финансовых средств (оборотных, для осуществления финансирования необходимых стратегических инициатив).
Непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности.
Высокие цены на материалы и оборудование
Низкая рентабельность производственной деятельности (основной) из-за слабой организации снабжения и технического сервиса механизмов.
Высокие издержки производства.
Для определения возможностей и угроз проведем SWOT-анализ компании.
Табл. 5. SWOT-анализ компании «СК Инкор»
Сильные стороны предприятияВозможности (внешнее окружение)1. Предприятие известно в городе и имеет хорошую репутацию (10 построенных домов).1. Приобретение земельного участка и строительство малоэтажных домов на окраине города - сектор эконом жилья (имеется большой свободный участок земли и есть потребность в жилье у населения).2. Предприятие имеет связи в правительственных структурах.2. Строительство дополнительных литеров уже построенных жилых домов в секторе престижного жилья.3. Продумала схема получения разрешений, строительства и ввода в эксплуатацию объектов недвижимости.3. Увеличение количества покупателей за счет зачета имеющейся недвижимость в счет покупки новой.4. Квалифицированные строители.4. Выход на рынок соседней области.5. Эффективный менеджмент (опытные руководители).6. Более 4 лет на рынке недвижимости.7. Большой уставный капитал гарантирует доверие инвесторов и потребителей.Слабые стороны предприятияУгрозы (внешнее окружение)1. Экономия на материалах приводит к снижению качества построенных объектов.1. Появление конкурирующих организаций, строящих жилье в тех же районах.2. Долгие сроки строительства объектов-строительства2. Увеличение себестоимости строительства из-за роста цен на строительные материалы.3. Недостаток денежных средств для выплаты заработной платы рабочим в связи с тем, что деньги находятся в обороте3. Скачки курса доллара способны увеличить себестоимость работ и снизить спрос на объекты недвижимости (в кризис люди более осторожны с покупками).
Формирование целей компании
Цели фирмы должны соответствовать ее возможностям, экономической ситуации и конкурентной среде. При формулировании целей необходимо учитывать результаты анализа внешней среды, позиции конкурентов, потребности клиентов и потенциал самой фирмы. Надо помнить также о том, что поставленные цели могут иметь и альтернативы. Поэтому целесообразно сравнить несколько возможных вариантов с учетом миссии фирмы и ее идеального образа.
При формулировании целей фирмы необходимо определить:
содержание (т.е. чего фирма хочет достичь)
объем (количественные характеристики)
ограничения по срокам (когда предполагается достижение поставленных целей в желаемом объеме).
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
Руководитель компании четко видит свои долгосрочные планы и перспективы роста компании. Берутся новые объекты для устройства промышленных полов, компания участвует в тендерах. И каждый отдел в офисе уверен в долгосрочной занятости.
Выбор стратегии маркетинга
Организация маркетинга в подрядной строительной компании «СК Инкор» имеет ряд особенностей, определяемых спецификой деятельности такого рода предприятий. Являясь, по своей сути, производственной организацией, конечный результат ее производственного процесса - объект завершенного строительства, как товар не рассматривается, он выступает, в основном, в качестве имиджевого, рекламного элемента.
Таким образом, строительная организация «СК Инкор» сочетает в себе одновременно характерные черты промышленного предприятия и предприятия сферы обслуживания. Следствием этого является пограничный характер маркетинга, что вызывает необходимость комплексного подхода к его организации, и предает ему специфические черты, не характерные для большинства производственных предприятий.
Основная цель службы маркетинга в «СК Инкор» - это создание постоянно действующей системы сбора, обработки и обмена объективной информации между всеми структурными подразделениями фирмы для обеспечения устойчивого, прогнозируемого и управляемого процесса сбыта комплекса строительных услуг.
В соответствии с классической схемой организации маркетинга на предприятии, его целесообразно разделить на внутренний и внешний.
Применительно к «СК Инкор» можно выделить следующие структурные элементы маркетинга:
Внешний маркетинг:
. Общий маркетинг внешней среды - проводится с целью выявления факторов, способных оказать влияние на экономическую деятельность предприятия (политическая, экономическая, социальная, правовая обстановка).
. Маркетинг строительного рынка - выявление приоритетных направлений, динамики, структуры и общих тенденций развития, отбор целевых рынков.
. Маркетинг строительных проектов - сегментация, анализ реальных и потенциальных потребителей строительных услуг, изучение требований и условий заказчика.
. Маркетинг строительных технологий, материалов и оборудования (маркетинг инноваций) - предполагает изучение, анализ и определение экономической целесообразности освоения, разработки и использования новых строительных технологий и материалов на текущих и перспективных объектах.
. Маркетинг конкурентов - анализ состояния договорных отношений, ценовой политики, используемых технологий, способов финансирования, методов организации, качества, гарантий и сроков выполнения работ.
. Маркетинг субподрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов).
. Маркетинг поставщиков - анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования.
. Маркетинг рабочей силы изучение, анализ спроса и предложения рабочей силы, мониторинг уровня заработной платы, существующей системы материального стимулирования персонала.
. Маркетинг информационных коммуникаций - анализ существующих и поиск новых источников получения коммерческой информации, изучение рекламного рынка, получение исходных данных для выработки рекламной стратегии и тактики предприятия.
. Маркетинг банковских и страховых услуг - анализ условий предоставления банковских кредитов, гарантий, инвестиционной политики банков, условий и порядка страхования строительных рисков.
Внутренний маркетинг:
. Маркетинг менеджмента - анализ соответствия существующей системы управления, планирования и организационной структуры предприятия уровню решаемых текущих и перспективных задач.
. Маркетинг сбыта - изучение и анализ процесса организации продаж строительных услуг, эффективности рекламы, количественных и качественных показателей сбыта, хода реализации договоров строительного подряда.
. Маркетинг производственного процесса - оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ, изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия.
. Маркетинг персонала - оценка количественных и качественных показателей персонала (образовательного, профессионального уровня, квалификации), психологического климата, уровня заработной платы, системы мотиваций, социальных льгот.
. Финансовый маркетинг - анализ и выработка ценовой политики, определение уровня рентабельности каждого структурного подразделения и предприятия в целом.
. Маркетинговый контроль (аудит) - комплексный анализ реализации маркетинговой концепции предприятия, тактических и стратегических планов развития.
Четкое структурное построение маркетинга дает возможность правильно понять и расставить приоритеты в работе, рационально распределить функциональные обязанности между подразделениями предприятия в части маркетинга и осуществлять контроль над их выполнением.
Исходя из вышеперечисленого, можно разработать следующие рекомендации, подкрепленные практическим опытом по подрядной строительной организации ООО «СК Инкор»:
. В целях получения наиболее достоверных данных:
при сборе исходной информации для последующего анализа, необходимо пользоваться максимально возможным количеством не связанных между собой источников;
иметь в виду, что официальные статистические данные по строительному сектору, как правило, имеют тенденцию:
а) в бюджетной сфере - к завышению;
б) в коммерческой сфере - к занижению.
. Для достижения оперативности в сборе информации и качественной подготовке коммерческого предложения (оферты):
Сбор информации о потенциальных строительных объектах целесообразно осуществлять на максимально ранних стадиях реализации проектов. Таковыми являются вынесение решения инвестиционно-тендерной комиссии и выход распоряжения губернатора о проектировании и строительстве (реконструкции) объекта недвижимости.
Коммерческое предложение (оферта) должно отражать реальные возможности строительной организации, и при этом быть максимально акцентированным на те преимущества, которые получает заказчик, сделав выбор в пользу вашей подрядной организации.
Форма предложения предполагаемых к использованию материалов, технологий и комплекса строительных услуг должна носить открытый, сравнительный характер, позволяющий заказчику сделать кажущийся самостоятельным выбор в пользу вашего предложения; (предпочтительным является сравнительная таблица технических, эксплуатационных и стоимостных характеристик используемых вами и аналогичных по назначению технологий, материалов и услуг из которой явно просматриваются преимущества вашего варианта).
Существующее на западе правило - не участвовать в тендере, если нет твердой уверенности в том, что ты его выиграешь, на российской почве не прижилось. Учитывая формальный характер проводимых тендеров, соотношение количества поданных оферт и выигранных конкурсов не является показателем высокой квалификации и надежности подрядной строительной организации. Более того, участие в торгах, где заказчиком выступает серьезная компания, располагающая ни одним потенциальным строительным объектом, независимо от их результата, предоставляет оференту возможность:
приобрести опыт участия в торгах, подготовки конкурсных предложений;
в ходе личного контакта с заказчиком, продемонстрировать и документально подтвердить свою квалификацию, видение и пути решения организационных, технологических и иных проблем по организации строительного процесса в целях создания положительного имиджа с перспективой на дальнейшее сотрудничество;
получить информацию о победителях конкурса, осуществить сравнительный анализ и выделить слабые стороны своего предложения для их последующей корректировки и доработки;
осуществить личный контакт с победителями торгов для рассмотрения возможности своего участия в данном, и иных проектах в качестве субподрядной строительной организации;
получить дополнительную информацию о предприятиях-конкурентах.
. В целях повышения эффективности рекламы:
Объектом рекламы является должностное лицо (топ-менеджер), уполномоченное принимать (готовить) решение о привлечении подрядной строительной организации, из чего следует:
рекламная деятельность должна носить избирательный, максимально выдержанный, ненавязчивый, деловой (более информационный, чем рекламный) характер, декларирующий положительную репутацию, опыт и возможности подрядчика, подтвержденные конкретным, не вызывающим сомнений, либо легко проверяемым фактом или цифрой, (ссылка на Интернет-сайт для получения более подробной информации более чем желательна);
форма публикации: рекламный модуль (содержание модуля не должно повторяться дважды, неизменным должен оставаться только фирменный стиль предприятия), либо информационно-рекламная статья (буклет) аналитического характера, обобщающая опыт работы предприятия на строительных объектах, применяемые им технологии, способы организации работ и т.д.;
места публикаций: серьёзные специализированные издания, рассчитанные на руководящий состав предприятий и организаций;
периодичность: один раз в 2-3 месяца;
публикация в специализированных и общегородских справочниках носит необязательный, исключительно имиджевый характер.
. Маркетинг в кадровой политике «СК Инкор».
Одним из основных вопросов кадровой политики подрядной строительной организации, помимо профессионального подбора персонала, является обеспечение стабильности кадров, максимальное уменьшение их текучести и частой сменяемости. Причина состоит не только в том, что стабильность кадров является одним из показателей стабильности самого предприятия.
Учитывая сугубо коллективный характер работы строительной фирмы и высокую степень информированности его сотрудников, замена любого должностного лица неизбежно приводит к временному сбою в производственном процессе, утечке производственно-коммерческой информации.
Кроме того, независимо от причин, побудивших сотрудника к смене места работы, его уход и последующие поиски нового работодателя (как правило, в том же строительном секторе), даже при самой корректной мотивации, прямо или косвенно способствуют распространению негативной информации о предыдущем месте работы. Это лежит в плоскости человеческой психологии.
Решение данной проблемы не является исключительной прерогативой кадрового органа. Стабильность обеспечивается всем ходом сложившегося производственного процесса, системы мотивации персонала, состоянием психологического климата коллектива предприятия в целом и его каждого структурного подразделения в частности. Осуществление постоянного анализа, и контроля над состоянием работы с персоналом предприятия, прогнозирование и оперативное принятие решений, выработка предложений и рекомендаций являются базовыми маркетинговыми функциями кадрового органа.
Вся работа как по внутреннему, так и по внешнему маркетингу для покупателя материализуется в рекламном посыле. Необходимо отметить, что проводя достаточно серьезный анализ, маркетологи компании не выработали четкой маркетинговой стратегии. Так как нет определенной стратегии, то и его конечный элемент - реклама также преследует неясные цели, и транслирует невнятный посыл.
Обобщение результатов
маркетинговый конкурент потребитель реклама
Данная работа проводилась с целью разработки маркетинговой программы для строительной компании ЗАО «СК Инкор». Дана краткая характеристика компании, определена ее миссия.
В ходе анализа внешней среды предприятия были рассмотрены следующие окружения: экономическое, технико-технологическое, правовое, политическое, демографическое и экологическое.
Далее проводился анализ конкурентов «СК Инкор». Основными конкурентами были выбраны ООО «Флортек» (промышленные наливные упрочненные полы и полимерные покрытия) и ООО «КамаСтройИнвест» (капитальное строительство). Были выявлены сильные и слабые стороны конкурентов, сделан анализ имиджа и потенциала конкурентов.
Также проанализированы основные потребители обоих конкурентов «СК Инкор» и сделан анализ сильных и слабых сторон анализируемой компании. Для определения возможностей и угроз проведен SWOT-анализ компании.
Далее сформулированы цели фирмы и выбрана и подробно описана маркетинговая стратегия «СК Инкор»
Список используемой литературы
1.Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для Менеджеров. Курс лекций; М.: Экмос, 2008. - 480 c
. Крэнделл Р. 1001 способ успешного маркетинга; М.: Фаир-Пресс, 2009. - 496 c.
. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг; СПб: Питер, 2006. - 352 c.
. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. #"justify">. http://www.mirkin.ru