Затраты торгового предприятия на примере ТОО 'Sulpak'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Затраты торгового предприятия на примере ТОО 'Sulpak'

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. характеристика и классификация издержек обращения в торговом предприятии

.1 Экономическая характеристика издержек обращения в торговле

.2 Классификация издержек обращения, их уровень и структура

. ЗАТРАТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «SULPAK»

.1 Краткая характеристика предприятия и ее учетная политика ТОО «SULPAK»

.2 Структура расходов предприятия

.3 Анализ расходов предприятия

.ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ В ТОО«SULPAK»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Из года в год экономика играет главную роль в жизни людей. Именно от неё зависит повседневная деятельность населения. Она также, как и всё остальное в этом мире, не стоит на месте, а постоянно развивается, но, к сожалению, порой она просто непредсказуема. В наше время большинство людей имеют работу. Этим они зарабатывают деньги, которые в данный момент играют очень большую роль в их жизни. Естественно, каждый стремится получать большую прибыль от своих трудов. Поэтому им необходимо знать, что такое издержки обращения, и какими способами их можно сократить. Особенно эта тема актуальна сейчас - в условиях экономического кризиса; каждый человек продаёт свои труды за финансовые ресурсы, и чтобы это не происходило попусту, каждый стремится максимизировать прибыль.

Издержки - это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.

Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения.

Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия - это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.

При этом издержки обращения и финансовые затраты и расходы являются затратами в чистом виде, а средства предприятия, израсходованные на покупку товаров, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов, поэтому постоянно находятся в обороте.

Помимо затрат на осуществление текущей хозяйственной деятельности, предприятия производят и капитальные вложения в развитие основных фондов, функционирующих в течение длительного времени, что позволяет отнести эти затраты к долговременным. Их следует включать в состав совокупных затрат.

Цель курсовой работы:

- Определить понятие издержек производства и обращения в деятельности работы предприятия

- Рассмотреть состав и систему затрат торговой фирмы в условиях рыночной экономики

- Выявить особенности планирования и имеющиеся недостатки издержек обращения в условиях рыночной экономики

- Развитие навыков самостоятельной работы и применения полученных знаний при расчете затрат торгового предприятия.

Задачами курсовой работы является исследование и раскрытие темы: «Затраты торгового предприятия на примере ТОО «SULPAK»

.Раскрыть сущность и особенности планирования издержек обращения.

.Понять процесс планирования издержек обращения.

.Рассчитать издержки обращения с помощью балансового, расчетно-аналитического или нормативного методов.

.Экономически обосновать полученные показатели.

.Понять, как влияют затраты на прибыль.

. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Экономическая характеристика издержек обращения в торговле

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме в виде средств и предметов труда, а также фонда потребления работников торговли.

В общую сумму общественных затрат на обращение товаров включаются и издержки обращения в сфере потребления, связанные с нахождением, покупкой и доставкой покупателями товаров на дом. Издержки потребления составляют примерно половину всех издержек сферы обращения и почти в полтора раза превосходят величину текущих затрат торговли.

Однако не все затраты торговли можно относить на издержки обращения. Так, затраты и потери, возникающие в результате небрежного отношения к собственности, убытки, образующиеся по причине наличия дебиторской задолженности, не востребованной в срок, штрафы и пени, уплачиваемые вследствие невыполнения хозяйственных договоров, и прочие подобные потери не должны учитываться как издержки обращения. Указанные расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Издержки торговли составляют более 40% общих издержек обращения по товарам личного потребления, в том числе около 65% приходится на розничную торговую сеть. Соотношение различных звеньев торговли в издержках обращения не является постоянным.

К дополнительным издержкам обращения относятся расходы по транспортированию, подработке, сортировке и фасовке товаров, хранению товарных запасов и другие издержки. Источником возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на торговые процессы и участвующий в создании стоимости товаров.

Чистые издержки обращения - это расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи товаров (ведение учета, осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).

В отличие от дополнительных чистые издержки обращения не увеличивают стоимости товаров и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в отраслях материального производства (включая производственные процессы в торговле). Деление издержек торговли на дополнительные и чистые позволяет точнее установить границы сферы материального производства, правильнее исчислить величину общественного продукта и национального дохода, глубже понимать процессы, происходящие в торговле, и целенаправленно управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.

Соотношение между дополнительными и чистыми издержками обращения не является постоянным. Его изменение обусловливают объективные процессы развития экономики в целом, и торговли в том числе. С развитием и совершенствованием размещения трудовых ресурсов, углублением общественного разделения труда повышается роль торговых предприятий в доведении товаров до степени полной готовности к потреблению. В связи с этим снижается доля дополнительных издержек в торговле и относительно возрастают затраты, связанные со сменой формы стоимости, что способствует в конечном счете повышению культуры торговли и экономии времени покупателей. Высокий уровень торгового обслуживания населения и сокращение издержек потребления - это важнейшие направления совершенствования торговли в развитом обществе. Экономия средств на культуре торгового обслуживания противоречит самой сущности торговли.

В торговле издержки обращения направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

В издержках торговли нет расходов, порождаемых эксплуатацией, конкуренцией, спекуляцией.

Важнейшим условием сокращения издержек, связанных с реализацией товаров, является достижение соответствия между спросом и предложением, товарооборотом и покупательными фондами населения.

При капитализме издержки обращения связаны с функционированием торгового капитала, осуществляющего продажу товаров в целях получения максимальной прибыли. Преобладающую и все возрастающую часть их занимают чистые издержки обращения, порождаемые обострением проблемы сбыта товаров в условиях капитализма. Огромные непроизводительные расходы обусловлены скоплением чрезмерных товаров, что обусловлено конкурентной борьбой.

В издержках торговли все большее значение приобретают расходы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, улучшением условий труда, охраной здоровья работников. В издержках торговли расходы на социальное страхование, охрану труда и прочие подобные мероприятия либо вовсе отсутствуют, либо занимают незначительную долю.

Издержки обращения в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение издержек обращения наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий.

Существуют объективные условия для рационального ведения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин, порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов.

Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения.

Необходимым и достаточным уровнем следует считать тот, который обусловлен общественно необходимыми затратами. Такими затратами принято называть расходы, связанные с реализацией и доведением товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания.

1.2 Классификация издержек обращения, их уровень и структура

издержки обращение учетный торговый

Научная классификация издержек обращения предопределяется содержанием и структурой занятого в торговле живого и овеществленного труда, характером услуг, оказываемых торговле другими отраслями хозяйства. В соответствии с этим издержки обращения торговли делятся на следующие группы:

оплата труда работников;

оплата услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.);

материальные затраты (амортизация основных средств и тары, износ спецодежды и малоценного оборудования, расход топлива, упаковочных материалов и т. п.);

материальные потери (товаров и тары при перевозке, хранении и продаже);

прочие расходы.

Такая дифференциация издержек обращения позволяет установить соотношение между затратами живого и овеществленного труда в торговле, исчислить меру оплачиваемых услуг других отраслей, более рационально управлять трудовыми и технологическими процессами.

Для целей учета, анализа и планирования издержек обращения установлена их номенклатура для розничной и оптовой торговли. Согласно этой номенклатуре к прямым затратам магазинов, оптовых баз и складов относятся следующие расходы:

на железнодорожные, водные и воздушные перевозки;

автомобильный и гужевой транспорт;

заработную плату (основную и дополнительную), аренду и амортизацию основных средств;

содержание зданий, помещений, сооружений и инвентаря;

текущий ремонт;

на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, содержание холодильных установок;

проценты за кредит;

рекламу;

недостачи товарно-материальных ценностей в пути и при хранении в пределах норм, а также сверх норм убыли;

расходы и потери по таре; отчисления на подготовку кадров и др.

Кроме указанных прямых расходов, в издержки обращения розничной и оптовой торговли включаются косвенные расходы, связанные с содержанием административно-управленческого аппарата вышестоящих звеньев, эксплуатацией складов и баз розничных организаций, часть которых возмещается предприятиями или другими учреждениями, пользующимися услугами этих складов. Издержки обращения исчисляются в абсолютной сумме и в процентном отношении к товарообороту. В результате увеличения объема деятельности торговли, роста численности работников и количества торговых предприятий расходы государства по содержанию торговли непрерывно возрастают. Сумма издержек обращения не дает, однако, достаточно полного представления об удешевлении или удорожании торговли. Главным измерителем издержек обращения является их уровень.

Уровнем издержек обращения называется отношение суммы издержек обращения к товарообороту, выраженное в процентах (удельный показатель). В каждом товаропроводящем звене издержки, кроме того, измеряются в процентах к товарообороту отрасли (розничной торговли, оптовой торговли). В отдельных звеньях (заготовительных и оптовых плодоовощных организациях) издержки обращения могут измеряться на единицу (тонну) заготовленной или реализованной продукции.

При определении эффективности торговли издержки обращения могут исчисляться по отношению к фонду заработной платы, в расчете, на одного работника и на 1 м2 торговой площади, на стоимостную единицу основных и оборотных средств.

Планирование издержек обращения является составной частью финансового управления торговым предприятием. В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойно и на высоком уровне осуществлять свою хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.

В ходе проведения предпланового анализа выявляются тенденции изменения за предплановый период суммы и уровня издержек обращения, их состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота. Информация о среднегодовых темпах изменения издержек обращения и розничного товарооборота в дальнейшем должна быть использована при разработке плана издержек обращения.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между максимальной и минимальной границами. Минимальная сумма издержек обращения - это нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не может быть признана разумной, поскольку она повлечет за собой сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания покупателей, текучесть кадров и т.п., что крайне нежелательно.

Максимальная сумма издержек обращения - это издержки, которые обеспечивают предприятию не прибыльную, но безубыточную работу. Переход за границу максимальной суммы затрат приведет к убыточности хозяйственной деятельности предприятия, что также не желательно. Следовательно, плановая сумма издержек обращения должна быть:

Иmin ≤ Ипл ≤ Иmax

Только такое соотношение плановых, минимальных и максимальных издержек обращения обеспечит высокую культуру обслуживания покупателей и безубыточную (или прибыльную) работу предприятия.

Работа предприятия будет безубыточной в случае равенства между доходами и затратами:

Ипер + Ипост =ВД - НДС

Где Ипер, Ипост - соответственно переменные и постоянные издержки обращения;

ВД - сумма валового дохода;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Это равенство справедливо и при использовании относительных величин (в долях единицы);

Упер + Упост = Увд - Увд ∙ Сндс, Или Упер + Упост = Увд (1 - Сндс),

Где Упер, Упост - доля переменных и постоянных издержек обращения;

Увд - доля валового дохода;

Сндс - ставка НДС в долях единицы.

Из приведенного равенства можно рассчитать максимально возможный уровень переменных издержек обращения в процентах к товарообороту. Он будет составлять:

Упер.max = [Увд (1 - С) - Упост] ∙100%

После определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на предприятии режима экономии. Под режимом экономии следует понимать систему форм и методов планомерного сокращения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов относительно получаемого полезного результата. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение режима экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связанны с совершенствованием:

• Торгово-технологического процесса;

• Структуры товарооборота и нормирования товарных запасов;

• Использования материально-технической базы предприятия;

• Организации оплаты труда.

Например, сокращение деятельности перевозок и звенности товародвижения, использование прогрессивных методов транспортировки и продажи товаров будут способствовать удешевлению торгово-технологического процесса.

Гибкая ценовая политика на предприятии, широкий ассортимент товаров, увеличение доли в товарообороте товаров с коротким периодом обращения и низким уровнем издержкоемкости обеспечат ускорение оборачиваемости товаров и как результат - экономию издержек обраще6ния по отдельным статьям и в целом по предприятию.

Рациональное размещение оборудования, создание дополнительных рабочих мест, выбор оптимального режима работы предприятия способны привести к росту товарооборота, увеличению фондоотдачи и сокращению издержек обращения предприятия.

И наконец, нормирование труда, разработка оптимального штатного расписания, выбор системы материального стимулирования, способной заинтересовать работников в конечных результатах труда и обеспечить опережающие темпы роста производительности труда над средней заработной платой, позволят снизить относительный уровень расходов на оплату труда.

Конкретные предложения по обеспечению режима экономии на предприятии должны быть четко сформулированы в плане мероприятий, направленных на экономию издержек обращения в планируемом периоде, и учтены при разработке плана издержек обращения.

Планирование издержек обращения должно происходить в комплексной увязке с остальными экономическими показателями, такими как валовой доход, розничный товарооборот, прибыль. Оптимальным будет считаться такой план издержек обращения, который при заданном товарообороте и принятой ценовой политике обеспечит предприятию получение необходимого размера чистой прибыли. Планирование издержек обращения может происходить в любом из двух направлений: от общего к частному или от частного к общему. При этом под частным понимается планирование издержек обращения в разрезе отдельных статей.

При определении издержек обращения на планируемы год следует исходить из запланированного товарооборота, деления издержек на постоянные и переменные и выявленных за плановый период тенденций их развития.

Планирование постоянных издержек обращения предприятия производится с учетом сложившегося за плановый период темпа роста затрат.

Ипл.пост. = Ибаз.пост. ∙ Δtпост.,

Где Ипл.пост., Ибаз.пост. - условно - постоянные издержки обращения соответственно в плановом и базисном году;

Δtпост. - среднегодовой темп роста условно - постоянных издержек обращения.

Как известно, условно-переменные издержки обращения находятся в постоянной зависимости от изменения объема товарооборота, но изменяются они не всегда в одинаковой пропорции. Поэтому при их планировании необходимо учитывать сложившиеся за предплановый период соотношение темпов изменения издержек обращения и товарооборота, которое может быть охарактеризовано соответствующим коэффициентом (К).

Если значение коэффициента соотношения будет равно 1, значит, у предприятия пропорционально-переменные издержки обращения, больше 1 - прогрессивно-переменные и меньше 1 - дегрессивно-переменные. Сумма переменных издержек на планируемый год может быть рассчитана по формуле:

Ипл.пер. = Ибаз.пер. ∙ [1+(ΔtPTC ∙K)]

Где Ипл.пер., Ибаз.пер - условно - переменные издержки обращения соответственно в плановом и базисном году;

ΔtPTC - прирост товарооборота в планируемом периоде, в долях единицы;

К - коэффициент соотношения среднегодовых темпов прироста - условно-переменных издержек обращения и розничного товарооборота, в долях единицы.

Общая сумма плановых издержек обращения будет представлять собой сумму плановых переменных и постоянных затрат.

. ЗАТРАТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «SULPAK»

2.1 Краткая характеристика предприятия и ее учетная политика ТОО «SULPAK»

Товарищество с ограниченной ответственностью «SULPAK» зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 июня декабря 2008 года, свидетельство о регистрации №10906-19734-ТОО. Вид собственности - частный. Официальное наименование- ТОО «SULPAK»

Местонахождение компании: 140000, Республика Казахстан, город Павлодар, ул. Кутузова 178. Учредители товарищества - частное лицо. Доля вклада в уставный капитал - сто процентная. Основной вид деятельности - торговля.

ТОО «SULPAK»осуществляет свою деятельность на основе следующих нормативно-правовых актов:

Устава ТОО «SULPAK»

Гражданского Кодекса Республики Казахстан;

Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»;

Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства»;

Налогового Кодекса Республики Казахстан;

Трудового Кодекса Республики Казахстан;

Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

учетной политики ТОО «SULPAK»

методических рекомендаций, инструкций и других нормативных актов, регламентирующих деятельность организаций Республики Казахстан.

Органами управления ТОО «SULPAK»являются:

высший орган управления - учредитель;

исполнительный - директор.

В подчинении директора товарищества находится главный бухгалтер, начальник коммерческого отдела, менеджеры торговых залов.

В таблице 2 приведены показатели деятельности предприятия за последние два года, выполненные на основе бухгалтерской отчетности.

Таблица 2 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТОО «SULPAK»» за 2012-2013 гг.

Показатели

Ед. измерения

2012 год

2013 год

Отклонение (+; -)

Темп роста (%)

А

1

2

3

4

5

6

1

Доход от реализации продукции и оказания услуг

тыс. тенге

1328,3

1604,6

276,2

120,8

2

Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг

тыс. тенге

1152,9

1384,9

231,9

120,1

3

Валовая прибыль

тыс. тенге

175,4

219,7

44,3

125,2

4

Прочие доходы

тыс. тенге

5340,4

4856,7

-483,7

90,9

5

Расходы по реализации

тыс. тенге

13449,2

17318,9

3869,7

128,8

6

Административные расходы

тыс. тенге

72308,2

119477,1

47168,9

165,3

7

Прочие расходы

тыс. тенге

1722,0

1735,4

13,4

100,8

8

Прибыль (убыток) от операционной деятельности

тыс. тенге

 93279,8

 86017,6

 -7262,2

 92,2

9

Доходы по финансированию

тыс. тенге

-

-

-

-

10

Расходы по финансированию

тыс. тенге

5389,8

9888,5

4498,7

183,5

11

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. тенге

88577,7

78516,8

-10060,9

88,6

12

Расходы по подоходному налогу

тыс. тенге

17886,9

15498,8

-2388,1

86,6

13

Прибыль (убыток) после налогообложения

тыс. тенге

70690,8

63018,0

-7672,8

89,1

14

Среднегодовая стоимость основных средств

тыс. тенге

 6620,9

 10621,8

 4000,9

 160,4

15

Расходы на оплату труда

тыс. тенге

36490,6

46851,2

10090,6

128,4

16

Среднесписочная численность работников

чел

50

50

-

100

17

Фондоотдача

тыс. тенге

20,1

15,1

-5,0

75,1

18

Фондовооруженность

тыс. тенге

132,4

212,4

80,0

160,4

19

Производительность труда

тыс. тенге

26,6

32,1

5,5

120,7

20

Среднемесячная заработная плата

тыс. тенге

60818

78085

17267

128,4

21

Рентабельность

%

5,7

4,1

-1,6

-


По данным таблицы 2 можно рост дохода от реализации продукции на 120,8 процентов, валового дохода на 125,2 процентов. Однако, за счет увеличения себестоимости продукции на 120,1 процентов и расходов по реализации на 128,8 процентов темп роста прибыли от основной деятельности составил 92,2 процентов, а темп роста чистого дохода - 89,1 процентов.

Рост основных средств на 160,4 процентов положительно отразился на показателе фондовооруженности - темп роста аналогичен. Однако, показатель фондоотдачи снизился за счет того, что темп роста дохода от реализации значительно ниже темпов роста стоимости основных средств.

Темп роста производительности труда находится в прямой зависимости от темпов роста основных средств и составляет 120,7 процентов.

Среднемесячная заработная плата возросла на 128,4 процентов за счет роста фонда оплаты труда на такую же величину.

За счет того, что показатели себестоимости реализуемой продукции и расходов периода значительно увеличились на фоне снижения чистого дохода, рентабельность уменьшилась на 1,6 единиц.

На основе проведенного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ТОО «SULPAK» можно сделать вывод о том, что руководству предприятия необходимости задуматься о снижении расходов (как административных, так и расходов по реализации товаров) и себестоимости продукции.

2.2 Структура расходов предприятия

ТОО «SULPAK»в процессе своей торговой деятельности несет определенные затраты.

Данные затраты складываются из отдельных хозяйственных операций по реализации потребителям бытовой и компьютерной техники, выплате заработной платы управленческому, основному и вспомогательному персоналу, по аренде основных средств (зданий и сооружений), налоги и другие обязательства перед бюджетом, транспортные расходы и т.д. (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура затрат торгового предприятия

Совершаемые хозяйственные операции отличаются друг от друга по содержанию, продолжительности совершения, техническим средствам, используемым при их выполнении, и по целому ряду других признаков. Однако все они взаимосвязаны и представляют собой составные элементы хозяйственного единого процесса.

Выполнение работ и оказание услуг связаны с определенными затратами. Под затратами понимают необходимые ресурсы и деньги, которые следует заплатить за товары и услуги.

Даже из простого перечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг), видно, что они не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг.

Одни затраты непосредственно связаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие - с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство, социальные нужды населения и др.).

Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, - косвенно. Поэтому для эффективной организации управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.

Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на закуп продукции.

В соответствии с действующим уставом предприятия ТОО «SULPAK»не является производителем продукции, а реализует готовые изделия. Бытовая и компьютерная техника, реализуемая товариществом, является продукцией не отечественных производителей, а зарубежного производства. Это сказывается на расходах, и, соответственно, на себестоимости реализованных товаров и услуг. В эту статью затрат входят затраты на закуп у производителя либо иностранного дистрибьютора необходимой продукции, на что будут израсходованы денежные средства в иностранной валюте. Кроме того, доставка ее до местонахождения компании требует также немалых вложений. В данную статью расходов включаются таможенные расходы, расходы по перевозке и т.д.

Следующая статья расходов - это расходы по реализации продукции. В настоящее время на рынке сбыта бытовой и компьютерной техники в Казахстане и в том числе в городе Павлодаре очень сильная конкуренция. Основными конкурентами анализируемого товарищества являются торговые дома «MAREX LTD», «Технодом». Кроме того, на рынке сбыта компьютерной техники действуют фирмы Уникод, Фора и т.д.

Для того, чтобы достойно выдержать конкуренцию ТОО «SULPAK»» оказывает следующие виды услуг: доставка до покупателя, сборка и наладка техники, обслуживание до истечении гарантийного срока и т.д. Кроме того, постоянное изучение рынков сбыта, деятельность по продвижению товара, поиск потенциальных покупателей, рекламная деятельность (разработка и выпуск буклетов, работа со средствами массовой информации, баннерная продукция и т.д.), участие казахстанских и зарубежных выставках и ярмарках требует немалых расходов. Перечисленные затраты включаются в статью расходов по реализации.

Рассмотрим более подробно все расходы, которые несет анализируемое предприятие в процессе своей деятельности.

К общим и административным расходам товарищества относятся:

оплата труда административного персонала;

оплата труда персонала, занятого в обслуживающих производствах;

отчисления от оплаты труда;

расходы на содержание служебного автотранспорта и компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

расходы на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству (износ основных средств общехозяйственного назначения, расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения в пределах норм налогового учета);

расходы по созданию и совершенствованию систем и средств административного управления;

оплата услуг банка;

расходы на командировки в пределах установленных норм;

почтово-телеграфные и телефонные расходы;

представительские расходы в пределах установленных норм;

расходы на обучении кадров;

компенсации при увольнении работников;

комиссионные расходы;

расходы по аренде основных средств;

налоги, сборы, отчисления с имущества и недвижимости;

потери, порча и недостача запасов (в пределах норм естественной убыли) на складах и другие непроизводительные расходы и потери;

расходы на охрану труда работников;

расходы на охрану товарищества, противопожарную охрану и другие расходы общехозяйственного характера;

оплата консультационных (аудиторских) и информационных услуг;

выплаты работникам, освобождаемым из организаций в связи с реорганизацией, сокращением численности работников и штатов;

судебные издержки;

присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров.

К общим и административным расходам, не идущим на вычеты, относятся:

расходы на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного значения свыше норм налогового учета;

расходы на командировки свыше установленных норм;

представительские расходы свыше установленных норм;

сверхнормативные потери, порча и недостача товарно-материальных ценностей на складах и другие непроизводительные расходы и потери;

штрафы и пени в бюджет;

убытки от хищений, виновники которых не установлены или в случае, если невозможно возместить необходимые суммы за счет виновной стороны;

страховые платежи по договорам накопительного и возвратного характера;

расходы на ремонт основных средств у арендатора по текущей аренде основных средств (сверх норм налогового учета);

другие расходы, не входящие в вычеты по налоговому законодательству (расходы, не связанные с получением совокупного годового дохода).

В расходы по реализации ТОО «SULPAK» включаются расходы, произведенные при продаже запасов:

отчисления от заработной платы работников сбыта;

командировочные расходы;

амортизационные отчисления и расходы по содержанию основных средств, используемых при реализации запасов;

транспортировка грузов до пункта отправления, погрузочно-разгрузочные работы;

расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товара на рынок (затраты на маркетинг);

расходы на разработку и издание рекламных изделий;

участие в выставках, ярмарках;

стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные расходы.

2.3 Анализ расходов предприятия

Понятие затрат - это многофункциональная категория. На предприятиях торговли различают затраты на закупку товаров, капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов и текущие затраты на организацию хозяйственной деятельности (транспортировку, хранение, подработку, подсортировку, упаковку, рекламу и реализацию товаров).

По любым затратам перед предприятием стоит главная задача - обеспечить их эффективное использование.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие затраты.

Материальные затраты в торговле отражают стоимость топлива и энергии всех видов, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затраты по использованию природного сырья (плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Расходы на оплату труда - в состав включают основную и дополнительную заработную плату, оплату работ по трудовому соглашению и договорам подряда, отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионных фонд, фонд медицинского страхования и фонд занятости.

Амортизация основных фондов - включает в себя величину износа по собственным и арендованным основным фондам (исчисляются по нормам амортизационных отчисленный на полное их восстановление от балансовой стоимости основных фондов).

Прочие расходы - этот элемент носит комплексный характер и включает: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), оплату процентов по полученным кредитам, оплату работ по сертификации товаров, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов и др.

Для предприятий торговли, осуществляющих снабженческую, сбытовую и посредническую деятельности, существует более подробная группировка по статьям затрат согласно рекомендуемой номенклатуре издержек обращения:

транспортные расходы;

расходы на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

амортизация основных средств;

расходы на ремонт основных средств;

расходы на санитарную и специальную одежду и другие материалы;

расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

расходы на рекламу;

потери товаров и технологические отходы;

расходы на тару;

прочие расходы.

Издержки обращения возмещаются за счет доходов от торговой деятельности. Другие виды расходов возмещаются или за счет финансовых результатов (прибыли до уплаты налогов) или за счет прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.

Также издержки обращение можно разделить на чистые и дополнительные. Чистые - это затраты по организации процесса купли - продажи товаров, содержанию административно - управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый. К ним относятся затраты на транспортировку, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. в ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки - за счет созданной стоимости и части стоимости, которую уступают торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности. Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

В торговле, как отрасли сферы товарного обращения, формируются расходы по реализации потребительских товаров, которые и являются предметом исследования в данной главе (таблица 3).

Таблица 3 - Анализ состава и структуры расходов ТОО «SULPAK»за 2012-2013 гг

Виды расходов

2012 год

2013 год

Отклонение (+;-)

Темп роста, %


сумма, тыс. тенге

удель-ный вес, %

сумма, тыс. тенге

удельный вес, %

сумма, тыс. тенге

удель-ный вес, %


1

2

3

4

5

6

7

8

Расходы всего, в т.ч.

87479,3

100

138531,4

100

51052,1

-

158,4

Издержки обращения

76981,8

88,0

118859,9

85,8

41878,1

-2,2

154,4

Прочие расходы

2187,0

2,5

3878,9

2,8

1691,9

0,3

177,4

Проценты к уплате

612,4

0,7

-

-

-

-0,7

-

Налог и другие платежи

7698,2

8,8

15792,6

11,4

8094,4

2,6

205,1


В динамике произошло увеличение общей суммы расходов торгового предприятия на 51052,1 тысяч тенге, прирост составил 158,4 процента.

Наибольшую долю в общей сумме расходов занимают издержки обращения - более 80 процентов, как в прошлом, так и в отчетном годах.

Темп роста прочих расходов на предприятии увеличился на 77,4 процентов, что оценивается отрицательно, так как величина темпа роста прочих расходов преобладает над темпом роста товарооборота.

Графически динамику расходов можно проследить на рисунке 3.

Рисунок 3 - Динамика расходов ТОО «SULPAK»за 2012-2013 гг

При абсолютном увеличении суммы прочих расходов на 1691,9 тыс. тенге произошло их относительный перерасход, что отрицательно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности предприятия и свидетельствует о некачественном учете работы предприятия (наличие штрафов, пени, неустоек, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде и др.).

Прочие расходы на данном предприятии представлены следующими видами (таблица 4).

Таблица 4 - Анализ прочих расходов торгового предприятия по статьям затрат в 2012-2013гг.

Наименование статей издержек обращения

2012 год

2013 год

Отклонение (+;-), тыс. тенге

Темп роста, %


сумма, тенге

уд. вес, %

сум-ма, тенге

уд. вес, %

сум-мы, тенге

уд. веса, %


1

2

3

4

5

6

7

8

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора или признанные организацией к уплате

37,2

1,7

174,6

4,5

137,4

2,8

469,4

Суммы дебиторской задолженности, по кото-рым истек срок давности

-

-

-

-

-

-

-

Суммы недостач, потерь и порчи актив, оформлен-ных в соответствии с законодательством

8,7

0,4

-

-

-

-0,42

0

Перечисление средств (взносов, выплат и т.п.) и передача имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанные с благотворительностью

2141,1

97,9

3704,3

95,5

1563,2

-2,38

173,0

Итого

2187,0

100

3878,9

100

1691,9

0,3

177,4


Наибольший удельный вес в прочих расходах занимает статья расходов, направленная на перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанные с благотворительностью (95,5% в отчетном году), это положительно характеризует деятельность руководства в социальном аспекте эффективности торговой деятельности.

Но, в то же время, увеличилась сумма штрафов (в 4,7 раз) выплаченных предприятием, это говорит о недостаточном контроле финансового аспекта деятельности (просрочка платежей, невыполнение обязательств договора, нарушение сроков предоставления отчетности в налоговые органы).

Доведение товаров от производства до потребителей связано с определенными затратами материальных, денежных и трудовых ресурсов на транспортирование, хранение, подработку, подсортировку, фасовку, упаковку и продажу товаров.

Таким образом, от размера расходов предприятия непосредственно зависит и величина финансовых результатов деятельности, а соблюдение предприятие торговли режима экономии и оптимизации расходов обеспечивает повышение рентабельности его работы и конкуренции на потребительском рынке.

ПУТИ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ В ТОО «SULPAK»

По результатам изученного материала по учету операций, связанных с реализацией, выявлены следующие недостатки и предложены мероприятия по их устранению:

) затраты по доставке товаров от поставщиков и на погрузочно-разгрузочные работы относят на затраты по реализации. По нашему мнению эти затраты должны быть включены в себестоимость товаров в качестве транспортно-заготовительных расходов;

) заработная плата продавцов на предприятии исчисляется по тарифной системе, т.е. независимо от произведенного объема продаж за отчетный период. По нашему мнению заработную плату работников торговли необходимо «привязать к объемам реализации.

Проведем сравнительный анализ применения повременно-премиальной системы оплаты труда в ТОО «SULPAK»в таблице 5.

Таблица 5 - Анализ применения повременно-премиальной системы оплаты труда в ТОО «SULPAK»при перевыполнении плана реализации

Показатели

Сумма, тенге

1

2

Плановый объем реализации

1 200 000

Фактический объем реализации

1 350 000

Фонд заработной платы при окладной системе оплаты труда

310 000

Фонд заработной платы при новой системе: по окладу премия за выполнение плана премия за перевыполнение плана

306 000 250 000 38 000 18 000

Экономия (перерасход) расходов по заработной плате

4 000


В магазине работает две бригады по пятнадцать дней, в каждой бригаде по шесть человек, заработная плата продавца в месяц 45000 тенге, бригадира 60000 тенге, т.е. ежемесячный фонд заработной платы 310 000 тенге.

Предлагается следующая схема:

а) установить оклад, зависящий от выхода - дней;

б) установить размер премий в процентах от суммы реализации, превышающий минимальный объем. Для применения данной системы предварительно необходимо тщательно все рассчитать и проанализировать, сравнить прогнозные данные с имеющимися данными.

По новой системе: состав бригады оставить тот же, размеры окладов снизить до 20000 тенге для продавцов и до 25000 тенге для бригадиров и установить 20 процентов премиальных от оклада при выполнении плана продаж и премию один процент от объема реализации.

Теперь рассмотрим показатели применения предлагаемой системы оплаты труда при невыполнении плана (таблица 6).

Таблица 6 - Анализ применения повременно-премиальной системы оплаты труда в ТОО «SULPAK»при невыполнении плана

Показатели

Сумма, тенге

1

2

Плановый объем реализации

1 200 000

Фактический объем реализации

1 150 000

Фонд заработной платы при окладной системе оплаты труда

310 000

Фонд заработной платы при новой системе: по окладу премия за выполнение плана премия за перевыполнение плана

250 000 250 000 0 0

Экономия (перерасход) расходов по заработной плате

60 000


Применение данной системы не предполагает снижение расходов по реализации, а, скорее всего, использование так называемого человеческого фактора. Это рекомендация больше направлена на улучшение кадровой политики, которая, в конечном итоге, влияет на финансовый результат деятельности предприятия.

Как показывает практика деятельности предприятия, состав бригад продавцов очень часто меняется, происходят кражи, недостачи, подставляется для реализации товар, не числящийся у предприятия, тем самым снижается выручка от реализации. Это все происходит из-за того, что продавцы не заинтересованы в конечном результате деятельности.

По нашему мнению применение новой системы оплаты труда как раз этот недостаток и устранит.

Налоги, уплачиваемые предприятием, полностью относятся на административные.

Считаем это не верным, поскольку:

а) налог на имущество должен быть учтен только по имуществу, используемому в процессе реализации, т.е. налог на имущество со здания офиса, офисной мебели, оргтехники и других основных средств должен относится на административные расходы;

б) налог на транспортные средства, земельный налог также должны быть распределены между административными и расходами по реализации.

Услуги банка, по нашему мнению должны отражаться как общие и административные расходы.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что предприятие практически все текущие затраты относит на расходы по реализации, объясняя это тем, что предприятие носит характер торгово-посреднической фирмы.

Однако, если исходить из этой логики, тогда все затраты можно было бы относить на себестоимость продукции.

Считаем это неверным, должна быть четкая система распределения затрат:

1) себестоимость;

2) расходы по реализации;

3) административные расходы;

4) расходы по финансированию.

Предлагается следующая номенклатура затрат, применительно к предприятию:

1) себестоимость:

·   стоимость товара (цена поставщика);

·   расходы по транспортировке;

·   другие прямые затраты;

2) расходы по реализации:

·   заработная плата работников, занятых в реализации товаров и социальный налог;

·   начисленная амортизация и текущий ремонт по основным средствам и нематериальным активам, используемым в реализации;

·   расходы на тару, упаковку и другие расходные материалы;

·   реклама;

·   коммунальные расходы по объектам, используемым в реализации;

·   транспортные расходы по доставке товара покупателям;

·   налог на имущество, землю и транспортные средства, непосредственно занятых в реализации;

·   прочие затраты по реализации;

3) административные расходы:

·   заработная плата административно-управленческого персонала и социальный налог;

·   начисленная амортизация и текущий ремонт по основным средствам и нематериальным активам, используемых в административных целях;

·   расходы на канцелярские товары и другие материалы, необходимые для выполнения управленческих работ;

·   коммунальные расходы по объектам, используемым в административных целях;

·   налог на имущество, землю и транспортные средства, связанных с администрацией;

·   банковские услуги;

·   прочие общие и административные затраты.

4) расходы по финансированию:

·   вознаграждения банку;

·   вознаграждения внебанковским учреждениям;

·   вознаграждения юридическим и физическим лицам;

5) прочие расходы:

·   выбытие основных средств;

·   выбытие нематериальных активов.

Предлагаемая схема затрат представлена на рисунке 4.

Рисунок 4- Предлагаемая схема затрат ТОО «SULPAK»

Таким образом, по результатам проведенного анализа учета затрат в ТОО «SULPAK»предлагаем следующее:

) перевести персонал, занятый в реализации продукции, на премиальную систему оплату труда, что сократит расходы на заработную плату и стимулирует продажи;

) систематизировать распределение затрат по следующим статьям:

себестоимость;

расходы по реализации;

административные расходы;

расходы по финансированию;

прочие расходы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики повышается роль учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применять сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли.

В практической части дипломной работы был проведен анализ учета затрат на предприятии малого бизнеса ТОО «SULPAK»

По результатам изученного материала по учету операций, связанных с реализацией, выявлены следующие недостатки и предложены мероприятия по их устранению:

) затраты по доставке товаров от поставщиков и на погрузочно-разгрузочные работы относят на затраты по реализации, т.е. на 7110 счет. По нашему мнению эти затраты должны быть включены в себестоимость товаров, т.е. на 7010 счет, в качестве транспортно-заготовительных расходов;

) заработная плата продавцов на предприятии исчисляется по тарифной системе, т.е. независимо от произведенного объема продаж за отчетный период. По нашему мнению заработную плату работников торговли необходимо «привязать к объемам реализации.

Предлагается следующая схема:

а) установить оклад, зависящий от выхода - дней;

б) установить размер премий в процентах от суммы реализации, превышающий минимальный объем.

Применение данной системы не предполагает снижение расходов по реализации, а, скорее всего, использование так называемого человеческого фактора. Это рекомендация больше направлена на улучшение кадровой политики, которая, в конечном итоге, влияет на финансовый результат деятельности предприятия.

Как показывает практика деятельности предприятия, состав бригад продавцов очень часто меняется, происходят кражи, недостачи, подставляется для реализации товар, не числящийся у предприятия, тем самым снижается выручка от реализации. Это все происходит из-за того, что продавцы не заинтересованы в конечном результате деятельности. По нашему мнению применение новой системы оплаты труда как раз этот недостаток и устранит.

Кроме того, в ходе анализа было установлено, что предприятие практически все текущие затраты относит на расходы по реализации, объясняя это тем, что предприятие носит характер торгово-посреднической фирмы.

По итогам анализа предложена систематизация затрат, что, надеемся, найдет применение на практике исследуемого предприятия и принесет положительный эффект в деятельности фирмы в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана// Казахстанская правда. Февраль 2008г.

Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.:Финансы и статистика, 2001. - 560с.

Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции. М: Аналитика-Пресс, 2000. - 318с.

Николаева С.А. Учет затрат в условиях рынка: Система Директ-Костинг, М: Аналитика-Пресс, 2008. - 283с.

Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях: Учебник. - Алматы: Экономика, 2006.-472с.

Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях. Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. - 518с.

Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии - Алматы: НАН «Центраудит», 2007.-311с.

Разливаева Л.В. Производственный учет: Учебник - Караганда: КЭУ, 2008.-310с.

Разливаева Л.В. Управленческий учет. Учебник - Караганда:КЭУ, 2007. - 200с.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник - Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. - 494с.

Сейдахметова Ф.С. Учет финансовый и управленческий. Учебник - Алматы: Қаржы-қаражат, 2008.- 149с.

Управленческий учет/Под ред. В. Палия и Р. Вандер Виля. - М.: Инфра-М, 2007. - 378с.

Шеремет А. Управленческий учет. Учебник - М.: ФБК-Пресс, 2004 - 512с.

Похожие работы на - Затраты торгового предприятия на примере ТОО 'Sulpak'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!