Финансовое планирование в компании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,44 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое планирование в компании















Тема: «Финансовое планирование в компании»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования и прогнозирования на предприятии

.1 Сущность, содержание и задачи финансового планирования и прогнозирования

.2 Этапы и методы финансового планирования

.3 Виды финансовых планов и их характеристика

Глава 2. Анализ организации финансового планирования и прогнозирования ООО «Турали-мебель»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

.2 Планирование финансовых показателей деятельности предприятия

.3 Анализ и оценка финансового планирования и прогнозирования на предприятии

Глава 3. Совершенствование финансового планирования и прогнозирования ООО «Турали-мебель»

.1 Пути повышения эффективности финансового планирования и прогнозирования в ООО «Турали-мебель»

.2 Совершенствование финансового планирования и прогнозирования на базе использования зарубежного опыта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Переход российских предприятий от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной ставит вопрос о необходимости нового подхода к финансовому планированию и прогнозированию хозяйствующих субъектов. Финансовое прогнозирование и как теоретическая дисциплина, и как прикладная наука претерпело в последние десятилетия ряд существенных метаморфоз. Было показано, что теоретические системы, такие как плановое хозяйство и свободный рынок в чистом виде функционировать не могут, поскольку противоречат социальной и психической природе человека. Соответственно, прогнозирование, основанное на таких теоретических предпосылках, обладает существенными дефектами и практически всегда в переломные периоды не работает.

Финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Финансовое планирование и прогнозирование является важным элементом развития как отдельных субъектов хозяйствования, так и государства в целом. В условиях переходной экономики осуществление планирования и прогнозирования затруднено и нуждается в совершенствовании и реформировании. Именно поэтому данная тема является довольно актуальной для современной экономики.

Актуальность задач, связанных с прогнозированием финансового состояния предприятия, отражена в одном из используемых определений финансового анализа, согласно которому финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее. Финансовое прогнозирование позволяет в значительной степени улучшить управление предприятием за счет обеспечения координации всех факторов производства и реализации, взаимосвязи деятельности всех подразделений, и распределения ответственности.

Цель данной курсовой работы: исследовать теоретические основы прогнозирования финансового состояния фирмы.

В курсовой работе были поставлены следующие задачи:

дать понятие сущности финансового планирования и прогнозирования;

проанализировать и дать оценку финансового планирования и прогнозирования предприятия «Турали-мебель»;

предложить пути повышения эффективности финансового планирования на предприятии.

Предметом исследования является финансовое планирование и прогнозирование на предприятии «Турали-мебель».

Объект исследования - ООО «Турали-мебель».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования и прогнозирования на предприятии

.1Сущность, содержание и задачи финансового планирования и прогнозирования

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование.

Планирование - процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план, либо совокупность планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое планирование - это сознательная организация финансового развития на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих им средств достижения.

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Оно осуществляется органами государственной власти и управления, а также всеми хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовый план отражает синхронность поступления и расходования денежных средств. Это позволяет оценить будущую ликвидность, т.е. достаточность средств для финансирования мероприятий бизнес-плана и расчетов по обязательствам предприятия. В основе составления плана лежит метод денежных потоков, движение которых выявляется на основе бюджетирования всех издержек и расходов и составления прогнозов о доходах и поступлениях.

Исходя из этого, финансовые планы <#"justify">1.Увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

.определение источников формирования, объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования на прогнозируемый период;

.обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

.определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

1.2Этапы и методы финансового планирования

планирование прогнозирование финансовый эффективность

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

.Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

.расчет плановых показателей;

.составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды анализа:

горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов.

На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложностью решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

1.3Виды финансовых планов и их характеристика

Финансовое планирование является необходимым элементом управления предприятием. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых расчетов и планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование на предприятии осуществляется на 5 лет, год или квартал. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные (стратегические, в том числе 5-летние), текущие (годовые) и оперативные.

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план - это главная форма реализации целей и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкурентная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором изложены организационные, производственные и рыночные аспекты предполагаемого бизнеса, а также представлены плановые расчеты объемов производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов от осуществления планируемого мероприятия.

Составление бизнес-плана необходимо для определения объемов и разработки стратегии финансирования, привлечения конкретных инвесторов к участию в создании нового предприятия или финансировании новых производственных программ. При этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические, а также физические лица.

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него ϲʙᴏйственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем предоставлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря является реализацией распределительной и контрольной функцией финансов предприятия.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или ϲʙᴏдного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют традиционно следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При ϶ᴛᴏм финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в т.ч. из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам кᴏᴛᴏᴩой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам - направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Глава 2. Анализ организации финансового планирования и прогнозирования ООО «Турали-мебель»

.1 Общая характеристика деятельности предприятия

В данной работе рассматривается предприятие деревообрабатывающей промышленности РД - «Турали-мебель».

Юридический адрес «Турали-мебель»: город Махачкала, ул. Лаптиева по старой Каспийской трассе.

Компания «Турали-мебель» основана 13 января 2005г. За этот период компания разработала, наладила производство и реализацию востребованной на рынке продукции. Использование современного оборудования, в сочетании с контролем качества и реальной ценой обеспечивает предприятию «Турали-мебель» стабильность и развитие. С помощью способных и обученных специалистов эта компания стала известной и организационной группой.

Главная цель компании, принятая в 2005 году - это довольные клиенты, совершающие покупки в «Турали-мебель».

Компания стремится стать известной и перспективной. Установленные требования по качеству изделий становятся нормой для исполнителей. Соблюдение правил оргполитики делают компанию выживательной. Ключевые сотрудники компании - это люди, потеря которых потенциально может привести к затруднениям в работе. Они не выделяются по уровню зарплаты, они выделяются сами по итогам работы и заслуживают премиальные вознаграждения.

Компания «Турали-мебель» с 2005 года производит и предлагает свою продукцию из бука, соответствующую требованиям ГОСТа по качеству и реальной стоимости. Для этого принята стандартная технология и установлен строгий контроль качества исполнения.

Организационная структура компании «Турали-мебель» выглядит следующим образом:







Рис.2.1 «Организационная структура компании «Турали-мебель»

Директор ООО «Турали-мебель» - Каллаев Кадыр Гусейнович. К его обязанностям относятся:

полный контроль над производственной деятельностью предприятия;

создание всех условий для качественного, своевременного и непрерывного выполнения всех необходимых производственных действий на предприятии;

назначает на должность или освобождает от нее;

внедрение новых методик улучшения качества производства и его скорости;

внедрение в производственный процесс новых видов техники;

контроль над выполнением норм охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности на производстве, трудовой дисциплины на предприятии.

Обязанности заместителя директора по финансам:

обеспечивать разработку финансовой стратегии предприятия;

организовывать управление движением финансовых ресурсов;

поддерживать контакты и непосредственно вести переговоры с банками.

Обязанности заместителя директора по производству:

возглавлять производственную работу;

создавать оптимальные условия для своевременного и качественного выполнения работниками возлагаемых на них повседневных задач;

обеспечивать необходимый уровень технической подготовки производства;

обеспечивать своевременную подготовку технической документации.

Обязанности коммерческого директора:

организовывать руководство материально-техническим снабжением предприятия;

координировать разработку нормативов и стандартов материально-технического обеспечения;

обеспечивать своевременное составление сметно-финансовых и других документов;

осуществлять контроль за финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия.

Обязанности начальника отдела кадров:

оформлять прием, перевод и увольнение работников;

вести учет личного состава;

анализировать состав, деловые качества специалистов организации с целью их рационального использования.

Обязанности отдела бухгалтерии:

выполнять работу по ведению бухгалтерского учета имущества;

отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг);

производить начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

Обязанности отдела НИОКР:

принимать решения в рамках компетенции отдела стандартизации и метрологии;

вносить руководству предприятия предложения по совершенствованию деятельности отделов;

повышать квалификацию в области стандартизации, государственной регистрации НИОКР, метрологии и информационных технологий.

Обязанности отдела производства:

организовывать планы, работы и подготовку всех необходимых ресурсов для осуществления процесса производства;

согласовывать и анализировать проектную документацию, связанную с улучшением производства, а также рационализацией рабочего времени;

активно участвовать в разработке и поиске новых конструктивных и технологических решений;

вести учет производственной деятельности, расхода материалов, а также подготовку необходимой документации для предоставления отчетов руководству.

Обязанности отдела маркетинга:

организовывать рыночное тестирование новых товаров;

осуществлять связи с общественностью;

заниматься повышением собственной квалификации и квалификации сотрудников отдела;

представлять предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями

Всего на предприятии насчитывается 15 человек.

Основными клиентами «Турали-мебель» являются производители кухонной мебели, торгующие магазины и покупатели-партнеры.

Предприятие «Турали-мебель» работает в режиме серийного производства основных видов продукции.

Основным видом продукции являются:

мебельный стул-стремянка - оригинальный бренд компании, для покупателя с соответствующим положением, вкусом и привычкой.

стойка-вешалка - в отличие от существующих импортных моделей более практичная, прочная, устойчивая, с легким передвижением.

кухонные балюстрады - представляются в широком спектре цветов окраски по желанию покупателя в нужное время.

Идея изготовления данной продукции зародилась благодаря опыту предшественников. «Турали-мебель» представили и адаптировали эту продукцию в нашем регионе с реальной стоимостью.

Принципы организации:

Изготавливать, продавать и предоставлять нужные изделия и услуги.

Главный признак оргполитики - поддерживать дружеские отношения со своим окружением.

. Зарплата и благосостояние - связаны с сотрудничеством в компании.

. Технология производства - исходит из уже произведенного продукта.

. Достижение успеха компании состоит из:

а) упорной работы

б) соблюдения стандартной технологии)

в) делать то, что испытано.

. Приказы необходимы, когда прекращается сотрудничество.

Положительные факторы для работающих в цехе «Турали-мебель»:

. Изготовление востребуемой продукции по налаженной и организованной технологии.

. Достаточно высокая и своевременная оплата труда. Наличие премиальной системы оплаты.

. Стабильная и постоянная работа.

. Способным работникам предоставляется возможность обучения профессии и продвижении в работе.

. Удовлетворительные (сертифицированные) условия организации рабочих мест.

. Постоянное техническое совершенствование рабочих процессов.

. Наличие обеденного питания в местной столовой.

. Удовлетворительный моральный климат в коллективе.

. Оказание материальной помощи сотрудникам.

. Правильные и понятные правила работы цеха, без устных приказов.

Изготавливаемые изделия являются собственными разработками компании «Турали-мебель».

2.2 Планирование финансовых показателей деятельности предприятия

Финансовое состояние организации характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью организации погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами.

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

Бюджет доходов и расходов предназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами. В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии. Отчет об исполнении бюджета доходов и расходов замыкает контур финансового управления. На основе такого отчета составляется бюджет доходов и расходов на следующий период, принимаются другие решения.

Таким образом, бюджет доходов и расходов позволяет планировать прибыль и, следовательно, рентабельность предприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального дохода предприятия. Это означает, что по бюджету доходов и расходов можно выполнить весьма содержательный анализ финансового плана предприятия.

Бюджет доходов и расходов позволяет рассчитать несколько финансовых коэффициентов:

рентабельность продаж;

коэффициенты расходов (затрат);

маржинальная рентабельность.

Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями рентабельности и прибыли. Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др.

Составим бюджет доходов и расходов по предприятию ООО «Турали-мебель», по данным приложения А, результаты сведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 - Бюджет доходов и расходов за 2012-2013 годы

Статьи бюджета201220131. Выручка27.409.72431.401.5272. Себестоимость продукции23.855.87228.716.7393. Прибыль от реализации3.553.8522.684.7884.Операционные доходы и расходы268.828181.7195. Балансовая прибыль3.285.0242.503.0696. Налог на прибыль875.597682.9457. Чистая прибыль2.409.4271.820.124Рентабельность продаж9%6%

Из таблицы видно, что произошло снижение выручки, прибыли от реализации, увеличилась себестоимость продукции и, как следствие, уменьшилась доля чистой прибыли.

Составление бюджета доходов и расходов необходимо для того, чтобы знать какова прибыль / рентабельность компании.

Рассмотрим показатели рентабельности.

Рентабельность продаж вычисляется как отношение чистой прибыли к выручке (нетто) от всех видов продаж. Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж.

По данным приложения А сделан следующий расчет рентабельности продаж предприятия за 2013 год по формуле (2.1):

=N1/NS*100%,

где N1 - чистая прибыль; NS - выручка.=1.820.124/31.401.527*100%=5,8%

Рентабельность продукции показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам продукции.

Рентабельность продукции вычисляется как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия к полной себестоимости реализованной продукции и рассчитывается по формуле (2.2):

= N1/С*100%,

где N1 - чистая прибыль; С - полная себестоимость продукции.=1.820.124/28.716.739*100%=6,3%

Прибыль является важнейшим показателем эффективности, качества работы предприятия, отражающим результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия: внедрение новой техники, повышение производительности труда, улучшение использования производственных фондов, снижение себестоимости продукции, рост объема и повышение качества продукции и т. д.

Следовательно, валовая прибыль Пвал - это обобщающий экономический показатель и основной источник самофинансирования предприятий в условиях рынка. Определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг) и вычисляется по формуле (2.3):

= NS - CS,

где NS - выручка; CS - затраты на производство, включенные в себестоимость.=31.401.527- 28.716.739=2.684.788 руб.

Данный показатель характеризует доходность деятельности предприятия.

В целом, по результатам проведенных расчетов можно сделать вывод, что предприятие «Турали-мебель» является рентабельным и прибыльным.

2.3 Анализ и оценка финансового планирования и прогнозирования предприятия

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование ООО «Турали-мебель» направлено на достижение следующих целей:

.определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;

.определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

.установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

.обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

Имущество ООО «Турали-мебель» составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на балансе. Источником формирования имущества являются денежные и материальные взносы учредителей, доходы, получаемые от реализации товаров и услуг.

Процессом финансового планирования руководит заместитель директора «Турали-мебель» по финансам. Ответственность за отдельные участки планирования подразделяются по отделам производства и бухгалтерии.

Бюджет по балансовому листу (далее ББЛ) представляет собой прогноз бухгалтерского баланса предприятия. Поэтому его форма соответствует стандартной форме бухгалтерского баланса. Информация для бюджета по балансовому листу содержится в операционных бюджетах (в части запасов и расчетов) и финансовых (поступление денежных средств, чистая прибыль).

Бюджет по балансовому листу содержит важную управленческую информацию. Это документ позволяет заблаговременно оценить устойчивость фирмы, ликвидность ее активов, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение собственных и заемных средств, другие результирующие показатели.

Составим бюджет по балансовому листу предприятия «Турали-мебель», по данным приложения В, результаты приведены в таблице 2.2

Таблица 2.2 - Бюджет по балансовому листу за 2013 год

Статьи бюджетаНа начало отчетного периодаНа конец отчетного периодаАктивы12.410.15815.305.047Текущие активы:4.663.5074.762.319- денежные средства312.219676.825- дебиторская задолженность2.548.0811.531.305- сырье и материалы740.1891.371.380- готовая продукция1.2751.115- незавершенное производство972.2931.090.347- расходы будущих периодов61.67473.288- НДС по приобретенным ценностям27.77617.354- прочие текущие активы-705Постоянные активы:7.678.65110.542.728- основные средства7.074.2148.269.166- нематериальные активы--- долгосрочные финансовые вложения554.470710.174- краткосрочные финансовые вложения68.0001.535.929- отложенные налоговые активы3.6661.330- прочие постоянные активы46.30126.129Пассивы12.410.15815.305.047Текущие обязательства:1.935.2983.208.557- задолженность перед поставщиками1.692.965888.213- задолженность перед персоналом19.0044.115-задолженность перед гос. внебюджетными фондами6.1291.237- задолженность по налогам и сборам203.285296.220- прочие кредиторы13.90014.681- займы и кредиты-2.004.080- доходы будущих периодов1511Долгосрочные обязательства:10.474.86012.096.490- уставный капитал6.316.3506.316.350- резервный капитал69.849190.321- отложенные налоговые обязательства27.78785.235- нераспределенная прибыль3.698.4005.157.110- прочие долгосрочные обязательства362.474347.474Рентабельность активов19%12%Рентабельность собственного капитала24%16%

Как итоговый документ в системе бюджетирования бюджет по балансовому листу (далее ББЛ) несет важную самостоятельную нагрузку в финансовом планировании, поскольку позволяет структурировать планируемые результаты инвестиционной деятельности (отражены в активах баланса), а также упорядочить планируемые результаты финансовой деятельности предприятия (отражены в пассивах баланса). На этой основе возможно выполнить важный содержательный анализ планируемых финансовых показателей предприятия, а также выявить возможные ошибки, допущенные на этапе составления других финансовых бюджетов. В этом смысле ББЛ является проверочным документом. Он действительно «балансирует», т. е. сопоставляет и сверяет все результаты финансовых расчетов.

Форма бюджета по балансовому листу может совпадать с бухгалтерским балансом, а может быть выполнена в другом формате, более удобном для управленческого анализа. На предприятии следует использовать единую терминологию и, по возможности, единые формы документов. Поэтому форма ББЛ должна совпадать с официальным бухгалтерским балансом.

Бюджет по балансовому листу необходим для того чтобы знать, какими активами управляет компания, как они профинансированы и насколько эффективно они используются.

В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки:

имущественного положения;

деловой активности.

Оценка имущественного положения

Оценка имущественного положения начинается с определения полной стоимости его имущества (суммы активов), равной валюте баланса за вычетом убытков. Уменьшение в абсолютном выражении планового значения валюты баланса по сравнению с отчетным периодом однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота. Анализируя увеличение планового значения валюты баланса, необходимо учитывать влияние возможной переоценки основных средств и инфляционных процессов, не связанных с развитием хозяйственной деятельности. Для сопоставимости плановых и отчетных данных статьи и разделы активов баланса полезно выразить в относительных показателях, приняв валюту баланса за 100%.

Рассчитаем имущественное положение предприятия за предыдущий период (ИПп.п) и за отчетный период (ИМо.п) по формуле (2.4):

ИП= ВБ - У,

где ВБ - валюта баланса; У - убытки.

ИПп.п = 12.410.158 - 3.698.400=8.711.758 руб.

ИПо.п.=15.305.047 - 5.157.110=101.477.937 руб.

Таким образом, имущественное положение предприятия за 2013 год улучшилось, что свидетельствует об увеличении хозяйственного оборота.

Оценка финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость, характеризующая стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, оценивается соотношением собственных и заемных средств (по данным разделов пассивов баланса). Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов.

Источниками собственных средств предприятия являются:

уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствия переоценки основных фондов;

резервный капитал и резервные фонды;

целевые финансирования и поступления;

нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

В мировой и отечественной аналитической практике разработана система показателей финансовой устойчивости.

Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие, находится по формуле (2.5):

Ка = Сс / Пс,

где Сс - собственные средства; Пс - сумма пассивов.

Найдем коэффициент автономии за предыдущий год (Ка1):

Ка1 = 10.084.599/ 12.410.158 = 0,81

Найдем коэффициент автономии за отчетный год (Ка2):

Ка2 = 11.663.781/ 15.305.047 = 0,76

Таким образом, рассчитанный коэффициент автономии снизился с 0,81 до 0,76, что говорит о снижении доли владельцев предприятия в общей сумме средств, вложенных в предприятие, однако он остается на достаточно высоком уровне, а это значит, что предприятие финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов.

Оценка деловой активности

Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия, в достижении поставленных целей, что отражает натуральные и стоимостные показатели, характеризующие эффективность использования экономического потенциала предприятия и эффективность освоения рынков сбыта. К основным показателям деловой активности предприятия относятся выручка от реализации продукции (работ, услуг) и прибыль. Рациональным считается положение, когда темпы изменения балансовой прибыли выше темпов изменения объемов выручки, а темпы роста выручки выше темпов роста основного капитала.

Для оценки эффективности использования собственных оборотных средств используются следующие коэффициенты оборачиваемости:

дебиторской задолженности (отношение годовой или месячной реализации к сумме дебиторской задолженности по балансу предприятия);

кредиторской задолженности (отношение себестоимости продукции к сумме кредиторской задолженности).

Для анализа финансовых планов и отчетов большой интерес представляет период оборота соответствующих активов и пассивов.

Период оборота дебиторской задолженности (ПОд.з.) можно рассчитать по формуле (2.6):

ПОд.з. =ДЗ*360/ Вг,

где ДЗ - дебиторская задолженность; Вг. - годовая выручка.

Рассчитаем период дебиторской задолженности за предыдущий период (ПОд.б.1):

ПОд.б.1 = 2.548.081*360/27.409.724 = 33,5

Рассчитаем период оборота дебиторской задолженности за отчетный период (ПОд.з.2):

ПОд.з.2 =1.531.305*360/28.716.739 = 19,2

Таким образом, период оборота дебиторской задолженности снизился с 33,5 до 19,2

Период оборота кредиторской задолженности (ПОкр.з.) можно рассчитать по формуле (2.7):

ПОкр.з. = КЗ*360/Сг.,

где КЗ - кредиторская задолженность; Сг - годовая себестоимость.

Найдем период оборота кредиторской задолженности за предыдущий период (ПОкр.з.1):

ПОкр.з.1 = 1.935.283*360/ 23.855.872 = 29,2

Период оборота кредиторской задолженности за отчетный год (ПОкр.з.2):

ПОкр.з.2 = 1.204.466*360/ 28.716.739 = 15,1

Таким образом, период оборота кредиторской задолженности снизился с 29,2 до15,1 оборота.

Большой интерес представляет также показатель оборачиваемости активов предприятия (ОА), отражающий, сколько раз за рассматриваемый период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, формула (2.8):

ОА =В/ Ас,

где В - выручка; Ас - сумма активов.

Рассчитаем оборачиваемость активов в предшествующем году (ОА1):

ОА1 =27.409.724/ 12.410.158 = 2,21

Оборачиваемость активов в отчетном году (ОА2):

ОА2 = 31.401.527/15.305.047 = 2,05

Нормальным считается значение этого показателя, равное и большее 1,6 раза, однако снижение этого показателя говорит об уменьшении эффективности использования активов.

Проанализировав финансовый план и рассчитав финансовые показатели исследуемого предприятия, можно рекомендовать основные направления совершенствования финансового планирования и контроля на предприятии ООО «Турали-мебель».

Глава 3. Совершенствование финансового планирования и прогнозирования ООО «Турали-мебель»

.1 Пути повышения эффективности финансового планирования и прогнозирования ООО «Турали-мебель»

Пути решения проблем финансового прогнозирования на предприятии «Турали-мебель» и его совершенствование логически лежат в устранении проблем, т.е. прежде всего это следующие действия:

· создание специальных исследовательских центров по прогнозам на микроуровне - создание финансово-прогнозных или плановых отделов,

· подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области, или же повышение квалификации существующих специалистов на предприятии, проведение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и т.д.,

· использование методологических основ финансового прогнозирования и планирования, основанные на научных разработках развитых стран и мирового опыта, а также практического опыта разработки прогнозов, планов, программ и их осуществление, т.е. внедрение современных методов компьютерного моделирования, использование современных эконометрических, статистико-математических методов,

· усиление связи между академической средой, госструктурами и предприятиями, обмен информацией, опытом.

Система прогнозирования должна:

· охватывать горизонт прогнозирования от 3 до 20 лет;

· рассматривать вопросы роста, занятости, а также

· экономической и социальной трансформации.

Усовершенствовать финансово-экономическое состояние ООО «Турали-мебель» поможет внедрение системы бюджетирования, при которой деятельность всех структурных подразделений станет более прозрачной, а значит - более управляемой.

Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности.

В основе концепции стратегически ориентированного бюджетирования лежит Сбалансированная Система Показателей - ССП. В соответствии со стратегическим планом развития компания разрабатывает стратегические карты, которые отражают ее цели в четырех проекциях: «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы», «Персонал». Для каждой проекции определяются ключевые факторы успеха и их индикаторы - ключевые показатели эффективности КПЭ. В проекции «Финансы» стратегия компании представлена либо стратегией роста доходов, либо стратегией снижения затрат. Ключевыми показателями эффективности выступают такие показатели, как доля рынка, рентабельность бизнеса, свободный денежный поток и т.д. Достижение указанных показателей характеризует успешность реализации стратегии компании. Для расчета КПЭ формируют бюджетные показатели - объем продаж, прямые и накладные расходы по статьям и т.д. Бюджетные показатели подразделений являются составной частью бюджетных показателей компании. Выполнение бюджетных показателей должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является связующим звеном между целями компании и целями персонала.

Регламент бюджетирования, сам бюджет, система мотивации - все это нужно утверждать внутрифирменными приказами, за невыполнение которых сотрудников следует наказывать. Таким образом, вторая составляющая бюджетирования - это организационные процедуры. Третий ключ к успеху - автоматизация всего процесса бюджетирования. Автоматизация бюджетирования - это, прежде всего автоматизация планирования. По сути, это автоматизация тех процедур, которые расписаны в регламенте по бюджетированию.

Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы:

.бюджет доходов и расходов;

.бюджет движения денежных средств;

.прогнозный баланс.

Необходимо рассмотреть планируемое расторжение неэффективных хозяйственных договоров, провести полную и детальную инвентаризацию имущества предприятия с целью оценки реального состояния основных средств, эффективности их использования, выделения и последующей реализации непрофильных активов.

Нужно начать работу по изменению подходов к организации планово-бюджетного процесса, усилить контроль за формированием и исполнением бюджетов, вести пересмотр системы распределения функций, полномочий и ответственности между аппаратом управления и отделами с целью расширения возможностей отделов для своевременного реагирования на вызовы рынка и запросы клиентов при одновременной централизации технологической, финансовой и кадровой политики.

В рамках антикризисной программы особое внимание необходимо уделить мерам по снижению уровня рисков «Турали-мебель», которые сегодня несет предприятие. Данная программа разработана для повышения доходов, снижения уровня затрат и возможности выполнения планов на предприятии.

Чтобы сделать организацию «Турали-мебель» успешной и руководство, и рядовые работники должны стремиться создавать стоимость. Процессно-ориентированное бюджетное планирование помогает каждому сотруднику лучше понять свою работу и бизнес-процессы, в которых он участвует, и как он может создавать стоимость. Для того чтобы в условиях сегодняшнего рынка суметь создать стоимость, организация должна изменить свой подход к планированию и перейти от бюджетного планирования на основе переменных и постоянных издержек к бюджетному планированию, нацеленному на создание стоимости.

3.2 Совершенствование финансового планирования и прогнозирования на базе использования зарубежного опыта

До 1991 г. практически все государственные предприятия разрабатывали годовой финансовый план (с поквартальной разбивкой показателей) в форме баланса доходов и расходов. Методика составления данного была рекомендована Министерством финансов СССР в 1988 г. Рекомендованный финансовый план позволял сопоставить все плановые доходы и расходы и увязать направления использования средств с соответствующими источниками финансирования, а также определить взаимоотношения с бюджетной и кредитной системами. Этот документ в условиях плановой экономики составлялся на пять лет с распределением показателей по годам исходя из стоимостных параметров, доводимых до каждого предприятия его вышестоящей организацией на основе контрольных цифр и индивидуальных экономических нормативов. Баланс доходов и расходов разрабатывали не для самого предприятия, а преимущественно для вышестоящей организации, финансовых органов и банков.

С изменением в 1992 г. правового статуса многих государственных предприятий (вследствие их приватизации), либерализации цен, принципиальных изменений в бухгалтерском учете и отчетности разработка баланса доходов и расходов в традиционной форме стала неприемлемой. Поэтому многие предприятия (особенно вновь создаваемые коммерческие организации) практически перестали составлять перспективные и текущие финансовые планы. Что касается бизнес-планов, то они только начинают разрабатываться коммерческими организациями в основном для получения иностранных инвестиций и государственной поддержки инвестиционных проектов.

Проблема планирования связана с зависимостью будущих инвестиционных возможностей компании от ее текущих управленческих решений. На практике часто возникают ситуации, в которых корпорации начинают осваивать новые рынки исходя из стратегических соображений. Эти соображения заключаются в том, что новые капиталовложения не обязательно эффективны сегодня, но они укрепляют позиции компании на рынках и создают возможности для будущих инвестиций. Процесс инвестирования часто связан с принятием решений на двух уровнях:

на первом уровне проекты могут представлять определенную ценность для развития компании в будущем;

на втором уровне (последующие проекты) инвестиционный менеджер сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективных проектов с позиции их доходности, безопасности и ликвидности.

В корпорациях США широко применяют модель финансового планирования (LONCER), построенную С. Майерсом и Р. Брейли на базе линейного программирования. Модель LONCER отличается от других типовых методов финансового планирования двумя важными особенностями:

.она оптимизирует финансовые решения, т. е. с помощью этой модели рассчитывают наиболее удачный финансовый план в рамках заданных ограничений. С помощью типовых финансовых моделей прогнозируют только последствия финансовой стратегии, которую избрал пользователь;

.модель построена на теоретических концепциях корпоративных финансов, а не на бухгалтерском подходе. Модель LONCER базируется на функционировании отлаженного рынка капитала. Ее цель - максимизация чистой приведенной стоимости компании в соответствии с принципом слагаемости стоимостей и концепцией Модильяни-Миллера, в соответствии с которой основным достоинством заемного капитала является налоговый щит, создаваемый процентными выплатами по долговым обязательствам кредиторам.

Некоторые западные экономисты рассматривают финансовое планирование как управление портфелем опционов.

С позиции Р. Брейлн и С. Майерса, финансовое планирование можно представить как портфель опционов:

приобретение реальных опционов; поддержание этих реальных опционов, поскольку они основаны на новых продуктах и технологиях;

реализация наиболее выгодных опционов в нужный момент;
избавление от опционов, выходящих за рамки капитального бюджета корпорации не требующих высоких затрат на их поддержание.
Таким образом, большинство финансовых моделей, применяемых финансистами западных корпораций, представляют собой имитационные модели. Они предназначены для прогнозировании последствии будущих альтернативных финансовых и инвестиционных стратегий при различных исходных ограничениях не допущениях предстоящих событий. Важно подчеркнуть, что идеальной модели финансового планирования и прогнозирования которая сможет обеспечить выбор оптимальной финансовой стратегии, не существует. Финансовому менеджеру следует рассчитать (методом проб и ошибок) множество финансовых стратегий, соответствующих вероятным будущим условиям, чтобы выбрать наиболее приемлемую из них.

Заключение

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Финансовое планирование в условиях рынка - сложная социально-экономическая система, требующая качественно новых подходов и методик, так как ответственность за все негативные последствия и просчеты планов несет сама организация. Финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности деятельности организации.

В данной курсовой работе было рассмотрено предприятие деревообрабатывающей промышленности «Турали-мебель», его организационная структура и общая характеристика деятельности. Также, был проведен анализ организации финансового планирования и прогнозирования данного предприятия с помощью расчета таких показателей, как рентабельность основной деятельности, рентабельность реализованной продукции. Также, дана оценка имущественного положения, финансовой устойчивости и деловой активности.

С целью повышения эффективности финансового планирования и прогнозирования предлагается ввести на предприятии «Турали-мебель» систему бюджетирования, при которой деятельность всех структурных подразделений станет более прозрачной, а значит - более управляемой.

Для рассматриваемого предприятия целесообразно рассмотреть планируемое расторжение неэффективных хозяйственных договоров, провести полную и детальную инвентаризацию имущества предприятия с целью оценки реального состояния основных средств, эффективности их использования, выделения и последующей реализации непрофильных активов.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Приор, 2009. - 32с.

. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.99, №43-н;

.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99, №32-н;

. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99, №33-н;

. Постатейный комментарий к главе 25 НК РФ Налог на прибыль организаций. ЗАО Издательский дом Главбух. 2007. - 240с.

. Давыденко, Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях и пути их решения / Е.А. Давыденко// Управление финансами предприятия. - 2009.- №2. - С. 32-45

. Кондратьев, Н.Д. План и предвидение/ Н.Д. Кондратьев // Вопросы экономики. - 2009. - №3. - С. 3-15

. Кучеренко, А.И. Планирование прибыли на предприятии / А.И. Кучеренко // Справочник экономиста. - 2010.-№1. - С.15-30

. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия», курс лекций, Новосибирск 2009г.

. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа», учебное пособие, ИНФРА-М 2009г.

. «Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия», курс лекций старшего преподавателя Дуйсебаева А.Е., Нурбекова Ш.К., Казахстан

. Панфилов В.С. «Финансовое и экономическое прогнозирование», издательство: МАКС Пресс, 2009г.

13. <http://www.be5.biz/ekonomika/fgag/04.htm>

.<http://www.center-yf.ru/data/ip/Finansovoe-planirovanie-i-prognozirovanie.php>

. <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/finansovoe-planirovanie.html>

.http://www.nnre.ru/delovaja_literatura/priemy_antikrizisnogo_menedzhmenta/p4.php

. Бухгалтерский баланс предприятия «Турали-мебель» за 2012-2013 годы.

Похожие работы на - Финансовое планирование в компании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!