Рентабельность и нормы рентабельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рентабельность и нормы рентабельности

Введение

рентабельность убыточность экономический

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

В настоящее время в России в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому меня, как будущего специалиста, интересует в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения. Это круг вопросов я и хотел бы рассмотреть в данной теме курсовой работы.


1. Экономическое содержание рентабельности предприятия

.1 Понятие рентабельности

Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций. Прежде всего рассмотрим, что представляет собой рентабельность.

Одно из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Разделяют рентабельность как общую - процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную - отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам - отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции - прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения - рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства - увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

) отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

) отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта - прибыли.

.2 Виды рентабельности

Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

В условиях социализма рентабельность одних предприятий, объединений и отраслей хозяйства повышается не в ущерб другим предприятиям, объединениям и отраслям. Темпы развития отраслей производства в России в отличие от западных стран определяются не уровнем их рентабельности, а государственным планом экономического и социального развития.

Рентабельность социалистического производства характеризуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции. В 2005 г., рентабельность промышленности, исчисленная как отношение всей суммы денежных накоплений к производственным фондам, составляла (в ценах соответствующих лет) 20,5%.

Хозрасчетная рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. В 2005 г. она составляла по промышленности 12,1%, в том числе: в машиностроении и металлообработке - 12,2%, в черной металлургии - 10,7%, в нефтедобывающей - 19,2, в легкой - 23,2, в пищевой промышленности - 18,5%. Рентабельность промышленности, рассчитанная как отношение прибыли к полной себестоимости продукции, в 1984 г. составляла 16,2%, в том числе: пищевой - 11,8, легкой промышленности - 12,3%.

Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.

Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой..стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но. и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.

Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т.п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым''1 предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности г. изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле


где Р - уровень рентабельности, %;

О - оптовая цена предприятия на изделие;

С - полная себестоимость изделия.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула


С-М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.

При определении норматива расчетной рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».

Основные пути роста рентабельности производства - развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

.3 Система показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

) показатели рентабельности капитала (активов),

) показатели рентабельности продукции;

) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал


Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств,

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:


Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.


Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,


Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

;

;

;

;

,

где -  - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

 - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

 - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)


Соответственно влияние изменения себестоимости составит


Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;


Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств


Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

2. Анализ рентабельности предприятия

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат

Это важнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями. -

Формирование показателя рентабельности продаж показано на рис 1

Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределена между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении можно действовать в двух основных направлениях:

• Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.

• Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании

В общем случае для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рентабельность собственного капитала с альтернативными возможностями размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Для того, чтобы понять как и за счет чего формируется итоговый показатель рентабельности собственного капитала следует рассмотреть ряд промежуточных показателей,

Рентабельность чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отношение операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго - и краткосрочные)

С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж:

(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага

Финансовый рычаг - соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредитования на эффективность деятельности предприятия. Основной критерий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рентабельности собственного капитала, и наоборот.

Значение финансового рычага показывает на сколько увеличится / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

 

Финансовый рычаг рассчитывается по следующей формуле: = Чистые активы / Собственный капитал

Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:

 

Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж)* (Объем продаж /Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход/ Собственный капитал)

Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители фигурировала чистая прибыль.

(Операционный доход/ Собственный капитал)*

(((ОД - I)*(I-Т))/ОД)=Рентабельность собственного капитала,

где, ОД - операционный доход;- сумма процентов по кредитам;

Т - ставка налога на прибыль

Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано на рисунке 2.

Рис. 2 Схема формирования показатели рентабельности собственного капитала

Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала являются:

Факторы операционной деятельности:

• рентабельность продаж;

• оборачиваемость чистых активов.

Факторы финансовой деятельности:

• финансовой рычаг;

• проценты и налоги.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капитала).

Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение нераспределенной чистой прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предприятия.

Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:

Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на начало периода

Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:

Доходность акционерного капитала - объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

Чистая прибыль на акцию - величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

Дивиденд на акцию - прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:

• привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:

• повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;

• привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).

3. Факторный анализ показателей рентабельности

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно - хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать - трех- или пятифакторную модель.

Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:



где R - рентабельность активов (капитала);

Р - прибыль от реализации;

К - средняя за период стоимость активов;- средняя за период стоимость вне оборотных активов;

Е - средние остатки оборотных активов;

Трехфакторная модель анализа рентабельности

,

;

оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

4. Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризуетмеру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем



или в развернутом виде

,

где J- индекс роста соответствующего показателя;

; 0 - означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

,

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности


В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями

.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т.д.)

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является. анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

· Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?

· На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?

· Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.

Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских и казахстанских предприятий:

• Оценка текущей платежеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.

• Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.

• Оценка эффективности управления имуществом и заемным капиталом.

• Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.

• Анализ эффективности использования имущества.

• Оценка рискованности деятельности предприятия.

• Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.

5. Бизнес-план

Резюме

Настоящий проект представляет собой план создание Шиномонтажной мастерской с денежным оборотом в два года.

Идея проекта: Идея создания Шиномонтажной мастерской с оборотом в два года преследует три цели:

.        Создание высокорентабельного предприятия.

2.      Получение прибыли.

.        Удовлетворение потребительского рынка в предоставление услуг по замене колес, покрышек, балансировке колес.

Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 945000 рублей.

Характер предприятия: предприятие по предоставлению услуг по замене колес, покрышек, балансировке колес.

Стоимость проекта: 945000 руб.

Сроки окупаемости: 2 года.

Доход инвестора составит 643860 рублей.

Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.

Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.

Заложенная процентная ставка по заемным средствам 17,5%. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.

Общая сумма начисленных процентов составит 643860 рублей.

Условный жизненный цикл проекта 2 года.

Срок окупаемости с начала реализации проекта 11 месяцев.

Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 1339438,4 руб.

Общая характеристика отрасли, предприятия, продукции

Шиномонтажная мастерская предназначена для предоставления услуг по замене колес, покрышек; балансировка колес. Эксперты считают это дело вполне прибыльными зарабатывать в этом бизнесе достаточно умеренно. При большом желании открыть шиномонтажную мастерскую можно в любом гараже.

Организовать Шиномонтажную мастерскую довольно просто. Такое дело хорошо подходит для людей, у которых золотые руки и есть голова на плечах. Но при этом нужно понимать, что работающие в Шиномонтажной мастерской люди, не всегда будут работать честно. Обычно в небольших шиномонтажных мастерских работают или сами владельцы, или члены их семей, племянники или внуки. Также Шиномонтажную мастерскую можно открыть для того, чтобы сдать ее в аренду, но при атом прибыль будет умеренной, но постоянной и без организаторских забот и вопросов, связанных с производственным процессом.

Чтобы расширить круг клиентов Шиномонтажной мастерской ее нужно оборудовать так, чтобы она могла обслуживать и отечественные автомобили и иномарки.

Главное в этом бизнесе четко организовать процесс, чтобы получить прибыль как можно быстрее. А перспективы развития обычной Шиномонтажной мастерской - это крупная автомастерская.

Но нужно понимать, что шиномонтаж как таковой не сможет принести огромной сверх прибыли, и миллионером стать не получится, но он требует незначительных капитальных и трудовых ресурсов.

Чтобы начать бизнес нужно выбрать подходящге место. Новички будут удивлены тем, что подходящие места уже давно заняты. Но при большом желании можно постараться найти подходящую территорию, расположенную Шиномонтажную мастерскую возле конкурентов рискованно. Само помещение, в котором в перспективе разместится Шиномонтажная мастерская, может быть любым. На рынке существуют и железные гаражи, и капитальные строения, но нужно сделать так, чтобы аренда такого помещения была минимальна, а лучше всего приобрести такое помещение в собственность.

Осуществляя выбор помещения, нужно учитывать, какие именно виды сервиса будут предлагаться потребителю, и какое оборудование планируется установить.

Если нет возможности купить здание, то лучше всего арендовать постройку площадью от сорока до пятидесяти квадратных метров. Нужно учитывать, что существуют владельцы, которые предлагают шиномонтажную мастерскую в готовом виде, но тогда аренда будет очень дорогой.

Процесс оформления шиномонтажного бизнеса заключается в открытии предприятия формы ИП. Для того чтобы открыть собственную шиномонтажную мастерскую, нужно собрать полный пакет документов, из которого уже можно исключить лицензию на шиномонтажные работы; но не обойтись без документов из СЭС. пожарной станции и разрешения главы Управы выбранного района. Кассовый аппарат, который должен стоять обязательно, нужно зарегистрировать в налоговом органе. И не забудьте про медицинские книжки для работающих сотрудников. Готовятся эти документы за І5 дней. Можно оформить самостоятельно, но будет дольше. Для того чтобы понять, стоит ли открывать Шиномонтажную мастерскую, нужно произвести расчет, необходимый для формирования представления о потенциальных доходах данной деятельности, Нужно предположить, что ежедневно предприятие должно обслуживать от двадцати машин. В среднем владельцы машин платят за услуги порядка от ста пятидесяти рублей. При выполнении данных условий владелец мастерской получит в конце дня несколько тысяч рублей, Таким образом, существование мастерской окупается в течение полугода.

Организация шиномонтажной мастерской - это возможность получения постоянного стабильного дохода, который поддерживается постоянным ростом числа автомобилей, который ежегодно становится в России все более интенсивным, что обеспечит постоянный поток клиентов. Потому нужно только обеспечить высокое качество услуг:

Большим преимуществом этого вида бизнеса в глазах начинающего бизнесмена является относительно небольшой объем инвестиций для организации деятельности, которые могут дать и в кредит.

Главное преимущество этого предприятия в том, что оно может расшириться как количественно, так и качественно развиться в более крупное и сгруппированное предприятия. Со временем можно развить сеть подобных заведений при условии удовлетворения услуг автолюбителей и даже создать собственный небольшой бренд, что позволит вытеснить конкурентов.

Основные услуги шиномонтажной мастерской не ограничиваются одной заменой колес:

демонтаж колеса и его разборка;

устранение проколов и порезов:

устранение дефектов дисков;

замена шин;

установка новых шин на диски;

-       другие услуги высокого качества.

Обычно в Шиномонтажной мастерской выполняется несколько видов работ. Шиномонтаж - снятие колеса и замена покрышки или камеры и балансировка колеса Починить колеса просят. если они клиенту дорого обошлись. Но такой набор работ будет приносить низкие доходы. Расширяйте список услуг настолько, насколько способны. Выигрывают мастерские, где выполнят работы от прокатки и правки дисков до сложных ремонтов боковых порезов. Уровень жизни автомобилистов повышается, и они уже готовы заплатить больше, чтобы иметь возможность починить все в одном месте, не испачкавшись, ожидая за чашечкой кофе в расположенном рядом кафе.

Клиентам нужно предоставлять дополнительные услуги:

І. Бесплатный кофе.

. Скидки.

. Выезд к клиенту

. Круглосуточный трафик работы.

Это также поможет постепенно сформировать свой круг постоянных клиентов.

Следующий этап организации предприятия - это выбор персонала. С одной стороны, к работнику в данной отрасли не предъявляются особые требования, но с другой стороны он должен быть грамотным н выполнениивозложенных на него задач, Понятно, что клиенты не обратится в мастерскую повторно. Если будет вынужден ждать замену колеса в течение часа, Самый простой способ поиска персонала - размещение объявления в специализированных изданиях. На сегодняшний день функционирует множество мелких компаний, которые работают в системе шиномонтажа, большинство из них не чувствует конкуренции, так как рынок этот постоянно растет. Этот бизнес долго окупается и требует большой объем инвестиций, поэтому бизнес-план для такого предприятия должен быть обязательно, как подробное руководство, со всеми расчетами, сроками, рисками.

Соответственно, оборудование окупится за год, в следующих периодах все затраты будут составлять остальные начальные затраты.

Основным оборудованием Шиномонтажной мастерской являются:

автоматический шиномонтажный стенд;

подкапной Домкрат 2Т~С;

шиномонтажный стенд грузовой;

балансировочный станок;

подъемник ножничный, шиномонтажный;

-       компрессор АІКСЦК;

- вулканизатор для ремонта камер любого размера;

ванна для проверки колес и замер;

автомобиль для организации работы выездов Шиномонтажной мастерской.

Отечественное оборудование можно купить у дилеров по ценам завода.

Гораздо дешевле обойдется б/ушное оборудование, продающееся в уже закрытых или описанных шиномонтажах. Таких предложений немало в газетах частных объявлений или попросту в интернете. Но не нужно забыть, что скупой платит дважды и во многих случаях скупость приводит к необратимым последствиям.

Анализ рынка и основных конкурентов

Достаточно сложно подсчитать даже приблизительное количество мастерских данного типа, функционирующих на просторах нашей страны. Ещё недавно такая деятельность требовала лицензирования, и отслеживать появление новых объектов было совсем не сложно. Но ситуация изменилась. Теперь лицензирование не является обязательным требованием существования шиномонтажных мастерских. Достаточно лишь провести регистрацию ИП. Вследствие таких законодательных перемен количество новых мастерских резко возросло, и получить представление, насколько динамичен рост числа этих заведений, весьма проблематично.

Самые приблизительные подсчеты, показывают, что сегодня в стране насчитывается не менее двадцати тысяч подобных объектов. Они достаточно существенно отличаются друг от друга. Различен и масштаб проводимой деятельности, и экономические показатели и многое другое.

Такие туманные сведения, разумеется, не дают возможности реально определить состояние рынка указанных услуг, не говоря уже о наличии конкретных цифр. Не вызывает сомнений лишь одно - данный бизнес крайне нестабилен и мало прогнозируем. Это подтверждают практически все видные эксперты. Поэтому людям, желающим начать такой бизнес, придётся нелегко, и путь их не будет усыпан розами.

Таблица 1

Факторы конкурентоспособности

ИП «Автоколеса»

Главные конкуренты



ИП «Щенников»

ООО «Сервис центр»

ООО «Андора»

1. Услуги





1.1. Качество

5

5

4

5

1.2. Технико-экономические показатели

3

5

3

3

1.3. Потребительские показатели

4

3

4

4

1.4. Престиж торговой марки

4

4

5

3

1.5. Уровень послепродажного обслуживания

5

3

4

2


План маркетинга

Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время вновь нарастающие тенденции международного кризиса диктуют свои условия жизнедеятельности. как граждан и предприятий, так и экономики государства в целом.

Кризисные явления в экономике 2008-2009 п: оказали истинное влияние на структуру мирового рынка, Однако. начиная с 2010 года, рынок услуг для автотранспорта, как и прочие смежные рынки, стал демонстрировать постепенный возврат на докризисный уровень. В ближайшие годы спрос на услуги шиномонтажных мастерских в России будет только расти.

С приходом зимы на дорогах появляется гололед и поэтому очередь в шиномонтажную мастерскую становится гигантской, поскольку людей, которые хотят сменить летнюю резину на зимнюю очень много. Именно в эти дни даже многие автомобилисты сожалеют о том, что у них нет своей шиномонтажной мастерской.

Автомобилисты переобувают свои машины два раза в год: осенью и весной, перед зимним периодом и перед летним. Оставшееся время работы мало, но клиенты будут. Автомобилисты знают. что сегодня дешевле, а главное - надежнее доверить те же шиномонтажные работы специалистам, чем мучиться с проколотым колесом в гараже, или того хуже - на открытой стоянке. Но в сезон Шиномонтажные мастерские переживают бум.

На данный момент очень мало действительно квалифицированных шиномонтажников, которые знают все от простейшего колеса до самого сложного последней модели Мерседеса. Наработать клиента очень сложно, это делается годами, и в этом формировании цены роли не играют. Главное - работать честно и качественно. Если какие-то работы Шиномастерская не делает, то лучше за это просто не браться, чтобы не испортить репутацию.

Достаточно сложно подсчитать даже приблизительное количество Шиномонтажных мастерских данного типа, функционирующих в России. Еще недавно такая деятельность требовала лицензирования и отслеживать появление новых объектов было совсем не сложно, но ситуация изменилась теперь лицензирование не является обязательным требованием существования шиномонтажных мастерских. Достаточно лишь провести регистрацию ИП. Вследствие таких законодательных перемен количество новых мастерских резко возросло, и получить представление, насколько динамичен рост числа этих заведений весьма проблематично. Данный бизнес крайне нестабилен и мало прогнозируем. Это подтверждают практически все видные эксперты. Поэтому людям, желающим начать такой бизнес, придется нелегко, и путь их не будет усыпан розами.

Начиная с 2000 год парк легковых автомобилей России вырос более чем в 2,5 раза. Темпы его роста составляют в среднем более 12 процентов в год.

Если в 2005 году общее число единиц автомобильного транспорта составляло ориентировочно 26,7 млн., из которых на 23,4 млн. единиц - легковые автомобили, 3.2 млн. единиц - грузовые автомобили и 0.! млн. единиц - автобусы, то в 2010 году ожидается увеличение их числа до 35-38 миллионов, из которых 30-33 миллионов легковых и 5 миллионов грузовых автомобилей.

Ускоренный рост числа автомобилей вызовет столь же стремительный рост числа заправочных станций и шиномонтажных мастерских.

На российском рынке автосервисных услуг шиномонтаж и балансировка колес являются одними из наиболее доходных и востребованных направлений.

Российский автопарк характеризуется ежегодным увеличением, в дальнейшем так же прогнозируется его рост. Рост числа автомобилей стимулирует потребность в услугах автосервиса, в частности, в услугах шиномонтажных мастерских. На столичном рынке услуг шиномонтажа преобладают мастерские на базе торгово-сервисного центра. Важной характеристикой рынка является тот факт, что большинство компаний, предоставляющие услуги шиномонтажа, являются несетевыми, на долю сетевого формата приходится порядка 30%.

В январе 2013 г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на 493.4 млрд. рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в январе 2013 г. остался на уровне января 2012 г.

С учетом климата РФ, каждый автолюбитель меняет шины как минимум 2 раза в год, Несмотря на постоянно открывающиеся шиномонтажные мастерские, 2 раза в под наблюдается очередь в мастерских. Основными услугами, предоставляемыми шиномонтажной мастерской, являются снятие-постановка колес, перебортовка колес, ремонт прокопов и т.д. Основное большинство шиномонтажных мастерских специализируются на определенном перечне услуг: не задумываясь о том, с помощью чего будут конкурировать в дальнейшем. В настоящее время есть направления. которые считаются недооцененными на рынке шиномонтажа, такие как: мойка колес, во многих мастерских не обслуживают грузовые автомобили, а также ремонт шин из легкосплавных металлов. Открытие шиномонтажной мастерской является одним из самых перспективных направлений в настоящее время, но при этом следует учитывать конъектуру рынка, а конкретно изначально просчитывать свои конкурентные преимущества.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке предприятий шиномонтажа, необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что количество участников рынка шиномонтажных услуг увеличилось, объем потенциальных потребителей остался на прежнем уровне, но рынок будет расширяться за счет роста автомобилистов. Необходимо обязательно провести комплекс мероприятий по формированию потребительского мнения, поскольку в сознании потребителя должна сложиться картинка. что приобрести данную услугу достойного качества можно именно в данной Шиномонтажной мастерской:

наружная реклама;

распространение флайеров и визиток;

создание инфраструктуры и условий труда.

Основным методом продвижения продукции можно считать рекламу посредством качества предоставляемых услуг. Только создание своего потребителя сможет создать Шиномонтажной мастерской тот самый необходимый для рентабельности минимум.

Учитывая среднестатистические данные, общее количество населения Российской Федерации составляет 42.9 млн. человек. Количество Шиномонтажных мастерских в настоящее время по официальным источникам приближается к 30000. В связи с приростом потребителей продукции России потенциальное количество открытия новых Шиномонтажных мастерских составляет 5400 единиц при росте отрасли от І8% в год. Эксперты считают, что количество пользователей какой-либо услуги позволяющее ей стать социально значимой, составляет І% от экономически активного населения Значит, для России тго І% от 7І млн. человек, т.е. 710 тыс. человек. То есть при грамотно выстроенной маркетинговой политике, подходу к организации производственного процесса, создании репутации, новое предприятие способно существовать. выполнять свои функции и приносить прибыль его владельцу. Следовательно, организация Шиномонтажной мастерской при грамотном управлении и выполнении своей миссии должно принести запланированную прибыль.

С точки зрения потребителей рынок будет только расти. но требования ккачеству облуживания будут только расти. Итак, Шиномонтажная мастерская как бизнес является перспективным при грамотной организации производства, несмотря на ужесточившиеся условия деятельности на рынке. Число граждан, желающих дважды в год поменять резину, растет. Следовательно, количество заказов на услугу постоянно. Актуальности данной тенденции в настоящее время придает регулярное расширение рынка владельцев автомобилей. Организация работы Шиномонтажной мастерской на условиях достаточности крупных инвестиций, будет приносить высокий доход и окупит производство в течение одного двух лет. Поэтому финансовые вложения в его создание вполне оправданны.

План производства продукции

В качестве помещения для шиномонтажа планируется использовать модульный шиномонтажный комплекс (мобильный шиномонтаж). Модульный шиномонтажный комплекс представляет из себя здания, состоящее из сборно-разборных металлоконструкций, со всеми необходимыми коммуникациями и шиномонтажным оборудованием. По сравнению с капитальным строительством, мобильное здание ни чуть не уступает в функционале, безопасности и удобстве и даже превосходит его с точки зрения меньших затрат на старт проекта и меньшего пакета документов разрешающих эксплуатацию объекта.

Основные преимущества модульного комплекса:

·              Модульный мобильный шиномонтаж легко собирается и разбирается, что позволяет перевозить его на новое место в любое время и без серьезных последствий для конструкции.

·              Из всего перечня документов для мобильного шиномонтажа требуется лишь подтверждение права собственности или аренды на земельный участок.

·              При монтаже конструкции требуется только лишь подключение к электросети, так как проводка и остальные коммуникации уже встроены в модуль.

·              Покупка модульного здания обойдется в несколько раз ниже строительства капитального объекта, то есть вложения на открытие бизнеса будут ниже, а значит будут ниже и сроки окупаемости инвестиций.

Правовое обеспечение деятельности фирмы

Дата создания и регистрации: 25.05.2015 г. Фирма зарегистрирована администрацией Автозаводского района г. Нижний новгород. Юридический адрес: 603000, г. Нижний Новгород, ул. Дружаевва, д. 56.

Телефон: (831) 56-32-43, факс: (831) 56-32-60.

Организационно-правовой формой будет индивидуальный предприниматель (ИП).

Учредительные документы являются важным этапом в формировании и определении деятельности фирмы. Нашими учредительными документами будут: учредительный договор и устав.

Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества. Устав общества должен содержать: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе и компетенции органов общества; сведения о размере уставного капитала общества; сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; права и обязанности участников общества; сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества; сведения о порядке перехода доли в уставном капитале общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам и др.

Финансовый план проекта

Постоянные расходы шиномонтажной мастерской представлены в следующей таблице:

Таблица 2

Наименование статьи расходов

Сума в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

1.

Заработная плата

76 800

921 600

2.

Страховые отчисления за работу

23 040

276 840

3.

Аренда земельного участка

18 000

216 000

4.

Коммунальные услуги

12 000

144 000

5.

Прочие расходы

10 000

120 000

ИТОГО

139 840

1 678 080


Итого постоянные расходы шиномонтажа составят в месяц - 139 840 рублей, в год - 1 678 080 рублей.

Основными годовыми расходами шиномонтажа будет выплата заработной платы работникам - 55% в общей структуре затрат сервиса. На втором месте идут расходы по страховым отчислениям за работников - 16% от общих годовых затрат, на третьем - расходы связанные с уплатой аренды за пользование земельным участком - 13% от общих расходов.

Расчет экономических показателей шиномонтажа представлен в таблице - прогноз доходов и расходов шиномонтажа:

Таблица 3

Показатели

Сумма на текущий год деятельности, руб.

1.

Выручка

2 304 000

2.

Себестоимость (сумма строк 2.1-2.5)

1 678 080

2.1

921 600

2.2

Страховые отчисления за работу

276 480

2.3

Аренда земельного участка

216 000

2.4

Коммунальные услуги

144 000

2.5

Прочие расходы

120 000

3.

Валовая прибыль (доход до налогообложения)

625 920

4.

Налоговые платежи (патент)

32 000

5.

Фиксированный страховой платеж за ИП

23 000

6.

Чистая прибыль

570 920


Чистая прибыль шиномонтажа по итогам годовой работы составит 570 920 рублей. Рентабельность сервиса составит 34%, что является хорошим показателем для подобного бизнеса. При таких показателях проект окупается за 24 месяца.

Оценка рисков и страхование

Риски при ведении данного вида бизнеса состоят в следующем:

высокий уровень конкуренции;

высокий уровень качества предоставляемых услуг;

высокий уровень капитализации инвестиций.


Заключение

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.


Список использованной литературы

1.   Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Уч. пособие. - 3-е изд. - М.: ФОРУМ, 2009. - 256 с.

2.      Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с.

.        Головань, С.И. Бизнес-планирование / С.И. Головань - М.: Феникс, 2009. - 320 с.

.        Зингер, М. Презентация бизнес-плана: пример подготовки презентации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // (далее сюда копируйте и вставляете адрес сайта)

.        Липсиц, И.А. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2012. - 112 с.

.        Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 216 с.

.        Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 256 с. - (Профессиональное образование).

.        Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.

.        Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Омега-Л, 2012. - 152 с.

.        Петухова, С.В. Бизнес - планирование / С.В. Петухова. - М.: Омега - Л, 2009. - 236 с.

.        Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. - М.: Дело и сервис, 2005. - 432 с.

.        Попов, В.Н. Бизнес - планирование / В.Н. Попов, С.И. Ляпунов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 246 с.

.        Просветов, Г.И. Бизнес-планирование: задачи и решения: учебно-практическое пособие / Г.И. Просветов. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 255 с.

.        Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 488 с.

.        Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю.Н. Лапыгин. - М.: Омега-Л, 2012. - 310 с.

.        Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации. - М.: Книга сервис, 2012. - 346 с.

.        Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин. - М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. - 102 с.

.        Черняк, В.З. Бизнес планирование: Учебник для вузов. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 470 с.

.        Шевчук, Д.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 208 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!