Налоговая система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,45 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система Республики Беларусь

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 26 стр., 23 источника.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ключевые слова: налоговая система, принципы построения, функции, элементы, налог, виды налогов, налоговый кодекс.

Объект исследования: общественные отношения, связанные с порядком функционирования института налогов.

Предмет исследования: нормативные правовые акты Республики Беларусь, международные акты, регулирующие налоговую систему, учебники, учебные пособия, научные статьи, научные гипотезы, монографии, в которых исследуется институт налогов, а также правоприменительная практика.

Цель курсовой работы: изучить понятие налога, подходы к его пониманию, уяснить роль и место налогов в государстве, определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе.

Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, диалектический, сравнение, анализ, классификация, обобщение.

Исследования и разработки: исследованы общие положения, исторические аспекты, что позволило наиболее полно разобраться с понятием, видами, системой института налогов.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

С момента возникновения государства необходимым звеном экономических отношений в обществе являются налоги, так как являются основным источников доходов государства. В совокупности обязательные платежи образуют налоговую систему. И с тем как любое государство претерпевает различные изменения, налоговая система корректируется вместе с этим. Стоит отметить, что кроме чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Для финансирования различных мероприятий, предусмотренных бюджетами, требуется, чтобы на республиканском и местном уровнях постоянно пополнялись финансовые ресурсы. Само собой разумеется, что эта задача решается путем уплаты налогов юридическими и физическими лицами и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90 %. Более того, в качестве примера можно привести такой факт, что за январь 2015 года 10,1 трлн. рублей доходов государственного бюджета сформировано за счет поступлений платежей от плательщиков города Минска.

В современных государствах налоги играют важную роль в укреплении экономической позиции страны. Налоги используются в качестве экономического рычага, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями. Более того, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций.

Наиболее полное поступление налоговых поступлений в бюджет, рационализация и оптимизация налогов осуществляется в рамках налоговой системы. Залог экономических успехов государства ¾ эффективная и мобильная налоговая система. Здесь же налоги должны выполнять все свои основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную и регулирующую.

Актуальность темы обусловлена теоретической и практической важностью исследования общественных отношений с участием института налогов. Ведь налоги, как и вся налоговая система, являются важным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Цели курсовой работы сводятся к рассмотрению и уяснению роли налоговой системы в государстве, ее состава, и изучению её специфических черт. Налоговая система любого государства должна отвечать определенным принципам, как классическим (общенациональным), так и внутринациональным. Соблюдение этих принципов может свидетельствовать о грамотном построении системы налогов и сборов страны.

Методы исследования:

-диалектический;

сравнительно-правовой;

формально-юридический;

сравнение;

анализ;

классификация;

обобщение.

Задачи работы:

- изучить и обобщить имеющиеся по данной проблеме материалы;

охарактеризовать Белорусскую налоговую систему;

отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование.

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА НАЛОГОВ

.1 Природа понимания налогов. Общие налоговые теории

Налоги известны людям с глубокой древности, когда они были представлены в форме дани, подати. История знает налоги в форме платы за проезд по земле феодала. Также существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций, одной из которых являлась сбор налогов и податей с населения[1, с.150].

Необходимость налогов настолько очевидна, что еще известный политический деятель Бенджамин Франклин отмечал: «В этом мире неизбежны только смерть и налоги».

Также следует отметить здесь точку зрения выдающегося церковного философа Фомы Аквинского, который определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Он считал, что наиболее приемлемая форма финансирования расходов государства будет уплата денежных средства за счет богатства знатных людей. Однако Ф. Аквинский понимал, что совсем без налогов обойтись нельзя: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие». То есть, он считал, что налоги необходимы, но должны устанавливаться соразмерно доходам населения и направляться на всеобщее благо.

Для наиболее полного понимания сущности налогов, необходимо рассмотреть основные теории налогов, представляемые различные авторами. Изменение роли государства на разных этапах развития общества, требовало создания различных теоретических основ государства, что находило также отражение в обосновании практики налогообложения. Первоначально налоги носили временный характер. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник доходов государства, в результате чего и возникли различные теории налогов. Эти теории принято делить на общие и частные.

Общие теории выражают назначение налогов в целом. Эти теории возникли в период, когда основная функция государства сводилась к ведению войны и защите своего населения от внешних угроз. К ним относятся теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения, налог как страховая премия, классическая, марксистская теории налогов, теория экономики предложения, кейнсианская теория, налоговая теория монетаризма[2, с.58].

Первой и наиболее распространенной является теория обмена. Основоположником данной теории считают шотландского экономиста и философа А. Смита. В своей книге 1776 года «Исследование о природе и причинах богатства народов» он писал о том, что поданные государства должны участвовать в содержании правительства в соответствии со своими возможностями. Размер налога, который им следует платить должен быть фиксированный, а не произвольный, так же как и срок, способ уплаты. В случае если эти критерии не установлены, то лицо окажется под властью сборщика налогов, и уплатит указанную им сумму. Все налоги должны взиматься способом, который наиболее удобен лицу, обремененному уплатой налога. Также в свой работе он изложил ряд принципов налогообложения, которые являются актуальными и в наше время: принципы справедливости, экономии, определенности, удобности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся суть его теории сводилась к возмездному характеру налогообложения, то есть граждане покупают у государства услуги по здравоохранению, защиту от внешних посягательств за уплату налога, этакий договор между государством и гражданином.

Следующей рассмотрим атомистическую теорию, которая появилась в эпоху просвещения и является разновидность теории обмена. Ее представителями являются французские мыслители Себастьян Ле Пьер Вобан и Шарль Луи Монтескье. Эта теория также рассматривалась как договор между гражданами и государством, то есть граждане уплачивают налог, а государство им в ответ дает защиту и иные услуги.

Автором теории наслаждения является известный экономист Жан Симонд де Сисмонди. Здесь также можно проследить элементы теории обмена. Суть такого понимания налогов сводится к тому, что граждане платят за хороший уровень общественного порядка, за так называемые «наслаждения» в виде пользования хорошими дорогами, доступа к правосудию, обеспечения собственности и так далее. То есть также своеобразный договор между гражданами и государством.

Следующую теорию, также относящуюся к теории обмена, выдвинули англичанин Джон Рамсей Мак-Куллох и француз Адольф Тьер. Речь пойдет о теории налога как страховой премии. Суть в том, что налог ¾ страховой взнос, которые граждане платят для предотвращения какого- либо риска, таким образом, страхуя свою собственность от кражи, пожара и иного бедствия. Но, при наступлении таких последствий гражданину ничего не выплачивается, так как это платеж взимается за не наступление таких последствий, а не как страховка, чтобы покрыть убытки как в наше время.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) обладает высшим теоретическим уровнем и соединяется с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита, Давида Рикардо и их последователей. В данной теории налоги определялись как существенный вид государственных доходов, направленный на покрытие расходов по содержанию правительства. Налоги не должны удовлетворять личные потребности граждан. В рыночной экономике индивидуальные потребности должны удовлетворяться путем предоставления субъектам (предпринимателям) свободы действий, экономической свободы. Именно правительства должны обеспечивать развитие рыночной экономики, охрану жизни и частной собственности граждан[2, с.73].

В марксистской концепции раскрывается публичная сущность налогов. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». И далее отмечается. «Налог - материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией»[3, с.22].

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Сторонники теории утверждали, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию [3, с.26].

Представителями кейнсианской теории являются Дж.Кейнс, А.Хансен, Р.Харрод. Эта теория выделяет налоги как главный рычаг регулирования экономики и важный инструмент эффективного и справедливого развития экономической системы. Так как основа кейнсианской теории является регулирование денежных сбережений, то в этом случае налоги играют роль механизма, изымающего излишние накопления граждан и корпораций. Грамотное применение налогов со стороны государства может способствовать росту всей экономики [4, с.45].

Налоговая теория монетаризма представлена М.Фридменом. Она основана на количественной теории денег, а налоги наряду с другими инструментами регулирования реального и денежного рынков воздействуют на монетарное обращение. Например, через налоги изымаются излишнее количество денег из обращения. Состояние экономики зависит от количества денег и банковских процентных ставок [3, с.23].

Посмотрев на общие теории налогов, можно сделать вывод о том, что почти все они строились на принципе возмездности. А именно, государство предлагает ряд своих услуг по охране, защите, пользованию благами, а с гражданина за это взимается платеж, при этом на принудительной основе. Это вполне объясняется тем, что ещё с давних времен существования публично-правовых образований существовали в большей степени императивные нормы по вопросам налогообложения, так если дать человеку выбор по поводу уплаты налога за благо, то платить он не будет. Однако если в государстве обеспечена охрана, правопорядок, то нельзя отстранить одних людей от этого, а налогоплательщиков оставить, ведь это будет физически невозможно.

1.2 Частные налоговые теории

Частные теории обосновывают необходимость установления отдельных видов налогов. Среди них наибольшее распространение получили теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, теория единого налога, теория пропорционального и прогрессивного налогообложения, теория переложения налогов. По сути, частные теории налогов являлись основой развития налоговых систем развитых стран, так как они представляют собой различные образцы построения налоговых систем государства в зависимости от признания назначения за налогами.

Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные аналоги являются негативными, потому что они ухудшают положение народа [5, с.65].

Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откуп не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении [6, с.10].

Однако в конце XIX в. экономисты, спорившие по этому вопросу, пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы [6, с.15].

Идея справедливости в налогообложении в XIII в., возникла с появлением теории единого налога. В основе теории единого налога ¾ утверждение о том, что налоги в конечном итоге уплачиваются из одного источника ¾ дохода. Единый налог ¾ это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения, на один из источников доходов. Поэтому единый налог вводится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимания множества отдельных налогов. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагалась земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что, каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной. Единый и прямой налог определялся на основании кадастра и должен был соизмеряться с производительностью земли. Определение возможного дохода потребовало бы существенных затрат. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, теме не менее следует признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль[7, с.45].

Большое влияние на теоретические аспекты налогообложения оказала и социально-политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношения теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Это было вызвано тем, что, поскольку налог всегда есть ущемление и изъятие собственности, любая налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку.

В основе пропорционального обложения находится принцип соблюдения следующего условия: налоговые ставки должны быть установлены в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Естественно это положение находило поддержку среди имущих классов, что было обосновано принципами налогообложения ¾ равенства и справедливости. В соответствии с прогрессивным налогообложением налоговые ставки и бремя обложения должны быть увеличены по мере роста дохода налогоплательщика[8, с.15].

Прогрессивное налогообложение предполагает применение возрастающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы, т.е. возрастание доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы по мере роста последней. При этом сумма налога возрастает прогрессивно по отношению к увеличению налоговой базы. Прогрессивное налогообложение отвечает чаяниям малоимущих и противоречит интересам обеспеченных слоев населения. Сторонники налоговой прогрессии подчеркивают справедливость налоговой теории, так как она смягчает неравенство и влияет на перераспределение имущества и доходов[8, с.18].

Несогласие богатых установлению такого обложения вполне объяснимо. В свою очередь, пропорциональное обложение устраивает богатых, а не бедных. Причем и те и другие стремятся к равенству и справедливости в налогообложении, однако когда происходит ущемление прав иного класса, никаких возражений не поступает.

В конце 16 - начале 17 века с развитием капиталистических отношений и развития экономической науки появилась проблема реализации принципа равномерности распределения налогов. Теоретические подходы к решению данного вопроса в 1692 году английским философом Джоном Локком, который сформулировал теорию переложения налогов.

По его мнению, через косвенные налоги торговцы и посредники перекладывают налоги на потребителя-рабочего, который при неизменной заработной плате не в состоянии заплатить налоги. Далее Локк проводит логическую цепочку, что в данном случае содержать рабочего придётся церкви (по тогдашним обычаям), а церковь как собственник земли, в свою очередь, переложит налоговое бремя на арендатора земли. В этой связи Дж. Локк предлагал замену всех косвенных налогов поземельным. В этом случае снижалась налоговая нагрузка и на арендатора земли, и на конечного потребителя. С развитием теории физиократов теория Локка переложения налогов получила новую жизнь. Согласно теории физиократов о чистом доходе с земли налоги перекладываются на землевладельцев в качестве поземельного налога[7, с.48].

А. Смит в своей теории придерживался позиции, что налоги должны взиматься исключительно с земельного собственника или богатого потребителя. Эта теория получила название абсолютной.

В начале 19 века французский экономист Н. Канар предложил позитивную теорию переложения налогов, согласно которой налоги распределяются между плательщиками налогов пропорционально их платежеспособности.

Актуальность проблемы переложения налогов, заключается в том, что, во-первых, распределение налогового бремени между налогоплательщиками, в том числе и с помощью процесса переложения, представляет интерес с точки зрения соблюдения принципа справедливости и равномерности обложения. Во-вторых, переложение налогов как глубоко скрытый процесс, незаметный на поверхности, затрагивает широкий спектр вопросов социально-экономической жизни общества и оказывает влияние на нее. В-третьих, оно влияет на фискальную политику государства, так как движущей силой переложения является фискальный интерес налогоплательщика уменьшить свое налоговое бремя, что приводит к снижению платежей в бюджет[8, с.20].

Таким образом, общие теории стремятся дать ответ на вопрос о сущности и предназначении налогов в жизни общества, а частные тяготеют к обоснованию отдельных видов налогов. Не стоит рассматривать частные и общие налоги как какие-то противоположности, так как чаще всего частные являются составными частями общих теорий. Нужно помнить, что изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. И важно анализировать, учитывать труд ученых и деятелей по поводу выработки определенных теорий и применению их в жизнь, если они подходят данному государству и проводимой им политике.

2. НАЛОГ ¾ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Понятие, функции налогов

Налоги ¾ одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношения государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития[9, с.28].

Существуют различные доктринальные определения налога, разработанные представителями как юридической, так и экономической науки. Рассмотрим определение налога в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь. «Налог ¾ это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты» [10].

Существует целый ряд общих признаков, характерных для данного института, несмотря на различные определения:

¾ отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

¾ законность установления и введения налога;

¾ обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

¾внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

¾отсутствие целевого назначения[11, с.23].

Сущность налога проявляется в единстве, взаимосвязанности его функций. Содержание трактовок функций налогов достаточно разнообразно. Проанализировав ряд классификаций, таких ученых как Н.Е.Заяц, Л.А.Дробозина, А.Ю.Казак и других, нам представляется наиболее подходящей классификацией функций налогов, представленная профессором Майбуровым И.А., так как их отражение можно увидеть в сегодняшней налоговой системе большинства государств.

Фискальная функция (основная) ¾ изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Эти средства расходуются на социальную сферу, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, вообще не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу, а также на реализацию других государственных программ[12, с.110].

Распределительная (социальная) функция ¾ выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Она заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т.п.

Контрольная функция ¾ обеспечение государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также над источниками доходов, их легитимностью, направлениями расходов, полноту и своевременность, следовательно, осуществлять контроль за расходами налогоплательщиков. Налоговый контроль позволяет оценить соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения[13, с.22].

Регулирующая функция ¾ проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Так налоговая система воздействует на объем доходов и сбережений населения, спрос и продолжение, объем инвестиций и т.п. Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через:

¾ изменение системы налогов;

¾ изменения налоговых ставок;

¾ представления налоговых льгот.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей[13, с.25].

Однако имеют право на существования и другие точки зрения. Например, Т.Ф. Юткина считает, что «налог» не исполняет никаких функций. Последние есть элемент только системы налогообложения, так как «теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны» фискальная и распределительная функции. Такая теория имеет место также быть.

Учет всех функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны. Ведь государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.

2.2 Классификация налогов

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами их взимания. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Первый признак, по которому будут классифицированы налоги это степень компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов. Здесь выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы[10].

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом «Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год», который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов определяется ст. 9 Налогового Кодекса: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

Следующим критерием выступает способ изъятия, где различают два вида налогов:

¾ прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль). Прямые налоги в свою очередь подразделяются на:

личные - налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц);

реальные - налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (земельный налог);

¾ косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины)[14, с.125].

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль); смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

Существует также классификация по назначению. Общего назначения ¾ используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются (налог на прибыль, НДС). А целевые ¾ используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды (например, республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции)[15, с.50].

От источника уплаты налоги могут классифицироваться на следующие виды:

¾ уплачиваемые с зарплаты (фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ);

¾ на прибыль;

¾ относящиеся на себестоимость (экологический, земельный)[14, с.127].

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций[16, с.49].

Перечисленные критерии классификации налогов естественно исчерпывающими не являются, однако, нам представляется, достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Республики Беларусь.

Следует отметить, что в научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке. Причины такой множественности классификации заключаются в различиях источников (зарплата, формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача) налогообложения.

Исходя из разобранных выше функций, видов, признаков налогов можно сделать вывод о том, что влияние налогов на экономику государства весьма велико. Путем применения различных налогов, способов их взимания государством, да и властью в целом, достигаются те или иные, задачи, которые оно ставит перед собой, в процессе реализации своих функций. Разграничение перечня налоговых платежей, указанных в законодательстве, по критериям имеет более теоретический, нежели практический смысл, для более детального разбора, запоминания, усвоения.

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Общая характеристика налоговой системы

налог фискальный социальный

Начало налоговой системы Республики Беларусь было положено в 1992 году. Ее основу составили Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», специальные акты налогового законодательства, которые определяли по каждому налогу конкретные объекты налогообложения, сроки уплаты, ставки, льготы, порядок исчисления. Изначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. В дальнейшем налоговая система постоянно изменялась: состав налогов и сборов, порядок расчета и так далее.

Понятие «налоговая система» является одним из важнейших при определении практически всех сторон налогообложения в государстве. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения[17, с.27].

Отсутствие единообразного понимания термина «налоговая система» привело к его пониманию в узком и широком смысле. В узком смысле под такой системой понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории определенного государства в соответствии с налоговым законодательством.

Смотря на это определение в широком смысле, имеет место быть большее количество элементов, нежели только определенные сборы и налоги. Например, взяв за основу определение Т.Ф. Юткиной, можно увидеть, что помимо налогов и сборов в налоговую систему включаются ещё определенные нормы и правила, определяющие права, обязанности и ответственность участников налоговым правоотношений. А Ю.А. Ежов исходит из позиции, что неотъемлемыми элементами, кроме системы налогов, являются налоговое право, налоговые органы, налоговая деятельность, которая включает в себя учет и контроль, и даже принуждение к осуществлению налоговых обязанностей.

Проанализировав законодательство, можно утверждать, что налоговая система Республики Беларусь представляет собой не только систему налогов и сборов, но и порядок их установления, классификации налогов, сборов (пошлин) в соответствии с их содержанием. Из этого следует, что сущность налоговой системы в Республике Беларусь раскрывается в статьях 6-10 Налогового Кодекса.

В основе построения и существования любой системы в обществе лежат принципы. Это основополагающие, исходные начала, идеи, направления, на которых строится налоговая система и с помощью которых устанавливаются определенные права и обязанности участников налогового правоотношения.

Таким образом, эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением этих требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в виде четырех основных принципов налогообложения:

¾принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

¾ принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

¾ принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

¾принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов[18].

Принципы налоговой системы являются частью ее организационной структуры, поскольку они выражают отношения между элементами налоговой системы и их действие распространяется на всю совокупность налоговых отношений[19, с.55].

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь закреплены в ст. 2 Налогового кодекса. А именно:

. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

. Допускается установление особых видов пошлин согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза[10].

Таким образом, в основе любой системы, в том числе и налоговой, лежат принципы, которые выражают её сущность. Посмотрев на содержание перечисленных выше принципов можно весьма кратко их обозначить. То есть, основными принципами построения налоговой системы являются единство, всеобщность, равенство, стабильность, множественность. Нельзя забывать, о том, что налоговая система любого государства есть результат его долгой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система своеобразна, так как нет идентичных государств с точки зрения институтов государственной власти, структуры экономики, правовой доктрины, а именно они придают разнообразие налоговым системам.

3.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь

Разбирая понятие «налоговая система», нами было отмечено, что рассматривается оно в широком и узком смысле различными авторами, да и в принципе. Здесь разберём исключительно налоговую систему как совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь. Таким образом, отметим, что перечень обязательных платежей содержится в Налоговом Кодексе Республики Беларусь, в статьях 8-10.

Начнём с рассмотрения республиканских налогов и сборов. Они устанавливаются и вводятся в действие по решению высшего представительного органа государства в форме закона. Ошибочно считать, что республиканские налоги идут исключительно в республиканский бюджет. Они, как правило, могут зачисляться в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы; утилизационный сбор[10].

Основным и наибольшим по удельному весу платежей в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. Налог является косвенным, смешанным, общего назначения, неокладным. Также следует отметить, что он является налогом на себестоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит в том, что он непосредственно не ощущается потребители товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.

Акцизы относятся к разряду косвенных налогов, включаемых как надбавка в отпускную цену товаров не первой необходимости. В отличие от НДС их уплата ложится преимущественно на более обеспеченные слои населения. Данный налог является косвенным, с юридических лиц, общего назначения, неокладным. Необходимо отметить, что акцизы в формировании доходов бюджета играют меньшую роль, чем НДС, однако их регулярное поступление позволяет укрепить финансовую деятельность государства. В доходах государственного бюджета Республики Беларусь поступления от акцизов составляют около 7%.

Налог на прибыль ¾ важнейший элемент налоговой системы, который занимает ведущее место среди прямых налогов, служа значительным источником пополнения государственной казны. Данный налог составляет 10% всех поступлений в государственный бюджет. Он является неокладным, взимается с юридических лиц. Законодательно выделен перечень видов прибыли, которые освобождаются от налогообложения. Например, прибыль организаций, полученная от производства продуктов детского питания. Следует отметить, что впервые в налоговом законодательстве установлены специальные положения об условиях расчета налога на прибыль при применении налогового законодательства иностранного государства, а также способы устранения двойного налогообложения.

Также налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство. Налог является прямым, с юридических лиц, общего назначения, неокладным. Ставки налога составляют по: плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов; по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов; дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов; другим доходам - 15 процентов[14, с.145].

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года. Данный налог является прямым, уплачивается с заработной платы. Следует отметить, что статья 182 НК регулирует положения, устраняющие двойное налогообложение при взимании подоходного налога с физических лиц.

Налог на недвижимость относится к группе прямых налогов, так как взимается со стоимости имущества, принадлежащего налогоплательщику и приносящего или способного приносить ему доход. Этим налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством. Также он является налогом общего назначения, окладным, смешанным.

Экологический налог предназначен для финансирования мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве. Кроме того, он стимулирует организацию рационального природопользования и минимальное загрязнение окружающей среды. Налог можно классифицировать как относящийся на себестоимость. Экологическим налогом облагаются объемы: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающихл2 веществ, ввозимых на территорию Республики Беларусь, в том числе содержащихся в продукции[20, с.115].

Земельный налог ¾ это обязательные платежи всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли в государственный бюджет. Иными словами, земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании. Этот налог построен таким образом, чтобы изъять часть доходов налогоплательщика, которые получены не в результате его личных усилий, а является следствием относительно более благоприятных условий хозяйствования на земле, в которые объективно поставлен налогоплательщик: участок более плодороден, имеет лучшее расположение и тому подобное[21, с.264].

Налог за добычу природных ресурсов является равнозначным взимаемым в настоящее время в соответствии с данным законом платежам за пользование природными ресурсами. Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом перечню. Также есть перечень природных ресурсов, которые не являются объектом налогообложения.

Оставшиеся виды обязательных платежей являются сборами и пошлинами, поэтому следует отграничить их от налогов по ряду признаков:

¾ сбор является относительно возмездным платежом - уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, разрешение, статус. Уплата сбора предполагает встречные действия со стороны государства в интересах субъекта. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли;

¾ сбор является разовым платежом;

¾ вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству по поводу оказания с его стороны определенной услуги[22, с.80].

Таким образом, можно предполагать о значении перечисленных выше сборов, пошлин и о способе их уплаты.

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня. Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь, а именно:

¾ налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 до 1,5 базовых величин в месяц);

¾ сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);

¾ курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам. Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам[10]. Как мы видим, хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления[23, с.286]. Перечисленные выше принципы, позволяют наиболее полно понять, каким образом взимаются налоги, на какой основе построена налоговая. Как мы видим, налоговая система Республики Беларусь, а именно республиканские и местные налоги и сборы (пошлины), рассмотренные в этой главе, достаточно разнообразны.

В принципе стремление любого публично-правового образования к взиманию наибольшего количества обязательных платежей вполне обоснованно, так как эти платежи являются основной частью поступления денежных средств в формировании бюджета. Перечень, представленный в законодательстве, является исчерпывающим, однако введение каких-либо новых налогов, как нам видится, является нецелесообразным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направления его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.

Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому повышение одного налога неизменно влечет за собой рост платежей по другому налогу.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. Объективность такой взаимосвязи (взаимной зависимости государства и налогов) доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли изменения и в самом налогообложении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Основы теории государственных финансов и налогообложения (Торопыгин Г.Д.) Самара : Самар. гуманит. акад., 2009. - 156 с.

.Смольянинов, Н.Е. Основы теории налогов и налогообложения. Учеб. пособие. ¾ 2008. ¾ 106 с.

.Торопыгин Г. Д. Теория и история налогообложения. Учеб. пособие. ¾ 2009. ¾ 156с.

.Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов, 7-е изд., изд., доп. и перераб. М.:МЦФЭР, 2006.

.Майбуров, И. А., Ушак, Н.В., Косов, М.Е. Теория и истории налогообложения. ¾ 2010.

6. Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы Республики Беларусь //Финансы, учет, аудит. - 2001.-№ 9.

.Огородникова, И.И. Современная интерпретация частных налоговых теорий/ И.И. Огородникова// Вестник тюменского государственного университета. ¾ 2005.¾ №4. ¾ С.43-50.

. Белоусов, Д.С. Налоговое право. Конспект лекций. М.: 2011. - 133 с.

.Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д.. Налоговое право: Учебник / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова. - М.: Юристъ. - 2005. ¾ 223с.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З.

.Землин, А.И. Налоговое право. М.: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.

. Привалова, С.Г. О сущности налогов/ С.Г. Привалова// Известия Уральского государственного экономического университета. ¾ 2006. ¾№5. ¾ С.107-115.

.Майбурова, И.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие, 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. ¾ 2011.

. Налоги: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2001г.

. Шувалова, Е.Б., Глубокова, Н.Ю., Сычева, Е.И. Налоговое право. М.: МЭСИ, 2003. - 120 с.

. Крохина, Ю.А. Налоговое право России. 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2004. - 720 с.

.Ханкевич, Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. - Мн., 1999. - С. 27-28.

. Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория и практика. Уч. Пос., СПб., 1996.

.Бельский, К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. - 2006. - № 9. - С. 55.

. Кишкевич, А.Д, Пилипенко, А.А. Налоговое право Республики Беларусь/А.Д.Кишкевич, А.А.Пилипенко. - Мн.: Тесей, 2002. ¾ 304 с.

.Грачева, Е. Ю. Финансовое право. М.: Юристъ, 2004.

.Брызгалин, А.В. Налоги и налоговое право/ Минск, 1997. ¾ 160с.

. Василевская, Т.И., Стасенко, В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. - Мн.: Белпринт, 1999 - 544с.

Похожие работы на - Налоговая система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!