Роль учебной книги в развитии читательской культуры учащихся
Российская федерация
Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет"
Институт дистанционного образования
Кафедра русской литературы
Контрольная работа
Роль учебной книги в развитии читательской культуры учащихся
Выполнил: Пейль О.А.
Группа: 3213060061
Направление: По-н (050100.62)
Проверил: Драчева С.О.
доцент кафедры
русской литературы,
кандидат филологических наук
Содержание
Введение
. Книга - основной источник знаний человечества
. Понятие читательской культуры
. Методы и приемы для воспитания читательской культуры через книгу
. Гигиена чтения
Список литературы
книга культура чтение гигиена
Введение
Начальная школа постепенно перешла на новый государственный стандарт начального образования. В связи с этим на литературу, как на учебный предмет накладывается особая миссия, которая включает в себя в первую очередь воспитание духовно-нравственной личности, готовой жить в современной России и осознанием себя гражданином страны в высокой степени сознания.
Исходя из поставленных задач, авторов современных учебников "Литературное чтение" объединяет общность взглядов на структуру и подборку литературных материалов. Созданы различные методики по преподаванию литературного чтения, но все они сводятся к одной цели обучения-формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного широко понять произведение и проанализировать его, способного к творческой продуктивной деятельности.
Широко известны теоретические исследования последнего десятилетия таких научных деятелей, как М.В. Корепановой, М.Б. Зацепиной, В.Т. Кудрявцева и др.
В том, что у современных учеников младшего школьного возраста снижается значимость книги в системе духовных ценностей, виноват наш век современных компьютерных технологий. Да и со стороны родителей не всегда увидишь поддержку в сторону чтения, так как все заняты работой и домашними делами, на ребенка мало отводится времени, особенно для чтения.
Удобнее всего посадить за компьютер или перед телевизором, включить игру или мультфильм и заниматься своими бытовыми делами. Вот поэтому и вся надежда на привитие читательской культуры через книгу и возлагается на школу.
Данной проблеме уделяют внимание в своих научных исследованиях такие ученые, как Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, А.И. Рейтблат, В.Д. Стельмах, Н.А. Стефановская. Они раскрывают социально-психологические основы интереса к книге, мотивов чтения в детском возрасте.
1. Книга - основной источник знаний человечества
В современном обществе ценится тот человек, который умеет добывать новые знания самостоятельно и применять их в разнообразной деятельности. Все эти знания может дать правильно подобранный источник информации, в частности учебная книга. В книге представлены и произведения и вопросы и задания для самостоятельной работы. Именно в книге мы находим ответы на поставленные интересующие нас вопросы. Но при работе с книгой нужно научиться находить и извлекать только нужную нам информацию. Для этого мы и учим детей правильно работать с книгой. Научить ребенка работать с книгой - прежде всего, значит, приобрести хорошие навыки и умения в самостоятельном изучении учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей.
В начальном звене учебного процесса работа с книгой - сложная умственная деятельность. Как она выстроена, будет зависеть дальнейшая успешность обучения и самообразования школьника в среднем звене, а так же степень развития умственной способности по другим дисциплинам.
. Понятие читательской культуры
Чтение во все века ценилось и служило средством становления личности, раскрывая ее индивидуальные особенности. Поэтому и в наши дни читательская культура является основой - социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития современной личности.
Под читательской культурой детей младшего школьного возраста подразумевается - определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой, полноценного восприятия прочитанного, наличие характерных возрасту литературных знаний [2, с. 83].
Занятие литературным чтением является основным этапом вхождения ребенка в литературу. От качества преподавания этого предмета, зависит формирование у ребенка понимания важности в жизни человека книги. Ребенок должен чувствовать всю красоту поэтических и прозаических произведений, должен обладать тягой к чтению именно истинно художественной литературы. В ходе чтения у ребенка развиваются творческие задатки. Важную роль в этом играет процесс восприятия художественного произведения. Восприятие тесно связано с пониманием сущности художественного изображения, которое достигается на уроках литературного чтения путем анализа и синтеза прочитанного. В глубине восприятия отражается понимание художественного образа. Художественный образ - это обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [3, с. 62].
Таким образом, Т.И. Полякова выделяет критерии сущности развития читательской культуры детей младшего школьного возраста, как:
процесса выработки у детей ценностного отношения к книге;
умения исследовать и выбирать интересующую книгу;
способности эмоционально реагировать на прочитанное;
находить в прочитанном произведении ценностную и смысловую информацию [1, с. 220].
. Методы и приемы для воспитания читательской культуры через книгу
К.Д. Ушинский является основоположником дидактических и методических традиций классного чтения. Современный подход к формированию читательской культуры строится на этих традициях.
Главной задачей по методике Ушинского является приучение детей к самостоятельной беседе с книгой. Достижение этой задачи возможно на уроках литературного чтения.
Далее мы рассмотрим методы и приемы, которые используются на современном уроке для воспитания читательской культуры.
Конечно, многие педагоги используют традиционные методы и приемы работы с книгой, такие как чтение по ролям, беседа, составление плана по произведению, словарная работа, лекции, различные творческие задания и т.д.
Существенным отличием современного урока является использование в сочетание с традиционными методами и приемами новых информационно-коммуникативных технологий. Использование таких технологий позволяет осуществить различные подходы к изучению текста.
Особенно сейчас в моде давать детям домашнее задание по презентации какого-либо произведения или поиск и составление доклада по биографии автора художественного произведения. Работа ведется самостоятельно индивидуально или в группах. Повышается творческий потенциал ученика, больше времени отводится на поисково-исследовательскую работу.
Восприятие текста в процессе урока происходит и путем привлечения других видов искусств. Особенно это прослеживается по системе Занкова. Дети не только читают литературное произведение, они подбирают по теме картины, музыку, сопоставляют характерные сходства произведений всех видов искусства.
В настоящее время библиотеки ведут пропаганду работы с книгой: организуются различные встречи с читателями, очень модно встречаться в так называемых "Читательских гостиных", где люди делятся своими впечатлениями от прочитанных произведений. Библиотека наравне со школами использует различные новые интерактивные формы работы: это форумы через интернет, различные вебинары, показ презентаций и фильмов и т.д.
Чтобы в процессе работы с детьми воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо учителю научить его комплексному анализу художественного произведения, а также на занятиях стимулировать развитие образного мышления и воображения. Не забывать о главном: в центре любого урока - текст, а все, что происходит вокруг него, наводит на его понимание.
. Гигиена чтения
Нельзя забывать о гигиене чтения, которая является основополагающим аспектом при формировании читательской культуры ученика начальных классов.
С первых же дней нужно ребенка учить правильно пользоваться книгой. Книгу нужно уметь правильно держать, этот навык закрепленный с детства остается на всю жизнь. Дома тоже нужно обращать родителям на это внимание.
В школе большое количество времени отводится на уроке литературного чтения именно на чтение книги. Чтобы процесс чтения протекал правильно, необходимо, чтобы шрифт книги имел достаточную величину, точные и четкие очертания. Для первых классов учебники выпускаются с более крупным шрифтом, расстояние между строчками и словами увеличено, чтобы ребенок при чтении не терялся и не уставал. Играет большую роль и освещение, и расположение книги от глаз читателя. Дети должны держать книгу на расстоянии 35-40 см от глаз, минимально можно допускать расстояние книги от глаз - 30 см, при этом книга не лежит горизонтально на столе, ее следует держать в наклонном положении. Для этого выпускаются специальные подставки, и учителя начальных классов рекомендуют родителям приобрести эти подставки и использовать как на уроках при чтении, так и дома при работе с книгой. Еще немало важно соблюдение правильной посадки при чтении, также и в домашних условиях это правило нужно соблюдать. Нельзя читать лежа, зрение при таком положение ухудшается.
Учителю необходимо составить памятки по гигиене чтения для родителей, или разместить информацию в уголке класса.
Важно правильное освещение класса. Сейчас современными стандартами запрещены длинные шторы на окнах. Свет должен в полной мере проникать в классы через окна.
Важно также учитывать и продолжительность чтения, не допускается слишком долгое чтение, глаза начинают уставать, что влечет боль в области глаз и лба. Буквы начинают "прыгать" и "сливаться", чтение становится невозможным. Ребенка надо научить специальным упражнениям для глаз. Можно предложить через каждые 20-30 минут останавливаться в чтении и смотреть вдаль, таким образом, глаза отдыхают [1, с. 31].
Вот те самые главные правила по гигиене чтения, которые должен знать и применять каждый педагог на уроке и дать представление родителям.
Заключение
Как полно и ясно высказался великий педагог современности. Без книги мы не можем воспитать настоящего гражданина современного общества.
Из всего вышесказанного мы можем сделать следующие заключения: с начальной скамьи школы через книгу мы воспитываем сознательного читателя, который умеет не только читать, но и слушать, литературным языком высказывать свои мысли, эмоционально отзываться на прочитанное произведение, уметь творчески подойти к любой самостоятельной работе по литературной книге или учебнику, самостоятельно сделать полный анализ произведения любого жанра.
Все это мы можем получить при правильно организованном процессе чтения, который в себя включает труд и творческий подход читателя к произведению. Читатель активно реагирует на поступки и характер героев, может дать соответствующую оценку герою, сопереживает, радуется вместе с героями, может воссоздать их в своем воображении по описанию.
Таким образом, уже в самом процессе работы с книгой заложены все функции для формирования читательской культуры у младшего школьника. Формируется отношение ребенка к жизни, к людям, к Родине. Мы воспитываем современного гражданина России, который сможет жить в современном обществе, неся людям добро и свет.
Книга - великая сила для воспитания подрастающего поколения!
Список литературы
1. Полякова Т.И. Роль школьной библиотеки в развитии интереса к чтению младших школьников // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара / [сост. Г.В. Варганова]. М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. - 360 c.
. Андронова Е.М. Метод проекта как средство формирования культуры работы с книгой у младших школьников // Творческое чтение в системе литературного образования (художественное образование и эстетическое воспитание в профильной школе): сб. науч. тр. / Учреждение Рос. акад. образования "Ин-т художеств. образования"; [сост. Э.И. Иванова и др.]. М.: ИХО РАО, 2011. - 145 c.
. Галактионова Т.Г. "Школа культуры чтения" (опыт организации): [развитие навыков читательской компетентности школьников основная задача проекта "Школа культуры чтения"] // Библиотековедение. - 2006. - №6. - 200 c.
. Новикова Т.А. Программы и проекты поддержки детского чтения как актуальное направление деятельности библиотек: [в рамках Национальной программы развития и поддержки чтения в России] // Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы: материалы Междунар. науч. конф., 26-27 марта 2008 г. / ред. Е.О. Матвеева; Моск. гос. ун-т культуры и искуссва. М., 2008. - 56 c.
. Конева Н.А. Значение проектной работы школьной библиотеки для формирования читательской компетенции школьников // Школьная б-ка. - 2011. - №1/2. - 278 c. - Библиогр.: 10 назв.