Соотношение политики и морали в рамках политической философии Никколо Макиавелли по его произведению 'Государь'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,18 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Соотношение политики и морали в рамках политической философии Никколо Макиавелли по его произведению 'Государь'

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Факультет философии

Кафедра практической философии







КУРСОВАЯ РАБОТА

Соотношение политики и морали в рамках политической философии Никколо Макиавелли по его произведению «Государь»


Студентка группы № 102 Шарыгина Алёна Ильинична







Москва, 2012 г.

Содержание

Введение

1.Краткая биография Макиавелли, исторический контекст

2.Взгляды

2.1Образ идеального правителя

.1.1О морали

2.1.2О политических качествах, методах

.1.3Соотношение

Заключение

Библиография

Введение

Но никогда еще не обострялся этот вопрос так, как у знаменитого итальянского мыслителя и политического деятеля Нового времени Никколо Макиавелли (1469-1527). В особенности, огромное значение имеет его трактат «Государь», который вызывает больше противоречивых суждений, чем, наверное, любое другое произведение в истории политической мысли. «Государь» представляет собой своего рода наставление правителю для достижения последним двух главных, по мнению автора, целей истинного государя: укрепления своей единоличной власти и блага государства. Что касается самой личности Никколо Макиавелли, то ее оценка также является неоднозначной. Некоторые исследователи объявляют его безнравственным человеком, антихристом, отринувшим общепринятые моральные устои и пропагандирующим пользу тирании и содержание в страхе мирного населения. Главным аргументом этих критиков является знаменитый тезис итальянского политика, уже ставший лозунгом: «цель оправдывает средства». Примером подобной критики является Вирджилио Титоне, относящийся к эпохе Возрождения, и утверждавший в своей книге «Политическая мысль эпохи барокко», что Макиавелли отдавал "болезненное и как бы априорное предпочтение самым жестоким и безбожным средствам". Другие же, наоборот, упорно придерживаются мнения, что «флорентийский чиновник» описывал предшествующие и настоящие события в мире политики, но немного опередил свое время, оставшись не понятым современниками. Де Санктис утверждал, что Макиавелли «придал политике сугубо рациональную форму», характеризовал «макьявеллизм как науку и как метод». Более того, многие специалисты небезосновательно проводят параллели между Макиавелли и Галилеем, Декартом и Леонардо да Винчи .

Переходя к характеристике первоисточника, трактата «Государь» («Il Principe»), отметим, что это произведение было написано автором в период с 1513 по 1515 годы, но опубликован лишь в 1532, спустя 5 лет после смерти Макиавелли. Первоначально он озаглавил книгу «О государствах» («De Principatibus») и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492-1519). Как уже было сказано, трактат выполнен в форме своеобразного наставления и содержит некоторый список теоретических, а также прикладных политических и военных советов правителю. Для более эффектной иллюстрации Макиавелли часто приводит примеры конкретных исторических личностей, чьи действия имеют определенный интерес с точки зрения политика. Одним из таких политиков, привлекавших внимание Макиавелли, был знаменитый Чезаре Борджа. Произведение «Государь» полезно для данной работы по нескольким причинам. Во-первых, из трактата можно выделить основные положения о том, что автор считает политическим, а что моральным. Во-вторых, по причине того, что текст полон рекомендаций, можно обобщить и сформулировать мнение Макиавелли о том, какую степень моральности в своих политических действиях может и должен соблюдать идеальный правитель.

Многих ученых занимали философские взгляды Никколо Макиавелли, в том числе его политические установки вкупе с моральными принципами. Стоит отметить мнения некоторых специалистов, касательно данной темы.

Стоит начать с одного из самых крупный российских исследователей Макиавелли, а именно, с Марка Аркадьевича Юсима, который считал, что по Макиавелли государство и мораль схожи, и сходство это заключается в единстве их природы: «…исторически и логически государство и мораль имеют общее происхождение». Итальянский политик и философ Бенедетто Кроче говорит о Макиавелли как об абсолютном гуманисте, который «порой испытывает чувство нравственного отвращения» к людским порокам, благодаря которым неизбежны суровые политические методы. Немецкий же философ Иоганн Фихте наоборот акцентирует на том, что Макиавелли абсолютно отказался от всяких моральных принципов, тем не менее, сделано это было во имя будущей централизации и укрепления страны, которое требовало решительных мер.

Целью данной работы является следующее: определить соотношение политики и морали в рамках политической философии, создаваемой Никколо Макиавелли. Так как данная работа основной своей массой опирается на трактат «Государь», то легче всего будет судить о названном соотношении в целом по образу идеального правителя, который рисует философ в своей работе. Благодаря выделению этих качеств из образа идеального политика, можно будет сформулировать мнение Макиавелли о приемлемом, если не сказать идеальном, соотношение морали и политики в принципе. Кроме того, Для достижения данной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

.рассмотреть личность Макиавелли в рамках исторического контекста, так как для понимания его идей очень важно иметь хотя бы общее представление того исторического промежутка, в котором жил и работал философ, в том числе и той непростой политической ситуации, характерной для Италии в XV-XVI вв.;

.сформулировать моральные качества правителя;

. определить политическое в образе правителя, причем политические черты в образе государя было решено приравнять к методам политического управления;

. установить соотношение названных компонентов.

Структура работы определяется поставленными выше задачами.

1.Краткая биография Макиавелли, исторический контекст

Макиавелли родился в Итальянском городе Флоренции в 1469 году. Семья его, хоть и не была не знатной, не могла похвастаться богатством. Отец же его был юристом.

Многие исследователи Никколо Макиавелли акцентируют на том, что для лучшего понимания образа этого человека крайне важна политическая ситуация в Италии, которой Макиавелли был, надо сказать, крайне озабочен и всю свою жизнь старался найти способы разрешения проблем родного государства. Острейшей проблемой можно назвать то, что Италия была слаба с военной точки зрения. Это следовало из того, что в стране не было единства - она была поделена на некоторое количество мелких территорий.

Макиавелли два раза за свою жизнь переживал смену итальянской власти. Первый раз это случилось в 1492 году, когда в Италии прервалось правление рода Медичи после смерти Лоренцо по прозвищу Великолепный. Тогда Медичи были выгнаны, а в стране установилась республика. Что касается политического взлета Макиавелли, то в 1498 году он получил высокую должность в гражданской сфере и с тех пор на протяжении четырнадцати лет верно служил флорентийской республике. Помимо всего прочего, в его обязанности входили дипломатические поездки по стране, а также за ее пределами.

Как бы то ни было, в 1512 Медичи снова отвоевали власть в стране, полностью подавив республиканский строй. Почти сразу же Никколо Макиавелли потерял свой пост, а потом был арестован по подозрению в заговоре против Медичи. Однако, его признали невиновным, после чего Макиавелли поселился недалеко от Флоренции и занялся писательской деятельностью. Что интересно, кроме политически направленных произведений («Государь»:1513-1515 гг., «Военное искусство»: 1520 г.), Макиавелли также был известен написанием пьес («Мандрагора»). У Макиавелли была семья: жена и шестеро детей. Умер он в 1527 году.

.Взгляды

Как уже было отмечено, по мнению экспертов, взгляды Макиавелли очень сложно однозначно вписать в одну схему. Что касается влияния, то он явно перенял некоторые идеи и принципы ведения политики из Рима. Основываясь на трактат «Государь», можно выделить черты, которые в своей совокупности составляют некий идеальный образ политика.

2.1 Образ идеального правителя

.1.1 О морали

Как бы ни были противоречивы мнения на этот счет, Макиавелли уделяет весьма значительное место в своем видении идеального государя именно морали оного. Как он замечает в VI главе, «большие или меньшие трудности управления находятся в прямой зависимости от личных качеств и добродетелей этого правителя». Более того, автор отдельно акцентирует на том, что доблесть - это одно из двух возможных условий возвышения простого гражданина и становления правителя.

Во-вторых, автор, осуждая слабость и безвольность, явно дает понять, что только готовый показать свою силу правитель сможет добиться своих целей. Макиавелли говорит: «В том случае, когда они не самостоятельны и вынуждены прибегать к просьбам, они обыкновенно терпят неудачи и не достигают никаких благоприятных для себя результатов; но когда они самобытны и имеют возможность действовать открытой силой - то успех почти всегда на их стороне». Макиавелли не раз заявляет, что существует несравненно большая вероятность того, что успех будет сопутствовать человеку не только мудрому, но и «с сильным духом, не падающим в несчастиях», умело оперирующему «своей энергией и бодростью». Более того, правитель, получивший власть в свои руки, но не обладающий положительными личными чертами, может не только не укрепить и преумножить свою власть, но и вовсе потерять ее. Как говорится в XVII главе, «привязанность подданных, купленная подачками, а не величием и благородством души, хотя и легко приобретается, но обладание ею непрочно, и в минуту необходимости на нее нельзя полагаться».

Как бы иногда Никколо Макиавелли не превозносил высокие моральные качества, он явно допускает их отстранение на второй план. Целью трактата, как уже было замечено, является формулировка и упорядочивание полезных советов для политического деятеля, которые подобраны практически для каждой затруднительной ситуации во время правления. Вполне естественно, что Макиавелли рассматривал различные случаи захвата власти. Замечательно то, что касается не бесчестного жестокого захвата власти правителем, а достижения ее легитимным способом, то на этот счет Макиавелли говорит в IX главе, что важнейшими качествами к подобному приходу к власти является отнюдь не высокая мораль или доблесть правителя. Наоборот, в этом случае автор уверенно настаивает на том, что прямым путем к такой власти является «успешно употребленная хитрость».

Более того, проявление высокой морали явно не считается, по мнению философа, приоритетным залогом для обретения собственного душевного благополучия. В XI главе «О государствах, управляемых духовной властью» Макиавелли пишет, что поддержание власти в подобных государствах не зависит от личных достоинств политика, и следовательно, ему без надобности их проявлять. Иначе говоря, какой бы образ жизни не демонстрировал государь, власть останется за ним, и, по мнению Никколо Макиавелли, «только такие правители счастливы и находятся в безопасности». Еще одна деталь, достойная упоминания, это то, что, по мнению автора, в зависимости от ситуации, именно зло может полноценно служить морали и идти никак иначе как во благо государству: «Прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от избытка снисходительности допускают развитие беспорядки, ведущие к грабежу и насилию, потому что беспорядки составляют бедствие целого общества, а казни поражают только отдельных лиц». Из этого явно следует, что активное проявление положительных личных свойств государем легко может оказаться более губительным, чем пренебрежение оными.

Таким образом, высокие моральные качества являются крайне полезным свойством правящего человека, если тот хочет добиться успешного и плодотворного результата на своем поприще, мораль для Макиавелли - это неоспоримая универсалия для успешной политической карьеры государя: «Вот как должен поступать мудрый правитель, не имеющий права поддаваться праздности даже в мирное время; он должен в это время запасаться тем нравственным капиталом, который в минуту опасности принесет ему пользу. Как бы ни изменило ему счастье, он, действуя подобным образом, всегда будет в состоянии побороть неудачи и отразить удары судьбы». Однако, как мы видим, ознакомившись далее с рекомендуемыми им методами, для Макиавелли не может быть проблемы с выбором между моралью и целью: если для государя существует опасность потери власти, то моралью безоговорочно необходимо пренебречь ради благополучного результата.

.1.2 О политических качествах, методах

Что касается политических черт в образе идеального правителя, то их можно приравнять непосредственно к методам ведения политики. И первое, что сразу же бросается в глаза, является своего рода оправдание жестокости ради упрочения своей власти: «…не стесняться в средствах для упрочения за собой завоевания: наказывать непокорных, преследовать тех, кто ему кажется подозрительным, вообще устранять все то, что ему препятствует или ослабляет». Как мы видим, Макиавелли явно не исключает возможности резких политических решений, зачастую весьма жестоких.

Помимо этого, Макиавелли однозначно приветствует холодный расчет правителей. Он указывает на то, что опытный политик всегда должен объективно оценивать ситуацию и выбирать направление своих действий соответственно, дабы достичь успеха: «Вообще нужно заметить, что при управлении людьми их необходимо или ласкать, или угнетать; мстят люди обыкновенно только за легкие обиды и оскорбления, сильный же гнет лишает их возможности мести; поэтому если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать у них всякую возможность отмщения». Аналогичный совет Макиавелли дает не только по отношению к подданным людям, но и к завоеванным странам в целом: «Очевидно, что способ разорения покоренных стран - самый лучший и наиболее безопасный. Вообще всякий завоеватель, не разоривший завоеванного им государства, привыкшего к свободным учреждениям, может и должен впоследствии ожидать себе от него погибели».

Весьма занимательным является совет автора правителю, только что пришедшему к власти. Макиавелли советует прибегнуть к некоему лицемерию - намеренно создать конфликтную ситуацию, а потом триумфально ее разрешить: «…всякий мудрый государь должен, насколько это от него зависит, при восшествии на престол искусственно возбудить против себя некое неудовольствие, чтобы, восторжествовав над ним, положить этим первую основу для дальнейшего своего величия». Предполагается, что такой хитроумный трюк обеспечит дальнейшее закрепление власти за политиком и покажет его в глазах народа находчивым и надежным.

Еще одним действенным методом для политика по Макиавелли является окружение себя достойнейшими людьми. Потому что это говорит исключительно в пользу государя, если его ближайшее окружение уважаемо среди народа за порядочность и имеет хорошую репутацию. «Если министры искусны и отличаются верностью, то заключают, что и сам государь не лишен мудрости, так как он сумел угадать их таланты и распознать их преданность…». В качестве примера в данном случае выступает Пандольф Петруччи, который сыскал себе славу мудрого политика лишь благодаря приближению к себе достойного министра, мессера Антонио де Ванафро.

Никколо Макиавелли также делает упор на том, что для правителя очень важно показать народу свою постоянность, чтобы люди не думали, что он мечется в мнениях в зависимости от обстоятельств. При этом говорится, что постоянным не обязательно именно быть, важнее всего просто убедить в этом своих подданных. Это положение является крайне важным для укрепления своей власти, потому что, «иначе, вынужденный необходимостью на какую-либо злую или благую меру, правитель или потеряет удобное время для приведения к осуществлению своей жестокости, или благая мера не принесет ему лично никакого добра…».

В XVIII главе «Каким образом государь должен держать свое слово» автор говорит, что в распоряжении политика всегда есть два способа достижения своих целей - «путь закона и путь насилия», первый из которых не выходит из рамок гуманности, второй же, наоборот, присущ диким животным. Говоря о том, по какому пути должен пойти мудрый политик, Макиавелли говорит, что в идеале государь должен уметь сочетать оба эти способа. Ведь иногда ради достижения цели просто необходимо пренебречь моралью, как бы этого ни хотелось избежать.

Таким образом, Макиавелли заключает, что первостепенной целью каждого политика является полное утверждение себя у власти, какие бы методы и средства для этого не потребовались. Причем в данном случае не может быть полумер - политик должен быть абсолютно уверен, что его власть и престиж не пошатнется. А после того как тотальный контроль достигнут, все необходимое приложится постепенно естественным путем: «Повторяю, что все великие люди…осуждены на борьбу с разнообразными затруднениями; их путь исполнен опасностей, которые они должны преодолеть, и только тогда, когда они сумеют совладать со всеми препятствиями, когда почтение к ним прочно укорениться, когда все их противники уничтожены, - они становятся и могущественны, и спокойны, и уважаемы, и счастливы».

.1.3 Соотношение

Хотя для Макиавелли в идеальном правителе важна как высокая мораль, так и политическая сноровка, тем не менее, слишком часто возникают ситуации, когда эти две стороны не могут не столкнуться. И поэтому в «Государе» не раз приводятся примеры и советы, как правильно их соотносить и при этом подвергать свою власть наименьшей опасности.

Например, в критических ситуациях Макиавелли не раз говорит о необходимости оправданных действий, которые нередко расходятся с моральными устоями, но которые гарантируют политический успех: «…в высказанном уже мною положении, что никто из правителей не должен ради избежания войны допускать усиления зла, заключается опровержение этого; так как войны при этом не избежать, ее можно лишь отдалить, чтобы потом послужить во вред самому неблагоразумному правителю». Макиавелли также проиллюстрировал этот тезис примером Сципиона Африканского, который, обладая удивительным милосердием, не мог принять должных жестких мер по отношении к своему войску. В итоге армия взбунтовалась против своего вождя: «…поводом же к восстанию была излишняя его снисходительность и кротость, служившая причиной такой распущенности и своеволия, какие не могут быть допущены военной дисциплиной».

Но с другой стороны, без сомнения именно благодаря высоким моральным качествам правитель может добиться укрепления своей власти и политического успеха куда эффективней, чем при помощи грубой силы и холодного расчета: «Действительно, начало славы всех этих великих людей было порождено случаем, но каждый из них только силой своих дарований сумел придать великое значение этим случаям и воспользоваться ими для славы и счастья вверенных им народов».

Однако, случается и так, что, несмотря на полное пренебрежение морали во имя собственных целей, политик может быть достоин, по мнению Макиавелли, должного уважения, если его цели были оправданны. Подобный случай иллюстрирует Агафокл Сицилийский: «Его готовность убивать сограждан и изменять друзьям, отсутствие всякой веры, милосердия и религии, разумеется, нельзя признать в нем проявлениями доблести; при их помощи он мог бы только захватить власть, но никогда не достиг бы славы. Рассматривая же находчивость Агафокла в борьбе с опасностями и способность их побеждать, величие духа, с каким он умел выносить бедствия и торжествовать над ними, - нет никакой причины не признать его одним из величайших правителей».

Интересно отметить тот факт, что Макиавелли с удивительной объективностью говорит о степени градации жестоких мер правителя, особенно в тех ситуациях, когда власть политиком захвачена силой. В VIII главе трактата он фактически подразделяет их на «жестокость во благо» и «неоправданную жестокость»: «Я так полагаю, что это зависит от того, что и сама жестокость может быть хорошо или дурно направлена. Хорошо направленными жестокостями…я назову такие, к которым прибегают в случае необходимости для укрепления власти; однажды, укрепив последнюю, правители на них не настаивают, но заменяют их возможно более полезными для подданных мерами. Дурно же направленная жестокость - та, которая, не будучи особенно ощутительна сначала, с течением времени не только не уменьшается, но даже увеличивается». Помимо всего прочего, хоть Макиавелли и оправдывает жестокость, но это только исключительно в целях поддержания власти правителя и в большинстве случаев на начальных этапах. Итак, Макиавелли беспристрастно заявляет, что для успешного правителя при получении власти следует пойти по пути «кнута и пряника», а именно: целенаправленно подвергнуть народ за один раз всем необходимым жестокостям, чтобы потом к ним не возвращаться и в дальнейшем привязать к себе людей как всевозможными почестями, так и собственными положительными моральными чертами.

Кроме того, в XV главе «О тех качествах, за которые людей, а особенно государей, хвалят или порицают» Макиавелли пишет, что образ идеального правителя, воплощающий собою чистую добродетель, естественно, является наиболее желаемым и выгодным для государства, а также его народа. «Но так как это невозможно и даже противно человеческой природе, то необходимо, чтобы каждый государь старался, по крайней мере, избегать бесчестия тех пороков, которые могут его привести к потере верховной власти; от всех других он может воздержаться, но беда не велика, если он не совладает с собой». Таким образом, нарушение моральных норм отнюдь не порицается, но только в том случае, если эти нарушения никак не угрожают власти правителя.

Обобщая все вышеперечисленное, для Никколо Макиавелли идеальным является тот вариант, когда методы и мораль не противоречат друг другу, когда государь может не только действовать во благо страны и народа, но и иметь возможность проявлять похвальные личные качества. Например, как в случае Льва Х, когда не было необходимости в жестких мерах, противоречащих морали: «Таким образом произошло то, что Лев Х застал при своем избрании папскую власть чрезвычайно могущественной, и можно надеяться, что, если его предшественники сумели придать ей такую силу с помощью оружия, он сможет увеличить ее значение и доставить ей общее уважение благодаря своему милосердию и бесчисленным другим своим добродетелям».


Заключение

В заключение хотелось бы совершить некую компиляцию всего вышеизложенного. Начать следует с того, что у Никколо Макиавелли мораль и политика всегда идут бок о бок, занимая центральное место в его философии. Характерной же чертой его взглядов является то, что эти два направления зачастую показаны в весьма противоречивом и неоднозначном свете. Без сомнения, Макиавелли восхищается мудрыми политиками и ставит в пример их высокие моральные качества: «Ничто не заставляет так уважать государей, как их великие подвиги и возвышенные, образцовые поступки». Но, в то же время он с уверенностью утверждает, что политики не должны проявлять благородство, если это хоть как то может подорвать их власть. Кроме того, Макиавелли даже говорит о том, что «государям…нет никакой надобности обладать в действительности теми хорошими качествами…но каждому из них необходимо показывать вид, что он всеми ими обладает». Больше того, высокая мораль может быть даже вредна и губительна на политической арене.

В итоге, опираясь на трактат Макиавелли, нельзя утверждать, что автор выработал некую единую систему, которая помогает верно вычислить идеальные для политики государя пропорции морали и права. Наоборот, Никколо Макиавелли на протяжении всего трактата не раз доказывает своими примерами, что для каждой ситуации необходим свой собственный уникальный подход.

Библиография

1.Макиавелли, Н.. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве: Сборник; пер. с ит. - Минск: «Поппури», 2009. 672 с.

2.Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. 830 с.

.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. -М.: РГГУ, 1995. 345 - 363 с.

Похожие работы на - Соотношение политики и морали в рамках политической философии Никколо Макиавелли по его произведению 'Государь'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!