Основы дизайна

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы дизайна

"Сокольский педагогический колледж"












Контрольная работа

Основы дизайна

План

Глава 1. Теоретические основы дизайна

.1 Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды

.2 Из истории дизайна

.3 Композиция в дизайне

Глава 2. Практическое исполнение в дизайне

2.1 Выполнение эскиза в цвете оформления стены зала ДОУ к празднику "Встреча весны"

Список литературы

Глава 1. Теоретические основы дизайна

.1 Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды

Дизайн (от англ. замысел) - это проектированная деятельность, в процессе которой создаются вещи по законам удобства, пользы, красоты.

Дизайн является особой формой творческой деятельности человека, которая состоит из художественно-проектной и научной деятельности. Современный дизайн можно рассматривать: как материальную культуру; как искусство; как целостная предметно-пространственная среда; как визуальные коммуникации в обществе.

Дизайн - это творческая комплексная научно-практическая деятельность по формированию эстетически-целостного предметно-пространственной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Эта среда должна иметь эмоциональную информативность - недостаточно заполнить пространственную ситуацию предметами или оборудованием, необходимо создать гармоничную среду, оптимальное для жизнедеятельности современного социума.

Принцип эстетической целостности означает требование, или правило, способность соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе. Еще короче этот принцип формулируется как требование и способность видеть целое ранее его частей.

Поскольку в эстетической деятельности в качестве целого выступает социально - эстетический, духовный мир, постольку принцип эстетической целостности означает также и требование, правило воспроизводить, проектировать, заново создавать не отдельные факты, события, сооружения (жилой дом, промышленное предприятие, клуб, театр и т.д.), а воплощать эти предметы как элементы целостного человеческого мира.

Дизайн - это четко спланированная система, это структурные связи, которые придают предметной среде необходимую функциональную и композиционное единство, это конструктивное мышление, которое сочетает комфорт, функциональность и красоту.

Культурный образец - предмет, предметно-пространственный комплекс или явление общественной жизни, отражает существенные признаки культуры, социальные или программные установки общества, которые выбирают в качестве ориентира для проектной деятельности [7].

Художественное проектирование предметно - пространственной среды - не только создание материальных ценностей. Т.е. современная деятельность дизайнера не ограничивается созданием отдельных предметов. В его поле зрения сегодня среда в целом - будь то интерьер общественного здания и жилого дома или внешнее пространство - ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Сравнивая работу дизайнера по организации предметно-пространственной среды с работой художника и архитектора, можно с определенной условностью сказать, что архитектор "организует пространство", подчеркивая его драматургию архитектоникой, формой дверных и оконных проемов, игрой света, цветофактурой отделки поверхностей; художник "работает с плоскостью" в этом пространстве, эстетически осмысливая ее, внося художественные образы и знаки, создавая живописные панно, барельефы и скульптуры с учетом их восприятия в среде. Дизайнер же это "пространство оборудует" под определенные функциональные процессы, протекающие здесь, формируя психологически и физиологически комфортную для человека среду [5].

Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, художник формирует, или, можно сказать "проектирует", человека, который будет пользоваться этими вещами, и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

Дизайн-это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и красива.

Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы [3].

.2 Из истории дизайна

дизайн композиция праздник весна

История дизайна - наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности дизайна. Истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX-XXI вв.

Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна.

История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии [4].

Дизайн как связь искусств и ремесел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского "Движения искусств и ремесел", возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы "Форд").

Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).

Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь - непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени - с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.

Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов [1].

История дизайна в стилях. В.Власов в своем известном словаре "Стили в искусстве" отмечает, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Аналогичное можно наблюдать и в истории дизайна. Стили в дизайне как части общей художественной культуры корреспондируются с большими историческими художественными стилями в искусстве, и, в особенности, архитектуре. Достаточно вспомнить также общие художественные стили, как ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек. При этом в предметном формообразовании они, безусловно, трансформируются в свои стилевые течения, отражая специфику формообразования массовых изделий в условиях индустриальных технологий.

История дизайна в дизайн-иконах. Историю архитектуры пишут по памятникам архитектуры или фотографиям и гравюрам утраченных объектов, чертежам и рисункам-фантазиям неосуществленных проектов. Историю искусств - по собраниям в музеях изобразительных искусств, картинных галереях, частным коллекциям картин. Историю дизайна, в основном, по шедеврам дизайнерской деятельности - дизайн-иконам.

Хронология исследований истории дизайна. Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю.

Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала "Практическая эстетика" Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла.

Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна: эстетические эссе Горацио Грино, доклад "Искусство и ремесло" Фрэнка Ллойда Райта (1903), ряд книг Адольфа Лооса, "Вопросы стиля и др.

Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает "государственный дизайн", давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики в СССР.

Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. К концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин МакДермотт, Шарлоты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфганга Шиперса и Петера Шмидта. [6]

.3 Композиция в дизайне

Композиция - это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта - изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.

Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности - образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна. А результатом процесса композиции является эстетическое совершенство объекта разработки - единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства производственного изготовления изделия.

Интегральными содержательно-эстетическими категориями композиции, выражающими ее основные закономерности, являются объемно-пространственная структура, тектоника и колорит.

Объемно-пространственная структура - отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна, присущих конструктивно-компоновочной схеме, обусловленной его рабочей функцией, характером использования в заданных условиях и принципом технического решения.

Тектоника - отражение в форме закономерностей работы конструкции и материалов, используемых для создания объекта дизайна. Например, обеспечение прочности, устойчивости, равновесия, распределения и погашения усилий, возникающих при воздействии силы тяжести; при сопротивлении сжатию, растяжению, кручению, изгибу, удару, усилиям среза и т.п. Имеются в виду не сами по себе особенности конструкции и материалов, а выявление и подчеркивание средствами и приемами композиции этих особенностей конкретной конструкции, создающее зрительное впечатление тектоничности формы.

Колорит - закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов в соответствии с утилитарно-технической и социально-культурной сторонами сущности объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия и эстетическим отношением к нему тех групп потребителей, на которых ориентирован объект дизайна.

Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам: архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная); живописи - живописно-плоскостная, скульптуре - объемно-пластическая, станковой и книжной графике - линейно-графическая.

В зависимости от видов объектов дизайна в их композиционном формообразовании используются либо все 4 вида композиции вместе (например, в дизайне пространственной среды разных сфер жизнедеятельности людей); либо 2−3 вида вместе - объемно-пластическая, живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая (в большинстве трехмерных объектов дизайна - изделий производственного, общественного или бытового назначения); либо 1−2 вида вместе (в таких объектах дизайна, как текстиль, прикладная графика, визуальная рекламная информация на плоскости) - живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая.

Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы. Следование этим принципам в целях достижения впечатления организованности формы, зрительной целостности объекта дизайна обязательно для всех видов, составляющих его композицию и используемых в данном объекте: и пространственной, и объемно-пластической, и живописно-плоскостной, и линейно-графической в их взаимосвязи. Это - формально-эстетические категории.

Основными средствами композиции (средствами первого уровня) являются пропорции, ритм, масштаб. Средства второго уровня: симметрия−асимметрия, динамика−статика, контраст−тождество−нюанс. Приемы - это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции, например, пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка.

Пропорции - соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым. Ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание. Масштаб - мера соответствия предмета размерам человеческого тела или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении. Симметрия − асимметрия - категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия. Динамика − статика - категории композиции, выражающие движение и покой. Контраст − нюанс - категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями.

Композиционная целостность произведения дизайнера создает у субъекта эстетического отношения впечатление красоты гармонично организованной формы [5].

Глава 2. Практическое исполнение в дизайне

.1 Выполнение эскиза в цвете оформления стены зала ДОУ к празднику "Встреча весны"

Самым первым весенним праздником является Международный женский день 8 марта. Поэтому мною выполнен эскиз оформления зала (центральной стены) к празднику 8 Марта.

Оформление стены представлено в виде вазы, выполненной в стиле "Гжель" с ветками и цветами оранжевого цвета. Часть цветов расположена по краю вазы, а другие цветы расположены на ветках, направленных на стене вверх и в стороны.

В середине композиции расположена большая цифра 8.

Цветы можно сделать из хозяйственных салфеток оранжевого и желтого цвета (режется легко и не надо обрабатывать края). Серединка цветка заполняется синтепоном, окрашенным в желтый цвет (для объема).

Стебель и листья можно сделать из нетканого материала.

Выполнить все это не сложно, а стена с такой композицией создает весеннее, праздничное настроение.

Список литературы

1. Ковешникова Наталья Алексеевна. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. - 5-е изд., стер. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 224 с.

. Лаврентьев Α.Η. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.

. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна / Под ред. С.М. Михайлова. - Казань: Новое Знание, 1999. - 240 с.

. Михайлов С.М, Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. - Москва: Союз Дизайнеров России, 2004.

. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.

. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. - Москва: Архитектура - С, 2006

. Специфика дизайна. http://aratta-print.com.ua

Похожие работы на - Основы дизайна

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!