Основы дизайна
"Сокольский педагогический колледж"
Контрольная работа
Основы дизайна
План
Глава 1. Теоретические основы дизайна
.1 Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды
.2 Из истории дизайна
.3 Композиция в дизайне
Глава 2. Практическое исполнение в дизайне
2.1 Выполнение эскиза в цвете оформления стены зала ДОУ к празднику "Встреча весны"
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы дизайна
.1 Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды
Дизайн (от англ. замысел) - это проектированная деятельность, в процессе которой создаются вещи по законам удобства, пользы, красоты.
Дизайн является особой формой творческой деятельности человека, которая состоит из художественно-проектной и научной деятельности. Современный дизайн можно рассматривать: как материальную культуру; как искусство; как целостная предметно-пространственная среда; как визуальные коммуникации в обществе.
Дизайн - это творческая комплексная научно-практическая деятельность по формированию эстетически-целостного предметно-пространственной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Эта среда должна иметь эмоциональную информативность - недостаточно заполнить пространственную ситуацию предметами или оборудованием, необходимо создать гармоничную среду, оптимальное для жизнедеятельности современного социума.
Принцип эстетической целостности означает требование, или правило, способность соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе. Еще короче этот принцип формулируется как требование и способность видеть целое ранее его частей.
Поскольку в эстетической деятельности в качестве целого выступает социально - эстетический, духовный мир, постольку принцип эстетической целостности означает также и требование, правило воспроизводить, проектировать, заново создавать не отдельные факты, события, сооружения (жилой дом, промышленное предприятие, клуб, театр и т.д.), а воплощать эти предметы как элементы целостного человеческого мира.
Дизайн - это четко спланированная система, это структурные связи, которые придают предметной среде необходимую функциональную и композиционное единство, это конструктивное мышление, которое сочетает комфорт, функциональность и красоту.
Культурный образец - предмет, предметно-пространственный комплекс или явление общественной жизни, отражает существенные признаки культуры, социальные или программные установки общества, которые выбирают в качестве ориентира для проектной деятельности [7].
Художественное проектирование предметно - пространственной среды - не только создание материальных ценностей. Т.е. современная деятельность дизайнера не ограничивается созданием отдельных предметов. В его поле зрения сегодня среда в целом - будь то интерьер общественного здания и жилого дома или внешнее пространство - ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Сравнивая работу дизайнера по организации предметно-пространственной среды с работой художника и архитектора, можно с определенной условностью сказать, что архитектор "организует пространство", подчеркивая его драматургию архитектоникой, формой дверных и оконных проемов, игрой света, цветофактурой отделки поверхностей; художник "работает с плоскостью" в этом пространстве, эстетически осмысливая ее, внося художественные образы и знаки, создавая живописные панно, барельефы и скульптуры с учетом их восприятия в среде. Дизайнер же это "пространство оборудует" под определенные функциональные процессы, протекающие здесь, формируя психологически и физиологически комфортную для человека среду [5].
Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, художник формирует, или, можно сказать "проектирует", человека, который будет пользоваться этими вещами, и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.
Дизайн-это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и красива.
Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы [3].
.2 Из истории дизайна
дизайн композиция праздник весна
История дизайна - наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности дизайна. Истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX-XXI вв.
Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна.
История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии [4].
Дизайн как связь искусств и ремесел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского "Движения искусств и ремесел", возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы "Форд").
Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).
Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь - непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с ещё более позднего времени - с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов [1].
История дизайна в стилях. В.Власов в своем известном словаре "Стили в искусстве" отмечает, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Аналогичное можно наблюдать и в истории дизайна. Стили в дизайне как части общей художественной культуры корреспондируются с большими историческими художественными стилями в искусстве, и, в особенности, архитектуре. Достаточно вспомнить также общие художественные стили, как ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек. При этом в предметном формообразовании они, безусловно, трансформируются в свои стилевые течения, отражая специфику формообразования массовых изделий в условиях индустриальных технологий.
История дизайна в дизайн-иконах. Историю архитектуры пишут по памятникам архитектуры или фотографиям и гравюрам утраченных объектов, чертежам и рисункам-фантазиям неосуществленных проектов. Историю искусств - по собраниям в музеях изобразительных искусств, картинных галереях, частным коллекциям картин. Историю дизайна, в основном, по шедеврам дизайнерской деятельности - дизайн-иконам.
Хронология исследований истории дизайна. Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю.
Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала "Практическая эстетика" Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла.
Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна: эстетические эссе Горацио Грино, доклад "Искусство и ремесло" Фрэнка Ллойда Райта (1903), ряд книг Адольфа Лооса, "Вопросы стиля и др.
Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает "государственный дизайн", давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики в СССР.
Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. К концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин МакДермотт, Шарлоты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфганга Шиперса и Петера Шмидта. [6]
.3 Композиция в дизайне
Композиция - это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта - изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.
Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности - образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна. А результатом процесса композиции является эстетическое совершенство объекта разработки - единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства производственного изготовления изделия.
Интегральными содержательно-эстетическими категориями композиции, выражающими ее основные закономерности, являются объемно-пространственная структура, тектоника и колорит.
Объемно-пространственная структура - отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна, присущих конструктивно-компоновочной схеме, обусловленной его рабочей функцией, характером использования в заданных условиях и принципом технического решения.
Тектоника - отражение в форме закономерностей работы конструкции и материалов, используемых для создания объекта дизайна. Например, обеспечение прочности, устойчивости, равновесия, распределения и погашения усилий, возникающих при воздействии силы тяжести; при сопротивлении сжатию, растяжению, кручению, изгибу, удару, усилиям среза и т.п. Имеются в виду не сами по себе особенности конструкции и материалов, а выявление и подчеркивание средствами и приемами композиции этих особенностей конкретной конструкции, создающее зрительное впечатление тектоничности формы.
Колорит - закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов в соответствии с утилитарно-технической и социально-культурной сторонами сущности объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия и эстетическим отношением к нему тех групп потребителей, на которых ориентирован объект дизайна.
Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам: архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная); живописи - живописно-плоскостная, скульптуре - объемно-пластическая, станковой и книжной графике - линейно-графическая.
В зависимости от видов объектов дизайна в их композиционном формообразовании используются либо все 4 вида композиции вместе (например, в дизайне пространственной среды разных сфер жизнедеятельности людей); либо 2−3 вида вместе - объемно-пластическая, живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая (в большинстве трехмерных объектов дизайна - изделий производственного, общественного или бытового назначения); либо 1−2 вида вместе (в таких объектах дизайна, как текстиль, прикладная графика, визуальная рекламная информация на плоскости) - живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая.
Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы. Следование этим принципам в целях достижения впечатления организованности формы, зрительной целостности объекта дизайна обязательно для всех видов, составляющих его композицию и используемых в данном объекте: и пространственной, и объемно-пластической, и живописно-плоскостной, и линейно-графической в их взаимосвязи. Это - формально-эстетические категории.
Основными средствами композиции (средствами первого уровня) являются пропорции, ритм, масштаб. Средства второго уровня: симметрия−асимметрия, динамика−статика, контраст−тождество−нюанс. Приемы - это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции, например, пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка.
Пропорции - соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым. Ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание. Масштаб - мера соответствия предмета размерам человеческого тела или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении. Симметрия − асимметрия - категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия. Динамика − статика - категории композиции, выражающие движение и покой. Контраст − нюанс - категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями.
Композиционная целостность произведения дизайнера создает у субъекта эстетического отношения впечатление красоты гармонично организованной формы [5].
Глава 2. Практическое исполнение в дизайне
.1 Выполнение эскиза в цвете оформления стены зала ДОУ к празднику "Встреча весны"
Самым первым весенним праздником является Международный женский день 8 марта. Поэтому мною выполнен эскиз оформления зала (центральной стены) к празднику 8 Марта.
Оформление стены представлено в виде вазы, выполненной в стиле "Гжель" с ветками и цветами оранжевого цвета. Часть цветов расположена по краю вазы, а другие цветы расположены на ветках, направленных на стене вверх и в стороны.
В середине композиции расположена большая цифра 8.
Цветы можно сделать из хозяйственных салфеток оранжевого и желтого цвета (режется легко и не надо обрабатывать края). Серединка цветка заполняется синтепоном, окрашенным в желтый цвет (для объема).
Стебель и листья можно сделать из нетканого материала.
Выполнить все это не сложно, а стена с такой композицией создает весеннее, праздничное настроение.
Список литературы
1. Ковешникова Наталья Алексеевна. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. - 5-е изд., стер. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 224 с.
. Лаврентьев Α.Η. История дизайна: учеб. пособие / А.Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2007. - 303 с.
. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна / Под ред. С.М. Михайлова. - Казань: Новое Знание, 1999. - 240 с.
. Михайлов С.М, Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. - Москва: Союз Дизайнеров России, 2004.
. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. - 110 с.
. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. - Москва: Архитектура - С, 2006
. Специфика дизайна. http://aratta-print.com.ua