Анализ экономической деятельности железнодорожного вокзала г. Сочи

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,48 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ экономической деятельности железнодорожного вокзала г. Сочи

Содержание

себестоимость услуга железнодорожный вокзал

Введение

. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства

. Анализ эффективности организации производства и труда на железнодорожном вокзале Сочи

.1 Общие сведения о железнодорожном вокзале Сочи

.2 Анализ производственных и финансовых результатов

.3 Управление себестоимостью услуг, предоставляемых на вокзале Сочи

Заключение

Приложение 1. Расчет себестоимости пользования местом в комнате матери и ребенка на железнодорожном вокзале Сочи

Список использованных источников

Введение

Целью производственно-профессиональной практики является изучение методологии экономического анализа и применение ее при исследовании конкретного объекта, а также ознакомление с работой экономических служб задействованных на предприятии (объекте исследования), приобретение навыков решения проблем в конкретных производственных условиях.

Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия субъекта представляет собой комплексное изучение его хозяйственной деятельности с целью объективной оценки её результатов и выявления тенденций развития. Он является многоцелевой функцией управления, которая одновременно участвует в выполнении других функций. Его значение и место в управлении производством определяется ведущей ролью в информационном обеспечении процессов управления для улучшения тактического и стратегического руководства, повышения качества принимаемых решений, выявления резервов, оценки экономической эффективности хозяйствования.

Экономический анализ должен, во-первых, определить возможности улучшения использования наличного производственного потенциала, сложившихся организационных форм и методов управления и, во-вторых, исходя из реальных возможностей, обосновать рациональные пути развития хозяйствующих субъектов и пути управления ими.

В качестве индивидуального задания выбрано изучение анализа технико-организационного уровня и других условий производства

Объект исследования - железнодорожный вокзал Сочи ОАО «Российские железные дороги».

В процессе прохождения экономической практики были поставлены следующие задачи:

·        Получить представление о задачах, целях и методах экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности железнодорожного вокзала Сочи;

·        Определить отраслевую принадлежность предприятия и характер производимой продукции или услуг, особенности технологического процесса;

·        Проанализировать отчетность за последние три года по основным показателям;

·        Приобрести навыки решения практических задач экономиста-менеджера в конкретных производственных условиях при выполнении индивидуального задания.

1. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства

Эффективность деятельности организации определяется факторами технического и организационного развития, природными и социальными условиями.

Технико-организационный уровень (ТОУ) производства характеризуется состоянием и степенью развития технической базы и технологии производства, организационных методов, обеспечивающих эффективность использования всех видов ресурсов и качество выпускаемой продукции, работ, услуг.

Цель анализа ТОУ - обоснование планов производства и продажи продукции, работ, услуг, необходимой величины капитала, авансированного в ресурсы; оценка факторов, оказавших влияние на результативность хозяйственной деятельности.

К задачам анализа технико-организационного уровня производства относятся:

определение состояния достигнутого ТОУ;

·        оценка влияния ТОУ на эффективность деятельности организации;

·        оценка уровня эффективности организации и управления производства и труда;

·        выявление резервов и основных направлений совершенствования ТОУ производства.

Анализ включает оценку обобщающих и частных показателей, характеризующих как ТОУ в целом, так и его составляющие.

Источниками информации для анализа технико-организационного уровня служат планы и отчеты о наличии и использовании средств труда, внедрении новой техники и технологии, организации производства и труда. Широко применяются оперативно-производственные данные, часто проводятся специальные расчеты, использование некоторых сведений носит разовый характер.

Систематическая оценка состояния ТОУ производства способствует непрерывному внедрению научно-технического прогресса, что обеспечивает достижение целевых параметров эффективности хозяйственной деятельности.

Показатели технического и организационного уровня производства изучаются в динамике и в сравнении со среднеотраслевыми показателями.

Организационный уровень производства определяет степень совершенства организационных форм и методов и обеспечения оптимального сочетания материальных и трудовых факторов производства. В ходе анализа часто фактические значения показателей состояния организации производства сравниваются с эталонными (наиболее прогрессивными для данного вида деятельности).

Показатели организационного уровня объединяют две группы показателей:

) показатели организации производственных процессов;

) показатели организации труда.

Первая группа показателей подразделяется на показатели специализации и рационализации и показатели уровня организации, обслуживания и обеспечения производства.

Вторая группа подразделяется на показатели специализации и рационализации труда, показатели напряженности и нормирования труда.

К показателям специализации и рационализации производства относятся:

·        уровень специализации и кооперирования производства;

·        длительность и структура производственного цикла;

·        непрерывность и пропорциональность производства;

·        ритмичность производства.

Анализ специализации и ее развития в производственных подразделениях проводится на базе детальной, предметной и технологической специализации. Для оценки уровня специализации прежде всего используется показатель доли профильной продукции в общем объеме выпуска продукции. Также используются такие показатели, как:

число типоразмеров продукции, производимой в данном подразделении (цехе);

удельный вес продукции, производимой обособленными подразделениями в общем объеме выпуска продукции.

На завершающем этапе анализа специализации оценивают влияние ее развития на величину незавершенного производства, производительность труда, динамику себестоимости продукции, ритмичность выпуска продукции, загрузку оборудования.

Кооперирование характеризует форму производственных связей между производственными подразделениями внутри организации и с другими организациями.

Уровень кооперирования характеризуют следующие показатели:

·        доля затрат на полуфабрикаты и комплектующие изделия, получаемые в порядке кооперирования, в себестоимости выпущенной продукции;

·        количество организаций, кооперирующихся с данной организацией;

·        стоимость заказов, выполненных в порядке кооперирования в общем объеме выпущенной продукции.

Уровень развития кооперирования можно оценить на основе показателя качества кооперирования

Стоимость кооперированных поставок, соответствующих условиям договора (по комплектности, качеству, срокам). Общая стоимость кооперированных поставок

Производственный цикл - это период времени между запуском материалов (комплектующих, полуфабрикатов) на первую операцию и выходом готовой продукции (изделия, узла, детали).

При анализе структуры производственного цикла особое внимание уделяют изучению длительности перерывов и выявлению их причин.

Как правило, устанавливается нормативное время продолжительности производственного цикла. Сравнение фактической продолжительности производственного цикла с нормативной позволяет выявить резервы ее сокращения. Сокращение длительности производственного цикла обеспечивает ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение использования оборудования, что выражается в повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции, работ, услуг и росте их рентабельности.

Пропорциональность производства оценивают на основе соответствия пропускной способности смежных участков (подразделений, цехов) степени использования их производственной мощности. Пропорциональность обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного производственного процесса и оценивается с помощью коэффициента пропорциональности


Непрерывность производственного процесса характеризуется безостановочностью продвижения предметов труда по всем стадиям производственного цикла.

Оценивается с помощью коэффициента непрерывности

Уровень рационализации производственного процесса можно оценить с помощью коэффициента закрепления операций:


где п. - общее число технологических операций, выполняемых на 1-м рабочем месте; т - количество рабочих мест в подразделении.

Этот показатель характеризует число технологических операций, приходящихся в среднем на одно рабочее место.

Обобщающий показатель ритмичности производства - коэффициент ритмичности; характеризует удельный вес продукции, выпущенной в пределах графиков выпуска продукции. Ритмичность производства определяется уровнем организации материального, транспортного, энергетического, ремонтного обеспечения и обслуживания. Одно из важнейших направлений совершенствования организации - централизация этих работ.

К показателям специализации и рационализации труда относятся:

·        уровень разделения и рационализации труда;

·        уровень организации рабочих мест;

·        применение рациональных приемов и методов труда;

·        использование квалифицированных кадров;

·        уровень безопасности труда.

Это в основном показатели качественные, их оценка осуществляется экспертным путем.

Показатели напряженности и нормирования труда:

·        состояние технического нормирования (доля нормированных работ);

·        прогрессивность применяемых норм (опытно-статистические нормы, технически обоснованные нормы);

·        уровень использования рабочего времени (процент выполнения норм);

·        напряженность труда.

Кроме этого, значительное внимание должно быть уделено оценке культуры производства, под которой понимаются чистота рабочих мест, производственная эстетика, рациональный режим труда и отдыха, уровень освещенности, хорошие бытовые помещения.

Анализ показателей организационного уровня осуществляется в двух направлениях: оценивается динамика за ряд периодов и степень выполнения плана за отчетный период.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления - один из ключевых вопросов стратегического развития, так как, во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая - качество), во-вторых, Российская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран.

Для уровня предприятия перечисленные принципы должны адаптироваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.

Методы ресурсосбережения - конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов.

Стратегиями ресурсосбережения предприятия могут быть следующие.

. Упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара.

. Межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара.

. Совершенствование технологичности конструкции товара.

. Организационно-техническое развитие производства.

. Расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса.

. Реализация факторов ресурсосбережения.

Система показателей ресурсоемкости товара и производства рассмотрена ниже.

Цели ресурсного обеспечения:

·        своевременное обеспечение потребителей необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

·        улучшение использования ресурсов - повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

Виды ресурсов:

·        трудовые - промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, специалисты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

·        материальные (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

·        основные производственные средства - здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

·        финансовые - собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;

·        совокупные - сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Анализ частных показателей ресурсоемкости позволяет найти узкие места по сравнению с продукцией конкурентов. Однако окончательное решение может быть принято только по комплексному показателю либо его обратному значению - эффективности продукции.

Организация труда на предприятии представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы: расстановку исполнителей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, организацию рабочих мест, нормирование и стимулирование труда. Объектом организации труда является живой труд работников трудового коллектива.

На железнодорожном транспорте <http://pandia.ru/text/category/zheleznodorozhnij_transport/> труд работников организуется с учетом особенностей производственной деятельности этой отрасли. По каждому виду деятельности <http://pandia.ru/text/category/vidi_deyatelmznosti/> выполняются конкретные операции, обеспечивающие перевозку грузов и пассажиров. Производственные процессы взаимосвязаны, и, следовательно, трудовые процессы должны быть согласованы и выполняться комплексно.

Многообразие производственных процессов на железнодорожном транспорте требует привлечения для их выполнения работников <http://pandia.ru/text/category/vipolnenie_rabot/> различных профессий и специальностей.

Организация труда решает следующие задачи. Первая - экономическая - предполагает ускорение темпов роста производительности труда за счет улучшения использования рабочей силы и более полного использования производственных фондов <http://pandia.ru/text/category/proizvodstvennie_fondi/>, а также предметов труда. Вторая - психофизиологическая - предполагает соблюдение наиболее благоприятных производственных условий, обеспечивающих сохранение в процессе труда здоровья и работоспособности человека. Третья - социальная, - направлена на обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности, повышения степени содержательности и привлекательности труда.

Организация труда рабочих и служащих на предприятиях железнодорожного транспорта происходит в специфичных, особых условиях. К ним относятся: круглосуточная работа по сменным или скользящим графикам, несовпадение дней отдыха с субботой и воскресеньем; воздействие природно-климатических факторов при выполнении работ на открытом воздухе; работа на движущемся подвижном составе, наличие шума и вибрации; повышенные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, большие переходы в рабочей зоне, выполнение операций в неудобной позе; наличие элементов риска в работе (выполнение операций в зоне движения подвижного состава, на высоте, при высоком электрическом напряжении, повышенная ответственность за свои действия и т. д.).

Основными направлениями совершенствования организации труда являются:

разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;

улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;

совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда;

совершенствование нормирования труда;

совершенствование форм и методов материального и морального стимулирования труда;

улучшение условий труда.

Организация труда предусматривает укрепление трудовой дисциплины. На железнодорожном транспорте очень важно четко выполнять действующие правила и инструкции.

2. Анализ и управление затратами и себестоимостью (услуг) на железнодорожном вокзале Сочи.

 

.1 Общие сведения о железнодорожном вокзале Сочи


Железнодорожный вокзал Сочи входит в состав Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов- филиала ОАО «РЖД».

ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (ОАО «РЖД») - российская вертикально интегрированная <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%A0%D0%96%D0%94> и важнейший оператор российской сети железных дорог <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>. ОАО "Российские железные дороги" было создано 1 октября 2003г. в рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта РФ. Предшественником РЖД по праву можно считать Министерство путей сообщения Российской Федерации, которое ведет свою историю еще из царской России. Единственным акционером общества является Российская Федерация.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли. ОАО «РЖД» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО "РЖД", внутренними документами ОАО "РЖД", положением о Дирекции.

В соответствии с Уставом общество вправе от своего имени совершать сделки и действия, не запрещенные законодательством Российской Федерации, приобретать имущественные и иные права, выступать от своего имени в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и третейских судах. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и с учетом ограничений, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, ограниченного в обороте. Общество не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, равно как и государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества. Общество вправе иметь дочерние и зависимые общества. Создание и деятельность дочерних и зависимых обществ на территории Российской Федерации регулируются законодательством Российской Федерации, а за пределами территории Российской Федерации - в соответствии с законодательством государства по месту нахождения дочернего или зависимого общества, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Для реализации целей и задач, стоящих перед обществом, и осуществления хозяйственной деятельности общество принимает внутренние документы, обязательные для исполнения всеми работниками и подразделениями общества.

Общество вправе вносить на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов предложения по совершенствованию функционирования железнодорожного транспорта, в том числе принимать участие в подготовке соответствующих нормативных правовых и иных актов, а также вносить предложения по открытию и закрытию железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, и железнодорожных линий (участков).

Общество в целях своевременного и качественного осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа осуществляет взаимодействие с организациями других видов транспорта, а также с таможенными, пограничными и другими органами, осуществляющими государственный контроль при перевозках железнодорожным транспортом.

апреля 2007 года филиалу ОАО « РЖД» Дирекции железнодорожных вокзалов, как было передано 323 вокзала (внеклассных, 1, 2, 3 классов). В августе 2010 года количество подведомственных объектов составило 348. Помимо вокзальных комплексов в ведение Дирекции также пассажирские здания на отдельных станциях, которые ориентированы на обслуживание пассажиров дальнего следования. Профильная специализация Дирекции железнодорожных вокзалов - оказание услуг пассажирам на вокзальных комплексах и продажа услуг вокзальной инфраструктуры перевозчикам пассажиров. В составе Дирекции - 15 региональных Дирекций железнодорожных вокзалов.

Процесс передачи вокзалов в состав Дирекции продиктован необходимостью устойчивого функционирования вокзального хозяйства и неразрывностью технологического процесса обслуживания клиентов дальних пассажирских перевозок.

Централизованное управление вокзальными комплексами позволяет проводить единую маркетинговую политику в сфере дальних пассажирских перевозок по всей территории страны, обеспечивает единые стандарты качества услуг, высокий уровень экономической и антитеррористической безопасности и эффективное использование вокзальной инфраструктуры.

Вокзал руководствуется в своей работе законодательством Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД», а также Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», региональной дирекции и Положением о вокзале.

Основным документом, определяющим порядок управления работой вокзала, в том числе и по предоставлению обязательных и дополнительных услуг, является Технологический процесс работы вокзала. Технологический процесс работы вокзала разрабатывается на основании «Типового технологического процесса работы вокзалов».

По каждой услуге, на основании «Технологического процесса оказания услуги», спускаемого с уровня СКРДЖВ, разрабатывается «Технологический процесс оказания услуги» вокзала, в котором детально описывается технология оказания конкретной услуги с учетом специфики вокзала.

Основными видами деятельности вокзала Сочи является предоставление пассажирам и посетителям на железнодорожном вокзале следующих услуг:

-       справочно-информационные услуги;

-       услуги по предоставлению комнат отдыха (в т.ч. комнат матери и ребенка);

-       услуги по оказанию доврачебной и первой врачебной помощи пассажирам;

-       услуги по организации охраны общественного порядка, личной безопасности и сохранности имущества пассажиров и посетителей;

-       услуги по временному хранению багажа и ручной клади пассажиров (камеры хранения);

-       услуги по размещению пассажиров на вокзалах (залы ожидания, залы повышенной комфортности, залы официальных делегаций);

-       услуги по доставке, погрузке и выгрузке багажа и ручной клади пассажиров (носильщики);

-       услуги по посадке и высадке пассажиров (в том числе групп детей).

Вокзал осуществляет свою работу во взаимодействии со структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД», а также в установленном порядке с органами государственной власти и организациями, на основе «Регламентов взаимодействия», Положений о подразделениях, распорядительных документов.

Руководство текущей деятельностью железнодорожного вокзала осуществляет начальник вокзала Соколов Александр Игоревич. Начальник вокзала находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по Сочинскому региону.

2.2 Анализ производственных и финансовых результатов

Вокзальная деятельность - деятельность по обслуживанию потребителей и пользователей железнодорожных вокзалов, а также по управлению железнодорожными вокзалами, в т.ч. по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию и эксплуатации железнодорожных вокзалов.

Функции по ведению бухгалтерского и налогового учета и формированию бухгалтерской и налоговой отчетности осуществляет Центр корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" - филиала ОАО "РЖД" (далее ОЦО). Сформированная отчетность представляется ОЦО в Департамент бухгалтерского учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД", Департамент налоговой политики и методологии налогового учета Бухгалтерской службы ОАО "РЖД", налоговые органы и государственные внебюджетные фонды по месту учета предприятия в качестве налогоплательщика.

Рассмотрим основные показатели деятельности железнодорожного вокзала Сочи за 2012-2014 годы.

Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности железнодорожного вокзала за 2012- 2014 гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Прирост (+); снижения (-)





к 2013 г.

к 2014г.

1

2

3

4

5

6

Выручка от предоставления услуг , тыс. руб.

354

533

568

179

35

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

19362

20188

25698

826

5510

Коэффициент износа основных средств

8

7

8

-1

2

Среднесписочная численность, чел.

89

158

215

69

57

Фонд заработной платы, тыс. руб.

2136

3792

5160

1656

1368

Средний уровень дебиторской задолженности, тыс. руб.

230

644

1254

414

610

Средний уровень кредиторской задолженности, тыс. руб.

150

78

127

-72

49

Эксплуатационные расходы тыс. руб

1258

3569

6324

2311


Данные таблицы 1 свидетельствуют о наличии тенденции к росту результативности производственно-финансовой деятельности.

Деятельность железнодорожного вокзала связана с обслуживанием пассажиров, получение прибыли не является приоритетным направлением деятельности вокзала. Не смотря на это отмечается рост выручки , главным образом за счет ввода новых услуг, а так же предоставления площадей вокзального комплекса в аренду. По сравнению с 2013 годом в 2014 году выручка от реализации услуг выросла на 35 тыс. руб., по сравнению с 2012 годом выручка выросла на 214 тыс. руб. Соотношение размеров дебиторской и кредиторской задолженностей свидетельствуют об отсутствии проблем у предприятия с платежами - кредиторская задолженность не превышает.

Рост выручки от предоставления услуг в 2014 году относится не ко всем видам предоставляемых услуг. С ростом выручки от реализации услуг платных туалетов и услуг камеры хранения, отмечается снижение выручки от других видов услуг. Данное обстоятельство объясняется тем, что на территории железнодорожного вокзала Сочи в период 2012-2013г была проведена масштабная реконструкция вокзального комплекса с целью модернизации и адаптации услуг вокзала для маломобильных групп населения. В связи с проведением строительных работ некоторые виды услуг были недоступны либо ограничены для пользования пассажирами (реконструкция сервис-центра, помещения справочного бюро).

Снижение выручки в 2013г. обусловлено решением руководства компании ОАО «РЖД» о предоставлении в аренду площадей вокзальных комплексов в 2013 году только сетевым предприятиям партнерам ОАО «РЖД». Однако в 2014г. предоставление площадей вокзального комплекса в аренду сторонним арендаторам было возобновлено.

Эксплуатационные расходы за анализируемый период возросли: в 2013 г. - на 2311 тыс.руб., а в 2014 г. - на 2755 тыс.руб.

При этом можно отметить в качестве положительных факторов рост стоимости основных средств и имущества вокзального комплекса в целом.

2.3 Управление себестоимостью услуг, предоставляемых на вокзале Сочи

Развитие сферы услуг, оказываемых пассажирам на железнодорожном транспорте, - важнейший фактор повышения качества обслуживания пассажиров. Расширение этой сферы увеличивает доходы пассажирского комплекса, повышает его конкурентоспособность.

На железнодорожном вокзале Сочи к относятся отдельные работы по выполнению справочно-информационных и багажных операций, организации отдыха пассажиров, переноске и хранению ручной клади и др. В целях повышения качества пассажирских перевозок в последние годы на железнодорожном транспорте широкое развитие получают и новые виды услуг. К их числу относятся организация бронирования мест, доставки пассажиров в гостиницы, экскурсий в городах, предоставление вокзальных помещений для проведения совещаний, конференций и др.

Расчет себестоимости услуг необходим для анализа расходов, обоснования ставок по платным услугам, разработки мероприятий по совершенствованию качества обслуживания пассажиров.

По большинству оказываемых пассажирам услуг расходы несут только вокзалы. Это с одной стороны значительно упрощает расчет себестоимости услуги (по сравнению с определением себестоимости перевозок пассажиров в разных условиях). Вместе с тем, затраты по услугам, учитываются общей величиной без распределения по видам услуг. Поэтому себестоимость каждой услуги можно определить лишь расчетным путем.

Себестоимость одних и тех же услуг, оказываемых на разных вокзалах, неодинакова. Это объясняется конкретными условиями их выполнения. Поэтому себестоимость одной и той же услуги рассчитывается раздельно в каждом подразделении, в котором она оказывается.

При расчете себестоимости услуги в конкретных условиях необходимо учитывать полную величину затрат, т.е. все расходы по содержанию, обслуживанию, ремонтам и амортизации производственных помещений подразделения и установленным в них техническим обустройствам и т.д.

Для расчета себестоимости услуги целесообразно использовать метод непосредственного расчета. Его применение позволяет наиболее полно учитывать особенности и объем конкретных работ при оказании услуги и определять расходы по элементам затрат. При этом методе возможно применение конкретных норм расхода труда, топлива, электроэнергии, материалов и денежных затрат на единицу работы.

Расчет себестоимости услуги следует выполнять по элементам затрат: заработная плата, топливо, материалы, электроэнергия, амортизация и прочие расходы. Они рассчитываются следующими способами.

Расходы по фонду оплаты труда определяются по явочной численности работников вокзала по среднемесячной заработной плате. Численность работников принимается по штатному расписанию и по нормативам численности рабочих на выполнение конкретных работ.

В общем фонде оплаты труда кроме тарифной ставки учитываются доплаты за работу в ночное время, праздничные дни, выплаты за выслугу лет, премии, вознаграждения по итогам работы за год, а также другие доплаты. Доплата за работу в ночное время и в праздничные дни исчисляется по действующим нормам. По установленным нормативам определяются также отчисления на социальные нужды, в фонд занятости и другие фонды. При расчете доплат за выслугу лет и вознаграждений за работу по итогам года учитываются величины этих доплат различным работникам в соответствие со средним стажем работы.

Расходы на материалы включают текущие затраты на спецодежду, содержание малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, канцелярские принадлежности, материалы для уборки помещений, вагонов и для других нужд. Расчет этих расходов целесообразно выполнять по видам расходуемых материалов и по нормативам затрат на выполнение конкретных работ по услуге. Расходы на спецодежду рассчитываются по численности работников, получающих спецодежду, ее стоимости и сроку службы; на содержание малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря - по наличию инвентаря, его стоимости и сроку службы. Расходы на материалы для уборки помещений и вагонов, для ремонтных работ зависят от площади помещений, норм расхода материалов на единицу площади и их цене. Приближенно эти расходы можно определять по их отчетной величине, приходящейся на единицу площади.

Расходы на топливо для отопления помещений исчисляются по продолжительности отопительного сезона, расходу тепла на 1м3 объема помещения и стоимости единицы тепла (1Гкал).

Расходы на электроэнергию включают затраты электроэнергии на освещение помещений, вагонов и для работы различной техники, приборов и устройств. Они рассчитываются по мощности приборов и устройств, времени их использования и стоимости 1 кВт-ч. При определении расходов на освещение помещений учитывается суммарная мощность осветительных приборов, установленных в помещениях.

Амортизационные отчисления определяются по стоимости основных средств и действующим нормам амортизации, либо по стоимости и сроку службы оборудования. Расчет расходов на амортизацию выполняется по видам и группам основных средств.

По элементу “прочие расходы” учитываются текущие затраты по потреблению воды, санитарной обработке помещений, канализации и прочие расходы, не учитываемые в других элементах затрат. Стоимость потребленной воды рассчитывается по нормам расхода воды на одного работника и цене 1м3 воды. Таким же способом подсчитываются затраты по канализации. Расходы по санитарной обработке определяются по ее стоимости и периодичности.

Если в отдельном подразделении пассажиру оказывается одна услуга, все расходы по его содержанию и обслуживанию относятся на себестоимость этой услуги. Однако нередко разные услуги выполняются на вокзалах одним и тем же контингентом, вокзальной техникой, расположенной в одном или разных помещениях. В таких случаях непосредственно на определенную услугу можно отнести только часть расходов. Другая часть расходов (косвенные) распределяется между видами услуг пропорционально тем или иным измерителям.

В неодинаковых условиях работы разных вокзалов не всегда можно применить единый измеритель для распределения косвенных расходов даже по одним и тем же работам. Для получения правильных результатов расчета расходов по каждому виду работ, статьям и элементам затрат необходимо рассматривать конкретные условия выполнения работы и расходы распределять между услугами пропорционально тем измерителям, которые их более полно характеризуют. Следует также учитывать, что на разных вокзалах расходы по одним и тем же услугам могут быть как прямыми, так и косвенными, т.е. на аналогичную же услугу может относиться только часть расходов.

Например, на одном вокзале носильщики заняты только переноской ручной клади пассажиров, а на другом вокзале они убирают также привокзальную территорию. В себестоимости услуги носильщиков на первом вокзале учитываются все расходы по оплате их труда. На втором вокзале на переноску ручной клади относится только часть зарплаты носильщиков пропорционально затраченному на эту работу времени.

Таким же способом следует относить на услуги носильщиков заработную плату контингента, обеспечивающего их нормальную работу: уборку разных помещений, в том числе и раздевалок носильщиков; билетных кассиров касс разных сборов, принимающих выручку носильщиков; слесаря, ремонтирующего технические обустройства на вокзалах и лифт, используемый носильщиками для перемещения тележек с ручной кладью и др.

Заработную плату контингента, занятого выполнением разных работ, можно распределять между услугами по приведенному объему, учитывающему неодинаковое время или разную трудоемкость выполнения этих услуг. Например, при расчете себестоимости упаковки разного багажа расходы по оплате труда упаковщиков распределяются между различными видами упаковки пропорционально приведенному времени упаковки по видам багажа. При этом за единицу принимается упаковка багажа с наименьшей затратой времени.

Аналогичным способом можно распределять по видам услуг расходы и по другим элементам затрат.

Расходы по амортизации, ремонту и обслуживанию помещений вокзалов распределяются по отдельным их подразделениям пропорционально занимаемой площади. Для уменьшения счетной работы эти расходы можно распределить по видам услуг без разделения по видам работ и элементам затрат. Так, пропорционально занимаемой площади распределяются по видам услуг расходы по ремонту и обслуживанию зданий без выделения расходов на освещение, отопление, материалы, запасные части для ремонта и другие.

Отдельные работы, связанные с оказанием услуг пассажирам на вокзалах выполняют предприятия не пассажирского комплекса, а предприятия железных дорог или других ведомств. К таким работам можно отнести стирку в городских прачечных белья, работу комнат длительного отдыха и комнат матери и ребенка, обслуживание и ремонт разных автоматизированных устройств и вокзальной техники хозяйством сигнализации и связи и другие работы. В себестоимости услуги расходы по этим работам учитываются по счетам, предъявляемым вокзалу или депо сторонними организациями или предприятиями железных дорог.

В итоге непосредственного отнесения прямых расходов и распределения косвенных затрат по каждой услуге подсчитывается общая сумма расходов по услугам. К ней добавляются общехозяйственные расходы определенным процентом от заработной платы или от общей суммы основных расходов. Удельный вес общехозяйственных расходов устанавливается по отчетным данным того предприятия, которым оказывается услуга. В себестоимости услуги учитываются также уплачиваемые предприятием налоги. Они принимаются согласно действующему положению об уплате налогов по определенному проценту от общей суммы расходов.

Себестоимость услуги рассчитывается делением общей величины расходов на объем оказанных услуг. Объем услуг может приниматься по отчетным данным или устанавливаться расчетным порядком, если учет количества услуг не ведется.

Например, число мест ручной клади, перемещенных носильщиками, рассчитывается по общей величине доходов, полученных от этой услуги и по размеру платы, взимаемой за переноску одного места. Аналогично можно определить количество справок, выданных пассажирам справочным бюро; мест, переработанных камерами хранения ручной клади; комплектов постельных принадлежностей, выданных пассажирам; число пассажиров, обслуженных в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка.

Пример определения себестоимости пользования местом в комнате матери и ребенка на железнодорожном вокзале Сочи приведен приложении 1. Исходные данные представлены в таблице 1.1 приложения 1.

Заключение

Во время прохождения производственно-профессиональной практики на железнодорожном вокзале Сочи были получены практические навыки аналитической работы на предприятии, а именно расчет себестоимости услуг предоставляемых на вокзале.

Себестоимость продукции (услуг) является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Анализ производственных и финансовых показателей вокзала, выполненный по данным за 2012-2014 гг., показал, что данное предприятие имеет значительный экономический потенциал и возможности его увеличения.

Приложение 1

Расчет себестоимости пользования местом в комнате матери и ребенка на железнодорожном вокзале Сочи

Таблица 1.1

Исходные данные определения себестоимости пользования местом в комнате матери и ребенка на железнодорожном вокзале Сочи

Показатели

Величина показателя

Общая площадь помещения, м2


Количество обслуживающего персонала всего, чел

15

в том числе заведующая

1

Дежурный администратор

4

Уборщик производственных помещений

10

Тарифная ставка, руб.

 

Заведующей

1590

Дежурного администратора

1230

Уборщика

760

Коэффициенты, учитывающие выплату премий: - заведующей и администраторам

 1,3

- уборщикам

1,2

Коэффициенты, учитывающие доплату: - за выслугу лет

 1,15

- за работу в ночное время

1,13

36,6

Норма амортизационных отчислений на восстановление мебели, %

6,7

Расходы на текущее содержание и ремонт помещения, руб./месяц


Суммарная потребляемая мощность электроэнергии, кВт-ч/месяц


Стоимость 1 кВт-ч электроэнергии, руб.

0,7

Расход тепла на 1м3 помещения, Гкал/месяц

0,029

Стоимость 1Гкал тепла, руб.


Норма потребления воды пассажирами, м3/сутки

0,016

Норма потребления воды обслуживающим персоналом, м3/сутки

0,025

Норма расхода воды для уборки помещения м3/1м2 площади в сутки

0,0005

Стоимость 1м3 воды чистой, руб.

8,5

Стоимость 1м3 воды сточной, руб.

8,1

Расходы на материалы для уборки и других нужд 10руб./1м2 площади в месяц


Расходы на стирку белья, руб./месяц

3600


. Расчет фонда оплаты труда

·        Заведующей 1590×1,3+1590×0,15=2305,5 руб.

·        Дежурных администраторов (1230×1,3×1,13+1230×0,15)×4=7965,5 руб.

·        Уборщиков (760×1,2×1,13+760×0,15)×10=11445,6 руб.

Итого фонд оплаты труда 21716,6 руб.

То же с учетом отчислений на социальные нужды 29664,9 руб.

. Расчет амортизационные отчисления:

·        на восстановление помещения 17×640=10880 руб.

·        на восстановление мебели 600×103×0,067/12=3350 руб.

·        итого амортизационные отчисления 14230 руб.

. Расходы на текущее содержание и ремонт помещения 15×640=9600 руб.

. Расходы на электроэнергию 4500×0,7=3150 руб.

. Расходы на отопление и горячее водоснабжение 640×3×0,029×171=9521,3 руб.

. Расходы по водопотреблению и канализации

[(18×0,016+15×0,025+640×0,0005)×8,5+(18×0,0016+15×0,025+

+640×0,0005)×81]×30,5=506,9 руб.

. Расходы на материалы 10×640=6400 руб.

. Расходы на стирку белья 3600 руб.

Итого основных расходов 76673,1 руб.

Общехозяйственные расходы 29664,9×0,2=5933,0 руб.

Всего расходов 82606,1 руб.

То же с учетом НДС 82606,1×1,2=99127,3 руб. в месяц

Число обслуженных пассажиров в месяц 549

Себестоимость услуги 180,6 руб.

Список использованных источников

1.      Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. - М.: «Дело и сервис», 2008.

.        Авдеев В.Ю. Анализ себестоимости продукции / Audit-it.ru. - М.: 2008, № 12, с. 16.

.        Головина Т.А. Основные концепции оптимизации себестоимости продукции / Управленческий учет. - М.: 2007, № 4, с. 54.

.        Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия -М: Финансы и статистика, 2009 г.

.        Лебедев П.И. Анализ себестоимости / Финансы - М. : 2008, №10, с. 79.

.        Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

.        Методика экономического анализа промышленного предприятия (объединения). / Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. - М.: Финансы и статистика, 2008.

.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Издательство "Инфра-М". Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия: «Высшее образование»), 2007 г.

.        Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2011.

.        Юдина Л.Н. Анализ себестоимости и прибыли в системе «директ-костинг» / Финансовый менеджмент - М.: 2008, № 5, с. 38.

.        Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.

.        Технологический процесс работы железнодорожного вокзала Сочи.

Похожие работы на - Анализ экономической деятельности железнодорожного вокзала г. Сочи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!