Роль Ф.Ф. Ушакова в создании Черноморского флота

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль Ф.Ф. Ушакова в создании Черноморского флота

Содержание

Введение

Глава I. Роль Ф.Ф. Ушакова в создании Черноморского флота

Глава II. Проявление флотоводческого искусства Ф.Ф. Ушакова в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

§1. Тактика Ушакова в сражении при Фидониси

§2. Резервы Ушакова резерва в боях за Керчь и Тендру

§3. Атака Ушакова в битве при Калиакрии

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников и литературы

Введение

Федор Федорович Ушаков (1744-1817 гг.) является одним из самых известных российских флотоводцев второй половины XVIII столетия. Родившись в небогатой семье, будущий адмирал достиг высот исключительно благодаря своему недюжинному таланту, непоколебимости и личному мужеству. Взлет его боевой службы пришелся на важнейшие события в политической жизни России конца XVIII в., где Ф.Ф. Ушакову была уготована серьезная роль. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг., внеся немаловажный вклад в победу. Немало сил флотоводец потратил на создание Черноморского флота - опоры российской власти на Черном море. Адмирал также освобождал Ионические острова во время Средиземноморского похода 1798-1800 гг.

В этой связи тема курсовой работы представляется нам актуальной в современный период. После окончания затянувшегося кризиса времен распада СССР, для возрождения Российской Федерации, как прежде сильного государства, способного защищать свои интересы на мировой арене, особую значимость имеет восстановление и обновление Вооруженных сил. При этом серьезное значение придается созданию системы воспитательной работы для развития личности военного состава. С этой целью Правительством была составлена и издана 22 августа 2002 г. специальная Программа, по которой предполагалось перейти к единому воинскому воспитанию. Воспитание должно учитывать весь накопленный военный опыт, приобщать к ценностям, воспитывать любовь к Родине с ее многонациональным составом.

Жизнь и боевой опыт известных полководцев и флотоводцев должен быть примером, на который следует равняться будущим солдатам и матросам. Нами неслучайно было решено выбрать в качестве такого примера адмирала Ф.Ф. Ушакова. Он уделял особое внимание нравственному воспитанию своих подчиненных в специально написанных статьях на эту тему. Ф.Ф. Ушаков не допускал разброд среди матросов, пресекал пьянство строгими мерами. «Наистрожайше оное запретить, пьяных наказывать и тем усмирить и оное прекратить, а с господ командующих…делать строгое взыскание и понудить их к прекращению…таковых беспорядков». Он прививал русским матросам такие понятия, как честь, долг, патриотизм.

Целью данной работы является необходимость рассмотреть основные этапы становления Ушакова как величайшего флотоводца и показать его роль в создании Черноморского флота. Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи исследования: охарактеризовать деятельность Ф.Ф. Ушакова, стоявшего у истоков формирования и становления Черноморского флота, в Херсоне и в Крыму. Затем описать новаторские приемы Ф.Ф. Ушакова в сражениях Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. (битва при Фидониси, сражение при Керчи и Тендре, бои у мыса Калиакрия).

Объектом исследования являются такие события во внешней политике Российской империи XVIII в., как русско-турецкая война 1787-1791 гг. и создание нового военно-морского флота на Черном море.

В качестве предмета исследования необходимо рассмотреть деятельность адмирала Ф.Ф. Ушакова в вышеуказанных событиях второй половины XVIII в., изложить действия Ф.Ф. Ушакова, проводимые в Херсоне и Севастополе при строительстве кораблей флота, осветить применение новых тактических приемов в военно-морском флоте.

При написании курсовой работе нами использовались документы, содержащиеся в сборнике документов в 3-х томах «Адмирал Ушаков», изданном под редакцией капитана 1-го ранга Р.Н. Мордвинова. В книге опубликованы все документы и рапорты Ф.Ф. Ушакова, являющиеся ценным источником при изучении жизни и служебной деятельности адмирала. В частности, при описании успешных действий против чумы в Херсоне, проводимых Ф.Ф. Ушаковым, интересующая нас информация была почерпнута из «Докладной записки капитана 1-го ранга Ф.Ф. Ушакова с изложением мероприятий по борьбе с чумой среди морских команд в г. Хероне в 1783 г.».

Богатый информацией и малоизвестными фактами материал об участии флотоводца Ф.Ф. Ушакова в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. содержится в следующих документах той эпохи: «Дополнение Ф.Ф. Ушакова к предыдущему рапорту его М.И. Войновичу…», «Из извещения Г.А. Потемкина Черноморскому Адмиралтейскому правление о производстве Ф.Ф. Ушакова в контр-адмиралы», «Рапорт Ф.Ф. Ушакова Г.А. Потемкину о сражении в Керченском проливе…», «Письмо Екатерины II Г.А. Потемкину о заключении мира со шведами и с благодарностью Ф.Ф. Ушакову за победу над турками в Керченском проливе», «Рапорт Ф.Ф. Ушакова Г.А. Потемкину о полном разгроме турецкого флота у мыса Калиакрия». Об окончании войны свидетельствовал «Трактат вечного мира и дружбы, заключенный между Империею Всероссийскою и Оттоманской Портою в Яссах».

Содержательная информация о сражениях Ф.Ф. Ушакова во время Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. содержится в пособии для учителей Г.И. Оськина и И.Н. Марачева - «Изучение боевого прошлого нашей Родины».

В книге советского академика Е.В. Тарле содержатся биографические данные адмирала, дается краткий пересказ основных событий во время Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Е.В. Тарле удалось привлечь читателя не сухой констатацией фактов, а яркими образами, интересными эпизодами, мелкими деталями. Он использовал в работе документы и мемуары. Тарле обращает внимание на гуманное отношение адмирала к своим подчиненным матросам, организацию Ф.Ф. Ушаковым борьбы с чумой в Херсоне.

Не менее интересной является работа известного советского историка, председателя Союза писателей России В.Г. Ганичева. Он написал свою книгу «Ушаков», используя редкие архивные материалы. Следующим источником, на который мы опирались при написании работы, это статья А.Г. Сацкого, изданная в журнале «Вопросы истории» за 2002 г.

В 2003 г. вышла обширная работа известного исследователя В.Д. Овчинникова «Адмирал Ушаков и его время». Овчинников изучал военно-морское искусство России, ему принадлежат многие труды, статьи об Ушакове, изданные в «Военно-историческом журнале» и в Морском сборнике.

Глава I. Роль Ушакова в создании Черноморского флота

Федор Федорович Ушаков родился в феврале 1745 г. в мелкопоместной дворянской семье. Сведения о его месте рождения указываются по-разному. Одним из первых этот вопрос поднял Р. Скаловский: он указал, что родиной Ушакова является деревня Алексеевка Тамбовской губернии. Однако дальнейшие исследования показали несостоятельность данной версии. Были подняты архивные данные, по которым указывалось, что Ушаков родился в деревне Бурнаково Ярославской губернии. Отец Федора служил в Преображенском полку, но большой карьеры не сделал. У будущего адмирала были братья: Гаврила, Степан. Позже родились Дарья и Иван. Федор Ушаков получил хорошее образование, а в 1761 г. был рекомендован к поступлению в Морской шляхетский кадетский корпус. Учился прилежно, был одним из лучших учеников. После окончания кадетского корпуса в 1766 г. участвовал в переходе из Кронштадта в Архангельск на пинке «Наргин».

Это было его первое практическое плавание. В Архангельск «Наргин» доставил строительные материалы для находящихся там кораблей и продовольствие для экипажа, после чего пинк расположился на частных квартирах на суше. Весной «Наргин» двинулся в обратный путь, остановившись ненадолго у берегов Дании, где пополнил запасы питьевой воды. В 1767 г. он прибыл обратно в Кронштадт. После этого Ушаков был отправлен к опытному моряку С.К. Крейгу на судно «Три иерарха». Ушаков служил под его начальством как помощник вахтенного офицера. Служба дала ему большой практический опыт, знания, формировала в его характере лучшие качества.

Через некоторое время стало известно о начавшейся в 1768 г. войне с турками. Адмиралтейств-коллегия решила создать на прибрежных территориях Азовского моря парусно-гребную флотилию, которую собиралась использовать против неприятеля. Сама постройка должна была происходить на донских вервях в Воронеже, куда и был направлен Ушаков. Совместными усилиями были спущены на воду первые три прама - крупные плоскодонные артиллерийские парусно-гребные суда <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE>, двинувшиеся вверх по реке к Азову. Через несколько дней за ними устремились еще два прама, однако из-за внезапного падения уровня воды в реке они сели на мель, дожидаясь дальнейших распоряжений со стороны высшего командования. Приказ последовал незамедлительно: командующий флотилией контр-адмирал А.Н. Сенявин распорядился доставить прамы в Новопавловск.

После выполнения задания до 1772 г. Ушаков доставлял на транспортных судах в пункты назначения разные материалы для строительства кораблей, судовые снасти (тросы, цепи, прутки) для крепления рангоута, железо, лес. В 1772 г. под его командование отошел корабль «Курьер», на котором он плавал по водам Черного моря, бывал в Феодосии, Таганроге, Балаклаве. В Балаклаве Ушаков был назначен командиром «Модона» - одного из судов Азовской флотилии. В 1774 г. резко ухудшается ситуация в Крыму: на ее территорию для захвата Балаклавы проник турецкий десант, поддерживаемый местными татарами. Агрессивные действия со стороны Турции удалось пресечь, и в этом же году был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, предоставивший России право иметь флот на Черном море. Крым был признан независимой от Турции территорией.

После завершения русско-турецкой войны Ушаков был переведен на Балтийский флот, а в 1775 г. получил звание капитан-лейтенанта.

Для Российской империи особое значение имел выход в Черное море, имевший свое предназначение - быть южным окном России в Европу. Для утверждения там необходимо было иметь сильный военно-морской флот для защиты государственных интересов.

Во время царствования Екатерины II началось возрождение ослабевшего русского флота. Императрица в 1775 г. издала указ о начале строительства русского флота на Черном море. Для этого контр-адмиралу А.Н. Сенявину было поручено изучить Днепровский лиман, где предполагалось начать строительство верфи. Лиман должен был стать главной базой Черноморского флота. Начались поиски, и через год в районе Александр-шанца была заложена верфь. Возле нее был основан город-порт Херсон, названный на греческий манер. Руководил строительством кораблей на Черном море светлейший князь Григорий Потемкин. Сооружение военно-морского флота на Черном море тщательно скрывалось от зоркого взгляда Турции, которая не хотела иметь рядом сильного соперника.

Для строительства военных кораблей нужны были большие людские ресурсы, поэтому в Херсон и на верфи привлекались простые рабочие и солдаты. Началась активная колонизация приграничных территорий, строились крепости, города, дома. В город съезжался торговый люд, некоторые из них оседали там и оставались жить. Для них сооружались промышленные предприятия, осваивались земли для ведения хозяйства.

Строительство военно-морского флота получило толчок к дальнейшему развитию после присоединения к территории Российской империи независимого полуострова Крыма в 1783 г. Высшим командованием было принято решение о строительстве там новой базы для флота. База была заложена в Ахтиарской бухте. Туда намечалось отправить несколько кораблей из Херсона.

В Херсоне в это время был построен всего лишь один корабль «Св. Екатерина», но и он подлежал ремонту. Причины медленного строительства заключались в халатном отношении к этому местных чиновников и в том, что государство не могло полностью профинансировать этот затратный для государственного бюджета процесс. Назначенный на должность командира крепости Херсон Иван Ганнибал только присваивал себе деньги, данные на постройку военных судов.

Ситуацию в Херсоне так описывал Ф.А. Клокачев, сменивший И.А. Ганнибала: «...корабли нашел в малом построении, паче что еще и недостаточно к строению всякого звания лесов... В проезд же мой довольно количество видел лесов, разбросанных при речках в воде, из которых от давнего лежания без бережения много совершенно сгнило… Словом сказать, сей порт нашел и в бедном и в беспорядочном состоянии».

В Херсон было решено направить некоторое количество морских офицеров и рядовых для того, чтобы составить экипаж будущих херсонских кораблей. Они прибыли туда в августе 1783 г. В их числе находился Федор Ушаков, с первых дней службы зарекомендовавший себя как опытный служащий. Он имел богатый опыт в области строительства, обладал организаторскими способностями. Ушакову дали под командование один из строящихся кораблей под названием «Святой Павел».

Его служба на Черноморском флоте выпала на тяжелый период. Приграничные области Черного моря были плохо обжиты, на болотах и озерах сновали малярийные комары. В этих условиях Ушакову и остальным простым служащим приходилось работать, сооружать корабли, бороться с болезнями.

Осенью 1783 г. в Херсоне появилась эпидемия чумы. Ушаков срочно принял меры по противодействию болезни. Весь экипаж был выслан в степь и заселен в лагерь, где им соорудили палатки из камыша. Вся команда поделена на артели. Возле палаток были сделаны землянки. Перед лагерем Ушаков распорядился поставить козлы, на которых сушилось солдатское белье. Для больных были построены маленькие палатки, находящиеся на небольшом расстоянии от остального лагеря. Дальше всех находилась больничная палатка. Всех матросов следовало окуривать пороховым дымом, а их одежду развешивать на козлы, после чего ее обмывали в реке.

В докладной записке от 1784 г. Ушаков подробно описывает свои действия: «Перед палатками беспрестанно курился огонь для очистки, и служители над оным каждое утро и вечер окуривали все свое платье, кои на них в употреблении, а сами после окурки обмываясь уксусом в палатках потому ж делана подлежащая окурка и очистка, постели все каждый день из палаток выношены на ветр». В случае обнаружения болезни, человека изолировали от остальных, помещая в больничную палатку. Остальную артель проверяли, выселяли в другие палатки, после чего их вещи и палатки сжигали.

Контакт с командой других служителей строго воспрещался. За покупками съестных припасов и за водой ходили в сопровождении офицера. С местными жителями запрещалось разговаривать. Ушаков лично следил за исполнением приказов. Благодаря его контролю болезнь отступила и с 4 ноября 1783 г. не появлялась. Адмиралтейств-коллегия, узнав об успешной борьбе Ушакова с эпидемией чумы, отправила ему указ с благодарностью. За эти заслуги Ушаков удостоился ордена Владимира 4-й степени. Также он был переведен в чин капитана 1-го ранга.

После успешных действий против чумы Ушаков участвовал в достройке корабля «Святой Павел», оснащая его артиллерией, парусами и такелажем. Одновременно было начато строительство корабля «Слава Екатерины». По окончанию постройки суда в 1784 г. были выведены в море и направлены в Севастополь - небольшое поселение в Ахтиярской бухте, образованное после присоединения Крыма в 1783 г. в состав Российской империи. Свое название Севастополь берет из греческого языка. «Сэбастос» - это «высокий, священный», а «полис» означает «город».

Севастополь был основан как крепость и база военно-морского флота на Черном море. Это было стратегически удобное место для расположения морской базы. Контр-адмирал Ф.Ф. Мекензи, шотландец на русской службе, при осмотре Ахтиарской бухты, писал в донесении русскому командованию, что в Европе нет подобных аналогов. Он добавил, что бухта способна вместить большое количество военных судов.

Ушаков прибыл в Севастополь вместе с судами и сразу принялся за дело. Совместно с нанятыми греками-строителями он начал строительство домов, казарм, больниц, столовых для членов экипажей. Сажали на улицах деревья. Не было пресной воды, и для решения проблемы Ушаков организовал поиски воды. Вскоре она была найдена в пяти местах; началась прокладка водопроводных труб, но быстро прекратилась из-за нехватки средств. Велось также строительство порта, требовавшее колоссальных усилий. Несмотря на все трудности, город строился.

Прибытие Ушакова в Севастополь совпало по времени с принятием первого корабельного штата Черноморского флота. По этому штату Черноморский флот должен был состоять из двух 80-пушечных, десяти 66-пушечных линейных кораблей, восьми 50-пушечных, шести 32-пушечных, шести 22-пушечных фрегатов, пяти 12-пушечных судов и восьми транспортов с общей численностью личного состава 13 504 человека. Таким образом, юридически было закончено образование Черноморского флота.

Ф.Ф. Ушков наряду с другими выдающимися личностями стоит у истоков становления и развития Черноморского флота. Под его руководством строился Херсон, Севастополь - опорные пункты военно-морского флота России. Ушаков всегда внимательно относился к моральному духу бойцов, к их физической подготовке. Во время повальной эпидемии чумы в Херсоне он взял организацию карантина в свои руки и за короткий срок смог избавить город от этой напасти. В подобных ситуациях проявляются все качества и сущность человека. Ушаков же зарекомендовал себя как лидер, заботящийся о каждом матросе. Для них он организовывал наряду со строительными работами обучение морскому делу. Матросы весьма ценили своего прямого в суждениях наставника.

Глава II. Проявление флотоводческого искусства Ф.Ф. Ушакова в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

§1. Тактика Ф.Ф. Ушакова в сражении при Фидониси

ушаков война турецкий флот черноморский

В августе 1787 года Оттоманская Порта, тяготившаяся условиями невыгодного для нее Кючук-Кайнарджийского договора, объявила Российской империи войну. Турция не желала терять Крым, вошедший в состав России в апреле 1783 года.

После того, как эта новость в конце августа дошла до Херсона, контр-адмиралу Войновичу был дан приказ выйти в море с эскадрой и держать курс на Севастополь. Там эскадра должна была дожидаться дальнейших приказов. Сначала предполагалось, что командование начнет операцию против турецкой крепости Очаков, но оно медлило. Поэтому было решено дать свободу действий для флота.

Первое плавание Ф.Ф. Ушакова в море был неудачным. В 1787 г. состоялся выход Севастопольской эскадры в открытое море. Командование эскадрой поручили Войновичу. Перед флотом стояла задача: «учинить нападение на Варну и, истребив флот там стоящий, идти к Очакову». Недалеко от Варны эскадра попала под шторм. Русский флот понес огромные потери: корабль «Мария Магдалина» был занесен к проливу Босфор. У пролива он был взят турками. Другой фрегат найти не удалось. Сильно пострадал корабль «Святой Павел», которым командовал Ф.Ф. Ушаков: у него поломались мачты. Было сильное течение, которое несло корабль к кавказскому побережью. Спасения было ждать неоткуда, и лишь наскоро сооруженный парус на фок-мачте спас экипаж.

Следующий выход Севастопольской эскадры состоялся 18 июня 1788 г. К этому времени эскадра была полностью отремонтирована и улучшена. Перед ней стояла четкая цель: отвлечь флот неприятеля от осажденной русскими войсками крепости Очаков. Нельзя было допустить продвижение турецкого флота к берегам Крыма. Эскадрой командовал Войнович, а авангард находился в подчинении бригадира Федора Федоровича Ушакова. Он плыл на корабле «Святой Павел». Турецкий паша командовал флотом, в разы превосходящим флот русских. Однако он не решался на первый шаг, стараясь выбрать удобный момент для атаки. Войнович тоже побаивался дать бой, но опасаясь неудовольствия Потемкина, не мог ослушаться его. Прошло три дня, обе стороны не вступали в схватку, пытаясь выиграть ветер.

Наконец, 3 июля 1788 г. произошло решающее сражение, где Ф.Ф. Ушаков проявил свой талант и тактическое искусство. Бой произошел у острова Фидониси (Змеиный). Русский флот по своему вооружению значительно уступал турецкому, но затмевал своей выучкой и высоким моральным духом. Турецким флотом управлял капудан-паша Эски-Гасан. Его эскадра состояла из 17 линейных кораблей и 8 фрегатов. В распоряжении русского флота были два 66-пушечных корабля, два 54-пушечных и восемь 40-пушечных фрегатов. Главнокомандующим эскадры был нерешительный Войнович, Ф.Ф. Ушаков следил за авангардом. Зная трусость контр-адмирала, он добился того, чтобы в случае необходимости можно было взять ситуацию в свои руки и командовать всей эскадрой. Войнович часто советовался с ним, понимая, что его подчиненный гораздо искуснее него. Он писал Ушакову накануне битвы: « Если подойдет к тебе капитан-паша, сожги, батюшка, проклятого! Надобно нам поработать теперича и отделаться на один конец. Если будет тихо, посылай ко мне часто свои мнения и что предвидишь? Будь здоров и держи всех сомкнутых, авось избавимся».

Русский флот был выстроен левым галсом, а Гасан-паша построил свои корабли в две колонны. Отдав последние приказы, турецкая сторона направила свои главные силы на концевые корабли русской эскадры. Противник стремился всеми силами окружить слабый русский флот и разгромить его. Стало понятно, что арьергарду будет разбит еще до того, как авангард и корабли центра и придут на подмогу. У Ф.Ф. Ушакова было два варианта: совершить обход и ударить всей силой, либо отвлечь часть неприятельских кораблей на себя. В итоге он выбрал второй вариант и двинулся с авангардом навстречу врагу, намереваясь дать ему ближний бой, чем нарушал правила линейной тактики. Максимально сблизившись с противником и не давая возможности обойти свои корабли, он оказался даже ближе, чем сам арьергард. Против него послали 3 турецких корабля во главе с капудан-пашой. «Капитан-паша…поминовав немножко вперед моего корабля, поставил против оного из следуемых за ним 1 самый большой 80- и два 60-пушечные корабля, а сам с другими следующими передовами кораблями, прибавя все паруса, бросился с чрезвычайной скоростью, как лев, атаковать мои передовые фрегаты» - писал в рапорте Войновичу Ф.Ф. Ушаков. Авангард Ф.Ф. Ушакова стойко выдержал удар турок, ему удалось отразить нападение вражеской стороны и связать боем Эски-Гасана. Ушаков впоследствии вспоминал, что турецкий капитан дрался как тигр. Враг лишился командования, из-за чего среди экипажа началась паника. Потрепанные передовые турецкие корабли без приказа командования начали спешно отступать. Разъяренный Гасан-паша приказал ударить по своим бежавшим кораблям ядрами, но это не помогало. За ними вскоре устремился и корабль капудана-паши. Они покинули место позорного поражения и уплыли в устье Дуная.

Благодаря решительным действиям Ф.Ф. Ушакова, победа в битве при Фидониси была на русской стороне. И хоть она не принесла значительного вклада в будущую победу, надо сказать, что это была первая победа молодого Черноморского флота. Командуя лишь авангардом, он сумел взять командование в свои руки. Ф.Ф. Ушаков показал себя как талантливый флотоводец, блестящий тактик и сторонник активной морской стратегии. В битве у Фидониси Ф.Ф. Ушаков отказался от канонов линейной тактики, означавших, что каждый корабль при боевом построении должен становиться на свои ранее обозначенные позиции. Вести огонь он должен был только по одному объекту. У этой тактики были свои преимущества: порядок при боевом построении и сильная огневая мощь. Ф.Ф. Ушаков заметил недостатки, которые использовал против турецкой стороны. Руководствуясь законами линейной тактики, турки теряли маневренность и скорость, движение кораблей можно было предугадать. Ф.Ф. Ушаков, напротив, решил действовать непредсказуемо.

Он внимательно изучил и оценил во время своего первого серьезного сражения сильные и слабые стороны турецкого флота. Стало известно, что турецкие корабли и их артиллерия по качеству во многом превосходили русские, но боевая подготовка турков и их моральный дух оставляли желать лучшего. Наиболее подготовленными были флагманские корабли, представлявшие реальную угрозу. Команды других кораблей были лишены инициативы, управление возлагалось на единое командование. Учитывая все слабые стороны врага, основную задачу Ф.Ф. Ушаков видел в том, чтобы в быстром бою громить флагманские корабли противника, из-за чего нарушалось управление всем флотом. Далее нужно было довершать полный разгром. При этом Ф.Ф. Ушаков допускал инициативу со стороны командиров и флагманов. В бою он отличился своей внезапной и быстрой атакой, сближением с противником на дистанцию картечного выстрела. Близкое расстояние объяснялось необходимостью использования артиллерии всех калибров, вплоть до самого мелкого.

§2. Резервы Ф.Ф. Ушакова в боях за Керчь и Тендру

Через год после объявления Турцией войны России, начались ожесточенные боевые действия на море и на суше. В кампании 1789 г. на суше Потемкин вел наступление в Бендеры, знаменитый Суворов разбил турок под Фокшанами и на реке Рымник.

Севастопольская эскадра в это время бездействовала. Лишь в конце августа 1789 г. Ф.Ф. Ушакову дали приказ содействовать русской армии во взятии крепости Гаджибей, являвшейся главной базой турков после потери ими Очакова. Первоочередной задачей для Ф.Ф. Ушакова являлось отвлечение внимания турецкого флота от крепости. Он должен был вынудить турков выйти в открытое море, а Войнович - ударить по позициям неприятеля. Выполнить цель не удалось.

После провала операции, Ф.Ф. Ушаков получает приказ явиться на встречу с князем Г.А. Потемкиным. Встреча была запланирована в Яссах. «Светлейший решил формально лично возглавить Черноморский флот, отправив Войновича командовать морскими силами на Каспийское море. Ушакова было решено отблагодарить за верную службу повышением по службе. В извещении Потемкина Адмиралтейскому правлению говорилось: «Пожалованы: состоящие во флоте Черноморском бригадир и флота капитан Федор Ушаков в контр-адмиралы...». В Яссах Ф.Ф. Ушаков также получил план дальнейших действий. Предполагалось осуществить набеговую операцию на турецкие порты.

Она началась 16 мая 1789 г. г. Контр-адмирал Ушаков поднял свой флаг на корабле «Св. Александр Невский» и вышел в открытое море. Русская эскадра при приближении к вражеским позициям заметила береговые батареи, но не атаковала их, так как высшее командование строжайше запретило им вступать в крупные столкновения с турецкой стороной. Русской эскадре удалось уничтожить лишь несколько транспортных судов Турции, после она вернулась в Севастополь.

Некоторое время спустя русская разведка донесла о появлении турецких кораблей недалеко от мыса Херсонес. Русское командование немедленно отреагировало, и уже 2 июля флот вышел в море. Подойдя 8 июля 1790 г. к входу в Керченский пролив, флот встретился с турецкой эскадрой. Ветер дул в пользу турецкой стороны. По сигналу русский флот принял боевое положение. В распоряжении Ф.Ф. Ушакова были 5линейных кораблей и 11 фрегатов. Он также сформировал резерв, чтобы в нужный момент иметь под рукой свежие силы. Капудан-паша имел 10 линейных кораблей и 8 фрегатов. Сражение начала турецкая сторона, ударив по передним кораблям русской колонны, оставив в бездействии суда центра и арьергарда.

В Керченском сражении русские корабли под руководством Ф.Ф. Ушакова избрали новую маневренную наступательную тактику. Он приказал, чтобы самые сильные оставшиеся корабли, имеющие крупную артиллерию, соединились с авангардом, после чего двинулся вперед. Ветер дул в пользу русским кораблям. Ф.Ф. Ушаков, показывая пример, первым ринулся атаковать врага. Русские корабли находились в опасной близости от турецких фрегатов и использовали весь имеющийся пушечный огонь. Позже, Ушков писал в рапорте: «Авангард нашего флота усиливающееся нападение неприятеля выдерживал с отличной храбростию и жестокостию огня приводил его в замешательство…», - Жестокая битва продолжалась несколько часов. Наконец, в дело вступили свежие резервы, заранее сформированные контр-адмиралом. Находившиеся в резерве фрегаты ударили по двум флагманским кораблям турков, тем самым внеся сумятицу в общее командование. Смятенные турки в спешке покидали место сражения. Ф.Ф. Ушаков направил погоню за отступавшими кораблями. Дело шло к вечеру, и с наступлением темноты капудан-паше удалось скрыться в сумраке ночи. Русская эскадра отошла к Феодосии, где восстановила поврежденные суда, а позже отплыла в Севастополь.

В работе В.Д. Овчинникова содержится ценная информация о применении Ушаковым резерва в битве при Керчи. Он пишет, что на суше, в боевых действиях применение резерва было обычным делом. В морской военной практике этого не случалось никогда. Выступив как новатор, Ушаков сформировал из легких фрегатов резервный отряд, чтобы в случае необходимости обрушить свежие силы на противника. Отказавшись от канонов линейной тактики, он выстроил эскадру, не соблюдая назначенных мест. Во время преследования противника Ушаков занял место впереди своих кораблей, а не в центре, как того требовали правила «Линии». Особо энергично был атакован корабль капудан-паши, чтобы внести разброд в их ряды. Слаженно действовали русские моряки, превосходившие неприятеля силой духа и подготовкой.

За блестящую победу в этих битвах Ф.Ф. Ушаков был представлен к награде. Ему пожаловали орден Св. Владимира 2-ой степени. «Контр-адмиралу Ушакову великое спасибо прошу от меня сказать и всем его подчиненным» - писала Екатерина Алексеевна в сообщении к Потемкину.

Спустя некоторое время турецкий флот был замечен у берегов Крыма, затем он остановился между островом Тендра и Гаджибей. О постоянных перемещениях противника доносила разведка, так как Ушаков должен был знать местонахождение и планы противника. Утром 28 августа корабли русской эскадры двинулись навстречу турецкому флоту. Направление ветра было на руку Черноморскому флоту. Заметив приближение врага, турецкие корабли решили избежать боя и направились в сторону Дуная. Однако их концевые корабли отставали, создалась угроза их окружения. Поэтому турецким командованием было решено повернуть назад и вступить в бой. Ф.Ф. Ушаков в это время приказал эскадре строиться в боевом порядке. Был сформирован резерв. После этого контр-адмирал дал сигнал к атаке.

Его корабли, как и в предыдущих боях, приблизились к неприятельским кораблям на самое близкое расстояние и ударили всей мощью оружия. Основной удар был сосредоточен на турецких флагманских кораблях. По ним был нанесен концентрированный удар специально выделенным резервным отрядом. Корабли Ф.Ф. Ушакова вынудили турков в ужасе разбежаться.

С наступлением темноты русские суда прекратили погоню. На рассвете погоня возобновилась, так как турки за ночь не сумели уйти далеко. Турецкий корабль «Менки Бахри» сдался без боя. 74-пушечный вице-адмиральский корабль «Капитания» был взорван. Удалось захватить в плен восемнадцать офицеров и сотни матросов. Особо был ценен взятый в плен командир флота адмирал Сент-бей. Потери турок составили две тысячи человек. По сравнению с турецкой стороной, русские потеряли 21 человек.

«Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского Адмиральского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов. Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли командующего контр-адмирала и кавалера Ушакова», - так оценил одержанную победу Черноморского флота под руководством Ф.Ф. Ушакова Потемкин.

Тактика Ф.Ф. Ушакова, как и в предыдущих боях, и в сражениях при Керчи и Тендре была наступательного характера. Он не боялся отступать от канонов линейной тактики, действовал решительно и наносил молниеносный удар. Флотоводец давал свободу действий своим подчиненным. Он навязывал неприятелю бои и проводил их так, как считал нужным, одерживая безоговорочную победу. Большое значение в битве имело введение резерва, ударившего по передним флагманам противника и не позволившего вести нормальное командование эскадрой.


Одним из известных сражений Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. является битва у Калиакрии 31 июля 1791 г., в которой Ушаков в очередной раз продемонстрировал свою непредсказуемую тактику и вселил страх в сердца турок.

В кампании 1791 г. турецкий флот вновь появился в конце июня 1791 г. у берегов Крыма. Через несколько дней Ф.Ф. Ушаков с эскадрой вышел в море, намереваясь дать бой туркам, однако турецкое командование решило не вступать в сражение и постоянно уклонялось от битвы. Наконец, турецкие корабли повернули к румелийским берегам, а эскадра Ф.Ф. Ушакова вернулась в Севастополь, чтобы исправить полученные в бурном море раны.

Следующий выход Черноморского флота в море состоялся 29 июля 1791г. « По сходству повеления вашей светлости, июля 29 со флотом, мне вверенным, вышел я на море в числе шестнадцати кораблей, двух бомбардирских, двух фрегатов, одним репетичным, одним брандером и семнадцатью крейсерскими судами для поиска флота неприятельского и, продолжая плавание к румельским берегам, 31 числа усмотрел оный, стоящий на якорях в линии при Калиакрии против мыса Калерах-бурну под прикрытием сделанной на оном береговой батареи…»,- позже докладывал Ф.Ф. Ушаков в своем рапорте Григорию Александровичу.

Этот день был выбран очень удачно, так как у турков-мусульман был месяц Рамадан, и они, расслабившись, весело проводили время. Русский флот, заметив их, направился вперед так, чтобы оказаться между берегом и противником. Приблизившись к ним, российские корабли дали залп. Не ожидавший этого противник попытался сбежать. Некоторые турецкие корабли при сильном ветре столкнулись. У других кораблей ломались мачты. Турецкое командование с трудом выстроило флот в боевой порядок. Ф.Ф. Ушаков построил линию флота так, чтобы оказаться близко к неприятельской линии, после чего дал приказ атаковать.

Началась знаменитая баталия при Калиакрии 31 июля 1791 г., длившаяся несколько часов. После непродолжительной схватки был сбит корабль алжирского капитана Сеит-Али. Добить корабль не удалось, так как он отплыл назад и встал под защиту остальных судов. Вперед выплыло несколько кораблей и заняло позицию, на которой стоял Сеит-Али. Долго они не продержались - под мощным пушечным огнем русских долго сопротивляться не представлялось возможным. Турки начали отступать, и Ф.Ф. Ушаков дал приказ окружать противника и довершать разгром. Русские корабли неумолимо приближались к бежавшим в спешке кораблям Сеит-Али. Между тем корабль «Рождество Христово» спешил приблизиться к бегущему кораблю паши Сеит-Али. Паникующие турки ошибочно открывали огонь по своим же. Только с наступлением темноты и переменой ветра остаткам турецкой эскадры удалось скрыться. Вскоре Ушаков обнаружил турецкий флот и возобновил преследование. Турки спешно направлялись к Константинополю. Понимая, что дальше двигаться нельзя ввиду отсутствия безопасного убежища и крепчавшего ветра, Ф.Ф. Ушаков отдал приказ о возвращении.

Флотоводец Ф.Ф. Ушаков разгромил турок так страшно, что Саит-Али, алжирский паша, обещавший привести «Ушак-пашу» в Константинополь в железной клетке, едва унес ноги.

Битва при Калиакрии 31 июля 1791 г. явилась завершающим этапом Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и нанесла окончательный удар по вражеской стороне, от которого она не смогла оправиться. Турки были в панике. После своего поражения они были уверены, что «Ушак-паша» будет атаковать Константинополь. Все эти слухи нагнетали обстановку, не обошли и османское правительство, которое решило закончить войну мирным договором.

Подписание Ясского мирного договора состоялось в декабре 1791 г. Текст этого документа подтверждал «присоединение к Российской Империи Крыма и Тамана, и что границею есть река Кубань…обе договаривающияся Империи между собою согласилися и постановили, что между Империeю Всероссийскою и Портою Оттоманскою пребудет границею река Днестр». Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязалась не предпринимать каких-либо враждебных действий против грузинских земель. Таким образом, Россия получила выход к Черному морю, за который вела постоянные войны с Турцией на протяжении многих веков.

Необходимо отметить особый вклад Ф.Ф. Ушакова в победу в войне. В этом никто не сомневался. Такой прыти от контр-адмирала Сеит-Али не ждал. Ф.Ф. Ушакову удалось почти невозможное: пройдя между берегом и флотом неприятеля, он обошел турецкие корабли, отрезал их от берега, затем вступил в бой. Этот маневр впервые применил Ушаков. Лишь в 1798 году Нельсон повторил его у мыса Абукир и в Трафальгарской битве 1805 года.

Тактика, использованная Ушаковым, была серьёзным нововведением в теорию морского боя. Подобную тактику позже использовал Нельсон. Ушаков, зная недостатки линейной системы, решил отказаться от шаблонов и действовать быстро и расчетливо. Он никогда не отклонялся от битвы и вел ее самостоятельно, перехватывая инициативу из рук турецкого командования.

Заключение

В последнее время в российском обществе возрос интерес к отечественной истории. Именно к истории, к прошлому опыту наших предков, обращаются исследователи, надеясь найти ответ на интересующие их вопросы. Возрос интерес к личности Ф.Ф. Ушакова, человека сильной воли, на протяжении всей своей жизни служившего Отчизне. Перед подрастающим поколением должны быть подобные образцы, на которые следует равняться.

Итак, опираясь на намеченные задачи, нам удалось раскрыть и охарактеризовать новую маневренную тактику Ушакова в сражениях при Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии, относящихся к Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. До Ушакова военно-морской флот при выполнении боевых задач руководствовался устаревшими законами линейной тактики, смысл которых заключался в построении специальной линии кораблей во время сражения. Каждый корабль должен был находиться на заранее оговоренной позиции и вести огонь строго перед собой. При этом корабли неприятелей должны были находиться на достаточном расстоянии друг от друга. Это давало определенные преимущества, такие как сильный пушечный огонь, при котором была задействована вся артиллерия. Недостатками этой тактики являлись его предсказуемость, действия по шаблону, отсутствие инициативы у младших командиров.

Русский флот с самого начала своего развития действовал не по канонам «Линии», в этом отношении он опережал военно-теоретическую мысль европейцев. Ушаков развил эти идеи и в войне 1787-1791 гг. выступил новатором, показав совсем иную стратегию и тактику при ведении боевых действий на море. В ходе данных им сражений русско-турецкой войны второй половины XVIII столетия адмирал не старался соблюдать линию. Подходя на близкую дистанцию, он сосредотачивал основной удар на флагманских кораблях противника, где находилось единое командование. Не имея широкой инициативы, остальные корабли лишались лидера и начинали паниковать. Ушаков довершал разгром, устраивая погоню вслед за бегущими судами неприятеля.

Следующей нашей задачей было показать Ушакова как человека, стоящего у истоков создания Черноморского фота. К моменту его появления в Херсоне и Севастополе молодой русский флот представлял жалкое зрелище. Херсон и Севастополь были малозаселенными, везде росли сорняки, не было пресной воды. Ушакову предстояла сложная задача: обустроить в там мощный порт и крепость. Под его руководством началось строительство жилых домов для местных жителей, для личного состава. Строились больницы, лазареты, школы, промышленные предприятия. На работы привлекались люди из всей страны. Во время своей службы в Херсоне в 1783-1784 гг. Ушаков успешно справился с эпидемией чумы, подкосившей силы многих матросов. Взяв ситуацию в свои руки, он развернул масштабную деятельность: экипажу были выделены палатки, солдатская одежда развешивалась на козлах для сушки и для окуривания пороховым дымом. В случае распространения болезни матросов изолировали от остальных членов, предоставляя им отдельную землянку, находящуюся отдали от остального состава.

Во время пребывания Ушакова в Севастополе город заметно преобразился. Строился порт для кораблей Черноморского флота. Севастополь должен был стать надежной опорой Российской империи на юге.

Адмирал Ушаков удостоился высокой награды. За свою жизнь он получил более восьми орденов. В 1790 г. за особые заслуги в победе при Тендре российская императрица наградил его орденом св. Георгия 2-го класса. Это был очень ценный подарок, так как он давался только тем, кто был более высоких рангов, а Ушаков тогда был всего лишь контр-адмиралом. К тому же ему были выделены некоторые деревни в Могилевской губернии вместе с жившими там крестьянами.

После смерти флотоводца память о нем не угасла. Были отчеканены ордена и медали Ушакова, которые давались морякам, проявившим храбрость в Великой Отечественной войне. В честь великого флотоводца во многих городах в разное время были сооружены памятники. В 2013 году на греческом острове Закинтос <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%81>, у стен храма Святого Дионисия было проведено грандиозное мероприятие - установлен бронзовый бюст адмиралу. Именно Ф.Ф. Ушаков, по мнению жителей, заложил основы первого независимого греческого государства. Подобная церемония открытия бюста был проведена в Италии.

Глоссарий

Абордаж - сближение и сцепление атакующего судна с неприятельским для ведения рукопашного боя (в эпоху гребного и парусного флота).

Авангард - часть войск или кораблей, выдвинутая вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника.

Арьергард - тыл соединения, групп или отрядов кораблей, прикрывающих флот с тыла.

Береговая батарея - вид морской артиллерии, предназначенный для защиты военно-морских баз, торговых портов, промышленных и административных центров, расположенных в прибрежном районе, а также наиболее важных участков побережья и островов от нападения противника с моря.

Бизань-мачта - самая задняя мачта парусного судна.

Брандер - корабль, нагруженный легковоспламеняющимися либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов. Мог управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота.

Бушприт - горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна.

Гребной флот - состоял из военных кораблей (галер и др.), передвигавшихся при помощи весел. Паруса служили вспомогательным движителем.

Грот-мачта - судовая мачта, обычно вторая мачта, считая от носа судна.

Кильватерная колонна - строй кораблей, при котором они следуют на установленном между ними расстоянии (дистанции) в кильватерной струе, один за другим, иначе говоря, в кильватер друг другу.

Крейсер - класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие.

Галс - движение судна относительно ветра. Различают левый (ветер дует в левый борт) и правый (ветер дует в правый борт) галсы.

Линейный корабль - класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280-460 мм, с экипажем в 1500-2800 человек.

Линейная тактика - теория и практика подготовки и ведения боя в линейных боевых порядках при равномерном распределении войск (сил флота) по фронту, существовавшая в XVII-XIX веках.

Репетичный корабль - корабль, назначенный для репетования сигналов, то есть для их повторения вслед за поднявшим сигнал кораблем (обычно флагманом, на траверзе у которого зачастую держался репетичный корабль) для большей надежности и ускорения приема сигналов отдаленными кораблями.

Фок-мачта - первая, считая от носа к корме, мачта на судне с двумя или более мачтами.

Фордевинд - ветер, дующий прямо в корму корабля, попутный ветер.

Фрегат - военно-морской термин для обозначения класса военных кораблей, в соответствии с их основным назначением, конструктивным исполнением, мореходными качествами и тактико-техническими элементами.

Эскадра - оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.

Список использованных источников и литературы

Источники

. Докладная записка капитана 1-го ранга Ф.Ф. Ушакова с изложением мероприятий по борьбе с чумой среди морских команд в г. Херсоне в 1783 г. 1774. В кн.: Адмирал Ушаков: В 3-х т./ Под ред. Р. Н. Мордвинова. М. 1952. Т. 1.

. Ордер Ф.Ф. Ушакова контр-адмиралу Кумани о принятии строжайших мер к прекращению пьянства среди команд кораблей. 18 июнь 1798. - В кн.: Адмирал Ушаков: В 3-х т./ Под ред. Р.Н. Мордвинова. М. 1952, т.1.

. Дополнение Ф.Ф. Ушакова к предыдущему рапорту его М. И. Войновичу, излагающее соображения о тактике турок и своих действиях. 5 июль 1788. В кн.: Адмирал Ушаков: В 3-х т./ Под ред. Р.Н. Мордвинова. М. 1952, т.1.

. Из извещения Г.А. Потемкина Черноморскому Адмиралтейскому правлению о производстве Ф.Ф. Ушакова в контр-адмиралы. 27 апр. 1789. В кн.: Адмирал Ушаков: В 3-х т./ Под ред. Р.Н. Мордвинова. М. 1952, т.1.

. Рапорт Ф.Ф. Ушакова Г.А. Потемкину о сражении в Керченском проливе 8 июля 1790 г. 10 июль 1790. В кн.: Адмирал Ушаков: В 3-х т./ Под ред. Р. Н. Мордвинова. М. 1952, т.1.

. Письмо Екатерины II Г.А. Потемкину о заключении мира со шведами и с благодарностью Ф.Ф. Ушакову за победу над турками в Керченском проливе. 5 авг. 1790 г. В кн.: Адмирал Ушаков: В 3-х т./ Под ред. Р.Н. Мордвинова. М. 1952, т.1.

. Рапорт Ф.Ф. Ушакова А.Г. Потемкину о полном разгроме турецкого флота в сражении 31 июля 1791 г. у мыса Калиакрия. 5 авг. 1791 г. // Адмирал Ушаков: в 3-х т./ Под ред. Р.Н. Мордвинова. - М. 1952. Т. 1.

Литература

. Очерки истории СССР. Под ред. А.И. Барановича, Б.Б. Кафергауза, П.К. Лифиренко, Ю.Р. Клокмана, Е.Н. Кушевой. - М, 1953.

. Оськин Г.И., Марачев И.Н. Изучение боевого прошлого нашей Родины. - М.:, 1971.

. Тарле Е.В. Адмирал Ушаков на Средиземном море. Т.4. - М., 1963.

. Ганичев В.Н. Ушаков // Молодая гвардия. 1990. Вып. 712.

. Сацкий А. Г. Ф.Ф. Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3.

Интернет-ресурсы

. Гриднев. Война в Европе: «URL»: http://www.pravoslavie.ru/56009.html.

. Овчинников В. Д. Адмирал Ушаков и его время. // «URL»: http://www.read.in.ua/book89082/

. Трактат вечного мира и дружбы заключенный между Империею Всероссийскою и Оттоманскою Портою в Яссах в 29 день Декабря 1791-го года. // «URL»: https://ru.wikisource.org/wiki/Ясский_мирный_договор.

. Материал из Википедии. // «URL»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушаков,_Федор_Федорович.

. Войнович П. В. Воин под Андреевским флагом. «URL»: http://www.plam.ru/hist/voin_pod_andreevskim_flagom/p11.php.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!