Аркаим – памятник культуры эпохи бронзы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,05 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аркаим – памятник культуры эпохи бронзы

Алматинский университет энергетики и связи

Факультет информационных технологий

Кафедра социальных дисциплин










Семестровая работа №1

История Казахстана

Тема: Аркаим - памятник культуры эпохи бронзы


Выполнил: Зенченко Я.А.

БВТ-13-3

Проверил: Байдильдина С.Х.




Алматы, 2013

Содержание

Введение

1. Открытие Аркаима и начало исследований

2. Устройство протогорода

3. Для чего был построен Аркаим?

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность изучаемой темы в первую очередь связана с тем, что Аркаим - это относительно недавнее археологическое открытие, сделанное учеными всего лишь в 1987 году. При этом историческое значение этого памятника культуры эпохи бронзы сопоставимо по масштабу открытию городов Хараппы и Мохенджо-Даро, обнаруженных в Индии в 20-ых годах XX века, и Трои, найденной Генрихом Шлиманом в конце XIX века. Раскопки и исследования этих городов ведутся до сих пор, поэтому можно сказать, что изучение Аркаима находится лишь на самой ранней стадии научного исследования. Открытие Аркаима заполнило белое пятно в современных знаниях о культуре народов эпохи бронзы на территории Казахстана.

Научной литературы об Аркаиме в настоящее время относительно немного. Среди авторов научных трудов и статей можно выделить Здановича Г. Б., Здановича Д. Г., Быструшкина К. К., Иванова И. Л., Куприянову Е. В., Кириллова А. К., которые, являясь сотрудниками Челябинского государственного университета и лаборатории археологии Урало-Казахстанских степей Института истории и археологии УрО АН СССР, принимали непосредственное участие в раскопках и исследовании городища Аркаим.

Задачи работы:

)рассмотреть историю открытия Аркаима и проблемы первого этапа его исследования;

)изучить архитектурный план городища;

)представить основные гипотезы предназначения Аркаима.

1. Открытие Аркаима и начало исследований

аркаим памятник бронзовый век

Впервые Аркаим был обнаружен приблизительно в 1957 году военными картографами, и был нанесен на военные карты. Немногим позже он был обнаружен гражданскими картографами при проведении аэрофотосъемки, но те приняли этот «странный объект» за засекреченный военный объект. И лишь в июне 1987 года его обнаружил отряд Урало-Казахстанской археологической экспедиции.

В 1987-88 годах Большекараганскоя долина, в которой находится Аркаим, должна была стать дном крупного водохранилища, которое создавалось для межхозяйственной оросительной системы. В статье доктора географических наук И. В. Иванова «Аркаим - ландшафтно-исторический заповедник. Проблемы и феномены» говорится:

«Вторым феноменом Аркаима явилось создание заповедной территории, на которой ранее планировалось создание Большекараганского водохранилища и одноименной оросительной системы. Был составлен технически совершенный проект, удостоенный премии Минводхоза, возведено тело плотины, уложены трубы водоводов. Оставалось только перекрыть узкий участок русла, и началось бы заполнение водохранилища. Однако открытие археологического памятника Аркаим было оценено историками (среди них - академики Б. А. Рыбаков, бывший в то время директором Института археологии АН СССР, и Б. Б. Пиотровский, в то время директор Государственного Эрмитажа) как событие огромнейшего значения. Началась трехлетняя борьба за Аркаим общественности Челябинска и всей страны, поддержанная администрациями и Советами Челябинской области, Кизильского и Брединского районов, Президиумом Уральского отделения АН СССР (председатель академик Г. А. Месяц), руководством Ильменского государственного заповедника (директор А. Д.Гурьев). В конечном итоге судьбу заповедника решило то, что жители и руководители местных хозяйств, так ждавшие воды, осознали значение истории своего края, самоценность его природы и также выступили за создание заповедника.

В результате Совет Министров России в августе 1992 года принял постановление о прекращении строительства Большекараганской плотины, и был организован историко-ландшафтный музей-заповедник Аркаим - филиал Ильменского государственного заповедника»

Аркаим стал не просто историческим заповедником, но и природным. Ученые посчитали, что степь-лесостепь больше других ландшафтных зон к концу XX столетия пострадала от хозяйственной деятельности человека, а найти в наше время участок земли, где степь сохранила бы свою экосистему, просто невозможно. К тому же по мере изучения природы Аркаимской долины, оказалось, что она является уникальной как в геоморфологическом плане, так и в отношении флоры и фауны. Кроме того, доктор исторических наук Г. Б. Зданович пишет: «еще один немаловажный факт, убедивший нас в необходимости введения в долине заповедного режима - это большое количество прекрасно сохранившихся погребенных почв, среди которых есть горизонты, хорошо датируемые археологическими находками. Такие погребенные почвы предоставляют редкую возможность проследить в деталях изменение климата в конкретном районе Зауралья на протяжении целого ряда тысячелетий»

Позже в Аркаиме был устроен небольшой туристический цент, так как помимо археологов это место желают посетить многие. «Три-четыре тысячи экскурсантов, туристов-экстрасенсов, членов религиозных сект, людей, жаждущих знаний, а то и желающих исцеления, посещают заповедник ежегодно, в весенне-осенний период совершают паломничество на Аркаим <…> Научные сотрудники, археологи, историки и природоведы проводят экскурсии, беседы, показывают небольшой музей, устроенный в стационарном археологическом лагере. Всем уделяется возможное внимание и забота. Палаточный лагерь экскурсантов и паломников возникает летом у границ заповедника», - пишет доктор И. В. Иванов. Проект музеефикации "Аркаим - экополис - сити" удостоен сертификата Международной Академии архитектуры на Всемирном экологическом конгрессе в Рио-де-Жанейро в 1992г.

Уже первые исследования древнего городища принесли плоды. В уже цитировавшейся статье доктора И. В. Иванова пишется:

«Аркаим - центр древней культуры XVIII-XVI вв. до н. э. (т. е. 3800-3600 лет назад). Это город-крепость, город-мастерская литейщиков, где производилась бронза, это город-храм и обсерватория, где, вероятно, проводились сложные для того времени астрономические наблюдения. Последнее требует еще более веских доказательств и обоснований. Однако четкость городской планировки, наличие среди ее элементов значимых астрономических ориентиров позволяет проводить аналогию между Аркаимом и всемирно известной древней астрономической обсерваторией Стоунхенджем в Великобритании и сооружениями Роджемхими на Ближнем Востоке. Аркаим постепенно начинает признаваться в кругу специалистов родиной (прародиной) ариев, т. е. одним из центров мировой культуры. Высказано смелое предположение, что здесь, возможно, находится родина Заратустры (Зороастра) - одного из легендарных деятелей человечества»

Помимо прочего выяснилось, что Аркаим не был одиноким городом посреди лесостепи. Археологические разведки, дешифрирование аэрофотоснимков разных лет позволили выявить большую группу памятников, аналогичных аркаимскому комплексу, условно обозначенных как "Страна городов" (автор термина - доктор Г. Б. Зданович). Один из памятников этого круга - Синташта, открытый и изученный много раньше, значение которого не было ясным до открытия Аркаима.

Почвенная экспертиза показала, что Аркаим был заложен около 4000 лет назад, и что тогда экологические условия были относительно благоприятными. Однако, ко времени окончания функционирования города они ухудшились, произошла аридизация (усиление засушливости) климата, уменьшилась продуктивность пастбищ, оскудели и засолились грунтовые и поверхностные воды, высыхали и погибали леса, наступил экологический кризис. Завершающий этап функционирования протогорода (3500 лет назад) совпал с крупной экологической катастрофой - взрывом вулкана Санторин (многократно более мощным, чем известный взрыв вулкана Кракатау в 1893 году). «По мнению А. Г. Гаврилюка, следы санторинского взрыва фиксируются в виде вулканического пепла в слоях протогорода Аркаим. Необычные атмосферные явления, вызванные извержением вулкана, могли послужить устрашающими знамениями для древних людей и способствовать их уходу с Южного Урала. Аркаимцы, как о том свидетельствуют археологические раскопки, покинули свой "город" организованно. Он был, вероятно, подожжен с нескольких сторон, собраны и вынесены за пределы оборонительных стен все нужные вещи, в жилищах и на площади чисто, отсутствуют признаки паники», - пишет И. В. Иванов.

. Устройство протогорода

Именно архитектурное устройство Аркаима делает его таким удивительным. Дело в том, что он не был обычным поселением, хаотично застроенным жилищами. Аркаиму создавался по заранее продуманному плану, при четкой разметке местности и наличии какого-то макета. В этом убеждает пространственное решение всего комплекса сооружений и погребенный рельеф, оставленный древними строителями. Заранее предусматривались сочетания мелких и более углубленных частей жилых котлованов. По линии стен жилищ оставлялись возвышения из нетронутого материкового грунта, которые служили основанием для кладки сырцовых блоков. Тщательно, в соответствии с конструкцией будущего сооружения, снят верхний слой древней почвы под основанием оборонительных стен, вероятно, с расчетом на глубину промерзания грунта. Современные ученые никак не ожидали такого от жителей Урало-Казахстанский степей эпохи бронзы. Доктор Г. Д. Зданович в своей статье «Аркаим: арии на Урале, или Несостоявшаяся цивилизация» пишет об этом:

«Еще недавно казалось, что бронзовый век Урало-Казахстанских степей - достаточно хорошо изученная страница древней истории. Поселения и могильники середины II - начала I тысячелетия до н. э. были объединены в особую андроновскую культуру, в рамках которой выделены три культурно-хронологических этапа: федоровский, алакульский и замараевский [13]. Каждый из этапов отличался некоторым своеобразием глиняной посуды, наборов женских украшений, орудий труда и предметов быта. Алакульцы погребали своих умерших в грунтовых ямах в скорченном положении - в позе спокойно спящего человека. Федоровцы тела умерших сжигали, в могилу помещали пепел и, вероятно, "куклу" - набитую травой и соломой одежду, которая олицетворяла покойного. Над погребениями сооружались грунтовые и каменные конструкции. Их и сегодня можно увидеть в степи в виде курганов или каменных оград. Андроновцы жили большими семьями в крупных землянках, которые располагались на значительном расстоянии друг от друга и имели довольно свободную, "хаотичную" планировку.

Относительная бедность и погребений, и поселений приводила специалистов к выводу, что перед ними следы довольно архаичных коллективов с развитыми родовыми связями. Естественным было полагать, что в предыдущее время общество отличалось еще большей архаикой, а культура - примитивизмом»

Аркаим имеет два кольца оборонительных сооружений, вписанных друг в друга, два круга жилищ - внешний и внутренний, и центральная площадь. Обводная стена имела диаметр около 150 м и ширину по основанию 4-5 м. Сделана она из бревенчатых клетей размером примерно 3 х 4 м, забитых или, лучше сказать, залитых грунтом с добавлением извести. С наружной стороны клети были облицованы сырцовыми блоками, которые укладывались, начиная со дна рва, на всю высоту стены (глубина рва 1, 5-2, 5 м, высота земляной стены от дневной поверхности, по предварительным расчетам, не менее 3,5 м). С внутренней стороны к оборонительной стене вплотную примыкали торцы жилищ. Фактически оборонительная стена и торцовые стены построек составляли единое целое. В ряде случаев удалось надежно зафиксировать, что внутри обводной стены были небольшие помещения - ниши, которые соединялись между собой узкими переходами. Ниши нужны были, как представляется, чтобы создать бойницы для ведения подошвенного боя. Однако не исключено, что ниши использовались и как дополнительные хозяйственные или караульные помещения. Верх стены был усилен двумя параллельными частоколами бревен, промежуток между которыми заполнялся дерновыми пластами.

Длинные стороны жилых сооружений расположены строго радиально по отношению к дуге оборонительных укреплений. Выходы жилищ внешнего круга обращены к единственной кольцевой улице, которая проходила через все поселение параллельно стене цитадели. Ширина улицы 5,5 - 6 м. В древности она была покрыта деревянным настилом. Между улицей и домами располагались небольшие дворики, длина которых соответствовала размеру торцовой стены дома, а ширина колебалась от 2 до 5 м. Дворики были отгорожены от деревянной мостовой забором, сооруженным из грунтовых блоков, иногда в сочетании с вертикально вкопанными столбами.

По середине улицы (в древности - под мостовой) по всей ее длине шел ровик глубиной 1,2-1,5 м, при ширине 1,5 м. Стенки ровика, во всяком случае их верхняя часть, также были облицованы деревом. Примерно через каждые 30 м на дне ровика прослеживаются глубокие ямы, которые пробивали глину и доходили до природного слоя гравия. Направление стока, ориентированного на ямы, неоспоримо свидетельствует, что ровик являлся составной частью хорошо продуманной системы ливневой канализации.

Поселок имел четыре входа, обращенных на ЗСЗ, ВЮВ, ССЗ, ЮЮВ. Главный, западный, вход отмечен разрывом (в 40 м) кольца внешней стены. Стена и ров резко поворачивают в глубину поселка, смыкаясь с конструкциями цитадели.

Конструкция северо-западного входа оказалась довольно сложна. Обводная стена и ров делают прогиб, обращенный внутрь поселка примерно на 7-8 м. Однако на участке наибольшего излома ров не прерывается а, наоборот, становится и шире, и глубже. А по другую сторону рва, со стороны поселения, сохранился мощный фундамент башни, которую с полным основанием можно назвать "надвратной". В общем - это ложный вход. И чужестранцы, не знакомые с местной фортификацией, устремившиеся в прогибы стен в поисках прохода в крепость, могли попасть под град стрел, которые бы летели с трех сторон, да еще при хорошо продуманной системе навесного и подошвенного боя.

Подлинный вход археологи обнаружили с торца западного отрезка оборонительной стены, где стена и ров делали резкий поворот на юго-восток. Здесь ров прерывался на ширину 2,5-3 м. Этот проход совпадал со входом в коридор, который был проложен внутри оборонительной стены. Фактически это был туннель, построенный в виде лабиринта. Первоначально он имел ширину 1,5 м, затем расширялся до 3 м, потом снова сужался выступом внешней стены. Только преодолев этот участок, можно было попасть на открытую и более или менее свободную площадку у основания предвратной башни. С трех сторон площадка была ограничена стенами, а с одной -обращена к широкому проходу, ведущему вдоль радиальной оборонительной стены на круговую улицу. Однако по этому проходу можно было передвигаться только в том случае, если бы он был перекрыт деревянным настилом. В реальности это была система крупных углублений, по своему назначению, вероятно, соответствующая скрытым "ловчим" ямам средневековых крепостей.

В процессе раскопок на поселении вскрыты 29 жилищ: 17 во внешнем кольце, 12 - во внутреннем (геофизическими методами установлено, что всего во внешнем круге было 35 жилищ, во внутреннем 25). Это крупные трапециевидные в плане здания длиной от 16 до 22 м и площадью от 100 до 180 кв.м. Стены жилищ представляли собой два параллельных ряда столбов, обшитых плахами и находящихся на расстоянии около метра друг от друга.

Создатели "города", планируя его элементы, руководствовались единой идеей, которую можно назвать идеей центризма. Точка схода для всех сооружений в Аркаиме расположена на площади в цитадели. К этой точке обращены осевые линии зданий, улицы, выходы из жилищ. Конструкция главных ворот, решенная с учетом всех законов планиметрии, обращена центральным углом к той же точке.

. Для чего был построен Аркаим?

Есть мнение, что Аркаим - это так называемая «пригоризонтная обсерватория», иначе говоря, обсерватория Солнца и Луны. В такой обсерватории астрономы наблюдали за Солнцем и Луной, не имея под рукой каких-либо сложных приборов. Суть в том, что наблюдая за восходом Солнца ежедневно видно, как каждый день точка, в которой восходит Солнце, сдвигается. В течение полугода эта точка двигается к северу, а следующие полгода - к югу. Таким образом, древние астрономы могли составить точный календарь солнечного года. Параллельно они пытались создать календарь лунного года. Однако, это сложнее, потому что, в то время как солнечный цикл длится ровно один год, а сектор горизонта, в котором происходит восход, ограничен, лунный цикл длится около девятнадцати лет, а траектория движения Луны по небосводу на много сложнее траектории движения Солнца.

Доктор Г. Б. Зданович писал об этом:

«Не делая окончательных выводов, хотелось бы сказать еще об одном возможном назначении Аркаима. В 1990 году здесь впервые проводились археоастрономические исследования. Не случайно в качестве аналога был выбран Стоунхендж: у обоих памятников кольцевая структура, близкие размеры, почти одинаковая географическая широта (Стоунхендж - 51°1 Г: Аркаим - 52°39') [ 18]. Учитывались также строгая, сложная геометрическая архитектура Аркаима и его особое расположение: в чашеобразной долине с рельефным горизонтом.

Археоастрономические исследования весьма трудоемки и займут целый ряд полевых сезонов. Однако уже сейчас специалисты утверждают, что внутренний круг Аркаима мог использоваться как универсальная солнечно-лунная обсерватория. Ее структура и конструкция независимы от "английской традиции" и базируются на многовековой астрономической культуре местного населения»

Так же доктор Г. Б. зданович делал предположения, что Аркаим может быть храмом, в котором проводились какие-либо религиозные обряды, или местом, где обсуждались решения каких-либо проблем, или крепостью для защиты от врагов.

«Это одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок.

Думаю, что на Аркаиме каждая малая семья и семейная община имели свои "комнаты" и дома, свою "прописку", но поселялись здесь на какой-то относительно короткий срок в году, на время ритуальных праздников или решения каких-то других жизненно важных проблем. По предварительным подсчетам, на территории поселения могли свободно разместиться до 2,5 тысяч человек»

Заключение

Аркаим является не просто памятником эпохи бронзового века, но и историко-ландшафтным заповедником. Это одно из немногих мест, в лесостепной зоне, экология которого не тронута человеком. Так же это место посещаемо большим количеством туристов, которые посещают его по разным причинам. Исследования города показывают, что Аркаим может быть прародиной арийской культуры, и, возможно, родиной самого Заратустры.

Архитектура города тщательно спланирована. Устройство города позволяет обороняться от возможных врагов, фактически - это идеальная крепость. Так же Аркаим можно использовать в качестве пригоризонтной обсерватории. Особенно интересно, что имелась продуманная система канализации.

Есть мнения, что Аркаим использовался как пригоризонтная обсерватория, защитная крепость, или как место для проведения религиозных обрядов. На территории городища одновременно не проживало большое количество людей, значит его вряд ли можно назвать полноценным городом. По архитектуре его сравнивают со Стоунхенджем, а по возрасту называют «дедушкой Трои».


)Зданович Г. Б. Аркаим - Исследования. Поиски. Открытия. - Челябинск, 1995.

)Зданович Г. Б. Аркаим и Страна Городов. Археологические очерки. - Челябинск: Крокус, 2003.

)Аркаим - Древний город Ариев. Сакральные места Аркаима. -Челябинск: Центр Круг Аркаима, 2009.

)Быструшкин К. К. Феномен Аркаима. Космологическая архитектура и историческая геодезия. - Белые Альвы, 2003.

Использованные сайты

)#"justify">)#"justify">)#"justify">)#"justify">)#"justify">)http://www.ufostation.net/readarticle.php?article_id=27

Похожие работы на - Аркаим – памятник культуры эпохи бронзы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!