Власть и лидерство в концепции менеджмента

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Власть и лидерство в концепции менеджмента

Введение

Самая большая ценность в любой организации, на любом предприятии представлена людьми, чье поведение является для управления  непредсказуемым.

Система управления традиционно держится на лидерах, менеджерах, которые способны не только эффективно выполнять свои непосредственные задачи, но и служить примером, вдохновителем, истинным лидером коллектива.

Очевидно, что из-за различия в психологии все руководители придерживаются различных стилей, тем не менее, выделены определенные концепции, системы, принципы, способствующие структурировать информацию о системах управления, методах, стилях.

В данной работе акцент будет сделан на лидерстве, власти, несмотря на то, что понятия кажутся близкими по духу, между ними существуют существенные отличия, которые можно проследить в системе менеджмента.

Объект исследования: теория менеджмента.

Предмет исследования: власть и лидерство в менеджменте.

Цель реферата: изучение власти и лидерства в концепции менеджмента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Охарактеризовать понятие и виды власти, баланс власти.

. Рассмотреть понятие и концепцию лидерства.

. Представить стили управления.

. Изучить процесс ослабления власти на современном этапе.

Реферат состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

. Понятие и виды власти в менеджменте. Баланс власти. Власть поощрения, власть принуждения, власть эксперта. Ослабление власти руководителя в современных условиях

Власть - означает способность (возможность) влиять на поведение других людей, с целью подчинить их своей воле.

Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.

Основные виды власти представлены:

Властью, основанной на принуждении. Влияние через страх.

Властью, основанной на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.

Харизматической властью. Данный тип власти характеризуется слепой верой в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).

- Законной властью - исполнитель верит, что у руководителя есть право отдавать приказы. В ее основе лежат традиции. Может вредить организации <#"882077.files/image001.gif">

Рис.1.1. Модель Блейка - Мутона [11, c. 167]

Пункт 1.9. представлен клубным управлением (социальным руководством). Руководитель сосредоточен на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, что уделяют особое внимание потребностям и нуждам  своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.

Пункт 9.1. представлен авторитетом - подчинением. Руководитель крайне заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна именно для менеджеров, что во главу угла ставят заботу о производстве и ими почти не реализуется никакая социальная деятельность.

Пункт 5.5. представлен организацией (производственно-социальным управлением). Руководителем достигается приемлемое качество выполнения заданий, находится баланс эффективности и хорошего морального настроя. Этой позицией характеризуется тип руководителя, умело сочетающий заботу о людях с заботой о производстве.

Пункт 9.9. представлен командой. Из-за усиленного внимания к подчиненным и эффективности, руководителю удается добиваться того, что происходит сознательное приобщение подчиненных к целям организации. Что позволяет обеспечить и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует тип руководителя, одинаково бережно относящийся как к людям, так же и к возглавляемому им производству.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, у подобного руководителя сочетается в себе высокая степень внимания к своим подчиненным и подобное же внимание к производительности. Ими также было осознано, что существует множество видов деятельности, где трудно однозначно и четко  выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям помогает всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, увеличивая эффективность своей работы. [11, c. 174]

Успех стиля управления можно оценивать по критериям представленным:

воздействием на прибыль и издержки;

реализацией задач при разработке продукции;

реализацией задач организации;

реализацией задач в управлении персоналом (продолжительностью отсутствия, удовлетворенностью работой, готовностью к перемене работы, чувством собственного достоинства, творческими качествами, инициативностью, готовностью к учебе).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать факторы, представленные:

личными качествами (представлениями о самосознание, ценностях, коренной позицией, отношением к риску, ролью личных мотивов, авторитетов, творческого и производственного  потенциала, уровня образования);

 зависимостью от предстоящих задач (содержанием творческих или новаторских элементов, степенью сформулированности, наличием опыта их решения, происходит их решение планово или как внезапно возникающих, обязаны ли выполняться индивидуально или в группе, давлением сроков);

организационными условиями (степенью жесткости оргструктуры, децентрализованным и централизованным  решением задач, количеством инстанций принятия решения, четкостью путей связи и информации, степенью контроля);

условиями окружающей среды (степенью стабильности, условиями материального обеспечения, социальной безопасностью, господствующими общественными ценностями и структурами). [2, с. 213]

Способ реализации поставленных задач можно характеризовать как стиль руководства. Выделяют три ставших классическими стиля руководства, что в 30-е гг. ХХ в. были предложены Курт Левин. Они представлены:

авторитарным, или директивным;

либеральным, или попустительским.

Авторитарный стиль основывается на предположении, что все люди по природе ленивы, не любят брать на себя ответственность, и управление ими должно основываться на деньгах, угрозах и наказании. Ему характерна высокая централизация руководства; единоначалие в принятии решений; жесткий контроль за деятельностью подчиненных. Сотрудники являются исполнителями приказов, причем они получают минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.

Методы руководства представлены: распоряжениями, приказами, выговорами, замечаниями, угрозами, лишениями льгот. Общение с сотрудниками характеризуется использование четкого языка, неприветливого тона, резкости, нетактичности; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.

Демократический стиль характерен стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между подчиненным и руководителем. Руководителем обсуждаются с сотрудниками и заместителями  наиболее важные производственные проблемы, стимулируется их инициатива, информируется коллектив. Общение вежливое и доброжелательное. Создается благоприятный психологический климат. [5, с. 98]

Для либерального стиля характерна минимальная степень участия руководителя в управлении коллективом. Таким руководителем пускается дело на самотек, он действует от случая к случаю или когда оказывают давление “сверху” или “снизу”. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения проблематичного дела, переложить свои функции и ответственность на других. Никогда не критикует начальство.

Подчиненные предоставлены сами себе, их работа контролируется редко. Общение с подчиненными руководитель ведется конфиденциальным тоном, характерны уговоры и налаживание личных контактов. Критику терпит, соглашается, но ничего не предпринимает. Такой стиль руководства может быть оптимальным только при некоторых обстоятельствах: в творческих коллективах, либо когда есть неформальный лидер, который фактически управляет коллективом.

Если говорить о то, стиле, по мнению большинства зарубежных специалистов, эффективным стилем управления является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны черты, представленные:

) постоянными совещаниями руководителя с подчиненными;

) открытостью в отношениях между руководителем и подчиненными;

) вовлеченностью подчиненных в разработку и принятие организационных преобразований;

) делегированием руководителем подчиненным ряда полномочий, прав;

) участием рядовых работников как в планировании, так же и в совершении организационных преобразований;

) созданием особых групповых структур, которые наделены правом самостоятельного принятия решений;

) предоставлением работнику автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Заключение

Стиль управления является типичной манерой и способом поведения менеджера.

Успех стиля управления можно оценивать по критериям представленным:

воздействием на прибыль и издержки;

реализацией задач при разработке продукции;

реализацией задач организации;

Черты личности идеального руководителя представлены:

Стилем мышления - умением мыслить перспективно, проблемно, нешаблонно, системно, оперативно и т.д.

Умением совершать деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так же и партнера по общению.

Достоинством и высокой ответственностью во всех делах.

Высокой работоспособностью, регулярным стремлением быть лучшим и делать все лучшим образом.

Умением организовать работу коллектива чтобы достичь поставленные цели.

В итоге, важно заметить, что как универсальный «правильный» стиль руководства выделить невозможно: в различных ситуациях необходим различный подход. «Руководитель, что хочет работать как можно эффективнее, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства. Он обязан научиться пользоваться разными методами и стилями  влияния на людей и выбирать наиболее эффективные именно для конкретной ситуации. Руководитель обязан уметь вести себя гибко в зависимости от требования реальности». Трудно выработать стиль деятельности, способный удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может привести к радикальному изменению его отношения к производственным ситуациям. При понимании возможного многообразия причин и способов управления, одновременного и ясного  гибкого видения проблем, возможно сделать руководителя свободнее, а его деятельность успешнее. Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность именно для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные дела в некотором, свойственном только ему стиле работы.

Список использованной литературы

Брэдик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2014. - 421 с.

Завлина П.Н., Казанцева А.К. Менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2014. - 177 с.

Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2014.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Минск.: Новое издание, 2012. - 256 с.

Коробейников О. П. Оценка стиля и имиджа  менеджера// Менеджмент в России и за рубежом.-2013.-№ 4. - 47 с.

Похожие работы на - Власть и лидерство в концепции менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!