Введение в профессию менеджера по логистике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,51 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение в профессию менеджера по логистике

Содержание

Введение

. Функции менеджера по логистике

. Виды транспорта. Преимущества и недостатки различных видов транспорта

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день, специалисты по логистике востребованы в разных областях: в транспортных и производственных компаниях самых разных сфер деятельности (строительство, медицина, торговля). Транспортные логисты составляют оптимальные маршруты для грузоперевозки товара. Складские логисты обеспечивают правильную работу склада. Основная задача логиста торговой организации организовать доставку товара в нужное место, к определенному времени, с минимальными затратами. Профессия логиста входит в список десяти самых востребованных профессий ближайшего будущего.

Менеджеры по логистике - это экономисты, управленцы, снабженцы. Они должны организовать закупку, транспортировку, хранение и сбыт продукции, причем по возможности без потерь. С другой стороны, логисты должны обладать серьезной математической и компьютерной подготовкой. Ведь они обязаны рассчитать наиболее оптимальные схемы доставки и складирования товаров. Кроме того, логисту необходимо иметь представление о той отрасли материального производства, которую обслуживает его фирма или предприятие.

Транспортировка, в свою очередь, - это процесс перемещения продукции (или людей) в пространстве посредством транспортных механизмов (машин). Поскольку транспортировка осуществляется с участием людей, поэтому процесс перемещения является одновременно и процессом труда. В ходе перемещения передвигается сам продукт как результат ранее затраченного труда, т. е. как стоимость. В результате процесса труда, осуществляемого работниками в процессе транспортировки, стоимость перемещаемого продукта дополнительно возрастает на величину транспортных расходов. Перемещение грузов (и людей) как полезный результат процесса человеческого труда является транспортной услугой. Как рыночная деятельность она есть определенного рода товар, который имеет рыночную цену, транспортный тариф, поскольку устанавливается не за единицу товара, а за ту или иную единицу транспортной работы. На рынке транспортных услуг имеются свои продавцы (транспортные организации), покупатели (владельцы грузов) и профессиональные посредники в лице, например, организаций транспортной экспедиции.

Перевозка грузов осуществляется видами транспорта, исходно различающимися в зависимости от вида природной среды, в которой осуществляется процесс перемещения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб, по которым перемещается поток грузов, может относиться к любому перечисленному виду транспорта).

Цель подготовки контрольной работы - освоение теоретических вопросов в рамках программы изучения учебной дисциплины.

Задачи контрольной работы:

изучить функции менеджера по логистике;

рассмотреть виды транспорта, а также их преимущества и недостатки.

1. Функции менеджера по логистике

менеджер логистика грузоперевозка маршрут

Прежде всего, важно будет отметить тот факт, что спрос на специалистов в сфере логистики возник в России в последние 10 лет. Отечественные работодатели, подавая заявки в кадровые агентства, зачастую сужают функциональную сферу деятельности логистов, требуя знаний и навыков всего в двух сферах - растаможивании и транспортировке грузов. Отсюда и заблуждение менеджеров по персоналу, что логист - это работник, выполняющий только функции по растаможиванию и транспортировке.

Руководство логистических компаний видит причины отсутствия однозначного представления о должностных обязанностях логистов в том, что:

) трудно найти необходимую информацию, дающую полное представление о логистике как специальности;

) российский бизнес-менталитет все еще сопротивляется выделению логистики в отдельное направление из сфер материально-технического снабжения, сбыта и транспортировки, а поэтому более охотно приемлет логистику как деятельность в сфере растаможивания и перевозки.

Менеджерам по персоналу, прежде чем составлять функциональную характеристику должности логистика, целесообразно обратиться к понятию логистики как науки и как вида деятельности. В учебных пособиях и программах учебных курсов преобладают следующие подходы к определению логистики:

это деятельность по рациональной организации производства и распределения;

это совокупность различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и в заранее установленном месте, в котором появилась потребность в этой продукции;

это деятельность по планированию, организации, управлению, контролю и регулированию движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя;

это управление процессами физического распределения продукции в пространстве и во времени;

это деятельность по интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой, и их необходимому информационному обеспечению;

это деятельность по планированию, управлению и контролю поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока.

Можно привести еще десяток определений понятия «логистика», однако суть их сводится к следующему: менеджер по логистике - это специалист, занимающийся планированием и управлением движением материальных и информационных потоков.

Классификацию логистического персонала специалисты проводят по различным основаниям.

Так, по уровням руководства выделяют:

высший персонал - директор по логистике, заместитель генерального директора по логистике, управляющий подразделением логистики, главный менеджер по логистике, координатор по логистике;

средний персонал - начальники отделов логистики, закупок, сбыта, продаж, транспортировки, экспедирования, маркетинга, заведующий складом и т.д.;

операционный персонал - водители, экспедиторы, кладовщики, грузчики, приемщики и т.д.

По объему и характеру менеджмента выделяют следующие типы менеджеров по логистике:

менеджер, занятый в логистической системе управлением одним из видов функциональных действий (составляющих бизнес-процесс). Таким, как, например, закупка, транспортирование (в т.ч. внутреннее перемещение), складирование, управление материально-техническим обеспечением и контролем запаса;

менеджер, занятый координацией и управлением несколькими различными функциональными действиями.

Целесообразно привести наиболее распространенный перечень функциональных/должностных обязанностей менеджера по логистике. Итак, менеджер по логистике:

. Управляет логистикой (обеспечивает составление логистических прогнозов и планов; координирует проведение работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии; рассчитывает затраты на логистику, разрабатывает бюджет на логистику и обеспечивает его соблюдение; организует работы по созданию и внедрению логистических информационных систем).

. Управляет материально-техническим снабжением и закупками (разрабатывает планы закупок; координирует поиск поставщиков; руководит анализом условий договоров поставок и надежности поставок; обеспечивает составление и своевременное размещение заказов у поставщиков; координирует заключение договоров с поставщиками; принимает участие в определении видов и сроков платежей по заключенным договорам; организует взаимодействие с поставщиками; обеспечивает составление отчетов; анализирует выполнение заказов и результаты поставок).

. Принимает участие: в планировании производства продукции; в управлении производственными процессами; в обеспечении качественного и своевременного производства продукции; в разработке и внедрении мер по сокращению производственного цикла и оптимизации затрат на производство; в проведении организационных мероприятий по сертификации и регистрации продукции.

. Управляет запасами (анализирует планы производства и отчеты по их выполнению; планирует объемы запасов, необходимых для непрерывного производства с увязкой с затратной базой на хранение и обслуживание запасов; координирует работы по расчетам затрат на формирование и хранение запасов, расходов на приобретение, на эксплуатацию мест хранения (аренда, платежи за энергоснабжение, пр.), текущее обслуживание (хранение, инвентаризация, внутреннее перемещение), страхование; оценивает затраты и издержки на запасы; проектирует и применяет системы управления запасами; моделирует схемы управления запасами; разрабатывает методы учета, оценки и моделирования запасов; координирует инвентаризацию запасов; контролирует состояние запасов.

. Организует складскую деятельность (определяет типы, месторасположение и размер складов, необходимых для хранения материально-технических ресурсов и готовой продукции; определяет виды складского оборудования и производит расчеты его оптимального количества; рассчитывает затраты на складскую деятельность; координирует складской технологический процесс (поступление материально-технических ресурсов и продукции на склады, проведение погрузочно-разгрузочных операций, приемку-передачу ресурсов и продукции на склады, обеспечение необходимых режимов и условий их хранения на складах); оптимизирует процессы перемещения ресурсов и продукции внутри предприятия; разрабатывает методические указания по организации складского учета).

. Управляет распределением продукции (разрабатывает и организует каналы распределения; организует расчеты эффективности использования каналов распределения; определяет условия отгрузки продукции (из цехов, с производственных складов, складов готовой продукции, пр.); управляет продажами (координирует работы по составлению прогнозов и планов продаж, принимает заказы на поставки, пр.); осуществляет контроль за выполнением необходимых объемов, сроков и условий поставок, а также за качеством обслуживания потребителей; координирует работы по приемке и размещению возвращаемой продукции, отправки ее на доработку).

. Управляет транспортировкой товаров, определяет перевозчика грузов, исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций и наиболее оптимальных видов транспорта (в соответствии со стандартами на условия транспортировки отдельных видов грузов), транспортных тарифов, технико-эксплутационных, экономических и стоимостных показателей перевозки; определяет методы и схемы оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов; обеспечивает заключение договоров на перевозку, транспортно-экспедиционное и иное обслуживание, связанное с транспортировкой грузов; разрабатывает планы перевозок; организует технологический процесс перевозки (передача грузов перевозчикам, контроль за доставкой грузов грузополучателям, координация погрузочно-разгрузочных работ); обеспечивает документооборот транспортно-технологического процесса; анализирует качество перевозки и своевременность доставки грузов).

. Организует таможенное оформление и растаможивание товаров (выбирает виды таможенных режимов; обеспечивает составление и своевременное представление таможенной документации; обеспечивает таможенное декларирование и представление по требованию таможенных органов декларируемых товаров; определяет пункты растаможивания (на границе, на внутренней таможне); разрабатывает схемы минимизации затрат на растаможивание; осуществляет поиск механизмов льготного растаможивания; обеспечивает уплату таможенных платежей).

. Управляет рисками в логистике (обеспечивает страхование оборудования, товаров, сырья, материалов, грузов, ответственности перевозчиков; организует мероприятия по обеспечению сохранности грузов при транспортировке, продукции при хранении и внутреннем перемещении).

. Управляет логистическим персоналом (организует подбор и обучение персонала; ставит задачи перед персоналом по отдельным направлениям; оценивает работу персонала).

. Виды транспорта. Преимущества и недостатки различных видов транспорта

В настоящее время для перевозки грузов используются следующие виды транспорта в зависимости от вида природной среды, в которой осуществляется процесс движения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб может относиться к любому перечисленному виду транспорта).

Используемые типы транспортных механизмов разделяются на транспортные средства, которые перемещаются вместе с грузом, и транспортные устройства, которые сами не перемещаются в пространстве, но обеспечивают пространственное перемещение груза.

Существует множество классификаций видов транспорта в зависимости от выбранного критерия классификации. Наиболее часто встречающимися являются следующие классификации.

В зависимости от среды, в которой осуществляется процесс транспортировки, различают следующие типы транспорта:

водный - это транспорт, предназначенный для перемещения в водной среде.

В свою очередь, водный транспорт подразделяется на:

надводный и подводный;

морской и речной;

наземный - это транспорт, предназначенный для перемещения по земной поверхности.

Данный тип транспорта подразделяется в зависимости от используемых транспортных средств на:

автомобильный;

железнодорожный;

трубопроводный;

воздушный - это транспорт, предназначенный для перемещения в воздушной среде (над землей, но в земной атмосфере);

космический - это транспорт, предназначенный для перемещения в космосе (над землей, но за пределами земной атмосферы).

В зависимости от круга потребителей транспортных услуг транспорт разделяется на:

магистральный, или общего пользования - это транспорт, который обслуживает любых участников рынка (круг потребителей ничем не ограничен);

ведомственный (промышленный, необщего пользования) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов только какой-то части участников рынка или даже только отдельного участника рынка.

В зависимости от времени использования транспорт бывает:

круглогодичным (всесезонным) - это транспорт, который обеспечивает перевозку грузов участникам рынка круглый год;

сезонным (межсезонным) - это транспорт, который работает только несколько месяцев в году, пока позволяют природные условия. Например, в нашей стране водный транспорт часто не функционирует в зимнее время года, так как реки и моря замерзают.

универсальный - это транспорт, предназначенный для перевозки потенциально любых видов грузов;

специальный - это транспорт, предназначенный для перевозки только определенного вида груза. Из указанных типов транспорта к данной группе относится в основном трубопроводный транспорт. Однако в каждом типе транспорта всегда имеется та или иная специализация транспортных средств по видам перевозимой продукции. Специализация транспорта - важный путь снижения транспортных расходов.

В зависимости от формы собственности транспорт может быть:

государственным - это транспорт, который принадлежит государству;

частным - это транспорт, который принадлежит частным лицам (организациям или населению).

В зависимости от того, какие перевозки обслуживаются, различается транспорт:

национальный (внутренний) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов внутри данной страны;

международный (внешний) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов между странами.

Участнику рынка, как правило, требуется переместить свой груз в целости и сохранности в требуемое место на определенное расстояние и в течение какого-то времени. Обычно он может сделать это путем использования разных видов транспорта, а потому перед ним всегда стоит задача выбора того или иного вида транспорта, которым он может доставить свой груз. Данная задача решается с учетом разнообразных характеристик, которыми обладает перемещение груза тем или иным видом транспорта, а критерием, в конечном счете, является минимизация транспортных расходов и (или) максимизация прибыли данного участника рынка.

Каждый вид транспорта (в данном контексте - грузового) имеет сразу целый ряд сравнительных достоинств (относительных преимуществ) и сравнительных недостатков (относительно отрицательных черт).

Сравнительную рыночную сущность вида транспорта лучше всего показывает единство его главного достоинства и основного недостатка для транспорта:

автомобильного - маневренность против затратности;

железнодорожного - масштабность против неманевренности;

водного - дешевизна против длительности;

воздушного (авиа) - скорость против затратности;

трубопроводного - масштабность и дешевизна против грузоограниченности.

Каждый вид транспорта, в конечном счете, используется участниками рынка тогда, когда его достоинства при конкретной перевозке груза перевешивают его относительные недостатки в большей степени, чем это имеет место при использовании других видов транспорта.

Поскольку обычно перевозка груза может быть осуществлена самыми различными видами транспорта, у участника рынка всегда имеется выбор в отношении того, каким видом транспорта и на каких условиях он может осуществить процесс перевозки груза.

Главная черта автомобильного транспорта - маневренность. Данный вид транспорта имеет неоспоримое достоинство - он позволяет доставить груз непосредственно на склад покупателя продукции. Все остальные виды транспорта могут это сделать только при условии, что грузополучатель имеет специально оборудованный для определенного вида транспорта пункт доставки, например собственный морской порт, железнодорожный узел, аэропорт. Поскольку в большинстве случае участник рынка не имеет такого рода пунктов доставки, ему приходится использовать автомобильный транспорт, чтобы доставить груз от пункта его выгрузки железнодорожным, водным, воздушным транспортом до собственного приемочного склада.

Особенности железнодорожного транспорта: данный вид транспорта также является наземным видом транспорта, а потому он, как и автотранспорт, способен обеспечить необходимую всепогодность перевозок и сохранность грузов больше, чем водный или воздушный транспорт, в той мере, в какой это зависит от самой среды транспортировки грузов. В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт по своему замыслу предназначен для перевозки крупных партий грузов (руда, уголь, металл и т. п.) на большие расстояния. Отсюда - главная отличительная черта железнодорожного транспорта - это масштабность.

Технически такая масштабность обеспечивается, прежде всего, тем, что используемые на железнодорожном транспорте транспортные средства (вагоны и т. п.), позволяют перевозить большие грузы (по весу, размерам). Высокая грузоподъемность - это важнейшее техническое достоинство железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным.

Очевидно, железнодорожный транспорт имеет большую роль именно в крупных по своей территории странах, как, например, наша страна, где вообще существуют большие расстояния. В небольших по территории государствах данный вид транспорта обычно занимает второстепенное место и намного уступает по использованию автомобильному транспорту. Однако в международных перевозках его роль существенно возрастает.

Возможность доставки на большие расстояния больших партий грузов означает, что затраты на их перевозку железнодорожным транспортом оказываются существенно ниже, чем автомобильным транспортом. Поэтому масштабность железнодорожных перевозок порождает главную рыночную черту этого транспорта - относительную дешевизну.

В силу своих технических особенностей железнодорожный транспорт не обладает той же маневренностью, что и автомобильный, т. е. он не может доставлять груз непосредственно к его потребителю.

В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт является капиталоемким - все затраты на строительство железнодорожных путей и станций в форме амортизационных отчислений непосредственно отражаются в транспортных тарифах. Однако масштабность перевозок позволяет устанавливать эти тарифы на гораздо более низком уровне, чем в автомобильном транспорте.

Особенности водного (речного, морского) транспорта: для большой по территории страны, особенно такой, как Россия, водный транспорт обычно отождествляется с речным транспортом и представляет собой преимущественно внутренний вид транспорта, а морским называется водный транспорт, обслуживающий перевозки по морю. В нашей стране морской транспорт является как внутренним видом водного транспорта, так и внешним, обслуживающим международные перевозки грузов. Для сравнения во многих европейских странах единственным видом водного транспорта является речной, который одновременно обслуживает как внутренние, так и международные перевозки грузов таких стран. Главная рыночная отличительная черта водного транспорта - это его дешевизна. Водный транспорт - самый дешевый вид транспорта в сравнении с наземными или воздушными видами транспорта.

Использование водного транспорта потенциально возможно, если грузоотправитель и грузополучатель могут быть связаны между собой посредством водного транспорта, т. е. при наличии связывающей их реки или морских путей. Если оба участника рынка располагаются на одном и том же земельном пространстве, процесс перемещения между ними водным транспортом обычно невозможен вообще. Либо только часть расстояния груз перемещается по воде, а другую часть - иными видами транспорта;

Воздушный транспорт имеет две главные взаимосвязанные черты, которые существенно отличают его от иных видов транспорта:

скорость - это главное достоинство воздушного транспорта. С помощью авиации грузы могут доставляться за самое короткое время практически в любую точку мира;

внедорожность - авиационному (воздушному) транспорту практически совершенно не нужны никакие дороги на поверхности земли. Потребность в «дорогах» у него имеется только в форме существования аэродромов. Если внедорожность водного транспорта проистекает из того, что его «дороги» уже созданы самой природой, то внедорожность воздушного транспорта вытекает из того, что ему вообще не нужны никакие дороги - ни природные, ни искусственные, т. е. создаваемые трудом самого человека.

Несмотря на то, что воздушное движение не нуждается в специально построенных для него дорогах, как это имеет место в наземном (автомобильном и железнодорожном) транспорте, высокая скорость перемещения в воздушной среде пока достигается за счет огромного расхода энергии (топлива) в расчете на единицу груза, что приводит к резкому удорожанию процесса перевозки единицы груза в расчете на единицу расстояния. В результате авиационный транспорт является самым дорогим видом грузового транспорта.

Особенности трубопроводного транспорта: данный вид транспорта является специфическим видом, который основывается на том, что непосредственно перемещается сам груз, а не его транспортный носитель. Соответствующий физический процесс, обычно создаваемый давлением, особым образом перемещает груз, но при этом сам этот транспортный механизм пространственно не перемещается, а остается на одном и том же месте. Обычно к данного рода транспортным устройствам относятся, например, ленточные транспортеры, которые широко используются в процессах производства продукции или в складской деятельности, где продукт перемещается на очень ограниченные расстояния. Однако существует один вид транспорта как транспортного устройства, применяемый не только внутри каких-то производственных процессов, но и в целях доставки груза до потребителя на большие расстояния. Это трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт представляет собой устройство для перемещения определенного рода грузов (жидкости, газы и т. п.), состоящее из труб, по которым под давлением, создаваемым соответствующим оборудованием (насосы и др.), перемещаются эти грузы. Можно сказать, трубопроводный транспорт - транспортное устройство, которое предназначено для перемещения грузов на очень большие расстояния, т. е. на доставку грузов от места их производства (добычи) до мест их потребления.

Рыночную суть трубопроводного транспорта в краткой форме можно отобразить следующей противоположностью черт: дешевизна и масштабность в обмен на высочайшую степень специализации груза.

Заключение

Независимо от того, в каком направлении специализируется тот или иной специалист, существуют и общие должностные обязанности логиста: бюджетирование логистических процессов, а также их прогнозирование; определение необходимых направлений закупок и подбор поставщиков; обеспечение хранения: подбор складских площадей и необходимого для складирования оборудования; организация процесса транспортировки: определение оптимальных схем перевозки, выбор грузоперевозчика; формирование процессов распределения: выработка направлений распределения, определение их эффективности и порядка осуществления отгрузок; страхование ТМЦ; подготовка документации для таможенного оформления; ведение документации по организации процессов складирования и транспортировки.

В большинстве предприятий все эти обязанности логиста лежат на одном специалисте, но если предприятие крупное, например оно занимается поиском и доставкой запчастей и имеет большой оборот по ТМЦ (товарно - материальные ценности), создаются целые отделы логистики.

Многообразие видов транспорта отражает многообразие существующих на рынке потребностей в различных условиях перевозочного процесса. В одних случаях главная цель - скорейшая доставка груза, в других - минимизация расходов на транспортировку, в третьих - обеспечение доставки очень больших объемов грузов и т. п. Достижение той или иной конкретной цели в процессе перевозки груза означает разные затраты на данный процесс. В одних случаях участник рынка видит в минимизации этих затрат самостоятельную цель, тогда он делает все возможное, чтобы соответствующим образом организовать транспортный процесс. Однако в других случаях транспортный процесс предстает лишь как составная часть всей коммерческой деятельности участника рынка, нацеленной на максимизацию его прибыли, и тогда возможны ситуации, когда эта более общая цель не обязательно достигается исключительно путем минимизации транспортных расходов. Например, если груз не доставлен вовремя в какой-то производственный процесс, то потери, связанные с нарушением сроков поставки готовой продукции ее заказчику, могут намного превышать экономию на транспортных издержках при доставке груза более дешевым способом, но за более длительное время или более ненадежным способом транспортировки.

Список использованных источников

  1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 119 с.
  2. Еремеева Л. Э. Транспортная логистика : учебное пособие / Л.Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар : СЛИ, 2013. - 260 с.
  3. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): Учебник для транспортных вузов. / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 448 с.
  4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/Под ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004. - 976 с.
  5. Логистика. Учебное пособие. Под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной - М.: Проспект, 2015. - 408 с.
  6. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Книжный мир, 2009. Учебное пособие рекомендовано УМО вузов РФ.

Похожие работы на - Введение в профессию менеджера по логистике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!