Перспективы развития религиозного туризма в Краснодарском крае

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    641,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития религиозного туризма в Краснодарском крае

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КУбГУ»)

Институт начального и среднего профессионального образования

религиозный тур краснодарский

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Перспективы развития религиозного туризма в Краснодарском крае


Работу выполнил

К.В. Максименко

Научный руководитель:

доцент, канд. геогр. наук

В.В. Анисимова

Нормоконтролёр:

доцент, канд. геогр. наук В.В. Анисимова




Краснодар 2015

ВВЕДЕНИЕ

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях - одним из важнейших.

В ХХ веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии.

Актуальность исследования заключается в том, что всовременной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты.

Отчасти это происходит потому, что в отечественной литературе мало публикаций по данному виду туризма. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом.

Только за последние три-четыре года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а так же направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм.

Объект исследования дипломной работы является религиозный туризм.

Предметом исследования работы служат перспективы развития религиозного туризма в Краснодарском крае.

Целью исследования работы является изучение основных перспектив развития религиозного туризма на территории Краснодарского края.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

изучить историю становления религиозного туризма;

охарактеризовать виды религиозного туризма;

изучить предпосылки возникновения религиозного туризма;

разработать религиозный тур на территории Краснодарского края;

выявить перспективы развития религиозного туризма на изучаемой территории.

Информационной базой курсовой работы являются работы таких исследователей, как: Лобжанидзе А.А., Биржаков М.Б., Арбузов А.Ф., Александрова А.Ю., Христов Т.Т. и др.

Методами исследования послужили: анализ, исторический, картографический, системный подход.

Структура дипломной работы определена её целью и задачами и имеет следующую структуру: введение, три главы, восемь подглав, заключение, список использованных источников, приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

1.1 История становления религиозного туризма

Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. По определению А.Ю. Александровой, туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [5].

Туризм может быть культурно-познавательным, религиозным, развлекательным, деловым,лечебно-оздоровительным, спортивным, экзотическим, экстремальным и т. д.

Турист - это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, отличных от места, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.

В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает 12 месяцев. Если человек прожил где-либо больше года, он переходит в категорию постоянных жителей. Например, паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, считаются туристами. Что касается целей поездки, то в отличие от других путешественниковподобными посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО (Всемирная туристская организация) туристские цели были объединены в несколько блоков. Среди блоков, выделенных ВТО,-отдых, посещение родных и близких, деловые и профессиональные цели, лечение и др. Интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням [29].

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) [31].

Религия существует так же долго, как существует само человечество. В течение своей жизни люди, так или иначе, сталкиваются с религией. Уже много веков не утихают рассуждения и споры вокруг этого явления, его сущности и роли. Наиболее распространенное определение религии как веры в сверхъестественное не исчерпывает всех сущностных ее характеристик.

В переводе с латинского языка слово религияозначает связывание, повторное обращение. Главная функция религии - осуществление связи человека с Высшим, постоянным и священным, то есть с Богом. Поэтому нельзя назвать религией веру в приметы, астрологию и магию. Это всего лишь суеверия. В соответствии со своей главной функцией религия обладает обрядово-культовой и вероучительной сторонами.

Культ - это совокупность действий, совершаемых человеком с целью своего приближения к Богу, обряды, молитвы, проповеди, богослужения и т. д. В большинстве случаев культ исполняют определенным образом подготовленные, обладающие особыми свойствами люди - священнослужители в специальных помещениях (церквях, храмах, мечетях и т. д.). В культе используют специальные, священные предметы - кресты, облачения, утварь и пр. Многие религии имеют священные места своего поклонения. Так, у католиков - это Рим, у буддистов - Лумбини, Мекка и Медина собирают мусульман, для индуистов - это Варанаси и Ганг, для даосистов - Пекин. Иерусалим - священный центр христиан, иудеев и мусульман [19].

В современном мире не существует единой религии (мировая карта религий представлена в Приложении А). Религий, как и мировоззрений, множество. Они отличаются друг от друга по догматам и культу, особенностям вероучения и церковного устройства, по численности паствы, времени и месту возникновения. Важнейшим завоеванием XX в. стал принцип свободы совести, согласно которому каждый человек решает, какую религию ему исповедовать или же оставаться неверующим [19]. На рисунке 1 изображены подробно религиозные направления в мире.









Рисунок 1 - Религиозные направления[19]

Места, которые человек посещает регулярно, даже если они находятся сравнительно далеко от места его проживания, являются элементами его обычной среды. Сюда можно также отнести объекты, находящиеся в непосредственной близости от места проживания человека независимо от частоты их посещения (например, какой-нибудь музей или храм, расположенные в данном городе). Психологически они воспринимают как элемент каждодневности.

В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для поклонения какой-нибудь святыне, участие в культовых действиях или посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Концепция обычной среды существования вызывает споры среди специалистов: какое расстояние должен проехать человек и как часто посещать те или иные места, чтоб считаться туристом. Очевидно, что понятие обычной среды различаются по странам и может различаться для людей разной мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотивации поездок.

Итак, можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религии. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм - это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозно-экскурсионный туризм, или, другими словами, экскурсионный туризм религиозной тематики.

Значительный вклад в развитие путешествий внесло паломничество. Паломники различных конфессий, устремленные в целях распространения своей религии, поклонения к святыням и их защиты, совершали труднейшие и длинные, по тем временам, путешествия[10].

Традиции паломничества уходят корнями в далекую древность. Так, в Индии испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Шримад-Бхагаватам, написанной много веков назад, сказано, что святые места, в которых почитаются божества, нужно посещать и в них нужно молиться, чтобы достичь духовных результатов. Посещение таких мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах. В Древней Греции к прорицательнице-пифии, жившей в храме в Дельфах, съезжались представители всего греческого мира для получения предсказаний. В Средние века сложилась традиция поездок христиан к Гробу Господню в Иерусалим. Эпоха крестовых походов стимулировала развитие паломничества. Крестовые походы проходили под флагом освобождения Святой земли от неверных. Паломническое движение в Святую землю приобретает еще больший размах в XV-XVI вв. Наряду с глубоко верующими людьми под видом паломников в путешествие отправлялись купцы, ученые, например, Ю. Тенеллус и В. Постель, собиравшие в Палестине рукописи для парижской библиотеки, политические и военные агенты.

В России в Средние века и Новое время правители совершали паломничества, часто пешие, в различные монастыри и храмы. Когда во время пеших походов монарх уставал идти, его увозили на отдых в близлежащий путевой дворец. Затем его привозили на то же место, и он продолжал свой поход.

В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационного бума возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн человек ежегодно совершают паломничества [5].

В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты [29].

Российские туристы отправляются в паломнические и экскурсионные поездки в страны Востока. Вызывает интерес духовное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Непала,Шри-Ланки, Китая и т. д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями духовных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитативные практики и школы и т. д. Большинство туристов отправляется в поездки, организованные ими самими без посредничества турфирм. Такие туристы отправляются в самостоятельную поездку часто на несколько месяцев с довольно длительным пребыванием в одном или нескольких монастырях, ашрамах и т. д. Часто в их программе происходят спонтанные изменения, когда на месте меняются планы, и это влияет на маршрут поездки и длительность пребывания в тех или иных местах. Если такие туристы отправились в поездку с помощью российской туристской фирмы, то она оказывает им поддержку во время их пребывания в Индии и помогает преодолевать трудности и решать проблемы, если они возникают.

Туризм в Тибет в любом случае имеет сильную религиозную составляющую, даже если цели туристских прибытий не являются религиозными. Дело в том, что в Тибете религиозность пронизывает все стороны жизни людей. Сакральными являются все праздники, а также обычаи людей. Следует сразу отметить, что поездки в Тибет и Непал довольно дороги. Их делают таковыми перелеты из Дели в Катманду и обратно, из Катманду в Лхасу и обратно, аренда джипов в Тибете[9].

Таким образом, можно сказать, что религия и религиозные (паломнические) походы занимают значительную и немаловажную часть в России и для российских туристов, совершающих такие походы.

1.2 Виды религиозного туризма и их характеристика

Религиозный туризм имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм.

Паломнический туризм- это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам [8].

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма» - паломники - христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. Паломничество можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов. Это желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама (духовного центра) и т. д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и преходящим материальным во имя вечного духовного. Люди отправляются в паломнические поездки, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.

В Иерусалиме есть Стена Плача, священное место, посвящение которой обязательно для евреев, прибывающих в этот город (рисунок 2). Стена символизирует память разрушения в 70 г. города и Второго храма римлянам в наказание за восстание иудеев. Она сложена из камней, составлявших основу храма Ирода и храма царя Соломона. Посещение Стены Плача и совершение молитвы, особенно в праздник Иом-Киппур, важная часть многовековых традиций. Для евреев в современном Иерусалиме есть объекты паломничества новейшей истории. К таким следует отнести Йод-Ва-Шем - обитель скорби, зал памяти шести миллионов евреев, зверски убитых нацистами. Зал сооружен в 1957 г. и является важным объектом паломничества евреев всего мира.

Рисунок 2 - Стена Плача[3]

Для мусульман истинный центр паломничества находится в Мекке. Согласно канонам исламам в число моральных принципов мусульманина положены пять основ (столпов), в которые входит обязательное паломничество в Мекку. Мусульманин, совершивший паломничество хадж (хаджж) в Мекку, становится на другую, более высокую, ступень общественной иерархии и всеобщего уважения, причем состоятельные люди в силу немощности или иных уважительных причин могут послать в хадж слугу или поверенного. Каждый правоверный мусульманин в своей жизни должен совершить хаджв Мекку. Святое место - мечеть Аль-Хараам, в которой находится Кааба (рисунок 3) - святилище в виде большого куба из серо-зеленых гранитных блоков. В основе положен квадрат, однадиагональ которого направлена с севера на юг, а другая с запада на восток. В одном из углов Каабы укреплен черный камень. Главное действие в кульминации паломничества - совершение обхождения Каабы в направлении против часовой стрелки и прикосновение к черному камню.

Рисунок 3 - Кааб[31]


Рисунок 4 - Мечеть Аль-Храам [31]

Вторым по значению для мусульманского паломничества является городМедина, где похоронен сам пророк. Считается, что каждый, кто совершает хадж в Мекку, должен посетить и Медину (желательно до Мекки), поскольку пророк Мухаммад завещал каждому паломнику посетить его могилу. В Медине есть мечеть, где выгорожено место глинобетонной хижины, в которой жил пророк Мухаммад и находится его могила.

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты,- действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности. Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока - Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий - Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.

В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристкой инфраструктуры - селятся в гостиницах и т.д. Экскурсионно-познавательные туры в отличает от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия является лишь вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее, в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки не многочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученных интересует религиозное наследие - рукописи, различные культовые предметы, найденные, в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое.

Исходя из главы, можем увидеть, что религиозный туризм подразделяется на две ветви, также можно заметить насколько, обширна тема религиозного туризма. В каждом уголке Земли можно найти разнообразный способ поклонения своему Богу.

2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

.1 Ресурсный потенциал России для развития религиозного туризма

Современное слово «паломник» восходит к старорусскому «пальмовник», которое, в свою очередь, образовано от латинского palmarius («человек, держащий пальмовую ветвь»). Так первоначально называли богомольцев -участников крестного хода в Святой Земле.

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

Паломничество на Святую Землю началось на Руси в первые времена христианства. Историки относят первых документально подтвержденных паломников к XI в. Так, в 1062 г. Палестину посетил Дмитриевский игумен Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря, дважды совершавший хождение на Святую Землю, как по личному влечению, так и на благо церкви). К паломничеству назначались духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления для церкви. По существу первым русским паломником, который оставил достаточно детальные записки о странствовании на Святую Землю был игумен Даниил. Он оставил записки, известные как «Хождение» (1106-1107 гг.), записки были переписаны в большом количестве и многократно издавались большими тиражами в XIX в. Даниил детально описал святыни и географию Палестины этого периода.

Другим известным паломником является новгородский архиепископ Антоний (в миру Добрыня Андрейкович, происходил из знатного рода, был пострижен в 1190 г., умер в 1233 г.), совершивший паломничество по русским святым местам в конце XII в. Им составлены уникальные описания Софийского собора и его сокровищ, которые позднее были утрачены в результате войн и разорения. Идея паломничества распространилась и была столь сильна, что в XII в. церковь принимала меры к ограничению числа паломников (это свидетельствует из переписки новгородского епископа Нифонта).

Совершение паломничества требовало отвлечения значительных средств. Паломничество превратилось в профессию и в значительной мере способствовало распространению географических знаний и знакомству с культурой других народов. Паломники посещали Царьград (Константинополь), Афон и Палестину. Проходя через много стран и знакомясь с культурой других народов, они приносили в устной, и нередко в письменной, форме легенды, песни, сказания [29].

Историки предполагают, что уже в ХIIв. на Руси появляются «калики перехожие»-люди, для которых паломничество представляло образ жизни. Собственно, это были странники, проводящие жизнь в пути, а их наименование происходит от латинского слова caligae, что означало особый род обуви странников.

Словом калика на Руси также именовали странствующих слепцов, поющих стихи духовного содержания. Заметим, что термин «калиги» использовался в старое время на Руси для обозначения обуви для покойников. Лишь совсем недавно калека стало означать инвалида, человека с умственными или, скорее, с физическими недостатками.

Сначала такой калика перехожий ходил в Иерусалим, в Царьград, на Афон, потом странствовал по отечественным святыням. Калики перехожие были известны значительно ранее первых русских паломников, так о каликах упоминается в писании о хождении в Иерусалим игумена Даниила. Иногда калики объединялись в братии, которые снаряжались монастырями для странствия на Святую Землю. С этими людьми связан особый род народно-поэтического песенного творчества - духовные стихи или канты (песни душеполезного содержания, на темы Священного Писания или устного предания). Странники пели их в пути и на отдыхе, там, где их принимали на ночлег. Таковы знаменитые духовные стихи «О двух Лазарях», «О Страшном Суде» и др.

В 1167 г. паломничество в Иерусалим совершила преподобная Евфросиния Полоцкая (в миру Предслава, любимая дочь князя полоцкого Святослав-Георгия Всеславовича). Она родилась в 1100 г., скончалась в Иерусалиме в 1175 г. В молодости отказалась от мирских благ и ушла в религиозную деятельность, основала два монастыря, которые стали центрами полоцкого монашества. На склоне лет предприняла паломничество на Святую Землю, где скончалась и была захоронена в палестинском монастыре св. Феодосия Киновиарха. Личность Евфросинии была столь сильна в христианстве, что она причислена к святым, как православными, так и католиками. В 1189 г. ее мощи были перевезены в Киев, где находились до 1910 г.

К XV в. число паломничеств возрастает, и они становятся разнообразнее. Поскольку значительную часть паломников составляли лица духовного сословия и чаще всего, владеющие грамотой и письмом, они оставили письменные записки о путешествиях в дальние страны. Рассказывая о своем паломничестве, авторы этого времени вдаются в подробности самого путешествия. В 1350 г. паломничество на Святую Землю совершил новгородский инок Стефан, оставивший подробнейшие описания царьградских святынь. Известно, что он также посетил Иерусалим, но письменные описания этой части путешествия утрачены. В 1370 г. паломничество в Иерусалим было совершено архимандритом Агрефенья, который оставил уникальные описания святынь Иерусалима (изданные в 1896 г.). После Даниила эти записки являются наиболее значимым культурно-историческим наследием по полноте и тщательности описания путешествия. Далее в этот период конца XIV в. известны путешествия в Иерусалим, Константинополь и Афон диакона Игнатия Смолянина и новгородского архиепископа Василия.

Троицкий иеродиакон (из Троице-Сергиевого монастыря, будущей Лавры), отец Зосима ходил в Царьград в 1414 г., сопровождая княгиню Анну Васильевну, позднее посетил Афон и Иерусалим и оставил подробнейшее описание своего путешествия. В 1419-1420 гг. он предпринял второе паломничество на Восток. Есть и другие описания, относящиеся к этому времени [10].

С середины XV в. в истории русского паломничества наступает новый этап. Захват Константинополя турками привел к окончательной утрате многих христианских святынь Востока. Паломничество стало делом трудным и небезопасным. Русское паломничество на Святую Землю в период XV-XVI вв. малозначительно по численности, описаний путешествий мало. К известным следует отнести хождение в 1558-1561 гг. купца Василия Позднякова, который дал уникальное описание иерусалимских и синайских святынь. К этому периоду относится произведение паломнической литературы «Хождение Трифона Коробейникова», в котором в значительной мере использованы записки Позднякова. Позднее в XVIII в. известно паломничество путешественника Василия Киевского (Григоровича-Барского), который посвятил себя изучению православного Востока. Сообразно изменению политической ситуации и изменяется количество паломников на Святую Землю. Так, по сведениям статистики, в начале XIX в. число паломников на Святую Землю исчислялось единицами, а к концу столетия паломников насчитывалось уже более 5 000 чел. ежегодно. Для обслуживания русских паломников в Палестине в 1847 г. была создана русская духовная миссия в Иерусалиме, позднее с 1882 г. существовало «Палестинское общество».

На Руси же в это время складывается твердое убеждение в том, что Православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что Святая Русь остается единственным Православным царством. Многие церковные деятели того периода (Сергей Радонежский и др.) призывают совершать паломничество в пределах Руси, черпать благочестие и воспитывать национальными истоками. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам: В XVI-XVII вв. Русь была признана центром Православного мира уже и за пределами российского государства. Представители Поместных Православных Церквей посещали Московское государство с паломническими целями.

Так, побывавший в России во времена Алексия Михайловича в свите Патриарха Антохийского, архидиакон Павел Аленнский оставил замечательные записки о своем путешествии, в них он, в частности, отмечает любовь русских людей к святыне.

В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Как известно, протестанты, не почитающие святынь, выступают противниками и христианского паломничества. Они ссылаются на слова Евангелия о том, что Богу надо поклоняться не на определенном месте, а «в духе и истине». Интересно, что и люди, далекие от веры и церкви, тоже высказываются против паломничества к истокам.

Однако вера, любовь, как известно, не поддаются рациональному анализу, а главным и достойным уважения побудительным мотивом паломничества является именно желание проявить любовь. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве. Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничества, «потрудившись ради Бога», очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества- по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской. Еще чаще к святыням шли (или их везли близкие) болящие, чающие исцеления от телесной или душевной немощи через прикосновение к святыне. Русские монастыри, особенно древние, прославленные, где почивали мощи святых, всегда были переполнены болящими и убогими[29].

Имеет место паломничество по призванию, когда Сам Господь или какой-либо святой во сне или видении призывал человека отправиться туда-то. Люди шли туда, где есть святыни, святые нетленные мощи, чудотворные иконы, и, по вере своей, получали утешение, исцеление. Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить «Матерь городов русских», с ее святынями, прежде всего Киево-Печерскую лавру, ее Ближние и Дальние пещеры с многочисленными мощами святых подвижников. «Сходить к киевскимугодничкам» - такова была заветная мечта благочестивых русских людей. В Киев шли даже из Сибири, и, конечно, такой путь занимал немало времени. Обычно то, что такой-то человек «в Киев ходил», свидетельствовало об особом, подвижническом, благочестии.

Важнейшим российским центром паломничества в XV в., являлась Троице-Сергеева Лавра, куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традиции даже русские цари. В XIX- нач. XX в. особенно посещаемыми центрами паломничества стали также Саров и Оптина пустынь. Последняя из них стоит несколько особняком. Оптина не славилась ни нетленными мощами, ни чудотворными иконами - сюда совершались паломничества исключительно с целью общения со старцами.

Паломничество к святыне основано на вере в единство Церкви земной (воинствующей) и Небесной (торжествующей, Церкви святых). Простой человек, не мудрствуя лукаво, говорил: «Пойду к преподобному Сергию», «пойду к киевским угодничкам» - и шел как бы к ним живым, за благословением. Православные не сомневались, что на такое проявление любви и святые ответят им любовью[9].

Структура православной церкви.Низшая церковно-административная единица - церковный приход,церковь с причтом (священнослужителями и церковнослужителями) и содержащая их церковная община (прихожане). Церковные приходы объединены в округа(благочиния), которые в свою очередь входят в епархии.

Сейчас в Русской православной церкви (РПЦ) 14 тыс. приходов (50% в России), 94 епархии (48 в России), 310 монастырей. РПЦ возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует Священный синод. РПЦ имеет свою иерархию священнослужителей. Высшие священнослужители - епископы, архиепископы и митрополиты. Основой православной церкви является монашество.

В РПЦ существует четыре степени монашества, как для мужчин, так и для женщин:

) послушание (кандидат в монахи, послушник, живет и трудится в монастыре под руководством своего духовного наставника);

) рясофорное пострижение (человек принят в монашескую общину);

) малая схима;

) великая схима.

Монастыри подчиняются архиерею епархии, в которой они находятся. Имеются ставропигиальные монастыри (подчиняются исключительно Московской патриархии), четыре лавры (Троице Сергиева, Александро-Невская, Киево-Печерская и Почаевская Успенская лавры), скиты - небольшие подворья крупного монастыря, где селятся монахи, принявшие великую схиму. Православная церковь отмечает Пасху и двенадцать двунадесятых праздников, девять из которых имеют постоянные даты, а три -переходящие[8].

История православного паломничества.Некоторые российские ученые считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка княгини Ольги в Константинополь для совершения обряда крещения. При князе Владимире паломничество на Афон совершил преподобный Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 1062 г. игумен Варлаам совершил первое паломничество на Святую землю. В начале XII в. игумен Даниил дважды посетил и описал Святую землю. В 1389-1391 гг. дьякон Игнатий совершил паломничество в Иерусалим и сделал описание храмов, монастырей и других святынь. В 1418-1421 гг. иеродьякон Зосим описал Святую гору Афон. Расцвет паломничества наступил в ХІХ в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Владимир Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. С 1893 г. в России стали продаваться «паломнические книжки» с пониженным на 35% тарифом на проезд по российским железным дорогам. Популярными становятся паломнические туры внутри России. В начале ХХ в. в Дивеево, где находятся мощи Серафима Саровского, ежедневно прибывали 3 тыс. паломников. Одним из основных центров паломничества стала Троице-Сергиева лавра, в которую ежедневно приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского до 5 тыс. паломников. Паломничество играло и играет важную роль в жизни общества [9].

Объекты посещения православных паломников: храм; монастырь; нетленные мощи; святые источники.

Решение о паломничестве принимается по благословению духовного отца и самостоятельно. Основные объекты паломничества - монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ.

В России находится 8 мест упокоения святых угодников:

) Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (преподобный Серафим Саровский) в Нижегородской области;

) Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) в Ленинградской области;

) Задонский Богородицкий монастырь (св. Тихон Задонский) в г. Задонске, Липецкой области;

) часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге;

) Свято-Троицкая Сергиева лавра (преподобный Сергий Радонежский) в г. Сергиевом Посаде Московской области;

) Свято-ВведенскаяОптина пустынь (преподобный Амвросий Оптинский) в г. Козельске Калужской области;

) Покровский кафедральный собор (св. Митрофан) в г. Воронеже;

) Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадский) в Санкт-Петербурге [3].

В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:

) по страновой принадлежности;

) по месторасположению с точки зрения транспортной доступности;

) по составу несущих монашеские обеты;

) по возрасту монастыря [8].

Следует выделить некоторые особенности приема паломников в разных монастырях:

монастыри, принимающие паломников только по предварительной договоренности или благословению настоятеля;

монастыри, принимающие паломников на ограниченное время или на неограниченное время проживания;

монастыри, предоставляющие возможность проживания с питанием или не предоставляющие таких услуг;

монастыри, принимающие только мужчин или паломников обоих полов;

монастыри, которые взимают плату за предоставление проживания и питания или не взимающие плату;

монастыри, на территории которых располагаются музеи, библиотеки или не имеющие таких объектов;

монастыри, на территории которых организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или не имеющие таких социальных объектов [8].

Значительная часть Российской Федерации обладает большим потенциалом для развития религиозного туризма как одного из наиболее перспективных видов туристской деятельности, которому отводится важная социальная роль в нашей стране. Самого пристального внимания с точки зрения перспектив развития данного вида туризма, заслуживает Европейская часть России с ее тысячелетней историей христианства и многовековым культурным наследием. Каждая область, входящая в состав данной туристкой зоны, обладает своими особыми чертами и уникальными духовными святынями, которые создают неповторимый и духовно-культурный образ, дающий возможность вариативного подхода к формированию туристских маршрутов различного территориального охвата, протяженности, сочетания с иными туристскими ресурсами и различными средствами размещения.

На сегодняшний день в России возрастает количество туристских поездок с религиозными целями. Современное понимание религии в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в стране расширяет перспективы религиозного туризма как ресурса регионального развития, а также влияния на социальную и культурную сферу, внешнеэкономическую деятельность в феномен социального и культурного порядка.

.2 Инфраструктура религиозного туризма

Существует множество определений индустрии туризма. Одна из первых и наиболее удачных дефиниций была дана Конференцией ООН по торговле и развитию в 1971 г. Согласно ей туристская индустрия - это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц [5].

Последовавшие затем попытки конкретизировать содержание понятия туристской индустрии и описать структуру туристского сектора натолкнулись наразного рода трудности. Они возникали из-за того, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристского спроса. По данным Министерства торговли США, в сферу обслуживания посетителей вовлечено 24 отрасли экономики страны. В этой связи вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы туристского сектора чрезвычайно сложно [29].

В настоящее время ни один из действующих классификаторов не располагает исчерпывающим перечнем видов туристской деятельности. Наиболее широким их охватом и достаточной подробностью отличается Стандартная международная классификация видов деятельности в сфере туризма (СИКТА), разработанная ВТО принятая Статистической комиссией ООН в 1993 г. в качестве временной классификации. СИКТА призвана служить концептуальной основой для разработки целостной, всеобъемлющей и объективной системы сбора, обработки и распространения статистической информации, относящейся к туризму.

Внедрение СИКТА позволяет:

создать более полную статистическую картину туризма;

переориентировать национальные счета на новые принципы классификации видов экономической деятельности в туризме;

предоставить специалистам достоверную информацию о туристских товарах и услугах, рыночной конъюнктуре;

увязать классификации видов деятельности в туризме с точки зрения предложения и спроса в статистической документации;

провести более точную оценку состояния платежного баланса и вклада туризма в развитие международной торговли.

Центральным вопросом разработки СИКТА является выбор классификационного признака. Экономическая деятельность, связанная с туризмом, традиционно определяется с точки зрения опроса, потребления товаров и услуг посетителями и производимых ими туристских расходов. При таком подходе туризм выступают в качестве собирательной сферы, охватывающей виды деятельности разных отраслей, поскольку посетители несут расходы практически во всех секторах экономики. «Когда учитывается косвенное воздействие туристских расходов, только одна отрасль - оборонная - не испытывает никакого влияния», - отмечается в документах ВТО [5].

Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов; организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить четыре сектора:

. Сектор «


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!