Свободные экономические зоны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Свободные экономические зоны

Введение

Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях важнейшую роль в развитии экономики страны играет предпринимательство, поэтому государство прямо или косвенно осуществляет его стимулирование. Одним из способов такого стимулирования является создание свободных экономических зон, на территории которых действует особый, отличный от общего режим предпринимательской деятельности.

Свободные экономические зоны являются весьма эффективным инструментарием, используемым при формировании, как государственных финансов, так и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Бюджет пополняется за счет дополнительно привлеченных инвестиций и иных поступлений, а предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на более привлекательных условиях.

В мировой практике существуют различные виды свободных экономических зон, среди которых выделяются оффшорные зоны. Чаще всего ими являются островные государства (например, Каймановы острова, острова Гернси, Джерси, а также остров Мэн), которые привлекают иностранный капитал наличием преференциального режима предпринимательской деятельности и конфиденциальностью. Основным доходом таких государств являются регистрационные сборы, которые уплачиваются при учреждении компаний на их территории - оффшорных компаний.

Юридическое содержание понятия «оффшорная компания» связано с тем, что иностранное юридическое лицо, учрежденное на территории оффшорной зоны в соответствии с ее законодательством, не вправе вести предпринимательскую деятельность с резидентами такой зоны. Кроме того, большинство оффшорных зон в обмен на предоставление преференциального режима предпринимательской деятельности требуют вообще не осуществлять такую деятельность в пределах ее границ, то есть центр ее контроля и управления находится за пределами оффшорных зон.

Такое требование, в первую очередь, обусловлено нежеланием властей оффшорной зоны создавать конкуренцию между национальными хозяйствующими субъектами и нерезидентными компаниями, так как последние имеют преимущества в виде предоставленных им льгот.

Следует особо отметить, что предпринимательская деятельность в свободных экономических зонах осуществляется на взаимовыгодных условиях, когда государство или регионы получают дополнительные средства в соответствующий бюджет, а предприниматели обеспечивают себе минимизацию налогового бремени. В свою очередь, в оффшорных зонах подобная взаимная выгода в основном нарушает интересы государства, резидентами которого являются предприниматели или на территории которого формируется реальная налоговая база. Речь идет об утечке капитала через оффшорные механизмы - одной из актуальных проблем в российской экономике.

Кроме того, оффшорные зоны за счет действующего на их территории конфиденциального режима финансовой деятельности компаний представляются наиболее оптимальными для легализации преступных доходов. Подобные обстоятельства подрывают экономическую безопасность любой страны.

Необходимо обратить внимание, что в российской практике нельзя отождествлять предпринимательскую деятельность в свободных экономических зонах РФ с той деятельностью, которую ведут предприниматели в оффшорных зонах, в силу различия их содержания. Дело в том, что, осуществляя предпринимательскую деятельность в СЭЗ России, компании платят налоги по льготным ставкам в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ в муниципальный и региональный бюджеты и, как правило, в полном объеме в федеральный бюджет, а действуя в соответствии с законодательством оффшорной зоны, предприниматели фактически осуществляют свою деятельность и формируют прибыль в одной стране, а платят налоги в другой.

Однако предприниматели, регистрируясь в СЭЗ России, не всегда осуществляют свою деятельность на территории последних. В подобных случаях государство сталкивается с проблемой так называемых внутренних оффшоров, нейтрализация которых является важной задачей, поскольку это сопряжено с необоснованным перемещением капитала из одного субъекта Федерации в другой.

Указанная проблема была отражена в Постановлении Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» , где в качестве одной из задач была обозначена необходимость в обеспечении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий.

Кроме того, в данном Постановлении также была закреплена задача по ликвидации внутренних «оффшорных» зон и введении правовых и финансовых механизмов по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции. Одним из направлений решения такой проблемы стало принятие Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Учитывая, что перед Россией стоят колоссальные задачи по развитию экономики, а, следовательно, развитию крупного, среднего и малого бизнеса, необходимо создание наиболее благоприятного инвестиционного климата и условий для осуществления предпринимательской деятельности в целом. В этой связи следует развивать институт свободных экономических зон, что требует наличия особой правовой регламентации. Действующий Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», несмотря на свою концептуальную значимость, нуждается в дальнейшем совершенствовании, о чем, в частности, свидетельствуют инициативы региональных властей, а также объективно существующие потребности в предпринимательской сфере.

Причем развитие данного законодательства должно осуществляться с одновременным ограничением использования оффшорных зон. Это обстоятельство связано с негативным влиянием, которое могут косвенно оказывать оффшорные зоны на экономику страны, а также с нестабильностью мирового оффшорного бизнеса, в первую очередь, с криминализацией оффшорной деятельности. Кроме того, на сегодняшний день не существует специального закона, который смог бы упорядочить отношения по использованию оффшорных механизмов.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день достаточно сложно говорить о наличии комплексного и системного исследования правовых вопросов предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах и в оффшорных зонах. Вместе с тем, необходимо отметить, что некоторые аспекты исследуемой тематики рассматривались в работах и публикациях специалистов по вопросам функционирования свободных экономических зон и предпринимательской деятельности в оффшорных зонах. Работы таких авторов как А.Л. Апель, В.В. Грузенкин, Д.А. Игнатьева, Л.С. Кабир, В.А. Кокорин, М.В. Королев, В.В. Макаров, Ю.С. Макарова, Д.Л. Ушаков, СП. Чернявский посвящены гражданско-правовым, финансово-правовым, а также экономическим аспектам оффшорной деятельности.

Ю.Н. Байрачный, А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, А.А. Гончаров, А.Р. Горбунов, А.В. Ерицян в своих работах рассматривали вопросы налогового планирования с использованием оффшорных зон. Проблемы функционирования свободных экономических зон и осуществления на их территории предпринимательской деятельности были затронуты в работах В.М. Бутова, Т.П. Данько, Я.С. Друзика, В.А. Игнатова и др.

В то же время следует отметить, что проблемы предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, а также оффшорной деятельности, в основном изучаются с позиций экономики. Правовое регулирование отношений, возникающих в указанной сфере, недостаточно исследовано.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности на территории свободных экономических зон России.

Предмет исследования. Предметом исследования является правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах РФ.

Нормативная база исследования. При проведении диссертационного исследования использовались Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Банка России и иные нормативно-правовые акты, регулирующие объект диссертационного исследования.

Целью курсовой работы является анализ отношений, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности на территории свободных экономических зон с позиции соблюдения баланса интересов предпринимателей и государства, а также комплексный анализ законодательства, регулирующего данные отношения.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

. Изучить правовую природу свободных экономических зон и их классификацию.

. Проанализировать законодательство о свободных экономических зонах, а также охарактеризовать предпринимательскую деятельность на их территориях.

1.Понятие и классификация свободных экономических зон

На сегодняшний день, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует единого четкого определения понятий «свободная экономическая зона», «особая экономическая зона», «зона льготного налогообложения». В настоящей работе все перечисленные понятия будут рассматриваться, исходя из наиболее встречающегося в научной и специальной литературе термина - свободные экономические зоны (далее - СЭЗ).

Свободные экономические зоны относятся к древнейшим хозяйственным формированиям, и определенный интерес представляют общие вопросы их образования.

Мировая практика разнообразна, однако можно выделить единые принципы создания и функционирования СЭЗ. Наиболее распространенным путем создания СЭЗ является принятие решения федеральных или региональных органов власти об изменении принципа налогообложения на определенной территории, основанного на освобождении от уплаты местных (региональных) налогов, путем введения единого регулярного платежа, а также распространение на территорию особых условий ведения предпринимательской деятельности.

Безусловно, перечень и объемы предоставляемых налоговых условий и льгот в различных свободных экономических зонах отличаются значительно. Как правило, при образовании свободной экономической зоны отменяется большая часть местных налогов и сборов и та часть налога на прибыль, которая зачисляется в местный бюджет. В тоже время нередко при принятии соответствующего решения региональными органами возможность изменения принципа налогообложения в одностороннем порядке без согласия федеральных властей не допускается.

Что касается теоретического определения свободных экономических зон, то в научной и специальной литературе существуют различные подходы. Так, свободную экономическую зону определяют как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговля и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Однако данное определение не раскрывает полностью суть СЭЗ, так как не отражает особенностей осуществления предпринимательской деятельности.

Под свободной экономической зоной понимаются также географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.

В данном определении сделан акцент на территориальной системе льгот и самостоятельности в принятии административных решений, т.е. ограниченном влиянии органов государственной власти на деятельность хозяйствующих субъектов.

Более узко свободные экономические зоны определяются В.А. Игнатовым и В.М. Бутовым как ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

Безусловно, данное определение в основном раскрывает сущность СЭЗ, но в то же время не следует забывать опыт некоторых государств, которые фактически преобразовывали свои территории в СЭЗ. Примером могут служить такие страны, как Кипр, Гонг Конг и другие государства.

В частности, СЭЗ рассматривают как территориально-хозяйственное образование, открытое для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующее экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемое путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.

Следует обратить внимание и на относительно широкое определение, которое дано экономистами Т.П. Данько и З.М. Округ. Они определяют свободную экономическую зону как суверенную территорию государства, являющуюся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ. Похожее определение дает и В.В. Кущенко

Таким образом, в каждом определении речь идет о части государственного экономического пространства, на территории которого действует отличный от общего режим налогообложения, государственного контроля, где фундаментом является процесс интеграции государственных и частных интересов. Предпринимательская деятельность осуществляется на льготных для хозяйствующих субъектов началах и наличии дополнительных стимулов для инвесторов, а государственный интерес базируется на возможности дополнительного привлечения капитала в экономику региона и его развитии. Данная точка зрения представляется наиболее приемлемой для современного состояния предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах.

Если обратиться к правовому определению свободной экономической зоны, то, как уже было отмечено, унифицированной трактовки нет. Тем не менее, помимо определений СЭЗ, представленных различными учеными, понятие СЭЗ дано и в некоторых нормативно-правовых актах.

В частности, Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1973 г.10 (далее - Киотская Конвенция 1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

. Особенности осуществления предпринимательской деятельности в оффшорных зонах

Предпринимательскую деятельность, осуществляемую на территории оффшора, в специальной литературе принято называть оффшорной.

Оффшорная деятельность представляет собой своего рода предпринимательскую деятельность, осуществляемую за пределами данной юрисдикции, имеющую зарубежные по отношению к ней источники дохода и подлежащую в ней льготному налогообложению. Исходя из этого же подхода, в оффшорной зоне должны быть законодательно определены организационно-правовые основы оффшорного бизнеса и условия, при соблюдении которых бизнес будет считаться законным.

В специальной литературе встречается использование термина оффшорное предпринимательство, который по своей сути тождественен термину оффшорный бизнес или оффшорная деятельность, но семантически ближе к российскому законодательству, закрепляющему понятие предпринимательская деятельность.

Оффшорное предпринимательство представляет собой процесс взаимодействия рыночных субъектов по поводу взаимной передачи прав собственности на какие-либо товары или услуги через оффшорные фирмы.

Правовые основы оффшорной деятельности определяются наличием в системе мирового права двух основных правовых систем: островной (англосаксонской), основанной на системе судебных прецедентов, и континентальной (романо-германской), основу которой составляют нормативно-правовые акты.

Это означает, что особенности организационно-правовых форм регистрируемых в оффшорных зонах юридических лиц зависят от принятой там системы права, которая определяется историческими и географическими предпосылками. В свою очередь, при регистрации оффшорных компаний применяются организационно-правовые формы, которые сложились в рамках этих систем права".

На сегодняшний день в законодательстве небольшого ряда стран содержатся четкие определения оффшорной деятельности. В этой связи интересен опыт государства Макао112.

В этом государстве в 1999 году был принят специальный закон, который наделил Макао статусом оффшора, закрепил достаточно широкий понятийно-категориальный аппарат в области оффшорной деятельности, а также предусмотрел подробный механизм учреждения и функционирования различных оффшорных институтов. В общем, закон об оффшорной деятельности регулирует отношения в следующих отраслях:

Оффшорная банковская и страховая деятельность;

Оффшорная трастовая деятельность и управление активами;

Оффшорная коммерческая деятельность;

Оффшорная деятельность по оказанию вспомогательных услуг. Помимо этого, законом закреплены определения следующих категорий:

. Оффшорная деятельность - любая экономическая деятельность, сконцентрированная на иностранных рынках, ведущаяся исключительно с нерезидентами и осуществляемая посредством операций в валюте, иной, чем «патака» (то есть иной, чем местная валюта государства Макао).

. Оффшорный институт - институт, являющийся юридическим лицом или не имеющий независимого юридического статуса, занимающийся оффшорной деятельностью.

. Оффшорная дочерняя компания - оффшорный институт, учреждённый в соответствии с законом территории, являющийся юридическим лицом и контролируемый другим институтом посредством участия в акционерном капитале или с помощью законодательных положений и условий договора.

. Оффшорный филиал - оффшорный институт, не имеющий независимого юридического статуса, являющийся филиалом компании, учрежденной за границей государства Макао.

. Оффшорный институт, оказывающий коммерческие услуги - оффшорный институт, занимающийся любым из видов деятельности, указанных в специальном списке, утвержденном решением Губернатора и публикуемом в Официальном издании. 6. Институт, оказывающий вспомогательные услуги - оффшорная дочерняя компания или филиал зарубежной компании, единственной задачей которого (-ой) является предоставление организации, от которой он (она) зависит или которой принадлежит, ряда вспомогательных услуг, указанных в списке, утверждённом решением Губернатора и публикуемом в Официальном издании.

Иными словами, законодательство Макао закрепляет не просто возможность осуществлять оффшорную деятельность, а приводит законодательство в соответствие с потребностями в осуществлении такой деятельности.

Если говорить в целом о предпринимательской деятельности компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, то ее можно охарактеризовать несколькими существенными признаками.

Первый из них состоит в том, что регистрации компании в оффшорной зоне не обусловливает для данной фирмы необходимость осуществления деловой деятельности исключительно по месту регистрации.

Любая компания, получившая регистрацию в оффшорной зоне, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в тех точках земного шара, где не существует запретов на создание компаний, имеющих статус «оффшорных». Кроме этого, регистрация компании в оффшорной зоне может как раз наоборот обуславливать обязанность такой компании осуществлять свою хозяйственную деятельность в любом месте, но только за пределами самой оффшорной зоны.

Второй признак состоит в том, что регистрация компании в оффшорной зоне возможна лишь при наличии каких-либо особо выгодных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Основные направления антиоффшорного регулирования

С момента зарождения современных оффшорных зон власти развитых стран стали предпринимать активные попытки противостояния процессу перемещения существенной части капитала резидентов конкретного государства на территорию оффшорных зон.

Типичным примером противостояния является составление так называемых «черных списков» оффшорных территорий, резиденты которых -оффшорные компании затем подвергаются определенной дискриминации при совершении операций с резидентами различных государств. Безусловно, прерогативой составления такого рода списков наделены только некоторые субъекты международных правовых отношений, так как данная проблематика приобрела транснациональный характер. К подобным субъектам относятся, прежде всего, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ -Financial Action Task Force), а также Организация объединенных наций (ООН) и Европейский союз (ЕС).

Помимо составления «черных списков» международные организации ведут и правотворческую деятельность, составляя и принимая правовые акты, стимулирующие, а в некоторых случаях обязывающие, государства предпринимать оперативные меры по борьбе со злоупотреблениями и недобросовестным использованием оффшорных механизмов.

В настоящее время сложно и преждевременно говорить о системе правовых актов, регулирующих рассматриваемую область, но тенденции по формированию такой системы в международном праве и законодательстве намечаются.

При этом формирование специфической отрасли законодательства, которое можно обозначить как «антиоффшорное», должно происходить не только на международном уровне, но такой процесс должен быть делом каждого государства, стремящегося поддерживать на международной арене высокий уровень респектабельности.

Речь не идет о системе нормативно-правовых актов, направленных на противостояние функционированию оффшорных зон, а подразумевается, что данные законы и подзаконные акты должны ограничивать возможности оффшорной деятельности и обеспечивать механизм воздействия на недобросовестных предпринимателей, злоупотребляющих услугами оффшорных зон и (или) использующих преимущества в преступных целях. Кроме того, указанные источники права должны быть направлены на ограничение вредоносной практики.

Взаимосвязь нормативно-правовых актов и определенной политики государств в области противодействия недобросовестному использованию оффшорных механизмов можно назвать «антиоффшорным регулированием», в котором правовые источники носят функцию инструмента, а сама политика - основа применения данного инструмента. Причем эффективность антиоффшорного регулирования зависит от полноценного и всестороннего сотрудничества государств и международных организаций по указанной проблеме.

Практика показывает, что соответственно указанным двум тенденциям борьба ведется и по двум направлениям и самостоятельными организациями, так как эти причины имеют разную природу и различную степень отрицательного воздействия на экономические процессы. Первое направление курирует ОЭСР, второе - ФАТФ. Соответственно и антиоффшорное законодательство представлено двумя самостоятельными блоками: в первом случае нормативно-правовые акты имеют гражданско-правовой и финансово-правовой характер, а второй блок представлен уголовными законами.

В данном случае контроль направлен на борьбу с указанными негативными явлениями. Следует отметить, что в обоих случаях претензии имеются также и к государствам, которые никак не являются оффшорными, например, к США -по линии ОЭСР, или ранее предъявляемые к России - по линии ФАТФ. Но особо пристальное внимание сосредоточено все же на оффшорных зонах.

Хотя влияние международных организаций на деятельность тех или иных государств существенно, однако не в силах устранить всех негативных последствий функционирования оффшоров без адекватного реагирования со стороны самих государств, без выработки соответствующих национальных правовых механизмов.

В настоящее время финансовый капитал становится более мобильным, что способствует его перемещению из одной страны в другую, в зависимости от благоприятности местных условий. В результате ставка налогообложения стала одним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение капитала.

Одним из факторов негативного отношения к оффшорам является осуществляемый ими налоговый демпинг, который выражается в установлении нулевой или минимальной налоговой ставки и, как следствии, переманивании мобильного капитала из других стран и подрыве налоговой базы этих государств.

. Регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах

Согласно международным стандартам свободная экономическая зона должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико-географическое положение. Кроме того, все ныне действующие зоны и регионы-претенденты на такой статус располагаются на очень значительных территориях (в пределах республики, области, города-гиганта).

Вследствие развития законодательства в свободных экономических зонах в настоящее время существует насущная необходимость административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а также гармонизации национального законодательства, непосредственно определяющего режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, а также норм международного права, регламентирующих общественные отношения в особых экономических зонах.

Анализируя различные точки зрения по данной проблематике, необходимо отметить, что в настоящее время присутствуют две основные точки зрения в отношении регулирования государством предпринимательской деятельности. Противники административно-правового регулирования предпринимательской деятельности указывают на то, что этим создается почва для коррупции, вымогательства взяток чиновниками, решающими соответствующие вопросы. Небывалая коррумпированность государственного аппарата действительно является проблемой, возникшей за последнее десятилетие. Но нельзя решить эту проблему путем отказа от выполнения необходимых государственных функций (контроль, лицензирование, техническое регулирование и др.)

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, в частности, существует во всех странах мира. При этом формы и методы государственного воздействия на экономику, а также субъектов предпринимательства достаточно разнообразны в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа.

Административно-правовое регулирование ограничивает самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности. Такое ограничение действительно имеет место в случаях, когда это необходимо в интересах общества, например при антимонопольном регулировании, сертификации продукции, налоговом, валютном, таможенном регулировании. Вводимые в таких случаях ограничения необходимы для сочетания интересов предпринимателя, отдельно взятой личности, а также всего общества.

Но в некоторых случаях административно-правовое регулирование не ограничивает, а, напротив, расширяет возможности хозяйствующих субъектов. Сюда относится государственная поддержка субъектов малого предпринимательства - малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства и др.

В то же время существуют и такие методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, которые направлены на установление общих условий хозяйственной деятельности - государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности. Подобные методы административно-правового регулирования имеют легитимационное значение, с их помощью определяется правосубъектность субъектов предпринимательской деятельности, требующей специальных знаний, технологически сложной, опасной для окружающих, важной для обеспечения стратегических интересов государства.

Особое место занимают такие методы административно-правового регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Анализируя различные мнения, отметим, что большинство специалистов считает, что административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности необходимо <39>. Для доказательства утверждения мы предлагаем рассмотреть экономические правовые и иные основания.

Одним из наиболее важных оснований осуществления административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах является экономическое основание. Прежде всего, это связано с невозможностью полной саморегуляции рыночного механизма. Функции регулирования должно взять на себя государство. Представляется очевидным, что содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах прямо или косвенно зависит от законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность вообще.

Существование большого количества законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, позволило поставить вопрос о принятии предпринимательского кодекса.

Предпринимательский кодекс даст возможность создать правовые условия для развития предпринимательства, четко определить принципы, нормы и институты предпринимательской деятельности. При регулировании предпринимательской деятельности гражданским законодательством правовое регулирование осуществляется с позиций учета только частных интересов, предпринимательское право как самостоятельная отрасль права будет регламентировать предпринимательскую деятельность, учитывая частные и публичные интересы. Данный подход особенно важен при административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Однако в научной литературе существует и диаметрально противоположная точка зрения.

экономический зона законодательство предпринимательский

Заключение

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основания нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационный момент.

В современных условиях хозяйствования особенно актуально создание и развитие зон свободного предпринимательства.

Создание зон свободного предпринимательства рассматривается как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах предпринимательство имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

Таким образом, свободные экономические зоны и находящиеся в них зоны свободного предпринимательства - это мощный инструмент по привлечению иностранных инвестиций, а также они могут использоваться для сглаживания экономических показателей регионов страны.

Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета.- 1993. - 25 декабря. - № 237; 2008.- 31 декабря.- №267.

.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //СЗ РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.

.Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года»//СЗ РФ, 20.08.2001, № 34, ст. 3503.

Специальная литература

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991. Введение и гл. 1, с. -15.

. Борисов Е.Ф. Основы экономики. Москва: «Юристъ», 2005г.

. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск: 2007 г.

. Бусыгин Л. Предпринимательство: Основной курс. - Москва. 2006.

. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательские формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - Моск К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс издательство "Инфра - М", 2000. ва. 2009.

. Закупень Т.В. Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. М., 2011

. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2012.-716с.

. Курс экономической теории: общие основы экономической теории.

. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 2013.-736с.

. Курс экономической теории: Учебник /Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой

Похожие работы на - Свободные экономические зоны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!