Теоретические основы процесса управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    338,14 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические основы процесса управления

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы процесса управления

.1 Сущность и понятие элементов процесса управления

.2 Содержательные аспекты процесса управления

Глава 2. Влияние человеческого фактора на процесс правления

2.1 Социально-психологические факторы, влияющие на процесс управления в организации

2. Особенности взаимодействия субъекта и объекта в процессе управления в организации

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.

Актуальность обусловлена тем, что управление организацией рассматривается как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В данных случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей.

Управленческая деятельность состоит из этапов:

) получение и анализ информации;

) выработка и принятие решений;

) организация их выполнения;

) контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;

) вознаграждение или наказание исполнителей.

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и прочие.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т. п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть сущности и содержания процесса управления его объективных и субъективных факторов как аспектов эффективной деятельности предприятия.

Задачи курсовой работы:

1.  Провести обзор литературы.

2.  Рассмотреть теоретические основы процесса управления.

3.      Изучить содержательные аспекты процесса управления

.        Рассмотреть человеческие факторы, влияющие на процесс управления.

.        Изучить особенности взаимодействия субъекта и объекта в процессе управления в организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

В первой главе описываются теоретические основы процесса управления.

Во второй главе рассматривается влияние человеческого фактора на процесс управления.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

содержательный человеческий эффективный управленческий

1.1 Сущность и понятие элементов процесса управления

Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Это процесс содержит следующие задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Управленческий процесс означает руководство чем-либо или кем-либо. Функции процесса управления имеет две общих характеристики: 1) все они требуют принятия решений; 2) для выполнения всех функций необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Эти две характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость.

Принятие решений. Управленческая работа - это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку составить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие - для данной организации в данное время и в данном месте. Принятие решения - это выбор того, что и как прогнозировать, планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя.

Требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми. Организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Коммуникации между людьми не будут эффективными если люди не смогут договориться об общей цели. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Процесс управления: процесс превращения цели в согласованную деятельность; функционирование системы управления, взаимодействие звеньев; разработка управленческих решений; деятельность менеджера во времени и пространстве (диахроническая характеристика управления); последовательность действий, составляющих управление (воздействие); процесс формирование воздействия; решение проблем развития предприятия

1.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это составляет основное содержание понятия "процесс управления". Это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуги на "выходе" системы.

Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Начало процесса принятия решений является информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команды, приказа, распоряжения, плана и т.д.) подается на "вход" управляемого объекта. Процесс принятия управленческих решений -это циклический характер, который начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать.

В системе управления производством и принятия решений основным и ведущим ее «элементом» являются процессы управления. Процесс управления по сравнению с другими элементами системы управления в значительной мере зависит от человеческого фактора, что затрудняет его формализацию. Процесс управления наиболее полно и развернуто характеризует систему управления в целом.

Процесс управления: определяется характером решаемых задач, обладает специфическими свойствами, может быть классифицирован на основе отдельных операций в зависимости от конкретных условий.

Характер содержания процесса управления определяется характером решаемых задач. В зависимости от этого различают 6 основных аспектов содержания управления, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Характер содержания процесса управления

Методологическое содержание управления, как один из аспектов процесса управления, предполагает представление процесса управления в виде последовательности четырех его этапов: определения цели, оценки ситуации, определения проблемы и отыскания решения управленческого решения (рис.2)

Рис. 2 Этапы процесса управления

Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система, т. е. это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния.

Процесс управления начинается с уяснения, определения и постановки цели воздействия. Цель означает планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Ситуация - это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Ситуация характеризуется совокупностью учитываемых факторов, измеряемых показателей (переменных) и их оценкой. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели.

Проблема - это противоречие между желаемым и действительностью. Для его разрешения, для приближения системы к цели необходим акт воздействия. Противоречие, на разрешение которого должно быть направлено воздействие, и есть проблема. Без определения проблемы невозможно никакое управленческое решение.

Управленческое решение как заключительный этап процесса управления представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому ее разрешению в управляемой системе. Решение является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Процесс управления имеет экономическое содержание, которое обусловлено тем, что в процессе управления находит свое выражение использование ресурсов производства - от оценки их наличия до превращения в продукт. Экономическое содержание процесса управления проявляется при выполнении этапов (рис. 3):

установление экономических потребностей;

оценка наличия ресурсов;

распределение ресурсов;

использование ресурсов.

Рис. 3. Экономическое содержание процесса управления

Социальное содержание процесса управления раскрывается ролью человека в его осуществлении. Каждый этап этого процесса (целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения) предполагает непременное участие человека.

Организационное содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия - этапов (рис.4):

регламентирования (регламент - совокупность правил, положений, определяющих порядок выполнения работ);

инструктирования - процесса разъяснения порядка и способа выполнения какой-либо работы или действия;

указания на меру ответственности за невыполнение или неправильное выполнение порученной работы.

Рис 4. Организационное содержание процесса управления

Функциональное содержание процесса управления проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Выделяю формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей (рис. 5):

планирование, прогнозирование - выработка и постановка целей и задач в сфере управления производством, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

организация - создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементы процесса реализации планов;

координация, регулирование - обеспечение необходимой согласованности действий людей как элемент процесса реализации намеченных планов;

стимулирование, активизация-побуждение людей к действию, предусматривающее обеспечение повышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации планов;

контроль, анализ, учет - систематическое наблюдение за деятельностью людей для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации планов.

Рис. 5 Функциональное содержание процесса управления

Информационное содержание процесса управления проявляется в последовательности выполнения работ в процессе управления на следующих этапах (рис. 6):

Рис. 6 Информационное содержание процесса управления

Свойства, которыми обладает процесс управления:

. Свойство изменчивости (динамичности) проявляется в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике, характеру осуществления, а также в динамичности взаимодействия различных его этапов и операций. Процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляясь в различном взаимодействии звеньев управления.

. Свойство устойчивости проявляется в возникновении в процессе управления и соответствующем закреплении определенных каналов его осуществления. Они образуют естественную структурную основу системы управления, которая закрепляется в организационных актах ее стабилизации и служит системообразующим фактором процесса управления. Это свойство образует систему управления, которая представляет собой совокупность устойчивых связей процесса управления между звеньями, которые его осуществляют.

. Свойство непрерывности процесса управления может проявляться по-разному: в зависимости от уровня управления, особенностей самого процесса производства (является ли оно единичным, серийным, массовым и пр.).

. Свойство дискретности дополняет свойство непрерывности и в определенном смысле противоположно ему. Оно проявляется в том, что процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс для активной организационной работы на этапе решения.

. Свойство последовательности. Оно характеризует обязательную последовательность этапов осуществления процесса управления. Это свойство не может быть построено по своим этапам иначе, как цель, ситуация, проблема, решение. Каждый из этих этапов является обязательным и играет большую роль в эффективности управления.

. Свойство цикличности. Повторяемость процессов управления все в новых и новых циклах.

Понимание свойств процесса управления имеет большое значение в успешном решении всех проблем его совершенствования, повышения эффективности управления предприятием.

Вывод. Таким образом, процесс управления - это деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ


2.1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ


Субъект управления - это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления, для вышестоящих руководителей.

Чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и соответственно   осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность реализовать эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие цели он при этом преследует. Когда цели управления - это желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования совпадает с целями, преследуемыми субъектом управления, последний ориентирован на наиболее эффективное управление. Чтобы это существовало, необходимо соблюдение 2 двух условий:

) субъект управления не должен иметь возможности достижения своих целей за счет управленческой деятельности в независимости от достижения целей управления;

) степень достижения субъектом управления своих целей за счет управленческой деятельности должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей управления.

Полная потребность субъекта управления управлять к результатам функционирования объекта управления проявляется тогда, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, который реализовывает функцию управления, потребность управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Эта потребность связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

Объект управления - это социальная система, на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели.

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Чтобы процесс мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

) обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования объекта управления и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

) увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Информационный подход, при котором управление рассматривается, как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Основными группами функций системы управления являются:

) функции принятия решений (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий).

) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до объекта управления и обменом информацией (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕСТВИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Совместная деятельность людей в организации предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. На этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Организация, имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

Для осуществления коммуникации необходимы люди : отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или реципиент). Деятельность по управлению трудовым коллективом представляет собой постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.

Выделяют следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

·    решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;

·        удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.).

Различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании - рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые мы и будем рассматривать далее.

К. Шеннон предложил модель, в соответствии которой определяют основные элементы коммуникационной цепи:

·        источник информации;

·        передатчик;

·        приемник;

·        получатель информации.

Источник информации - это лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое и располагающие той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Отправитель информации является в то же самое время и ее источником.

Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло).

Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих, так или иначе в своей деятельности полученные сведения.

Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Различают каналы различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.

Коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

Для понимания сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя информации и ее получателя. Тезаурус - это вся совокупность информации, которой располагает данный человек. В процессе общения могут, возникать барьеры в понимании информации это может быть профессиональной и трудовой деятельности.

Эффект коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации.

В социальной среде существуют пути передачи информации формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные пути передачи информации установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре, как по вертикали, так и по горизонтали.

К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Выделяют две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

. Потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью;

. Низкая эффективность отдельных элементов официальной системы.

Вывод. Таким образом, эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления зависит от того, каким образом они понимают информацию друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. Для взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны компоненты, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностного взаимодействия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема нашей курсовой работы субъективные и объективные факторы эффективного управленческого процесса в организации. В ней были рассмотрены следующие вопросы:

1. Теоретические основы процесса управления.

. Сущность и понятие элементов процесса управления.

. Содержательные аспекты процесса управления.

. Влияние человеческого фактора на процесс управления.

5. Социально-психологические факторы, влияющие на процесс управления в организации.

6. Особенности взаимодействие субъекта и объекта в процессе управления в организации.

Основным условием деятельности современной организации в условиях рынка является процесс управления. Управление представляет собой функцию специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

Процесс управления предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй - в позиции объекта управления. Это взаимодействие характеризуется:

· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;

· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

При реализации управленческого взаимодействия между двумя субъектами существует управленческая связь.

Чтобы между двумя субъектами существовала управленческая связь и осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубоких отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

Считаем, что с поставленными задачами справились и тему курсовой работы раскрыли полностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 2014.

.        Большаков А.С. Менеджмент. Краткий курс. СПб.: Издательство “Питер”, 2008.

.        Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.        "Экономика предприятия" / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова - Москва: "Банки и биржи", издательское объединение "Юнити",2008.

.        Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин - Н. Новгород: НИБМ, 2008.

.        Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

.        Пригожин, А.И. Методы развития организаций. / А.И. Пригожин - М.: МЦФЭР, 2009.

.        Сацков, Н.Я. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Н. Я. Сацков. - Донецк: Сталкер, 2008.

.        Уткин, Э.А. Управление компанией. / Ю.А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2012.

.        Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие, 2011.

.        Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика,2008.

Похожие работы на - Теоретические основы процесса управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!