Рыночные отношения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рыночные отношения

ГОУ СПО

Сокольский педагогический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: "Экономическая теория"

Тема: "Рыночные отношения"

Содержание

1. Словарь

2. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве

3. Структура и виды рынков

4. Характеристика рынка

5. Основные компоненты рынка

Список литературы

1. Словарь

 

Акция - это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда, на участие в управлении делами этого общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Открытое акционерное общество (ОАО) - форма организации публичной компании <#"881834.files/image001.gif">

Рис. 1. Основные виды рынков

Каждая из представленных групп, в свою очередь, делится на самые разнообразные разветвления - системы и подсистемы, секторы и подсекторы.

Так, потребительский рынок подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные товары, и включает рынки одежды, обуви, автомобилей, жилья, продовольствия и пр. (а в числе последнего можно выделить секторы овощей, фруктов, молочных, мясных, рыбных и других продуктов).

Рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства) - это оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, рынки земли, кормов, газа, станков, электроэнергии, топлива и так далее;

Рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и пр.;

Финансовый рынок - рынки ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход), банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

Рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами).

Рынок труда, рабочей силы, рабочих мест (для работодателей и наемных работников).

Рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и т.д.).

Если иметь ввиду территориальные границы, то различают следующие рынки: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний рынок той или иной страны); в) международный региональный - общий рынок определенного ряда стран (например, 15 государств Европейского Союза); в) мировой рынок охватывает либо товарообменные связи по миру в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе (скажем, мировые рынки бананов, кофе, зерна, золота, нефти).

4. Характеристика рынка


Рынок существует не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, он проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Рынок способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

Данные свободы позволяют покупателю выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец способен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный, б) нелегальный, в) регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом свобод. Свободным рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на этом рынке строятся по горизонтали. Между контрагентами (договаривающимися) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок). Данный рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

Нелегальный рынок - близок по характеру ведения его субъектов к свободному рынку. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает его разновидность - теневую экономику. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (отсутствие лицензий, патентов, неуплата рыночных сборов, налогов и т.д.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).

Первым двум типам рыночных отношений присуща определенная черта - стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества неслучайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

В ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений - регулируемый рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами. Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут работать, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они заблаговременно стремятся обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов.

Ко второй половине ХХ в. рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути производителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.). Так, в США насчитывается свыше 380 тыс. фирм оптовой торговли и 1500 тыс. фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт. Под социальным институтом понимается определенная организация, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Со второй половины ХХ в. рынок базируется на совокупности определенных институтов:

правовая система, которая организует правовое регулирование рынка (защита субъектов рынка и наказание виновных за нарушение правовых норм).

органы государственного контроля и регулирования (учреждения санитарного, экологического, эпидемиологического контроля; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства).

Значит, современный рынок органически включает вертикальные связи. Они идут вниз от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профсоюзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов.

рыночная инфраструктура - торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Таким образом, рынок предстает перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает рынку новое качество - способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих цен.

5. Основные компоненты рынка


Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора:

) рыночные цены,

) спрос и предложение товаров-услуг, а также 3) конкуренцию.

Рыночные цены представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регулирующее действие уже показано в функциях рынка.

Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д. е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д. е. - 900 штук.

"Напарник" спроса - предложение - это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Так, например, если производители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д. е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

Наконец, конкуренция (от лат. concurrere - сбегаться, сталкиваться). Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся, как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники - получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция - это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); наконец, привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).

Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей - в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках.

В поисках эффективных приемов конкурентной борьбы соперники действуют подчас весьма изобретательно. Так, любопытный пример дает соперничество между паромными компаниями (которые еще недавно монопольно перевозили пассажиров через пролив Ла-Манш за 1,5 часа) и потеснившим их с 1994 года "Евротуннелем" (время в пути сократилось втрое!).

Стремясь переманить у последнего как можно больше клиентов, "паромщики" не только резко снизили цены на билеты (ценовая конкуренция), но и открыли на борту своих кораблей торговлю товарами, не облагаемыми таможенными пошлинами. Эта беспошлинная торговля, или так называемая торговля duty-free [дьюти-фри] (от англ. duty - пошлина +free - свободный), представляет собой один из примеров удачной неценовой конкуренции.

Правда, позднее (с июля 1999) практика торговли duty-free в рамках Евросоюза была вообще прекращена; но сам метод конкурентной борьбы с помощью создания дополнительной выгоды для клиентов весьма поучителен.

Оценивая конкуренцию, Альфред Маршалл замечает, что от нее "отдаёт слишком большим привкусом зла", проявлениями "эгоизма и безразличия к благополучию других людей". Это верно, примитивные капиталисты-хищники ведут конкуренцию жестокими методами. Но, во-первых, по мере того как цивилизуется общество, число этих диких людей сокращается. А во-вторых, нормальная конкуренция - это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль.

Конкуренция способствует: расширению и рационализации производства; внедрению прогрессивных новшеств; экономии ресурсных затрат; повышению общей эффективности экономики; оптимальному удовлетворению спроса; уравниванию и снижению цен

Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, "отбраковывая" убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей, создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнеров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

Вместе с тем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает своего рода враг конкуренции - монополия.

Практикум

1. Поясните, что понимается под эластичностью спроса и как эта эластичность измеряется.

. Определите конкретно, когда спрос бывает эластичным и когда неэластичным. Отметьте, почему показатель эластичности спроса важно знать покупателям.

Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный - к их снижению.

Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, называется законом спроса. Этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен.

Согласно закону спроса потребителями при прочих равных условиях будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Однако реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности на изменение цены, может быть различной по интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели на уменьшение цен, например, на автомобили и французские духи, с одной стороны, и на хлеб и молоко - с другой; в одном случае может существенно возрасти объем продаж, в другом - изменится мало.

Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах.

Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие "эластичность", которое можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.

Эластичность спроса: мера зависимости изменения спроса на товар от изменения его цены.

Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаницы, неизбежной при абсолютных измерителях, и построить единый показатель для всех случаев. Его называют коэффициентом эластичности. Такой показатель можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью.

Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:

) эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;

) неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.

Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы


Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене ΔР на первоначальную цену Р, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции ΔQ на то количество продукции Q, на которое спрос предъявлялся первоначально:


Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса.

Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества (ΔQ) больше (ΔР) уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным, т.е. ED > 1 и в данном случае он равен 2).

При неэластичном спросе, напротив, ED < 1 (например, если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1% - спрос неэластичен. Коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3).

В случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1, например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1% (от которого, собственно, и определено название "единичная эластичность").

Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно выделить еще два - абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.

В случае абсолютно эластичного спроса - самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. (Е = ∞). Абсолютно эластичный спрос характерен для условий совершенной конкуренции.

В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), например, приближающейся к абсолютно неэластичному спросу, можно привести ситуацию с некоторыми медикаментами (спрос на инсулин).

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся такие, как:

) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, отсутствие таковых влияет противоположным образом;

) значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным - на все другие группы товаров;

) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю потребительского бюджета - неэластичны;

) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Помимо эластичности спроса по цене важный экономический смысл имеет также эластичность спроса но доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода:


Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, постольку и данный показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (ЕD > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, например о дополнительной паре обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (ЕD > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

Возможна и противоположная ситуация, когда значение ЕD отрицательно (ЕD < 0). В этом случае речь, скорее всего, идет об аномальных или низкокачественных товарах (дешевые сорта макарон, маргарин и т.п.), т.е. тех товарах, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.

Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши (драгоценностей, мехов), некоторых продуктов питания (например, черной икры) и дорогих предметов потребления, таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио - и видеотехника, персональные компьютеры и других, потому, что они могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на эти товары поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.

Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами - хлеб, картофель, соль, повседневную одежду и обувь, белье, расходы на общественный транспорт и т.д. Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба, картофеля, соли или электричества для освещения и других бытовых нужд. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет первой необходимости и, наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.

Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.10% -ный рост цен на карандаши или жевательную резинку вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же подобные повышения цен, например, на автомашины или жилые дома, составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

Показатели эластичности спроса важно знать для покупателей, чтобы правильно планировать семейный бюджет.

рыночная система рынок спрос

Список литературы


1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2000.

. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тренинги и тесты. - М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1996.

. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд. исп. - М.: ИНФРА-М, 2001.

. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой, А.Ю. Юдакова. - М.: КНОРУС, 2005.

Похожие работы на - Рыночные отношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!