Антикризисное управление на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антикризисное управление на предприятии

Введение

антикризисный управление неплатежеспособность реструктуризация

В условиях мирового финансового и экономического кризиса, затронувшего и нашу страну, все больше и больше хозяйствующих субъектов остро сталкиваются с такими явлениями, как ужесточение денежно-кредитных отношений, отсутствие инвестиций, кризис неплатежей, ухудшение конъюнктуры рынка. Это ведет к усугублению кризисных ситуаций в работе многих предприятий. В одних случаях действенными оказываются меры антикризисного регулирования, в других - единственным возможным выходом из создавшегося положения является проведение процедуры банкротства.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой.

В связи с этим нужно отметить, что знание причин, вызывающих кризисные ситуации на предприятиях, умение прогнозировать эти ситуации и применять соответствующие антикризисные модели управления, а также знание основ законодательства о банкротстве и методов диагностики несостоятельности является необходимым для любого специалиста, работающего в сфере управления предприятием. Данный факт определяет актуальность настоящей работы.

Основной целью контрольной работы является освещение некоторых проблем банкротства с учетом современных российских условий. В ходе написания работы были решены такие задачи, как описание основных методов диагностики неплатежеспособности и некоторых этапов процедуры банкротства (внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение); анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на платежеспособность предприятия; освещение роли государства в антикризисном управлении и социальной защите работников несостоятельных предприятий.



1. Методы оценки неплатежеспособности предприятий

антикризисный управление неплатежеспособность реструктуризация

В соответствии с действующим законодательством о банкротстве предприятий для оценки их неплатежеспособности применяются такие показатели как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запасов, денежных средств, дебиторских задолженностей, краткосрочных финансовых вложений, и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

Ктл = ;

Значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода, меньше 2 (Ктл < 2), является основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительным, а предприятие - неплатежеспособным.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Коэффициент определяется как отношение разности между объемами капитала и резервов и фактической стоимостью внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запасов, денежных средств, дебиторских задолженностей, краткосрочных финансовых вложений и прочих оборотных активов.

Косс =

Значение коэффициента обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода, меньше 0,1 (Косс < 0,1), является основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Кв(у) п) характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение установленного периода.

Коэффициент восстановления платежеспособности за период 6 месяцев рассчитывается по формуле:

Квп = ,

где Т - отчетный период, в месяцах;

Ктл (к.г) - коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода;

Ктл (н.г) - коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Если этот коэффициент меньше 1, то предприятие не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

Коэффициент утраты платежеспособности за период 3 месяца рассчитывается по формуле:

Куп = .

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный за период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия сохранить в течение этого времени свою платежеспособность. И наоборот, если этот коэффициент меньше 1, то предприятие в ближайшее время может утратить платежеспособность.

Согласно правилам предприятие признается неплатежеспособным при наличии одного из следующих условий:

■ коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода ниже нормативного значения;

■ коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами на конец отчетного периода ниже нормативного значения;

■ коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности <1.

Методика, рассмотренная выше, позволяет оценить ближайшие перспективы платежеспособности предприятия. Прогноз на более длительный период (как считается, на 2 - 3 года вперед) может быть получен путем расчета индекса кредитоспособности.

Этот метод предложен в 1968 году известным западным экономистом Эдвардом Альтманом. Индекс кредитоспособности является комплексным финансово-экономическим параметром, выведенным опытно-статистическим способом: построен на основе представительной выборки эмпирических данных, обработанных при помощи мультипликативно-дискриминантного анализа, и по ряду текущих показателей, характеризующих хозяйственный потенциал предприятия, синтезируя их, позволяет судить или о вероятных для предприятия перспективах экономического роста, или о возможности его несостоятельности (банкротства) в обозримом будущем [11, с. 62].

В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:

= 3,3 * К1 + 1,0 * К2 + 0,6 * К3 + 1,4 * К4 + 1,2*К5,

где показатели-аргументы К1, К2, К3, К4, и К5, представленные в модели, применительно к особенностям отечественного учета.

1.1 Анализ внешних и внутренних факторов неплатежеспособности предприятия

В литературе существует классификация видов банкротства, согласно которой выделяют «несчастное», «ложное» («корыстное») и «неосторожное» банкротство. Каждому виду присущи определенные особенности и причины. Так, «ложная» несостоятельность наступает вследствие умышленного сокрытия собственного имущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам; «несчастное» банкротство - чаще всего результат внешних факторов, таких как стихийные бедствия, военные действия, кризис в стране, политическая нестабильность, общий спад производства, банкротство контрагентов и др. На внешние факторы предприятие не может влиять вообще, либо может оказывать ограниченное влияние. «Неосторожное» банкротство может быть вызвано внутренними причинами - неэффективной работой персонала, осуществлением рискованных операций. Внутренние причины несостоятельности, как правило, вызваны организацией работы самого предприятия. В каждом конкретном случае нужно говорить о совокупности факторов, приведших предприятие к банкротству.

К числу внешних факторов, влияющих на деятельность предприятия, обычно относятся: размер и структура потребностей, уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесен уровень цен и возможность получения потребительского кредита); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим [6, с. 12].

Одним из наиболее сильных внешних факторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Для каждой производственной (технологической) системы существуют определенные пределы роста объемов деятельности - те же самые процессы, которые сформировали систему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшее развитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономической литературе эти моменты называются переломными точками, технологическими разрывами. Переход от электронных ламп к полупроводникам, от грампластинок к магнитной ленте и т.д. является примером технологических разрывов. В результате хозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых с разрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно, незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результате предприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежно отставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десяти лидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют не только крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения, которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея проката детских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированных на их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось на деятельности фирм, производящих текстильные изделия.

К внешним причинам банкротства следует также отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других - за счет более совершенных технологий.

Внешним фактором, способным привести к банкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадии циклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которые начинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которые они вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступает почти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который является результатом столь же резкого изменения цен на товары.

Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они классифицируются четырьмя категориями [6, с. 25]:

      Маркетинг

      Производство

      Кадры/управление

      Финансы

К маркетинговой категории относятся следующие причины: это ошибочный прогноз спроса на продукцию предприятия (ее востребованность), нерациональная ценовая структура (высокая цена - маленький сбыт, низкая цена - минимальная прибыль), плохое обслуживание покупателей, неэффективная дистрибьюторская сеть, неблагоприятное изменение в портфеле заказов.

К производственной категории относятся: неподходящее местоположение предприятия, несовершенная и устаревшая технология, слабое производство и контроль качества продукции (несоответствие общепринятым стандартам качества), неправильный упор в исследованиях и разработках, что приводит к увеличению затратной части производства.

К кадровой / управленческой категории относятся: неэффективная управляющая команда, излишек рабочей силы (как правило, наследие от государственного планового хозяйства СССР), нерациональная структура управления предприятием, низкий уровень оперативного планирования и контроля над предприятием.

К финансовой категории относятся: неэффективные инвестиционные решения, неоптимальная структура капитала, плохой контроль денежных средств, неверное налоговое планирование.

В процессе развития кризиса на предприятии все эти причины могут дополнять друг друга, усиливая общий отрицательный эффект.

На практике часто случается, что управляющая команда, не распознав своевременно сигналы неблагополучия предприятия, обвиняет только внешние факторы в банкротстве бизнеса.

1.2 Роль государства в антикризисном управлении

Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемый в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее [8, с. 8].

Нужно отметить, что под антикризисным управлением подразумевается проведение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Воздействие на должника на макро и микроуровне обычно определяют как антикризисное регулирование. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, до 2004 г. являлась Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).

ФСФО выполняла следующие функции:

анализировала экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливала рекомендации по их устранению;

проводила работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, вела учет неплатежеспособных предприятий;

выступала уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривалось участие собственника предприятия.

Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

•        поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

•        предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально - значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

•        уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

Такие меры можно разделить на две группы:

.        финансовая поддержка,

.        особое администрирование

Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

•        целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

•        субсидирование процентной ставки по кредиту;

•        предоставление гарантий по кредиту;

•        налоговые льготы;

•        налоговый кредит.

Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:

•        введение дополнительных форм отчетности;

•        установление обязательных нормативов;

•        лицензирование;

•        обязательное страхование ответственности;

•        законодательное ограничение тарифов;

•        другие законодательные ограничения.

1.3 Реструктуризация неплатежеспособного предприятия в рамках конкурсного производства

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В рамках конкурсного производства происходит ликвидация неплатежеспособного предприятия и исключение его из реестра действующих. Срок проведения конкурсного производства - до 6 месяцев, с возможностью продления еще не более чем на 6 месяцев.

Конкурсное производство имеет целью:

. соразмерно удовлетворять требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов, при этом имущество предприятия-должника продается;

. охранять стороны то неправомерных действий по отношению друг к дргу.

С момента признания должника несостоятельным:

без согласия кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);

сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими;

прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности.

Все имущественные требования предъявляются к банкроту только через конкурсное производство.

Конкурсное производство осуществляет конкурсный управляющий, который распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу, взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и т.д.

Кандидатуру управляющего выдвигает собрание кредиторов, а назначается он арбитражным судом.

Собрание кредиторов решает вопрос о начале, форме продажи имущества банкрота, о начальной цене этого имущества. Оно также может принять решение о заключении мирового соглашения.

Все имущество (активы) должника образует конкурсную массу. В нее включаются:

жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные и лечебные учреждения, спортивные сооружения, отдельные важные для данного региона объекты производственной инфраструктуры (они передаются на баланс местных органов власти);

имущество, являющееся предметом залога;

имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника).

После того как сформирована конкурсная масса, произведена инвентаризация и оценка имущества, конкурсный управляющий представляет собранию или комитету кредиторов возможные варианты продажи имущества должника, которое выносит решение о начале продажи, ее форме и начальной цене имущества. Эта важнейшая стадия конкурсного производства, поскольку нередко от нее в решающей степени зависят результаты всей рассматриваемой процедуры банкротства. Продажа имущества должника, как правило, производится на открытых торгах. Что же касается имущества должника, являющегося ограниченно обороноспособным, то оно может быть продано только на закрытых торгах. В случае если имущество не было продано на первых торгах, закон допускает их повторное проведение или реализацию имущества на основании договора купли-продажи, заключенного без проведения торгов. Кроме того, конкурсный управляющий вправе выставить на открытых торгах права требования должника.

Необходимо отметить, что в ходе проведения ликвидационных процедур конкурсный управляющий обязан использовать только один основной счет. Другие известные счета подлежат закрытию, а денежные средства находящиеся на них должны быть переведены на основой счет. На указанный счет зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства и с него осуществляются все выплаты кредиторам и оплачиваются расходы.

Конкурсный управляющий учитывает все претензии к банкроту, анализирует (в том числе отклоняет) их, составляет их список с указанием сумм и очередности удовлетворения.

Согласно ч. I ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

.        требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (путем капитализации соответствующих повременных платежей);

.        выплата выходных пособий, зарплаты;

.        удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом из имущества ликвидируемого юридического лица;

.        платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

.        прочие кредиторы.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредитора, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества предприятия, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался за иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Следует отметить, что итогом конкурсного производства далеко не всегда является ликвидация производственных мощностей предприятия. В процессе конкурсного производства после вычленения из бизнеса должника рентабельных производств в новое акционерное общество (на стадии внешнего управления) или продажи бизнеса должник ликвидируется с частичным погашением кредиторской задолженности. Таким образом, реструктуризация предприятия подразумевает передачу рентабельных производств новым владельцам.

2. Процедура внешнего управления

Внешнее управление - организационная процедура, назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, при которой управление предприятием возлагается на внешнего управляющего; регламентируется федеральным законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. Процедура внешнего управления не является для России новой, но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. №623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Еще одним документом, предшествующим закону «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. №717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота и его имущества».

Процедура внешнего управления (судебная санация) применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом происходит передача полномочий по управлению должником временному управляющему. Следует отметить, что новый закон более детально регламентирует данную процедуру. Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

Указанная процедура вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения первого собрания кредиторов на срок до 12 месяцев и может быть продлена еще до 6 месяцев. Руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и назначается внешний управляющий. При назначении арбитражного управляющего должнику предоставлено право предложить свою кандидатуру, а при наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе (п. 4 ст. 8 Закона). Реальные возможности должника влиять на выбор арбитражного управляющего по сравнению с кредиторами ограничены, так как кандидатура может быть заблокирована при утверждении плана проведения внешнего управления (п. 8 ст. 20 Закона).

С момента введения внешнего управления руководитель предприятия-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Все полномочия юридического лица переходят к внешнему управляющему.

Внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества и уступка прав требования должника; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, а также размещение дополнительных обыкновенных акций на этом предприятии; замещение активов должника; продажа предприятия должника; иные меры по восстановлению платежеспособности предприятия.

Внешний управляющий распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учеты и отчетность, реестр требований кредиторов, реализовывает мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, и представляет собранию кредиторов отчет об итогах реализации этого плана. Он может заключать от имени должника мировое соглашение.

Крупные сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем десять процентов балансовой стоимости активов должника, внешний управляющий может заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Такое же согласие требуется при получении или выдаче займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований, перевод долга, если эти сделки не предусмотрены планом внешнего управления.

Руководитель предприятия-должника вправе обратиться с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии обыкновенных акций и принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав общества с целью увеличения уставного капитала, а также о замещении активов и продаже предприятия. В решении о продаже предприятия указывается минимальная цена.

Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона после проведения инвентаризации и оценки имущества должника. В особых случаях (когда имеется ограниченно оборотоспособное имущество) продажа имущества осуществляется путем проведения закрытых торгов.

Начальная цена продажи предприятия устанавливается решением собрания кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком. Начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены, установленной органами управления должника.

Проведение торгов осуществляется внешним управляющим (или привлекаемой специализированной организацией) с целью получения денежных средств от продажи предприятия не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления.

Собрание кредиторов по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего принимает решение об обращении в арбитражный суд:

•        о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

•        о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований;

•        о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

•        о заключении мирового соглашения.

Если арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом, вводится конкурсное производство сроком на один год, назначается конкурсный управляющий.

Необходимо отметить, что в отношении отдельных категорий должников закон не предусматривает введение внешнего управления; это - кредитные организации, ликвидируемый должник, отсутствующий должник; а также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Несостоятельность предприятия практически всегда сопряжена с проблемой несвоевременности выплаты заработной платы его работникам. Признать несостоятельным (банкротом) должника может только арбитражный суд по месту регистрации предприятия. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. К сожалению, работники, в отношении которых имеется задолженность по заработной плате, не могут инициировать банкротство должника. Однако они вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в течение любой процедуры банкротства.

Задолженность по заработной плате, возникшая после принятия судом заявления о признании должника банкротом является текущей. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и выплачиваются вне очереди за счет имущества должника. Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье требования по выплате заработной платы производятся во вторую и третью очередь.

Непогашенные на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, учитываются во второй очереди реестра требований кредиторов. Указанные требования вносятся в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Работники, в случае нарушения их прав и интересов незаконными действиями (бездействием) арбитражных управляющих, вправе обратиться с жалобами в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы.

В соответствии с действующим законодательством работники должника, в целях реализации их законных прав и интересов, могут выбрать своего представителя, который вправе принимать участие на собраниях кредиторов должника, в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также в случае необходимости защищать интересы работников в Арбитражном суде.

2.2 Мировое соглашение

Закон о банкротстве, устанавливая перечень процедур банкротства, которые проводятся при рассмотрении дела о банкротстве, включает в их число мировое соглашение. Мировое соглашение означает добровольное соглашение о частичном отказе от требований одних лиц и одновременно признание оставшихся требований другими обязанными лицами.

Данное соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и при проведении любой процедуры, в том числе в конкурсном производстве.

Мировое соглашение может быть заключено только при наличии решения об этом собрания кредиторов. Мировое соглашение заключается конкурсными кредиторами и распространяется на все требования кредиторов и уполномоченных органов. Непременным условием заключения мирового соглашения является фактическое удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди.

Мировое соглашение в деле о банкротстве подлежит утверждению арбитражным судом, о чем выносится определение.

Определение об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу может быть обжаловано. С утверждением мирового соглашения прекращаются полномочия арбитражного управляющего, но управляющий должника - юридического лица - исполняет обязанности до момента назначения (избрания) руководителя должника.

Мировое соглашение является обязательным для всех лиц, участвующих в деле, при этом односторонний отказ не допускается. В мировом соглашении необходимо конкретно указать, кто, когда, каким образом и в каком размере удовлетворит требования кредиторов. При этом условия удовлетворения требований кредиторов одной очереди должны быть равными, независимо от того, как они голосовали на собрании кредиторов.

Поскольку мировое соглашение вступает в силу немедленно после его утверждения, с этого момента начинается и его реализация, то есть погашение задолженности в соответствии с условиями мирового соглашения.

Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для обязательного отказа в утверждении мирового соглашения и основания, по которым арбитражный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения.

В частности, безусловным основанием для отказа является нарушение пункта 1 статьи 158 Закона, то есть если не погашена задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Также основанием для отказа в утверждении мирового соглашения может быть отказано по причине несоблюдения формы мирового соглашения, нарушения прав третьих лиц.

В случае отказа арбитражного суда в утверждении мирового соглашения рассмотрение дела продолжается с того момента, когда оно было остановлено подписанием мирового соглашения, то есть продолжается соответствующая процедура дела о банкротстве.

Закон предусмотрел возможность признания недействительным заключенного и утвержденного арбитражным судом мирового соглашения:

если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов;

если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству;

при наличии иных оснований недействительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Последствием признания мирового соглашения недействительным является возобновление производства по Делу, о чем выносится соответствующее определение.

2.3 Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности

Основным государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства, является прокуратура. Приказом Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. №30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор в сфере экономики отнесен к числу основных направлений прокурорской деятельности. Требования приказа целиком и полностью относятся к организации надзора за исполнением законодательства о банкротстве предприятий, преследуют важнейшую государственную цель - укрепление законности в экономической сфере.

Деятельность прокурора по существу представляет собой единый непрерывный процесс, состоящий из надзорной проверки и участия прокурора в арбитражном процессе по делу, возбужденному по материалам проверки.

Инициатором арбитражного процесса могут выступать:

юридические лица и граждане-предприниматели, являющиеся должниками или кредиторами;

органы Государственной налоговой службы - в случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей;

Пенсионный фонд РФ, как орган, контролирующий уплату обязательных платежей во внебюджетный фонд;

до марта 2004 г. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Данная служба была создана Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.93 №926 как Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ (ФУДН). В дальнейшем ФУДН было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСНД), а 25 мая 1998 г. Указом Президента Российской Федерации №651 эта служба преобразована в ФСФО России. Этот государственный орган был сформирован с целью создания организационных, экономических и иных условий для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых велика доля государства. Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФСФО была упразднена, а ее функции по принятию нормативных актов переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, а функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства - Федеральной налоговой службе.

Таким образом, прокурорская проверка подразумевает тесное взаимодействие с указанными государственными органами и другими инициаторами арбитражного процесса.

В своей работе прокуроры субъектов Федерации обязаны:

своевременно выявлять и опротестовывать региональные и местные правовые акты, противоречащие действующему федеральному законодательству о несостоятельности (банкротстве) предприятий, добиваясь их отмены или внесения соответствующих изменений;

методами прокурорского надзора выявлять несостоятельные (неплатежеспособные) предприятия, анализировать причины такого положения и с учетом конкретной ситуации осуществлять необходимые меры по реализации соответствующих правовых процедур в рамках Закона о банкротстве;

по каждому факту умышленного или фиктивного банкротства принимать меры уголовного или гражданско-правового воздействия.

Основные источники информации для проведения прокурорской проверки:

статистические и аналитические данные территориальных органов Госкомстата о предприятиях, состоящих на учете и не представляющих требуемых отчетных сведений;

официальные данные территориальных налоговых служб и налоговой полиции о юридических лицах, длительное время уклоняющихся от уплаты налогов и иных платежей в бюджет;

отчетные сведения территориальных отделений Пенсионного фонда о предприятиях, допустивших задолженность по обязательному отчислению денежных средств на выплату пенсий;

официальные информации банков, региональных и местных финансовых структур о приостановлении текущих платежей предприятий из-за отсутствия на счетах денежных средств, неплатежах в бюджет и при взаиморасчетах хозяйствующих субъектов.

Кроме того, источниками информации о правонарушениях, требующих прокурорского вмешательства, могут быть: обращения работников предприятий о невыплате зарплаты, случаи объявления на предприятии голодовок и забастовок, жалобы пенсионеров на невыплату пенсий и пособий, сообщения средств массовой информации, официальные обращения депутатов и должностных лиц, материалы проверок контролирующих органов, уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, результаты прокурорских проверок по иным вопросам, а также другие материалы.

Помимо прокуратуры, надзорные функции в сфере законодательства о несостоятельности выполняют и другие государственные органы. К ним можно отнести:

Центральный Банк РФ (в случаях, когда банкротство угрожает коммерческому банку);

Счетная Палата РФ (в случаях, когда дело касается предприятий, находящихся в федеральной собственности);

Федеральная регистрационная служба - орган, осуществляющий надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.


Заключение

Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы:

. Перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным является объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции. Данное перераспределение осуществляется путем проведения процедуры банкротства.

. Законодательство о банкротстве - один из основных способов правового регулирования экономических отношений. Процедура банкротства включает в себя такие этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по заявлению должника, кредиторов или уполномоченных государственных органов.

. Признание должника банкротом возможно только после оценки его платежеспособности. В соответствии с действующим законодательством, оценка платежеспособности производится с помощью таких показателей как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Для долгосрочных прогнозов используется модель Альтмана.

. Платежеспособность (неплатежеспособность) формируется под влиянием внешних и внутренних факторов. На внешние факторы хозяйствующий субъект не может оказывать влияние, тогда как внутренние факторы являются следствием работы персонала предприятия.

. Государство принимает активную роль в регулировании экономических процессов, в т.ч. связанных с несостоятельностью. Эта роль выражается в виде мер прямого экономического воздействия и в виде создания соответствующей законодательной базы.

 

Литература:

1.   Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.

.     Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 г.

.     Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) №6-ФЗ от 8 января 1998 г.

.     Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.1993 №926 «О создании Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе Российской Федерации»

.     Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

.     Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика: Учебное пособие / под ред. В.А. Богомолова, А.В. Богомолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

.     Антикризисное управление в промышленности: науч.-практ. пособие / Михайлов Л.М. - М.: Экзамен, 2004

.     Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

.     Ткачев В.Н., Телюкина М.В. Несостоятельность (банкротство) в России. - М.: Издательство «Дрофа», 2009

.     Учет и анализ банкротств: Учебник для вузов / Федорова Г.В. - М.: Омега-Л, 2008Интернет-ресурсы: http://willbe.ru www.regnum.ru www.consultant.ru

Похожие работы на - Антикризисное управление на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!