Анализ современного состояния стоматологической практики в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    670,15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ современного состояния стоматологической практики в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный экономический университет"

Центр дистанционного образования

Современное состояние и перспективы развития в стоматологической деятельности





Курсовая работа

по дисциплине "Теория и практика экономической деятельности"


Исполнитель: Савельева Е.А.

Студент гр. ЭПБ - 14 НУ

Научный руководитель: д-р экон. наук, профессор Е.Б. Дворядкина








Екатеринбург 2015

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты исследования стоматологической практики как вида экономической деятельности

1.1 Стоматологическая практика как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура

1.2 Факторы и условия функционирования и развития стоматологической практики в стране

2. Анализ современных процессов развития стоматологической практики в Российской Федерации

2.1 Тенденции и проблемы развития стоматологической практики в России

2.2 ООО "Белозор" как субъект экономической деятельности

3. Перспективы развития стоматологической практики в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Рынок стоматологических услуг появился в Российской Федерации в конце 1980-х - начале 1990-х гг. и по сей день активно развивается, охватывая все новые направления развития и потребительские сегменты. Сегодня востребовано разнообразное, своевременное, комфортное медицинское обслуживание. Являясь элементом рынка медицинских услуг, занимает большую его долю, где удельный вес приходится на частный сектор. В связи с этим возрастает потребность в анализе рынка стоматологических услуг.

Российский рынок коммерческой медицины восполняет недостатки бюджетной медицины как по материально-техническому оснащению клиник, так и по качеству оказания услуг. Все большее число потребителей обращается к платным стоматологическим клиникам и все большее количество предпринимателей готово предложить им эти услуги. Развитие рынка данного вида услуг обусловлено не только относительно стабильным спросом населения на услуги стоматологического характера по сравнению с услугами конкурентов в области здравоохранения, но и выгодными условиями ведения этого вида бизнеса. Достигнув пика своего развития в области коммерциализации, рынок заметно реструктурировался и стабилизировался как в количественном, так и в качественном отношении. Войдя в стадию насыщения и вовсе охарактеризовался отрицательной динамикой развития, что является дополнительным стимулом для его изучения.

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается рядом обстоятельств:

во-первых, естественной близостью стоматологической практики к обеспечению общей жизнедеятельности населения страны посредством целенаправленной реализации услуг здравоохранительного характера;

во-вторых, проблемами качества и доступности данного вида услуг в условиях массовой коммерциализации рынков здравоохранения и кризиса современной России как фактора распределения доходов населения;

в-третьих, перспективами развития стоматологической практики в условиях осуществляемых рыночных преобразований;

в-четвертых, необходимостью усиления контроля стоматологической практики посредством совершенствования нормативно-правового регулирования всей области здравоохранения.

Целью курсовой работы является исследование современного состояния стоматологической практики в России и обоснование перспектив ее развития посредством анализа проблем и тенденций реализации стоматологического бизнеса в современной реалии экономического развития страны с учетом принадлежности оказываемых им услуг к обеспечению здравоохранения населения.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

)        раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру стоматологической практики как вида экономической деятельности;

2)      систематизировать факторы и условия функционирования и развития стоматологической практики в стране;

)        представить систему показателей оценки состояния здравоохранения на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития стоматологической отрасли здравоохранения РФ;

)        охарактеризовать нормативно-правовую базу регулирования функционирования субъектов здравоохранения в РФ;

)        определить потенциал и стратегические направления развития стоматологической практики на примере конкретного хозяйствующего субъекта;

)        определить и обосновать основные перспективы развития стоматологической практики в России на основе проведенного анализа действующего предприятия стоматологии и статистических данных показателей-индикаторов стоматологической реалии.

Объект исследования - стоматологическая практика в Российской Федерации как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предмет - проблемы и факторы, тенденции и перспективы развития стоматологической практики как вида экономической деятельности.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам здравоохранения, стоматологической практики в частности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 46 страницах машинописного текста, и включает 7 рисунков, 5 таблиц. Список литературы состоит из 20 источников.

1. Теоретические аспекты исследования стоматологической практики как вида экономической деятельности

 

.1 Стоматологическая практика как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура


Стоматологическую практику как вид экономической деятельности, следует рассматривать, прежде всего, согласно экономической теории, где любая экономическая деятельность подразумевает под собой предоставление товаров услуг на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами соответственно. Стоит обратить внимание, что деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность, реализуя полезные и редкие товары и услуги всегда имеет определенную сферу приложения сил.

Так, стоматологическая практика как вид экономической деятельности относится к области здравоохранения и предоставляет населению услуги социального характера и имеет следующую структуру:

Таблица 1 - Структура стоматологической практики

85. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

85.1 Деятельность в области здравоохранения

85.13. Стоматологическая практика. Включает: деятельность в области стоматологии общего и специального характера; деятельность в области ортодонтии.


Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, стоматологическая практика осуществляет свою экономическую деятельность в области здравоохранения посредством реализации общих и специальных медицинских услуг на основании федеральных законов "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей".

Стоматологическая практика призвана решать проблему удовлетворения потребностей общества в соответствующих её виду медицинских услугах.

С Постановлением Правительства РФ №27 от 13.01.1996 года, направленного на развитие коммерческого сектора медицины, произошло фактическое изменение статуса медицинских организаций, внедряющих коммерческие принципы работы. Выход на рынок медицинских услуг привел к изменению характера всех экономических взаимосвязей между субъектами медицинской деятельности. В результате на медицинские организации стали распространяться все законы и принципы рыночной экономики, включая экономические права, обязанности и ответственность.  Само экономическое содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на предоставлении услуг. Процесс здравоохранения населения стал осуществляться на основе хозяйственной (экономической) деятельности, в результате которой медицинская услуга претерпела преобразование из особого блага в готовый для возмездного потребления продукт (услугу).

В современной экономической литературе нет единого мнения по поводу определения "медицинская услуга" как общественного блага и как товара. Это связано с тем, что в течение длительного времени медицинские услуги оказывались населению государственными лечебными учреждениями, и в сфере здравоохранения лишь недавно возникла возможность расширения рынка платных медицинских услуг.

Диверсификация отечественной экономики предполагают значительные качественные изменения в здравоохранении. На сегодняшний день стоматологическая практика может осуществляться не только в больницах, поликлиниках, медпунктах, специальных организованных местах при предприятиях, в школах, в операционных кабинетах и т.п., а также в порядке частной практики.

Стоматологическая услуга - есть необходимое и достаточное профессиональное действие, осуществляемое по отношению к пациенту с профилактической, диагностической, лечебной и (или) реабилитационной целью. Однако само экономическое содержание стоматологической деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных реалий ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализирующихся на предоставлении услуг с целью извлечения прибыли.

Особенностью стоматологических услуг является присутствие в процессе их реализации вещественных атрибутов, т.е. конкретных материальных результатов в виде пломб, различных конструкций зубных протезов, имплантантов, ортодонтических аппаратов. Данное обстоятельство существенно отличает стоматологическую деятельность от большинства других видов медицинской деятельности, предопределяя возможные особенности договорных отношений при осуществлении стоматологической практики. Стоматологическая практика реализует услуги, которые имеют свойство товара, то есть могут покупаться и продаваться, иметь цену, их может приобретать пациент за счет личных средств, они могут оплачиваться страховой компанией или предприятием из фонда социального развития коллектива. Таким образом, организация стоматологической деятельности предполагает наличие непосредственных финансовых взаимоотношений пациентов с производителями услуг, а в системе страховой медицины как с пациентами, так и предприятиями и государством. Тем не менее, стоматологические услуги являются разновидностью медицинских услуг, ориентированных на особое благо - здоровье человека.

Совокупность стоматологических организаций разных форм собственности и частнопрактикующих врачей, а также посреднические организации, такие как фонд обязательного медицинского страхования, фонды дополнительного медицинского страхования и страховые организации образуют полноценный рынок платных стоматологических услуг.

Итак, рынок стоматологических услуг сегодня - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей стоматологических услуг, на котором происходит укрепление места и роли спроса и предложения, усиливается воздействие конкуренции в области здравоохранения. Рынок построен на принципах возмездности, эквивалентности и взаимовыгодности.

Однако рынок стоматологических услуг, являясь частью рынка медицинских услуг, перенимает его особенности:

сложная структура спроса на медицинские услуги, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации;

способность продавца медицинских услуг одновременно влиять на спрос и на предложение - искусственный спрос (проводя необходимые или дополнительные исследования, врач устанавливает диагноз, определяя, таким образом, спрос пациента на конкретные медицинские услуги и одновременно оказывая эти услуги, удовлетворяет спрос, т.е. формирует предложение);

здравоохранение - это сфера, где существует высокая степень доверия к продавцу (врачу), что является основанием для использования данного факта в недобросовестной конкуренции;

особые требования, предъявляемые к качеству и безопасности медицинских услуг;

высокая приоритетность и социальная значимость медицинской услуги;

отсутствие четкой связи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом;

приоритет социальной и медицинской эффективности и второстепенная значимость экономической эффективности.

Он выполняет посредническую, ценообразующую, информационную, регулирующую и санирующую функции.

Инфраструктура рынка, в силу присущим ему особенностям, имеет свои отдельные взаимосвязанные рынки (рисунок 1).

Рисунок 1 - Инфраструктура рынка стоматологических услуг

В отличие от значительной части стоматологических лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), основой существования которых было производство медицинских услуг по диагностике и лечению социально значимых заболеваний, где превалировали преимущественно бюджетные источники финансирования и средства ОМС, производственные модели в стоматологии, в ходе рыночных преобразований, в качестве основных источников финансирования стало использовать личные средства граждан, средства ДМС, резко снизив потребление средств бюджета и ОМС, что способствовало укреплению рыночных отношений в отечественной стоматологии. Хотя это были только первые шаги к рыночным отношениям в стоматологии, однако они в значительной мере повлияли на поведение производителей стоматологических услуг, перед которыми появилась возможность выбора. Потребитель же стал все активнее влиять на конкурентные отношения между производителями услуг, определяя условия функционирования стоматологической практики посредством личных предпочтений и ориентиров в области цены и качества как на движущие факторы развития любого экономического субъекта на рынке.

Произошедшие преобразования по отношению к области медицины и услуг предоставляющих ЛПУ, продиктовали новые факторы и условия функционирования стоматологической практики в стране.

В современных реалиях формирования рыночных отношений в сфере стоматологии появилась и остается острая необходимость привлечения и постоянного расширения круга пациентов. Для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях рынка сегодня, использовать преимущества рыночной экономики в будущем, руководителям стоматологических ЛПУ различных форм собственности необходимо изучать и использовать в практической деятельности мотивации потребителей на рынке стоматологических услуг.

Мотивация - главный фактор обращаемости населения за стоматологической помощью. Даже в случаях высокого уровня распространения стоматологических заболеваний многие пациенты по тем или иным причинам не обращаются в стоматологические ЛПУ.

В условиях развивающегося рынка стоматологических услуг указанный фактор представляется в значительной степени парадоксальным, поскольку в течение последнего десятилетия значительно увеличилось число производителей стоматологических услуг и, наряду с государственными, активно развивается альтернативная сеть негосударственных стоматологических ЛПУ, что должно формировать рыночные механизмы повышения уровня доступности стоматологической помощи. Однако имеются серьезные сдерживающие факторы, не позволяющие населению обращаться не только в коммерческие, но и даже в государственные стоматологические ЛПУ. В этой связи первостепенное значение приобретает изучение этих факторов, влияющих на обращение населения как в государственные, так и в частные ЛПУ стоматологического профиля [15, 40].

Социальный аспект межличностных отношений врача и пациента в современной модели высококачественной стоматологической помощи приобретает значимость в условиях возрастающей конкуренции среди медицинских учреждений стоматологического профиля. Изменения в инфраструктуре отрасли здравоохранения в целом, и стоматологии в частности, разделили производителей услуг на государственный и негосударственный сектор. Это привело к тому, что среди врачей-стоматологов с профессиональной и этической точки зрения стала нарастать конкуренция, борьба за каждого пациента, а у пациентов, в свою очередь, параллельно стало меняться поведение [26, 29]. У последних возникли мотивации и право на получение высокого уровня обслуживания, современного стоматологического сервиса, высокого качества и безопасности стоматологических услуг [49]. Кроме того, значительная часть пациентов стала лучше ориентироваться в выборе ЛПУ и лечащего врача, не только с позиций цены, но в большей мере, с позиции приемлемого уровня доступности, качества и безопасности стоматологических услуг [17].

Качество производства стоматологических услуг зависит от многочисленных факторов, которые могут инициировать возникновение конфликтных ситуаций между производителями и потребителями [10, 23, 28, 31]. Эффективное управление процессами обеспечения качества возможно при модернизации системы здравоохранения на основе программно-целевых методов планирования [24]. Немаловажным фактором, влияющим на поведение пациента на рынке стоматологических услуг, является и качество его жизни [18].

Таким образом, можно выделить следующие второстепенные по значению, но не по значимости факторы функционирования рынка стоматологических услуг:

1. спрос и предложение;

. потребительская способность населения;

. конкуренция;

. рыночная цена;

. маркетинг.

Следует рассмотреть более подробно эти факторы и их влияния на функционирование стоматологической практики в условиях современного развития современной стоматологической практики в России.

Спрос отражает поведение потребителя медицинских услуг и представлен шкалой спроса. Она показывает, количество медицинских услуг, которые пациент желает приобрести по различным ценам в определѐнный момент времени. На спрос медицинских услуг в свою очередь существенное влияние оказывает цена: при прочих равных условиях величина спроса тем выше, чем ниже цена.

В условиях острой конкуренции на рынке медицинских услуг эффективность финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации во многом зависит и от правильно выбранной методики ценообразования. Тактические приемы механизма ценообразования приведены на рисунке 5.

Рисунок 5 - Механизм ценообразования и элементы его определяющие

Необходимо более подробно остановиться на значении каждого приема, составляющего механизм ценообразования:

. Анализ сдвигов в структуре цен. Данный анализ проводится для выявления причин сокращения выручки (скидки при покупке большого количества услуг или оплате наличными, бонусы и т.д.), а также затраты (на обслуживание, в том числе на послепродажную поддержку и транспортные расходы). Из-за роста издержек и падения спроса эти факторы оказывают более сильный и быстрый эффект, чем в условиях сокращения объемов продаж. Так, при удорожании топлива увеличиваются транспортные расходы и т.д. Вследствие падения спроса некоторые потребители получают чрезмерные скидки, если они приобретают пакет услуг. Ведущие компании гораздо чаще, чем остальные, пересматривают фактический уровень своей прибыльности, чтобы понять, сколько реально они зарабатывают на каждой сделке и, соответственно, корректируют ценовую политику, например, включают стоимость косвенных затрат в каждый заказ. В период экономической нестабильности важно учитывать все аспекты сделки, ведь потеря на каждом из них может быстро уничтожить прибыль.

. Оценка и анализ изменений доходов групп клиентов поможет отследить момент, когда из-за увеличения затрат на обслуживание или сокращения объема покупок те или иные клиенты становятся нерентабельными.

. Учет новых потребностей клиентов помогает гибко реагировать на изменение предложений конкурентов на рынке. При спаде потребности клиентов на ту или иную услугу критерии выбора поставщиков резко меняются. Эффективность деятельности стоматологического предприятия будет зависеть от того, насколько часто оно оценивает ситуацию влияния экономических условий на клиентскую базу. Эти исследования помогают быстро реагировать на перемены, корректировать цены и предложения. При низком спросе и дорогом сырье подобного рода корректировки предложения имеют огромное значение.

. Анализ и оценка чувствительности потенциальных потребителей к ценам. Так как рыночные цены меняются, а данные анализа устаревают, то предприятию в политике оптимального ценообразования поможет постоянный анализ чувствительности потребителей к ценам.

. Анализ ситуации в отрасли помогает избежать негативных последствий при резком изменении спроса и структуры затрат, так как ранее предсказуемые механизмы рыночного ценообразования дают сбой. В данной ситуации анализ доминирующих факторов отрасли позволит предприятию правильно реагировать на эти колебания.

. Анализ бизнес-процессов поставщиков необходимой стоматологической продукции. Из-за крайней нестабильности цен в условиях нынешнего экономического спада нужно анализировать основные экономические факторы не только в своих отраслях, но и в отраслях своих поставщиков.

Механизм ценообразования, пройдя основные этапы, направлен на оптимизацию ценовой политики и, как следствие, увеличение прибыли, что в современных условиях функционирования платного сектора медицины, является оценкой эффективности его экономической деятельности.

Однако, в отличие от других видов экономической деятельности, спрос на стоматологические услуги формируется под влиянием специфических факторов:

·        возможность влияния на спрос на медицинские услуги со стороны врачей (их диагнозы и рекомендации влияют на принятие решения потребителем);

·        изменение предпочтений пациентов (мода на определенные пластические, стоматологические услуги увеличивает спрос на эти виды медицинских услуг);

·        эпидемии и риски заражения определенными видами болезней;

·        средства массовой информации при распространении и популяризации необходимости профилактических мер в определенные периоды, в том числе и полости рта.

Лечебно-профилактические и диагностические организации формируют на рынке предложение стоматологических услуг, которые врачи могут и готовы оказать населению в определенный период времени.

Особенными факторами, влияющими на предложение медицинских услуг, могут быть:

·        модернизация материально-технической базы медицинских учреждений (ввод более совершенного высокотехнологичного оборудования снижает издержки, что ведет к оказанию большего количества услуг с лучшим качеством диагностирования и лечения), что, несомненно, увеличивает спрос [4];

·        рост квалификационного и профессионального уровня медицинских кадров - чем их больше, тем выше качество медицинских услуг и, соответственно, спрос на них;

·        государственная политика поддержки определенных направлений развития здравоохранения посредством финансирования программ государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью.

В результате взаимодействия спроса и предложения, а также с учетом государственной политики ценообразования на рынке формируется цена на медицинские услуги. При этом особенностью формирования цены в здравоохранении является то, что, с одной стороны, некоторые виды услуг являются необходимыми для потребителя-пациента, который при условии нежелания ее приобретения все же покупает эту услугу по назначению врача, а с другой, медицинские услуги могут быть нерентабельными и соответственно экономически неэффективны.

В связи с этим экономическая эффективность в медицине не может являться определяющим условием при выборе тех или иных форм оказания медицинских услуг. Удовлетворение потребности в здравоохранении зависит не только от платежеспособности пациента, но и от доступности медицинской помощи, оснащенности медицинского учреждения и квалификации врачей.

В первую очередь, следует учитывать условия, в которых формируются факторы-детерминанты развития стоматологических услуг:

уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше вероятность обращения за дорогостоящей услугой);

возрастно-половая структура населения (тенденции постарения населения увеличивает спрос на ортопедические стоматологические услуги);

мода (в стоматологической практике одним из модных направлений является эстетическая стоматология);

"врачебный фактор" (врачи своими не всегда обоснованными рекомендациями к проведению дополнительных диагностических процедур способны увеличить спрос на медицинские услуги);

качество медицинской услуги (чем выше качество, тем выше спрос на медицинскую услугу);

реклама (активное предложение тех или иных стоматологических услуг вызывает зачастую повышенный спрос на эти виды услуг).

Однако критерии экономической эффективности - наряду с медицинской и социальной эффективностью - могут помочь в установлении приоритетов проведения тех или иных мер в условиях ограниченных ресурсов.

Вследствие непрерывного усложнения экономических и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуации, необходимости использования дорогостоящих технологий и оборудования, постоянного повышения эффективности ЛПУ перед производителями стоматологических услуг в последние годы формируются все новые и новые задачи [6, 61]. Поступательное развитие рынка стоматологических услуг требует их решения, что связано с правовыми, организационными, управленческими и экономическими аспектами [7, 8, 16, 20]. Поэтому укрепление предпринимательства в стоматологии при одновременном установлении оптимального соотношения его государственного и частного сектора на рынке стоматологических услуг, определяет результативность производственных систем в стоматологии [39, 41].

В программу изучения мотивационных механизмов пациента сегодня включают вопросы о желательных дополнительных элементах стоматологического сервиса, о характере, стоимости и полезности предоставляемых услуг, о том, какие элементы потребительского сервиса являются для пациентов наиболее значимыми [32, 42]. Изучение предпочтений потребителей имеет важное значение при планировании деятельности организации, деятельность которой предполагает оказание услуг, в том числе и медицинского характера.

Весьма важным является аспект оценки пациентом уровня стоматологического обслуживания конкурирующих ЛПУ стоматологического профиля. Выяснение этого вопроса является обязательным условием установления новых стандартов качества обслуживания пациентов. Когда информация о рынке, производителях, мотивах пациентов собрана и проанализирована, менеджмент стоматологического ЛПУ может формировать программу моделей конечных результатов деятельности [21].

Менеджеры стоматологической клиники на начальном этапе реализации программы маркетинга должны формировать ее пилотный режим, целью которого является определение реакции пациентов на внедрение новых стандартов обслуживания пациентов с обязательным анализом системы "обратной связи" в виде системного учета жалоб и претензий клиентов. Именно в жалобах потребителя могут быть спрятаны главные ресурсы повышения конкурентоспособности стоматологической клиники. Причем следует учитывать, что самый чувствительный удар по доходам клиники наносят потребители, у которых изменится характер потребления - снижение и нерегулярность обращения. Тенденции развития стоматологической практики диктуют новые условия функционирования медицинских учреждений - все усилия клиники должны быть направлены на сокращение расходов лояльных и прибыльных потребителей, которые заслуживают больших привилегий, чем менее лояльные и менее прибыльные.

2. Анализ современных процессов развития стоматологической практики в Российской Федерации


2.1 Тенденции и проблемы развития стоматологической практики в России


Развитие экономики России в последние десятилетия оказали значительное влияние на здравоохранение, где идет активный процесс усиления экономической составляющей оказания медицинских услуг. Формирование рыночных отношений позволили сделать серьезные шаги в сторону модернизации медицинского обслуживания и всей системы охраны здоровья россиян.

Целенаправленный процесс структурной реорганизации здравоохранения, активно осуществляемый в РФ в последние годы, был ориентирован на повышение внутриотраслевой эффективности посредством увеличения доступности профильных клиник населению.

Однако процесс модернизации медицинского обслуживания в здравоохранении по определению не может преследовать в качестве основной цели экономию средств на здоровье человека. Экономическое обоснование лечебных и профилактических мер, анализ использования средств в здравоохранении определяют оптимальные схемы финансирования, диктуют проблемы повышения качества и эффективности медицинских услуг.

В соответствии с Конституцией, государство призвано обеспечить охрану здоровья граждан. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации проблема качественного и эффективного медицинского обслуживания не решается за счет государства, а становится задачей отдельного медицинского учреждения, которое ограничено в финансовых ресурсах.

При этом государство не в полной мере обеспечивает всю систему медицинского обслуживания и проводит курс на отказ от финансирования части государственного сектора. Отсюда и неизбежный перевод рост коммерческого сектора медицинской помощи.

Так, целью государственных и муниципальных некоммерческих организаций является выполнение социальной функции, выживание организации, стимулирование труда. Но целью платного сектора - достижения дохода как целенаправленного результата ведения любого бизнеса.

Для частных коммерческих медицинских организаций оказание платных услуг, прежде всего, является возможностью:

самостоятельного планирования своей деятельности;

определения перспектив развития, исходя из спроса на предоставляемые услуги;

повышения уровня заработной платы сотрудникам;

накопления средств и развития бизнеса.

Однако его по-прежнему коммерческий сектор медицины отличает нравственная особенность, связанная с социальной составляющей медицинской услуги, и наличие ряда смежных подсистем, имеющих многообразные экономические связи с медицинскими организациями, которые можно разделить на несколько направлений.

Первое и самое важное направление - это взаимодействие медицинских организаций с органами государственной власти в плане реализации государственной политики социального обеспечения граждан страны. В современных условиях медицинские организации не только являются субъектами реализации государственных задач, но и выступают в роли источников пополнения доходной части бюджета в виде налоговых поступлений от приносящей доход деятельности. Но, несмотря на это, обеспечение деятельности медицинских организаций ложится не на государство. Участие медицинских организаций в рыночном процессе вызывает необходимость формирования их внешнего окружения за счет взаимодействия с поставщиками, потребителями и конкурентами. В условиях самофинансирования медицинские учреждения ведут поиск наиболее привлекательных по цене ресурсов поставщиков. При этом они не должны забывать и о социальной составляющей оказываемых услуг, которая требует тщательного анализа качества, надежности и соответствия приобретаемых ресурсов у поставщиков. Поэтому поиск поставщиков и работа с ними становятся одной из важных проблем и ответственных задач медицинской организации одновременно.

К группе поставщиков привлекаются и организации, предоставляющие услуги лечебно-профилактическому учреждению. К этой группе относятся обслуживающие финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие медицинские кадры, проводящие их обязательное повышение квалификации и аттестацию. Здесь государство оказывает небольшое, но весомое содействие в "обустройстве" медицинских учреждений посредством обеспечения медицинских организаций постоянным потоком трудовых и финансовых ресурсов.

Анализ формирования рынка стоматологических услуг в России свидетельствует, что наиболее оптимальной организацией стоматологической помощи являются малые и средние негосударственные стоматологические организации. Именно в таких ЛПУ основным элементом деятельности становится точка зрения клиента.

Однако установленный факт не решает полностью возникающие проблемы ведения стоматологического бизнеса в России после определения формы его функционирования. Существующие профильные проблемы стоматологической практики на рынке медицинских услуг характерны для большинства организационных форм клиник:

высокие затраты создания клиник (затраты на открытие клиники на 5 кресел с оказанием полного спектра стоматологических услуг и собственным помещением в 200 кв. м. обходится в настоящее время в крупных городах примерно $1 млн.;

сложность в вопросах кредитования. Банки не приветствуют ведение двойной бухгалтерии, поэтому на рынке до сих пор нет примеров значительных слияний и поглощений, как это было, например, с аптечными сетями;

процесс лечения не поставлен на "поток";

для всех клиник, за очень и очень редким исключением, характерен дефицит кадров. Хотя необходимо отметить, что уровень использования специалистов из других городов, самый высокий по всем отраслям экономики. Крупнейшие города страны "забирают" всех специалистов-стоматологов. Высокий спрос на специалистов очень характерен для стоматологии;

дифференциация процесса построения управления сетью клиник и единственным медицинским центром. Для развития сети характерно то, что самым важным маркетинговым фактором становится качество медицинской услуги. Низкое качество или ошибка снижает спрос на стоматологическую услугу. Все отмеченное делает очевидным сложность расширения собственной сети путем простой покупки чужой клиники. Именно эти ограничения мешают на сегодняшний день стоматологическим сетям покупать и поглощать отдельные клиники и центры;

РБК провел опрос среди частных медицинских учреждений с целью определения основных микро и макро проблем, ограничивающих развитие стоматологического бизнеса в России. Было опрошено 52 человека в лице руководителей, собственников и специалистов стоматологических частных клиник РФ. Проведенное исследование позволило выстроить проблемы по степени их значимости для субъектов хозяйствования, что обеспечивает выявление приоритетных инструментов воздействия на стоматологические предпринимательские структуры (таблица 2).

Таблица 2 - Актуальные проблемы платного стоматологического сектора в России

Наименование проблемы по рангу значимости

Доля от числа опрошенных, %

1 Экономическая нестабильная ситуация в стране

63,0

2 Отсутствие системы государственно - частного партнерства

52,6

3 Высокий уровень налогообложения

48,4

4 Высокая конкуренция

40,5

5 Проблема кадрового обеспечения

36,9

6 Высокая стоимость медицинской аппаратуры и расходных материалов

31,5

7 Низкая платежеспособность населения

21,1

8 Другие

15,8


Согласно таблице 2, высокое значение получили проблемы, связанные с экономической нестабильной ситуацией в стране, с отсутствием системы государственно-частного партнерства и с высоким уровнем налогообложения (1-3 ранг). Относительный показатель которых составил 63%, 52,6% и 48,4% соответственно. Участники опроса считают эти макроэкономические проблемы наиболее важными и весьма весомыми, непосредственно зависящими от государственных органов.

Несколько уступает им по значимости проблема, связанная с высокой конкурентностью на рынке. Участники опроса предпочли бы деятельность на менее конкурентном рынке (4 ранг - 40,5%). Однако существующие на рынке стоматологических услуг конкурентные условия, являются не столь барьером развития, сколь его источником. Очевидно, что наличие значительной конкуренции стимулирует производителей к предложению новых, более качественных услуг, что обеспечивает более полный уровень удовлетворения потребностей населения и, в конечном итоге, содействует улучшению его здоровья.

На 5-ом уровне расположилась проблема недостаточности квалифицированного персонала (36,9%), что непосредственно беспокоит руководителей предприятий.

Замыкают рейтинг (6-ой и 7-ой ранги) проблемы финансового характера, непосредственно влияющие на финансово-экономическую устойчивость предпринимательских структур. Здесь лидируют: высокая стоимость медицинской аппаратуры, расходных материалов (31,5%) и низкая платежеспособность населения (21,1%).

Проведенное исследование свидетельствует о том, что реализация стоматологических услуг на российский рынок сопровождается существованием большого числа нестабильных и неустойчивых к циклическим колебаниям субъектов хозяйствования.

Особую значимость для современных медицинских организаций приобретают проблемы взаимоотношений с потребителями услуг. При этом можно выделить две основные проблемы медицинского учреждения.

Первая проблема заключается в поиске и привлечении клиентов - пациентов, вторая - в максимально полном и качественном предоставлении медицинских услуг с учетом необходимой экономической эффективности.

Сложность первой задачи обуславливается тем, что предоставление стоматологических услуг возможно только при условии их необходимости для пациента, за исключением косметологических, пластических и профилактических.

Сложность второй - в размытости понятия "качества" стоматологической услуги.

Учреждения здравоохранения нуждаются в многоцелевой системе оценки качества медицинской стоматологической помощи на всех уровнях её оказания. На сегодняшний день возможно определить основные показатели-индикаторы оценки качества медицинской стоматологической помощи, основываясь на потребительском предпочтении частной и государственной стоматологической организации:

.        Результативность (медицинская и социальная эффективность) - степень достижения желаемого результата оказания медицинской помощи с учетом современного уровня развития медицины. Оценивать при этом можно как конечный результат: выздоровление, сохранение функциональной активности больных, в неблагоприятных случаях - развитие осложнений, так и промежуточный, используя непосредственные критерии клинической эффективности медицинской помощи.

2.      Рациональность (научную обоснованность) - частота применения отдельных доказано полезных медицинских технологий при конкретных заболеваниях или в конкретных клинических ситуациях;

.        Безопасность - оказание помощи без существенного риска для больных (польза от помощи должна превышать риск неблагоприятных побочных явлений);

.        Экономическая эффективность, экономичность - рациональное использование ресурсов; приемлемое соотношение затрат и результатов.

.        Доступность - возможность получения объективно необходимой медицинской помощи независимо от места проживания и (или) пребывания;

.        Своевременность - оказание помощи в установленные сроки с тем, чтобы состояние больного и прогноз не ухудшились в связи с отсроченным оказанием помощи.

.        Удовлетворенность - оценка удовлетворенности пациентов. Необходимы социологические опросы и разработка анкет, обеспечивающих получение достоверных результатов опроса.

Ниже приведены данные результатов апробации, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, анкеты по вопросам качества оказания стоматологической помощи пациентам, обратившимся в медицинские организации различных форм собственности. Всего в анкетировании приняли участие 215 человек, из них 70 человек обратившихся за помощью в медицинскую стоматологическую организацию (далее - МСО) государственной формы собственности (государственная МСО), 145 человек, проходивших лечение в двух медицинских стоматологических организациях негосударственной формы собственности (негосударственные МСО) - 64 (негосударственная МСО-1) и 81 (негосударственная МСО-2) человек соответственно. Анкета состояла из 13 вопросов касаемых качества и своевременности оказания медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации.

.        Анкетированием установлено, что только половина респондентов полностью удовлетворены качеством оказания стоматологической помощи в МСО различных форм собственности (56,7 %).

Рисунок 2 - Мнение респондентов по вопросу удовлетворенности качеством стоматологических услуг государственных клиник

. В целях повышения качества оказания медицинской помощи необходимо максимально полно размещать информацию о медицинских услугах на сайтах медицинских организаций. Полностью удовлетворены полученной информацией 66,0 % опрошенных.

Рисунок 3 - Мнение респондентов по вопросу достаточности информации на сайтах частных и государственных медицинских организаций

. В МСО негосударственных форм собственности особое внимание необходимо уделять повышению качества оказываемой помощи. В негосударственных МСО - 40,6 % (МСО-1 негосударственной формы собственности) и 63,0 % (МСО-2 негосударственной формы собственности) отмечали удовлетворенность качеством оказанной им помощи.

Рисунок 4 - Мнение респондентов по вопросу удовлетворенности качеством стоматологических услуг частных клиник

Проблема качества на рынке медицинских услуг в условиях их социального предназначения требует эффективного развития внутренних механизмов взаимодействия между сотрудниками медицинской организации с целью внедрения зависимости экономической заинтересованности сотрудников от качественного оказания медицинских услуг. Реализация этого принципа требует от руководства медицинских стоматологических организаций применения новых адекватных мер по стимулированию работников к эффективному труду.

Применение особого механизма хозяйствования в здравоохранении диктуется необходимостью сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Социальная справедливость - это прежде всего всеобщая доступность медико-санитарных услуг. Она обеспечивается функционированием системы здравоохранения, основанной и на принципе бесплатного предоставления населению медицинской помощи за счет государства, общества, и на принципе социальной солидарности, предусматривающем, что здоровые платят за больных, молодые - за престарелых, высокообеспеченные слои населения - за малообеспеченные, с использованием инструментов государственного, обязательного медицинского страхования (ОМС).

Предпочтение, которое отдается либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, во многом определяет модель, тип финансирования и хозяйствования в здравоохранении.

Приводимые соображения свидетельствуют о явном наличии признаков явления, именуемого в экономической теории несостоятельностью рынка. Несостоятельность, т.е. невозможность выполнять в полной мере все функции управления, настройки, регулирования экономических процессов, рыночных отношений, присуща любому рынку. Возможности рыночного саморегулирования, реализации функций самоуправления посредством "невидимой руки" рынка, о которой писал еще А. Смит в своей фундаментальной работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", вовсе не безграничны. То, что не способен наладить сам рынок, должны делать государство, общество посредством регулирования экономических отношений, действия самого рынка. По отношению к удовлетворению потребностей в медицинских товарах и услугах проявляется - и в экономическом, и в социальном отношении - несостоятельность рынка.

Социальная несостоятельность рынка медицинских товаров и услуг состоит в том, что рыночный механизм спроса, предложения, ценообразования, игнорируя социальные факторы, ставит в выгодное положение материально обеспеченные слои населения, лишая возможности доступа к жизненно необходимым благам социально незащищенных граждан с низким доходом.

2.2 ООО "Белозор" как субъект экономической деятельности


ООО "Белозор" является частным медицинским учреждением и оказывает населению обширный перечень стоматологических услуг. Стоматологическая клиника "Белозор" была открыта хирургом-имплантологом Беспаловым Андреем Владимировичем в 2008 году и находится по адресу: город Екатеринбург, улица Билимбаевская, дом 35.

На сегодняшний день клиника предоставляет все виды стоматологической помощи: терапия, хирургия, ортопедия, ортодонтия, детский прием, рентгенодиагностика и осуществляет свою деятельность в соответствии с ОКВЭД 85.13 и действующей лицензией.

Общество с ограниченной ответственностью "Белозор" (далее - Общество) было создано с целью оказания стоматологических услуг населению с последующей реализацией прибыли. Стоматологическая клиника "Белозор" осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ №27 от 13.01.1996 года "О правилах предоставления платных медицинских услуг" и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу деятельности частных медицинских учреждений, и действует на основании настоящего Устава Общества.

В стоматологической клинике "Белозор" реализован комплексный подход к стоматологическому лечению:

•        клиника оснащена самым современным диагностическим оборудованием;

·              в клинике используются новейшие методики в области терапевтической, эстетической, хирургической и ортопедической стоматологии;

·              усилены основы безопасности здоровья клиентов посредством ежедневной стерилизации оборудования и замены одноразовых приборов;

·              существуют бессрочные гарантии на имплантацию и все виды стоматологической помощи;

·              действует условия "возвращение денег" в случае неудовлетворенности клиента качеством оказанной помощи;

·              на все лечение действует налоговый вычет в размере 13%.

ООО "Белозор" реализует действенную стратегию ведения бизнеса, ориентированную на привлечения клиента. На сегодняшний день народный рейтинг анализируемой стоматологической клиники, согласно ее официальному сайту www.belozor.ru, - 8 место.

Проводя ежегодный опрос среди являющихся клиентов на сайте, Обществом были изучены принципы потребительского выбора коммерческих стоматологических услуг, основанных на таких факторах, как: предпочтения по половому признаку, индивидуальный доход, социальный статус, стремление к качественному обслуживанию.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты.

Потребители стоматологических услуг ООО "Белозор" в основном составили женщины. Удельный вес женщин практически вдвое превышал удельный вес лиц мужского пола (64% против 32%).

Большинство пациентов клиники имеют высшее образование (68%) или незаконченное высшее (16%), реже (12%) средне-специальное образование.

Более половины пациентов клиники (60%) имеют или высокий уровень дохода (более 30000 руб. на одного члена семьи) или средний (от 10000 до 20000 руб. на одного члена семьи), причем большинство пациентов с высоким заработком (16% от общего числа опрошенных) занимают руководящий пост.

Большинство пациентов выбрали коммерческое медицинское учреждение "Белозор" в надежде на более качественное обслуживание. Так считает 61,3% опрошенных. Четверть пациентов (25,8%) ответили, что надеются на более внимательное обслуживание, 9,7% - никогда не задумывались об этом, 3,2% считают, что бесплатная медицинская помощь практически недоступна и поэтому они обратились в исследуемое медицинское учреждение. Никто из опрошенных не отметил, что обратился в коммерческое медицинское учреждение по причине удобного расположения клиники.

В первую очередь при выборе клиники пациенты обращали внимание на квалификацию медицинского персонала - 98%, вежливое обращение медицинского персонала 96%, качество лечения - 84%, реже на стоимость лечения 66%. Остальные критерии, такие как удобство записи, сервисное обслуживание, отсутствие очередей, приятная обстановка хотя и интересовали пациентов, однако далеко не определяли выбор данного лечебного учреждения.

Стоит отметить, что определение цен на стоматологические услуги в условиях рынка зависит от следующих факторов:

) уровень пе̣ременных и постоянных расходов объекта здравоохранения, определяющих полную себестоимость его услуг;

) импорт материалов, оборудования и пр.;

) имеющиеся мощности лечебного учреждения для предоставления услуг;

) уровень спроса на услуги;

) уровень компетентности специалистов;

) престиж клиники.

Следует проанализировать выбранный объект исследования согласно перечисленным пунктам.

стоматологическая практика экономическая деятельность

Таблица 3 - Основные экономические показатели деятельности ООО "Белозор" в период 2012-2014 гг., тыс. руб.

Показатели

2012

2013

2014

Относительное изменение за три года

Абсолютное изменение за три года, %

Выручка общая, в т. ч:

6736244

8796543

9184566

2448332

36,34

 - стоматология

6131845

7670925

8657543

2525698

41,18

 - прочие услуги

604399

1125718

527023

-77376

-12,8

Себестоимость, в т. ч.:

4265788

5795467

6616662

2350874

55,1

 - переменные затраты

3287654

4354768

5437689

2150035

65,39

 - постоянные затраты

978134

1440699

728973

-249161

-25,47

Чистая прибыль

1862356

2125618

2567904

705548

37,88

Оборот пациентов в год

168456

193528

189657

21201

12,58

Персонал, в т. ч.:

28

28

28

-

-

22

23

23

1

4,54

 - со средним специальным

6

5

5

-1

-16,66


Проанализировав показатели экономической деятельности ООО "Белозор", следует сделать выводы:

.        Общая выручка предприятия за три года увеличилась на 2448332 тыс. руб. в темпе прироста 36,34%. Увеличение выручки произошло за счет увеличения объема реализованных стоматологических услуг в темпе прироста 42,18%. При том, что рост выручки сопровождался не ростом оборота пациентов в год, а ростом себестоимости, что не представляется перспективным в развитии предприятия.

2.      Себестоимость предприятия также возросла: на 2350874 тыс. руб. в абсолютном значении, что в темпе прироста составило 55,1%. Увеличение произошло за счет увеличения доли переменных затрат в абсолютном выражении 2150035 тыс. руб., в то время как постоянные затраты уменьшились в абсолютном выражении на 249161 тыс. руб. Следует обратить внимание на тот факт, что темпы роста себестоимости больше темпов роста выручки (55,1% к 36,4%), что вызвано, в первую очередь, ростом производительных затрат (переменных). Предприятию следует обратить внимание на поиск резервов их снижения, так как увеличение производительных затрат должно сопровождаться с увеличением оборота.

.        Чистая прибыль предприятия увеличилась незначительно: в абсолютном выражении на 705548 тыс. руб., что в относительном показателе составило 37,88%. Обратим внимание, темпы роста чистой прибыли меньше темпов роста себестоимости, что является угрозой прибыльности предприятия.

.        Оборот пациентов в год вырос незначительно: в абсолютном показателе на 21201 тыс. чел., что в темпе прироста составило 12,58%.

.        Количество персонала клиники за весь анализируемый период не изменилось и осталось на уровне 28 человек. Изменилось качество персонала: на отчетный год в клинике работают 23 человека с высшим медицинским образованием, со средним медицинским - 5. Следует обратить внимание, что согласно предоставленным свидетельствам, руководящие должности, ответственные за стоматологию имеют исключительно высшее профессиональное образование.

Таким образом, ООО "Белозор" является успешным предприятием с четко определенной стратегией политикой ведения бизнеса на рынке стоматологических услуг, однако рост производительных затрат является неоправданным в условиях замедленных темпов роста выручки.

Целесообразным будет посоветовать отслеживание прибыльности предприятия, контроль за изменением объемов потребления клиентами на те или иные услуги и сокращение затрат на нерентабельные. Следует так же рассмотреть возможность перехода к индивидуальным условиям работы для клиентов. Стратегия лидера на рынке медицинских услуг предусматривает учет уровня цен лидера в отрасли.

Также полезен будет анализ предложений конкурентов, так как повышение цен без учета цен конкурентов может привести к потере клиентов.

Ценообразование в условиях кризиса, с одной стороны, должно учитывать значительное повышение закупочных цен, с другой стороны, способствовать сохранению покупательского спроса и соответственно сохранению объемов продаж в допустимых пределах.

3. Перспективы развития стоматологической практики в России


Современный рынок стоматологических услуг в России представлен медицинскими учреждениями различных форм собственности и организационно-правовых форм. Государственный сектор этого рынка характеризуется доступностью стоматологических услуг, но низким уровнем развития материально-технической базы и неудовлетворительным уровнем качества.

Большинство потребителей платных медицинских услуг при выборе клиники, врача доверяют мнению своих знакомых и врачам, у которых лечатся. Однако окончательное решение принимается в основном на основе уровня цен и собственного опыта при первом посещении клиники. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития, 14% жителей Российской Федерации (почти 20 млн человек) ежегодно проходят профилактический стоматологический осмотр в государственных медицинских учреждениях. Однако статистика не учитывает посещение частных стоматологических клиник, в которые на сегодняшний день обращаются большинство россиян.

Плачевное состояние государственной медицины в сфере стоматологии способствовало созданию мощных сетей специализированных стоматологических клиник, которые привлекали клиентов высоким качеством обслуживания, несмотря на платность оказываемых услуг. Платные стоматологические клиники захватили практически весь рынок стоматологических услуг в России: согласно экспертным оценкам, потенциальная мощность российского рынка стоматологических услуг оценивается в 300 млн. посещений в год, среди которых большую часть (268 млн.) занимают платные посещения.

Негосударственные стоматологические организации гораздо интенсивнее внедряют современные материалы и технологии, больше ориентируют на себя значительные слои населения различных социальных и возрастных групп, но стоматологическая помощь в негосударственных учреждениях была и остается дорогой областью сферы услуг, а ее объемы, безопасность, экономическая эффективность требуют детального изучения.

Среди потребителей медицинских услуг частного и государственного сектора был проведен опрос: "Оказываемые в частной медицине услуги: отличаются ли от предоставляемых в государственной системе?"

Рисунок 5 - Результаты опроса потребителей платных медицинских услуг

Большинство респондентов, обслуживающихся в амбулаторно-поликлинических ЛПУ (76,5%) ответили "да", обслуживающиеся в стационарных ЛПУ также ответили на заданный вопрос положительно (66%). Остальные 23,5% и 34% ответили "нет".

Сегодня частный сектор стоматологических услуг практически победил бесплатный государственный сектор, в связи с чем, рынок стоматологических услуг стабилизировался как в количественном, так и в качественном отношении, достигнув стадии насыщения и определенных пределов роста.

Рынок стоматологических услуг сейчас - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи стоматологической помощи по ценам, складывающимся при взаимодействии спроса и предложения в процессе монополистической (несовершенной) конкуренции.

Модель монополистической конкуренции обусловлена тем, что рынок стоматологических услуг представлен большим количеством участников, предлагающих относительно стандартизированные услуги, а также наличием барьеров для входа в отрасль, к числу которых относятся высокая стоимость медицинской аппаратуры и расходных материалов, высокий уровень конкуренции, высокая стоимость услуг аренды, нехватка действительно качественных специалистов и прочее.

Несмотря на многочисленность участников, рынок оказывается чувствителен к действиям наиболее крупных и высокорентабельных игроков, поэтому ценовая политика на рынке стоматологических услуг обычно строится с учетом конкурентных предложений. Структура данного рынка накладывает свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов со стороны государства. Наличие значительной конкуренции стимулирует производителей к предложению новых более качественных услуг, что обеспечивает более полный уровень удовлетворения потребностей населения в стоматологических услугах и в конечном итоге содействует улучшению его здоровья.

Другими тенденциями исследуемого рынка являются увеличение объема стоматологической помощи, оказываемой в частных кабинетах, расширение спектра стоматологических услуг, создание многопрофильных клиник, внедрение новых технологий и приобретение нового оборудования.

Число частных предпринимательских структур, оказывающих стоматологическую помощь в России увеличивается (рисунок 6).

Рисунок 6 - Динамика объема стоматологического рынка платных медицинских услуг в России, 2005-2015 гг., млрд. руб., %

[Источник: Росстат, Эксперт РА, оценка РБК. research]

По официальным оценкам, объем российского рынка стоматологии в 2015 г. составил порядка 280 млрд руб., а основная часть рынка приходилась на Москву, Санкт-Петербург и города-миллионеры.

По мнению экспертов, конкурентные преимущества стоматологического бизнеса складываются особенно оптимистично для тех вертикально интегрированных компаний, которые умеют концентрироваться на оказании высокоспециализированных услуг. Еще одна любимая ниша, за которую готовы конкурировать крупные игроки - сегмент стоматологических услуг в области государственных гарантий, то есть в ОМС. Этот "пирог" пока не поделен, к тому же для вложений в бизнес уже не нужны огромные суммы, а жесткие критерии оценки качества стоматологических услуг пока не выработаны.

Одной из тенденций развития российской частной медицины является развитие сетевых проектов. Это касается всех сегментов рынка - и многопрофильных, и специализированных клиник, в том числе стоматологических. На сегодняшний день на рынке стоматологических услуг можно выделить три типа медицинских учреждений (не считая государственных стоматологических учреждений), оказывающих платные стоматологические услуги:

·              одиночные стоматологические клиники, частные кабинеты;

·              сети стоматологических клиник;

·              медицинские центры и клиники, которые, кроме стоматологических услуг, оказывают и другие платные медицинские услуги.

Особенностью рынка стоматологических услуг является низкая распространенность сетевого формата. Клиники неохотно структурируются в сети. Первоначально в структуре частной медицины преобладали частные врачи - их доля составляла до 60% от общего объема предложений, а на сегодня сократилась до 25%.

Важнейшими перспективами в области стоматологических услуг эксперты считают активное развитие имплантологии, поскольку в этой нише велика конкуренция среди производителей, а сама технология позволяет за один раз эффективно решить проблему пациента.

Что касается тарифов на стоматологические услуги, они в России в целом адекватны ситуации.

По эффективности стоматологических технологий российские клиники вышли на хороший уровень. Обучение новым технологиям преимущественно бесплатное, производители оборудования и материалов заинтересованы в образованных кадрах, да и цена внедрения технологий в России ниже западной. Стоит обратить внимание, что цены на стоматологические услуги в России ниже цен по сравнению со странами ЕС и США в относительном показателе от 50% до 200% в зависимости от вида услуги. По данным Nobel Biocare Russia LLC, высок уровень стоматологических услуг в Екатеринбурге, Самаре, Владивостоке, есть отдельные клиники и специалисты во многих крупных российских городах. "Центр клинического мастерства" (клиника, работающая по международным стандартам) выдал около 80 сертификатов в России, "из которых на Москву и Петербург приходится около половины".

Наиболее распространенным типом стоматологического предприятия в России являются несетевые клиники и частные кабинеты: их насчитывается около 73%. На долю сетевых предприятий приходится 27% от общей численности стоматологических клиник (рис. 10).

Рисунок 7 - Структура стоматологических предприятий по типам функционирования

Однако с началом кризиса вышеперечисленные тенденции были подвергнуты циклическим колебаниям. В конце 2014 года спрос на платную медицину снизился, начался отток пациентов. Клиники, не имеющие постоянной клиентской базы, стали закрываться. Это привело к сокращению потенциальной емкости российского рынка стоматологии: если в 2012 г. емкость составляла 1,5 млрд долл., то в 2014 г. ее уровень снизился до 1,2 млрд долл. [3]. В 2015 году спрос на стоматологические услуги начал восстанавливаться, хотя докризисный уровень на сегодняшний день еще не достигнут.

Анализ динамики цен на стоматологические услуги в период 2014-15 гг. показал весьма заметный темп роста цен. В нынешних экономических условиях, повышение цен на медицинские услуги связаны, в первую очередь, с повышением курсов валют. Так, на первое сентября 2014 года курс евро был 48,6315 и курс доллара 36,9316, на первое апреля 2015 г. курс евро 62,0487 по данным ЦБ курс доллара 57,65, что составляет повышение стоимости евро на 27,59 % и доллара на 56,10 %. Таким образом, закупочная стоимость импортных товаров и услуг возросла минимум на 27,59% при закупках в евро и на 56,10% при закупках в долларах, а ведь это далеко не верхние границы курсов, например, 18 декабря 2014 года курс евро составлял 84,589 рублей и курс доллара 67,7851 рублей, что гарантировало повышение закупочной стоимости в этот период на 73,94 % при покупке в евро, по сравнению с первым сентября 2014 года, и 83,54% на закупку в долларах соответственно. В таких условиях предприятия вынуждены повышать цены. Вопрос в большей степени не в том надо ли повышать, а как именно повышать.

В кризис покупатели больше задумываются о целесообразности приобретения тех или иных товаров и услуг, зачастую отдают предпочтение необходимым товарам, но самое главное - они не престают покупать.

Сохранение постоянных клиентов важно в этот непростой период, кризисы проходят, а бизнес остается. Стратегия скользящей падающей цены на медицинские услуги может быть оправдана: определяющим фактором является соотношение спроса и предложения. Медицинскому учреждению необходимо анализировать темпы роста рынка медицинских услуг, сопоставлять с динамикой емкости рынка и определять на сколько процентов необходимо снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Стратегия рассчитана на услуги массового спроса.

Эффективно применение стимулирующего ценообразования: скидки, акции, причем предпочтительнее уделять внимание именно скидкам, а не подаркам сверх покупок, покупатели в сложных экономических условиях предпочитают экономию подаркам.

Главным фактором, опережающим темп роста цен в стоматологии, но непосредственно его определяющим, является значительный рост цен на импортные стоматологические материалы, инструменты и оборудование.

В этот трудный экономический период предприятия, оказывающие медицинские услуги, могут сделать акцент-упор на предложение более простых и доступных для населения услуг, где как бы более усложненные услуги стоят дороже. Некая "линейка стоматологических услуг". Возможно, это будут те же услуги, но расходы на их оказание меньше (замена импортных материалов - отечественными, уменьшение время работы на 1 клиента, убрать повторное диагностирование и т.д.).

Покупатель продолжает пользоваться привычными услугами, экономя при этом, продавец же сохраняет клиента, который не перешел на использование услуг другого медицинского учреждения, и в после кризисных условиях его не придется привлекать снова, затратив немалые средства на рекламу и маркетинг. В кризисных условиях покупатели ждут от услуг надежности и качества, дабы избежать дополнительных затрат на лечение. Важным моментом может стать повышение цены на услуги с более инновационным оборудованием, и снижение цен на более простые. Анализ рынка по отрасли, а также прямое общение с клиентами, поможет выявить изменения в потребностях и предпочтениях клиентов, эти данные помогут корректировать ценовую политику компании в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Стратегия \"снятия сливок\" объясняет, что спрос на такого рода услуги не чувствителен к высокой цене. Эта стратегия оправдана, если есть уверенность, что в ближайшее время не появится аналогичная услуга.

Изменить привычную стратегию и поднять цены, следуя требованиям инфляции (вследствие удорожания импортных материалов), решились не все игроки рынка стоматологических услуг в силу высокого уровня конкуренции и низкой реальной производственное загрузки клиник (50-60 %).

Однако даже в условиях экономического кризиса стоматология не потеряла своей актуальности, и, несмотря на все трудности, в середине 2015 года компаниям удалось стабилизировать данную ситуацию. Стоматологические заболевания имеют широкую распространенность в России и занимают 2-е место в структуре причин обращаемости населения в медицинские учреждения. В связи с этим стоматологическая помощь достигла значимых успехов в развитии и остается наиболее востребованной в современной реалии.

По данным ассоциации стоматологов России, в стране сегодня работают 80 тыс. стоматологов и 20 тыс. зубных врачей, но хирургическую подготовку имеют только 5% дипломированных специалистов. Потому рынок имплантологических услуг составляет в РФ чуть более 75 млн долл. в год.

Потенциальная потребность в таких услугах, по мнению экспертов, велика. В докризисный период ежегодно увеличивался приток клиентов, пришедших провести профессиональную гигиену и санацию полости рта, воспользоваться эстетическими услугами. В посткризисный период, очевидно, что именно эти услуги будут обеспечивать качественный прирост рынка.

Будущее рынка стоматологических услуг эксперты связывают с развитием высоких технологий и появлением клиник нового типа. Развитие предпринимательства предполагается в плоскостях гигиена, имплантология и ортодонтия.

В России стоматология - самый коммерциализированный сегмент частной медицины. В целом по всей медицинской отрасли на частные клиники приходится не более 5 % от числа точек. В стоматологии этот показатель значительно выше. По данным в десяти к̣р̣упнейших городах на долю частных приходится больше половины стоматологических лечебных заведений. В некоторых мегаполисах на частные клиники приходится до 90 % заведений. Например, во Владивостоке на долю стоматологических услуг приходится 44 % всего оборота платной медицины, в целом по России, согласно оценкам СORIS Assistance, 60 % оборота платных медуслуг.

Заключение


Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение, как специфическая социальная сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы, не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения, так как будут оставаться социально значимые виды медицинских услуг, которые должны субсидироваться государством.

Эти услуги, прежде всего, призваны обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета - сохранение, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения страны, оказание ему высокоэффективных оздоровительных и лечебно-профилактических услуг.

Определение экономической эффективности медицинского обслуживания основывается прежде всего на установлении стоимости отдельных видов медицинских услуг, а также величины ущерба, наносимого теми или иными заболеваниями. Стоимостные показатели медицинской услуги служат исходными для соизмерения затрат и экономического эффекта при определении их экономической эффективности. В конкретных расчетах эта эффективность может измеряться частным от деления суммы, отражающей выгоду (экономический эффект) данного мероприятия, на сумму расходов на него.

Активное внедрение представленных рыночных механизмов ставит перед системой медицинского обслуживания новые задачи экономического характера, среди которых:

определение роли и места медицинских услуг в экономике народного хозяйства;

рациональное использование ограниченных ресурсов здравоохранения при оказании медицинских услуг;

изучение тенденций в изменении структуры спроса и государственной политики в области здравоохранения;

расчет и оценка экономической эффективности медицинских услуг;

экономическое обоснование новых форм и методов медицинского обслуживания населения;

разработка и внедрение эффективных форм оплаты труда медицинских работников;

формирование оптимальной структуры кадрового обеспечения медицинских услуг (установление оптимального соотношения "врачи - средний медицинский персонал");

построение конкурентоспособной системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере экономики здравоохранения;

разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинских услуг, их соответствие национальным и международным стандартам и нормам;

применение маркетинговых подходов при реализации медицинских услуг, включая рекламу и другие методы стимулирования сбыта [6].

Анализ рынка стоматологических услуг как составной части отечественной экономики здравоохранения показал, что это социально-ориентированная отрасль со всеми присущими социальной сфере особенностями, недостаточным государственным участием, влиянием практически на все отрасли экономики страны, так как основной индикатор повышения качества жизни россиян.

Полный переход на рыночные отношения в последние годы позволил сформировать коммерческий сектор здравоохранения - рынок платных стоматологических услуг, на котором действуют все законы и правила спроса, предложения и конкуренции.

Рыночные отношения, являясь очевидной тенденцией и проблемой стоматологической практики одновременно, играют немаловажную роль на рынке стоматологических услуг. Связь в этом направлении имеет два вектора: первый - это чисто рыночные отношения, второй - совместные действия по реализации государственных принципов социального обеспечения населения и формирования здорового образа жизни населения за счет оказания неотложной медицинской помощи, высокотехнологичных стоматологических услуг, выполнения научных и лабораторных исследований и др.

Предпочтение, которое отдается либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, во многом определяет модель, тип финансирования и хозяйствования в здравоохранении.

Приводимые соображения свидетельствуют о явном наличии признаков явления, именуемого в экономической теории несостоятельностью рынка. Несостоятельность, т.е. невозможность выполнять в полной мере все функции управления, настройки, регулирования экономических процессов, рыночных отношений, присуща любому рынку. Возможности рыночного саморегулирования, реализации функций самоуправления посредством "невидимой руки" рынка, о которой писал еще А. Смит в своей фундаментальной работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", вовсе не безграничны. То, что не способен наладить сам рынок, должны делать государство, общество посредством регулирования экономических отношений, действия самого рынка. По отношению к удовлетворению потребностей в медицинских товарах и услугах проявляется - и в экономическом, и в социальном отношении - несостоятельность рынка.

Социальная несостоятельность рынка медицинских товаров и услуг состоит в том, что рыночный механизм спроса, предложения, ценообразования, игнорируя социальные факторы, ставит в выгодное положение материально обеспеченные слои населения, лишая возможности доступа к жизненно необходимым благам социально незащищенных граждан с низким доходом.

Список использованных источников


1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 43.

. О защите прав потребителей [Текст]: Федеральный закон РФ от от 07.02.1992 г. N 2300-I // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 43.

3. Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. №1006. - Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс". - Режим доступа: <http://www.consultant.ru>

. Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 г. №1152. - Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru

. Алимский, А.В. Перспективы и возможные направления трансформирования государственной стоматологической службы страны [Текст] / А.В. Алимский // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2010. - № 3 (32). - С.17-22.

. Алямовский В.В. Мониторинг удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи в государственной и негосударственной медицинских организациях [Текст] / В.В. Алямовский, В.Д. Шеварков, Р.Г. Буянкина // Институт стоматологии. - 2014. - № 2. - С.16-17.

. Багинский А.Л. Уровень стоматологической помощи и нуждаемость населения в основных ее видах [Текст] / А.Л. Багинский, В.В. Алямовский // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 3. - С.14-17.

. Галеса С.М., Дьяченко С.А. Взаимоотношения производителей и потребителей медицинских услуг [Текст] // Дальневосточный медицинский журнал. - 2014. - С.10.

. Гринчак А.В. Особенности ценообразования медицинских услуг [Текст] // Ценообразование в России. - 2014. - N 1. - С.89-104.

. Емелина Г.В., Гринин В.М., Иванов П.В. Кузнецова Н.К. Анализ стоматологических услуг как основа спроса населения [Текст] // Медицинские услуги в России. - 2013. - С. 89-104.

. Шеварков В.Д. Принципы организации и внедрения системы менеджмента качества в медицинские организации / В.Д. Шеварков, Р.Г. Буянкина, В.В. Алямовский // Современные достижения стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: труды Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной первому выпуску стоматологического факультета Кировской ГМА [Текст] / под ред. И.В. Шешунова, В.Ю. Никольского. - Киров, ГБОУ ВПО Кировская ГМА МЗ РФ, 2014. - С.275-277.

. Вагнер В.Д., Гурекевич К.Г., Пешков М.В. Архарова О.Н. Значение стоматологического здоровья для качества жизни пациента [Текст] // Проблемы стоматологии. - 2013. - С.3-7.

. Шестаков, В.Т. Управление качеством организации и оказания стоматологической помощи (методологические основы) [Текст] / В.Т. Шестаков // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2012. - № 2. - С.62-66.

. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов

. Российский рынок медицинских услуг 2012-2014 гг: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.privatmed.ru/

. Социальное положение и уровень жизни населения России в 2014 г. [Текст]: Стат. сб. / Росстат. - М., 2002. - 320 с.

. Социально-экономическое положение рынка здравоохранения в 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

. Стоматология и финансовый кризис: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/

. Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://cyberleninka.ru/>

. Русский медицинский журнал: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rmj.ru/

Похожие работы на - Анализ современного состояния стоматологической практики в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!