Сущность бизнес-плана организации и его реализация в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    554,7 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность бизнес-плана организации и его реализация в современных условиях

Введение

В условиях рыночной экономики основой планирования становится бизнес-планирование. Грамотная организация коммерческого мероприятия предусматривает необходимость тщательного планирования предстоящих действий в осуществлении мероприятий. И первым его выражением является бизнес-план - широко распространенное в рыночном хозяйстве как общепринятое средство менеджмента, используемое предприятиями и организациями любых масштабов для обоснования цели деятельности и путей достижения поставленных задач.

Решение проблем, связанных с бизнес-планированием опирается на общую теорию бизнес-планирования. Существенный вклад в теорию бизнес-планирования внесли такие зарубежные и отечественные ученые как Бекетова О.Н., Забродская Н.Г., Ковелло Дж., Морошкин В.А., Попов В.М., Романова М.В., Черняк В. бизнес план стратегия финансовый

Тема курсовой работы «Сущность бизнес-плана организации и его реализация в современных условиях» актуальна, так как она обусловлена тем фактом, что термин «бизнес-план» используется в Республике Беларусь достаточно давно (с начала 90-х годов), но до последнего времени он стойко ассоциировался с такими понятиями как «инвестиционный проект», «новый бизнес» и составлялся больше из необходимости получения кредитов или инвестиций. Однако сегодня руководители субъектов хозяйствования приходят к выводу о необходимости составления не только инвестиционных бизнес-планов, но и бизнес-планов текущей деятельности, чему в определенной степени способствует и государство, которое законодательным путем обязывает предприятия составлять текущие бизнес-планы. На примере ОАО «Быховрайбытуслуги» доказывается эффективность бизнес-планирования, и разрабатываются пути совершенствования в соответствии с современными условиями. Эта работа подчеркивает необходимость составления бизнес-плана в соответствии с определенными методами и проведением экономических расчетов, что, безусловно, помогает увидеть будущие сложности и понять, преодолимы ли они и где надо «подстраховать» себя. В ходе курсовой работы было выяснено, что отсутствие текущего бизнес-плана приводит к неэффективному распределению и использованию финансовых и материальных ресурсов организации.

Цель исследования данной работы заключается в изучении сущности бизнес-плана организации и его реализации в современных условиях.

Для достижения данной цели в процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

раскрыть содержание понятия «бизнес-план»;

исследовать сущность, функции и необходимость бизнес-планов;

рассмотреть зарубежный опыт бизнес-планирования;

провести анализ и оценку эффективности бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги»;

рассмотреть пути совершенствования бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги».

Объектом исследования является предприятие ОАО «Быховрайбытуслуги».

Предметом исследования выступают показатели, характеризующие развитие организации, изложенные в бизнес-плане.

Методика исследования включает в себя следующие методы: исследование научной литературы, анализа и синтеза, системного подхода.

Для выполнения курсовой работы было привлечено 20 источников учебной и литературы и периодических изданий. Информация в этих источниках значительна, но акцент сделан в сторону разработки инвестиционных проектов. Можно считать, что недостаточно уделено внимание разработке бизнес-планов текущего развития.

Структура курсовой работы состоит из 57 страниц печатного текста. В ее состав входят введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении излагается актуальность, цели, задачи, объект, методы исследования, степень разработанности темы, учебная значимость и структура курсовой роботы.

В главе 1 «Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации» рассматривается сущность, функции и необходимость бизнес-плана, характеризуются основные типы бизнес-планов, оценивается зарубежный опыт и особенности бизнес-планирования .

В главе 2 «Оценка системы бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги» анализируется организационно-экономическая характеристика, оценивается эффективность бизнес-планирования в данной организации.

В главе 3 «Пути совершенствования бизнес-планирования в ОАО «Быховрайбытуслуги» предлагаются рекомендации по улучшению и доработке бизнес-плана данной организации.




. Бизнес-план как инструмент управления деятельностью организации

.1 Сущность, функции и необходимость бизнес-плана

Современная экономическая ситуация диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Процесс вхождения экономики в систему рыночных коммуникаций, деятельность хозяйственных субъектов в условиях конкуренции и в постоянно меняющейся конкурентной среде требуют от каждого предпринимателя, бизнесмена, менеджера постоянного совершенствования предпринимательской деятельности. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений в новых экономических условиях хозяйствования является бизнес-план.

Бизнес-план помогает предпринимателям продумывать свою стратегию, соизмерять свой энтузиазм с реальностью и осознавать существующие ограничения. Он позволяет избежать таких потенциально опасных ошибок, как нехватка капитала для функционирования фирмы, отрицательный баланс движения денежной наличности, неверный подбор персонала, неправильный выбор местонахождения предприятия и погоня не за тем рынком, который действительно нужен.

Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Бизнес-планирование важно и для того, чтобы убедить партнеров и инвесторов в правильности выбранного пути. Особенно бизнес-план важен в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе, предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Овладение техникой бизнес-планирования становится сегодня актуальной задачей предпринимателей.

Бизнес-планирование - специфический вид плановой деятельности в составе общей функции планирования, удовлетворяющий потребности любого предприятия или организации иметь ясные цели <#"881678.files/image001.gif">

Рисунок 2 -- Схема имитационной модели организации, реализующей бизнес-план.

Таким образом, построив имитационную модель финансовой деятельности организации с помощью Project Expert, можно решить следующие задачи:

разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

разработать план развития организации или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных и финансовых ресурсов;

проиграть различные сценарии развития организации, варьируя значения факторов, способных повлиять на ее финансовые результаты;

сформировать стандартные финансовые документы;

рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели;

провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности организации;

подготовить безупречно оформленный бизнес-план организации или инновационного проекта, полностью соответствующий международным требованиям, на русском и нескольких европейских языках.

Изучение литературы по проблемам внутрифирменного планирования показало, что в ряде индустриально развитых стран созданы эффективные системы планирования. Особого внимания заслуживает опыт США. Основой работы по тактическому планированию в США является составление финансовых программ (бюджетов) компании, предусматривающих развитие производства в соответствии с прогнозами сбыта.

Наиболее широко распространена пятилетняя финансовая программа, которая дробится на годовые тактические планы. Годовой план - скользящий. По истечении каждого квартала к нему добавляются новые три месяца, и вся работа организации снова планируется на год вперед. Перспективные и текущие тактические планы взаимосвязаны: текущие планы представляют собой детализацию перспективных планов. Стратегический план при этом охватывает период времени в 10 лет.

Определенный интерес представляет опыт планирования итальянского концерна «Фиат», который с начала 70-х годов начал работать по трехлетним планам, а в настоящие время перешел на пятилетнее планирование. При этом менеджеры концерна «Фиат» добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей.

Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно связываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года пятилетнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку. Непрерывное планирование предусматривает и постоянную корректировку нормативов.

Хотелось бы отметить, что бизнес-план - это стратегия развития и инструмент на каждый день, и в первую очередь бизнес-планы должны делаться для собственного развития, а затем уже для внешних пользователей - инвесторов и чиновников.

Бизнес-план предприятие может разработать самостоятельно. Ho, как показывает практика, при таком подходе комплексно решить эту проблему не удается. Независимо от профессионального уровня специалистов, занятых в процессе разработки бизнес-плана на предприятии, они не имеют практического опыта по решению подобных задач, в результате чего изначально закладывается как неоптимальность их отдельных управленческих решений, так и всего бизнес-плана в целом.

Консультационные фирмы обладают практическим опытом доведения подобных работ, что позволяет оказывать реальную помощь предприятию, быстро и профессионально осуществлять разработку бизнес-плана. В итоге предприятие выигрывает не только в качестве разработанного бизнес-плана, но и в затратах на его разработку.

Также необходимо проводить расчет экономической эффективности от внедрения нового оборудования, новых компьютерных технологий, расширения сети филиала, которые отсутствуют в бизнес-плане.

Заключение

Вопросы планирования деятельности организаций в условиях рыночной экономики становятся все более важными для Республики Беларусь с переходом национальной экономики на стабильный путь развития. Одним из важных элементов планирования в новых условиях является бизнес-планирование, поскольку бизнес-план занимает важное место в механизме управления организацией. В западной экономической практике бизнес-план это и инструмент планирования деятельности организации, и инструмент управления им. Понятие бизнес-планирование в белорусских организациях появилось сравнительно недавно. Однако, несмотря на то, что такая тенденция наблюдается уже в течение нескольких лет, это процесс, который находится только в начале своего развития.

Вместе с тем, в российской и белорусской экономической науке некоторые аспекты бизнес-планирования еще недостаточно проработаны, практически отсутствуют работы по учету отраслевой специфики при построении бизнес-планов в организации. Хотелось бы отметить, что в последнее время государством принимаются меры по регулированию бизнес-планирования. Министерством экономики Республики Беларусь утверждены Рекомендации по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

В целом, бизнес-планирование, которое является не чем иным, как технологией планирования, учета и контроля финансовых результатов - это первый экзамен на зрелость для каждой организации. Составление бизнес-плана помогает понять, что и почему происходит с организацией на рынке, и учит экономить на затратах. Бизнес-планирование связано, с одной стороны с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Бизнес-план является ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все организации, за исключением самых мелких, составляют бизнес-планы.

Не секрет, что часто разрабатываемые бизнес-планы недостаточно проработаны и имеют массу недостатков. Одной из причин не совсем удачного планирования бизнес-процесса, является то, что планы различных структурных подразделений организации, не достаточно скоординированы с общей стратегией всей организации. При этом создается реальная опасность того, что некоторые структурные подразделения не вписываются в общий ритм всей организации. Скоординированность усилий всех подразделений - один из факторов успеха. В планировании минимальная неточность, отсутствие координации в работе различных отделов и подразделений организации, как минимум, затруднят путь к цели.

Считается, что при написании бизнес-планов развития, целесообразно определить, что будет сделано в организации, а что нет. В случае наличия в большой структуре множества небольших подразделений, гораздо эффективнее предоставлять руководителям этих составных частей компании больше свободы в своих действиях. В случае диктаторского стиля управления, происходит процесс уменьшения точек приносящих прибыль. При этом, конечно, топ - менеджеры должны осуществлять общее руководство, с тем, чтобы выдерживалась общая линия в работе всей организации. Часто такого рода руководство может быть сведено к общим указаниям, позволяющим избежать, к примеру, типичных ошибок, или ошибок, которые уже были допущены в других подразделениях.

Иногда, организации для разработки бизнес-планов используют "косвенные методы", либо "предполагаемые ситуации". К сожалению, такие искусственные предположения, часто приводят к значительным ошибкам в планировании. Именно в этом и состоит проблема многих бизнес-планов, когда необоснованно за действительность принимаются какие-либо идеальные условия, предположения и т.п. Если такого рода предположения не подкреплены проведенными исследованиями, не подтверждены потребителями готовой продукции, то все это может привести к печальным результатам. Все утверждения, используемые в бизнес-плане, должны подтверждаться документально. [19, с.298]

Руководство организации просто обязано выяснить, на чем основывается предположение, что, допустим, лежит в основе оценки производительности или в оценке параметров прибыли от реализации продукции. Ведь кроме основных и традиционных финансовых показателей, существуют и дополнительные, заимствованные из финансового менеджмента.

Обычно при работе над бизнес-планом развития организации работники определенных отделов планируют и отвечают за результаты только определенных задач. Это не самый эффективный путь для создания по-настоящему работающего плана развития организации. Основные задачи по определению стратегических целей развития организации должны быть возложены на специальную группу, состоящую из всех отделов, которые задействованы в процессе планирования. Каждый сотрудник этой группы должен знать свои задачи, стоящие перед отделом для выполнения плана и общие цели организации. В противном случае, происходит полнейшая неразбериха и отсутствие координации между структурными частями организации, что, в свою очередь, приводит к провалу грандиозных планов, которые задумывались.

Специалисты рекомендуют повышенное внимание уделять системе стимулирования и наказания при выполнении или невыполнении планового задания. Министр экономики Беларуси предлагает также увязать материальное стимулирование руководителей с выполнением в организациях прогнозных параметров экономического развития. Николай Снопков подчеркнул, что материальное стимулирование руководителей и управленцев является одним из важных условий выполнения в Беларуси прогноза социально-экономического развития. "Для усиления ответственности полагаем целесообразным в кратчайшие сроки органам госуправления и облисполкомам перезаключить контракты с руководителями подчиненных им организаций. Предусмотреть в них обязательства по выполнению темпов роста производства, выручки от реализации продукции (работ, услуг, экспорта, заработной платы) при соответствующем материальном стимулировании по итогам года в зависимости от их выполнения и полученной прибыли". [12, с.2]

В заключение, хочется сказать, что единой схемы для разработки удачного бизнес-плана не существует. Однако есть некоторые моменты, необходимые для достижения конечной цели. Прежде всего, руководство высшего звена должно включаться в планирование намного чаще и активнее, чем это происходит на современном этапе во многих организациях. Совместная работа над планированием, с созданием специальной группы из представителей всех заинтересованных в структурных подразделениях и с участием высшего руководства организации, напротив, приведет к положительным результатам. Бизнес-план невозможно создать одному абстрактному лицу. Только создание бизнес-плана в единстве с различными отделами организации, приведет к тому, что этот план будет результатом коллективного творчества и будет планом целой команды, что, во многом, обеспечит прекрасные результаты при его составлении и выполнении.

Похожие работы на - Сущность бизнес-плана организации и его реализация в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!